Ученые заявляют, что у животных есть сознание, похожее на человеческое

Четыре года назад группой ученых был подписан документ, известный как «Кембриджская декларация о сознании», после того как они пришли к выводу, что животные имеют сознательное понимание действительности, такое же, как и у человека. Этот список включает в себя всех млекопитающих и птиц, наряду со многими другими существами.

Некоторые из вас могут подумать, что это само собой разумеется. Неужели мы об этом не знали раньше? Но подавляющие большинство людей явно не достигли этого понимания. То, как мы в мировом масштабе относимся к животным, говорит о неведении. Несмотря на то что это кажется очевидным для ученых, последствия этого утверждения могут действительно изменить мир. Тот факт, что животные являются сознательными существами, больше нельзя игнорировать.

О чем говорится в декларации

Область исследования сознания быстро развивается. Ученые разработали новые методы и стратегии исследований не только для людей, но и для животных. Следовательно, многие данные становятся легкодоступными, и это требует периодической переоценки ранее имевшихся предубеждений в этой области.

Исследования животных показали, что гомологические контуры мозга у них коррелируют с сознательным опытом и восприятием, что позволяет выборочно оценить, являются ли они на самом деле необходимыми для этих переживаний. Кроме того, стали доступными новые неинвазивные методы для обследования коррелятов сознания.

Нервные субстраты эмоций, кажется, не ограничиваются корковыми структурами мозга. На самом деле подкорковые нейронные сети, образованные во время аффективных состояний в организме человека, также являются критически важными для формирования эмоционального поведения у животных. Искусственное возбуждение одних и тех же областей головного мозга формирует соответствующее поведение и состояние как у человека, так и у животных.

Как функционирует мозг животных?

Каждый раз, когда мозг животного вызывает инстинктивное эмоциональное поведение, оно согласуется с состояниями и ощущениями, которые определяются опытом, в том числе и те внутренние состояния, которые являются полезными. Глубокая стимуляция мозгом этих систем в организме человека также может генерировать подобные аффективные состояния. Системы, связанные с аффектом, сосредоточены в подкорковых областях, где в большом количестве имеются нейронные гомологии. Молодые люди и животные сохраняют эти функции мозга. Кроме того, нейронные цепи, поддерживающие поведенческое и электрофизиологическое состояние сна, отвечающие за внимательность и принятие решений, по всей видимости, возникли в процессе эволюции у беспозвоночных, что можно увидеть у насекомых и головоногих моллюсков (например, осьминогов).

Сознание у птиц

В поведении птиц проявляются нейрофизиологические и нейроанатомические случаи параллельной эволюции сознания. Доказательства появления человекоподобных уровней сознания наиболее сильно наблюдаются у африканских серых попугаев.

Кроме того, было обнаружено, что некоторые виды птиц демонстрируют нейронные структуры сна, аналогичные тем, которые есть у млекопитающих, в том числе и фазы быстрого сна. Ранее считалось, что для этого необходим неокортекс, который наиболее развит у млекопитающих. В частности, было доказано, что сороки проявляют поразительное сходство с людьми, человекообразными обезьянами, дельфинами и слонами в тесте "Зеркало самопознания".

Как на животных влияют галлюциногены?

В организме человека влияние некоторых галлюциногенов связано с нарушением обратной связи. Фармакологические вмешательства в организм животных с помощью соединений, которые могут влиять на сознательное поведение человека, может привести к подобным нарушениям и в их поведении. Есть основания полагать, что у людей осведомленность коррелирует с корковой активностью, но это не исключает возможного вклада подкорковой или ранней корковой деятельности, как и визуальной осведомленности.

Доказательства того, что эмоциональные переживания человека и животного возникают из гомологичных подкорковых сетей мозга, указывают на их общую эволюцию.

Другие доказательства в поддержку декларации

Существует много информации, доступной для нас, которая может полностью поддержать эту декларацию. К примеру, чрезвычайно популярный документ Blackfish, рассказавший историю психологического ущерба, нанесенного киту, который слишком долго был в неволе, и то, как он бросил вызов и восстал против своих похитителей.

Известна также история беременной свиньи, выпрыгнувшей из движущегося грузовика, который вез ее на бойню. И есть, конечно, бесчисленное количество животных, которых содержат в неволе, чтобы использовать в цирке. Их интеллект делает этих зверей идеальными для обучения многим трюкам. Мы также знаем, что слоны и шимпанзе являются одними из самых умных животных на планете. Пресловутая горилла Коко, к примеру, имеет обширный словарный запас и может общаться с человеком напрямую.

Появились также доказательства того, что интеллект есть даже у обитателей океана, таких как осьминоги. На самом деле это единственные представители этого типа животных, которые были упомянуты в декларации.

Если бы такие заявления были восприняты всерьез правительственными чиновниками и обычными гражданами, мы могли бы создать мир, в котором ни одному живому существу не пришлось бы страдать, быть вынужденным делать трюки или жить в неволе, - а все ради человеческого удовольствия. Главное здесь - то, как мы будем относиться к животным.

Что можете сделать именно вы?

Если вы согласны с учеными, которые подписали эту декларацию, то вам не нужно ждать принятия новых законов, чтобы помочь защищать животных. Вы можете изменить многие вещи, и сделать это не так уж сложно. Стоит только прекратить поддерживать отрасли, которые эксплуатируют животных.

  • Не покупайте мясо и другие продукты животного происхождения.
  • Снизьте общее потребление продуктов животного происхождения.
  • Не ходите в цирк.
  • Не посещайте зоопарки.
  • Не покупайте продукты, которые тестировались на животных.
  • Повышайте свою осведомленность в этих важных вопросах.

http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1002

Один из современных эволюционистов Стивен Джей Гулд пришел к выводу, что сознание «за всю историю жизни на Земле было подарено только нашему виду» (1997). Прав ли доктор Гулд? Или же другие живые существа также обладают самосознанием? Конечно же, ответ на этот вопрос во многом зависит от определения, которое каждый из нас дает термину «сознание».

Один из способов решения этой проблемы – дать термину «сознание» наиболее широкое определение в самых доступных словах. Стивен Харнад, редактор книги «Наука о поведении и мозге», именно так и поступил, дав термину «сознание» такое определение: «Сознание – это способность иметь определенные переживания» (цитата из книги Левина, 1992, с. 153–154). Роджер Пенроуз последовал его примеру и в своей книге «Новый разум императора» сказал о животных следующее: «Я не задаюсь вопросом, обладают ли они самосознанием в буквальном смысле этого слова… Я всего лишь спрашиваю, могут ли они иногда хоть что-то просто чувствовать?» (1989, с. 383).

