Смотреть страницы где упоминается термин прогноз составление. Методы составления прогнозов. Основные классификаторы в методологии прогнозирования

В данной статье рассмотрен один из основных методов прогнозирования - анализ временных рядов. На примере розничного магазина с помощью данного метода определены объемы продаж на прогнозный период.

Одна из главных обязанностей любого руководителя - грамотно планировать работу своей компании. Мир и бизнес сейчас меняются очень стремительно, и успеть за всеми изменениями непросто. Многие события, которые невозможно предусмотреть заранее, меняют планы фирмы (например, выпуск нового продукта или группы товаров, появление на рынке сильной компании, объединение конкурентов). Но надо понимать, что зачастую планы нужны лишь для того, чтобы вносить в них коррективы, и в этом нет ничего страшного.

Любой процесс прогнозирования, как правило, строится в следующей последовательности:

1. Формулировка проблемы.

2. Сбор информации и выбор метода прогнозирования.

3. Применение метода и оценка полученного прогноза.

4. Использование прогноза для принятия решения.

5. Анализ «прогноз-факт».

Все начинается с корректной формулировки проблемы. В зависимости от нее задача прогнозирования может быть сведена, например, к задаче оптимизации. Для краткосрочного планирования производства не так важно, каким будет объем продаж в ближайшие дни. Важнее максимально эффективно распределить объемы производства продукции по имеющимся мощностям.

Краеугольным ограничением при выборе метода прогнозирования будет исходная информация: ее тип, доступность, возможность обработки, однородность, объем.

Выбор конкретного метода прогнозирования зависит от многих моментов. Достаточно ли объективной информации о прогнозируемом явлении (существует ли данный товар или аналоги достаточно долго)? Ожидаются ли качественные изменения изучаемого явления? Имеются ли зависимости между изучаемыми явлениями и/или внутри массивов данных (объемы продаж, как правило, зависят от объемов вложений в рекламу)? Являются ли данные временным рядом (информация о наличии собственности у заемщиков не является временным рядом)? Имеются ли повторяющиеся события (сезонные колебания)?

Независимо от того, в какой отрасли и сфере хозяйственной деятельности работает фирма, ее руководству постоянно приходится принимать решения, последствия которых проявятся в будущем. Любое решение основывается на том или ином способе проведения. Одним из таких способов является прогнозирование.

Прогнозирование - это научное определение вероятных путей и результатов предстоящего развития экономической системы и оценка показателей, характеризующих это развитие в более или менее отдаленном будущем.

Рассмотрим прогнозирование объема продаж, используя метод анализа временных рядов.

Прогнозирование на основе анализа временных рядов предполагает, что происходившие изменения в объемах продаж могут быть использованы для определения этого показателя в последующие периоды времени.

Временной ряд - это ряд наблюдений, проводящихся регулярно через равные промежутки времени: год, неделю, сутки или даже минуты, в зависимости от характера рассматриваемой переменной.

Обычно временной ряд состоит из нескольких компонентов:

1) тренда - общей долгосрочной тенденции изменения временного ряда, лежащей в основе его динамики;

2) сезонной вариации - краткосрочного регулярно повторяющегося колебания значений временного ряда вокруг тренда;

3) циклических колебаний, характеризующих так называемый цикл деловой активности, или экономический цикл, состоящий из экономического подъема, спада, депрессии и оживления. Этот цикл повторяется регулярно.

Для объединения отдельных элементов временного ряда можно воспользоваться мультипликативной моделью:

Объем продаж = Тренд × Сезонная вариация × Остаточная вариация. (1)

В ходе составления прогноза продаж учитывают показатели компании за последние несколько лет, прогноз роста рынка, динамику развития конкурентов. Оптимальное прогнозирование продаж и корректировку прогноза обеспечивает полный отчет о продажах компании.

Применим данный метод для определения объема продаж салона «Часы» на 2009 г. В табл. 1 представлены объемы продаж салона «Часы», специализирующегося на розничной продаже часов.

Таблица 1. Динамика объема продаж салона «Часы», тыс. руб.

Для данных, приведенных в табл. 1, отметим два основных момента:

    существующий тренд : объем продаж в соответствующих кварталах каждого года стабильно растет год от года;

  • сезонная вариация: в первые три квартала каждого года продажи медленно растут, но остаются на относительно низком уровне; максимальные за год значения объема продаж всегда приходятся на четвертый квартал. Такая динамика повторяется из года в год. Данный тип отклонений всегда носит название сезонных, даже если речь идет, например, о временном ряде еженедельных объемов продаж. Этот термин просто отражает регулярность и краткосрочность отклонений от тренда по сравнению с продолжительностью временного ряда.

Первый этап анализа временных рядов - построение графика данных.

Для того чтобы составить прогноз, необходимо сначала рассчитать тренд, а затем - сезонные компоненты.

Расчет тренда

Тренд - это общая долгосрочная тенденция изменения временного ряда, лежащего в основе его динамики.

