Стихотворения. Стихотворения Текст романса Настеньки

В этом стихотворении юной Марины Цветаевой- 12 строф. Наверное, это не случайно и символично: ведь оно посвящено молодым генералам, блистательным героям 1812 г. В таком виде стихотворение было впервые опубликовано в 1915 году, в петербургском журнале «Северные записки». Позднее первая строфа была опущена автором.
Итак, полный, первый вариант:
.
"Одна улыбка на портрете,
Одно движенье головы, -
И чувствуется, в целом свете
Герои - вы.

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном
поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, вчера –
Малютки-мальчики,
сегодня –
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый
хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна...

О, как, мне кажется,
могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать –
и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий
век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало –
трое!
Лишь мертвый не вставал
с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие."

Одна из строф цветаевского стихотворения непосредственно обращена к одному из тех самых блестящих «генералов двенадцатого года» - Александру Тучкову. «Тучков четвёртый» был в своей семье самым младшим: в 1812 году ему исполнилось 35 лет. И он, и его старшие братья - Николай, Сергей, Павел, Алексей - все они были генералами. По принятой в русской армии традиции однофамильцам присваивались номера по старшинству службы, но Тучков 4-й имел не однофамильцев, а родных братьев-генералов. Редкий случай в русской военной истории.

Именно эта гравюра так потрясла воображение Марины Цветаевой. Гравюра была выполнена Александром Ухтомским уже после гибели Тучкова-четвёртого - по рисунку художника Варнека, который, в свою очередь, в 1813 году имел перед глазами медальон с миниатюрным прижизненным изображением Александра Тучкова. Чуть позднее английский художник Джордж Доу использовал эту гравюру для написания романтического портрета Тучкова - который и сейчас можно увидеть в Военной галерее Эрмитажа.

Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Федор Глинка, участник Отечественной войны, писал о нем: «В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться». Вероятно по желанию вдовы А.А.Тучкова, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле.
Александр Тучков (1778-1812 гг) происходил из старинного дворянского рода, был младшим из пяти сыновей, все из них дослужились до генеральских чинов, а четверо принимали участие в войне 1812 г. Служил он с 1794 г., чин генерал-майора получил в 1808 г. С 1806 г.- шеф Ревельского полка.
В 1806 году младший Тучков женился на 25-летней Маргарите Нарышкиной, аристократке высшей пробы.

