Стоит ли деньгами поощрять хорошие оценки? И что в результате? Откуп деньгами ведет к разрушению взаимоотношений

Нужно ли материально поощрять ребенка? Карманные деньги

Найти ответ на вопрос о том, следует ли поощрять ребенка материально за положительные оценки или помощь по дому, непросто. Кто-то из родителей считает, что подобный подход к воспитанию поможет ребенку в будущем научиться грамотно распоряжаться деньгами, но другие родители не поддерживают такую точку зрения, будучи уверенными, что, привыкнув к деньгам, ребёнок не захочет впредь делать что-то безвозмездно.
Как же должны поступать родители на самом деле? В этой статье мы предлагаем рассмотреть данный вопрос наиболее полно.

Деньги – один из видов мотивации
Мотивация, по мнению психологов, – это то, что побуждает нас совершать те или иные поступки или действия. Подвергнув анализу стимулы человека, можно выяснить, что главными из них являются страх и любовь. Дети имеют собственный список занятий, которые они выполняют, проявляя радость и энтузиазм, но есть и такой вид деятельности, который ребенок отказывается выполнять даже через силу.

Поэтому родители, в первую очередь, должны направить усилия на то, чтобы вызвать у своего ребёнка стремление к тому виду деятельности, которая ему не интересна. При этом вашему ребёнку должен понравиться процесс выполнения работы и полученный результат. Безусловно, угроза наказания или лишения некоторых привилегий стимулирует ребенка к действию, но маловероятно, что выполняемый процесс понравится ребёнку. Например, ваш ребенок не любит читать. Не применяйте угрозы и наказания, если просветительные беседы о том, насколько хорошо быть начитанным человеком не возымеют должного отклика, поменяйте стимул на более существенный, например поход в кинотеатр или лишний час за компьютером. Можно использовать и денежное поощрение – ребёнок с радостью воспримет предложение потратить небольшую сумму денег самостоятельно.

Деньги – признанный большинством людей метод поощрения. Конечно, как и все методы, он имеет положительные и отрицательные стороны. Итак, о чем следует помнить родителям:

Возраст ребенка и карманные деньги
Дети дошкольного возраста не имеют особой потребности в карманных расходах, потому что все их потребности и желания удовлетворяют родители. Таким образом, деньги для дошкольника не являются серьезным стимулом к действию.
Учащиеся младших классов начинают чувствовать потребность в деньгах, так как у них появляется возможность купить что-то в школьном буфете или по пути из школы.
А вот для подростков карманные деньги становятся просто необходимыми. Подросший ребёнок ощущает себя практически взрослым, и стремится к максимальной самостоятельности, и деньги для него – это отличное подкрепление уверенности в личной независимости.

Потребность в деньгах у детей
Постарайтесь прочно закрепить в сознании ребёнка три основные понятия: «хочу», «надо» и «могу». Суммы, полученной ребёнком за выполнение задания должно хватить для приобретения значимого для него предмета, например, футбольного мяча. При этом важно, что ребёнок видит разницу между необходимым и излишним.

Потенциальная сумма денег
О сумме денег, которую в результате своей деятельности получит ребёнок, нужно договориться заранее. Четко очертите границы суммы и условия проверки работы и максимально честно придерживайтесь уговора. Если вы начнете торговаться и хитрить, то можете потерять доверие ребёнка.

Удовлетворение от работы
Прекрасно, если вы сумеете научить своего ребёнка получать моральное удовлетворение от проделанной им работы. При вручении вознаграждения обязательно похвалите ребёнка.

Как поздравить и , какие подарки можно подарить.

Свобода выбора
Интересуйтесь, на что ваш ребёнок хочет потратить карманные деньги. Внимательно выслушайте его планы и, избегая приказного тона, спокойно выскажите личное мнение по этому поводу. Ребёнок должен научиться сам принимать решение, причем, с учетом мнения старших – это ему поможет в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое поощрение детей – это дело, которое требует грамотного и осмысленного подхода. Оно не представляет опасности для воспитания, но и не является панацеей. На свете существует немало способов поощрить своего ребёнка, не прибегая к деньгам: добрая улыбка, нежное прикосновение и душевный разговор. Эти вещи наделены большей ценностью, чем материальные.

