Тетрадь лабораторных работ химии 8. Оборудование и реактивы. Уравнения реакций. Выводы

Пособие является частью учебно-методического комплекта для 8 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 13 лабораторным опытам и 9 практическим работам, предусмотренным программой.

Примеры заданий:
В чем сущность проведенной реакции?.
Как называют взаимодействие щелочи с кислотой?
5. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции.
6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?.
7. Поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции.

Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 1
Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.
Лабораторный опыт № 2
Разделение смесей.
Лабораторный опыт № 3
Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
Лабораторный опыт № 4
Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 5
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Лабораторный опыт № 6
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
Лабораторный опыт № 7
Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
Лабораторный опыт № 8
Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты).
Лабораторный опыт № 9
Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).
Лабораторный опыт № 10
Получение и свойства нерастворимого основания гидроксида меди (II).
Лабораторный опыт№ 11
Химические свойства солей.
Лабораторный опыт N° 12
Реакции, характерные для основных оксидов.
Лабораторный опыт № 13
Реакции, характерные для кислотных оксидов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Практическая работа N? 4
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Практическая работа № б
Ионные реакции.
Практическая работа N° 7
Условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов.
Практическая работа № 8
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Практическая работа № 9
Решение экспериментальных задач.
Приложения.
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Определение ионов.
4. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 8 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 класс, Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А., 2014
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2015
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. базовый уровень, 10 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014

Следующие учебники и книги.

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №20 отдела образования акимата г.Тараза»

Тетрадь

для практических и лабораторных работ по химии

в 8 « » классе

ученика(цы)____________________

Практическая работа № 1

Тема: «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с лабораторным оборудованием, химической посудой, со стеклянными трубками, нагревательными приборами. Изучение строения пламени. Правила нагревания жидкости»
Цель: Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование : набор химической посуды, лабораторный штатив.

ТБ : общие правила поведения в химическом кабинете


Ход работы.

    Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите их назначение.

    Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.

    Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.

    Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.

    Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.

    Письменно ответьте на вопросы:

    Каковы правила определения запаха вещества?

    Для чего на склянках с реактивами приведены их формулы?

7. Сделайте вывод по итогам работы.

Оформление работы

Задание 1. Образцы химической посуды

Назначение Назначение Назначение

_______________ _________________ _________________

_______________ _________________ _________________

Задание 2. Лабораторный штатив.

Основные детали:

1) __________________;

2) __________________;

3) __________________;

4) __________________;

5) __________________.

Задание 3. Ответы на вопросы.

1._________________________

2. ____________________________

Вывод: (вывод делается по цели работы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Практическая работа № 2

Тема: «Очистка загрязнённой соли от примесей»

Цель: очистить поваренную соль от примесей песка и глины методом выпаривания и кристаллизации.

Оборудование и реактивы: загрязнённая поваренная соль, химический стакан с водой, стеклянная палочка, воронка, пробирка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, спички.

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы

Что делаем

Что н аблюд аю

Выводы

1.Растворение загрязнённой поваренной соли .

В стакан с загрязнённой поваренной солью прилейте 50 мл воды. Осторожно перемешайте содержимое стеклянной палочкой.

Поваренная соль_________________ в воде, песок _______________ в воде. Через некоторое время он_______________________

Твёрдые и нерастворимые в воде вещества отделяют от раствора______________________________________

_______________________

2.Фильтрование полученного раствора.

Для изготовления фильтра листок фильтровальной бумаги сложили на 4 части. Согнули края так, чтобы получился конус. Поместили фильтр в воронку. Вставили воронку в пробирку и аккуратно наливаем мутный раствор по стеклянной палочке.

Частицы песка ______________ на фильтре, в пробирке собирается _________________ (фильтрат)

Фильтрованием отделяют ________________ частицы вещества от жидкости.

3.Выпаривание раствора соли (фильтрата) .

Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили её на кольцо штатива. Нагревали в пламени спиртовки, до полного испарения воды. Полученную соль сравнили с исходной.

По мере испарения воды на стенках чашки появляется__________________________________________________________________________________________

(вид, цвет, название вещества)

Выпариванием разделяют

______________________________________________

вещества и растворитель (воду)

Вывод:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Практическая работа № 3

Тема: «Очистка воды от загрязнений».

Цель: экспериментальным путём очистить воду от загрязнений, закрепить умение разделять смеси.

Оборудование и реактивы: вода, смешанная с песком и жидким маслом; лабораторный штатив с лапкой, воронка, делительная воронка, колба, фильтровальная бумага, стеклянная палочка

ТБ: правила разделения неоднородных смесей.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы.

Что делаем

Что н аблюд аю

Выводы

Задание 1. Очистка воды от песка.

Изготовили бумажный фильтр и поместили его в воронку. Отфильтровали мутную воду в колбу.

Разделили смесь воды и песка методом___________________________________

Задание 2. Очистка воды жидкого масла.

Закрепили делительную воронку в лапке лабораторного штатива. Сверху налили жидкую смесь. Через некоторое время открыли кран капельной воронки и отделили воду от масла.

Разделили смесь воды и масла посредством____________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Практическая работа № 4

Тема: «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей

растворенного вещества»

Цель: приготовить раствор сахара заданной концентрации

Оборудование и реактивы: мерный цилиндр, колба, весы, сахар, шпатель, стакан с водой, стеклянная палочка.

ТБ: правила работы с весами;

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задания для 1 группы

Задание 1

Приготовить 50 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 50 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Задания для 2 группы

Задание 1

Приготовить 30 г 10%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 20 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 3 группы

Задание 1

Приготовить 50 г 20%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 10 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 4 группы

Задание 1

Приготовить 60 г 20%-ного раствора сахар. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 40 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 5 группы

Задание 1

Приготовить 40 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 30 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Ход работы

Задание 1.

Перед началом работы необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:

Дано: Решение:

m р-ра =_______г

*Необходимо помнить, что ρ(Н 2 О) = 1 г/мл, m(H 2 O) = V(H 2 O)* 1 г/мл.

Мои действия:__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Перед началом работы также необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:

Дано: Решение:

m р-ра1 =________г

m в-ва = ________г

V(H 2 O)=_____мл

Мои действия:__________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 3 .

Дано: Решение:

m р-ра1 =________г

m в-ва 1 = ________г

m доб (сахара)= 10 г

Вывод__________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________



Практическая работа № 5

Тема: «Генетическая связь классов неорганических веществ»

Цель: решить экспериментальные задачи, практическим путём доказать наличие генетических связей между классами неорганических соединений.

Оборудование и реактивы:

растворы H 2 SO 4 , HCl, BaCl 2 , порошок СaO, порошок MgO, порошок Р 2 О 5 , Al (металлический), Mg (металлический), 5 пробирок, шпатель, стеклянная палочка


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы.

Зада ча 1

А) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:

CaO →Ca(OH) 2 → CaCl 2 . Наличие щёлочи докажите с помощью индикатора.

В) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:

P 2 O 5 → H 3 PO 4 →AlPO 4 . Наличие кислоты докажите с помощью индикатора.

Работу оформить в виде таблицы:

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения реакций. Выводы.

А)

После приливаем раствор ____________ кислоты.