По стандартам того времени их брак, наверное, трудно назвать заурядным, ибо молодая женщина успела уже побывать замужем и была официально разведена: в 16 лет родители выдали её за человека, чей образ жизни оказался столь далёким от нравственности, что пять лет спустя им же, родителям, без особого труда удалось получить от Священного Синода разрешение на развод.
Брак Александра Тучкова и Маргариты Нарышкиной, безусловно, был браком по любви. На этот раз Маргарита взяла свою судьбу в свои собственные руки и - хоть и не сразу - добилась от родителей благословения. После свадьбы Тучков уходил на очередную, на этот раз русско-шведскую, войну. И его молодая жена переоделась в солдатский мундир, вскочила на коня и под видом денщика Тучкова последовала за ним в тяжелейший зимний поход, в котором морозы, обледенелые дороги, неверный лед Ботнического залива, через который двигались русские войска, были даже более опасны, чем шведские пули и ядра. Маргарита выдержала это испытание, став настоящей боевой подругой свежеиспеченного молодого генерала с двумя новыми орденами и славой отважного воина. Ей приходилось не раз переодеваться денщиком и провожать мужа верхом на лошади. Ее живость, веселость и деятельная доброта привлекали к ней всех. Помогать нищете и чужому горю было потребностью ее души. За больными и ранеными (русскими и шведскими) она ухаживала как сестра милосердия.
В апреле 1811 г. она родила сына Николая, так что с началом войны 1812 года уже не могла следовать, как прежде, за мужем. Она проводила его только до Смоленска, а потом вернулась к родителям в Москву.
Сохранилось семейное предание Нарышкиных. Однажды, когда им пришлось заночевать в какой-то крестьянской избе, прямо на полу, на грязной соломе, Маргарите приснился странный и страшный сон: она явственно увидела надпись кровью, что-то вроде «участь твоя решится под Бородином». В ужасе она проснулась. Вместе с мужем они поискали на военной карте это незнакомое название, но никакого Бородина не нашли: искать его где-нибудь под Москвой им тогда и в голову не пришло…
Страшное пророчество о Бородино сбылось 26 августа 1812 г. Так случилось, что во время Бородинского сражения Александр и его старший брат - генерал-лейтенант Николай Тучков 1-й - оказались на левом фланге русской армии, у Семеновских флешей, где было жарче всего. На исходе дня почти одновременно, неподалеку друг от друга, оба брата были смертельно ранены: Николай, который в критический момент возглавил контратаку своего корпуса, и Александр, который также пал со знаменем в руках впереди своего полка.
Николая вынесли с поля битвы, и он скончался уже после нее, а судьба Александра была еще страшнее: французская бомба - начиненный порохом чугунный шар - попала в носилки, на которых солдаты выносили командира, и от его тела ничего не осталось - оно исчезло, растворилось в этом аду…
Фёдор Глинка в своих «Очерках Бородинского сражения» так описал его смерть:
"Он погиб близ 2-го реданта. Под деревнею Семёновскою, у ручья, по названию Огника, под огнём ужасных батарей, Тучков закричал своему полку: «Ребята, вперёд!». Солдаты, которым стегало в лицо свинцовым дождём, задумались. «Вы стоите? Я один пойду!». Схватил знамя - и кинулся вперёд. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб, каким-то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала…"
Так Маргарита Тучкова стала вдовой. Страшнее всего ей была мысль о том, что её любимый муж остался лежать там, на Бородинском поле, - среди десятков тысяч других, искалеченных, убитых и непогребенных... Как только ей стало известно о предполагаемом месте гибели мужа, Маргарита Тучкова приехала на место сражения. Это было уже в ноябре 1812 г. Поле было усеяно пятьюдесятью тысячами трупов, исклеванных птицами, объеденных волками, ограбленных мародерами, застывших в самых разнообразных позах среди десятков тысяч убитых лошадей. Два дня подряд вместе с монахом соседнего монастыря Маргарита искала останки мужа, но ничего не нашла: только напичканное свинцом и чугуном жуткое месиво из земли, останков человеческих тел и оружия. Но по одной из легенд, единственное,что ей удалось отыскать-рубиновое кольцо с мизинца правой руки мужа.
Маргарита Тучкова решила построить на месте гибели мужа храм - вечный памятник и Александру, и всем павшим в той страшной битве. Она распродала свои драгоценности, заложила недвижимость. На её просьбу о помощи откликнулся император Александр Первый - он тоже пожертвовал на строительство храма немалую сумму. Строительство началось уже в 1818 году, а два года спустя небольшой храм Спаса Нерукотворного, поставленный прямо на средних флешах, был освящён. Сюда потянулись вдовы со всех российских губерний помолиться за убиенных мужей.
Единственной радостью Маргариты был Николенька: сын подрастал, и все более походил на отца. Среди реликвий, которые бережно хранят в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, есть записка девятилетнего Николеньки: "Матушка, жизнь моя: Если бы я мог показать Вам мое сердце, Вы нашли бы в нем Ваше имя". Но в 15 лет Николенька умирает от скарлатины. Печальные подробности кончины юного Тучкова содержатся в письме одного из современников, отправленном из Москвы 8 октября 1826 года: “… умирает гнилою горячкой единственный сын Тучковой, мальчик прекрасный, 15 лет, которого она обожала. У нея самой начинается белая горячка: она бегает в рубашке по всему дому, кричит, требует помощи. Бедная, несчастная мать”. Она похоронила его под сводами того же Храма Спаса Нерукотворного. Теперь весь огромный мир сосредоточился для нее на бородинской земле. Маргарита переселилась в «сторожку» - маленький деревянный домик, построенный ею там же, рядом с храмом. Спасский храм да «сторожка» - они стали самыми первыми памятниками на Бородинском поле. Вскоре слухи об отшельнице стали распространяться в округе. И потянулись к храму на Семёновских флешах те, кто нуждался в помощи и в утешении. Вначале, в 1833 году, эта маленькая колония получила официальное название Спасо-Бородинского общежития, а в первый день 1838 года вместо общежития учредили Спасо-Бородинский женский монастырь - во главе с игуменьей Марией, которая в миру звалась Маргаритой Тучковой.
В 1852 году, спустя сорок лет после гибели своего мужа Александра, она скончалась. Её похоронили в склепе Спасского храма, рядом с её сыном Николенькой - совсем недалеко от того дерева, которое они вдвоём посадили когда-то на месте гибели Александра Тучкова. Церковь Спаса Нерукотворного и поныне стоит на Бородинском поле, на восстановленной средней Багратионовой флеши. А Маргарита Тучкова оставила о себе не только удивительную историю любви и самоотверженности, не только храм и монастырь. Она открыла сёстрам секрет особого нарышкинского хлеба, которым было принято поминать усопших. Сейчас этот хлеб называют бородинским. Он чуть горьковат и немного сладок на вкус...
Получилось не только о генералах и не только о Тучкове... Но это, думаю, вполне оправданно. Когда Маргарита Тучкова писала прошение императору Александру I с просьбой разрешить ей следовать за мужем в действующую армию, он на ее прошении собственноручно написал:"Тучковым быть вместе". Я тоже не осмелилась разлучить их даже в памяти.