Если посмотреть на рис. 2, то через точки гистограммы можно от руки начертить линию повышательного тренда. Однако для этого есть математические методы, позволяющие оценить тренд более объективно и точно.

Если у временного ряда есть сезонная вариация, обычно применяют метод скользящей средней.Традиционным методом прогнозирования будущего значения показателя является усреднение n его прошлых значений.

Математически скользящие средние (служащие оценкой будущего значения спроса) выражаются так:

Скользящая средняя = Сумма спроса за предыдущие n-периоды / n. (2)

Средний объем продаж за первые четыре квартала = (937,6 + 657,6 + 1001,8 + 1239,2) / 4 = 959,075 тыс. руб.

Когда квартал заканчивается, данные об объеме продаж в течение последнего квартала прибавляются к сумме данных за предыдущие три квартала, а данные за ранний квартал отбрасываются. Это приводит к сглаживанию краткосрочных нарушений в ряде данных.

Средний объем продаж за следующие четыре квартала = (657,6 + 1001,8 + 1239,2 + 1112,5) / 4 = 1002,775 тыс. руб.

Первая рассчитанная средняя показывает средний объем продаж за первый год и находится посередине между данными о продажах за II и III кварталы 2007 г. Средняя за следующие четыре квартала разместится между объемом продаж за III и IV кварталы. Таким образом, данные столбца 3 - это тренд скользящих средних.

Но для продолжения анализа временного ряда и расчета сезонной вариации необходимо знать значение тренда точно на то же время, что и исходные данные, поэтому необходимо центрировать полученные скользящие средние, сложив соседние значения и разделив их пополам. Центрированная средняя и есть значение рассчитанного тренда (расчеты представлены в столбцах 4 и 5 табл. 2).

Таблица 2. Анализ временного ряда

Объем продаж, тыс. руб.

Четырехквартальная скользящая средняя

Сумма двух соседних значений

Тренд, тыс. руб.

Объем продаж / тренд × 100

I кв. 2007 г.

II кв. 2007 г.

III кв. 2007 г.

IV кв. 2007 г.

I кв. 2008 г.

II кв. 2008 г.

III кв. 2008 г.

IV кв. 2008 г.

Для составления прогноза продаж на каждый квартал 2009 г. надо продолжить на графике тренд скользящих средних. Так как процесс сглаживания устранил все колебания вокруг тренда, то сделать это будет несложно. Распространение тренда показано линией на рис. 4. По графику можно определить прогноз для каждого квартала (табл. 3).

Таблица 3. Прогноз тренда на 2009 г.

2009 г.

Объем продаж, тыс. руб.

Расчет сезонной вариации

Для того чтобы составить реалистичный прогноз продаж на каждый квартал 2009 г., необходимо рассмотреть поквартальную динамику объема продаж и рассчитать сезонную вариацию. Если обратиться к данным о продажах за предыдущий период и пренебречь трендом, можно рассмотреть сезонную вариацию более четко. Так как для анализа временного ряда будет использована мультипликативная модель , необходимо разделить каждый показатель объема продаж на величину тренда, как показано в следующей формуле:

Мультипликативная модель = Тренд × Сезонная вариация × Остаточная вариация × Объем продаж / Тренд = Сезонная вариация × Остаточная вариация. (3)

Результаты расчетов представлены в столбце 6 табл. 2. Для того чтобы выразить значения показателей в процентах и округлить их до первого десятичного знака, умножаем их на 100.

Теперь будем по очереди брать данные за каждый квартал и устанавливать, на сколько в среднем они больше или меньше значений тренда. Расчеты приведены в табл. 4.

Таблица 4. Расчет средней квартальной вариации, тыс. руб.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Нескорректированная средняя

Нескорректированные данные в табл. 4 содержат как сезонную, так и остаточную вариацию. Для удаления элемента остаточной вариации необходимо скорректировать средние. В долгосрочном плане величина превышения объема продаж над трендом в удачные кварталы должна уравниваться с величиной, на которую объем продаж ниже тренда в неудачные кварталы, чтобы сезонные компоненты в сумме составляли примерно 400 %. В данном случае сумма нескорректированных средних равна 398,6. Таким образом, необходимо умножить каждое среднее значение на корректирующий коэффициент, чтобы сумма средних составила 400.

Корректирующий коэффициент рассчитывается следующим образом: Корректирующий коэффициент = 400 / 398,6 = 1,0036.

Расчет сезонной вариации представлен в табл. 5.

Таблица 5. Расчет сезонной вариации

На основании данных табл. 5 можно спрогнозировать, например, что в I квартале объем продаж в среднем будет составлять 96,3 % значения тренда, в IV - 118,1 % значения тренда.

Прогноз продаж

При составлении прогноза продаж исходим из следующих предположений:

    динамика тренда останется неизменной по сравнению с прошлыми периодами;

    сезонная вариация сохранит свое поведение.

