Святой александр кем был в прошлом. Александр Невский – ключевая фигура русской истории. Александр Матросов жизнь как подвиг

Александр Ярославич Невский
Годы жизни: 13 мая 1220? - 14 ноября 1263
Годы правления: 1252-1263

Александр Невский — биография

Годы княжения:

Князь новгородский в 1236-51гг., великий князь владимирский с 1252 года.

Александр Невский является одним из самых выдающихся правителей своего времени. Очень точно сформулировал его роль и значение в истории Н. И. Костомаров. «XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси, — писал он. — С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народа-населения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным правителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский».(Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991. С. 78.)

Александр Невский родился 13 мая 1220 (1221?) года г. Переславле-Залесском. По решению отца своего Ярослава княжил в Переяславле и Новгороде. Княжеский постриг отрока Александра (так называемый обряд посвящения в воины) был совершен в Спасо-Преображенском соборе Переславля святителем Симоном, епископом Суздальским, который был одним из составителей Киево-Печерского Патерика. Именно от благодатного старца-иерарха он получил свое первое благословение на ратную службу во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

Первые сведения об Александре Невском относятся к 1228году, когда его отец Ярослав Всеволодович, который княжил в Новгороде, поссорился с горожанами и вынужден был выехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Но он оставил в городе Новгороде на попечение доверенным боярам 2-х своих малолетних сыновей Александра и Федора. После смерти своего брата Федора в 1236 году он был посажен на новгородский стол.

С ранних лет он сопровождал в походах своего отца. Так, в 1235 г. он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), в которой войска Ярослава разгромили немцев. В следующем, 1236 г. Ярослав уехал в Киев, а своего сына посадил самостоятельно княжить в городе Новгороде.

В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что она в крещении была тезкой своему супругу.

Александр — Невская битва

Несмотря на натянутые отношения с новгородцами, слава Александра связана именно с городом Новгородом. В 1240 г. новгородские войска во главе с еще молодым князем Александром нанесли сокрушительный удар на берегах Невы шведам, которые направлялись на Русь крестовым походом, с целью обращения ее жителей в католичество.

Перед сражением Александр долго молился в храме св. Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, промолвил: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

После благословения Архиепископом Спиридоном князь, выйдя из храма, укрепил дружину исполненными веры знаменитыми словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». Именно после этой битвы окончившейся блестящей победой, молодой князь стал прозываться Александр Невский.

Об Александре Невском либо хорошо, либо ничего.Но за воспеванием подвигов русского князя теряется реальная историческая фигура. Анализ исторических источников показывает, что фигура Александра Невского не лишена интриги.

Преданный Орде

О взаимоотношениях Александра Невского с Ордой до сих пор спорят историки. Ученый-евразиец Лев Гумилев написал, что в 1251 году Александр Невский побратался с сыном Батыя Сартаком, "вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем". Согласно мнению Гумилева, Александр уверенно создал союз с Золотой Ордой, и союз этот рассматривается не как иго, а как благо.

Ученый заявляет, что во времена Александра Невского существовал политический и военный союз Руси с Ордой.
По другой версии, более распространенной, у Александра Невского не было другого выхода, и он выбрал меньшую из двух зол. Давление Запада, желание Рима распространить на Руси католичество вынудили Александра пойти на уступки Востоку, потому что тот был терпим к православию. Таким образом Александр Невский сохранил православную Русь.

А вот историк Игорь Данилевский акцентирует внимание на том, что иногда в летописных источниках Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком, который пошел на союз с татарами для укрепления личной власти.

Но и самая жесткая оценка «татарофилии» Невского принадлежит академику Валентину Янину: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».

В 1257 году в Новгород пришла весть, что Орда хочет брать с новгородцев тамгу и десятину. В то время в Великом Новгороде правил сын Александра - Василий, а сам Невский княжил во Владимире. Новгородцы отказываются платить дань Орде, и Александр снаряжает карательный поход на непокорный город. Василий Александрович бежит в соседний Псков. Но вскоре отец настигает его отправляет «в Низ», во Владимиро-Суздальское княжество, а тех же, «кто Василья на зло повел», казнил:«овому носа урезаша, а иному очи выимаша». Новгородцы за это убили Александрова ставленника посадника Михалко Степанича.

Полководец

В последнее время существует устойчивое мнение, что Западная Европа серьезно не угрожала Руси, а поэтому ценность выигранных Александром Невским сражений не велика. Речь идет, в частности, о преуменьшении значимости победы в Невской битве.

К примеру, историк Игорь Данилевский отмечает, что «шведы, судя по «Хронике Эрика», подробно повествующей о событиях в данном регионе в XIII в., вообще умудрились не заметить этого сражения».

Однако подобной оценке возражает крупнейший российский специалист по истории Балтийского региона Игорь Шаскольский, отмечая что «в средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник».

Обесцениванию также подвергается и Ледовое побоище. Сражение представляется битвой, в которой полегли многочисленные войска. Опираясь на сведения «Старшей Ливонской рифмованной хроники», в которой указывается всего 20 погибших в ходе сражения рыцарей некоторые специалисты говорят о незначительном масштабе битвы. Однако, по мнению историка Дмитрия Володихина, в «Хронике» не учитывались потери среди участвовавших в сражении датских наемников, балтийских племен, а также ополченцев, которые составляли костяк армии.

Некоторые историки исчисляют войско Александра Невского в 15-17 тысяч человек, а противостоявших ему немецких воинов - 10-12 тысяч. Бывает и больше - 18 тысяч к 15-ти.

Однако на 78-ой странице Новгородской первой летописи старшего извода написано: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Цифра растет в следующей летописи, младшего извода: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород».

Лаврентьевская летопись укладывает весь рассказ о битве в три строки и даже не указывает количества воинов и убитых. Видимо, это неважно и не значительно?
«Житие Александра Невского» - источник более художественный, чем документальный. В нем вообще другой угол зрения: духовный. А с духовной стороны порой один человек сильнее тысячи.

Нельзя обойти стороной и успешные походы Александра Невского против немецких, шведских и литовских феодалов. В частности, в 1245 году с новгородским войском Александр нанес поражение литовскому князю Миндовгу, который напал на Торжок и Бежецк. Более того, отпустив новгородцев, Александр силами свой дружины преследовал остатки литовского войска, в ходе чего разгромил под Усвятом еще один литовский отряд. Всего, судя по дошедшим до нас источникам, Александр Невский провел 12 военных операций и ни в одной из них не проиграл.

Сколько жен?

