Талантливые люди с плохим характером. Что такое личность — какими качествами она характеризуется, примеры исторических и современных сильных личностей

Рассказывает истории людей, на которых хочется равняться. Они были героями своего времени: преодолев трудности на пути, эти люди укрепили в себе честность, смелость, благородство, а также закалили свой характер. Дэвид изучил много историй знаменитостей, и вот его рассуждения, в чем же отличия этих людей от остальных и чего не хватает нашему поколению.

Два Адама

О двух наборах достоинств меня заставила задуматься книга «Одинокий верующий человек», которую написал рабби Йосеф Соловейчик в 1965 году. Соловейчик отмечает, что в книге Бытия о сотворении человека говорится дважды, и утверждает: эти два описания характеризуют противоположные стороны нашей природы, которые он назвал первым Адамом и вторым Адамом.

Если несколько осовременить определения Соловейчика, можно сказать, что первый Адам - это ориентированная на карьеру, честолюбивая часть нашей натуры. Первый Адам - это внешний Адам, Адам «для резюме». Он стремится строить, создавать, производить, открывать новое.

Он хочет достичь высокого положения и завоевать победу.

Второй Адам - это внутренний Адам. Он стремится воплощать определенные моральные качества. Второй Адам ищет внутренней безмятежности, спокойного, но уверенного ощущения, что хорошо, а что плохо; он хочет не только делать добро, но и быть добрым. Второй Адам жаждет всецело отдаваться любви, жертвовать собой ради блага других, руководствоваться в жизни некой высшей истиной, обладать духовной целостностью, достойной и Творца, и собственных талантов человека.

Если первый Адам жаждет покорить мир, то второй хочет служить миру, следуя своему призванию. Первый Адам применяет свое творческое начало и наслаждается собственными достижениями, второй - порой отказывается от земного успеха и положения ради священной цели. Первый Адам задается вопросом, как устроен мир; второй - почему сотворен мир и каково наше в нем предназначение. Первый Адам стремится двигаться вперед, второй - вернуться к корням и насладиться покоем семейного обеда. Если девиз первого Адама - «Успех», то второй Адам воспринимает жизнь как нравственную драму и его жизнь проходит под девизом «Милосердие, любовь и искупление».

Герои прошлого поколения

И тогда происходит нечто прекрасное. Усмирив свое «я», наши герои получают возможность ясно увидеть мир, понять других и принять то, что те предлагают.

Усмирив себя, они впускают в свою жизнь благодать. Оказывается, что им помогают те, от кого они не ждали помощи; что другие их понимают и заботятся о них так, как они раньше и не предполагали; что их любят так, как они того не заслуживали. Они не мечутся в отчаянии, потому что их поддерживают спасительные руки. И в скором времени те, кто спустился в долину смирения, возносятся на вершину радости и преданности делу. Они отдаются работе, находят новых друзей, обретают новую любовь. Они с изумлением осознают, насколько изменились. Они оборачиваются и видят, какой огромный путь проделали. Этот жизненный опыт не просто исцеляет раны, а трансформирует их. Они находят свое призвание и все свои силы отдают великой цели, трудному делу, которое придает жизни смысл.

Каждый шаг на этом пути оставляет след в душе. Этот опыт меняет внутреннюю сущность, делает ее более целостной, твердой, весомой. Самоуважение не то же самое, что уверенность в себе или высокая самооценка. Человек начинает уважать себя не за коэффициент интеллекта, умственные или физические способности, которые помогают поступить в престижный университет. Самоуважение не измеряется количественно. Оно появляется не от того, что вы в чем-то превосходите других, а потому, что превосходите самого себя, преодолеваете испытания, не поддаетесь соблазнам. Самоуважение питается внутренними, а не внешними победами. Его может заслужить только тот, кто поборол внутренний соблазн, встретил лицом к лицу свои слабости и осознал: «Что ж, если случится худшее, я выдержу. Я смогу это преодолеть».

