Стили фехтования. О своеобразии и различиях в итальянской и французской школах фехтования. Испанская школа фехтования
Фехтмейстеры театральных учебных заведений должны представлять себе принципиальное различие между двумя старинными школами фехтования Западной Европы.
Итальянская школа, получившая большое развитие в первой половине XVI столетия, выявившая плеяду знаменитых мастеров, преподавателей, сохранила в своей технике действия мечом, модернизируя их в какой-то степени. Эта школа создала приемы, основанные на применении физической силы. Итальянцы приняли испанскую рукоять, еще больше ее усовершенствовали, как и манеру движения, используя для опоры поперечный стержень шпаги.
Эта манера совершенно исключала возможность манипулировать пальцами. Рукоять оказалась накрепко зажатой кистью руки, приемы выполнялись только в локтевом и кистевом суставах. Итальянцы фехтовали не очень быстро, уступая в скорости и тонкости выполнения приемов французской фехтовальной школе.
В середине XVII столетия во Франции также появились учителя оригинального фехтования. Они использовали для колющей шпаги облегченную немецкую рукоять, держа шпагу таким образом, чтобы движения пальцев, особенно третьего, безымянного и мизинца были свободными. Французская школа фехтования использовала так называемые «дуатэ», своеобразные движения пальцами, позволявшие действовать шпагой очень быстро и неожиданно для противника.
В этой школе использовали движения лучезапястного сустава и почти не пользовались локтевым - он выполнял только одну задачу: продвижение вооруженной руки вперед и назад. Французская школа стремилась к большой скорости, не заботясь о силе, поскольку одежда легко прокалывалась шпагой.
К концу XVII столетия между итальянской и французской школами началась конкуренция. Только в середине XVIII столетия в Западной Европе в равной мере распространяется фехтование обеих школ. Симпатии фехтовальщиков равномерно разделились. Люди, наделенные силой, но относительно медлительные, предпочитали итальянскую манеру, а более подвижные фехтовали по-французски. Встретившись в поединке, противники могли испытать достоинства своей фехтовальной манеры на практике.
В России были учителя обеих школ, а в конце XIX столетия появляется смешанная школа, так называемый «Микст». Сущность этой школы в том, что занимающийся, овладев скоростью и точностью движений, присущих французской школе, брал в руки итальянскую рапиру и с помощью этого оружия, когда это было необходимо, выполнял силовые приемы итальянцев.
Таким образом, он использовал основные достоинства каждого из фехтовальных направлений. Это давало преимущество, так как, фехтуя с применением силовых приемов, боец с успехом действовал и пальцами, и кистью, выполняя скоростные приемы французской школы.
Часть II
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ
Под заглавием «Школа сценического боя» подразумевается фехтовальная манера, типичная для европейского общества конца XVII столетия, когда хорошо фехтующие люди предпочитали бой с помощью одной колюще-рубящей шпаги. Они использовали такие приемы нападения и защиты, которые почти полностью позволили отказаться от помощи левой руки.
К концу XVII века техника владения одной шпагой стала разносторонней. Она включила неизвестные ранее, изобретенные в это время такие сложные приемы, как повторные и вздвоенные атаки, вздвоенные уколы, разнообразные действия с оружием (батманы, скользящие толчки, завязывания). Кроме того, получили большое распространение приемы обезоруживания с помощью одной шпаги.
Студенты, освоившие эту сложную технику, оказываются столь обученными фехтовальному искусству, что последующее освоение всех видов исторического фехтования более ранних периодов становятся им легкодоступным.
Приемы боя XVII столетия явились классической основой и для более позднего развития фехтовального искусства.
Изучение приемов «Школы сценического боя» начинается с изучения раздела «Обучение без оружия».
Глава V
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ
Упражнение № 1. Подготовительные положения и действия
Построение: в шеренгу, расстояние 0,5 м один от другого. Исходное положение: стойка «смирно!».
Техника исполнения. Переход в подготовительное положение. По команде «Становись!» ученики выполняют первую часть строевого
поворота налево. Тело развернуто только наполовину, голова сохраняет первоначальное направление. По команде «Делай два!» вытянуть правую ногу невысоко вперед, а затем приставить ее к левой так, чтобы пятка оказалась около середины левой стопы и обязательно под прямым углом к ней. Корпус остается повернутым наполовину влево, голова в прежнем положении, то есть лицо фехтующего направлено в сторону носка правой ноги.
Методические указания. Надо добиваться четкого исполнения приставления ноги, прямого угла между стопами и верного положения корпуса и головы.