В житии Александра Невского сообщается, что в 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. В то же время можно найти сообщения о том, что была и другая жена: "В соборе Княгинина монастыря были погребены Александра - первая жена князя, Васса - его вторая супруга и дочь Евдокия". Вот что написано в "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина: "

По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкого Князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою, коей тело лежит в Успенском монастыре Владимирском, в церкви Рождества Христова, где погребена и дочь его, Евдокия".

И все-таки существование второй жены Александра вызывает сомнения и у историков, и у обычных людей, чтящих святого благоверного князя Александра Невского. Существует даже мнение, что Васса - монашеское имя Александры Брячиславовны.

Свержение брата

Известно, что в 1252 году брат Александра Невского Андрей Ярославич был изгнан с Владимирского княжения посланной к нему Батыем «Неврюевой ратью». По распространенному мнению, князя лишили ярлыка за неявку в Орду, однако в источниках отсутствуют какие-либо сведения о вызове Андрея Ярославича в Сарай.
В летописях говорится, что Александр ездил на Дон к сыну Батыя Сартаку и жаловался на то, что Андрей получил великокняжеский стол не по старшинству и не сполна платил монголам дань.

Историк Дмитрий Зенин склонен видеть инициатором свержения Андрея его брата Александра, так как, по его мнению, Батый не особенно разбирался во всех тонкостях русских межкняжеских счетов и не мог принять на себя такую ответственность.

Более того, некоторые исследователи под именем «Неврюй» подразумевают самого Александра Невского. Основой для этого служит тот факт, что Нева на общемонгольском языке звучала как «Невра». Кроме этого, довольно странно, что имя полководца Неврюя, который находился рангом выше темника больше нигде не упоминается.

Святой

Князь Александр Невский канонизирован как благоверный. Из-за советской пропаганды этот правитель представляется чаще всего как успешный воин (он действительно не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения!), и кажется, что прославился он только своими военными заслугами, а святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

За что же его канонизировали? Не только за то, что князь не пошел на союз с латинянами. Удивительно, однако его стараниями в Золотой Орде была создана православная епархия. И проповедь христианства распространилась на север - в земли поморов.
К этому лику святых - благоверные - причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. «Как и любой православный святой, благоверный князь - вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью».

- 251.50 Кб

Введение 3

  1. Происхождение или родословная князя и ее влияние на формирование его мировоззрения. Детство Александра Невского. 6
  2. Князь и Новгород. Их взаимоотношения. 9
  3. Невская битва 1240 г. Ледовое побоище 1242 г. 12
  4. Александр Невский и русско-ордынские отношения. 14
  5. Александр Невский – Князь Владимирский. 17
  6. Современники и историки об Александре Невском 22

Заключение 26

Список используемой литературы 30
Введение

Для того, чтобы подробно представить себе историческое место княжения Александра Невского, следует обратить внимание на то, каким образом складывалась военно - политическая, историческая и религиозная обстановка к моменту начала его княжения. Опираясь на существующие источники, по нашему мнению, необходимо попытаться ответить на целый ряд неизбежных вопросов, без ответа на которые существует опасность односторонней оценки происходящих в то время событий. Как шло развитие экономических и социальных сил? Насколько реальна была опасность уничтожения Руси Батыем? Какова роль церкви и ее влияние на внешнюю политику Руси? Каким образом внутренние конфликты воздействовали с одной стороны на отношения вящих людей и меньших, с другой на отношения между княжествами и, наконец, на политику государства в целом? В какой мере происходило обратное влияние? Естественно, что в рамках данной работы мы не можем дать полного ответа ни на один из поставленных вопросов. Но надеемся, что после обращения к этим и некоторым другим проблемам перед нами явятся до некоторой степени социальные и экономические границы эпохи раннего русского средневековья, периода княжения Александра Невского.

“Картина средних веков искажалась двояко. Современный рационализм рассматривал средние века как мрачный период истории. Подчеркивались отсутствие личной свободы, эксплуатация массы населения незначительным меньшинством, узость взглядов, при которой даже крестьянин из соседней деревни - не говоря уж об иностранце - казался горожанину подозрительным и опасным чужаком, а так же всеобщее невежество и власть предрассудков. Вместе с тем, средние века идеализировались. Как правило, это делали реакционные философы, но иногда и прогрессивные критики современного капитализма. Они указывали на чувство солидарности, на подчинение экономики человеческим нуждам, на прямоту и конкретность человеческих взаимоотношений, наднациональный характер католической церкви и чувство уверенности, которое было свойственно человеку средних веков. Обе эти картины верны, но каждая становиться неверной, если рисовать лишь ее закрывая глаза на другую.” 1

Так пишет Эрих Фромм в книге “Бегство от свободы” о Западной Европе.

Похожие выводы можно сделать при рассмотрении Русского средневековья. Необходимо на наш взгляд лишь внести некоторые поправки и изменения, касающиеся роли церкви, внешнеполитической обстановки, вассальных отношений, если их можно так назвать, и другие сугубо национально-исторические моменты.

Во - первых, остановимся на характеристике внешних позиций Руси. Известно, что к началу XIII века Русь оказалась в крайне тяжелой внешнеполитической ситуации. Ужас такого положения выражался в том, что с одной стороны над ней нависла угроза нашествия степных кочевников - монгол, что непременно вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед знаменами западного католицизма.

Второй немало важный вопрос можно поставить следующим образом: Как жили “свет земли русской” - князья? Какие стремления и думы терзали их души? Из повествующей о тех далеких годах литературы вырисовывается своеобразная картина их бытия. Несмотря на активность военных и политических действий отдельных князей и вверенных им дружин, направленность этих действий в государственном смысле невсегда носила конструктивный характер. Их “редкие подвиги” зачастую характеризовались, самовластной политикой, несогласованностью и неумением договориться с соседями. Мы можем предположить, что некоторые действия не всегда были воплощением благородных, в нынешнем понимании этого слова, мотивов.

XII - XIII век - период феодальной раздробленности. Русь захлестнули междоусобицы. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. В основе этого лежат следующие причины. С одной стороны, формирование натурального хозяйства, что обеспечивало независимое экономическое существование. С другой, политическое обособление, на основе создания своего аппарата насилия - дружины. Это объективные причины раздробленности.