Если единственным критерием сознания выбрать способность «просто иметь переживания» или «просто что-то чувствовать», в таком случае, очевидно, что животные обладают сознанием. Проблема в том, что такие простые определения термина «сознание» абсолютно не адекватны. Однако большинство представителей научных и философских кругов их приняли. Роберт Омштайн в своей книге «Эволюция сознания» отметил: «Обладать сознанием – значит осознавать то, что ты способен осознавать. Это на один шаг дальше обычных ощущений – зрения, обоняния, действия, движения и реакции» (1991, с. 225–226, жирный шрифт добавлен).

Однако этот «один шаг» – на самом деле огромнейший шаг! Разница между «обладать восприятием» (т. е. «просто иметь переживания») и «обладать самовосприятием» (т. е. осознавать, что ты имеешь эти переживания, и знать, что ты что-то чувствуешь) просто колоссальна! Но, кажется, те, кто пытается наделить «другие виды» сознанием, этот факт просто не замечают. На самом ли деле другие виды обладают «самосознанием»? Иан Таттерсалл признал:

«Я уже говорил о том, что другие млекопитающие, кроме человека, – далеко не роботы, и это предельно ясно; однако обязательно ли это должно означать, что они обладают такой же концепцией осознания себя, как и мы? Ответ на этот вопрос – «Конечно же, нет!». Но следует признать, что вопрос о том, обладают ли не принадлежащие к человеческому роду приматы внутренним самовосприятием, ужасно сложен (2002, с. 63)».

«Размышляют ли о себе» другие виды «продуктивно и адаптивно»? Помните: мы не спрашиваем, обладают ли животные инстинктами либо же способностями «адаптироваться». Мы задаемся вопросом, обладают ли они самовосприятием в такой мере, чтобы на самом деле «размышлять о самих себе». Сэр Джон Экклз пришел к следующему выводу: «Кто-то правильно сказал, что животные что-то знают, но только человек знает, что он знает» (1967, с. 10). Ник Картер отметил, что мы можем воспринимать животных как существ, обладающих «ощущениями и восприятиями, но не мыслью» (2002). В данном контексте он говорил о «более высокой мысли», т. е. способности думать, думать о мышлении и сообщать о своих мыслях другим. Люди не только обладают таким самосознанием и способностью мыслить, но и способностью сообщать другим людям о том, что они обладают этими двумя вещами!

Пол Эрлих признался (со своей эволюционной точки зрения): «...Человеческие существа – также единственные животные, которые, кажется, в полной мере осознают свою индивидуальность и, таким образом, могут развивать сопереживание, способность переживать эмоциональное состояние других людей» (2000, с. 111). Это с особой очевидностью проявляется в реакции человека на смерть. Теодозиус Добжанский пришел к такому заключению: «Самосознание привело с собой угрюмых компаньонов – страх, беспокойство и осознание смерти… Человек пребывает под гнетом осознания смерти. Существо, которое знает, что умрет, произошло от предков, которые этого не знали» (1967, с. 68).

Посмотрите, например, на животное, которое эволюционисты относят к нашим ближайшим живущим родственникам – шимпанзе. Палеоантрополог Ричард Лики признал:

«Шимпанзе в лучшем случае недоумевают по поводу смерти… Ограниченная способность шимпанзе сочувствовать другим характеризует их, как индивидуальные особи: ни у кого нет доказательств того, что шимпанзе осознают собственную смертность или предстоящую смерть. Но как мы можем об этом знать наверняка?.. Ритуальное захоронение умерших отчетливо свидетельствует об осознании смерти, а значит, и о самосознании (1994, с. 153, 155, курсив автора, жирный шрифт добавлен).

Добжанский также рассматривает этот вопрос:

«Церемониальное захоронение является доказательством самосознания, так как оно демонстрирует осознание смерти. Нет никаких указаний на то, что представители других видов, кроме человека, знают, что они неизбежно умрут» (1977, с. 454, жирный шрифт добавлен).

Информацию, содержащуюся в двух приведенных цитатах, можно резюмировать таким образом:

1) шимпанзе не осознают собственную смертность и не обладают способностью к эмоциональному сопереживанию (по словам Эрлиха, это сугубо человеческая характеристика);

2) фактически, не существует доказательств того, что представители другого вида, кроме человека, осознают, что неизбежно умрут;

3) осознание смерти стало результатом самосознания;

4) церемониальное захоронение является доказательством самосознания, так как свидетельствует об осознании смерти.

Какой же из всего этого следует вывод? Осознание смерти и церемониальное захоронение предположительно являются доказательством и результатом самосознания. Однако шимпанзе (гипотетически наши ближайшие родственники), как и все другие животные, не осознают того факта, что они однажды умрут, и не производят ритуального захоронения своих умерших. Если понимание смерти и захоронение мертвых является доказательством самосознания и если никто из животных не понимает смерть и не погребает своих умерших, то ни одно животное не обладает самосознанием!

В 1992 г. Дональд Р. Гриффин опубликовал книгу о самосознании животных «Разум животных: от познания к сознанию». Во втором издании своей работы (2001 г.) ученый предложил такую оценку сознания животных: «Принципиальная разница между сознанием человека и животного, очевидно, заключается в его содержании» (с. 15, курсив текста оригинала, жирный шрифт добавлен).

Конечно же, это утверждение можно считать величайшей недоговоркой всех времен. «Миссис Линкольн, если не считать убийства вашего мужа, как вам понравилось представление?». «Кроме разницы в содержании, чем еще отличаются сознание человека и животного?». Кто-нибудь видит, в чем здесь ужасная ошибка? Вот как об этом сказал Таттерсалл:

«Как бы чудесно обезьяны не обращались с зеркалами и своим имуществом, доказано, что они не могут распознать свое собственное отражение в зеркале... Что же мы можем заключить из всего этого? Во-первых, очевидно, что существует качественная разница между самовосприятием у обезьян, человекоподобных обезьян и человека» (2002, с. 65, жирный шрифт добавлен).

Задумайтесь над мыслью Таттерсалла об обезьянах и зеркалах и позвольте нам объяснить всю важность этого заявления. На протяжении более трех десятилетий исследователи пытались придумать способ объективно проверить, обладает ли какое-либо животное «самосознанием». Гриффин отметил: «Как рефлекторное сознание, так и самосознание, зачастую считаются уникальными характеристиками человека». Затем, говоря о животных, он задал вопрос: «Какие доказательства могли бы указать на то, думают ли они о своих собственных мыслях или нет?» (2001, с. 277).

Хороший вопрос. Какие «доказательства» могли бы заставить ученых и философов прийти к выводу, что, по крайней мере, некоторые животные обладают самосознанием? С этой целью были внесены такие предложения, как чтение мыслей (т. е. способность понять, что собирается сделать другое животное, чтобы изменить это поведение), разделенное внимание (способность одновременно концентрироваться на более чем одной вещи), отсроченная реакция (действие, совершаемое позже, как будто «по памяти»), самоузнавание (способность животного узнавать самого себя и отличать от других животных того же вида) и др.