Упражнение № 2. Переход в положение боевой стойки
Боевая стойка - основное положение тела в фехтовании на любом виде холодного оружия. В зависимости от конструкции оружия стойка несколько видоизменялась, но сохраняла основные черты. Это положение должно быть удобно для ведения боя.
Первый этап
Исходное положение: подготовительное.
Техника исполнения. Отмерить правой стопой два следа вперед и поставить на место носка пятку этой ноги. Расстояние между ногами равное двум стопам: это правильное расстояние для партнеров среднего роста, более высокие люди поставят ноги еще на полстопы шире, а небольшого роста - на полстопы меньше.
Каждый студент должен самостоятельно отмерить нужное расстояние. Правая стопа должна стоять под прямым углом к левой, обе пятки на одной линии. Голова повернута в направлении носка правой ноги. Руки пока следует поставить на пояс; затем, согнув левое колено так, чтобы оно оказалось над своим носком, согнуть правое колено над серединой стопы - тяжесть тела распределяется посередине. Корпус держать вертикально.
Методические указания. По команде «К бою!» шагнуть правой ногой вперед на длину двух стоп. Следует несколько раз повторить этот переход в положение боевой стойки. Надо добиваться правильного положения и четкости исполнения.
Второй этап
Исходное положение: ноги в боевой стойке.
Техника исполнения. Поднять левую руку так, чтобы она оказалась слегка согнутой, плечо чуть выше плечевого сустава, угол между плечом и предплечьем - тупой, а кисть свободно опущена вперед вниз.
Методические указания. В дальнейшем по команде «К бою!» следует вставать в боевую стойку с поднятой вверх левой рукой. Следует повторить это положение несколько раз. Рука поднимается вверх, главным образом, для быстрейшего возвращения из выпада в положение боевой стойки после нанесения удара или укола. (Левая рука поднялась вверх только тогда, когда начали фехтовать на одном виде оружия.)
Третий этап
Исходное положение: ноги и левая рука в боевой стойке.
Техника исполнения. Правая рука прямая, вытянута вперед, кисть - на уровне плеча ладонью вверх, затем, слегка согнув локоть, зафиксировать руку так, чтобы ладонь оказалась на высоте груди, а локоть в 15-20 см от корпуса.
Методические указания. Стоять, с несколько согнутой правой рукой, левая рука поднята вверх. Это положение соответствует классической стойке XVIII столетия и типично для боя на шпагах. Несколько раз повторить переход из положения «смирно!» в подготовительное, затем в боевую стойку, соблюдая все детали техники стойки. Правильное положение боевой стойки - основа для верного изучения фехтовальной техники.
Упражнение № 3. Передвижения в боевой стойке
Шаг вперед
Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Шаг вперед - делай раз!» разогнуть правое колено так, чтобы пятка этой ноги встала на то место, где был носок. Корпус при этом вперед не подается. По команде: «Делай два!» переставить левую ногу вперед на одну стопу. Тело передвигается вместе с движением левой ноги, в результате боец оказывается в положении боевой стойки.
Методические указания. Выполнять это передвижение до тех пор, пока не будет верно освоена техника движений ногами. Затем
требовать по команде «Шаг вперед!» слитного, мягкого, быстрого исполнения. Следить, чтобы размер шага был не слишком большим, но и не маленьким. Шаг вперед - это действие наступления.
Шаг назад
Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Шаг назад - делай раз!» разогнуть левое колено, передвинуть левую ногу на одну стопу назад, корпус направлен вперед. Затем, по команде «Делай два!», подставляя правую ногу к левой, передвинуть тело назад. Фехтующий окажется в положении боевой стойки.
Методические указания. Выполнять передвижение надо до освоения правильной техники. Затем надо перейти на слитное выполнение, так же как в предыдущем упражнении.
Двойной шаг вперед
Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Двойной шаг вперед - делай раз!» поставить левую ногу перед носком правой так, чтобы левая стопа сохраняла положение прямого угла по отношению к правой. Колени обеих ног согнуты. Тело при этом передвинется несколько вперед. По команде «Делай два!» переставить вперед правую ногу в положение боевой стойки. Корпус передвинется вперед еще на некоторое расстояние.
Методические указания. Этот вид передвижения применяется всегда с некоторой осторожностью. Нельзя бежать по направлению к выставленному вперед оружию противника. Это передвижение выполняется, когда надо преодолеть довольно большое расстояние. Иногда приходится делать два двойных шага и даже больше.
Двойной шаг назад
Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Двойной шаг назад - делай раз!» надо поставить правую ногу за левую так, чтобы стопа оказалась за стопой левой ноги. Стопы развернуты в положении под прямым углом. По команде «Делай два!» перенести левую ногу назад и поставить в положение боевой стойки. Тело передвинется еще больше назад. Это передвижение применяется, когда надо отойти от противника на довольно большое расстояние.