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

Анализ стихотворения «Генералам 12 года» Цветаевой

В русской литературе Отечественная война 1812 года положила начало особой поэтической традиции. Практически все известные поэты посвящали этому событию свои произведения. Естественной и закономерной была патриотическая тема, восхищение перед великим подвигом русского народа. Вместе с этим 1812 г. многие считали причиной появления особого поколения в дворянском обществе. Борьба за независимость своей страны и заграничный поход русской армии вызвали в людях стремление к свободе и справедливости. Ряд общественных и культурных деятелей напрямую связывали Отечественную войну с восстанием декабристов. Спустя столетие М. Цветаева написала стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913 г.), в котором подняла практически не разрабатываемую до нее тему.

Поэтесса презирала современную ей эпоху, в которую происходило измельчание человека, его полное погружение в серую будничную жизнь. Цветаева очень сожалела, что ей не пришлось жить в романтическом XIX в. В офицерах 1812 г. она видит свой мужской идеал. Все произведение представляет собой поэтизацию образа русского офицерства, которое с того времени также опустилось с высоты и приблизилось к обычному человеку.

Для Цветаевой важно, что молодые офицеры начала XIX в. были «царями» не только «на бранном поле», но и «на балу». В то время действительно в обучение офицерства вместе с военными знаниями в обязательном порядке входили «изящные» дисциплины. Молодой офицер должен был уметь держать себя в светском обществе, быть галантным кавалером. Умение танцевать и петь вообще считались естественными качествами настоящего русского офицера. Поэтому поэтесса называет своих героев «очаровательными франтами», способными к покорению как неприятеля, так и женских сердец.
Цветаева считает, что вчерашние «малютки-мальчики» одерживали победы благодаря «длани Господней» и молитвам матерей. «Молодые генералы» носили в своих сердцах стремление к славе, что также помогало им переносить все тяготы и невзгоды.

Поэтесса вообще любила уноситься в мечтах в прошлое. Старинная картина могла надолго завладеть ее воображением. В стихотворении она обращается к портрету на «гравюре полустертой», изображающему одного из героев Отечественной войны — А. А. Тучкова. Она признается, что потеряла сон при виде «нежного лика» и «хрупкой фигуры». Жизнь такого человека Цветаева считает «невероятной скачкой», богатой событиями и ощущениями. Для молодого офицера имели значение только война и любовь. Он резко отличается от мужчины начала XX в., который хочет только убогого будничного существования.