Естественно, это предположение может оказаться неверным, придется вносить коррективы, учитывая экспертное ожидаемое изменение ситуации. Например, на рынок может выйти другой крупный торговец часами и сбить цены салона «Часы», может измениться экономическая ситуация в стране и т. д.

Тем не менее, основываясь на вышеперечисленных предположениях, можно составить прогноз продаж по кварталам на 2009 г. Для этого полученные значения квартального тренда надо умножить на значение соответствующей сезонной вариации за каждый квартал. Расчет данных приведен в табл. 6.

Таблица 6. Составление прогноза продаж по кварталам салона «Часы» на 2009 г.

Из полученного прогноза видно, что товарооборот салона «Часы» в 2009 г. может составить 5814 тыс. руб., но для этого предприятию необходимо проводить различные мероприятия.

Полный текст статьи читайте в журнале "Справочник экономиста" №11 (2009 г.).

1. Разработка технического состояния на прогноз объект и предмет

2. Ставим задачи

4. Показатели

2. этап Сбор объективной информации

3. этап Выборка и её составление

4. Составление поискового прогноза

5. Нормативный прогноз

6. Отдаём на экспертизу специалистам

7. Коллективная экспортная оценка

8. Вносим коррективы в наш прогноз

9. Сдаём заказчику

10. Реализуем

11. Вносим корректировку в прогноз

12. Подведение итогов

13.Критерии истинности социальных прогнозов, проектов .

Ценность социальных прогнозов определяется не только общественной значимостью прогнозируемого явления, но и степенью его точности, надежности. От уровня достоверности прогнозов зависит как исход будущих событий, так и своевременность воздействий на процессы настоящего, из которых рождается будущее. Настоящее представляет собой единственный период временного потока, в котором люди воздействуют на исторический процесс. Степень этого воздействия зависит от предполагаемого исхода будущих событий, от степени вероятного осуществления прогнозов. Принятие решений в настоящем, составление планов на будущее, определение очередных задач и более отдаленных целей как в индивидуальном поведении человека, так и в деятельности отдельных коллективов, социальных групп и всего общества в целом, - все это ставит проблему истинности или надежности социальных прогнозов в центр научного исследования.

Прогнозирование - необходимое звено процесса познания, органически входит в него и подчиняется всем его закономерностям и принципам. Важнейшим из этих принципов является правильное понимание сущности общественной практики, ее роли в процессе познания. Являясь основой, целью и критерием истинности, достоверности знаний человечества, практика выполняет аналогичную роль и применительно к прогностической функции процесса познания. Здесь, как и во всем процессе познания, практика выступает в диалектическом единстве, т. е. как основа, цель и критерий достоверности наших знаний о будущем.

Однако социальное прогнозирование имеет свою специфику, вытекающую из особенностей проявления и реализации законов общественной жизни через осознанную, целенаправленную деятельность людей. Изучение этих законов и на этой основе научное предположение направления и характера их действия в будущем и составляют по сути дела основу социального прогнозирования. Следовательно, и роль практики в социальном прогнозировании неизбежно должна характеризоваться той же спецификой, которая отличает социальное прогнозирование от процесса познания в целом и от прогнозирования вообще. Конечно, любое прогнозирование как функция общественного сознания социально, имеется в виду прогноз непосредственно социальных процессов, т. е. прогноз развития и дальнейшего функционирования самого общественного организма, социальное прогнозирование в собственном смысле слова.



Надежность прогноза. Под надежностью прогноза понимается необходимая или, по крайней мере, достаточная степень вероятности, оправдываемости разработанных прогнозов. Надежность прогнозов зависит от ряда факторов: глубины и четкости нашего знания объективных закономерностей и законов, определяющих развитие различных социальных систем; умения правильно отобразить, «смоделировать» социальные системы. Большую роль при этом играет степень изученности конкретных социальных процессов, полнота информации об условиях и причинно-следственных связях, определяющих развитие того или иного социального процесса, а также своевременность и быстрота обработки потока информационных данных о конкретных социальных процессах, отношениях. Качество, полнота, достоверность социальной информации, как правило, прямо пропорциональны достоверности социального прогноза.

Сказанное выше позволяет сделать некоторые общие теоретические и методологические выводы, основополагающие для всякой прогностической деятельности. Во-первых, становится очевидно, какое значение имеет теория для прогностики. Без теоретического проникновения в суть происходящих процессов и без практического опыта, без творческого применения научной теории вообще немыслимо научное прогнозирование. Прогностическая деятельность есть прежде всего научно-теоретическая деятельность. На любом участке общественной жизни она должна пониматься и осуществляться как непрерывный постоянный творческий процесс. Речь идет не о том, чтобы наспех составить некую картину будущего, представить будущее в соответствии с некими произвольными требованиями, а о том, чтобы организовать ответственную, целеустрем­ленную и непрерывную научную деятельность, которая должна быть свободна от всякой штурмовщины и некомпетентной опеки.