Методические указания. Оба передвижения двойными шагами выполняются несколько раз, а затем следует требовать слитного, осторожного и мягкого передвижения по команде «Двойной шаг вперед!» (или назад).
Скачок назад
Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Скачок назад!» следует, отступая правой ногой за левую (так же как в двойном шаге назад), оттолкнуться левой от пола (прыгнуть надо чуть вверх и назад). Приземляться следует сначала на правую ногу, затем подставить левую в положение боевой стойки.
Методические указания. Чем шире будет прыжок, тем лучше. Необходимо в момент отталкивания резко отодвинуть назад верхнюю часть корпуса и голову. Это облегчит прыжок. Приземление одновременно на обе ноги - ошибка. Этот вид передвижения применяется в случае необходимости мгновенного отступления в схватке. Как правило, большое отступление прекращает схватку.
Упражнение № 4. «Выпад!»
Это основное действие фехтовальщика в атаке.
Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Покажи укол в грудь!» вытянуть правую руку вперед по направлению к груди противника. По команде «Коли!», вытянув правую ногу и быстро оттолкнувшись левой ногой, перенести тело вперед примерно еще на две стопы. После того как пятка правой ноги коснется пола, правое колено сгибается так, чтобы угол между бедром и голенью был бы прямым.
В момент выполнения выпада левая рука разгибается в локтевом суставе и опускается вниз, ее ладонь развернута влево, пальцы выпрямлены. Стопа левой ноги плотно прижата к полу. Корпус не наклоняется вперед. Руки, голова, туловище и ноги находятся в одной плоскости, угол между стопами по-прежнему прямой.
Методические указания. Для правильного исполнения выпада отталкивание правой стопы от пола должно предшествовать по времени движению тела вперед. Это обеспечивается резким разгибанием левой ноги. Движение левой руки должно точно совпадать с раз-
гибанием левого колена. Передвижение корпуса вперед и сгибание правой ноги в колене происходит после того, как пятка коснулась пола. Движение выполняется только вперед, а не вперед-вверх.
Выпад - действие атакующее. Техникой движения следует заниматься много, настойчиво, добиваясь верного исполнения.
Детали этого приема в следующем: когда правая стопа, выпрямляясь, отделяется от пола, одновременно отталкиваясь левой ногой, должен быть момент, когда обе ноги будут выпрямлены. Двигаться нужно только вперед, без подъема вверх. Корпус фехтующего чуть-чуть наклонен вперед, но так, чтобы голова была вертикальна.
Упражнение № 5. Возвращение в боевую стойку после выпада
Исходное положение: выпад.
Техника исполнения. По команде «Закройсь!» (или «К бою!»), отталкиваясь правой стопой от пола, вернуться в положение боевой стойки, одновременно поднимая левую руку вверх (левая нога опорная). Это позволит передвинуть правую ногу на две стопы назад и встать в положение «К бою!».
Методические указания. Все движения возвращения из выпада в стойку выполняются одновременно. Корпус должен передвигаться строго горизонтально, а быстрое и сильное движение левой руки вверх очень помогает возвращению в стойку.
Упражнение № 6. «Вперед - закройсь!»
Есть частный случай, когда приходится переходить в стойку, подставляя левую ногу вперед.
Техника исполнения. Надо незначительно перенести вес тела на правую ногу, левая нога, сгибаясь в колене, подставляется вперед в положение боевой стойки. Одновременно поднимается левая рука (см. рис. 61). Немного выпрямляя правое колено и уменьшая наклон туловища, фехтующий принимает положение боевой стойки.
Примечание. Важно отрабатывать технику и скорость всех приемов до того, как студентам будет дано оружие. Оружие всегда отвлекает внимание, а если техника передвижений и выпада будет освоена плохо, она исказится в парных упражнениях, и освоение последующих приемов школы сценического боя будет затруднено. Надо потратить два полных урока на освоение этой техники.
Глава VI
ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ
Перед тем как начать изучение раздела «Обучение с оружием», преподаватель должен объяснить студентам некоторые положения.
Оружие
Холодное оружие состоит из двух частей: клинка и эфеса. Клинок изготавливается из гибкой стали, длиной не более 90 см. Он имеет следующие части: острие или пуговку в тренировочном оружии, предназначенную для нанесения уколов, два лезвия, то есть обе грани клинка - боковые его стороны заточены в боевом оружии наподобие ножа: они служат для порезов и ударов.
Обух является противоположной стороной лезвия. Если клинок трехгранный, предназначенный только для уколов, то между гранями имеются канавки, называемые «долами». Часть клинка, примыкающая к эфесу, называется «пяткой».