Одновременно с обособлением городов непрерывно росла численность княжеского сословия. Темпу развития и становления городов было не угнаться за “эдаким” “демографическим взрывом” в стане воевод. Правителям не хватало необъятного простора земли русской, коей границы расширить было нельзя, так как весь ход событий указывал на то, что можно ожидать только их сужения. И в этих условиях непременно вступают в силу “закон естественного отбора.” Брат пошел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия. Ситуацию усложняла специфика географической структуры Руси: ее, действительно, необъятные просторы и редко расположенные города. Этот факт в какой - то мере оправдывает несогласованность действий и трудность централизации военного управления. В ситуации нависшей реальной военной опасности, город находился в смятении, и не мог быстро отреагировать. Прежде надо было собрать войско, попросить помощи, что, как правило, занимало много времени. Жители города имели право принять или не принять князя. Мнение горожан оказывало влияние на те или иные политические решения. Естественно, что оценка значимости этих решений для государства не всегда была адекватна. Их взгляд исходил из проблем нынешнего, повседневного бытия, как бы со своей “житейской колокольни”. Существовала и опасность бунта. Нередкими были конфликты между боярами и простым людом. Особенное обострение противоречий наблюдалось в экономически нестабильные и политически тревожные моменты. Причиной мог стать неурожай или опасность военной интервенции со стороны чужеземцев. Таким образом, при внешней видимости благополучного существования, каждый из русских городов жил своей жизнью, подчас наполненной внутренними противоречиями. В таких условиях тяжело было без единовластного правителя, способного учесть интересы всех социальных слоев населения города, взвесить все обстоятельства, принять решение - сказать твердое слово.

Коротко остановимся на месте церкви в событиях начала XIII века. В отличие от западного католичества православие на Руси не оказывало столь большого влияния, определяющего политику государства, хотя идеи защиты церкви были ключевыми в некоторых военных и политических действиях. В свою очередь церковь напутствовала защитников ее интересов, оказывала им поддержку, возводила их действия в ранг духовных.

Вместе с тем значение принятия христианства на Руси не однозначна. Существует и такая точка зрения по этому поводу: принятие христианства связано не столько с положительными для нации моментами, “...сколько с отходом Руси от европейской цивилизации, образованием замкнутого религиозного пространства. С падением Византии русская православная церковь и Русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда - отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголы, турки и другие завоеватели). ” 2 Неправда ли, интересное мнение? При таком взгляде на вещи роль многих моментов, в частности Александра Невского, отходит на второй план, становиться незначительной, и, может быть, отрицательной.

Интересен взгляд на православную веру, а также ее роль в развитии Руси П.Я. Чаадаева. Проводя сравнение православия и католицизма, он делает попытку раскрыть причины расхождения в развитии Европы и России.

“Он характеризовал католицизм, как “религию вещей”, а не как “религию форм” и “религию богословов и народов... Католичество, по мнению Чаадаева, “восприняло царство божие не только как идею, но еще и как факт”, и в нем “все действительно способствует установлению совершенного строя на земле”. 3 В чем же проявляется такое благотворное влияние? По мнению философа, одной из причин была “теократическая мощь католической церкви, позволяющая ей соперничать с государством и силой внедрять в социальную жизнь “высокие евангельские учения” для искомого единства и благоденствия христианского общества.” 4 Говоря о развитии социально - политических сторон западного христианства, он ставит во главу угла влияние этих факторов на последующие успехи в области культуры, науки, права, материального благополучия.

Чаадаев выводит элементы, которые в последствии легли в основу последующего развития страны. “Во - первых, разумная, как ее называл Чаадаев, жизнь в эмпирической действительности: бытовой комфорт и благоустроенность, цивильные привычки и правила и т.п. Во - вторых, высокий уровень просвещения... В - третьих, наличие отлаженных юридических отношений и развитого правосознания.” 5

“В современной ему России он не находит ни “элементов”, ни “зародышей” европейского прогресса, обособившись от Запада в период церковной схимы, “мы ошиблись насчет настоящего духа религии” - не восприняли “чисто историческую сторону”, социально преобразовательное начало как внутреннее свойство христианства...” 6 Выделяет Чаадаев также и причины такого подхода к религии. “”Народ простодушный и добрый, ..., - чьи первые шаги на социальном поприще были отмечены знаменитым отречением в пользу чужого народа... этот народ, говорю я, принял высокие евангельские учения в их первоначальной форме, то есть раньше, чем в силу развития христианского общества, они приобрели социальный характер, задаток которого был им присущ с самого начала...” И это усилило в русской нации аскетический элемент. На первое место вышли факторы интимные, личной совести и семейного уклада, которые отнюдь не благоприятствуют активно - поступательному развитию общества.

Говорится здесь и о слабости теократической мощи православия, отсутствии светски - правительственного господства.

Такая точка зрения вызвала в свое время бурную реакцию общественности, русских писателей и мыслителей. Но это тема отдельного исследования. Здесь лишь обратим внимание на то, как в свете идей Чаадаева определяется место католицизма и православия в процессе исторического развития общества, чтобы сделать понятным их влияние на социально - политическую обстановку того времени. Главным образом, это и является полезным для нашего исследования.

Нельзя оставлять без внимания и личностные установки обитателя средневековой Руси. “Средневековые люди были во власти веры и суеверий, и часто возлагали на бога и судьбу решения, которые надлежало принимать им самим. Решительность в ту пору была качеством редким. Даже на суде при разборе запутанных дел подозреваемых испытывали водой (всплывет или утонет?) и каленым железом (какова степень ожога?). Знаменья и приметы, сулившие радость и горе, победы и поражения, запоминались и заносились в летописи.” 7

1. Происхождение или родословная князя и ее влияние на формирование его мировоззрения. Детство Александра Невского

Из сохранившихся до наших дней древних источников известно, что родиной Александра Невского был город Переславль - Залесский. Точную же дату его рождения установить пока не удается. Ученые предполагают, что она скорее всего выпадает на 1219 - 1220 годы. А историк XVIII столетия В.Н. Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, сообщает, что будущий герой увидел свет в субботу, 30 мая 1220 года.

Наречен младенец был, по обычаю того времени, в честь святого, подвиги которого церковь вспоминала близко ко дню его рождения (9 июня). Небесным покровителем его стал святой мученик Александр.

Имя Александр было редким для XIII века в княжеской среде и напоминало имя героя языческой древности Александра Македонского.

“Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав Всеволодович. В момент рождения второго сына ему было 30 лет.” 8

В рассмотрении родословной, мы будем придерживаться этой традиционной точки зрения. Причиной этого является то, что в проработанной нами литературе альтернативная версия подробно не раскрывается и нет ссылки на первоисточники. Итак, матерью Александра, остальных семи сыновей и двух дочерей Ярослава вероятно была дочь московского князя Мстислава Удалого Ростислава. Это был второй брак Ярослава после супружеского союза с дочерью половецкого хана Юрия Кончаковича. По мнению Н.С. Борисова, брак был бездетным, а потому и расторгнут.

В этом случае дедом Александра был Мстислав Удалой, прославивший Русь своими многочисленными подвигами. “Образ этого смелого и благородного человека служил юному Александру примером для подражания.