Цветаева убеждена, что только в прошлом были настоящие мужчины, способные втроем побеждать «три сотни», не забывая при этом о любви. Такие люди не знали трусости или малодушия. Даже собственную смерть они встречали «весело». Такое отношение позволяло русским офицерам совершать героические поступки, которые прославили их навеки.

Это стихотворение по праву признается вершиной русской военной лирики Серебряного века.

В ночь с 26 на 27 декабря 1913 года в Феодосии Марина Цветаева написала стихотворение, посвященное Генералам двенадцатого года.

Его особенностью является обращение поэтессы не к офицерам-современникам, что типично для военной лирики, а к героям войны 1812 года, то есть к тем, кто жил за сто лет до поэтессы. Цветаева в новом ракурсе воспроизводит античную идею влюбленности в недостижимый идеал, воплощенный в скульптуре (как в Античности), и в портретах и гравюрах (в современном ей мире).

Отец поэтессы профессор филологии и искусствоведения Иван Владимирович Цветаев, работал директором Румянцевского музея, а в годы, предшествующие написанию стихотворения как раз создавал Музей изящных искусств (сегодня это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Марина с детства воспитывалась среди картин и скульптур, старых книг и гравюр. Восхищение идеализированными образами героев прошлой великой войны было для нее естественным. Другим источником успеха стало ранее знакомство с поэтическим каноном, которое сочеталось с прививаемой отцом свободой творческого самовыражения.

Профессор Иван Цветаев. 1913. Фото Карла Фишера

В тревожной предвоенной атмосфере, которая все явственнее ощущалась с первых же дней нового, 1914 года, стихотворение Цветаевой выразило и восхищение российских женщин своими мужьями, отцами и сыновьями, которым предстояло пойти на фронт, и страх перед неизбежностью потерь и ухода близких и таких замечательных людей в небытие.

В советские годы стихотворение Цветаевой старались не тиражировать, замещая его советской военной лирикой. Новую жизнь и всенародную популярность эти строки обрели после выхода на телеэкраны 1 января 1981 года фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», в котором Ирина Мазуркевич исполняет романс Андрея Петрова на эти стихи Марины Цветаевой (в романсе звучат несколько четверостиший). Той же зимой романс пели на семейных праздничных застольях и заказывали в ресторанах, звуковую дорожку романса записывали с телевизора на магнитофоны, а стихи Цветаевой переписывали в тетради и блокноты с текстами любимых песен. Матери и жены офицеров и солдат, отправленных служить в Афганистан, считали этот романс своим, но, конечно же, в нем видели и другие смыслы.

Романс Настеньки из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (1981, реж. Эльдар Рязанов). Муз. Андрея Петрова, стихи Марины Цветаевой, исп. Ирина Мазуркевич.

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след -

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера -

Малютки-мальчики, сегодня -

Вам все вершины были малы

И мягок - самый черствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков 4-й. Гравюра Антона Крайла. Генерал-майор А.А. Тучков 4-й родился в 1777 году в Киеве. Воевал с 17-ти лет, проявил храбрость и артиллерийский талант, к 22-м годам произведен в полковники. С подчиненными офицерами и солдатами был строг и требователен, но спал при общем костре и ел из общего котла. Сам заменял в расчете любого выбывшего номера. Отличился тем, что бросился в самое пекло с шашкой против штыков, увидев, что раненый артиллерист оказался среди неприятеля. В 1801-м в 24-летнем возрасте оставил военную службу, “желая усовершенствовать познания свои и ознакомиться с европейскими государствами”. С первого взгляда влюбился в Маргариту Михайловну Нарышкину, и за их блистательным романом, который завершился счастливым браком, следили несколько несколько европейских столиц. Посещал лекции в Геттингенском университете, изучая философию, историю и юриспруденцию. Много самостоятельно читал и вел дневник, в который заносил рассуждения о государстве. Когда война с Наполеоном, которого он видел еще в Париже в 1804 году, стала неизбежной, Тучков вернулся к службе и через некоторое время, не раз отличившиь, получил генеральские погоны. Убит 26 августа 1812 года в Бородинском сражении.