Во-вторых, решающим условием всякого прогнозирования является полнота информации относительно законов, определяющих ход прогнозируемого процесса, без этого создание серьезного прогноза вообще невозможно. Конечно, невозможно получить полную информацию о всех действующих законах. Во многих случаях придется иметь дело с гипотезами о закономерностях. Однако при этом нужно заранее знать, что надежность прогноза, как правило, тем меньше, чем больше придется прибегать к гипотетическим высказы­ваниям о законе, так что в итоге прогноз может потерять ценность. Поэтому анализ закона развития (а это является важным теоретическим условием) - «альфа и омега» любого прогноза.

В-третьих, решающее значение для прогноза имеет возможно более реальное и точное понимание определяющих условий, при которых начинаются прогнозируемые процессы и которые влияют на них. Это и предвидение реализации условий действия значительного (релевантного) для прогноза закона, и данные о других возможных условиях и факторах, могущих повлиять на объект прогноза. Как правило, информацию об исходных и сопутствующих условиях прогнозируемого процесса получить так же трудно, как и информацию о законе развития. Нередко приходится вначале иметь дело с большим количеством взаимодействующих факторов, которые затем могут быть включены в более крупные группы. Поэтому (особенно при про­гнозировании в области хозяйственного руководства) строжайшая объективность, научная достоверность, честность, исключение субъективизма и «украшательства» при анализе и оценке исходных и сопутствующих условий являются непременными предпосылками успешного прогнозирования.

Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня и индексов цен, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — , соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Важнейшими прогнозами в деятельности фирм являются прогнозы сбыта, при разработке которых могут быть использованы следующие основные методы:

  • опрос группы руководителей различных служб и отделов фирмы, а также обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых подразделений - прогноз предс тавляет собой среднее значение из их мнений. Метод применяется для новых фирм, не имеющих опыта использования других методов, а также когда отсутствует подробная информация о тенденциях развития рынка. В рамках данного метода создается возможность учитывать региональные особенности спроса и условий реализации продукции фирмы;
  • прогнозирование на базе прошлого оборота - определяется темп роста объема продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим и делается предположение, что достигнутые темпы роста сохранятся в следующем году:
    Оборот следующего года = Оборот отчетного года х (Оборот текущего года: Оборот прошлого года).
    Метод применяется для рынков со стабильной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом, незначительными колебаниями оборота и вялотекущим НТП;
  • анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта. К наиболее значимым факторам относятся: долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта, технические сдвиги, появление новых конкурентов и др. Метод используется для долгосрочных прогнозов на период не менее 3-5 лет и наиболее применим в капиталоемких видах деятельности;
  • корреляционный анализ - дополняет предыдущий метод, но основан на использовании более сложных методов статистического анализа. Выявляется теснота связи между уровнем сбыта и различными влияющими на него факторами, на основе чего факторы ранжируются по степени значимости. Метод требует больших затрат, связанных с глубоким исследованием рынка, и наиболее точные результаты дает на рынках со стабильной конъюнктурой;
  • прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы — сбыт прогнозируется в виде определенного процента от доли фирмы на рынке в данной отрасли. Делается расчет доли фирмы в общем объеме продаж на рынке. При использовании метода важно быть уверенным в точности прогноза сбыта по рынку в целом и не принимать в расчет неценовую конкуренцию;
  • анализ конечного использования — прогноз основывается на предполагаемых объемах заказов основных клиентов фирмы. Общий объем сбыта обычно превышает этот показатель на определенный процент. Метод требует проведения исследований по основным отраслям, потребляющим продукцию предприятия, и наиболее предпочтителен в отраслях сырьевого и энергетического комплекса и на фирмах, выпускающих законченные изделия и узлы;
  • анализ ассортимента товаров — прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют плановый оборот фирмы. Метод подходит для диверсифицированных фирм; его точность зависит от детального исследования рынка каждого вида изделий;
  • пробный маркетинг - один из самых точных подходов к прогнозированию сбыта. Новый продукт и система его продвижения на рынке (цены, виды рекламы, каналы сбыта, тип упаковки) проходят апробацию на небольшом региональном рынке, а затем информация об объеме продаж на нем распространяется на весь рынок сбыта фирмы;
  • методы стандартного распределения вероятностей — экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: О — оптимистический прогноз; В - наиболее вероятный прогноз; П - пессимистическая оценка прогноза сбыта. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (С) по формуле

С = (О + 4В + П) : 6.

Стандартное отклонение (СО) вычисляется какС0 = (0 − П) : 6 . В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта с вероятностью 95% будет находиться в пределах С ±2 СО.

Эффективность применения того или иного метода зависит от специфики деятельности фирмы. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если отклонение фактического оборота от планируемого не более 5%.

Прогноз сбыта является основой для составления плана производства и реализации продукции фирмы.

Делать ставки на спорт без предварительного анализа и составления прогноза исхода , пожалуй, самое странное решение игроков букмекерских контор. Для того чтобы на длинной дистанции получить положительный результат вы должны прогнозировать исход встречи, а уже потом принимать решение ставить на неё или же нет. В данной статье мы поделимся практическими советами, расскажем как правильно анализировать информацию и составлять прогнозы на матчи , а так же дадим чёткий алгоритм действий.