Пятка, плотно входя в ножны, не позволяет клинку выпасть из ножен при быстрых передвижениях владельца оружия. Клинок имеет легко гнущуюся часть, которая называется «слабой частью клинка», вторая, примыкающая к эфесу, называется «сильной», так как в этой части клинок не сгибается.
Эфес (рукоять) имеет гарду - защитное приспособление, деревянную ручку и гайку-противовес. Деревянная ручка служит для того, чтобы держать оружие, гайка свинчивает все его части. Она уравновешивает тяжесть клинка, что особенно важно для меткого нанесения укола.
Противоборство французской и итальянской школ фехтования.
Начиная с середины XVII века, когда французы укоротили свою шпагу, фехтование колющим оружием стало быстро прогрессировать в разнообразии приемов, ловкости и быстроте их применения. С этого момента начинается резкое расхождение французской школы (более прогрессивной) и итальянской (более консервативной). Эти расхождения достигли пика своего развития к концу XIX столетия.
Во Франции со второй половины XVIII века фехтование делает быстрые существенные успехи, явно опережая Италию. В 1736 году француз Жирар ввел 8-ую и последнюю защиту, почти на два столетия позже 7-и первых. В 1755 году во французской «Энциклопедии» в статье «фехтование» впервые говорилось о необходимости введения фехтовальной маски для предупреждения несчастных случаев. Но прошло 10 лет прежде, чем фехтовальные маски были наконец введены.
Старинная открытка ХIХ век, Франция.
В 1766 году в Париже преподавателем фехтования Дане был выпущен обстоятельный труд по владению холодным оружием, значительную часть которого составляют упражнения по обучению приёмов отвода и захвата оружия противника невооружённой рукой. В настоящий момент эти приёмы в фехтовании считаются запрещёнными.
Введение маски дало резкий толчок к дальнейшему техническому и тактическому совершенствованию фехтования.
В это же время во Франции зарождается борьба двух школ: старой классической
(Бертрана, Ля Буасьера, Корденуа, Бонди и др.) и школы практического направления
, основателем которой был известный боец Франции начала XIX века Ляфожер. Его знаменитый бой в Париже в 1816 году с графом Бонди, лучшим фехтовальщиком Парижа того времени, составил эпоху в истории фехтования. Ляфожер был маленького роста, но необычайно подвижным.
Никому неизвестный в то время провинциальный учитель фехтования Ляфожер приехал в Париж с целью проверить свою теорию на практике в бою с лучшим представителем классической школы – графом Бонди. Его блестящая победа в присутствии огромного количества зрителей и всех фехтовальных авторитетов того времени произвела сенсацию. В 1730 году академик Эрнст Легуве, приверженец старой школы, в статье «Турнир XIX столетия» пишет следующее: «Резкая реакция реализма против романтического академизма в литературе и живописи не могла не отразиться и на фехтовании. Гомар, Шарлеман, Корденуа и другие могли видеть с истинным сожалением возникающую новую школу, которая, заботясь только о нанесении укола, отбросила требования изящества и грации движений, как бесполезные и смешные. Напрасно Бертран, наш несравненный Бертран, доказывал своими уроками и личным примером, что в одно и то же время можно быть и наиболее грациозным и наиболее сильным бойцом; с каждым днем новая школа завоевывала право гражданства. Фехтование отныне остается, без сомнения, упражнением полезным, занимательным, но это больше не искусство, ибо «нет искусства там, где нет красоты».
В этот период борьбы в направлении французского фехтования принцип рационализации, целеустремленности каждого движения и действия является основой техники и тактики фехтования. Первым из наиболее авторитетных новаторов в этом отношении был Жакоб. Он настаивал на введении контр-рипостов и продолжительных боевых фраз, что составляет характерную и наиболее трудную особенность французской школы.
Итальянское фехтование с конца ХVIII и почти весь ХIX век находится под влиянием французов. Внедряя свои методы, французы прежде всего позаботились ввести своих учителей и своё оружие (без поперечника и с гардой в виде восьмёрки). Устройство оружия и способы его держания изменили технику, методику и тактику фехтования на севере Италии (на оккупированных территориях). В Италии образовалось три школы: северо-итальянская под руководством Радаелли, ставшая на основные позиции французской школы, южно-итальянская, возглавляемая семьёю фехтмейстеров Паризе, сохранившая итальянское оружие (с поперечником и мартингалом) и итальянскую технику и средняя школа во главе с Маркианни, занявшая наиболее выгодную позицию, взяв наиболее ценное из обеих школ. В 1879 году в Италии для объединения методов преподавания была организована правительственная комиссия, которая поддержала националистические тенденции и в 1883 году остановила свой выбор на системе профессора неаполитанской академии Мазаниелло Паризе.