Н.И. Костомаров в труде “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей” говорит о том, что личность Мстислава может по справедливости быть названа образцом характера того времени. Несмотря на то, что он “не дал нового поворота ходу событий, не создавал нового первообраза общественного строя” 9 , но напротив был “защитник старины, охранитель существующего, борец за правду, но за правду, которой образ уже сложился прежде”. 10

“Судьба Мстислава Удалого была типична для многих русских князей его времени. В начале XIII века потомков легендарного Рюрика стало уже значительно больше, чем княжений. Обделенные семейным разделом князья должны были сами прокладывать себе дорогу к власти, славе и богатству...

Отец Мстислава Удалого - Мстислав Храбрый был правнуком Владимира Мономаха и сыном могущественного князя Ростислава Смоленского.

Как полководец Мстислав Удалой отличался напористостью, стремительностью ударов. Он умело использовал военные хитрости, часто совершал неожиданные для врага маневры.

В год смерти деда Александру исполнилось восемь лет. Едва ли Мстислав успел “приложить руку” к воспитанию внука. Но, известно, что характер, темперамент передаются и через таинственный механизм наследственности. И не от деда ли унаследовал Александр свою пылкую отвагу, рыцарскую беспечность - черты, отнюдь не свойственные владимирским “самовластцам”?” 11

Описание работы

Для того, чтобы подробно представить себе историческое место княжения Александра Невского, следует обратить внимание на то, каким образом складывалась военно - политическая, историческая и религиозная обстановка к моменту начала его княжения. Опираясь на существующие источники, по нашему мнению, необходимо попытаться ответить на целый ряд неизбежных вопросов, без ответа на которые существует опасность односторонней оценки происходящих в то время событий. Как шло развитие экономических и социальных сил? Насколько реальна была опасность уничтожения Руси Батыем?

Содержание

Введение 3
Происхождение или родословная князя и ее влияние на формирование его мировоззрения. Детство Александра Невского. 6
Князь и Новгород. Их взаимоотношения. 9
Невская битва 1240 г. Ледовое побоище 1242 г. 12
Александр Невский и русско-ордынские отношения. 14
Александр Невский – Князь Владимирский. 17
Современники и историки об Александре Невском 22

Заключение 26
Список используемой литературы

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович (+ 1246), был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

Происхождение Александра Невского (генеологическое дерево)

Предком Александра по материнской и отцовской линии был славный воин и мудрый правитель Владимир Мономах . Его сын Юрий по прозвищу Долгорукий прославился не только военной доблестью, но и жестокостью. С 1176 по 1212 г. Владимирским князем был младший сын Юрия Долгорукова Всеволод. Всеволод получил прозвище Большое Гнездо так как у него было много сыновей. После его смерти сыновья разделили княжество на части и вели лютые усобицы. Одним из них стал Ярослав князь Переславль — Залесский отец Александра Невского.

Первые годы юного княжича прошли в Переславле, где княжил отец. Когда Александру исполнилось 5 лет князь Ярослав учинил сыну «княжеский постриг», после которого его начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович.

Александр изучал правила этикета, письмо и чтение, историю великих предков. В Новгороде при отце он проходил обучение внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повeлeвать толпой, переменчивой и грозной. Этому он учился присутствуя на вече, иногда на совете, слушая беседы отца. Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу. Александр учился владеть конем, защитным и наступательным оружием, быть и турнирным рыцарем и знать строй пеший и конный, тактику полевой битвы и осады крепости.

Все чаще молодой княжич выезжал вместе с дружиной отца в дальние и ближние города, на охоту, принимал участие в сборах княжеской дани, а главное, в ратных сражениях. При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано. Политическая ситуация раннего средневековья, предполагала частые военные действия и бурные внутренние интриги. Это, в свою очередь было хорошим “наглядным пособием” для формирующегося полководца. Пример предков обязывал быть героем.

В 14 лет в 1234г. состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев (битва на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии)).

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра.

Дочь святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. Но после смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) .

В 1236 Ярослав уехал княжить в Киев и Александр,которому исполнилось уже 16 лет, стал самостоятельно править в Новгороде. Новгородцы гордились своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих. Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей.

В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава.

Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор) . Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.

Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра Невского

Карта 1239-1245

Княжение Александра Невского (1236-1263 гг.) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища «крестоносцев» (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена). Ужас такого положения выражался в том, что с одной стороны над русскими землями нависла угроза нашествия степных кочевников — монгол, что непременно вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед знаменами западного католицизма.

Кроме того, XII — XIII век — период феодальной раздробленности. Русь была ослаблена захлестнувшими её междуусобными войнами. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. Брат шел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия.

Благоверный князь Александр Невский стал центральной фигурой новой, возрождавшейся из развалин мелкокняжеских уделов Руси, и именно к нему были обращены взоры как к защитнику и объединителю земель перед лицом золотоордынской угрозы.

Невская битва (1240г.)

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, у Ладожского озера 15 июля 1240 над шведами, которыми, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер.

Александр лично участвовал в битве. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским . Само сражение историки назвали Невская битва .

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, — ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки.

Александр располагал только своей небольшой дружиной и отрядом воинов-новгородцев. Heдостаток сил нужно было возместить внезапным нападением на шведский лагерь.

Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на судах. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу. Утром 15 июля 1240 года атаковал шведов. Шведы, находившиеся на кораблях, не могли прийти на помощь тем, кто был на берегу. Неприятель оказался разъединенным на две части. Дружина во главе с самим Александром нанесла по шведам главный удар. Навязался жестокий бой.

Невская битва

Немногочисленное русское воинство в пух и прах разгромило значительно превосходящие силы противника. Ни численное превосходство, ни воинское мастерство, ни магические заклинания шведских епископов не смогли спасти врага от полного разгрома. Предводителю нашествия Ярлу Биргеру копьем своим Александр нанес тяжелый удар по лицу.

Победа в глазах современников поставила его на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она случилась в тяжелую годину невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия.

Тем не менее новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему Переславль-Залесский.

Новгород особенно выделялся из русских городов того времени и занимал одну из доминирующих позиций. Он был независим от Киевской Руси.

Карта Русских княжеств в начале XIIIв.