СaO + _______→ ___________

Ca(OH) 2 + ______→______ +_________

В) В пробирку с водой насыпаем на кончике шпателя оксид_____________. Приливаем 1 каплю индикатора___________________________ .

После помещаем в раствор гранулы металлического ____________

P 2 O 5 +_________ → ____________

H 3 PO 4 + _____→ ________ + _____

Задача 2. Налейте в пробирку 1 мл серной кислоты и добавьте 0,5 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете?

Ответ обоснуйте соответствующим уравнением реакции:

____________ + _____________ →_____________ + _____________↓

Наблюдение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3 (теоретическая). К 15 г 5%-го раствора хлорида бария прибавили серную кислоту. Какое количество (моль) сульфата бария выпадет в осадок?

Дано: Решение:

Задача 4. Даны вещества: магний, оксид магния, серная кислота. Используя эти реактивы, получите сульфат магния двумя способами. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Mg +_____________→_____________ + _____________

MgO +_____________→_____________ + _____________

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 1(1)

Тема:

Цель: изучить свойства предложенных веществ.

Оборудование : медная проволока, образец глины, порошок серы, железный гвоздь, свинец, поваренная соль стакан с водой

ТБ : общие правила работы в химическом кабинете

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

I Изучение физических свойств веществ.

Задание: охарактеризовать физические свойства веществ.

Свойства

Вещества

поваренная соль

Агрегатное состояние

Плотность

Растворимость в воде

Электропроводность

Вывод: Свойства веществ – это_________________________________, по которым вещества_________________________________________, или сходны между собой.

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 1(2)

Тема: «Изучение физических свойств веществ. Физические явления. Химические явления»

Цель: провести опыты, отражающие физические и химические явления.

Оборудование : парафиновая свеча, спиртовка, спички, пробирка с водой, зажим,

подставка для пробирок, фарфоровая чашка, растворы: хлорида бария, сульфата натрия, фосфорной кислоты, сухие: хлорид аммония, гидроксид кальция.


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Что делаем

Что наблюдаю

Примеры физических явлений.

1. В фарфоровую чашку поместили небольшое количество парафина и подогрели

Плавление парафина – это _______________________ явление.

2. Держа пробирку зажимом, довели воду в ней до кипения.

Кипение воды – это ________________________

Примеры химических явлений.

1. В пробирку поместили небольшое количество порошка мела и прилили 0,5 мл раствора фосфорной кислоты (H 3 PO 4).

Выделение ____________ - это признак ________________явления.

2. В пробирку прилили 0,5 мл раствора хлорида бария (BaCl 2) и добавили к нему такое же количество сульфата натрия (Na 2 SO 4).

Выпадение осадка – это признак ______________ явления.

4. В пробирке смешали сухие порошки хлорида аммония (NH 4 Cl) и гидроксида кальция (Ca(OH) 2). Слегка прогрели смесь. Исследовали запах.

Появление запаха – это признак________________явления

Вывод: физическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________; химическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________.

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 2

Тема: «Опыты на признаки и типы химических реакций. Прокаливание медной проволоки. Разложение малахита. Горение древесной лучины и парафиновой свечи»

Цель: провести опыты, характеризующие признаки и типы химических реакций.

Оборудование: видеоопыт «разложение малахита», медная проволока, зажим, древесная

лучина, спиртовка, спички.

ТБ :

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

А) Держа зажимом медную проволоку прокалите её в пламени спиртовки, определите признак данной химической реакции.

Б) Зажгите древесную лучину, потушив её через несколько секунд, определите признак данной химической реакции.

В) Просмотрев видеоопыт «разложение малахита», определите признак и тип данной химической реакции

Заполните таблицу:

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения химических реакций. Выводы.

Задание 1.

Держа зажимом медную

проволоку прокалили её в пла

мени спиртовки.

Сu + O 2 → __________

Тип реакции:_________________

Признак реакции:______________________________

Задание 2.

Просмотрели видеоопыт «разложение

малахита»

(CuOH) 2 CO 3 →2____ + CO 2 + H 2 O

Тип реакции:_____________________

Признак реакции:________________________

Задание 3.

В одну фарфоровую чашку поместили парафин в другу – древесные опилки и подожгли.

Горение древесных опилок – это ____________явление.

Тип реакции:____________________

Признак реакции:___________________

Плавление парафина – это __________

Явление, так как меняется только ______________________состояние вещества.

Вывод: основными признаками химических реакций являются:__________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая

система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь

Лабораторный опыт № 3:

Тема: «Изучение образцов природных веществ с различным видом химической связи»

Цель: познакомится со строением кристаллических решёток и свойствами веществ с различным типом химической связи.

Оборудование и реактивы: поваренная соль, железный гвоздь, набор «химическая связь» или шаростержневые модели.

Задание:

    Внимательно изучите выданные вам образцы веществ.

    Из предложенных материалов сделать модели веществ с ионной, атомной, молекулярной и металлической кристаллическими решётками.

    Определите тип и характеристику химической связи в указанных веществах.

Тип и характеристика химической связи

Поваренная соль (NaCl)

Углекислый газ

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Воздух. Кислород. Горение

Лабораторный опыт № 4
Тема: «Получение кислорода разложением пероксида водорода в

присутствии катализатора»

Цель: получить газ кислород, изучить влияние катализатора на

скорость химических реакций.

Оборудование и реактивы : измельчённый пероксид водорода, оксид марганца (IV) или перманганат калия, шпатель, 2 пробирки в подставке, зажим для пробирок, спиртовка, спички, древесная лучинка

ТБ:


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1

1. Поместите в пробирку немного, на кончике шпателя, измельченного пероксида водорода, и осторожно нагрейте.

2. Какие изменения происходят с пероксидом водорода?

Что ещё вы наблюдаете?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Повторите эксперимент, добавив к пероксиду водорода небольшое количество оксида марганца (IV) или перманганата калия, но не нагревайте смесь. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Запишите уравнения происходящих химических реакций:

H 2 O 2 → ___________+___________;

С + О 2 →______________

Задание 2.

1 1. Какую роль играет оксид марганца(IV) (перманганат калия) в процессе раз­ложения пероксида водорода?_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Как "работает" катализатор?_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Водород. Окислительно-восстановительные реакции

Лабораторный опыт № 5 :

Тема: «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств»

Цель: получить газ водород, изучить его свойства.

Оборудование и реактивы: цинк (гранулы), 30% раствор соляной кислоты,

пробирка с газоотводной трубкой, сухая пробирка (сборник), спиртовка,

спички, лабораторный штатив с лапкой.


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание:

Соберите прибор (§ 41, рис 35)

Что делаем

Что наблюдаем

Уравнения реакций.

1.В пробирку поместите 2-3 кусочка цинка и прилейте к 3-4 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Подведите конец трубки к горлышку пробирки, перевёрнутой вверх дном. Соберите водород в пробирку.

2.Заполненную водо

родом пробирку поднесите к пламени спиртовки.

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

При поднесении пробирки с водородом к пламени

спиртовки

слышен… _________________

________________

1.Составьте уравнение реакции получения водорода:

Zn + HCl →__________+ ___________

К какому типу относится данная реакция?_________________________

_________________________________

Почему водород собирают в перевёрнутую пробирку?