Дубовкина Марианна

В работе изучены проблема мотивации к обучению. Проведен анализ родительского воздействия на учеников среднего звена, рассмотрены особенности материальной мотивации

Скачать:

Предварительный просмотр:

стр.

Введение…………………………………………………………………...…......3

  1. Теоретическая часть…………………………………………........................4
  1. История возникновения денег……………………………………...4
  2. Функции денег………………………………………………...…….5
  3. Понятие «успеваемость», её факторы……………………………..7
  4. Пятерки за деньги…………………………………………………...8
  5. Отношение к материальному стимулированию в разных странах…………………………….………………………………...11
  1. Практическая часть…………………...…………………............................13
  1. Анкетирование…….………………………………………………..14
  2. Проведение опросов………………………………………………..16

Заключение …………………….……………………………………………….18

Список литературы…………………………………………..………………....19

Приложение 1 «Нужны ли Вам карманные деньги?»

Приложение 2 «Результаты опроса одноклассников»

Приложение 3 «Результаты опроса родителей»

Приложение 4 «Мозговой штурм»

Приложение 5 «Общественное мнение»

Приложение 6 «Мозговой штурм»

Приложение 7 «Как нужно правильно тратить деньги»

Приложение 8 «Разновидности древних денег»

Введение

Деньги и успеваемость – проблема, которую пытаются решить многие родители и педагоги. Стоит ли поощрять детей за их успеваемость в школе? Не будут ли нарушено нравственное развитие личности, если платить деньги за отметки? Действительно ли эффективно работает денежное стимулирование? и т.д.

Деньги нужны для радости, и это пока первое, что приходит мне в голову. Наверно, каждый ребенок испытывает радость, когда в магазине родители покупают сладости или игрушки, или ещё что-нибудь другое, ну очень - очень нужное!

Деньги – такое явление, в котором нуждаются все категории людей в современном обществе, и дети – не исключение. Но, откуда ребенку взять деньги, ведь до 14 лет он материально не может себя обеспечить, да и с 14 – лишь незначительно, устроившись на непостоянную подработку. В основном деньги мы получаем от родителей, если они посчитают это нужным.

И меня заинтересовал вопрос: как я могу заработать? Я предложила родителям, чтобы за мои хорошие оценки мне давали немного денег. И здесь у нас в семье возникло сомнение – можно ли деньгами поощрять ребёнка за обучение в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, я определила для себя:

Цель работы: изучить факт влияния денег на успеваемость учащихся.

З адачи:

- изучение специализированной литературы для теоретического обоснования исследуемой темы,

Изучение опыта исследований по данной теме,

Проведение собственного исследования, анкетирование своих одноклассников, их родителей и других взрослых.

Выявление общественного мнения – анализ форумов,

Анализ полученных результатов и подведение итогов.

1. Теоретическая часть

1.1. История возникновения денег

Для того чтобы понять, зачем же деньги нужны человеку, попробую сначала определить, а что это такое, и откуда они взялись. Задумываясь над словом “деньги”, первое, что я себе представляю – это монетки, или цветные прямоугольные бумажки, называемые купюрами, будь то рубли, доллары, евро, турецкие лиры, или любая другая валюта, которую я ещё не видела. И к человеку они попадают в основном от работодателя, как вознаграждение за труд. Но ведь раньше денег не было. Что же тогда зарабатывали люди?

История денег началась с обмена товарами. Это случилось задолго до появления письменности. Разделение труда существовало уже у первобытных народов. У тех, кто целыми днями охотился, было достаточно добычи, но не было времени для изготовления оружия, посуды или одежды. Поэтому люди стали менять одни вещи на другие. Когда люди перешли к оседлому образу жизни и из охотников и собирателей превратились в крестьян и животноводов, меновая торговля приобрела ещё большее значение. Люди быстро заметили, что не все товары, которыми они обменивались, имели одинаковую ценность. Поэтому требовалось найти то, с помощью чего можно было бы определять ценность вещи, а именно предмет, который мог бы служить мерилом ценности. Например, у племен индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины. В Новой Зеландии в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти предметы считались настоящими сокровищами. Деньгами также могли быть одежда и ткань, кольца, зубы собак, клыки моржей, шкурки бобров, перья, зерно, табак, чай, соль, пшеница, какао, сыр, и многое другое.