Ещё в 1136 году в Новгородской земле установилось республиканское правление . По форме правления это была феодальная демократическая республика с элементами олигархии. Высший класс составляли бояре, владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами купцов. Институтом государственного управления было Вече, которое призывало и утверждало новгородских князей из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Фигура князя в Новгороде не была столь авторитетной, он должен был присягнуть на верность новгородской республике. Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Жители города имели право принять или не принять князя. Мнение горожан оказывало влияние на те или иные политические решения. Естественно, что оценка значимости этих решений для государства не всегда была адекватна. Их взгляд исходил из проблем нынешнего, повседневного бытия, как бы со своей “житейской колокольни”. Существовала и опасность бунта. Нередкими были конфликты между боярами и простым людом. Особенное обострение противоречий наблюдалось в экономически нестабильные и политически тревожные моменты. Причиной мог стать неурожай или опасность военной интервенции со стороны чужеземцев. Отец Александра Невского Ярослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними. Несколько раз новгородцы прогоняли его за крутой нрав и насилие, и несколько раз приглашали снова, как бы не в состоянии обойтись без него. Понравиться новгородцам значило поднять свой авторитет у всего русского народа.

Ледовое побоище на Чудском озере (1242г.)

Ледовое побоище

В 1240 году, пока Александр дрался со шведами, немецкие крестоносцы начали завоевание Псковской области, а в следующем 1241 году немцы взяли сам Псков. В 1242 году, ободренный успехами, Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель.

Новгородцы обратились сначала к Ярославу, а потом просили Александра защитить их. Так как опасность угрожала не только Новгороду, но всей русской земле, Александр, забыв на время о прошлых обидах, немедленно отправился очищать новгородские земли от немецких захватчиков.

В 1241 г. Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с братом Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники.

Александр освободил Псков и отсюда, не теряя времени, двинулся к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру.

Обе стороны стали готовиться к решающему сражению. Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 и вошло в историю как Ледовое побоище . Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии.

Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

После Шведов и Немцев Александр обратил оружие на Литовцев и целым рядом побед (в 1242 и 1245 г.) показал им, что нельзя безнаказанно делать набеги на русские земли. По сказанию летописцев, Александр Невский нагнал на ливонцев такой страх, что они стали «блюстися имени его». Так, в 1256 году Шведы попытались было снова отнять у Новгорода Финское прибрежье и вместе с подвластною Емью стали строить крепость на р. Нарове; но при одном слухе о приближении Александра с Суздальскими и Новгородскими полками, удалились. Чтобы устрашить Шведов, Александр совершил поход в Шведские владения, в страну Еми (нынешнюю Финляндию), подвергнув ее опустошению.

Александр Невский и папские кардиналы

Приблизительно в это время, в 1251г. римский папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов. Это предложение было отвергнуто Александром в самой категоричной форме.

Борьба с ливонцами и со шведами была, по сути дела, борьбой православного Востока с католическим Западом. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца.

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.

Отношения с Золотой Ордой

Карта Золотой Орды в XIIIв.

Золотая Орда - средневековое государство в Евразии, образовавшееся в результате разделения империи Чингисхана между его сыновьями. Основано в 1243 году ханом Батыем. Территориально Золотая Орда занимала большую часть лесо-степной зоны Западной Сибири, равнинную часть Прикаспийской и Туранской низменностей, Крым, а так же восточноевропейские степи до Дуная. Сердцевину государства составил Кыпчакская степь. Русские земли не входили в Золотую орду, а попали в вассальную зависимость — население платило дань и подчинялось распоряжениям ханов. Столицей Золотой Орды был город Сарай, или Сарай-Бату , основанный неподалеку от нынешней Астрахани.
В период с 1224 года по 1266 год Золотая Орда находилась в составе Монгольской империи.

Ставка хана

Многочисленные набеги монголо-татар на русские земли в 1227-1241 гг. не повлекли за собой немедленного установления чужеземного господства. Монголо-татарское иго, длившееся до 1480 г., началось только с 1242г. (с тех пор как русские князья стали платить дань).

В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. В XIII веке государственной религией было язычество и для части населения православие. С 1312 года господствующей и единственной религией стал ислам.
К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной - Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.

В 1243 хан Батый (внук Чингизхана) , правитель западной части монгольской державы - Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра - Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). Тогда, в 1247 году, по требованию Батыя, в столицу Золотой Орды г.Сарай-Бату были вызваны его сыновья - Александр и Андрей. Батый отправил их на поклонение к великому хану Гаюку в Монголию (г.Коракорум). Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить Великим князем Владимирским Андрея (Владимир в то время был крупнейшим политическим центром всех руссих земель). Следует отметить, что к верховной власти Андрей пришёл не по старшинству, минуя нескольких претендентов, которым великокняжеский престол принадлежал по праву. Александр же получал в управление опустошенную в результате набегов южную Русь (Киев) и Новгород. Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде.

Александр Невский отчетливо понимал, что сохранить в неприкосновенности северо-западные границы Руси, а также держать открытым выход в Балтийское море можно лишь при условии мирных отношений с Золотой Ордой — воевать против двух могучих врагов у Руси тогда не было сил. Вторая половина жизни знаменитого полководца была славна не военными победами, а дипломатическими, не менее нужными, чем военные.

При тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под власти татар. Разоренным и погрязшим в нищете и феодальной раздробленности русским князьям было практически невозможно собрать какое-нибудь войско, чтобы оказать достойное сопротивление татаро-монголам. В этих условиях Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало. Это было тем легче, что монголы, безжалостно истреблявшие всех, кто им сопротивлялся, были довольно великодушны и снисходительны к покорным народам и их религиозным верованиям.

Не все русские князья разделяли взгляды святого Александра Невского. Среди них были как сторонники Орды, так и сторонники Запада, склонные к введению на Руси католичества и подчинению Риму. Сторонники прозападного курса развития в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию — унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть.

Через 5 лет, в 1252, в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менгке). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай-Бату.

Но младший брат Александра, Андрей Ярославич, поддержанный братом тверским князем Ярославом и галицким князем Даниилом Романовичем, отказался подчиниться решению Батыя и даже перестал выплачивать ордынцам дань. Но, время для отпора ордынцам ещё не настало — не было для этого в русских землях достаточных сил.

Для наказания непокорных князей Батый посылает монгольскую конницу под командованием Неврюя. Это был страшный, кровавый поход, оставшийся в летописях как «Неврюева рать» . Андрей, в союзе с братом, Ярославом Тверским, сразился с татарами, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию искать помощи у тех, кого с помощью Божией, громил на Неве его великий брат. Это была первая попытка открытого противодействия татарам в северной Руси. Во время нашествия «Неврюевой рати» Александр Невский был в Орде.

После бегства Андрея великое Владимирское княжество, по воле хана, перешло к Александру Невскому. Этот пост он принял из рук Сартака — сына Батыя, с которым он подружился при первом посещении Орды. Сартак был христианин несторианского толка. Святой Александр стал единовластным Великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским, и сохранял это звание в течение 10 лет, вплоть до своей кончины.

Ф.А.Москвитин. Александр Невский и Сартак в Орде.