СОВРЕМЕННОЕ ФЕХТОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
В середине текущего столетия, т. е. к моменту выхода советских фехтовальщиков на международную арену, на XV Олимпийских играх в международном фехтовании сохранялось устойчивое, почти традиционное соотношение сил. На колющем оружии - рапирах и шпагах как в командных соревнованиях, так и в личных, безраздельно господствовали с переменным успехом французские и итальянские фехтовальщики. При этом итальянские фехтовальщики чаще имели преимущество в фехтовании на шпагах, а французские на рапирах.
В фехтовании на саблях в борьбе с итальянскими фехтовальщиками первенствовали венгерские мастера сабли. В командных финалах фехтования на шпагах нередко появлялись шведы (шпажисты из спортсменов современного пятиборья), оттесняя французских шпажистов. В финалах рапирных команд бывали египтяне, бельгийцы, немцы. В командную борьбу за призовые места в фехтовании на саблях часто включались французы, реже поляки и немцы. В женском фехтовании шла довольно ровная борьба между фехтовальщицами Венгрии, Италии, Франции, Германии, Голландии и Австрии.
Однако эта борьба в командных соревнованиях обычно заканчивалась победой венгерских фехтовальщиц, а личные соревнования женщин проходили с переменным успехом фехтовальщиц перечисленных стран.
Наибольшее развитие фехтование получило в европейских странах. Фехтовальщики этих стран, кроме участия в ежегодных первенствах мира и олимпийских играх, выступают в многочисленных традиционных международных командных встречах и личных турнирах.
Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Германии и Бельгии. Став международным, регламентированным правилами спортом в XIX столетии, современное фехтование находится еще под сильным влиянием исторически сложившихся в XVII в. итальянской школы и в XVIII в. французской, являющихся классикой фехтовального спорта. Несколько позже, уже в начале XX столетия, получила всеобщее признание и венгерская школа сабельного фехтования.
Понятие школы фехтования охватывает сумму определенных положений и требований в вопросах теории, техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки, а также конструкции оружия, сложившихся в процессе длительного и успешного культивирования данного вида спорта в законченную систему, строго отвечающую условиям своего времени, места и среды.
Однако широкое развитие фехтовального спорта, частые международные состязания постепенно разрушают чистоту школ и школьный патриотизм фехтовальщиков, приводят к тому, что фехтовальщики воспринимают технико-тактические положения разных фехтовальных школ и выбирают конструкцию фехтовального оружия, которая больше соответствует их вкусу, темпераменту и физическим качествам. Технико-тактические различия отдельных фехтовальных школ становятся все менее явными, все более неуловимыми.
Свободный выбор фехтовальщиками фехтовальной школы или отдельных элементов ее способствует развитию техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки в силу отсутствия при этом слепого преклонения перед непререкаемым авторитетом той или иной школы.
Существенным признаком начавшегося стирания искусственно еще кое-где сохраняемых границ фехтовальных школ является тот факт, что часть фехтовальщиков одной и той же страны придерживается разных школ для различных видов фехтования (рапира, сабля, шпага). Так, венгерская школа фехтования на саблях признана во всех странах, в том числе и в тех, которые имеют свои школы фехтования на других видах оружия. Французские саблисты, например, в подавляющем большинстве придерживаются венгерской школы сабельного фехтования. В то же время рапирное и шпажное фехтование в Венгрии находится под влиянием итальянской и французской школ.
Несмотря на идущий процесс смешения фехтовальных школ, на сегодня все же имеются некоторые различия между ними.
Французская школа фехтования на рапирах является во всех странах, культивирующих фехтовальный спорт, наиболее тонкой в техническом и в связи с этим наиболее сложной в тактическом отношениях. Французские фехтовальщики всегда были большими мастерами колющего оружия, уступая фехтовальщикам других стран в искусстве владения рубящим (сабля).
Техника, а вслед за ней и тактика фехтования в большой мере зависят от национальных школ фехтования и в немалой степени от конструктивных особенностей спортивного оружия, в частности от конструкции рукоятки. Здесь, однако, следует отметить, что введение с 1955 г. в практику официальных соревнований электрорапиры, оружия с утяжеленным и несколько хлестким клинком, ослабило различия во владении рапирой, связанные с устройством ее рукоятки.
Простая конструкция французской рапирной рукоятки и неприменение, в отличие от итальянцев, привязи рукоятки к кисти и лучезапястному суставу обусловливают менее плотное держание рапиры и обеспечивают большую свободу и тонкость управления движением рапиры при помощи пальцев. Такое держание рапиры развивает тонкие кинестетические и тактильные ощущения, возникающие при соприкосновении с оружием противника, ощущения, которые носят название «чувства железа».