Вскоре люди поняли, что металлы, прежде всего золото и серебро, являются самым подходящим средством платежа: они прочны и не разрушаются. Удобны в использовании, как мерила, если находятся в слитках одинакового веса и размера. Так возникла идея монет. Затем уже люди перешли на бумагу и безналичные деньги. Таким образом, современные деньги можно назвать товаром, который является средством расчетов, связывает потребителя и производителя, а как это происходит, попробую понять дальше.

1.2. Функции денег

Начну, пожалуй, с магазина. Ведь даже малыши знают, что в магазине обязательно нужны деньги, ведь именно ими мама или папа расплачиваются за приобретённые товары. И неважно, что покупается. За любую вещь, будь то продукты, одежда, книги и игрушки, отдаются деньги. То же самое в парикмахерской, кино, химчистке, даже если мы ничего не приобретаем, мы обмениваем наши деньги за услугу. Значит, деньги являются средством обмена. Но почему же именно деньги?

Допустим, моей подруге Оле очень понадобились коньки. А у меня как раз есть лишние. Зато у меня нет чехлов для моих коньков. А ещё нет чехлов для маминых коньков и папиных. И я предлагаю Оле поменяться. Я ей лишние коньки, а она мне три пары чехлов. Так вот, для того, чтобы получить от меня коньки Оля должна где-то найти чехлы. И уж точно, тот, кто может ей предложить чехлы, попросит взамен вещь, которой опять у Оли не окажется. В конце концов, моя подруга раздобудет для меня чехлы, но они мне могут не понравиться. А вот если я ей предложу купить у меня коньки за деньги, то всем станет проще. Оле не надо будет искать чехлы, а я просто на вырученные деньги, куплю чехлы, причём выберу в магазине сама, те которые мне понравились. Значит, деньги являются наиболее удобным и простым средством обмена.

Рассмотрю другой пример. Допустим, Оля всё же согласилась поменяться на чехлы. И говорит: “А почему я тебе должна отдавать три пары чехлов, если беру у тебя только одну пару коньков?” Тогда я поясню подруге, что коньки стоят тысячу рублей, а одна пара чехлов - триста рублей. Поэтому обмен одной пары коньков на одну пару чехлов будет неравноценным. Вот тут то и раскрывается самая главная роль денег - мера стоимости всех товаров и услуг.

А вот реальная ситуация. Когда мы с мамой бываем за границей, я всегда покупаю разные сувенирчики для близких мне людей. И я не прошу у мамы денег. Зная, что скоро куда-нибудь поеду, обязательно откладываю попавшие мне монетки, а бывает и бумажные купюры, и потом с удовольствием их трачу. Значит, деньги ещё являются средством накопления. Их можно тратить через какое-то время.

Конечно, деньги используются не только в магазинах и предприятиях, оказывающих услуги. Разные государства между собой так же обмениваются деньгами, дают друг другу взаймы. Иностранные деньги называют валютой. Для использования денег между странами выбираются деньги стабильных и богатых стран. То есть национальная валюта может ещё использоваться как мировая. Долгое время общепризнанной мировой валютой считался доллар – деньги США. В 1999 году появилась новая мировая валюта – евро. Эти деньги используют такие крупные государства Европы как Италия, Испания, Франция, Австрия, Германия и другие. И когда я бываю за границей, то свои рубли обмениваю на доллары или евро, на эти деньги можно купить любые товары, в том числе и сувениры, в любой стране.

Обменять одну валюту на другую можно в обменном пункте банка. Деятельность банка напрямую связана с деньгами, поэтому я решила, что мне обязательно нужно пообщаться с сотрудниками этой организации.

1.3. Понятие «успеваемость», ее факторы

Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.

Изучение соответствующих научных данных позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности (состояние организма, его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор, так или иначе, учитывается при определении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.

1.4."Пятерки" за деньги.

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1. Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».

Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2. Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3. Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1. Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Комментирует Ирина Комарова, педагог психолог:

Поощрять нужно не оценки, а старания - если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку на лучшую, если выполнял все домашние задания по трудному для него предмету.

Что должно быть поощрением? Не деньги, тем более, не какая-то установленная сумма. Лучше всего подойдут интересные поездки, экскурсии, разрешение устроить вечеринку с друзьями - то, что нематериально и направлено на получение новых впечатлений.