__________________________________

_________________________________

______________________________________________________________________________________________________

2.Составьте уравнение реакции горения водорода:

H 2 + O 2 →______________

К какому типу относится данная реакция?______________________________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Лабораторный опыт № 6 (мультимедиа)

Тема : «Химические свойства воды».

Цель: изучить отношение воды к металлам, кислотным и основным оксидам.

Оборудование и реактивы: металлы – натрий, алюминий, медь; оксид кальция, оксид фосфора, 4 химических стакана с водой, наждачная бумага, 2 пробирки в подставке, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, жёлтые лакмусовые бумажки

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения реакций. Выводы.

Опыт № 1

В 3 пробирки поместили натрий, алюминий (очищенный от оксидной плёнки) и медную проволоку и прилили по 2 мл воды в каждую. Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.

Na + H 2 O →______________+______

Al + H 2 O→_________+_____

Cu + H 2 O→

Опыт 2.

В 2 пробирки поместили

порошки оксидов кальция и фосфора (V). Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.

CaO + H 2 O →________________

P 2 O 5 + H 2 O→_______________

Вывод: вода реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами

с образованием___________________________ и __________________;

с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов образует _________________________;

с кислотными оксидами взаимодействует с образованием______________________________.

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (1)

Тема : «Изучение химических свойств кислот на примере ортофосфорной кислоты»

Цель: провести реакции фосфорной кислоты с металлами, основанием, основным оксидом и солью.

Оборудование и реактивы: растворы H 3 PO 4 , NaOH, AgNO 3 , лакмус, гранулы цинка, 3 пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 3 пронумерованные пробирки налить по 0,5 мл раствора ортофосфорной кислоты.

В 1 пробирку поместить гранулы цинка. Во 2 пробирку прилить 1-2 капли индикатора (лакмус) и гидроксид натрия. В 3 пробирку прилить раствор хлорида бария (BaCl 2).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3 пробирке:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

H 3 PO 4 + Zn →_____________________+__________________

H 3 PO 4 + NaOH →_______________________+________________

H 3 PO 4 + AgNO 3 →_______________________+__________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (2)

Тема: « Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»

Цель: провести реакции гидроксида натрия с кислотой и солью.

Оборудование и реактивы: растворыNaOH , HCl , CuSO 4, индикатор – фенолфталеин, пробирки, подставка для пробирок, шпатель, пипетка, стакан с водой.

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 2 пронумерованные пробирки прилить по 0,5 мл раствора гидроксида натрия (NaOH).

В первую пробирку добавить 1-2 капли индикатора (фенолфталеин) и прилить раствор соляной кислоты (HСl).

Во вторую пробирку добавить раствор сульфата меди (II) (CuSO 4).

Задание 2: описать свои наблюдения.

В 1 пробирке:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Во 2 пробирке:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

NaOH + H 2 SO 4 → ________________+_____________________

NaOH + CuSO 4 → ________________+______________________

Вывод : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (3)

Тема: «Изучение химических свойств солей на примере сульфата меди (II), карбоната кальция»

Цель: провести реакции солей с металлом, щёлочью, кислотой и солью.

Оборудование и реактивы: растворы CuSO 4 , NaOH, HCl, мел – CaCO 3 , пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 1 пробирку налить 0,5 мл раствора сульфата меди (II) и прилить раствор гидроксида натрия.

Во 2 пробирке провести реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.

Задание 2: описать свои наблюдения.