Больше всего внимание исследователей привлекало именно самоузнавание. В конце 1960-х гг. психолог государственного университета штата Нью-Йорк (г. Олбани) Гордон Галоп разработал тест с зеркалом, который должен был определить степень «самоузнавания» животного. Его суть была такова: если животное способно узнать собственное отражение в зеркале как «себя», тогда можно уверенно говорить, что оно обладает самосознанием, то есть сознанием. Отчет доктора Галопа о проведенном эксперименте, опубликованный в 1970 г. в журнале Science, был назван «краеугольным камнем в нашем понимании разума животных» (Лики, 1994, с. 150). Вот как проводился этот эксперимент.

Животное (шимпанзе, горилла или орангутанг) оставляли в комнате наедине с зеркалом. Спустя некоторое время животному под анестезией краской наносили на лоб точку. Затем животное просыпалось, и ему снова показывали зеркало, чтобы посмотреть, заметит ли животное точку на своем лбу. Большинство животных не замечали этой точки и продолжали относиться к отражению в зеркале, как к другому животному. Однако некоторые представители человекообразных обезьян сразу же узнавали себя в зеркале и прикасались к своему лбу, как будто они знали, что: (a) на самом деле это их лоб; (б) обычно у них на лбу нет точки. Большинство животных, задействованных в эксперименте, не заметили или равнодушно отнеслись к точке на лбу, однако некоторые из них обратили на нее внимание.

Итак, к какому же выводу мы можем прийти на основании данных, предполагающих, что определенные животные на самом деле обладают «самосознанием»? Роберт Вессон отметил:

«Самосознание отличается от обработки информации; даже когда человек растерян и не способен отчетливо мыслить, он может живо осознавать себя как личность и ощущать свою растерянность. Сама суть разума – это, скорее, не обработка данных, а воля, намерения, воображение, открытия и чувства» (1997, с. 277, жирный шрифт добавлен).

Доктор Вессон прав. Самосознание на самом деле отличается от простой обработки информации. Шимпанзе или орангутанг с нарисованной краской точкой на лбу, возможно, в состоянии обработать информацию, которая подсказывает ему, что у него на лбу точка. Но означает ли это, что данное животное обладает намерениями, воображением, способностью к исследованиям, чувствами и всеми другими вещами, которые мы обычно ассоциируем с сознанием и/или самосознанием? Вряд ли.

Одна из вещей, которая отличает человеческий мозг/сознание от сознания животных – это то, на что способен человеческий мозг! Энтони О’Хиэр писал: «Животное, обладающее сознанием, возможно, что-то знает… но только существо, обладающее самосознанием, знает, что оно что-то знает» (1997, с. 24, жирный шрифт и курсив добавлены). Когда Гриффин задался вопросом, может ли научное исследование мышления животных подтвердить нам наличие у животных сознания, он сам ответил на этот вопрос: «Пока нет» (2001). Он достаточно справедливо резюмировал мнение большинства исследователей на этот счет. На сегодня не существует научных или философских данных, демонстрирующих, что животное «знает, что оно что-то знает». Только человек обладает такой способностью.

Http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=64:1351

Думают ли животные.
Простой и дающий однозначный ответ эксперимент.
valera13
Member (автор темы)
написано 17.11.2007 10:51

Ученые спорят все еще по этому поводу. Предлагаю провести эксперимент на обезьянах.
Обезьяны выпускаются на день в вольер. Там имеются бананы, но достать их можно только крючком на палке. Обезьяны обязательно догадаются и будут использовать крючок. На ночь обезьян перегоняют в другое помещения для сна.
Теперь начинаем издеваться над животиной. Бананы есть каждый день, а крючок через день. День есть, день нет. А бананы сладкие и спелые Если животина думает, она рано или поздно, сообразит забрать крючок с собой. Самый примитивный человек типа питекантропа уже это понимал и свою дубину не бросал, где попало, после использования, а носил с собой(авось пригодится).
И если обезьяна заберет крючок в спальное помещение(хотя там он не нужен) и на следующий день выйдет в вольер уже со своим крючком значит думает, ее действия осмыслены, а не инстинктивны.

Vogt
Member написано 17.11.2007 11:08
valera13
Неплохо бы, как обычно, утрясти терминологию. Что значит "думают"? Предлагаю такое определение:
"Думать" - иметь возможность построения абстрактной модели окружающей среды. Тогда почти всё живое умеет думать. Просто в разной степени.

Вот у меня был кот. Поймал однажды он мышь и выделывался пока не упустил. Мышь забилась под шкаф, кот ее видит, а дотянуться лапами никак. Мучается и страдает. Я решил помочь, взял палку и стал шурудить под шкафом. И вот тут произошло нечто. Кот посмотрел на меня "осмысленным" взглядом, отбежал на пару метров от шкафа и затаился. Причем на единственно возможном пути бегства мыши. Шкаф в углу, два направления перекрыты стенами, на третьем я с палкой. Расчет кота оказался абсолютно верным. Мышь двинулась в единственно свободном направлении(кот не ждал ее вплотную к шкафу, а затаился в пару метрах, чтобы мышь его не видела) и мышь попала прямо в лапы и была сожрана уже без выделываний.

После этого мое отношение к коту резко изменилось. Мыслящая личность. Я его зауважал, пока знающие люди не объяснили мне, что у котов есть именно такой врожденный стереотип поведения - затаиться на пути возможного бегства добычи, выскочить и схватить. И этот вариант сработал в случае с мышью. Кот был низвергнут с почетного пьедестала мыслящих существ.

Так вот обезьяна, ставящая ящики один на один, может просто выполнять заложенную программу перебора всех возможных вариантов. Типа как делает животное попавшее в ловушку.

Эксперимент с крючком, который нужен обезьяне не сейчас, не сегодня, а только завтра исключает возможность объяснения инстинктивным поведением.
Обезьяна, чтобы забрать не нужный ей крючок и на следующий день взять его с собой(спальное посмещение на день закрывается) должна действовать осмысленно. Планировать свои действия и представлять себе их результат.

Так чем плох эксперимент? Если обезьяна мыслит она возьмет через несколько дней крючок с собой. Для этого не нужно быть слишком умной. Если не мыслит она не возьмет крючок с собой никогда. Ее программой такое не предусмотрено.

Улыбки Сфинксов
unregistered написано 17.11.2007 12:44 Возможно, в результате этой кампании по дискредитации результатов исследований «говорящих» обезьян и мы сейчас говорили бы о них как о научном курьёзе, если бы не фундаментальные исследования Сью Сэвидж-Рамбо – скептически настроенной исследовательницы, решившей опровергнуть представления о «говорящих» обезьянах не в полемике, а в строгих экспериментах, и выяснить окончательно, где границы возможностей обезьяны в усвоении языка и понимает ли обезьяна знаки, которые воспроизводит.