Система «высокая отметка = деньги» нередко приходит к тому, что школьник нервничает, если не получает «отлично». Стремление к хорошим оценкам, постоянные подсчеты денег, переживания из-за неудач могут привести к проблемам и стрессам. Некоторые дети начинают страдать бессонницей и потерей аппетита, чаще болеть, но при этом упорно занимаются, чтобы не упустить финансовую выгоду. Часто школьники, зацикленные на отметках, не общаются со сверстниками, замыкаются, не имеют друзей.

1.5. Отношение к материальному стимулированию в разных странах

Несколько лет назад в 40 школах Нью-Йорка проводилась программа материального поощрения школьников. В течение всего года учащимся предлагали выполнять тесты, за результаты которых дети получали от 5 до 50 долларов в зависимости от качества ответов. Система денежных поощрений вошла в более широкую программу по борьбе с бедностью, инициированную мэром Нью-Йорка. Мэр Вашингтона расширил программу и предложил поощрять учащихся городских средних школ за примерное поведение, хорошие оценки и старательно выполненные домашние задания. Школьники получили возможность заработать до 50 долларов в неделю и до 1800 долларов в год.

В этом году на новый проект в регионе будет потрачено более 50 миллионов рублей. Пока не понятно, к каким результатам приведёт эксперимент, но за финансовое вознаграждение многие школьники готовы серьёзнее относиться к учёбе.

В седьмой гимназии Перми - день стипендии. В бухгалтерии - очередь из старшеклассников. К такой процедуре - найти свою фамилию в ведомости, расписаться и получить расчет - школьники, судя по их волнению, до сих пор еще не привыкли. А несколько человек стипендию и вовсе получают впервые. Для этого им пришлось сильно постараться и пересдать на "четыре" и "пять" все предметы, по которым в прошлом полугодии они получили тройки и даже двойки. И теперь они с гордостью могут называть себя стипендиатами. "За то, что я старалась, хорошо училась, это действительно первая денежная компенсация моего потраченного времени на учебу. Это хороший стимулятор к хорошей учебе", - ученица гимназии говорит Анна Иванова. 460 рублей в месяц - в такую сумму оценили прилежную учебу пермских школьников. Точно такие же деньги получают учащиеся техникумов и ПТУ. И лишь студенческая стипендия больше чем в 2 раза превышает размер школьной. С начала учебного года стипендию выплачивают во всех школах Пермского края, но только ученикам 10 и 11-х классов и только тем, кто учится на "хорошо" и "отлично". Все расходы из краевого бюджета. В этом году на проект потратят более полусотни миллионов рублей. В региональном Минобразования говорят: если раньше ученик, окончив девятилетку, уходил туда, где есть стипендия, то сейчас он может остаться в школе и уже готовиться к поступлению в ВУЗ. "Сегодня ребенок не делает выбор - где учиться, руководствуясь тем, где платят и где не платят стипендию, и второе, те, кто учатся и учатся, это их учебный труд, должны быть простимулированы", - убеждён министр образования Пермского края Николай Карпушин. В школах с выводами, насколько введение стипендий отразилось на успеваемости, пока не спешат. Например, в той же 7-й гимназии после второй четверти число стипендиатов осталось прежним - 37 человек. В списках изменились только фамилии. Кто-то из-за возможности получать деньги за хорошую учебу выбился в хорошисты, а у кого-то в дневниках вновь появились тройки: говорят, учителя стали требовательней. Отъявленные же троечники спорят, какой должна быть стипендия, чтобы был интерес учиться на отлично. Некоторые пермские школы, как например 32-я, старшеклассниками решили не ограничиваться. Здесь с помощью родителей создали специальный денежный фонд. Теперь стипендию выдают и малышам и ребятам постарше. До седьмого класса только круглым отличникам. Эти выплаты немного меньше тех, что идут в рамках бюджетного проекта - от 150 до 250 рублей. И выдают их только раз в четверть. Но зато в торжественной обстановке - в актовом зале. Учителя уверены: деньги детей не испортят. Опасность преподаватели видят в другом.