Боевая стойка «французов» (подразумевая под этим всех приверженцев французской школы) отличается от итальянской нешироко расставленными ногами, почти вертикально и не вполне профильно поставленным корпусом, меньшей глубиной посадки, меньшей шириной стойки, меньшей профильностью корпуса, меньшим наклоном тела вперед. В связи с этим «французы» обладают большей легкостью и непринужденностью в маневрировании. Благодаря свободному и не глухому держанию рапиры «французы» легче «итальянцев» справляются с техническими затруднениями ближнего боя. Кроме того, боевые позиции «французов» менее устремлены вперед, а в защитных движениях они не избегают движения оружия на себя.
Тактическая характеристика современной французской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:
1) легкая и тонкая игра клинком, обманные движения и мягкое маневрирование;
2) мягкое вхождение в атаку в ожидании контрдействий («атака с открытыми глазами»);
3) стремление к сложным завязкам посредством ложных атак;
4) нечастые силовые воздействия на оружие противника;
5) большое разнообразие приемов защиты и нападения;
6) широкое использование «чувства оружия» для ориентации в схватках боя.
Итальянская школа фехтования на рапирах также имеет достаточное количество последователей в различных странах. Сложившись на почве дуэльного фехтования, эта школа носит на себе печать своего исторического прошлого (рис. 22). Существовавшие прежде приемы обезоруживания противника привели к особой конструкции рукоятки и способов ее держания.
Итальянская рапира имеет на рукоятке особую перекладину, обеспечивающую. плотное и мощное держание рапиры, которое усугубляется еще прочной привязью рукоятки к руке. Привязью достигается полная слитность рукоятки с кистью. Конструкция рукоятки, способ ее держания и привязывания помогают применять силовые воздействия на оружие противника. Этим объясняется частое употребление «итальянцами» захватов, завязываний, ударов (батманов) по оружию противника. Такое держание оружия не дает в полной мере использовать работу пальцев при владении рапирой и до известной степени препятствует развитию тонкого «чувства железа». Боевая стойка, принятая итальянской рапирной школой, отличается некоторой статичностью (застылостью). Она немного шире стойки «французов» и создает впечатление более плотного стояния. Туловище наклонено вперед. Рука угрожающе устремлена вперед.
Однако резкого отличия между боевыми стойками этих двух рапирных школ в настоящее время нет. Прикосновения к оружию противника в защитных и активных действиях на оружие у «итальянцев» более резкие и ударные.
Защиты характеризуются стремлением «ловить» оружие противника далеко от себя малыми смещениями гарды и в силу этого отчетливо выраженными выходами острия за контуры поражаемого пространства. Типично почти исключительное пользование для защиты нижних секторов второй защитой.
Тактическая характеристика итальянской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:
1) стремление к заранее задуманным скоростным с самого начала атакам;
2) менее активная и менее разнообразная игра клинком;
3) склонность к применению силовых приемов: действительных батманов и захватов;
4) отсутствие стремления к сложным комбинационным завязкам;
5) избегание ближнего боя, в котором возникают технические затруднения.
Венгерская школа фехтования на саблях, завоевавшая к настоящему времени всеобщее признание, самая молодая из всех фехтовальных школ. Эта школа - передовое, прогрессивное явление в фехтовальном спорте. Авторитет ее велик, и на сегодня она признана лучшей сабельной школой в мире. Венгерские саблисты - бессменные победители первенств мира, олимпийских игр и других международных состязаний по фехтованию. Среди саблистов Италии и Франции идет процесс перехода на.венгерскую школу. Однако переход встречает затруднения в силу твердо укоренившихся старых технико-тактических положений. Возникнув на базе итальянской сабельной школы, венгерская школа впитала в себя все самое рациональное из этой школы, отбросив ее догматические наслоения, пойдя по линии естественности и свободы движений, по линии раскрепощения и динамичности.
Особенности сабельной венгерской школы:
1) глубокое овладение темпом, ритмом, характером движений и интенсивностью мышечных напряжений;
2) полная естественность и непринужденность боевой стойки, выражающаяся в ограниченном сгибе ног и узкой их расстановке, в далеко не профильном Положении корпуса по отношению к противнику, частом свободном опускании вооруженной руки вниз и почти полном выпрямлении ног в неострые моменты боя;
3) преимущественное применение, атак, начинающихся вкрадчивым сближением с непреднамеренным завершением;
4) легкое и вариативное, т. е. с нередким перехватыванием, держание оружия;
5) обобщение и сокращение числа защит в целях достижения наибольшей быстроты их выполнения (почти исключительное применение только третьей, четвертой и пятой защит);
6) широкое применение атак броском (флеш-атак);
7) ярко выраженный наступательный стиль боя;
8) тактическая игра, основанная на обыгрывании в чувстве дистанции, чередовании ударов в темп и ответных ударов.