Началась серия экспериментов, в которых карликовые шимпанзе-бонобо (это не так давно открытый наиболее близкий к людям вид человекообразных обезьян) общались с экспериментатором посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке – йеркише (на пятистах клавишах компьютера были изображены слова-знаки этого языка). Одной из целей Рамбо было как можно меньше поощрять обезьян за правильные ответы (в отличие от дрессировщиков), стараясь просто обмениваться с ними информацией. Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только утверждали её скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи, - сын одной из этих обезьян, который всё время вертелся возле матери, вдруг начал по собственной инициативе отвечать за неё. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще. Вскоре обнаружилось, что также спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что её «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга. Вот пример диалога Канзи и Бонбониши на амслене: однажды на прогулке Бонбониша разволновалась, показывая: «Следы собаки!» - «Нет, это белка».- «Нет, собака!» - «Здесь нет собак». - «Нет. Я знаю, что здесь их много. В секторе «А» много собак. Мне рассказали другие обезьяны».

Результаты Сэвидж-Рамбо можно было игнорировать (как до сих пор и поступает большинство сторонников Хомского), но с ними очень сложно было спорить.

Инстинкты, стереотипы поведения?

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 13:12 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Вот у меня был кот. Поймал однажды он мышь и выделывался пока не упустил. Мышь забилась под шкаф, кот ее видит, а дотянуться лапами никак. Мучается и страдает. Я решил помочь, взял палку и стал шурудить под шкафом.

Улыбки Сфинксов
Началась серия экспериментов, в которых карликовые шимпанзе-бонобо (это не так давно открытый наиболее близкий к людям вид человекообразных обезьян) общались с экспериментатором посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке – йеркише (на пятистах клавишах компьютера были изображены слова-знаки этого языка).

По ТВ показали обезьяну, владеющую языком жестов. Больше похоже на то, что исследователи выдают желаемое за действительные.
Движения обезьяны были насколько нечеткими, что возникло сомнение, что обезьяна пыталась поговорить с человеком таким способом.

С другой стороны, нельзя отрицать, что обезьяны в принципе могут понимать нарисованные картинки, обучится некоторому количеству жестов.

Использование жестов для общения ничего не говорит о наличии у обезьяны интеллекта в общепринятом понятии этого слова.

Valera13
Member (автор темы) написано 17.11.2007 13:47
Vlad7
На основе единственного случая в науке нельзя делать заключение об умственных способностях кота. Если уж Вам так захотелось рассказать о том, какой у Вас умный кот, то нужно было тему создать в разделе «о животных», а не «в науке».

Так тема как раз не о коте. И тема не для обсуждения вопроса думают животные или нет. Я предложил простой эксперимент и хочу чтобы его оценили именно с точки зрения способен ли он дать однозначно истолковываемый результат.
А что касается моего "умного" кота так если бы даже сотни котов(а скорее всего так оно и будет) поступили так же как мой "умный" кот это ничего не говорит и ничего не доказывает именно потому, что результаты такого эксперимента будут неднозначны.

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 14:06 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Вот хотелось бы услышать именно обсуждение предложенного эксперимента, а не ссылки на другие.

Считаете профессора МГУ Зорину профнепригодной для того, чтобы ответить на вопрос «Думают ли животные»?

Didro
Member написано 17.11.2007 14:25 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Дался вам этот крючок?
Некоторые птицы раскалывают яйца (понятно, что чужие) бросая на них камешек. Думаю, что эти птицы умны (думают), поскольку потом не тащат этот камешек к себе в гнездо, дабы использовать в следующий раз. Они понимают, что камешков всегда найдут.
Обезьян можно научить языку жестов. Несколько десятков понятий они осваивают. Причем даже абстрактные понятия, типа "Мне грустно", "Я в обиде", "Ушла рыдать". "Я рыдаю"
И предложенный вами эксперимент с крючком вроде бы уже встречался, причем в наблюдениях за обезьянами на природе. Обезьян способен найти подходящую палочку (и по длине) и засовывая ее в муравейник потом слизывать с нее муравьев. Так вроде бы после обеда он эту палочку прячет в определенное место, и завтра ей пользуется.
Зы. Надо смотреть "орудийную деятельность у животных".

Dilmah
Member
Откуда: США, хвойный лес
Фотоальбом: 6 фото
Web-страница
написано 17.11.2007 14:34 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
таких экспериментов много придумывали.

Слышал про тест зеркалом. Зверю наносят 2 метки -- одну там где он может и сам увидеть и в зеркало, а другую видную только в зеркало.

Saidaziz
Member написано 17.11.2007 14:39 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13:

Смотрел недавно по TV опыты которые проводили над лисами. Животное сидит в клетке и оно сытое. Ему дают здоровый такой кусок мяса. В дикой природе, в такой ситуации, лиса прячет мясо куда нибудь, обычно зарывает в землю. Но куда она денет мясо в клетке?

И вот интересно - лиса начинает "прятать" мясо. "Рыть" землю и "засыпать" мордой. Мясо между продолжает лежать на деревянном полу клетки. И после того как мясо "спрятано" животное его не видит. Заходит в клетку человек забирает мясо, а хищник ноль внимания. Мясо же под землей!

Вот ведь как. Это же не амеба и не головастик какой. Высшее животное, млекопитающее, а как сильны инстинкты.

Valera13
Member (автор темы) написано 17.11.2007 15:14 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
saidaziz
Вот ведь как. Это же не амеба и не головастик какой. Высшее животное, млекопитающее, а как сильны инстинкты

В данном случае лиса тупо выполняет заложенную природой программу. Но это тоже однозначно не доказывает, что лиса не способна мыслить. Может быть это у нее ритуал такой.
didro
Обезьян способен найти подходящую палочку (и по длине) и засовывая ее в муравейник потом слизывать с нее муравьев. Так вроде бы после обеда он эту палочку прячет в определенное место, и завтра ей пользуется.

Не-е. Это все включая и прятание именно такой палочки может быть наследственным стереотипом поведения. Ее мама и мама мамы так делала. А далекий предок случайно спрятал палочку и случайно ее нашел. И пока все искали и изготовляли себе инструмент этот уже жрал. Вот такой стереотип поведения, как проиносящий пользу, закрепился и стал передоваться по наследству. Как охота из засады у котов.

Dilmah
Зверю наносят 2 метки -- одну там где он может и сам увидеть и в зеркало, а другую видную только в зеркало.

И ставят его перед зеркалом. Если он догадывается про вторую метку на себе, то тест пройден

Тоже не однозначно. Обезьяны донимали деревню в Индии. Там обезьян особо обижать нельзя. Тогда поймали вожака(он первый бросался на лакомую жратву) продержали его в неволе 3 дня, и разрисовали ему рожу несмываемой краской, так чтобы пострашней получилось и выпустили. Он бросился к своей стае, но стая в ужасе бросилась наутек. Так они куда то и исчезли.


Вот меня и мучают смутные сомнения не специально ли не проводится решающий эксперимент, способный поставить все точки над "i" ведь тогда кормушка прикроется, а кому это надо.