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать-и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Джордж Доу, с оригинала А. Варнека. Генерал-майор Александр Тучков 4-й. 1813. Галерея героев Отечественной войны 1812 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Три сотни побеждало-трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли.

Что так же трогательно-юно,

Как ваша бешеная рать?..

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие -

И весело переходили

В небытие.

Другие стихи, написанные Мариной Цветаевой в 1913 году, можно прочитать .

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

Сергею

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый чёрствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвёртый ,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

Марина Цветаева

Примечания
1. Стихотворение посвящено С. Эфрону. В первоначальном варианте начиналось строфой, позднее опущенной:

Одна улыбка на портрете,
Одно движенье головы, -
И чувствуется, в целом свете
Герои - вы.

2. Тучков-четвёртый Александр Алексеевич (1778-1812) - генерал-майор, павший в Бородинском сражении.

Романс "Генералам 1812 года"

Актриса Ирина Мазуркевич (в роли Настеньки Бубенцовой) исполняет романс "Генералам 1812 года" (стихи - Марины Цветаевой, музыка - Андрея Петрова).
Фрагмент кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово" (Мосфильм, 1980).

Лучшие Советские фильмы - это наша юность, наше беззаботное прошлое, которое мы будем помнить всегда.

Сегодня я предлагаю вам вспомнить любимый многими романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово». Расскажу вам что послужило основой для этого замечательного романса. В конце статьи вы сможете скачать аудио романса Настеньки в исполнении Ирины Мазуркевич (оригинальное исполнение из фильма без диалогов в проигрыше). А также скачать текст романса, минусовку, ноты и посмотреть видео.

Музыка и песни из кинокартин советских времен – это хиты, которые слушает уже несколько поколений. Так музыкальную тему «Встреча в кафе» из фильма «Семнадцать мгновений весны» - можно услышать и в современных мобильных телефонах, хотя самому фильму уже более 30 лет. По фильму «Тишина» всем знакома песня . А в фильме «Без сына не приходи» звучит отрывок всем известной песни .

Но сейчас не о них.

Романс Настеньки

или «О бедном гусаре замолвите слово»

Знаменитая историческая кинокомедия режиссера Эльдара Рязанова, вышедшая в 1980 году. Это фильм о защите честности, благородства и порядочности перед лицом внутренней опасности. «О бедном гусаре замолвите слово», как признавался сам Рязанов, самая сложная его картина по правкам. Много претензий у киночиновников было к сценарию (его Рязанов писал совместно Григорием Гориным), а потом и к самой картине. Даже работа над этим фильмом стала для всех участников картины не только проверкой их профессионализма, но и экзаменом на честность и порядочность. Практически каждую сцену накануне переделывали, дописывали и уточняли, что усложняло съемочный процесс».

К зрителям фильм шел довольно долго. Первый раз его показали в 1981 году, а второй показ случился только в 1989 году. Действие картины разворачивается приблизительно через 30 лет после Отечественной войны. Но еще жива память о героях и участниках сражений 1812 года. Недаром Настенька, героиня фильма, поет романс («Вы, чьи широкие шинели…»), песню героям 1812 года.

Текст романса Настеньки

Романс Настеньки (стихи Марины Цветаевой, музыка Андрея Петрова) - текст

"Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели,
И голоса, и голоса.

Вы, чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты,
Очаровательные франты,
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли,
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу и на балу.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб
О молодые генералы,
О молодые генералы,
Своих судеб!

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы,
Своих коней, своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки,
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег!"

Музыку к романсу Настеньки написал композитор Андрей Петров, который сочинил большинство музыкальных произведений для фильмов Эльдара Рязанова. Творчество этого композитора очень многообразно. Ему принадлежит музыка к множеству песен и романсов, популярные мелодии к кинофильмам, а также произведения академической музыки - оперы, балеты, симфонии.