У каждого в жизни есть решающие моменты, поворотные события, когда на карту поставлено все. Но тот же процесс может происходить и постепенно, едва заметно. Возможность распознать мелкие недостатки, предложить поддержку ближнему, попытаться исправить ошибки есть каждый день.

Передача Command Performance отражала не просто эстетику или стиль поведения. Чем глубже я изучал тот период, тем больше понимал, что заглядываю в совершенно другой с точки зрения нравственности мир. Я стал замечать иной подход к человеческой натуре, иные жизненные ценности, иные представления об осмысленной, духовно богатой жизни. Не знаю, много ли людей в то время строго следовали подобному моральному кодексу, - я безмерно восхищаюсь теми, кто следовал.


В современном мире часто внешний успех приравнивают к внутреннему благополучию.

Мы нечаянно оставили эту нравственную традицию в прошлом. За последние десятилетия мы утратили ее лексикон, ее образ жизни. Мы не стали хуже, но лишились ясности нравственных понятий. Мы не стали эгоистичнее или корыстнее наших предшественников, но потеряли их понимание, как вырабатывать характер. Нравственная традиция «кривой тесины», основанная на осознании греха и противостоянии ему, была тем наследием, которое передавалось из поколения в поколение. Она помогала понять, как воспитывать в себе достоинства «для некролога», как развивать ту сторону натуры, которая связана со вторым Адамом. Лишившись этой традиции, современная культура стала в определенной мере поверхностной, особенно в нравственной сфере.

Главное заблуждение современной жизни - уверенность, что достижения первого Адама способны принести глубокое удовлетворение.

Это не так. Желания первого Адама безграничны и всегда опережают любое достижение. Лишь второму Адаму доступно глубокое удовлетворение. Первый Адам стремится к счастью, но второй Адам знает, что счастья недостаточно. Величайшие радости - это радости нравственные. На следующих страницах я предлагаю несколько примеров подобной жизни. Мы не можем и не должны стремиться к возвращению в прошлое. Но нам доступна возможность заново открыть эту нравственную традицию, усвоить лексикон характера и внедрить его в свою жизнь.

Не существует формулы или универсальной программы из семи пунктов, следуя которой можно развить в себе второго Адама. Но можно изучить биографии выдающихся людей и попытаться постичь мудрость их образа жизни. Надеюсь, что следующие главы преподнесут вам важные уроки - пусть даже не те, что представляются важными мне. Надеюсь, закончив читать эту книгу, вы почувствуете, что стали немного другим человеком - чуть лучше, чем прежде.

«Талантливый человек слишком неудобен каждому и хорош для всех. Его нельзя принимать в больших дозах. Тяжёлый характер вызывается причинами, неудобными для многоразового объяснения.

Такой человек в словах видит больше смысла, чем туда вкладывает собеседник, и обижается. Ему страшно мешает жить собственная фантазия. Его нельзя оставлять обидевшимся. В своём воображении он дойдёт до убийства.

Ему нельзя две-три работы подряд назвать плохими: он запаникует, попытается расстаться со своей профессией, будет делать неумелые пробы другого и внутри сойдёт с ума. Снаружи начнёт пить с кем попало и жаловаться встречным.

Цветут деревья во влаге и солнце, расцветает талант в атмосфере любви и восторга. Он не виноват: роль выбрала его.

Он настолько уверен, что делает плохо, что похвала всегда приятно поражает. Зазнайство при таланте невозможно, оно наступает после.

За зазнайство часто принимают Тяжёлый характер. Тяжесть для собеседника представляют ответы невпопад, переспрашивания от погруженности во что-то. Это раздражает одного, тут же обижает второго, затем вступает воображение - и скандал.

Тяжёл попытками назвать все вещи своими именами. Докопаться до черт характеров собеседника и назвать их. Это невыносимо. Женщины красивые, которые вообще склонны преувеличивать свои успехи, с радостью убеждаются, что перед ними плохой человек. Именно они авторы формулировок: «Хороший поэт, но плохой человек».