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 17:05 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Вот меня и мучают смутные сомнения не специально ли не проводится решающий эксперимент, способный поставить все точки над "i" ведь тогда кормушка прикроется, а кому это надо

А на счет того, что многие исследования (не все) на тему «Думают ли животные» являются кормушкой для «ученых», с Вами согласен.

LT
Member
Откуда: Россия, Москва
написано 17.11.2007 18:28 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Кстати об обезьянах... Шипанзе вроде единственные животные, которые ради развлечения бьют и даже убивают себе подобных. Типа группой устраивают налеты на "соседнее племя". Были зарегистрированные случаи (даже снятые на камеру).

Valera13
Member (автор темы) написано 17.11.2007 19:16 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
LT
Кстати об обезьянах... Шипанзе вроде единственные животные, которые ради развлечения бьют и даже убивают себе подобных.

Vlad7
Пусть Вас не мучают сомнения – похожие эксперименты уже ставились. Точно такого эксперимента, думаю, никто не ставил, но описанные эксперименты с большой достоверностью позволяют прогнозировать поведение обезьяны в Вашем случае.


Их кажущееся разумным поведение, определяется исключительной способностью к обучению и очень легко возникающими и закрепляемыми условными рефлексами.
Возможен ли, вообще, эксперимент способный поставить все точки над "i".

LT
Member
Откуда: Россия, Москва
написано 17.11.2007 19:22 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
И для бойцовой собаки подраться и убить противника самый кайф.
Или рыбок... инстинкты)

KSVKSV
Member
Фотоальбом: 321 фото
написано 17.11.2007 21:05 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Иследование думают животные или нет это хорошая кормушка для ученых. Одних диссертаций сколько защищено А результатов ноль. Однозначного ответа нет. К единому мнению не пришли.
Вот меня и мучают смутные сомнения
Перестаньте терзаться, не слушайте местных "умников". Берите обезьян (8-12 штук Вам для статистики хватит), ставьте свой эксперимент и уделайте всяких ученых дармоедов. Заодно диссер напишете (у Вас там вроде либеральнее относятся к талантам).

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 23:51 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Я больше склоняюсь к выводу что эта простейшая задача - взять с собой крючок для использования, причем конкретного, но завтра, для обезьян не под силу. И уж тем более они не способны носить с собой какое-то орудие без конкретной цели, а на всякий случай.

Я бы это несколько другими словами – вероятность, что обезьяна может унести с собой крючок и принести его завтра, крайне низка, но все же отлична от нуля.

Если вдруг окажется, что обезьяна все же принесла ключ, это не может служить неоспоримым доказательством высоких умственных способностей обезьян.

Обезьяна могла сделать это случайно или она обучилась этому приему ранее.

Вероятней всего обезьяна не сможет догадаться взять крючок с собой – это тоже не будет неоспоримым доказательством отсутствия интеллекта у обезьяны. Может он есть, только поменьше, чем у человека. Ведь обезьяна может совершать довольно сложные действия. Конкретные действия (забрать с собой крючок на ночь) обезьяна не может сделать потому, что у нее хуже память или она не успевает просчитать возможные варианты действий из более медленной скорости перебора вариантов.

Компьютерная модель обезьяны могла бы дать ответ на вопрос, необходимы ли качественные изменения мозгу обезьяны, что стать такой же умной, как человек. Ведь для компьютерной модели можно легко увеличить объем памяти и быстродействие, дообучить компьютерную модель. В настоящий момент уже можно сделать компьютерную модель, которая будет моделировать поведение обезьяны в очень большом количестве ситуаций. Просматривается вариант, как сделать программу, чтобы она полностью имитировала поведение обезьяны.

К сожалению, способы как доработать программу, чтобы она могла решать задачи, которые может решать человек, не просматриваются.

Доказательство, что обезьяна не обладает интеллектом, не приближает человечество к созданию ИИ. Поэтому и особой нужды в этом нет.

Заявления о том, что обезьяны обладают интеллектом, носят спекулятивный характер. Пока нет неоспоримых данных, что у обезьян есть интеллект.

Vict1
Member
Откуда: Того, из ЛукоПутии..
Фотоальбом: 5 фото
Web-страница
написано 18.11.2007 00:51 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Сравнивать интеллект обезьяны и человека, тоже самое, что сравнивать калькулятор с пенти"умом"-3.
[Исправлено: vict1, 18.11.2007 00:53]

Дима.
Member написано 18.11.2007 00:53 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Всем, кто интересуется ответом на вопрос о мыслительных способностях обезьян, детей и дикарей:

Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок

Vlad7 ... Пока нет неоспоримых данных, что у обезьян есть интеллект.

Да что Вы говорите!

А вот в предложенной книжке - таких данных вагон и маленькая тележка.

Dimar
Member
Откуда: Новая Зеландия
Web-страница
написано 18.11.2007 00:58 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Обезьяны - примерно уровень трех летних детей. Некоторые виды птиц соответствуют уровню развития шестилетних детей

Эта статья о том, откуда пришли животные в нашу жизнь, как они видят нас и насколько они одухотворены.

Что такое сознание вообще?

Вы видели муравья? А муравейник? Слаженность всех действий, утонченность процесса, единый живой механизм. Нет другого понятия для описания этого, как «коллективный разум».

А наблюдали ли вы, как летает птица при сильном порывистом ветре? Она «угадывает» поток за долю секунды до смены его направления.

А как движется косяк рыб вы видели? Скорость и точность одновременных движений - это мечта любого компьютера! Причем в данном случае сложность для компьютера будет составлять как скорость принятия решений, так и скорость передачи данных от… и к... где там мозг у селедки?

А знаете ли вы, что сердце человека меняет свой ритм до того, как отреагирует мозг на ситуацию? При этом, сам мозг «принимает решение» до того, как человек осознает свой выбор.

Человек, ворона, муравей, рыба - все имеют дело с тем сознанием, которое наука пока не в силах однозначно определить. Более менее все сходны с понятиями, где можно говорить о «потере сознания » и «приходом в сознание ». Путаница в этом вопросе возникает только из-за того, что человек часто не видит логики в поведении животного, а это означает - наше поведение опирается на другие шаблоны.

Осознайте следующее - нас с животными связывает то, что источник наших действий лежит за пределами мыслительных процессов . Есть ведь отличие? Конечно. Но оно не имеет отношения к самому определению сознания. Отличие в том, как каждый из нас воспринимает самого себя и свою связь с окружающим миром .

Восприятие реальности .

Чтобы показать как животные воспринимают реальность, представьте себе, что вы стоите на пороге дома. С одной стороны у вас улица, деревья, небо, облака, а с другой - ограниченное пространство жилья. Если ваш дом у вас за спиной, то перед вашим взглядом простор улицы, а если развернуться, то вы воспринимаете только свою жилплощадь. Улица - это аналог бесконечного мира Сознания , а дом - это ограниченная физическая реальность .