Прогнозирование спортивных матчей - занятие не из лёгких. Само составление прогноза - это сплошная аналитика. Помимо того, что вам нужно будет обрабатывать огромный поток информации, вы еще должны уметь сортировать её по значимости, а так же "раскладывать по полочкам". Это сравнимо с большой библиотекой. Вам завезли огромное количество книг, вы должны произвести сортировку по жанру, автору, значимости (ведь неинтересные произведения можно убрать подальше), или по каким-то другим признакам и параметрам, разложить всё на стеллажи, а когда вас попросят выдать книгу, за несколько секунд нужно сообразить, где она лежит. Так же и с прогнозированием, сначала вы читаете и получаете информацию, а потом в любой момент должны будете вытащить её из головы и грамотно применить. Такой информацией может быть статистика, травмы, высказывания тренеров и игроков, задачи команд на сезон и на конкретный матч, мотивация и многие другие.

Перед тем как начать – стоит напомнить, что первоочередной и одной из важнейших задач игрока является правильный выбор букмекерской конторы. Ставьте только в лучших букмекерских конторах! О том, как найти порядочного букмекера можно прочитать . Ну, а мы советуем обратить внимание на три конторы из нашего рейтинга: БК "WINLINE" , БК "MELBET" и БК "1XBET" . Это качественные и надежные операторы ставок, которые не создают игрокам проблем, а это самое главное. Плюс в этих БК вы найдете множество событий для ставок, широкую роспись и отличные коэффициенты.

Выбор вида спорта и лиги для прогнозирования

Прежде всего, вы должны выбрать вид спорта, в котором хорошо разбираетесь. Если вы любите футбол и хоккей, знаете игроков, команды, различные тонкости этих видов спорта (а если ничего не знаете, то вообще непонятно зачем ставите), то нет смысла лезть, например, в теннис или баскетбол. Конечно, лучше всего специализироваться на одном виде спорта, но прогнозировать два, в принципе, некритично. Кроме того, нужно отсеять те лиги и чемпионаты, которые вы не знаете. Например, если вы прогнозируете футбольные матчи, то нужно выбирать топовые лиги (АПЛ, Бундеслига, РФПЛ, Примера и т.д.), а не лезть в третий дивизион Зимбабве или четвёртую лигу Германии. Прогнозируя хоккейные матчи - выбирайте КХЛ и НХЛ, прогнозируя баскетбол - выбирайте НБА и т.д. Самое главное - не прыгайте с одного вида спорта на другой, и не разрывайтесь на несколько чемпионатов. Если испытываете трудности и чувствуете, что, откровенно говоря, не тяните несколько видов спорта, чемпионатов, лиг, то лучше сократите их количество.

Составление прогноза включает в себя четыре фазы:

  1. Сбор всевозможной информации;
  2. Обработка и сортировка информации;
  3. Анализ и составление предварительного прогноза;
  4. Составление прогноза исхода матча

Сбор информации о матче

Статистика

На первом этапе вам нужно собрать всю необходимую для составления прогноза информацию о матче. В первую очередь изучите статистику. Не забывайте разделять все показатели на выездные, домашние и общие.

Самые важные показатели:

  • последние встречи команд;
  • последние очные встречи соперников;
  • турнирное положение;
  • среднее значение забитых голов за матч;
  • среднее значение пропущенных голов за матч;
  • среднее значение забитых голов за последние пять матчей;
  • среднее значение пропущенных голов за последние пять матчей.

Благодаря статистике последних встреч вы можете определить текущую форму команды (игроков), забитые\пропущенные - из той же оперы, только можно подробнее узнать показатели на каких-либо отрезках сезона. По истории очных противостояний можно определить целый ряд показателей, например, результативность команд в игре между собой, как часто соперники поражают ворота друг друга и т.д. По турнирному положению команды можно определить общий показатель игровой формы (за определённое количество матчей или по сезону в целом), а так же узнать о мотивации и задачах команды на следующую игру.

Составы

Обычно составы команд становятся известны за час-полтора до начала встречи, но по информации о травмах можно иметь приблизительное представление о составах команд на предстоящий матч. Можно так же сравнить составы, скажем, за три последних поединка команды.

Серии

Выделяйте различные серии: победы подряд, поражения подряд, забитые мячи подряд, пропущенные мячи подряд, сухие встречи и встречи на "обе забьют". Это самые важные показатели в прогнозировании.

Новости

Читайте прессу, особое внимание следует уделять интересным фактам, нежели высказываниям игроков и тренеров. Пример интересного факта: "Локомотив" в гостях у "ЦСКА" не может выиграть уже в десяти матчах кряду. Вот тут сразу же налицо и интересный факт, и статистика, и серия, в данном случае без побед. Такую информацию всегда нужно подмечать, обрабатывать и применять.