В 1256 году умер союзник Александра хан Батый и в том же году из-за симпатий к христианству был отравлен сын Батыя Сартак.

Тогда Александр снова отправился в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке.

Новый хан (Берке) для более точного обложения населения данью приказал сделать вторую перепись на Руси (первая перепись была сделана при Ярославе Всеволодовиче). Александр смог договориться об уплате дани в обмен на военную помощь. Договор с монголами можно назвать первой дипломатической победой Александра. Л. Н. Гумилев видит значение этого договора для русских князей в том, что они сохранили большую свободу действий, то есть, могли по своему усмотрению решать внутренние проблемы. Вместе с тем «Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи, для противостояния нажиму Запада и внутренней оппозиции».

Но именно договор послужил поводом к бунту в Новгороде. Новгород не был, подобно другим русским городам, покорен татарским оружием, и новгородцы не думали, чтобы им пришлось добровольно платить постыдную дань.

Во времена Монгольского нашествия на Русь и последующих монгольских и ордынских походов Новгороду удалось избежать разорения благодаря удаленному расположению республики. Но юго-восточные города новгородских владений (Торжок, Волок, Вологда, Бежецк) были разграблены и опустошены.

В 1259 году в Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси.

Александр знал, что он должен заставить новгородцев смириться с переписью. В то же время князь не хотел доводить дело до вооруженного столкновения с новгородцами, проливать русскую кровь. Задача, стоявшая перед Александром как полководцем и политиком, была крайне сложной: гордые новгородцы поклялись скорее умереть, чем признать над собой власть “поганых”. Казалось, ничто не может подорвать их решимость. Однако князь хорошо знал этих людей — столь же храбрых, сколь легкомысленных, впечатлительных. Скорые на слово, новгородцы были по-крестьянски не торопливы на дело. К тому же их решимость сражаться отнюдь не была единодушной. Бояре, купцы, зажиточные ремесленники — хотя и не решались открыто призвать к благоразумию, но в душе готовы были откупиться от татар.

Понимая, что строптивость новгородцев может вызвать ханский гнев и новое нашествие на Русь, Александр лично навел порядок, казнив наиболее активных участников волнений и добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду. Немногие понимали тогда, что тяжелая необходимость заставляла Александра так действовать, что, поступи он иначе, новый страшный погром татарский обрушился бы на несчастную Русскую землю.

В своем стремлении наладить мирные отношения с Ордой Александр не был предателем интересов Руси. Он действовал, так как подсказывал ему здравый смысл. Опытный политик суздальско-новгородской школы, он умел видеть грань между возможным и невозможным. Подчиняясь обстоятельствам, лавируя среди них, он шел по пути наименьшего зла. Он был, прежде всего, хорошим хозяином и более всего заботился о благополучии своей земли.

Историк Г.В.Вернадский писал: «… Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».

Кончина Александра Невского

В 1262 вспыхнули волнения во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь.

Чтобы умилостивить золотоордынского хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Он сумел отвратить беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов.

Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и слёг в Городце на Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Александр захотел принять великую схиму — самый полный вид монашеского пострижения. Разумеется, постриг умирающего, да еще в высшую монашескую степень! — противоречило самой идеи иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем. Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года . Было ему всего 43 года.

Г.Семирадский. Кончина Александра Невского

Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы. При захоронении были отмечены многочисленные исцеления.

«Житие Александра Невского» примечательно тем, что написано в конце XIII в. современником событий, человеком лично знавшим князя, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Почитание и канонизация

Народ прославил Александра Невского задолго до канонизации Церковью. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого.

Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.

История с мощами Александра Невского

В 1380 г. во Владимире были открыты нетленными мощи Александра Невского и положены в раке поверх земли. В 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Москвитин Филипп Александрович. Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.

В 1724 г. по повелению Петра I мощи были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Троицкой церкви.

И.А.Иванов. «Александро-Невская лавра со стороны Невы» (1815).

В середине XVIII века по приказу дочери Петра императрицы Елизаветы Петровны для мощей была сделана тяжелая серебряная рака. На раку было высочайше пожаловано первое серебро с Колыванских заводов в Сибири. Раку изготовили на петербургском Монетном дворе выдающиеся придворные мастера того времени, она стала самым ярким произведением искусства того времени и упоминалась во многих литературных произведениях и путевых заметках иностранцев. Рака была помещена в огромный многоярусный саркофаг из чистого серебра общим весом почти полторы тонны – нигде в мире нет такого грандиозного сооружения из этого драгоценного металла. В орнаменте саркофага использована чеканка и литые медальоны, изображающие жизнь и подвиги Александра Невского.

Саркофаг Александра Невского в Эрмитаже

В 1922 г., в период ожесточенной экспроприации церковных богатств, мощи князя, заключенные в многопудовый серебряный саркофаг, были изъяты из собора и долгое время находились в Музее религии и атеизма. И все дело было именно в этом саркофаге, в котором большевики узрели большой кусок драгоценного серебра – 89 пудов 22 фунта 1 с 1/3 золотника. В мае 1922 года эту раку безжалостно свернула с постамента группа трудящихся товарищей. Вскрытие больше походило на публичное осквернение…

Разграбление гробницы Александра Невского большевиками

Ей, как и бесценному иконостасу Казанского собора, была уготована участь переплавки. Но тогдашний директор Эрмитажа Александр Бенуа отправил в Москву отчаянную телеграмму с просьбой передать произведение ювелирного искусства в народный музей. Иконостас Казанского собора тогда, увы, отстоять не удалось, а рака была передана в Эрмитаж. Почти 20 лет она стояла в галерее серебра, не давая покоя многим ответственным работникам госаппарата. Как же – почти полторы тонны серебра стоят в залах напрасно! В Москву периодически отправлялись письма как хозяйственников, так и защитников саркофага. Правда, прах Александра из него уже был изъят, его переместили в Казанский собор.

В июне 1989 года мощи великого князя были возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Сегодня они доступны для поклонения и содержатся в скромном медном саркофаге.