На таком «пороге» находится самоопределение животного, развернутое «лицом» к окружающему миру. Для человека все наоборот. Человек задается вопросом «о том духовном мире», полностью фокусируясь на событиях «этого мирского», а животное осознает в большей мере пространство мира сознания, воспринимая физическую реальность как некую игровую площадку .

И забавно здесь то, что человек присвоил себе титул «духовного существа », не подозревая, что он выглядит в глазах кота лишь голым королем.

После издевательства академика Павлова над собаками, люди быстро приняли слово «рефлекс», долгие годы оправдывая им поведение животных. В 21-м веке стало очевидно (на примере тех же муравьев, рыб и сложных поведенческих экспериментов с приматами), что рефлексы - это лишь конечный продукт того, в каком восприятии мира находится животное (да и человек тоже). А что же в основе?

У человека личность настроена на многовариантную реальность, у животного - на единый связный поток . Человек допускает что он таковой (например, национальность), потом другой (профессия), потом третий (атеист, пацифист и так далее). Животное не принимает эти шаблоны, всегда оставаясь в рамках своего вида … кроме тех случаев, когда человек навязывает ему свои.

Такое положение дел связано не с тем, что человек сознателен, а с тем, что человек закрыт от своих истоков - нет прямого восприятия «кто я и откуда я ». Как бы вам не показалось это странным - для животного это не является вопросом .

Что такое «фокус личности »? Это те вибрации (частоты восприятия), которые вы настроили для себя, заходя в физический мир (то есть рождаясь в данном теле в конкретном месте и времени). Следует отметить, что место и время является частотной настройкой. Это так же просто осознать, как рассмотреть солнечный зайчик на стене - он является «продуктом» света и его фокусировкой в точном времени-пространстве.

Пространство-время животных .

Если вы можете представить, что рыбы и муравьи связаны внутри своего роя неким «пространством сознания », тогда вам просто понять, что Сознание - это некий набор сплетенных меж собой вибраций. Причем каждый элемент такой связи сам по себе осознает свое наличие внутри бОльшей структуры .

Упростим. Представьте, что муравей - это не физический объект, а одна из вибраций сознания (вроде как квант из частицы перешел в волновую форму). В этом случае действие муравья - это индивидуальное событие идеально вписанное в коллективный процесс. Так и спектр всех цветов идеально вписан в единый белый цвет. Когда смотришь на цвет-муравья-вибрацию - видишь единицу, когда смотришь на белый свет-муравейник-процесс - видишь единое событие.

Человек умеет не просто все разделить, но и закрепить своим фокусом внимания каждое различие, установив между делом внешне несвязные вещи (кстати, это называется материализацией). Животные же закрепляют само пространство событий, в котором «играет» человек . То есть, животные добровольно играют вторые роли в вашем театре, а некоторые вообще - «технического персонала». И как бы это не казалось обидным (с позиции человека), без этих ролей на сцене нечего делать «звездам». Нет статистов и осветителей- нет театра. Кстати говоря, растения (в данном контексте) играют роль декораций.

Так вот животные не просто осознают свои роли статистов, они осознают само существование сцены . Здесь важно вот что.

Если вы представляете себе, что «жизнь театр, а люди в нем актеры», то представьте обслуживающий персонал - подумайте, насколько ему доступно наблюдение того, что творится за кулисами? А если подмостки театра - это время-пространство, - что воспринимают животные?

Роль домашних животных в жизни человека .

Ваша любимая кошка, собака или кто-то там еще не родились случайно, они не по ошибке к вам попали . Это невозможно также, как и случайное падение рояля с неба в соседние кусты. Вы вместе «зашли » в эту жизнь как поток единой энергии-сознания . Вот только статисты появляются точно в нужный момент, чтобы создать наилучшую драматургию для вашей роли.

Иными словами, когда (в линейном понимании времени) вы еще не воплотились в материальном мире, вы ощущали себя «единым телом » со своим животным . Во многих случаях эта «часть тела» является связующим звеном с другими членами семьи (близкими людьми). Фактически, ваше животное - это продолжение вашего сознания в материальной форме .

Как только активируются какие-то ваши новые представления о себе, к вам сразу устремляется подобная ваша часть. Причем, если вы не позволите себе иметь домашнего питомца, вас непременно где-то рядом будут сопровождать иные его проявления - птицы за окном, странные сны или навязчивые идеи.

Будучи частью вашей энергии, домашнее животное стремится воплотиться в теле в моменты «поворотов судьбы » Одни приходят как энергия связи с близким человеком, фактически, сигнализируя вам появление важного для вас человека. Другие могут встречать ваше рождение уже будучи взрослыми. Третьи могут приходить даже для того, чтобы утешить ваше одиночество - этим они проявляют связи, которых вы не видите, но через животное можете ощущать присутствие . Иногда животные могут прийти и как признак других изменений в жизни, вроде переезда или смены сферы деятельности.

Уходят животные также при смене той или иной жизненной эпохи. Здесь они вольны сами принять решение - как и когда это лучше всего сделать . Как бы человек не пытался брать на себя ответственность за это, однако не он воплощал и не ему развоплощать. Животное видит закулисье и знает, когда зайти на сцену, а также когда ее покинуть . Все это идеально сочетается с вашей «звездной ролью», хотя чаще всего вам не видна заслуга «работников сцены» - вы слишком ослеплены собой.

При этом, одна и та же часть вашей энергии , которую вы именуете «Мурзик», «Шарик» или как-то еще, всегда будет стремиться вернуться к вам. Фактически, если ваше животное вас покинуло, оно мгновенно сместится в любую доступную ему форму - или уже воплощенного животного, или в ваш сон и так далее. Возвращение к вам вашего питомца в новом теле - это не вопрос случая - это такой же процесс, как движение за вами вашей тени. Вы можете отвернуться от своей тени, но вы никак от нее не избавитесь .

Во всех случаях, вы не случайно подбираете щенка на улице или «вдруг» решаете купить котенка. У вас вообще нет шанса оставить у себя того, кто сам не пришел к вам . «Случайное» животное или тут же сбежит от вас, или погибнет. Но было ли оно случайным в тот момент, когда появилось у вас? Пойдем дальше…

Болезни домашних животных и роль хозяина .

В дикой природе животные практически не имеют тех заболеваний, которые у них проявляются вблизи людей. Здесь есть две основные причины.

Во-первых, будучи вашим продолжением, животное перенимает и телесные проблемы . Это точно такой же процесс, как «осложнение» для других органов при заболевании одного конкретного. Если у вас что-то болит, можете быть уверены, что ваш питомец это ощущает тем или иным образом. Он носит отражение этой боли внутри себя, понимая, что она связана с вами .

Во-вторых, чрезмерное внимание к состоянию вашего питомца, накладывает на него шаблоны ваших опасений. Иными словами, часть болезней формирует ум хозяина , а не природа животного. Но, это не отдельная причина заболеваний - это имеет отношение к предыдущему пункту и к пониманию того, что ваши болезни всегда отражают состояние ваших мыслей .