Мотивация

Одним из важнейших факторов является мотивация. Вы должны безошибочно находить любые мотивационные составляющие. Например, проходит последний тур группового этапа Лиги Чемпионов. Мадридский "Реал" занимает третью строчку в группе, уступая мёнхенгладбахской "Боруссии", которая идёт второй, два очка. Следующий матч у "Реала" как раз с "Боруссией", причём на "Сантьяго Бернабеу". Очевидно, что "Королевский клуб" ставит перед собой задачу выхода в плей-офф ЛЧ, а не попадание в Лигу Европы, поэтому команда выйдет на матч, который еще и будет домашним, с особыми эмоциями.

Реванши

Жажда реванша - еще один из важнейших факторов, который прямо может повлиять на результат матча (в случае примерно равных по уровню соперников). Нередки ситуации, когда после крупного домашнего поражения команда жаждет реабилитироваться перед своими болельщиками. Упущенные преимущества и поражения на последних секундах, поражения в овертаймах, на буллитах, поражение вследствие гола, который засчитан не по правилам, поражение в дерби - все эти ситуации порождают желание взять реванш у соперника.

Дерби

Отдельно нужно затронуть дерби команд. Дерби - состязание между командами из одного города или региона. На такие матчи соперники обычно выходят сверх мотивированными, ведь победа в дерби вдвойне сладка, кроме того, она очень часто сулит неплохие премиальные.

Обработка и сортировка информации

Когда вы получили достаточный объем информации о матче, нужно откинуть сразу же всё лишнее, а лишнее это то, что никоим образом не повлияет на исход поединка (мусор). Далее нужно структурировать информацию, отделив важные факторы от второстепенных. Все факторы делятся на прямые, косвенные и абстрактные.

Прямые факторы

Прямой фактор - это такой фактор, который прямым образом может повлиять на исход встречи. Например, травма ведущего игрока Команды 1.

Косвенные факторы

Косвенный фактор - это фактор, который может только косвенным образом повлиять на исход встречи. Например, назначение на матч арбитра, который не скупиться на красные карточки. Из-за этого велика вероятность удаления в матче игрока Команды 1, вследствие чего Команда 1 может пропустить, не забить (при раннем удалении), проиграть. Текущая погода, внутрикомандные интриги, разногласия и т.д - всё это косвенные факторы.

Абстрактные факторы

Абстрактные факторы - это события во время матча, которые предвидеть никак нельзя. Например, травма игрока по ходу встречи, ухудшение погоды (дождь, снег), шум болельщиков, удачи и неудачи. Обратите внимание, именно ухудшение погоды, а не текущая погода. Ухудшение погоды - абстрактный фактор, текущая погода - косвенный, но в совокупности с другими может стать и прямым. Пример неудачи: игрок выходит один на один с голкипером, наносит удар и он приходится в штангу. Пример удачи: игрок бьёт по воротам, на пути полёта мяча появляется игрок, и мяч после рикошета оказывается в сетке. Заметьте, что для одной команды то же попадание в штангу является неудачей, а для другой это будет удача. Абстрактными факторами нужно просто пренебречь. Во-первых, предсказать их почти нереально, во-вторых, в случае с удачами и неудачами, мы считаем, что их в матче будет примерно равное количество, и они компенсируют друг друга.

Для нас наиболее важными будут прямые факторы, а косвенные только выборочно. Почему выборочно? Да потому что косвенный фактор в сочетании с другими косвенными факторами и при определенных условиях может стать прямым. Если мы будем учитывать каждую мелочь и рассчитывать вероятность наступления события, которое было порождено другим событием - мы сойдём с ума. До идиотизма тоже доходить не надо.

Как составить предварительный прогноз на матч?

Далее мы работаем только с прямыми факторами (статистика, травмы и т.д.). Мы собираем все то что получилось и анализируем. На данном этапе вы должны выбрать такое событие в матче (ставку), которое, по вашему мнению, должно произойти. Забудьте о расчетах вероятности прохода ставки или расчёте вероятности наступления какого-либо события! Вас в данном случае интересует следующее: произойдёт ли это событие или не произойдёт, 1 или 0, ложь или истина. Естественно ставка должна быть чем-то подкреплена, а не взята наугад. Тут как раз и нужно пользоваться тем "принципом библиотеки", вытаскивайте маленькие кусочки и начинайте собирать пазл. Вы должны суметь не только составить прогноз, но и объяснить ваш выбор в пользу данной ставки.

Как рассчитать рейтинг силы команд

При составлении предварительного прогноза вы можете пользоваться очень хорошей системой расчёта рейтинга силы команд, предложенной Дж. Миллером. В идеале она написана для игр по американскому футболу, но мы подработали её для футбола, хоккея и баскетбола. Однако эта система лучше работает в высокорезультативых видах спорта (волейбол, баскетбол, гандбол, американский футбол и т.д.).

Прежде всего, нужно запомнить два главных правила:

  1. Используйте эту систему только после 5-6 сыгранных туров чемпионата;
  2. Не используйте результаты товарищеских и предсезонных матчей.