В 1 пробирке:__________________________________________________________________

Во 2 пробирке:_________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

CuSO 4 + NaOH→______________________+___________________

CaCO 3 + HCl →___________+__________+_________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ФгосЛ А.Д. Миштюк ТЕТРАДЬ для ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ К учебнику Г.Е, Рудзитиса, Ф,Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» учени класса школы класс Учебно-методический комплект А.Д. Микитюк Тетрадь для практических работ по химии К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» 8 класс Рекомендовано Российской Академией Образования Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА «2013 УДК 373:54 ББК 24.1я72 М59 Микитюк, А.Д. М59 Тетрадь для практических работ по химии: 8 класс к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: 8 класс» / А.Д. Микитюк. - М. : Издательство «Экзамен», 2013. - 62, с. (Серия «Учебно-методический комплект») ISBN 978-5-377-06167-0 Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома. Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях. УДК 373:54 ББК 24.1я72 Формат 70x100/16. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 1,18. Уел. печ. л. 5,2. Тираж 8000 экз. Заказ № 8488/13. ISBN 978-5-377-06167-0 О Микитюк А.Д., 2013 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.................................................4 Практическая работа 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой..............................................5 Практическая работа 2 Изучение строения пламени свечи....................... 12 Практическая работа 3 Очистка поваренной соли............................... 16 Практическая работа 4 Получение и свойства кислорода.........................22 Практическая работа 5 Получение водорода и изучение его свойств..............30 Практическая работа 6 Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества...............................................36 Практическая работа 7 Получение раствора медного купороса из оксида меди(П) и серной кислоты.......................................42 Практическая работа 8 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» ..........48 Практическая работа 9 Получение соляной кислоты и опыты с ней............... 55 Предисловие Уважаемые учащиеся! Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии. Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы. Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ - это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах. Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни. Практическая работа 1 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ. ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ ШТАТИВОМ, СПИРТОВКОЙ Цели ifHoUfUJccu: 1. Познакомиться с правилами техники безопасности при практической работе, 2. Освоить некоторые приемы работы с лабораторным оборудованием и посудой, 3. Развивать познавательные и коммуникативные навыки, универсальные учебные действия: уметь оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с работой в лаборатории. O^OfttfqoeoHUeи ftecuc/ni^bt: Лабораторный штатив (рис. 1) с кольцом и лапками, на подносе - штатив для пробирок, пробирки диаметром 14 и 10 мм, пробиркодержатель, тигельные щипцы, фарфоровая чашечка, проволочный треугольник с фарфоровыми трубками, фильтровальная воронка, бумажный фильтр, шпатель или пластмассовая ложечка для отбора сыпучих веществ, кусок резиновой трубки для мягкого зажима пробирки в лапке, стакан с водой на 50-100 мл, спиртовка, свеча, спички, пузырек с поваренной солью. Рис. 1 Выполнение работы Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой. 1. Ослабляя винт муфты штатива, переместите сначала вверх, потом вниз по стержню лапку и кольцо. 2. Зажмите пробирку около ее отверстия в лапке штатива, поместив между стеклом и металлом кусок резиновой трубки. 3. С помош;ью винта муфты расположите пробирку наклонно, затем снова верните ее в вертикальное положение. 4. Поместите фарфоровую чашку на кольцо штатива. Если диаметр кольца большой, то используйте проволочный треугольник. 5. Продемонстрируйте свои умения по пунктам 1-4 эксперту с соседней парты. Получите у него оценку от О до 4 баллов. Оценка -_________________________________________________ 6* Налейте 5 мл воды в фарфоровую чашку на кольце, зажгите спиртовку под чашкой и нагрейте воду. 7. Добавьте в маленькую пробирку воды до половины ее объема. Перелейте ее содержимое в большую пробирку. Отметьте, какую часть этой пробирки занимает вода. 8. С помош;ью тигельных щипцов снимите чашку с водой и поставьте ее на поднос. 9. Закрепите в пробиркодержателе сначала пустую пробирку, а затем с водой. Поставьте пробирки в пластмассовый штатив. 10. Получите у эксперта оценку своих действий по пунктам 6-9 от 0 до 4 баллов. Оценка -_________________________________________________ 11. Отберите шпателем 0,5 г соли (это пластмассовая ложечка без горки) и пересыпьте ее в пробирку с водой. 12. Встряхивая пробирку круговыми движениями, растворите соль. 13. Бумажный фильтр дважды сложите пополам, сформируйте конусом и поместите в воронку. Смочите фильтр водой, чтобы он прочно держался в воронке. 14. Поместите фильтровальную воронку в пробирку, зажатую в лапке штатива. Перелейте в воронку раствор соли и отфильтруйте раствор. 15. Получите у эксперта оценку своих действий по пунктам 11-14 от о до 4 баллов. Оценка - __________________________________________ 16» Вместо вывода укажите материалы (их - 5-7), из которых изготовлено используемое лабораторное оборудование. Вопросы и задания 1. Что можно (да), а что нет? Укажите причину - почему «да» или «нет». а) Пробовать вепцества на вкус -________________________ б) определять цвет вепцеств - в) нюхать веш,ества 2. Почему следует избегать попадания реактивов на кожу лица и рук, а особенно в глаза? 3. Как следует пользоваться пипеткой для отбора проб жидкостей? Каким образом порошки переносят из банок, где они хранятся, в другую посуду? 5. Каково назначение лабораторного штатива? 6. Как следует располагать нагреваемую пробирку с веш;еством по отношению к себе и соседям? 7. Укажите правила, как собирать осколки разбитой посуды (стеклянной и фарфоровой). 8. Почему остатки веш;еств, взятых из банок, где они хранятся, но не вовлеченных в реакции, нельзя высыпать (или выливать) обратно в те же банки? 9. Как следует зажигать спиртовку? А как не следует? 10. Как погасить пламя спиртовки? 11. Какие из следуюш;их веш;еств (и их водные растворы) - натриевая ш;елочь NaOH, поваренная соль NaCl, соляная кислота НС1, азотная кислота HNO3, нитрат натрия NaNOg, серная кислота H2SO4, п сульфат калия K2SO4, калиевая щелочь КОН - являются едкими, т. е. вызывают ожоги? (Напишите их химические формулы.) 12. Допишите названия лабораторного оборудования и химической посуды в заданиях а-к: а) шта... е) держа. б) проб... ж) пест... в) шпат... з) ста... г) воро... и) пипе... д) фил... к) ЦИЛИ... Являются ли моющие средства: мыло. «Faire», «Comet» - едкими и раздражающими слизистые оболочки веществами? Тесты Обведите букву правильного ответа. 1, У какого вещества нет запаха? а) бензин б) вода в) нашатырный спирт г) уксусная кислота 2. При выполнении практической работы вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус из-за возможности: а) получить химический ожог и отравиться б) загрязнить руки и потерять аппетит в) нарушить правила этикета г) ухудшить качество этих веществ 10 3. Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его назначением. Оборудование: Назначение: а) лабораторный штатив 1) крепеж посуды и приборов б) пробирка 2) емкость для проведения реакций в) шпатель в растворах г) пипетка 3) отборник проб сыпучих веществ 4) отборник проб жидких веществ 4. Соедините по смыслу фрагменты текста, используя принцип «буква-цифра», чтобы получились правила техники безопасности: а) избегайте попадания химикатов на кожу лица и рук б) при пользовании пипеткой в) в случаях с разбитой посудой не собирайте ее осколки руками г) прежде чем приступить к выполнению эксперимента 1) запрещается втягивать жидкость ртом 2) , т. к. многие вещества вызывают раздражение кожи 3) , а используйте для этой цели щетку и совок 4) учащиеся должны изучить и уяснить порядок выполнения практической работы. 11 Практическая работа 2 ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПЛАМЕНИ СВЕЧИ Цели ччащихся: 1. Управлять своей познавательной деятельностью (по алгоритму). 2. Овладевать универсальными учебными действиями - наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей. 3. Наблюдать и описывать самостоятельно проводимые опыты, делать выводы из наблюдений. OSofUfqoeoHue и fiecuafiue&t: Пробирка с водой, фарфоровая чашечка, свеча, спиртовка, спички. Выполнение работы Изучение строения пламени свечи Рис. 2 12 1. Зажгите свечу, и рассмотрите пламя. Постарайтесь различить три его зоны (рис. 2). Внесите в нижнюю часть 1 пламени головку спички. Сразу ли загорается спичка? - _______________________________ Какая часть (i, 2 или 3) пламени самая яркая? (Здесь от нагрева разлагаются пары парафина, образующиеся частицы угля накаляются и излучают свет.) 2. Какова роль фитиля в горении свечи? Зо Зажгите спиртовку и сравните ее пламя с пламенем свечи. Почему окраска пламени свечи и спиртовки различна? 4. Внесите на 3 секунды в среднюю часть 2 пламени свечи фарфоровую чашку. Рассмотрите образовавшийся черный налет. Какой его состав? 5. Внесите на короткое время в верхнюю часть 3 пламени свечи пробирку с водой сухую снаружи. Появляются ли капельки воды на внешней стенке пробирки? 13 6. Какие два конечных продукта сгорания парафина (их формулы и названия)? 1т Укажите отличие цвета внешней части 3 пламени от центральной части 2. 8« В выводе укажите, какие изменения происходят с твердым парафином, прежде чем он загорится и затем при горении. Тесты Обведите букву правильного ответа. 1. В какой части горящей свечи можно наблюдать следующие процессы, протекающие с парафином? Ответ дайте по типу: а-1. Процесс а) плавление б) испарение в) затвердевание г) горение Место наблюдения 1) в парах над фитилем 2) с поверхности фитиля 3) на поверхности свечи и у основания 4) рядом с фитилем 14 2. Соотнесите вид горючего с характером его горения. Горючее а) природный газ б) бензин в) парафин г) уголь Характер горения 1) плавится, испаряется и горит в виде пара 2) горит на поверхности, не плавясь 3) испаряется и горит на поверхности слоя 4) горит по месту контакта с воздухом 15 Практическая работа 3 ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ ДОМЭШНбб ЗЭДЭНИ6 (дается на уроке, предшествующем практиче-ской работе). Прочитайте текст практической работы, ознакомьтесь с оборудованием и реактивами. Ответьте на вопросы. Вопросы и задания 1. Зачем в работе используют воду? 2. Что представляет собой штатив для пробирок? 3, Зачем бумажный фильтр перед использованием складывают и смачивают водой? 4. Каково назначение кольца (деталь лабораторного штатива) в этой работе? 16 5. Назовите два наблюдаемых способа разделения смеси. 6. Смесь каких двух веществ в этой работе однородная, а какая смесь - неоднородная? 7. Для чего служит песочная баня? 8. Почему при выпаривании воды из раствора соли получается порошок, а не кристаллы соли (с гранями)? 9. в воде океана содержание растворенных солей составляет 3,5% (то есть в 100 г раствора - 3,5 г соли, остальное - вода). Считая, что 80% от общего количества приходится на поваренную соль, рассчитайте массу океанической воды, в которой содержится 1 кг поваренной соли. 10. Укажите мероприятия, которые по вашему мнению препятствуют выбросу: а) в воздух выхлопных газов - _________________________ 17 б) в водоемы - сточных вод - в) загрязнению почвы отходами производства, мусором Тесты Обведите букву правильного ответа. 1. Какие способы очистки и выделения индивидуальных веществ используют в разных случаях? Соотнесите способ очистки (буква) с видом воздействия на смесь (цифра). Способ очистки а) фильтрование 1) б) перегонка 2) в) кристаллизация г) хроматография 3) 4) Вид воздействия на смесь осаждение главного компоне] смеси, примесь - в растворе разделение смеси веществ растворе на адсорбенте перевод жидкости в пар с последующей конденсацией отделение растворимого вещее от нерастворимого 2. Какой из способов очистки а-г (см. тест 1) требует: 1) кипячения раствора 2) охлаждения раствора 3) использования колонки, заполненной адсорбентом, например силикагелем 4) твердого нерастворимого пористого материала (фильтра)? 3. Какой сыпучий пищевой продукт не белого цвета? 18 а) сахар б) соль в) сода г) молотый перец 4. Отличие морской соли от поваренной (NaCl) в том, что первая: а) не растворяется в воде б) не соленая на вкус в) не индивидуальное вещество, а смесь многих солей г) другая чистая соль (не NaCl, а, например, КС1) 5. На практике перед продажей соль очищают и придают ей товарный вид. Какое свойство соли обязательно присуще и неочищенному продукту? а) белый цвет б) сыпучий порошок г) соленый вкус в) полная растворимость в воде Цели tf44uu,uxcu: 1. Опробовать на практике операции с веществами: а) переливание жидкости; б) растворение соли в воде; в) фильтрование; г) выпаривание. 2. Наблюдать за своим экспериментом, составить письменно его описание (отчет) в соответствии с требованиями к оформлению практической работы, 3. Сочетать исполнительность и творчество в работе. 4. Рационально использовать время урока, составить вывод по работе. OSo/ttf HC1 б) Н2 + 02->Н20 в) H2 + N2 ->КНз г) Н2 + С -> СН4 5. Соотнесите название процесса с соответствующим уравнением реакции, соедините линией букву и соответствующую ей цифру. Уравнение реакции а) H2 + l2 = 2HI б) ЗН2 + М0О3 = Мо + ЗН2 в) 2Н2 + СО = СНзОН г) 3H2 + N2-2NH3 Процесс 1) синтез аммиака 2) синтез метанола 3) восстановление металла из оксида 4) синтез иодоводорода 32 1^^ели 1/чащихсл: 06ofUfqo6oHue и fiecucifut£b€ : 1. Проявить свои способности, направленные на выполнение практической работы. 2. Проводить эксперимент и наблюдения, исследовать, формулировать гипотезы. 3. Описьшать эксперимент, пользуясь химической символикой, замечать признаки химических реакций, работать экологически грамотно. Штатив с пробирками, заыщтные очки, резиновая пробка со стеклянной трубкой, на концах которой - резиновое кольцо и воронка для залива кислоты, стеклянная пластинка, пробирка с гранулами цинка, пузырек с 10%-ной соляной кислотой, спиртовка, спички. Выполнение работы Рис. 4 1« Приготовьте прибор для собирания водорода методом вытеснения воздуха (рис. 4) и проверьте его на герметичность. 2* В реакционную пробирку положите четыре гранулы цинка, прилейте в нее 3 мл 10%-ного раствора соляной кислоты и закройте эту пробирку пробкой со стеклянной трубкой, доходящей до дна пробирки. 33 3. Над трубкой поместите вверх дном пробирку-приемник. Выделяющийся газ из реакционной пробирки через трубку попадает в приемник, вытесняя из него воздух. 4. Спустя 3-4 минуты после начала реакции зажгите спиртовку, снимите верхнюю пробирку и закройте ее отверстие большим пальцем. На то же место поставьте другую пробирку (повторный опыт). Первую пробирку-приемник, не переворачивая, поднесите к спиртовке, уберите палец и введите отверстие пробирки в пламя. 