В некоторых случаях ваше животное даже отразит на себе ту болезнь, которую вы можете в себе и не заметить. Иногда люди говорят «забрал на себя», хотя правильнее сказать - отразил на себе - вы получили нужный вам опыт не через боль в теле, а через переживание за своего любимца. Таким образом, образ ваших мыслей не только может создать проблему для вашего тела, но и для тела животного .

Важный момент, на который стоит обратить внимание: забота о состоянии своего тела - это забота о здоровье вашего любимца . Причем речь идет не о «правильном образе жизни», а о «правильном » образе мысли , потому что именно ваши мысли (энергии, вибрации) являются «переносчиками болезни». В этом контексте стоит понять, что даже ваша продуктовая диета может негативно влиять на питомца, если вы чувствуете себя несчастным из-за нее.

Чем больше вы мучаете свою «голову », тем больше страдает животное . В некоторых случаях, конечно, возможны и другие варианты, связанные с сезонами, общими шаблонами вида и так далее. Однако, чем ближе ваша связь с животным, тем сильнее на нем скажутся ваши мысли . А потому - лучшая забота о вашем друге - это забота о своем счастье . Не переворачивайте эту фразу вверх ногами, тогда все будет проще...

Публикация Сайт "OMAR TA SATT "

Для приблизительной оценки интеллекта у животных существует специальный коэффициент энцефализации.

Введенный в 1973 году коэффициент энцефализации косвенно подтверждает наличие интеллекта у наших «меньших братьев». Рассчитывается он путем деления фактической массы мозга животного на прогнозируемую массу тела (берется усредненный показатель) и характеризует возможные способности к проявлениям мышления и сознания.

Чарльз Дарвин, создавший ныне общепринятую теорию эволюции, утверждал, что многие животные способны к рассуждениям.

Чарльз Дарвин многократно подтверждал свое мнение о наличии зачатков разума у целого ряда животных. Они, по мнению великого ученого, обладают способностью к обучению и рассуждению. В своей книге «Выражение эмоций у человека и животного» он наглядно продемонстрировал, что эволюция касается и психолого-поведенческого развития среди представителей животного мира.

В 1970 году американскими учеными было доказано, что некоторые виды животных обладают самосознанием.

Гордон Гэллол мл. использовал зеркальный тест для доказательства наличия самосознания у животных. Он проводил эксперимент на шимпанзе. Приматам наносили краской пятнышки на бровь и ухо с другой стороны. Увидев себя в зеркале, животные начинали ощупывать окрашенные участки головы. Это свидетельствует о том, что они осознают себя: помнят свой более ранний образ и видят изменения. Такое свойство (самосознание) наблюдалось не только у человекообразных, но и у дельфинов со слонами, а также некоторых птиц (врановых).

Развитие животных, как и человека, происходит на основе обучения и наследственности.

Целый ряд опытов с лошадьми, дельфинами, морскими львами и другими животными показал, что они способны развиваться, опираясь на прошлый опыт предков (наследственные инстинкты) и обучение. Даже пчелы, как выяснилось в ходе подобных исследований, способны научиться натуральному счету.

Благодаря наличию интеллекта и своеобразным физическим данным дельфины широко используются для проведения так называемой пет-терапии.

Общение с животными положительно сказывается на пациентах с определенными заболеваниями. Одним из видов пет-терапии является дельфинотерапия, которая идеально подходит в качестве медико-психологической реабилитации при ДЦП, аутизме у малышей, при развивающемся синдроме Дауна, умственной отсталости, проблемах с памятью. Именно наличие у дельфинов интеллекта, обеспечивающего особый уровень общения этих млекопитающих с человеком, и является залогом успешности лечения.

Многие представители животного мира способны подражать человеческой речи, при этом осознанно используя выученные слова и фразы.

Ученые отмечают целый перечень говорящих животных. Сюда относятся ряд птиц (врановые, попугаеобразные), приматы, собаки и т. п. Собрано большое количество авторитетных свидетельств, что птицы способны не только имитировать речь человека, но и произносить заученные слова и фразы вполне осознанно, согласно возникшей ситуации. Некоторые ученые считают, что такие говорящие птахи могут помочь одиноким людям, особенно пенсионерам.

Проведенные исследования показали, что многие животные способны к пониманию поставленной перед ними проблемы и могут находить различные пути решения задач.

Эксперименты с целью выяснить, доступно ли подопытным животным понимание поставленной задачи, проводились многократно и многими учеными. Особенно показательные результаты можно наблюдать в исследовании В. Кёлера из Прусской академии наук. Он доказал, что приматы (шимпанзе) способны решать практические задачи не за счет «метода тыка», а вполне осознанно, путем понимания причинно-следственных связей - связей между стимулами и событиями.

Ученые доказали, что области головного мозга, контролирующие сознание, похожи и у «братьев меньших», и у человека.

Ученые говорят о том, что те разделы головного мозга, которыми человек категорически отличается от прочих животных, не отвечают за проявление сознания, интеллекта. Зато те части мозга, которые похожи на человеческие, как раз и являются подтверждением того, что у зверей имеется сознание.

Животные способны испытывать и демонстрировать эмоции

Сравнивая "разумность" человека и животного, сторонники версии об отсутствия сознания у "братьев меньших" основываются на утверждении, что все действия животного вызываются инстинктами: страх, агрессивность, испуг и т. п. Право же на "высшие эмоции" они оставляют только за человеком. В действительности животные могут испытывать и печаль, и тоску, и радость, и удовольствие. Причем все они связаны не только с инстинктивными проявлениями (голодом, инстинктом размножения), а с реакцией на совершенно разные события. Отрицать это могут только те, у кого никогда не было своей собаки.

Предложить свой факт

Нет, животные не обладают сознанием

У животных нет сознания, а имеется лишь предрасположенность к его появлению.

Сознание предполагает обобщение жизненного опыта совместно с другими представителями вида, создание культурных и материальных ценностей. Интеллект неразрывно связан с членораздельной речью. У животных же можно обнаружить только зачатки сопереживания и осознанного взаимодействия.

Многочисленные опыты над крысами показали, что эти млекопитающие действуют согласно полученным сигналам из окружающего мира, но вряд ли осознают их.

Проводимые эксперименты по обучению крыс не принесли твердой уверенности, что эти грызуны действительно осознают свои действия, решая те или иные задачи, поставленные учеными. Скорее всего, считают исследователи, развитые млекопитающие знают не столько собственные действия, сколько внешние сигналы из среды обитания. Согласно им они и действуют.

Сознание предполагает способность к альтруизму, наличие которого у животных в настоящее время не доказано.

Сознание позволяет действовать не в свою пользу, а на благо других, не получая взамен никаких преимуществ. Это свойственно человеку. В мире животных наблюдались отдельные случаи, когда они оказывали помощь себе подобным, но массовых проявлений альтруизма ученые не отмечают. Именно поэтому нет оснований утверждать, что такие примеры - закономерность, а не исключение.