Вы берёте последние 5 встреч команды и выписываете забитые мячи, шайбы и т.п. Вычёркиваете самую высокую и низкую результативность по забитым голам. Далее складываете оставшиеся три показателя и делите на три. Для того чтобы вычислить рейтинг защиты сделайте то же самое: вычеркните самое большое и самое маленькое значение пропущенных голов, то что осталось, складывайте и делите на три.

Пример

Матч Национальной Хоккейной Лиги "Детройт Ред Уингз" - "Питтсбург Пингвинз".

Последние пять встреч "Детройта":

"Детройт" 1-2 "Анахайм"
"Детройт" 3-4 "Ванкувер"
"Детройт" 5-1 "Сан-Хосе"
"Детройт" 3-1 "Флорида"
"Детройт" 3-2 "Эдмонтон"

Последние пять встреч "Питтсбурга":

"Питтсбург" 1-3 "Баффало"
"Питтсбург" 3-2 "Аризона"
"Питтсбург" 6-1 "Торонто"
"Питтсбург" 2-3 "Монреаль"
"Питтсбург" 3-1 "Нью-Джерси"

Забитые шайбы "Детройта" : 1, 3, 5, 3, 3.
Пропущенные шайбы "Детройта" : 2, 4, 1, 1, 2.

Забитые шайбы "Питтсбурга" : 1, 3, 6, 2, 3.
Пропущенные шайбы "Питтсбурга" : 3, 2, 1, 3, 1.

Вычёркиваем 1 и 5 шайб (самый маленький и самый большой показатель результативности), а оставшиеся три показателя складываем: 3+3+3=9. Теперь это значение делим на три: 9\3=3.

Вычёркиваем 1 и 4 шайб (самый маленький и самый большой показатель пропущенных голов), а оставшиеся три показателя складываем: 1+2+2=5. Теперь это значение делим на три: 5\3=1.66.

Вычёркиваем 1 и 6 шайб (самый маленький и самый большой показатель результативности), а оставшиеся три показателя складываем: 3+2+3=8. Теперь это значение делим на три: 8\3=2.66.

Вычёркиваем 1 и 3 шайб (самый маленький и самый большой показатель пропущенных голов), а оставшиеся три показателя складываем: 3+2+1=6. Теперь это значение делим на три: 6\3=2.

Как составить прогноз на точный счёт матча?

Рейтинг силы можно использовать для определения предварительного счёта встречи двух команд. Давайте попробуем оценить, какое количество очков сможет набрать "Детройт", а какое "Питтсбург". Для этого складываем значение рейтинга атаки "Детройта" со значением рейтинга защиты "Питтсбурга", а затем отнимаем 3 (среднее значение очков команд в НХЛ).

Среднее значение тотала для лиг и видов спорта:

  • НХЛ = 3
  • КХЛ = 2
  • НФЛ = 20
  • НБА = 100
  • Футбол = 1

Расчёт:

"Детройт" : 3+2-3 = 2
"Питтсбург" : 2.66+1.66-3 = 1.32

Для домашних команд следует округлять значение в сторону увеличения почти всегда, или добавлять 0.5 или 1, но при этом нужно смотреть на среднее значение пропущенных голов у соперника в выездных встречах. Если выездная команда в гостях пропускает довольно много, смело округляйте в сторону увеличения. Так же можно вычислить среднее значение забитых/пропущенных голов по сезону, или за отрезок не менее 10 матчей. В нашем примере мы округлим оба значения в сторону увеличения. Представим, что "Детройт" дома имеет показатель по забитым/пропущенным - 2.66/2.53, а "Питтсбург" на выезде имеет показатели - 2.71/2.55. "Питтсбург" пропускает больше чем 2.5 шайбы на выезде за матч, поэтому увеличиваем значение забитых у "Детройта". Точно так же и "Детройт" дома пропускает больше 2.5, а "Питтсбург" при этом имеет высокий показатель реализации на выезде - 2.71 в среднем за матч.

Таким образом, мы вычислили, что матч "Детройт" - "Питтсбург" может завершиться со счётом 2-2 или 3-2 (Пограничное значение). А вот уже дальше нужно отталкиваться от дополнительной информации и косвенных факторов , которые могут повлиять на исход встречи.

Как составить окончательный прогноз матча?

Прежде мы должны всё еще раз проверить. Посмотрите, правильно ли вы интерпретировали ту информацию, которую получили, правильно ли вы разделили прямые и косвенные факторы , не упустили ли вы что-нибудь важное. Правильно ли вы рассчитали рейтинг силы команд . Далее проверьте, не появилась ли новая информация , и если она появилась, то нужно учитывать её при составлении прогноза. Теперь проанализируйте, не повлияют ли на успешный проход ставки совокупность косвенных факторов. Например, если их очень много проследите, нет ли в них чего-то общего. Не получится ли так, что один косвенный фактор в совокупности с другим породит прямой? В любом случае всё это нужно учитывать, но не нужно себя путать. Просто анализируйте, задавайте самому себе вопросы и отвечайте на них. Вы просто размышляете, а путаница ни к чему хорошему не приведет. Закончиться всё тем, что вы просто-напросто запутаетесь в собственных мыслях и сомнениях.