В то же время человек талантливый хорошо чувствует, как принимается его появление, присутствие, видит полет слов и попадание, что порождает в нём деликатность. Обидные слова произносит только в накалённой атмосфере. Воображение позволяет ему предвидеть реакцию. Он неудобен тем, что независим и смел. Не он сам - его талант. Он сам зависим, привыкает к месту. Боится потерять жизнь, но произносить другое не может, так как видит себя со стороны. Наивен, потому что не насторожен. Бывает скуп, так как боится за свою жизнь, не умея приспособиться.

Иногда жаден в еде, ибо редко получает удовольствие. Привыкает к месту, но не моногамен. Ищет опьянения и не знает, чего именно избегать. Он позволяет этому случиться, но всегда возвращается.

Искренне удивляется, услышав крик. Совершенно не может вести семью. Хотя может о чем-то договориться. Но железную последовательность и упорство в делах должен проявлять другой человек. Опять-таки потому, что он, не сознавая, проявляет упорство там, где он талантлив. Его хорошо прикрепить к кому-то или к двоим и рассматривать как одно целое.

Нас тянет к таланту. Слушать его. Сидеть рядом. Надо понимать его узкое предназначение и помогать производить то, что у него лучше получается. Мы должны ему нести сырье, и не бескорыстно. Он весь воз потянет. Он создаст.

Гениальные произведения - такие же создания Бога, как птицы и животные, непоявление их оставляет место это пустым».

Жванецкий М.М., Тяжёлый характер / Собрание произведений в 4-х томах, Том 3 (Восьмидесятые), М., «Время», 2001 г., с. 44-46.

Поистине гениальные личности крайне редко бывают приятными людьми. Они поглощены великими замыслами, не любят попусту терять время, в том числе, на ненужные «расшаркивания» или соблюдение этикета. Бывает так, что от осознания собственной значимости у некоторых выдающихся персон окончательно сносит крышу. На звание «самого несносного гения» мы отобрали 5 кандидатов, оставивших след в истории, науке и культуре.

Стив Джобс

Признанный IT-гений нашего времени Стив Джобс мог быть абсолютно невыносим. Друзья и подчиненные уже после его смерти поведали миру множество историй о том, как Джобс мастерски унижал людей, хамил и вел себя, словно капризный ребенок. Сотрудники Apple не раз слышали, как начальник распекал коллег, нисколько не стесняясь в выражениях. Иногда Джобс устраивал прилюдные «порки» и увольнения. От горячего нрава Джобса порой страдали и совершенно посторонние люди — от поваров в ресторане до полицейских. Однажды Джобса остановили за превышение скорости, и тот, не желая ждать, пока медлительный служитель закона выпишет ему штраф, начал неистово сигналить, а затем демонстративно рванул с той же скоростью. В бытовых вопросах он был также крайне придирчив.

По воспоминаниям его супруги, Джобс не мог около 8 лет решиться на покупку мебели в дом. Однажды во время пребывания в Нью-Йоркском отеле ему вдруг пришла в голову мысль, что пианино в номере стоит не на том месте, а потому потребовал прямо в ночи двигать тяжеленный инструмент. По воспоминаниям товарищей, все эти странности объяснялись перфекционизмом Джобса и его нежеланием терять попусту даже секунду времени. Но в конце концов, именно этому человеку и его нелегкому характеру мир обязан настоящей технической революцией.

Гений нашего времени Стив Джобс мастерски унижал людей

Никола Тесла

Загадка личности гениального ученого до сих пор вызывает интерес публики. Этот человек, как он сам признавал, сильно опережал свое время. По воспоминаниям современников, Тесле крайне сложно было взаимодействовать с людьми — таков был его характер. Он страдал от расстройства, которое выражалось в различных фобиях — ученый боялся микробов и без конца мыл руки, каждый раз пользуясь новым полотенцем, в отелях же селился только в те комнаты, номер которых был кратен трем.

Еще одной навязчивой идеей Теслы был счет — он подсчитывал, сколько кусков пищи на тарелке, сколько шагов сегодня сделал, каков объем чашки кофе или пиалы с супом. Кроме того, Тесла был одним из тех, кто разделял и поддерживал идею евгеники — учения о селекции человеческого рода. В 1935 году журнал Liberty опубликовал статью Теслы под названием «Машина, которая завершит войну». В числе прочих мыслей, ученый высказал предположение, что к 2100 году евгеника будет применяться повсеместно, а особи, «непригодные» для размножения, принудительно подвергнутся стерилизации.

Гениальный ученый Никола Тесла верил, что у «евгеники» есть будущее

Альфред Хичкок

Признанный гений жанра «саспенс» обладал крайне непростым характером. Он был настоящим перфекционистом и на площадке выжимал актеров до капли, порой переходя грани разумного. Кроме того, Хичкок обладал весьма специфичным чувством юмора. Так, однажды, актеры, задействованные в фильме «39 ступеней», вынуждены были весь день проходить в наручниках, которые надел на них режиссер, так как тот утверждал, что потерял ключ.

В другой раз он повздорил с актрисой Типпи Хедрен, звездой фильма «Птицы», и крайне своеобразно решил ей отомстить. Дочь Хедрен, Мелани Гриффит, получила в подарок от Хичкока куклу с лицом матери, лежавшую в гробу. По воспоминаниям современников, долго вытерпеть Хичкока в качестве собеседника не мог никто.

Великий и ужасный Хичкок однажды подарил маленькой девочке куклу в гробу


Бобби Фишер

Гениальный шахматист Бобби Фишер в определенный момент стал выступать в СМИ с довольно громкими и провокационными заявлениями. Фишер делал выпады в адрес США и евреев.

Слова шахматиста о том, что холокоста никогда не было, подняли большую шумиху в прессе. Кроме того, он обвинил правительство США в том, что эти люди находятся под «полным контролем евреев» и выразил одобрение действиям Аль-Каиды и терактам 11 сентября 2001 года. В ответ на резкие заявления правительство США аннулировало паспорт Фишера, позже он сам подписал отказ от американского гражданства и был депортирован в Исландию.

Шахматист Бобби Фишер обвинял во всех мировых бедах США и евреев


Михаил Лермонтов

На характер и мировоззрение Лермонтова во многом повлияла его семья и отношения между родственникам. Мать умерла, когда будущий поэт был совсем еще ребенком, отношения между отцом и бабушкой Елизаветой Арсеньевой были весьма сложными. Современники оставили крайне противоречивые отзывы о персоне поэта — многие отмечали его непривлекательную внешность, диспропорцию головы и тела, подчеркивая, что весь образ Лермонтова был отталкивающим. О характере его также осталось множество нелестных отзывов — отмечали его «злой язык», «завистливый нрав», мелочность и «ядовитость» характера.

Порой это очень мешало Лермонтову добиваться успеха: известен случай, когда он фактически отчитал профессора за то, что тот, по его мнению, дал недостаточно полный материал на уроке. Впрочем, среди множества суровых оценок личности поэта встречаются и другие, где отмечается, что его скверный нрав был всего лишь толстой оболочкой, пробившись сквозь которую, можно было разглядеть поистине чистую и прекрасную душу.

Несколько лет назад не помню, по какому случаю один мой знакомый сказал, что от Евгения Хавтана уходят солисты потому, что у него тяжелый характер. Я никогда не была фанаткой группы «Браво», а тем более Евгения Хавтана, но слова эти у меня в голове отложились. Оценить их тогда я не могла, да и как это можно сделать? А недавно случайно увидела часть телепередачи про него и вспомнила, про его «плохой характер». Размышления на эту тему не заставили себя долго ждать.

С некоторых пор меня привлекают люди, у которых, по мнению окружающих, плохой характер. Наверное, это потому, что сама в свой адрес такие заявления часто слышу.

У тебя плохой характер, говорит мне моя подруга, ты часто идешь на пролом. Но это не мешало ей работать у меня в компании и уговаривать меня открыть с ней совместный бизнес. Странно?

У тебя плохой характер говорит мне моя дочь и при этом не устает удивляться моему большому терпению.

У тебя плохой характер, говорили мне мои родители и при этом всегда и во всем мне доверяли. И по их же словам, им никогда не было за меня стыдно или страшно.

Ну, вернемся к телепередаче, она была самая обыкновенная, ее герой рассказывал об истории группы «Браво» или можно сказать, о бизнесе , который он создал.

Если коротко, то все началась с того, что он познакомился с Жанной Агузаровой, написал песни, собрал коллектив, и успех не заставил себя долго ждать. Она была яркой солисткой и ее уход, который с годами он смог переоценить, тогда стал для него крушением. Раскручивали ее, лицом группы была она, и с ее уходом все закончилось в один момент. Из этого состояния Евгений Хавтан выходил целый год.

Как консультант могу отметить, что фактически изначально неправильно построенная модель бизнеса, могла его тогда навсегда разрушить, конечно, если бы у создателя группы не было «плохого характера».

Потом это повториться с ним еще не один раз, и видимо все по причине плохого характера. Не буду вдаваться в подробности, я не историк этой группы, а просто человек, который любит осознавать и для меня это лишь один из примеров, отношения к людям с плохим или может быть сильным характером. Справедливости ради отмечу, что не один из бывших солистов группы «Браво» не добился большего успеха, чем в сотрудничестве с Евгением Хавтаном.

Если человек имеет наглость хотеть чего-то, да еще и что-то делает, то окружающие обязательно поспешат все обесценить с помощью банальной оценки личности, сказав у него плохой характер.

Почему? Может это стремление сделать общество более однородным?

Люди, оставившие след в истории, имеют характер, который их современники трактуют не всегда однозначно. Эта, как правило, неверная трактовка является результатом зависти и наговоров менее удачливых современников, оставшихся далеко позади. Или же, скверный характер знаменитостей может объясняться дисгармоничностью их личностей. Причем, превосходя большинство людей в профессиональных качествах, знаменитости могут оставаться неразвитыми инфантильными личностями с несколько странными представлениями о мире.
В качестве иллюстрации этих слов представляю заметку из журнала "Дилетант ":

Стив Джобс

Признанный IT-гений нашего времени Стив Джобс мог быть абсолютно невыносим. Друзья и подчиненные уже после его смерти поведали миру множество историй о том, как Джобс мастерски унижал людей, хамил и вел себя, словно капризный ребенок. Сотрудники Apple не раз слышали, как начальник распекал коллег, нисколько не стесняясь в выражениях. Иногда Джобс устраивал прилюдные «порки» и увольнения. От горячего нрава Джобса порой страдали и совершенно посторонние люди — от поваров в ресторане до полицейских. Однажды Джобса остановили за превышение скорости, и тот, не желая ждать, пока медлительный служитель закона выпишет ему штраф, начал неистово сигналить, а затем демонстративно рванул с той же скоростью. В бытовых вопросах он был также крайне придирчив.

По воспоминаниям его супруги, Джобс не мог около 8 лет решиться на покупку мебели в дом. Однажды во время пребывания в Нью-Йоркском отеле ему вдруг пришла в голову мысль, что пианино в номере стоит не на том месте, а потому потребовал прямо в ночи двигать тяжеленный инструмент. По воспоминаниям товарищей, все эти странности объяснялись перфекционизмом Джобса и его нежеланием терять попусту даже секунду времени. Но в конце концов, именно этому человеку и его нелегкому характеру мир обязан настоящей технической революцией.

Гений нашего времени Стив Джобс мастерски унижал людей

Никола Тесла

Загадка личности гениального ученого до сих пор вызывает интерес публики. Этот человек, как он сам признавал, сильно опережал свое время. По воспоминаниям современников, Тесле крайне сложно было взаимодействовать с людьми — таков был его характер. Он страдал от расстройства, которое выражалось в различных фобиях — ученый боялся микробов и без конца мыл руки, каждый раз пользуясь новым полотенцем, в отелях же селился только в те комнаты, номер которых был кратен трем.

Еще одной навязчивой идеей Теслы был счет — он подсчитывал, сколько кусков пищи на тарелке, сколько шагов сегодня сделал, каков объем чашки кофе или пиалы с супом. Кроме того, Тесла был одним из тех, кто разделял и поддерживал идею евгеники — учения о селекции человеческого рода. В 1935 году журнал Liberty опубликовал статью Теслы под названием «Машина, которая завершит войну». В числе прочих мыслей, ученый высказал предположение, что к 2100 году евгеника будет применяться повсеместно, а особи, «непригодные» для размножения, принудительно подвергнутся стерилизации.

Гениальный ученый Никола Тесла верил, что у «евгеники» есть будущее

Альфред Хичкок

Признанный гений жанра «саспенс» обладал крайне непростым характером. Он был настоящим перфекционистом и на площадке выжимал актеров до капли, порой переходя грани разумного. Кроме того, Хичкок обладал весьма специфичным чувством юмора. Так, однажды, актеры, задействованные в фильме «39 ступеней», вынуждены были весь день проходить в наручниках, которые надел на них режиссер, так как тот утверждал, что потерял ключ.

В другой раз он повздорил с актрисой Типпи Хедрен, звездой фильма «Птицы», и крайне своеобразно решил ей отомстить. Дочь Хедрен, Мелани Гриффит, получила в подарок от Хичкока куклу с лицом матери, лежавшую в гробу. По воспоминаниям современников, долго вытерпеть Хичкока в качестве собеседника не мог никто.

Великий и ужасный Хичкок однажды подарил маленькой девочке куклу в гробу


Бобби Фишер

Гениальный шахматист Бобби Фишер в определенный момент стал выступать в СМИ с довольно громкими и провокационными заявлениями. Фишер делал выпады в адрес США и евреев.

Слова шахматиста о том, что холокоста никогда не было, подняли большую шумиху в прессе. Кроме того, он обвинил правительство США в том, что эти люди находятся под «полным контролем евреев» и выразил одобрение действиям Аль-Каиды и терактам 11 сентября 2001 года. В ответ на резкие заявления правительство США аннулировало паспорт Фишера, позже он сам подписал отказ от американского гражданства и был депортирован в Исландию.

Шахматист Бобби Фишер обвинял во всех мировых бедах США и евреев


Михаил Лермонтов

На характер и мировоззрение Лермонтова во многом повлияла его семья и отношения между родственникам. Мать умерла, когда будущий поэт был совсем еще ребенком, отношения между отцом и бабушкой Елизаветой Арсеньевой были весьма сложными. Современники оставили крайне противоречивые отзывы о персоне поэта — многие отмечали его непривлекательную внешность, диспропорцию головы и тела, подчеркивая, что весь образ Лермонтова был отталкивающим. О характере его также осталось множество нелестных отзывов — отмечали его «злой язык», «завистливый нрав», мелочность и «ядовитость» характера.

Порой это очень мешало Лермонтову добиваться успеха: известен случай, когда он фактически отчитал профессора за то, что тот, по его мнению, дал недостаточно полный материал на уроке. Впрочем, среди множества суровых оценок личности поэта встречаются и другие, где отмечается, что его скверный нрав был всего лишь толстой оболочкой, пробившись сквозь которую, можно было разглядеть поистине чистую и прекрасную душу.

Оправдываете ли вы скверный характер у гениальных людей? Или вы считаете, что их достижения, как правило полученные за счет сверхкоменсации, - это совсем небольшая награда по сравнению с внутренним дискомфортом гениев и невозможностью найти взаимопонимание с близким окружением?