Александр Ярославич

Князь Новгородский
1228 - 1229 (совместно с братом Фёдором)

Предшественник:

Ярослав Всеволодович

Преемник:

Михаил Всеволодович

Князь Новгородский
1236 - 1240

Предшественник:

Ярослав Всеволодович

Преемник:

Андрей Ярославич

Предшественник:

Андрей Ярославич

Преемник:

Василий Александрович

Предшественник:

Василий Александрович

Преемник:

Дмитрий Александрович

Великий князь Киевский
1249 - 1263

Предшественник:

Ярослав Всеволодович

Преемник:

Ярослав Ярославич

Великий князь Владимирский
1249 - 1263

Предшественник:

Андрей Ярославич

Преемник:

Ярослав Ярославич

Рождение:

Май 1221 года, Переславль-Залесский

Вероисповедание:

Православие

Похоронен:

Рождественский монастырь, в 1724 году перезахоронен Александро-Невской лавре

Династия:

Рюриковичи, Юрьевичи

Ярослав Всеволодович

Ростислава Мстиславна Смоленская

Александра Брячиславовна Полоцкая

Сыновья: Василий, Дмитрий, Андрей и Даниил

Прозвище

Биография

Отражение агрессии с запада

Великое княжение

Каноническая оценка

Евразийская оценка

Критическая оценка

Канонизация

Мощи Св. Александра Невского

В древнерусской литературе

Художественная литература

Изобразительное искусство

Кинематограф

Александр Ярославич Невский (др.-русс. Олександръ Ярославичь , май 1221, Переславль-Залесский - 14 ноября (21 ноября) 1263, Городец) - князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263).

Прозвище

Традиционная версия гласит, что своё прозвище «Невский» Александр получил после битвы со шведами на реке Неве. Считается, что именно за эту победу князя стали так называть, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. В частности, семья Александра имела свой дом недалеко от Новгорода.

Биография

Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича от второго брака с Ростиславой-Феодосией Мстиславовной, дочерью князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного. Родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года.

В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» - обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский святитель Симон.

В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом в Новгороде под присмотром Фёдора Даниловича и тиуна Якима, вместе с Переяславльским войском собиравшимся летом в поход на Ригу, но во время голода, наступившего зимой этого года, Фёдор Данилович и тиун Яким, не дождавшись ответа Ярослава о просьбе новгородцев об отмене забожничья, в феврале 1229 года сбежали с малолетними княжичами из города, опасаясь расправы восставших новгородцев. В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра, однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.

В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля-Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238 году - во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра. Ещё в 1236-1237 годах соседи Новгородской земли враждовали друг с другом (200 псковских воинов участвовали в неудачном походе Ордена меченосцев против Литвы, закончившегося битвой при Сауле и вхождением остатков ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена). Но после разорения Северо-Восточной Руси монголами зимой 1237/1238 годов (монголы взяли Торжок после двухнедельной осады и не дошли до Новгорода) западные соседи Новгородской земли практически одновременно развернули наступательные действия.

Отражение агрессии с запада

В 1239 году Ярослав отразил литовцев от Смоленска, а Александр женился на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.

Александр построил ряд укреплений на юго-западной границе Новгородской республики по реке Шелони. В 1240 году немцы подступили к Пскову, а шведы двинулись на Новгород, согласно русским источникам, под предводительством самого правителя страны, королевского зятя ярла Биргера (в шведских источниках упоминания об этой битве отсутствуют, ярлом в тот момент являлся Ульф Фаси, а не Биргер). Согласно русским источникам, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою» . С сравнительно небольшой дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов Биргера, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение - Невская битва. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе» . Победа в этой битве продемонстрировала талант и силу Александра.

Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переяславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы. Рыцари осадили Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта, что стало беспрецедентным случаем в истории ливонско-новгородских конфликтов. Затем ливонцы повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тёсов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына - Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена.

5 апреля 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище . Точный ход сражения неизвестен, но согласно ливонским хроникам, орденские рыцари оказались в ходе боя окружены. Согласно новгородской летописи русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По данным ливонской хроники потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных рыцарей, что может согласовываться с Новгородской летописью, которая сообщает, что ливонский орден потерял 400-500 «немец» убитыми и 50 пленными - «и паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новгородъ» . Учитывая, что на каждого полноправного рыцаря приходилось 10-15 слуг и воинов более низкого ранга, можно считать, что данные Ливонской хроники и данные Новгородской летописи хорошо подтверждают друг друга.

Целым рядом побед в 1245 году Александр отразил набеги Литвы, возглавляемой князем Миндовгом. По сказанию летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его» .

Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии. Отец Невского Ярослав был вызван в Каракорум и отравлен там 30 сентября 1246 года. Почти одновременно с этим 20 сентября в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский, отказавшийся пройти языческий обряд.

Великое княжение

После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вместе с ранее прибывшим братом Андреем он был отправлен к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие. В их отсутствие брат их, Михаил Хоробрит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 году, но в том же году погиб в бою с литовцами в битве на реке Протве. Святославу удалось разбить литовцев у Зубцова. Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским - Александр. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении» . В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю». Современные историки расходятся в оценке того, кому из братьев принадлежало формальное старшинство. Киев после татарского разорения потерял какое-либо реальное значение; поэтому Александр в него не поехал, а поселился в Новгороде (По данным В. Н. Татищева, князь всё же собирался уехать в Киев, но новгородцы «удержали его татар ради», однако достоверность этой информации находится под вопросом).

Есть сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В первом папа предлагает Александру последовать примеру отца, согласившегося (папа ссылался на Плано Карпини, в трудах которого данное известие отсутствует) перед смертью подчиниться римскому престолу, а также предлагает координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Во втором послании папа упоминает о согласии Александра креститься в католическую веру и построить католический храм в Пскове, а также просит принять его посла- архиепископа Прусского. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой. Почти одновременно во Владимире Андрея Ярославича с Устиньей Даниловной венчал митрополит Кирилл- сподвижник Даниила Галицкого, которому папа предлагал королевскую корону ещё в 1246-1247 годах. В том же году литовский князь Миндовг принял католическую веру, тем самым обезопасив свои земли от тевтонцев. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем» .

В 1251 году при участии войск Золотой Орды победу в борьбе за верховную власть в Монгольской империи одержал союзник Батыя Мунке, и в следующем году Александр вновь приехал в Орду. Одновременно против Андрея были двинуты татарские полчища под предводительством Неврюя. Андрей, в союзе с братом Ярославом Тверским выступил против татар, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию, Ярослав закрепился во Пскове. Это была первая попытка открытого противодействия монголо-татарам в Северо-Восточной Руси, и она закончилась неудачей. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. Возможно, как считает ряд исследователей, это свидетельствует о том, что Александр во время своей поездки в Орду способствовал организации карательного похода против своего брата, но прямых доказательств в пользу данного вывода нет. В том же году из монгольского плена был отпущен в Рязань захваченный в 1237 году раненым князь Олег Ингваревич Красный. За вокняжением Александра во Владимире последовала новая война с западными соседями.