Вот примерно так и происходит составление прогноза на матчи. Помните, что каждый матч и каждый случай уникален, поэтому ваша ситуация может отличаться от приведённых. Самое важное, как уже было сказано, собрать информацию, откинуть лишнее, проанализировать её и составить прогноз, после чего себя проверить. Ваш главный инструмент - это статистика и новости. Размышляйте и анализируйте, но не увлекайтесь. Анализировать надо глубоко, но быстро, иначе утоните в своих же мыслях. Удачного прогнозирования!

При разработке прогноза сбыта важны комплексный подход, использование одновременно нескольких методов прогнозирования и сопоставления полученных результатов. Среди этих методов наиболее распространенными являются следующие:

1. Опрос группы руководителей различных служб и отделов компании. Предварительно эти руководители должны получить соответствующую информацию относительно анализа рынка. В таком случае прогноз сбыта представляет собой нечто «среднее» из взглядов и наметок опрашиваемой группы руководителей. Подобный метод составления прогноза наиболее подходит для новых предприятий, не имеющих достаточно опыта в использовании других методов. Этот метод применим и тогда, когда отсутствуют детализированные расчеты о состоянии рынка, нет полной статистики о тенденциях сбыта тех или иных видов изделий.

2. Обобщение оценок отдельных торговых агентов компании и руководителей ее сбытовых подразделений. В этом случае анализ рынка дополняется мнением тех, кто непосредственно ощущает реакцию потребителей, острее всего чувствует малейшие колебания потребительских предпочтений. Принимается в расчет здесь и региональный аспект: отдельные работники или руководители сбыта могут предоставить дополнительную информацию об особенностях реализации тех или иных изделий в разных районах страны. Соответственно точность оценок при таком методе выше, чем при первом. Но организация подобной работы сопряжена с большими накладными расходами (прежде всего с дополнительными затратами на оплату труда специалистов и аналитиков, на обработку данных и т.п.). И хотя фирмы, которые дорожат своей маркой (особенно речь идет о ведущих промышленных компаниях с производством мирового класса или стремящихся стать таковыми), никогда не скупятся на них, часто требуется разработка специальных процедур контроля и бюджетирования этих расходов. В противном случае точность прогноза может негативно отразиться на финансовом положении предприятия.

3. Прогнозирование на базе прошлого оборота. В этом случае данные о сбыте за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятного сбыта в будущем. Предполагается, что оборот следующего года превысит или будет ниже оборота нынешнего года на определенную величину (обычно берется процентное увеличение к данным за предыдущий год по так называемому принципу «от достигнутого»).Данный метод прогнозирования пригоден для отраслей и рынков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом товаров и услуг, с вялотекущим НТП, где значительные колебания товарооборота происходят крайне редко. Типичнейшим примером такой отрасли является коммунальное хозяйство. Применяя данный метод, невозможно учесть быстрые изменения в характере коммерческой деятельности, в структуре потребительского спроса и т.п. Что же до конкуренции, то ее степень здесь вообще не учитывается.

4. Анализ тенденций и циклов, факторов, вызывающих изменения в объеме сбыта. Прогноз сбыта основывается на выявлении с помощью анализа рынка вероятностных тенденций и статистически значимых факторов, лежащих в их основе. Обычно в расчет принимаются следующие основные факторы: долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта компании, возможные влияния забастовок, технические сдвиги, появление на рынке новых конкурентов. Этот метод наиболее предпочтителен при составлении долгосрочных прогнозов.Статистические закономерности, выявленные тенденции и зависимости на протяжении многих лет нивелируют действие случайных и второстепенных факторов. Вместе с тем, с помощью этого метода трудно прогнозировать на период менее 3-5 лет, слишком малы выборка, массив обрабатываемой статистической информации, а также период проявления действия циклических колебаний. Этот метод наиболее пригоден в капиталоемких отраслях промышленности.

5. Корреляционный анализ, т.е. определение статистически значимых факторов влияния на сбыт продукции компании. Он логически дополняет предыдущий метод, но основывается на более сложном научном инструментарии статистического анализа рынка. Обычно в рамках специальных обследований определяется теснота корреляционной связи между уровнем сбыта предприятия и различными сторонами хозяйственной деятельности, влияние на сбыт которых может быть логически доказано или обосновано. Таким образом, выявляются и ранжируются (по степени влияния) наиболее значимые факторы, в зависимости от которых в будущем может меняться объем сбыта. Следует заметить, что такой метод прогноза обязательно требует серьезных специальных и комплексных, а значит, и достаточно дорогостоящих, не всегда экономически оправданных, исследований рынка. Наиболее точные результаты, тем не менее, с помощью этого метода могут быть получены в наиболее стабильных по хозяйственной конъюнктуре отраслях.