в Германии ведомство по делам детей и молодежи издало предписание, в соответствии с которым родители обязаны выдавать своим детям деньги на карманные расходы. В случае невыполнения этого документа ребенок может обратиться с жалобой, а «неплательщикам» придется раскошелиться на денежный штраф.
Более того, немецкие законодатели решили один из самых сложных вопросов, указав «карманный прожиточный минимум» для всех возрастов. Например, ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему ребенку – 1,5-2 евро, 10-летнему – 10-12 евро. С 13 лет «доход» подскакивает до 20 евро, а 15-летний подросток получает 25-30 евро в неделю.

2. Практическая часть

Занимаясь исследованием выбранной мною темы –«Деньги = Успеваемость?»– я поняла, что в книгах и Интернет - ресурсах не так уж много аналитической информации по данной проблеме. В основном встречаются высказывания родителей, столкнувшихся с проблемой воспитания собственных детей и их успеваемости. Четкого и единого мнения специалистов для себя я не нашла. Из изученного мною материала можно сделать вывод, что есть приверженцы обеих точек зрения: «поощрять деньгами нужно и это дает хорошие результаты» и «поощрять деньгами категорически нельзя, так как это разрушает личность самого ребенка и деформирует его нравственные и этические ценности».

Для себя я решила подробнее изучить выбранную проблему и провела несколько исследований:

  1. Изучила отношение родителей моих одноклассников и других взрослых людей – анкета.
  2. Исследовала отношение учащихся моего класса для выявления их отношения к поощрению за оценки
  3. Изучила мнение одноклассников по теме «Нужны ли вам карманные деньги и на что бы вы их потратили?»
  4. Изучила общественное мнение по теме «Отношение родителей к поощрению деньгами за хорошие оценки» (интернет-форум)

По результатам исследования я получила следующие результаты

2.1. Анкетирование

Из опрошенных детей моего класса, 95% выдают деньги за оценки.

А 5% денег не выдают.

По результатам опроса взрослых 7% считают, что мотивировать детей деньгами очень эффективно, и они сами используют этот метод. 35% опрошенных используют другой метод поощрения. 50% использовали этот метод, но он не эффективен. И еще 2% не пробовали, но собираются.

По результатам общественного мнения 39% считают, что поощрять ребёнка деньгами можно. 7% сомневаются в правильности поощрения ребёнка деньгами. И еще 7% процентов против такого поощрения.

Проведение опросов

Первым делом, я провела небольшой опрос в своём классе, задав вопрос одноклассникам: «Если бы вместо карманных денег вам давали вещи, которые родители сами выберут и купят, что бы вы выбрали»? Так вот, только двум ученикам из двадцати не нужны карманные деньги. Их устраивают бутерброды, билеты на проезд в транспорте, другие предметы, необходимые школьникам, которые дают родители. Остальные ребята выбрали карманные деньги, чтобы самим решать, что купить. Тогда я предложила им несколько вариантов, на что они хотели бы потратить свои деньги. Ответы получились очень разнообразные, а ведь каждый вариант влечет за собой ещё большее разнообразие. Например, кому-то нужны компьютерные диски с играми, а кому-то с музыкой, или для кого-то развлечения – это поход в кино, а для кого-то покупка сладостей. Они подтверждают тот факт, что для удовлетворения потребностей предпочтение отдается деньгам, а не каким-то другим вещам. Также половина опрашиваемых ребят не желает тратить сразу карманные деньги, а предпочитает их копить, чтобы потом купить что-то значимое и дорогостоящее, а копить-то, конечно, лучше всего деньги. Представляете, если кто-то начнет копить бутерброды…

Еще раз внимательней изучив результаты этого опроса, а именно потребности своих одноклассников, я сделала вывод, что хоть большинство моих друзей и выбрали деньги, факт необходимости денег не подтвердился. Ведь все варианты ответов будь то книги, игрушки или развлечения не являются жизненной необходимостью. Не будет книги – будет жить скучнее, а вот если не будет еды, например, или света?

Поэтому я решила опросить взрослых: «Как нужно правильно тратить деньги»? В опросе участвовали пятнадцать человек - родители одноклассников и другие люди самых разных профессий, даже пенсионеры.

Конечно, все пятнадцать респондентов считают, что деньги нужно тратить рационально, и в первую очередь на предметы жизненной необходимости, на продукты, на нужную одежду, на оплату квартиры. Тогда может человеку не надо платить зарплату? А расплачиваться с ним за труд продуктами и одеждой? Нет! Практически все участники опроса (кроме пенсионеров) помимо обязательных платежей, пожелали потратить деньги на другие цели, хоть и во вторую очередь. Но сюда попали и развлечения, и образование, и культурное развитие. Четыре человека посчитали необходимым производить накопления – чтобы чувствовать себя уверенней в завтрашнем дне.