В 1253 году, вскоре после начала великого княжения Александра, его старший сын Василий с новгородцами был вынужден отражать литовцев от Торопца, в том же году псковичи отбили тевтонское вторжение, затем вместе с новгородцами и карелой вторглись в Прибалтику и разбили тевтонцев на их земле, после чего был заключён мир на всей воле новгородской и псковской. В 1256 году на Нарову пришли шведы, емь, сумь и начали ставить город (вероятно речь идёт о уже заложенной в 1223 году крепости Нарва). Новгородцы просили помощи у Александра, который и провёл с суздальскими и новгородскими полками удачный поход на емь. В 1258 году литовцы вторглись в Смоленское княжество и подступали к Торжку.

В 1255 году новгородцы изгнали от себя старшего сына Александра Василия и призвали Ярослава Ярославича из Пскова. Невский же заставил их снова принять Василия, а неугодного ему посадника Ананию, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степановичем. В 1257 году монгольская перепись прошла во Владимирской, Муромской и Рязанской землях, но была сорвана в Новгороде, который не был захвачен в ходе нашествия. Большие люди, с посадником Михалкой, уговаривали новгородцев покориться воле хана, но меньшие и слышать о том не хотели. Михалко был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но не желая ссориться с отцом, ушёл во Псков. В Новгород явился сам Александр Невский с татарскими послами, сослал сына в «Низ» , то есть Суздальскую землю, советчиков его схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша» ) и посадил князем к ним второго своего сына, семилетнего Дмитрия. В 1258 году Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись и дань («тамги и десятины» ).

Принявший в 1253 году королевскую корону Даниил Галицкий своими силами (без союзников из Северо-Восточной Руси, без католизации подвластных земель и без сил крестоносцев) смог нанести ордынцам серьёзное поражение, что повлекло разрыв с Римом и Литвой. Даниил собирался организовать поход на Киев, но не смог этого сделать из-за столкновения с литовцами. Литовцы были отбиты от Луцка, после чего последовали галицко-ордынские походы на Литву и Польшу, разрыв Миндовга с Польшей, Орденом и союз с Новгородом. В 1262 году новгородские, тверские и союзные литовские полки под номинальным началом 12-летнего Дмитрия Александровича предприняли поход в Ливонию и осадил город Юрьев, сожгли посад, но города не взяли.

Смерть

В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь.

Приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября (21 ноября) 1263 скончался в Городце (есть 2 версии - в Городце волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли» , и все с плачем воскликнули: «уже погибаем» . «Соблюдение Русской земли, - говорит знаменитый историк Сергей Соловьёв, - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» . Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен» . Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя» . Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге.

Семья

Супруга :

  • Александра, дочь Брячислава Полоцкого (умерла 5 мая 1244 года и похоронена в Юрьевом монастыре рядом с сыном, с князем Федором).

Сыновья :

  • Василий (до 1245-1271) - новгородский князь;
  • Дмитрий (1250-1294) - Князь Новгородский (1260-1263), князь переяславский, великий князь владимирский в 1276-1281 и 1283-1293;
  • Андрей (ок. 1255-1304) - князь костромской в (1276-1293), (1296-1304), великий князь владимирский (1281-1284, 1292-1304), князь новгородский в (1281-1285, 1292-1304), князь городецкий в (1264-1304);
  • Даниил (1261-1303) - первый князь московский (1263-1303).
  • Евдокия, ставшая женой Константина Ростиславича Смоленского.

Супруга и дочь погребены в соборе Успения Богородицы Успенского Княгининого монастыря в г.Владимире.

Оценки личности и результатов правления

По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать отпор. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Н. С. Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского, и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % сказать».

Каноническая оценка

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон - католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом - Золотой Ордой - и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Евразийская оценка

Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора гипотетического русско-ордынского альянса. Он категорически утверждает, что в 1251 г. «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником - ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Скептически настроенные историки (в частности Феннел,а вслед за ним Игорь Данилевский, Сергей Смирнов) считают, что традиционный образ Александра Невского - как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) по мнению Данилевского показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.
Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
- Валентин Янин, академик РАН

Канонизация

Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память (по Юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 - лавра) 30 августа 1724 года). Дни празднования Святого Александра Невского:

    • 23 мая (5 июня по нов. ст.) - Собор Ростово-Ярославских святых
    • 30 августа (12 сентября по нов. ст.) - день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) - главный
    • 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) - день кончины в Городце (1263) - отменён
    • 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) - день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

Мощи Св. Александра Невского

  • Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». В 1380 году во Владимире открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згорело». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. В 1547 году князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.
  • Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря по повелению Петра Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

В 1753 году повелением императрицы Елизаветы Петровны мощи были перенесены в пышную серебряную гробницу, на изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом.

  • В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время.
  • Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.
  • В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии. 20 сентября святые мощи были принесены в московский храм Христа Спасителя, 27 сентября раку перевезли в Калининград (27-29 сентября) и далее - в Ригу (29 сентября - 3 октября), Псков (3-5 октября), Новгород (5-7 октября), Ярославль (7 - 10 октября), Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернулись в Лавру.

Частичка мощей Святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. Также часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском соборе города Владимира. Мощи были переданы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской Православной Церкви в Москве.

Александр Невский в культуре и искусстве

Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Петербурга. Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней. Поэтому для изображения князя на ордене, в 1942 г., его автор, архитектор И. С. Телятников, использовал портрет актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме «Александр Невский».

В древнерусской литературе

Литературное произведение, написанное в XIII веке и известное во множестве редакций.

Художественная литература

  • Сегень А. Ю. Александр Невский. Солнце Земли Русской. - М .: ИТРК, 2003. - 448 с. - (Библиотека исторического романа). - 5000 экз. - ISBN 5-88010-158-4
  • Югов А. К. Ратоборцы. - Л. : Лениздат, 1983. - 478 с.
  • Субботин А. А. За землю Русскую. - М .: Военное изд-во Министерства Обороны СССР, 1957. - 696 с.
  • Мосияш С. Александр Невский. - Л. : Детская литература, 1982. - 272 с.
  • Юхнов С. М. Лазутчик Александра Невского. - М .: Эксмо, 2008. - 544 с. - (На службе государевой. Русский рубеж). - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-26178-9
  • Ян В. Г. Юность полководца // К «последнему морю». Юность полководца. - М .: Правда, 1981.
  • Борис Васильев. Александр Невский.

Изобразительное искусство

  • Портрет Александра Невского (центральная часть триптиха, 1942 г.) работы Павла Корина.
  • Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро-Невской лавры. Авторы - скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов.

Кинематограф

  • Александр Невский, Невский - Николай Черкасов, режиссёр - Сергей Эйзенштейн, 1938 год.
  • Житие Александра Невского, Невский - Анатолий Горгуль, режиссёр - Георгий Кузнецов, 1991 год.
  • Александр. Невская битва, Невский - Антон Пампушный, режиссёр - Игорь Каленов, - Россия, 2008 год.