Исключительно большое влияние оказало венгерское сабельное фехтование на польских саблистов. Это влияние усилилось благодаря работе венгерского тренера Кэвеи в Польской Народной Республике. Тем не менее польские фехтовальщики внесли в спортивную практику и теорию столько своего национального, что их фехтование приобрело особый облик, отличительными чертами которого является дальнейшее развитие естественности боевых положений и движений, крайняя подвижность и тактическая активность, основанная на быстроте передвижений.
В фехтовании на шпагах наиболее совершенной является итальянская школа. Имея общую направленность и черты, сходные со своим рапирным фехтованием, она оказывается наиболее отвечающей правилам и характеру боя на шпагах. Держа оружие и руку смело устремленными вперед и постоянно угрожая уколом, «итальянцы» не слишком увлекаются «охотой за рукой», т. е. попытками нанести укол непременно в руку противника. Итальянские шпажисты, являющиеся на сегодня сильнейшими в мире, отличаются от большинства своих противников богатым арсеналом боевых приемов и действий, присущих рапирному фехтованию. Они широко применяют атаки на отдаленные части тела противника, ответные уколы в туловище и атаки второго намерения. Все это вместе взятое придает бою итальянских шпажистов динамический, насыщенный острыми моментами характер.
Шведы, начавшие культивировать шпажное фехтование позже Франции и Италии, не обладающие традициями и большим опытом прошлого, внесли в шпажное фехтование своеобразие, не овладев, однако, общей фехтовальной культурой. Шведские шпажисты достигли большого командного успеха на XV Олимпийских играх, уступив лишь итальянцам. В дальнейшем их успехи резко снизились.
За последние годы резко повысилось мастерство венгерских шпажистов и особенно рапиристов, завоевавших на первенстве мира 1957 г. первое место. Рост мастерства в большой степени объясняется передовым характером всего венгерского фехтования, свободного от консервативно-патриотических тенденций классических школ. Критически принимая все ценное, что имеется в иностранных школах фехтования, венгерские спортсмены вносят в фехтование на колющем оружии прогрессивные идеи своего отечественного фехтования на саблях.
Таковы в общих чертах особенности существующих в настоящее время фехтовальных школ.
В первой половине XVI века в Италии господствовала школа фехтования Ахилло Мароццо (1496-1576 гг.). В Мароццо главным образом видят первого выдающегося автора, написавшего об искусстве фехтования. Но вероятно, разумнее рассматривать его как величайшего учителя старой, грубой, неотшлифованной школы фехтования, опиравшегося на стремительность, ярость и озарение в той же мере, что и на тщательную подготовку и мастерство.
Мароццо был родом из Болоньи, но школу держал в Венеции. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из котороых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией.
Замечательна тем, что далеко обогнала любой другой трактат своего времени и предвосхитила главенствующее положение итальянских школ в деле фехтования . И после его смерти вышло еще три издания через довольно большие промежутки времени, — и, судя по всему, она пользовалась популярностью среди отдельных стармодных фетховальщиков даже в начале XVII века, когда процветали школы таких великих мастеров, как Фабрис, Капо Ферро и Джиганти.
Со второй половины XVI века стала преобладать колющая техника для шпаги и длинной рапиры, которая была мало пригодна для войны, но идеально подходила для смертельного поединка.
Первым трактатом по фехтованию, в котором было научно обосновано преимущество техники укола над рубящими ударами и защитных позиций над сложным маневрированием , было сочинение миланца Камилло Агриппы, изданное в 1568г. в Венеции. (« »; издавалось в 1553, 1568 и 1604 гг.)
Занимательно, что Камилло Агриппа был не профессиональным фехтовальщиком, а всего лишь любителем. Однако по своей профессии он являлся инженером (архитектором, математиком), благодаря чему смог внести новые рациональные элементы в искусство фехтования: «Прежде всего, он упростил поединок, выявив в нем четыре главные позиции. Пристальное внимание он уделял необходимости рационального движения оружием. При этом он использовал знание математики для вычисления оптимальных направлений ударов и сходных позиций и для выработки точных способов обороны. В его работе впервые описан выпад — важное атакующее действие.
Сальватор Фабрис родился в Болонье в 1544 году. Он объехал Испанию, Францию и Греманию. В 1590 году его пригласил ко двору датский король Христиан IV, большой любитель искусства фехтования, под его покровительством Фабрис опубликовал свой трактат. («De Lo Schermo overo Scienza d’Arme», Копенгаген, 1606). Искусство фехтования было делом его жизни. Наука о фехтовании обязана Фабрису тем, что он разъяснил многие малопонятные принципы, такие как: оппозиция, перевод оружия, круговые , финт, темп и дистанция. Фабрис был первым, доказавшим неоспоримое превосходство такой системы фехтования, в которой главной целью является быстрота действий и соблюдение темпа , на чем основывается тщательная подготовка атаки. Сочинение Фабриса имело такой успех, что за XVII век в Италии и Германии вышло не меньше пяти его изданий и столько же переводов или адаптаций.
Технологические, военные и социальные изменений влекут за собой и изменения внешнего вида оружия, а значит и техники им владения.
Закончился длительный период итальянских войн (с 1494г. по 1559г.). Это повлекло за собой появление оружия, изначально предназначенного для повседневного ношения и поединков в городских условиях, а не для боевых действий.
Так появилась рапира
(rapiеr) — длинное, с более легким клинком, одноручное оружие, предназначенное для колющей техники. Рапира была создана в Италии и Испании, а уже оттуда распространилась по Западной Европе.
Известно, что такие школы фехтования, как Испанская (она же Дестреза), Немецкая, Венецианская ставили своей целью подготовку мастеров. Обучение этих людей не заканчивалось никогда - они постоянно продолжали заниматься самоподготовкой и совершенствованием ранее изученных принципов. Поэтому и были по большому счету учеными. Такому мастеру могли противопоставить сотни поединков. Например, Иеронимо де Карранза (написавший первый трактат о Дестрезе "Философия оружия") писал, что за жизнь прошел более 1000 поединков и при этом остался жив, а это даже больше чем провел поединков за жизнь японский фехтмейстер Миямото Мусаси. Кстати, благодаря таким мастерам, под началом которых сформировались подобные техники, образовалась и просуществовала более века Великая Испанская Империя. Позже, когда Карл V умер, через несколько поколений власть перешла в руки, чье правление было лояльным к Франции и Империя, равной которой не было в те времена во всем мире, начала угасать. К слову сказать этих же "везде сующих свой нос" французов и изгнал с территории Испании сам Карл V когда шел на престол.
Что касается Италии, то она всегда в средние века была раздроблена. Она состояла из множества государств, ныне входящими в состав Италии, которые очень ожесточенно враждовали между собой. Сицилия в то время принадлежала Испании, соответственно и Сицилийские стили (Неаполитанский и Палермитанский) тоже принадлежат к Испанской школе, а не Итальянской. Среди итальянских же регионов наиболее сильные позиции занимала Болонья.
Болонская школа не утруждала своих учеников пониманием нескольких принципов, они ограничились лишь одной логической моделью, в которой были разного рода уколы для атаки и позаимствованные из Венецианской школы техники обороны. В условиях постоянных войн была профинансирована и внедрена нехитрая комбинация великих умов. Они отказались от мастеров, от подготовки мастеров, они занимались подготовкой исключительно солдат. Методология Болонской и Французской школ позволяет быстро обучить большое количество наемников. Без философии, без науки, без объяснения причин когда какое движение целесообразно, их обучали только одной логической модели и сразу отправляли на войну.
Подобная тактика хорошо зарекомендовала себя, а на потери примерно половины подобных бойцов закрывали глаза и покрывали брешь новыми солдатами. Таким образом, мастерам противопоставляли многократно превышающих по количеству среднеобученных солдат. Так этим двум школам и удалось завоевать свое призвание и популярность. После окончания войн начали издаваться трактаты с подобными названиями "Как подготовить к дуэли за 30 минут". Итальянские и Французские мастера ездили в другие страны обучать, все популярнее становились дуэли, а потом спортивные упражнения.
Это не значит, что эти школы не эффективные - они просто другие цели решают: подготовить быстро солдат, поддержать здоровье и физический тонус. Испанская, Венецианская и Немецкая же школы давали больше, чем солдат - они обучали мастерству, которое осталось в тени, передавалось внутри семьи и позволяло аристократам быть на добрую сотню голов выше своих подчиненных. Они готовили единицу, которая по силе и уму превосходила сотню. Эти люди служили Королю, государству, этическому своему мировоззрению, а солдат нескончаемо нанимали за деньги и смерти последних не считали. Некоторые из мастеров сохранили свои знания в трактатах, некоторые отправлялись в моря. На корабле как нигде высоко ценится мастерство каждого члена экипажа - от капитана до матроса - в бою принимал участие каждый.