Вывод: люди хотят работать не только для того, что бы добывать себе пищу и тепло, а ещё и чтобы жить интересно и развиваться. Здесь уже зарплату выдавать чем-то отличным от денег становится сложнее. Ведь интересы и желания у всех разные.

И тогда я решила представить себе такую ситуацию: не стало кино и театров, музеев и библиотек, школ и институтов, не стало модных магазинов и банков, автобусов и метро. То есть исчезли источники человеческих потребностей, отличных от жизненно необходимых. Деньги стало тратить не на что. Каким будет такой мир?

Ответить на этот вопрос мне опять помогли мои одноклассники, с которыми мы провели «мозговой штурм».

Ребята разделились на три группы, и каждой группе было дано задание: «Вы попали на необитаемый остров, и вам нужно как-то выживать. Денег у вас нет, но вы должны придумать, чем их можно заменить, а затем решить, как эффективно их потратить». Как оказалось, все группы выбрали практически одинаковые заменители денег, и они похожи на те, что использовались в древние времена. А вот как эффективно их использовать предлагалось по-разному. Конечно, некоторые участники штурма выбрали предметы первой необходимости это еду, жилье, безопасность. Другие – удобство и комфорт, а именно детские садики, магазины, больницы, ресторан, и развлекательные центры. Ну а третьи – решили заняться развитием своего нового государства, строить дороги, порт, электростанции.

Вывод: люди не согласны менять свои деньги лишь на те вещи, которые им жизненно необходимы. Они хотят удобства и безопасности. Все стремятся к лучшей жизни, а благополучие достигается, если человек начинает больше и лучше работать, то есть развивается. И дети в данном случае по своим предпочтениям не отличаются от взрослых. Мои исследования и мозговой штурм показали, что подростки (на примере учащихся моего класса) понимают значение денег, имеют правильные представления о том как их нужно тратить и готовы более ответственно выполнять свою работу (в нашем случае учебу) если будут получать реальные результаты в материальном эквиваленте.

Заключение

Исследуя данную тему я пришла к выводу, что деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Значение денег переоценить сложно, но каждый человек понимает, что это всего лишь средство и оно не должно становиться самоцелью жизни человека. Деньги помогают нам достичь комфорта и дают возможность радоваться и пользоваться различными благами.

По результатам своего исследования я пришла к выводу, что деньги не могут использоваться как способ вознаграждения за отметки каждому ребенку. Отношение к деньгам обязательно нужно воспитывать. У детей уже с маленького возраста необходимо развивать финансовую культуру, нужно учить правильно их использовать и грамотно с ними обращаться. Сегодня не каждый ребенок способен распоряжаться денежными средствами, поэтому необходимо заниматься с ребятами разного возраста и учить их планировать свои материальные доходы и расходы.

Я решила создать буклет по формированию экономической грамотности у детей и молодежи, который поможет ребятам и научит их правильно относиться к деньгам и умело распоряжаться имеющимися денежными средствами

Список литературы

  1. И.В. Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика – М. 2010
  2. Ф. Юнгман-Штадлер. Деньги / Пер. с нем. Ю.Ю. Зленко. – М. 2008
  3. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П.Журавлевой. – М. 1997
  4. Большая советская энциклопедия – М. 1998
  5. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь – М. 2003
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь – М. 2007
  7. Электронная энциклопедия Википедия
  8. www. ToMoney.info

Приложение 1

Проведения опроса одноклассников

«Нужны ли вам карманные деньги?

Если «ДА» выберите, пожалуйста, два варианта, на что бы вы их потратили»

НЕТ

ДА

Развлече-ния

Игрушки

Учеба

Книги

Диски

Одежда

Копить

Приложение 2

Опрос школьников 11- 12 лет

Поощряют ли Вас родители за хорошие оценки?