Проявления интеллектуальной деятельности у отдельных животных, например в математическом счете, обычно оказываются результатом хорошей дрессуры.

Одним из ярких примеров того, что интеллектуальная деятельность у животных - следствие работы дрессировщиков, стал случай в начале прошлого века со знаменитой лошадью по имени Умный Ганс. Орловский рысак из Германии демонстрировал поразительные «способности» при выполнении математических действий. Он якобы даже решал задачи из разных областей. Но в 1907 году Оскар Пфунгст, психолог, смог доказать, что лошадь не выполняет никаких умственных операций по счету, а лишь реагирует на проявление эмоций у зрителей и дрессировщика. Умный Ганс отбивал копытом ровно столько раз, сколько надо было, наблюдая за движениями тела своего хозяина. Открытие немецкого психолога назвали «ожидаемым эффектом экспериментатора».

Человечество не имеет достаточного инструментария, чтобы сделать однозначный вывод о наличии сознания и интеллекта у животных.

У животных есть сознание! Летом 2012 в Кембридже была подписана соответствующая декларация, цель которой – обнародовать последние научные открытия. В это время там проходила международная конференция, на которой присутствовало 25 специалистов (ученых) в области нейронаук. В качестве почетного гостя был приглашен Стивен Хокинг. В декларации был зафиксирован факт наличия сознания у млекопитающих, некоторых других животных и птиц, определенный научным методом.

Филип Лоу об исследовании сознания у животных

Одним из организаторов состоявшейся конференции был Филип Лоу – человек, получивший докторскую степень за создание алгоритма, помогающего решить проблему, связанную с анализом мозговых волн. Этот алгоритм меняет общепринятое понимание о процессе мозговой активности человека и ряда видов животных в состояниях сна и бодрствования. Также многие работы этого специалиста отмечены наградами известных научных организаций, в числе которых Национальный научный фонд Америки. Филип Лоу совместно с несколькими лауреатами нобелевской премии является одним из создателей компании по беспроводной диагностике NeuroVigil. По словам ученого, открытие произошло в результате исследований, направленных на изучение мозговой деятельности с целью разработки искусственного интеллекта.

Филип утверждает, что занимается этим, чтобы добиться результатов, которые бы помогли реабилитироваться Стивену Хокингу — великому ученому современности, 40 лет прикованному к инвалидному креслу. Филип ответил на многие интересующие людей вопросы.

Обладают ли животные сознанием?

«Мы больше не имеем права говорить, что не знаем этого» — заявил доктор Лоу. Проведенные исследования поведения животных подтверждают факт того, что они обладают определенной степенью сознания, элементы сознания у животных есть. Другими словами, они обладают способностью переживать все происходящие события примерно как и человек (радоваться, страдать и т.п.), пользуясь возможностями своей психики. Что может сказать об этом нейронаука? Нами обнаружено, что структуры, отличающие нас от прочих видов животных (в качестве примера можно привести кору головного мозга), не могут отвечать за проявление сознания. А вот другие области головного мозга, отвечающие за сознание, схожи у животных и людей. Поэтому мы пришли к выводу, что зверям присуще сознание как и людям. Развитая психика животных это позволяет.

Какие животные обладают сознанием?

Сегодня известно, что все млекопитающие, птицы, многие другие существа, такие как осьминог, обладают нервными структурами, способными порождать сознание. Значит, эти животные также как и человек испытывают страдание. Для человека это неудобная правда, ведь всегда проще заявить, что у животных он отсутствует. В настоящее время у нас есть группа ведущих представителей нейронаук в области поведения животных, сознания, нейронных сетей, анатомии и генетики мозга. Человечество больше не имеет права говорить, что ничего не знает об этом.

Известен ли способ измерить сходство сознаний животных и человека?

А вот этот вопрос остается открытым. Мы не располагаем определенной метрикой. Ведь существуют разные типы сознания. Очевидно лишь то, что способности чувствовать боль, удовольствие у человека и других млекопитающих очень похожи.

Какие особенности поведения животных свидетельствует о том, что они обладают сознанием?

Когда собака чувствует боль, страх или радость от встречи с хозяином, в ее собачьем мозге активируются определенные структуры, подобные тем, что задействованы и у человека, когда тот испытывает боль, страх либо удовольствие. С точки зрения поведения, очень важным является способность к самоузнаванию в зеркале. В животном мире этим качеством обладают шимпанзе, дельфины, собаки, бонобо, сороки.

Какие выгоды извлекут люди из факта понимания сознания животных?

Имеет место некоторая ирония. Люди тратят сумасшедшие деньги на попытки отыскать разумную жизнь в космосе. В то же время мы живем на планете, в окружении осознающего себя разума. Принимая во внимание, что осьминог, имеющий 500 млн. нейронов (человек — 100 млрд.) обладает собственным сознанием, мы гораздо ближе к созданию искусственного разума, чем считалось ранее. Ведь создать модель из 500 млн. гораздо проще, чем из 100 млрд.

Можно ли сказать, что представители нейронаук становятся активистами движения за соблюдение прав животных?

Цель специалистов, как представителей науки, не состоит в том, чтобы указывать обществу, что делать, а в том, чтобы обнародовать сделанные наблюдения. Задача заключается в том, чтобы донести до людей полученные данные. Наука дает обществу аргументы для продолжения дискуссии о происходящем, и общество в состоянии само решить, что следует предпринять дальше: внести изменения в законы, продолжить исследования или как-то их защищать.

Выводы декларации как-то сказались на вашем поведении?

«Да, я стал веганом» — сказал доктор Лоу. Нельзя закрывать глаза на полученные сведения о восприятии животных. Ведь мы своими исследованиями подтвердили факт того, что они испытывают страдания. Ученые, должны своим примером побуждать общество к переосмыслению отношения к животным.

Какие последствия этого открытия ожидаются?

«Думаю, что в далекой перспективе общество будет в состоянии уменьшить свою зависимость от животных» — считает Лоу. И это лучше для всех. Известно, что мир тратит около 20 млрд. долларов США в год лишь на убийство в медицинских целях 100 млн. только позвоночных животных. В то же время вероятность того, что тестируемый препарат будет доведен до стадии клинических испытаний, проводимых на людях, составляет всего 6%, и это всего лишь тест, который не обязательно сработает. Прямо скажем — неважный показатель. Лоу считает, что одним из главных шагов на первых порах должна стать разработка так называемых неинвазивных подходов — нет необходимости отнимать жизнь для того, чтобы научиться жить. Мы должны обратиться к человеческой изобретательности, соответственно, разработать новые технологии, сберегающие и уважающие жизнь других животных. Следует переходить к таким технологиям, которые бы следовали нашим идеалам, а не соперничали с ними. Наличие сознания у животных — тот факт, на который нельзя закрывать глаза.

Оглашение декларации в видео записи