В основу романса Настеньки легло стихотворение «Генералам двенадцатого года». Марина Цветаева посвятила его своему мужу, Сергею Эфрону, белому офицеру, в котором она видела продолжение тех храбрых, лихих генералов Отечественной войны. Но литературоведы считают, что это посвящение условно. И стихотворение написано о молодом генерале герое войны 1812 года Тучкове-четвертом, чью гравюру хранила Марина Цветаева.

Количество строф в романсе Настеньки сокращено с двенадцати до шести по сравнению со стихотворением «Генералам двенадцатого года». Эльдар Рязанов с особой любовью относился к творчеству Марины Цветаевой и песни на ее стихи можно услышать во многих его фильмах.

Генералам двенадцатого года
Сергею

"Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
=====
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,

Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие".

Это стихотворение в первоначальном варианте начиналось позднее опущенной строфой:

"Одна улыбка на портрете,
Одно движенье головы, -
И чувствуется, в целом свете
Герои - вы".

Вы чьи широкие шинели...

Стихотворение "Генералам двенадцатого года" посвящено боевым офицерам, погибшим в войне с Наполеоном. В каждой строке стихотворения чувствуется любовь и восхищение поэта героями 1812 года, преклонение перед мужеством отважных офицеров, защищавших свою Родину и отдавших за нее свою жизнь. Она называет их «…молодыми генералами своих судеб», которые сами выбрали для себя путь - путь служения Отечеству, не разделяя жизнь на военную и мирную.

Марина Цветаева сравнивает шинели с парусами, желая передать их вечную скачку, стремительный бег. Показывает молодость и бесстрашие этих юных генералов, летящих по жизни и стремящихся все увидеть и испытать. "Глаза как бриллианты" - это глаза героя не только побеждающего врагов, но и пленяющего сердца женщин.

Песня героям 1812 года

"Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна".

В этих строфах Цветаева непосредственно обращается к Александру Тучкову - одному из тех самых славных «генералов двенадцатого года». Александр был младшим из пяти братьев. А так как в 1812 году он служил одновременно с тремя из своих братьев, то стал именоваться Тучковым - четвертым.

Среди великого множества молодых и отважных генералов, Александр Тучков - четвёртый занимает почетное место. В офицерский чин он был посвящен в 11 лет. В 29 лет он впервые участвовал в боевых действиях, где проявил редкое мужество. Отличившись в боях в 31 год был назначен генерал-майором. Погиб в Бородинском сражении 26 августа 1812 года, когда ему было 35 лет. Портрет его, чуждый картинной воинственности, находится в Военной галерее Зимнего Дворца. На мундире молодого генерала изображена медаль за участие в войне 1812 года. Эти медали офицеры получали только в 1813 году, но Тучков четвертый несомненно заслужил ее своей героической смертью.

Жена Александра Тучкова (аристократка Маргарита Нарышкина) настолько любила своего мужа и была им очарована, что не хотела разлучаться с ним даже на мгновение. Она сопровождала мужа во всех походах, безропотно разделяя тяготы походной жизни. Сохранилось предание, что однажды, Маргарите приснился кошмарный сон. Она увидела кровавую надпись: «участь твоя решится под Бородином». Она проснулась в страхе: «Бородино! Тебя там убьют!..» Но не найдя на карте это незнакомое для них название, муж успокоил ее: "Чепуха какая-то". Но тот ее кошмар оказался пророческим...

Он погиб близ второго реданта от огня батарей под деревней Семёновской. Под залпами ядер и картечи, желая увлечь за собой солдат, Тучков четвертый взял знамя и бросился вперед, но тут же упал подбитый картечью. Ядра и бомбы градом обрушились на то место и погребли тело молодого генерала…
Вдова Александра Тучкова воздвигла ему самый лучший памятник своей бессмертной любовью. И по сей день на Бородинском поле, в том месте, где погиб ее муж, стоит храм, выстроенный ею - Спасо-Бородинский женский монастырь...

"Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие".

На этой вдохновенно-патриотической ноте хочется закончить свое повествование. Слушайте этот удивительно-трогательный романс и пусть он заденет потаенные струны вашей души и вы в очередной раз восхититесь отвагой и благородством русской армии!