Нет

Да

деньгами

подарками

похвалой

другое

развлечения

Опрос родителей Приложение 3

Используем и это

эффективно

Используем другие методы поощрения

Пробовали, но это не эффективно

Не пробовали, но собираемся

Валерия

julia

zhisel

Артания

motolara

Алёнушка

Натальюшка

nastyapar

granel

gingerina

Lenochka

Ljalje4ka

Helenber

Кисса

ОлиVка

elena

Inna

Мамулька 25

Vicki_sun

Наталочка 86

Татьянка

gitane

ИТОГО

Приложение 5

«Мозговой штурм»

Задача

1 группа

2 группа

3 группа

Чем можно заменить деньги?

Волосы, мех животных, золото, драгоценные камни, земля, растения, железо, ракушки, нефть.

Золото, пища, животные, металлы, древесина, жилище

Ракушки, золото, пища, железо, медь, камни

Как эффективно их использовать?

Пенсия пожилым людям, лечение больных, учеба, постройка корабля, охрана жителей от животных, еда, одежда, книги, мебель, воспитание детей, постройка развлекательных центров

Постройка жилья, постройка садиков, еда, бытовая техника, мебель, расширение острова, транспорт, телефонная станция, реакторы для энергии, маяк, канализация, создание музеев

Супер-маркеты, защита, школы, генератор энергии, ветровые электростанции, порт, ресторан, развлекательные центры, дороги

Приложение 6

«Как нужно правильно тратить деньги»

Респондент

Ответ

маркетолог

Деньги нужно тратить с умом. В первую очередь производить обязательные платежи и траты – продукты, жилье, необходимая одежда. Затем необходимо оплачивать отдых. Все остальное откладывать.

программист

С учетом жизненных приоритетов.

пенсионер

Деньги нужно тратить аккуратно, надо экономить, но экономить с умом, то есть не покупать плохие продукты, не вредить своему здоровью. Вначале оплачивать еду, ЖКХ, лекарство. Одежду только по мере необходимости.

банковский служащий

С умом, но обязательно откладывать на «черный день»

военный

Так, что бы хватило на всё что планировалось.

банковский служащий

Деньги нужно тратить с умом.

парикмахер

В первую очередь на необходимые нужды, всё, что осталось откладывать.

бухгалтер

Так, чтоб на всё хватило

продавщица

Нужно тратить правильно, но не забывать и про удовольствия.

предприниматель

Тратить деньги нужно не все. Обязательно делать инвестиции в будущее.

домохозяйка

Нужно разделить деньги на части, одну на продукты, другую на ЖКХ, третью на общие расходы, а оставшиеся могут пойти на развлечения.

пенсионер

В первую очередь на продукты и ЖКХ, остальное - на возникающие потребности

банковский служащий

Тратить с правильно. Что бы хватало на жизненные интересы – спорт, учеба

юрист

Так чтобы осталось на траты для души – культурное развитие (театр, музей)

маркетолог

Тратить на то, что человек считает для себя необходимым.

Приложение 7

Разновидности древних денег

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1. Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».

- Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

В этом разделе:
Новости партнеров

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2. Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3. Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1. Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Денежное стимулирование может приучить детей рассматривать учебу, как способ зарабатывания денег

Если вы платите детям за чтение книг, это, конечно, может заставить их читать больше, но одновременно такой подход заставляет их относиться к чтению как к работе, а не как к способу удовлетворения собственных потребностей.

Философ, политолог, профессор Гарвардского университета, Майкл Сэндел рассматривает вопрос финансового стимулирования школьников с рыночной и моральной точек зрения и приходит к интересным выводам.

Опыт Соединенных Штатов Америки

Образовательные округа по всей территории Соединенных Штатов сейчас пытаются улучшить успеваемость учащихся путем денежных выплат за получение ими хороших оценок, высоких баллов при сдаче школьных тестов. Идея о том, что денежные стимулы помогут решить существующие проблемы в образовании, занимает важное место в реформе, проводимой в данной сфере.

Все чаще и чаще финансовые стимулы рассматриваются в качестве ключевого фактора улучшения успеваемости, особенно в отстающих городских школах.