5. Отберите 2-3 капли раствора из реакционной пробирки на стеклянную пластинку и упарьте раствор (над пламенем спиртовки). 6. Повторите опыт: проделайте то же самое со 2-й пробиркой-приемником. 7. Поставьте пробирки в штатив и сдайте поднос с принадлежностями лаборанту или учителю. 8* Ответьте на вопросы по работе (см. ниже) и составьте вывод к работе. (Чего достигли в работе? Каким способом? Как подтвердили результат?) Вопросы по практической работе 1. Почему выделяющийся газ собирают в пробирку, расположенную отверстием вниз? 2. По каким признакам можно судить о протекании реакции между цинком и кислотой? 34 3. Зачем перед поджиганием водорода пробирку с ним закрывают пальцем? 4. Что вы наблюдали при поднесении пробирки с водородом к пламени? 5. Какой вы получили водород в 1-й и во 2-й раз - чистый или смесь с воздухом? (При поджигании чистого Нз звук глухой, а от смеси - звонкий.) 6. Какое вещество образуется при горении водорода? Напишите уравнение этой реакции. 7* Напишите уравнение реакции цинка с соляной кислотой и подчеркните химическую формулу вещества, которое остается на стеклянной пластинке после выпаривания. 35 Практическая работа б ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА С ОПРЕДЕЛЕННОЙ МАССОВОЙ ДОЛЕЙ ВЕЩЕаВА Домашнее задание. Ознакомьтесь с содержанием работы по предложенному плану ее выполнения. Ответьте на вопросы. Вопросы и задания 1. Дайте определение массовой доли растворенного вепдества - «(вепдества) в растворе. 2. Поясните физический смысл каждой величины из формулы для расчета массовой доли вепдества в растворе: ы(вепдества) = т(вепдества)/77г(раствора). 3. В каком диапазоне может изменяться массовая доля вепдества в растворе? (Назовите наименьшее и наибольшее возможные значения со.) 4, Как от значений массовой доли, выраженной в долях от единицы перейти к выражению массовой доли в процентах? 36 5. Переведите в проценты значения массовых долей: а) 0,5 б) 0,2 в) 0,11 г) 0,028 6. Из каких двух составляющих (компонентов) складывается масса раствора? 7. Назовите два способа увеличения массовой доли вещества в растворе и один способ ее уменьшения. 8. Напишите формулу для расчета массовой доли кислорода «(Ог) в растворе, если в нем растворена еще и соль (как в морской воде). 9. Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, если в 150 г раствора содержится 20 г вещества. 10. Какой будет массовая доля вещества в растворе, если в 600 г воды растворить 50 г соли? 11. Сколько граммов соли содержится в 2 кг 5% -ного раствора? 37 12. При выпаривании 25 г раствора получили 2 г соли. Определите массовую долю соли (в %) в исходном растворе. 13. Что такое частичное выпаривание раствора и полное выпаривание? Тесты Обведите букву правильного ответа. 1. В каком соединении массовая доля серы co(S) равна 0,237? а) сероводород HgS б) серная кислота H2SO4 в) сернистый газ SO2 г) хлористый сульфурил SO2CI2 2. В каком соединении массовая доля серы в процентах co%(S) не кратна 10? а) CU2S б) CUSO4 в) SO3 г) CuS 38 3. Сколько граммов соли надо прибавить к 200 г 5%-ного раствора, чтобы получить 10% -ный раствор? а) 5 г б) Юг в) 11 г г) 15 г 4. Какую операцию по изменению массовой доли вещества в насыщенном при данной температуре растворе можно выполнить? а) добавить растворяемого вещества б) добавить воды в) упарить часть воды г) изъять часть вещества из раствора и,ем4, tf4out,uxcsL: 1. Понимать термин «массовая доля соли в растворе», 2. Научиться проводить измерения массы и объема, выполнять расчеты. 3. Развивать коммуникативные и регулятивные учебные умения (письменное описание опытов, оценка результатов собственной деятельности). O^Ofttfgo€eiHue и/teaictntt£bt: Весы, мерный цилиндр на 50 мл, колба на 100 мл, стакан с водой, пузырек с поваренной солью. Задание практической работы. Приготовьте 5%-ный раствор соли (т.е. чтобы: со(соли) == 5%) для одного из трех вариантов а-в (по заданию учителя). Для каждого варианта рассчитайте недостающие параметры - массу соли или объем воды. Вариант а. Масса раствора, т-(р-ра) = 50 г. 39 Вариант б. Масса соли, т(соли) = 0,5 г. Вариант в. Объем воды, Т^(воды) = 40 мл (при плотности р(воды) = 1 г/мл). Выполнение работы Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 1. Рассчитайте недостающие данные для своего варианта. а) /тг(соли) и т(воды) б) т(воды) в) т(соли) 2. Взвесьте на весах требуемую массу для своего варианта: /тг(соли) =_________________________________________________ 3. С помощью мерного цилиндра отмерьте необходимый объем воды: F(вoды) = __________________________________________________ 4. Приготовьте раствор в колбе, оцените его плотность. (Как это сделать, используя мерный цилиндр?) 5. Добавьте к вашему раствору 1 г соли. Какова массовая доля соли в новом растворе? 40 6. Составьте вывод - какие операции и с каким оборудованием вы выполнили, чтобы приготовить раствор соли с заданной массовой долей. 7 Проведите оценку собственной деятельности, в которой каждый из пунктов: 1) ответ на вопросы домашнего задания; 2) достижение целей работы; 3) выполнение и оформление работы - оценивается до 5 баллов (максимально - 15 баллов). Оценка - _______________________________________________ 41 Практическая работа 7 ПОЛУЧЕНИЕ РАСТВОРА МЕДНОГО КУПОРОСА ИЗ ОКСИДА МЕДИ(II) И СЕРНОЙ КИСЛОТЫ______________________ Домашнее задание. Ознакомьтесь с содержанием работы по предложенному плану ее выполнения. Ответьте на вопросы. Вопросы и задания 1. к каким классам веществ принадлежат исходные вещества и продукты реакции в синтезе медного купороса CUSO4 бНгО из СиО и H2SO4? (Укажите виды или классификационные категории этих оксида, кислоты и соли.) 2. Напишите формулы и названия трех других (наряду с H2SO4) кислородсодержащих кислот. 3. Как называют соли с одинаковым кислотным остатком SO4? Назовите три такие соли: Na2S04, CUSO4, А12(804)з. 4. Сульфат меди(П) можно получить не только из СиО и H2SO4. Составьте уравнения реакций: а) гидроксида меди(П) с серной кислотой; б) карбоната меди(П) с серной кислотой; в) меди с концентрированной серной кислотой; г) сульфида меди(П) с кислородом воздуха. 42 5. В чем сходство и отличие методов выделения веществ из растворов путем: а) выпаривания; б) кристаллизации? 6. Составьте уравнения реакций обмена, в которых из сульфата меди(П) получаются нерастворимые соединения меди(П): а) Си(ОН)2; б) CuS; в) СПз(Р04)2. Тесты Обведите букву правильного ответа. 1. У кажите нерастворимый сульфат: а) BaS04 б) CUSO4 в) FeS04 г) K2SO4 2. Формула нерастворимой соли меди(П): а) Си(МОз)2 б) CuCla в) CuS г) CUSO4 3. Какой цвет растворов солей двухвалентной меди? а) зеленый б) красный в) синий г) желтый 43 4* Кристаллогидраты каких солей вида MX nHgO называют купоро-сами? а) нитраты, X = NO3 б) сульфаты, X = SO4 в) хлориды, X = С1 г) карбонаты, X = СО3 5. Соотнесите цвет соединений меди(П) с их составом. Соедините линиями буквы и цифры. Цвет соединений а) синий и зеленый б) синий и черный в) черный и сине-зеленый Состав соединений 1) СиО и CuClg 2Н2О 2) CUSO4 5Н2О и CuS 3) Си(КОз)з и Си(ОН)2 СиСОз Цели ifKou^uxcsi: 1. Самоконтроль и взаимоконтроль действий в процессе выполнения работы, принятие решений. 2. Согласовывать свои действия при работе в паре, планирование и регуляция своей деятельности. 3. Устанавливать причинно- следственные связи, получать по методике сульфат меди(П). GSofUfC/o^aHue и fiecua^iuje&t: Штатив с пробирками, пробирко- держатель, воронка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, фарфоровая пластинка, защитные очки, стакан с водой, пробирка с 1 г оксида меди(П), спиртовка, спички, пузырек с 20%-ной серной кислотой. 