Разные системы стимулов в школах

Роланд Фрайер-младший, профессор экономики Гарвардского университета, попытался это выяснить. Фрайер, афроамериканец, выросший в криминальных районах Флориды и Техаса, считает, что денежные стимулы могут помочь в мотивации учащихся городских школ. Получив финансовую поддержку, он опробовал эту идею в нескольких крупнейших школьных округах Соединенных Штатов. Начиная с 2007 года в рамках реализации его проекта было выплачено 6,3 млн долл., которые получили учащиеся 261 городской школы, живущие в бедных районах, населенных преимущественно афро и латиноамериканцами. При этом в разных городах использовались различные схемы стимулирования:

  • В Нью-Йорке школы, участвующие в эксперименте, выплачивали четвероклассникам по 25 долл. за хорошие оценки и высокие баллы, полученные при прохождении стандартных тестов. Семиклассники могли заработать на успешной сдаче каждого теста по 50 долл. В среднем каждый семиклассник получил в общей сложности 231,55 долл.
  • В Вашингтоне учащиеся средних классов получали денежное вознаграждение за посещаемость, хорошее поведение и выполнение домашних заданий. Добросовестные дети могли зарабатывать до 100 долл. каждые две недели. Средний заработок учащегося составлял около 40 долл. за двухнедельный период и 532,85 долл. за учебный год.
  • В Чикаго девятиклассникам предлагались следующие ставки за получаемые ими оценки по предметам: 50 долл. за оценку «A», 35 долл. за «B» и 20 долл. за «C». Лучшим ученикам удалось заработать за учебный год по 1875 долл.
  • В Далласе второклассникам платят по 2 долл. за каждую прочитанную книгу. Для получения денег учащиеся должны пройти компьютерный тест, чтобы доказать, что действительно прочитали книгу.

И что в результате?

Результаты системы денежного стимулирования оказались неоднозначными. В Нью-Йорке выплаты за успешную сдачу тестов не привели к повышению успеваемости. Введение платы за хорошие оценки в Чикаго привело к повышению посещаемости, но не дало никаких улучшений в решении стандартных тестов. В Вашингтоне денежное стимулирование помогло некоторым учащимся (выходцам из Латинской Америки, молодым людям, отличавшимся неудовлетворительным поведением) достичь более высоких результатов в чтении.

Наилучший результат был получен в Далласе, где детям платили по два доллара за каждую прочитанную книгу. К концу года учащиеся продемонстрировали лучшую способность к усваиванию прочитанного.

Вред денежной мотивации

Почему бы не платить ребенку за получение хороших отметок или за чтение книг? Цель в данном случае состоит в том, чтобы мотивировать стремление ребенка к учебе или чтению. Деньги выступают стимулом, способствующим достижению этой цели. Экономика учит, что люди реагируют на стимулы. Одни дети могут иметь достаточную мотивацию к чтению или успешному обучению, а другие нет. Так почему бы не использовать деньги в качестве дополнительного стимула?

Однако может случиться и так, что денежный стимул навредит внутренней мотивации ребенка, что приведет к уменьшению, а не к росту любви к чтению. Или к увеличению количества прочитанных книг в краткосрочной перспективе, но по неправильным причинам. Очевидное беспокойство вызывает то, что денежное стимулирование может приучить детей рассматривать чтение книг как способ зарабатывания денег, что приведет к разрушению или вытеснению бескорыстной любви собственно к чтению.

Польза системы подкупа

Иногда система подкупа работает. И в каких-то случаях применение этой системы может быть оправданным. Плата неуспевающим детям за каждую прочитанную книгу дает значительное улучшение навыков чтения, поэтому ее можно применять, с надеждой, что в дальнейшем мы сможем привить этим детям и бескорыстную любовь к чтению. Но важно помнить, что сам по себе подкуп является морально скомпрометированной практикой, подменяющей более низменными интересами (чтение ради заработка) более высокие (чтение из любви к нему).

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Отец и сын: Насколько важна роль папы в воспитании мальчика

Беременность и роды

Просмотрено

Во время беременности женщина должна быть осторожна с этими тремя видами действий, потому что это может вызвать спазмы матки!

Советы родителям

Просмотрено

Несколько советов молодым родителям по воспитанию ребенка

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Позитивное родительство: 5 советов

Советы родителям

Просмотрено

Моя дочь летом тонула в 2 метрах от меня судорожно дергая ногами с АБСОЛЮТНО СПОКОЙНЫМ ЛИЦОМ!

Просмотрено

Почему женщины поправляются после родов, и как этого избежать?

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Воспитание по Песталоцци: Любовь – понятие конкретное

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

О дружбе между родителями и ребенком, Правильно ли это?