44 Выполнение работы 1. Наденьте защитные очки. Зажмите пробирку с оксидом меди(П) СиО возле ее горловины в пробиркодержателе. Соблюдайте правила техники безопасности: при нагревании смеси в пробирке не направлять ее отверстие на себя и соседей. 2. Зажгите спиртовку, налейте в пробирку с СиО 3 мл раствора серной кислоты и осторожно нагрейте смесь до вскипания (выделение пузырьков). 3. Продолжайте нагревать раствор 5-7 мин, но не кипятите. Наблюдайте за цветом раствора (синеет ли он?) и массой непрореагировавшего осадка СиО. 4. Пока один учащийся нагревает раствор, другой готовит фильтр, помещает его в воронку и смачивает водой. 5. Прилейте в пробирку со смесью 3 мл воды и отфильтруйте, собирая прозрачный раствор в другую пробирку. 6. Три капли раствора соберите в фарфоровую чашечку, закрепите ее в пробиркодержателе и упарьте на плитке (на учительском столе) или в пламени спиртовки. Горячую чашку поставьте на фарфоровую пластинку. 7 Сдайте поднос с принадлежностями лаборанту или учителю. 8. Составьте вывод к работе. (Что делали? Что наблюдали? Достигли цели?) 45 Вопросы по практической работе 1, Почему возникает потребность в разных соединениях меди? (Например, медный купорос используют для придания голубого цвета побелке и как дезинфицирующее средство плодовых деревьев, а оксид меди(П) такими свойствами не обладает.) 2. Зачем в работе реакционную смесь нагревают? 3. К каким нежелательным последствиям может привести быстрое и неравномерное нагревание пробирки со смесью кислоты и оксида меди(П)? 4. Напишите уравнение реакции, проводимой в этой практической работе. Является ли она реакцией нейтрализации? 5. Почему в реакции используют 20%-ную H2SO4, а не 5%-ную или 80% -ную? 6. Быстро или медленно протекает реакция? От чего зависит скорость данной реакции? 7. Зачем смесь в конце опыта фильтруют? 46 8. Какой цвет остатка после выпаривания раствора в фарфоровой чашечке? 9. Какое веш;ество может загрязнять продукт реакции - сульфат меди(П)? 47 Практическая работа 8 РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ» Домашнее задание. Ознакомьтесь с содержанием работы по предложенному плану ее выполнения. Ответьте на вопросы. Вопросы и задания 1. Используя физические свойства веществ - агрегатное состояние, запах, растворимость в воде, плотность, температуру кипения, температуру плавления, цвет, - укажите, как различить следующие вещества: а) спирт и поваренная соль; б) вода и уксус; в) мел и хлорид бария; г) серная кислота и растительное масло; д) малахит и оксид железа(1П). 2. Используя индикаторы и химические свойства веществ, различите растворы: а) поташа К2СО3 и поваренной соли; б) сульфата натрия и серной кислоты; в) сульфита натрия и сульфата калия; г) щелочи КОН и нитрата магния. 48 3. в трех пробирках находятся растворы: а) хлорида натрия; б) гидроксида натрия; в) соляной кислоты. Какую окраску примут растворы, если в каждый из них добавить по 3-5 капель раствора: 1) фенолфталеина; 2) фиолетового лакмуса; 3) оранжевого метилоранжа? 4. Какие изменения произойдут с растворами а-в из задания 3, если в каждый добавить: 1) раствор хлорида железа(Ш); 2) по кусочку мела; 3) железные стружки? Напишите уравнения протекающих реакций. 5. В одной из пробирок находится дистиллированная вода, а в другой - раствор хлорида калия. Что мы обнаружим, если: а) упарим по 3 капли каждой жидкости в фарфоровых чашечках; б) добавим по 2 капли нитрата серебра в каждую пробирку? 49 6. Напишите уравнения качественных реакций на ионы: а) СГ б) SO/ в) СО/ г) ОН~ 7. Различите белые порошки оксида кальция и оксида магния. Для этого используйте разную растворимость в воде соответствующих им оснований (для Са(ОН)2 - 1,5 г/л, для Mg(OH)2 - 0,012 г/л) и разную силу оснований (Са(ОН)2 - щелочь, Mg(OH)2 - слабое основание). Какой цвет приобретет суспензия одного и другого порошка в воде при добавлении к ним 3 капель раствора фенолфталеина? 8. Составьте цепочки химических превращений из трех веществ, если 1-е и 3-е вещества в этой цепочке следующие: а) магний и гидроксид магния; б) оксид меди(П) и гидроксид меди(П); в) хлорид железа(1П) и оксид железа(1П); г) сульфат меди(П) и хлорид меди(П). Вид заданной цепочки: А -> X -> В, где А и В - 1-е и 3-е известные вещества, X - недостающее промежуточное вещество. 50 Тесты Обведите букву правильного ответа. 1. Фиолетовый лакмус окрашивается в красный цвет в растворе: а) кислотного оксида; б) основного оксида; в) соли; г) основания. 2. Чтобы получить нерастворимое основание, надо: а) к оксиду соответствующего металла добавить воду; б) провести реакцию нейтрализации кислоты основанием; в) к раствору соответствующей соли добавить раствор щелочи (обычно NaOH); г) провести реакцию разложения подходящей соли 3. Укажите пропущенное вещество X в цепочке химических превращений: Си -> X а) СиО б) CuS в) CuCl2 г) СиОН Си(ОН)2. Цели tfHcuUfUXcu: 1. Распознать каждое из трех веществ по предложенному или составленному самостоятельно плану. (Мыслительные операции: классификация веществ, логические рассуждения.) 2. Получить заданное вещество из определенного исходного вещества. (Умение использовать химические формулы и схемы для решения учебных задач.) 51 3. Передавать свой опыт по планированию и проведению эксперимента при групповой форме работы (коммуникативные действия). GJofttf{fo€aHMe и ltecucifiu€bt: Две фарфоровые чашечки, штатив с 12 пробирками, в том числе 5 пустых пробирок и 7 пробирок под номерами: № 1-3 - растворы NaCl, NaOH и НС1; Nq 4-5 - дистиллированная вода и раствор КС1; № 6-7 - порошки СаО и МдО. В пузырьках - растворы индикаторов - фиолетовый лакмус и бесцветный фенолфталеин; 5%-ные растворы ГеС1з, AgNOg и CUSO4, железные и магниевые стружки, кусочек мела, порошок СиО, стакан с водой. Задания практической работы Задание 1. Распознать растворы веществ: хлорида натрия, гидроксида натрия и соляной кислоты, находящиеся в пробирках № 1-3 без подписей. Выполнение работы Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» 1. Разделите растворы № 1-3 пополам. Чтобы не перепутать, поставьте их в штативе друг за другом или подпишите и вторую повторность № 1-3. 52 2. в каждый из трех растворов № 1-3 добавьте по 3 капли раствора фенолфталеина. По возникающей окраске (цвет - _____________) определите одно вещество, в пробирке № __________ находится __________. Для подтверждения состава этого вещества прибавьте к нему раствор соли железа(1П) или соли меди(П), получите нерастворимое основание. Напишите уравнение этой реакции. К двум оставшимся растворам из пробирок № 1-3 добавьте по 3 капли раствора фиолетового лакмуса. Там, где возникает_______ окраска, в пробирке № ___________ находится вещество __________. Для подтверждения его состава добавьте в раствор железные стружки или кусочек мела. Напишите уравнение протекающей реакции и укажите ее признаки. 4. Для подтверждения состава 3-го вещества из пробирок № 1-3 добавьте к нему 2 капли раствора AgNOg. Напишите уравнение протекающей реакции и укажите ее признаки. Задание 2а. Составьте план различения двух жидкостей - дистиллированной воды и раствора КС1 в пробирках № 4-5. Используйте два приема: 1) упаривание воды в фарфоровых чашках с 5 каплями из одной и другой пробирки; 2) добавление в обе пробирки по 2 капли раствора AgNOg. Выполните свои действия по плану (см. выше пункты 1 и 2), опишите наблюдения, составьте уравнение протекающей реакции. 53 Задание 26. Составьте письменный план распознавания веществ СаО и MgO в пробирках № 6-7 на основе домашнего задания 7. Выполните действия по своему плану. Опишите наблюдения и составьте уравнение реакции. Задание 3. Для одной из цепочек превращений расшифруйте вещество X и осуществите практически реакции. Запишите свои наблюдения и уравнения реакций. а) Mg^X^Mg(OH)2 б) СиО ^ X ^ Си(ОН)2 в) FeClg -> X -> FegOs г) CUSO4 ^ X ^ CuCl2 Задание 4. Составьте вывод к работе: за счет чего можно распознать и различить разные вещества? Получите от эксперта оценку своих действий по заданиям 1-4 из расчета от О до 2 баллов за каждое задание. Оценка -_______________________________________________ 54 Практическая работа 9 ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И ОПЫТЫ С НЕЙ__________________________ Домашнее задание. Ознакомьтесь с содержанием работы по предложенному плану ее выполнения. Ответьте на вопросы. Вопросы и задания! Что представляет собой соляная кислота (состав, агрегатное состояние, цвет, запах)? 2. Сколько граммов хлороводорода содержится в: а) 1 г 40%-ного раствора соляной кислоты; б) 1 мл 40%-ного раствора соляной кислоты, р = 1,19 г/см^? 3. Напишите уравнения реакций получения хлороводорода: а) в промышленности (сжиганием водорода в хлоре); б) в лаборатории (взаимодействием концентрированной серной кислоты с твердой поваренной солью). 4. Почему газ хлороводород не удается собирать методом вытеснения воды? 5. Как заполнить хлороводород ом стеклянный цилиндр? 55 6. Как с помощью следующих веществ (белые порошки): карбонат натрия, оксид цинка, гидроксид натрия - отличить соляную кислоту от воды и от раствора поваренной соли? Напишите уравнения протекающих реакций. 7. Напишите уравнение качественной реакции на хлорид-ионы с соляной кислотой. 8. Напишите уравнения реакций соляной кислоты с нерастворимыми в воде веществами: 1) оксидом железа(1П); 2) гидроксидом магния; 3) карбонатом кальция. (Одним из продуктов реакции будет вода.) 9. Соли каких кислотных остатков реагируют с соляной кислотой: 1) все без исключения; 2) лишь отдельные из ряда? Напишите по одному примеру уравнений реакций. 56 10. Напишите уравнения реакций соляной кислоты с металлами и сульфидами, в которых образуются газы - водород и сероводород. 11. Какова растворимость хлороводорода в воде? 12. Что произойдет, если колбу, заполненную газом НС1, опустить в воду горлом вниз? Тесты Обведите букву правильного ответа. 1. Реакция получения хлороводорода действием концентрированной серной кислоты на кристаллический хлорид натрия относится к типу: а) замеш;ения б) разложения в) соединения г) обмена 2. Вещество гидросульфат натрия NaHS04, образующееся на 1-й стадии взаимодействия H2SO4 с NaCl, принадлежит к классу веществ: а) средние соли б) кислые соли в) основные соли г) кислоты 57 3 в реакции соляной кислоты с металлгши газообразный продукт реакции - это: а) водород б) хлороводород в) хлор г) сероводород Цели цч,аи^ихся: 1, Рационально планировать свою деятельность; ознакомиться дома и выполнить в классе опыты по получению соляной кислоты и изучению ее химических свойств. 2, Наблюдать, логически осмысливать учебный материал. 3. Соблюдать правила техники безопасности при работе с концентрированной серной кислотой, спиртовкой и газом хлороводородом. 4. Вносить коррективы в свои действия при возникновении затруднений. O^oftifqoeoHMe и fiecuciHUJeirt: Лабораторный штатив с двумя лапками, штатив с 12 пробирками, пробка с газоотводной трубкой, резиновая и стеклянная трубки, кусочек ваты, спиртовка; спички, пузырьки с твердыми веществами - поваренная соль, цинк, медь, оксид меди(П), мел; растворы - концентрированной серной кислоты (2;1), 5%-ные растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида кальция, нитрата серебра, соляной кислоты. 58 Выполнение работы 1. Получение соляной кислоты. Соберите прибор, как показано на рис. 5. H2SO4 В пробирку насыпьте 2 г поваренной соли и закрепите ее в лапке штатива. Прилейте в эту пробирку кислоту H2SO4 (2:1), чтобы она покрыла всю соль (3 мл). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку (крепится в лапке) с 6 мл воды. Конец трубки с помощью ваты закрепите в 0,5 см над поверхностью воды. Смесь NaCl и H2SO4 в 1-й пробирке осторожно и равномерно нагревайте в течение 5 мин (следите, чтобы кислоту не перебросило во 2-ю пробирку). Задание 1. Напишите два уравнения реакций получения хлорово-дорода из NaCl и H2SO4: а) с образованием кислой соли NaHS04; б) с образованием средней соли Na2S04. 59 Задание 2. По каким признакам удается визуально судить о выделении хлороводорода и растворении его в воде? Задание 3. Почему газоотводную трубку располагают над поверхностью воды, а не опускают в воду? 2. Химические свойства соляной кислоты. Полученную при растворении хлороводорода в воде соляную кислоту разлейте в шесть пробирок (по 1 мл). В 1-ю пробирку опустите синюю лакмусовую бумажку. Отметьте изменение цвета индикатора. Во 2-ю пробирку положите кусочек цинка, опишите признаки реакции, составьте уравнение реакции. В 3-ю пробирку положите кусочек меди. Выделяются ли пузырьки водорода? Укажите причины низкой реакционной способности меди, используя ряд напряжений металлов. 60 в 4-ю пробирку внесите ложечку порошка оксида меди(П) и нагрейте смесь. Отметьте, наблюдается ли растворение черного СиО и образование голубого раствора. Напишите уравнение реакции. Для реакции с кислотой в 5-й пробирке налейте в чистую пробирку 1 мл раствора CUSO4 и добавьте 0,5 мл раствора NaOH. К обра-зующ,емуся осадку Си(ОН)2 прилейте кислоту из 5-й пробирки. Запишите свои наблюдения, составьте два уравнения проведенных реакций. В 6-ю пробирку с кислотой НС1 положите кусочек мела. Опишите признаки реакции, составьте ее уравнение. 3. Распознавание соляной кислоты и ее солей. В три пробирки налейте по 1 мл растворов: 1) соляной кислоты; 2) NaCl (приготовьте растворением пол-ложечки поваренной соли в 1 мл воды); 3) СаС1г. В каждую пробирку добавьте по две капли раствора AgNOg. Опишите вид образующегося осадка. Составьте три уравнения протекающих реакций. 61 в выводе укажите: 1) свойства соляной кислоты общие для всех кислот (с чем реагирует?); 2) специфическую или качественную реакцию кислоты НС1, точнее, ионов СГ. 62 Учебное издание Микитюк Александр Дмитриевич Тетрадь для практических работ по химии 8 класс Издательство «ЭКЗАМЕН» Гигиенический сертификат № РОСС RU. АЕ51. Н 16054 от 28.02.2012 г. Главный редактор Л.Д. Лаппо Редактор Н.В. Стрелецкая Технический редактор Л.В. Павлова Корректор И.В. Русанова Дизайн обложки А.А. Козлова Компьютерная верстка Н.М. Судакова 107045, Москва, Луков пер., д. 8. www.examen.biz E-mail: по общим вопросам: [email protected]; по вопросам реализации: [email protected] тел./факс 641-00-30 (многоканальный) Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 - книги, брошюры, литература учебная Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парето-Принт», г. Тверь, www.pareto-print.ru По вопросам реализации обращаться по тел.: 641-00-30 (многоканальный).

Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.

М.: 201 3. - 6 4 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Практическая работа 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой 5
Практическая работа 2
Изучение строения пламени свечи 12
Практическая работа 3
Очистка поваренной соли 16
Практическая работа 4
Получение и свойства кислорода 22
Практическая работа 5
Получение водорода и изучение его свойств 30
Практическая работа 6
Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
Практическая работа 7
Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
Практическая работа 8
Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических соединений » 48
Практическая работа 9
Получение соляной кислоты и опыты с ней 55

Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ - это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами.
В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни.