Упражнения для звуков к г. Упражнение логопедической гимнастики на звук к. Упражнение «Правильные чистоговорки»

Приёмы постановки звуков [г, к, х]- [г", к", х"]

Подготовительный этап.

При отсутствии или искажении звука: необходимо добиться подъема задней части спинки языка к небу и дать ребенку почувствовать эти движения. Два основных движения:

  1. «Кто сильнее?» — у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец логопеда, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка (далее ребенок сам нажимает на язык, отодвигая его назад).
  2. «Сделаем горку» — губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Держим 2-3 секунды и отпускаем. Повторять несколько раз (по подражанию), тем самым у ребенка воспитывают умение чувствовать, как задняя часть его языка сильно вытягивается вверх глубоко во рту.

Способы постановки:

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически:

  1. [к] от ТА;
  2. [г] от ДА;
  3. [х] от СА.

Логопед нажимает на переднюю часть спинки языка зондом, шпателем или пальцем ребенка, отодвигая язык назад и предлагает говорить слоги.
При заменах: вырабатываем подъем задней части спинки языка к небу; дифференцируем на слух звуки [г, к, х] и их заменители; различаем положение языка при произнесении звуков [г, к, х] и их заменителей; постановка по подражанию или механически.

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» - взрывной, губно-зубной, а звук «Х» - щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания "ХК". Или попросить ребёнка округлить губы,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык "горкой" и пустить ветерок.
Из книги В.М. Акименко "Исправление звукопроизношения у детей"

Постановка звука«К»от«Т».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».

Постановка звука«К»на вдохе.

1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].
3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).
4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

Постановка звука«К»от правильного«Х».

1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Постановка звука«К»по подражанию.

1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.
3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]»
5.
В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Постановка звука«Х»от правильного мягкого«Хь.»

Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться».
1. Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги [хи — хи — хи]. Произносить нужно тихо и отрывисто, иначе упор пойдет на гласный звук и характерное звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох.
2 . Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
3. Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х"я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х"] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук.
4. Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот.
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"


Постановка звука «Х»от правильного «К».

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.
1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук
4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании

Постановка звука «Х» по подражанию.

Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук «Х»(вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
1. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха — ха — ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
2. Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
3. В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
4 . После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо — хо — хо], затем — слоги с другими гласными.
5 .Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает.

Постановка звука «Х» по подражанию.

Способ заключается в имитации смеха.

Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.

Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.

В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.


Постановка звука«Г».

Зондом- рамкой или шпателем от слога "ДА", передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится "ГЯ", а затем "ГА".

Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Недостатки произношения звука «К».
1. Вместо«К»слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
2. «К»заменяется звуком«Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»;б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо«К»твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ»,«КИ», где звук «К»смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).

4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).

5. После звука «К»в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки;
б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).

6. Вместо «К» получается «Г». Причина:в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина:состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т»и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; aп — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т - Д» на соответствующие заднеязычные «к - г», например, «к(т )игренок», «инг(д )юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т - Д» с заднеязычными «к - г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Ч т ит - учит, девоть (ч)ка), Т Ц (Пец я - Петя, цвец ет - цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т : вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д .

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д , например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка - дочка, тучка - дачка, уточка - дудочка, прудик - прутик, домик - томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д ), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та - та - та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» - зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» - язычок быстро движется влево - вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» - произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок - лопаточка» - расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам - чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх - вниз, влево - вправо).
  • Споем игрушкам песенку: "тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота";
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д ): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та - то - ты - ту - та - то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та : та почки, та чка, та релка; малыш продолжает: та нк, та бурет, та нец, та кси. Затем переходит к другой позиции Т Д : кот ик, пет ушок, кат ок, лист ок; салат , играет , собирает , лает , помогает . Или ду дочка, да й, де нь, пода рки, солда т (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды : ты ква, ды рка, ты , ды м; то до : то пор, то рт, то лстый, до брый, то чка, до чка; ту ду : ту чка, ту луп, раду га, ду га. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д :

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д ).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та - та - та, та - та - та, (в море видели кита ).
  • Ту - ту - ту, ту - ту - ту, (молока нальем коту ).
  • Да - да - да, да - да- да, (расплескалась вся вода ).
  • Ды - ды - ды, ды - ды - ды, (в стакане нет воды ).
  • Да - да - да, да - да - да, (не ходите вы туда ).
  • Ду - ду - ду, ду - ду - ду, (все равно туда пойду ).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача - автоматизация звука Т (Д ), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д - звонкий, голосовой; Т - глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное - дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (ты ква).

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется (то пор).

Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тю лень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель - научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ .

Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис - телефон (Денису подарили телефон);
Дом - кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня - дыня (Таня любит дыню);
Тёма - дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся - картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К – глухой звук).

Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков К и КЬ называются каппацизмом. О постановке звука К читайте .

Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Г – звонкий звук).

Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ГЬ – звонкий звук). Дефекты произношения звуков Г и ГЬ называются гаммацизмом.

Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба.

Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что средняя часть спинки языка поднята вверх и образуют щель со средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков Х и ХЬ называются хитизмом.

Нарушения произношения заднеязычных звуков

1. Отсутствие звуков в речи.

2. Замена переднеязычными Т, Д.

3. Взаимозамены К-Г, Х-К, чаще оглушение.

4. Замена Г или Х придыхательным (украинским) звуком.

5. Боковое произношение звуков КЬ, ГЬ ХЬ при дизартрии.

О постановке заднеязычных звуков читайте .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Юлия Кумакова
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [К]

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К , закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К.

Коррекционно-развивающие :

Развивать артикуляцию и мелкую моторику, фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию , положительный эмоциональный настрой на занятие .

Оборудование : логопедический Колобок , картинки для выполнения артикуляционной гимнастики : лопаточка, киска сердиться, катушка; картинки с изображением курицы, кукушки,пластилин,ватный шарик, одноразовый шпатель.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку .

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения :

А) подготовительные артикуляционные упражнения : для губ : чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка :

«Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6) ;

«Киска сердится» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда , нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке) .

(5 раз.)

«Горка» 2 : то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения : Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить : «Ко-ко-ко» . Цыплята повторяют : «Ко-ко-ко» . А самый маленький цыпленок говорит :» Ку-ку-ку». Мама его поправляет :»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко, и она кашляет : «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок : «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит : «К-К-К-К» »

-развитие речевого дыхания : Логопед : Какое сейчас время года? Ребенок : Зима. Логопед : Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К : «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА : ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется , затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада : как мы произносим звук К ? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать : «К-К-К-К» . Произнести звук многократно и отрывисто.

Логопед : Расскажи какой это звук : гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется , Давай подуем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый ) . Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) . Значит звук К какой ? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука .

Логопед : Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК

ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК

УК- УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК

ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК

ИК – ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К :

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке :"Кыш! "

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге) .

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия . Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа

По дисциплине Логопедические технологии

Тема: «Постановка звуков [Г] и [Г’]»

Выполнил:
студентка группы 542/42
Касилина С.Ю.
Проверил:
Голодинская.

Челябинск 2013
План:

2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’]
3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]
4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
5. Речевой материал.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к"], [г"], [х"] встречается достаточно редко. Они составляют у детей 5-7 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет.

    Описание правильной артикуляции звуков [Г] и [Г’]

Артикуляция звука [ Г ]
    губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
    зубы разомкнуты;
    кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их;
    передняя и средняя часть спинки языка опущены;
    задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба);
    боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
    мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
    голосовые связки при произношении звука [Г] сомкнуты и вибрируют, образуя голос, воздушная струя слабее, чем при звуке [К].
    воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
Характеристика звука [Г]
    согласный
    ротовой
    взрывной
    заднеязычный
    (задненебный) звонкий
    твердый
Артикуляция звука [Г"]
Сходна с артикуляцией твердого [Г] и мягкого [К"].
В отличие от твердого [Г ]:
    углы губ оттягиваются назад;
    губы прижимаются к резцам;
    кончик языка приближается к нижним резцам;
    средняя часть спинки языка поднимается и касается средней части твердого неба.
В отличие от мягкого [К"] голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют, образуя голос.

Характеристика звука [Г’]
    согласный
    ротовой
    взрывной
    среднеязычный
    (средненебный) звонкий
    мягкий

2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’].

Предрасполагающие факторы:

    высокое и узкое твердое и мягкое небо,
    нарушение фонематического слуха,
    слабость отдельных мышц языка,
    нарушение иннервации мышц языка,
    незначительное снижение физического слуха.
В произношении отмечаются:
Гаммацизм - фонетические ошибки - отсутствие, искажение звука произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение глоточных звуков, аспирация (придыхание).
Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других - звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих - в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.
Преграда в ротовой полости образуется выгибанием к нёбу задней части спинки языка. К неправильному произношению этих звуков ведет полное отсутствие этого выгибания или недостаточное выгибание.

Искажения звука [г"] - боковое произношение.

Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т. е. к" г", х’. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков к", г", х’ часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков т", д’, н".
Причина - недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

Парагаммацизм - фонематические ошибки - смешение и неразличение, замена звуков.
Недостатки произношения звука [г] или [г’] проявляются в заменах его звуком [д] или [д’]- парагаммацизм («гиря» - диря, «рога» - рода и т.д.).
Речь ребенка звучит так: «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово «гамак», логопед увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв г - на д), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]:
1. Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.
3. Подготовительные артикуляционные упражнения:
«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.
«Горка»3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков
К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

    Покусать язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
    «Наказать непослушный язык»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
    «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
    «Горка»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
    «Горку построим - горку разрушим»
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
    «Ветерок дует с горки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
Постановка звука [ Г ].
Переходить к работе над звуком [ г ] можно к моменту закрепления звука
[ к ] в предложениях.
Постановка звука. Обычно звук [г] ставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, логопед тихо произносит звук [к] (к-к-к), затем громко звук [г] (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю [к] тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю [г] громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую - к шее логопеда, который многократно произносит то звук [к] , то звук [г]. При произнесении [г] ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки логопед и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.
Если вызвать звук [г] по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Опорный звук, используемый при постановке [г] - это [д]. При постановке звука [г] ребенка побуждают произнести слоги «да – да - да», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «гя».
Далее произнесение слога «да» сочетается с более глубоким нажимом на язык - получается «гя».
Твердый звук [г] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем.
Таким образом, схема постановки звука [г] выглядит так: да – дя – гя – га.

Автоматизация звука [ Г ].
Подражая гоготанию гусей, ребенок закрепляет полученный слог га, потом - гы.
Затем логопед рисует в его тетради картинки, в названиях которых звук
[г] стоит в начале и в середине слова. На конце слова звук [г] оглушается и произносится как [г] или [х], поэтому слова, заканчивающиеся на [г], для автоматизации этого звука не используются.
Затем логопед придумывает вместе с ребенком и записывает предложения с отработанными словами. Например: Галя гонит гусей на луга, а гуси гогочут: га-га-га. Янга читала газету в вагоне. Гуля прогоняла голубей с газона. Гога купил в магазине гантели и штангу.
Для закрепления звука [г] в стихах, рассказах логопед подбирает соответствующий материал.

Постановка звука [ Г’ ].
При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе логопед дает упражнения на укрепление мышц языка, для равномерной работы обеих его половинок.
Потом ставятся звуки с, з, с", з", ш, ж, ч, щ, т", д’, н’ и закрепляется их правильное произношение.
И только после этого можно переходить к постановке к", г", х".
Постановка звуков. Для получения правильного [г"] логопед просит ребенка произнести звук [г], а затем через паузу - звук [и]: «г - и». Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: «ги». Если ребенок хорошо произносит звук [г’], можно получить слоги «ги», «ге». («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Логопед следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке,- это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке артикуляции, необходимой для звука [г’].
Если таким способом получить звук [г"] не удается, его ставят с механической помощью, от звука [д], как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания
«да – дя – гя».
Автоматизация звука [г"].
Автоматизацию звука [г’] начинают со слов, где он стоит первым, например: гири, гильза, гитара, Гена, герань, георгин, гриб, гренки.
Затем вводят слова со звуком [г’] в середине, например: ноги, сапоги, утюги, флаги, деньги, брызги, пироги, бегемот и др.
С этими словами составляются предложения: Гена надел на ноги сапоги. Гера громко играет на гитаре. Гена видел в зоопарке бегемота и пингвина. Затем логопед подбирает детям потешки, стихи, рассказы с данным звуком.

5. Речевой материал.
Автоматизация звука [Г]:
Включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, обратные слоги и слова с ними, слоги и слова со стечением согласных и др.

Какой первый звук в словах: ГРОМ, ГВОЗДЬ, ГЛОБУС, ГВОЗДИКА?
Какой это звук - твердый или мягкий?
Произносите звук [Г], а я буду договаривать остальные звуки слова.

ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ ГЯ ГЁ ГИ ГЕ ГЮ
ЯГ АГ ОГ УГ ЫГ ЭГ ЯГ ЁГ ЮГ ИГ
Игра "Договори слово"
ВЛА...(ГА) БУМА...(ГА)
ШПА...(ГА) ВАТА. ...(ГА)
ЮН...(ГА) ОТВА...(ГА)
КНИ...(ГА) ТЕЛЕ. ...(ГА)
ШТАН...(ГА) ДОРО. ...(ГА)
ФЛЯ...(ГА) ПИРО. ...(ГА)
ВЬЮ...(ГА) РАДУ. ...(ГА)
КУРА.. ...(ГА)
НО...(ГА) БРОДЯ. ...(ГА)
ПУР...(ГА) ПОДРУ. ...(ГА)
ДУ...(ГА) КОЛЬЧУ. ...(ГА)
СЛУ...(ГА) БЕДНЯ. ...(ГА)
СЕРЬ...(ГА) ДВОРНЯ. ...(ГА)
ФОЛЬ...(ГА) БЕЛУ. ...(ГА)
ТАЙ...(ГА) ШЕРЕН. ...(ГА)

Игра "Договори слово"
Ребенок произносит слог, а логопед договаривает слово. Затем ребенок проговаривает все слово.
ГА - ГА...(ЗЕТА) ГА... (ЛЕТА) ГА...(ДАЛКА) ГА...(МАК) ГА...(ЗЕЛЬ) ГА...(ЗОН) ГА... (РАЖ) ГА...(ЛУШКИ) ГА...(ЛЛОН) ГА...(ЛОП)
ГО - ГО...(ЛУБЬ) ГО...(ДИК) ГО...(РЫ) ГО...(РОД) ГО...(ЛОД) ГО...(ЛОС)

Закрепление правильного произношения звука [г] в звукоподражаниях.
«Гоп, гоп»,- говорит наездник, погоняя лошадку.
«И-го-го»,- кричит лошадка и скачет.

Мячик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп.

Мы на пруд сейчас пойдём.
Плавать вместе там начнём.
Буду я гусёнка звать: - Га-га-га!
Чтоб не смел он уплывать: - Га-га-га!
Вот лошадка на лугу:
И-го-го, и-го-го!
Курочка - несушка:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Голуби под крышей:
Гуль-гуль-гуль!
Ну а рыбка в море -
Ни гу-гу!

Наш щенок, пушистый Бобик,
Лает весело с утра
Гав да гав!
Вставать пора!

Вот гусыня идёт
И гусяток ведёт.
Все идут вразвалочку, чинно,
По дорожке вдоль пруда.
Детки с мамой идут,
Разговорчики ведут.
Мама громко:
-ГА-ГА-ГА,
А гусята ей в ответ:
- га-га-га и спору нет,
Наша мама всех милей,
Ласковей и веселей!

Чистоговорки с прямыми слогами.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь гуляет на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Закрепление правильного произношения звука [г] в словах.
Слова с прямыми слогами.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка, гам, гаммы, гамак, гармонь, гараж, галстук, гадюка, гадание, гайка, газели,
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг, гобой, говорить, горилла, говядина, годовщина, гол, гость, год, гоп, гомон, горка, горько, город, гончие, голубь, горы, горох, горн, голова, гости, голос, голод, гонки, и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща, губка, гудеть, гудок, гумно, гуси, густо, гусеница, гулянье, гуляш, и т.д.

    Слоги со стечением согласных:
Гла - гло - глу - глы гна - гно - гну - гны гра - гро - гру - гры
Агл - огл - угл - игл гва - гво - гву - гвы гдя - где - гдю – гди

Слова со стечением согласных в начале слова:
ГН: гнать, гнуть, гнев, гнёт, гнездо, гном, гнить, гнедой, гневный, гнёздышко.
ГР: грач, груша, громко, грива, грибы, град, груз, гром, грязь, группа, грызун, грачиное.
ГВ: гвоздь, гвардия, гвоздика, гвардеец, Гвидон.
ГЛ: глух, глаз, глина, глыба, глобус, Глаша, глушь, глава, гладко, глубоко, гладить, глядеть, глухарь, глазунья, гладиолус, глотать.


согласование количественных числительных и существительных –
игра «1-2-5».
Упражнения с разрезной азбукой - игра «Отгадай слова из данных букв»:

ОМГН - (гном)
ААННГ - (наган)
ГНОА - (нога)
ГБМААУ - (бумага)
ААГМК - (гамак)
ГПДООА - (погода)
ОАГПК - (гопак)
ОГД - (год, дог)
ВНГОА - (вагон)
ИАКНГ - (книга)
ЬООГН - (огонь)
ДАГОЯ - (ягода)
ГНУО - (угон)
КГЙАА - (гайка)
ГНЮА - (юнга)
ДАГОК - (когда)
БГАУ - (губа)
ИИВНГПН - (пингвин)
ГДУА - (дуга)
УОГБЛЬ - (голубь)
гнуть дугу
догонять бегунов
обогнать гнома
обогнать бегуна
отогнать гадюку
бегать на выгон
пугать пингвинов
отогнать вагоны
подогнать телегу
погонять нагайкой
готовить говядину
пугать нагайкой
отгадать книгу
пугать наганом
бегать в тайгу за ягодами
пугать попугаев
угадывать погоду
угодить Агафону
гудеть на гобое
готовить вагон
догонять пингвинов
гоготать в гавани

Работа с фразой:
    договаривание предложений словами на Г:
Рыбаки поймали (окунь, лещ, минога, навага).
Гога играет на фортепиано (этюд, песня, гаммы).
Всю ночь в тайге бушевала (метель, вьюга).
Агафон закручивает (винт, гайка).
Вдали слышатся удары (колокол, бубен, гонг).
Игорь открывает дверь гаража (колено, рука, нога).
На берегу моря бушует (вода, огонь).
Из комнаты слышен детский (смех, гомон).
Дети весело танцуют (веснянка, кадриль, гопак).
Папа повесил на двух дубах (качели, гамак).
Гале подарили украшение из (бирюза, агат, рубин).
В клетке живут два веселых (щегол, попугай).
Ганя читает интересную (сказка, книга, повесть).
У Инги болит (ухо, зуб, нога).
Инга и Ганя - (соседи, одногодки).
    преобразование деформированной фразы:
пингвин у пингвиненок - У пингвина пингвиненок.
тайга нет в попугаев -
кнут Агафья гнать гуси -
ягоды Агафон по идет тайга в -
гудок в гудит гавань -
Ганя говядина котлеты из готовить -
Инга бумага ногтем сгибать -
Игорь тупик вагоны отгонять в -
Ганя год один -
Инга годик два -
Агата книга покупать новая -
компот мама готовить ягодный -
пингвин пингвинята гнать вода в -
гномы дети пугать -
Инга Ганг идти гулять на -
Гога в отдыхать гамак -
гавань в дети бегать –

Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела. (Г. Виеру)

Га-га-га! - гогочет гусь.
- Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь! (Н. Коётарев)

Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу. (А. Пудваль)

Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается. (А. Пудваль)

Я бегу, бегу, бегу, отдыхая на бегу.
Год бегу, два бегу - догнать годы не могу.

Я и Гога, мы вдвоем в тайгу по ягоды идем.

Мама, ноги у меня
Бегут, будто два коня.

Га-га-га, га – га – га
Дайте Гане пирога,
Дайте Гане пирога,
Пирога из творога.

Гу-гу-гу - сидит гном на берегу,
Сидит тихо - ни гу-гу.

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:
В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара
Итого гагар – пара.

Тексты.
Гуси
Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га-га». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси отошли от Гани. Ганя довольна.
Лиса и гусята
Галя гонит гусей и гусят на поляну. Галя пасет гусей и гусят. Гусята и утята наелись и улеглись спать. А лиса тут как тут. Галя, береги гусей и гусят! Лиса видит гусей и гусят. А гуси не видят лису. Лиса хватает одного гусенка и несет его своим лисятам. Лисята наелись и стали веселы и довольны.

Автоматизация звука [Г"]
Проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними (обратные слоги с мягким звуком [Г"] не употребляются в фонетической системе русского языка).
Прямые слоги:

ги-ги - ги-ги-ги
Ги-ги-ги - ги-ги
ге-ге - ге-ге-ге
ге-ге-ге – Ге-ге
гя-гя - гя-гя-гя
гя-гя-гя - гя-гя
гю-гю - гю-гю-гю
гю-гю-гю - гю-гю
гя-ге-гю-ги
гю-ги-гя-ге
ге-гю-ги-гя
ги-гя-ге-гю

Закончи слово.
РИН…(ГИ) СЛО …(ГИ) ФЛА…(ГИ) ВИЗ …(ГИ)
ШЛАНГ …(ГИ) МОЗ…(ГИ) СТЯГ …(ГИ) КРУ…(ГИ)
РАНГ …(ГИ) ДОЛ…(ГИ)
Слова:
ГИ: гид, гиена, гимн, гип, гири, гимнаст, гипноз, гитара, гигант, гибкий, гиббон, гид, гикать, гиканье, гинея, гибнуть, гидра, гильза, гимнастика
гид, гиена, гимн, гип, гири, гимнаст, гипноз, гитара, гигант, гибкий, гиббон, гид, гикать, гиканье, гинея, гибнуть, гидра, гильза, гимнастика
ГЕ: гений, Гена, герб, Гера, герань, гербарий, гематоген, Гея, ген, генетик, гейм, гепатит, гетман, генерал, герой, геркулес, гетры, Герман,
В середине слова:
Помогать, снега, рога, книга, радуга, нога, яга, нега, телега, магазин, попугаи, бумага, наган, гроза, вьюга, угадать, тайга, радуга, Инга, юнга
огород, бегом, вагон, загон, огонь, бугор, ноготь, иголка, кругом, загорать, разговор, гогот, погода, много, выгон, коготь, Егор, одногодки,
лягушка, могут, огурец, прогулка
загнать, загнуть, согнуть, вогнуть, огненный, тигр, бугры, игра,
ноги, бульдоги, пироги, книги, дороги, сапоги, жги, долги, деньги, торги, шаги, враги, слоги, загиб, пегий, ангина, джигит, энергия, сгинуть, вдребезги,
боги, богиня, бумаги, нагибать, подгибать, утюги, маги, погибать, овраги,
трагедия, легенда, бегемот
С двумя звуками:
гигиена, гигант, георгины, гегемон, геологи, география, географ
Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами:
а) согласование количественных числительных и существительных - игра «1-2-5»;
б) прямой и обратный счет 1 -10;
ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнения 5 б, в выполняются только при отсутствии дефектов в произнош ении шипящих, свистящих звуков и соноров.

Упражнения с разрезной азбукой в отгадывании слов:

ЕИГНА - (гиена)
ИОГН - (ноги)
МНГИ - (гимн)
ИЮУТТ - (утюги)
ДГИ - (гид)
ИАМГ - (маги)
ААИННГ - (ангина)
ЬЕИДНГ - (деньги)
ГБИО - (боги)
БМГИАУ - (бумаги)

Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

Работа с фразой:

    договаривание словами на [Г"] (мягкий):
Мама дает Гене (гематоген, хлеб, ягоды).
Гиббоны скачут с дерева на дерево с громким (вой, гиканье).
Оркестр играет (песня, гимн, марш).
Мама работает (учитель, гид, врач).
Для победы Инге надо выиграть третий (тайм, гейм).
Мама купила Гане и Инге игрушечные (печка, кастрюля, утюги).
У богини Геи были сыновья (гиганты, гномы, карлики).
    Преобразование деформированной фразы:
океан минога нет в -
гетман битва погибать в -
океан навага много в -
Инга бегемот от убегать -
киты океан гибнуть в -
гепатит гиббон у -
Гена калина нагибать гибкая -
гигант ангина у -
Гена гейм пятый в победит -
Гена бумаги подгибать -
гигант ноги подгибать -
бегемот тайге погибнуть в -
Скороговорки.
Ги-ги-ги - Гена, на хоккей беги,
Ге-ге-ге - Гена бегает в тайге,
Ге-ге-ге - Гиена бегает в тайге,
Ге-ге-ге - и Гога бегает в тайге,
Ге-ге-ге - дети бегают в тайге.
Ги-ги-ги - Гена Инге помоги.
У гиббона гепатит - потерял он аппетит.
Маме купим утюги,
Диме, Гене - две дуги,
А для Инги - книги,
Папку и бумаги.
Бегемот, бегемот,
Погибает бегемот –
У него болит живот.

Замены звуков [Г] – [Д]
Подготовительный этап.
Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [к], [г], [х] и их заменителей.
Для этого используются картинки-символы.
Для дифференциации звуков [г] - [д] можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). Логопед говорит: «Сейчас я буду называть эти звуки, а ты - показывать соответствующие картинки».
После того как ребенок научится различать на слух звуки [г] и [д], можно приступать к постановке заднеязычных звуков.
Зканчивается работа этапом дифференциации поставленного звука и звука-заменителя: г - д. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает - кончик или «хвостик»).
Дифференциация этих пар звуков проводится в словах, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

6. Игры и упражнения на закрепление звука в самостоятельной речи.

Игры для закрепления звуков К, Г, X

    «Цапля и лягушки».
Дети - лягушки - прыгают в болоте и говорят:
Мы зеленые лягушки,
Мы веселые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква.
Появляется «цапля» и говорит:
По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю -
Хап, хап, хап.
«Цапля» увидела «лягушек» и говорит:
Вот они лягушки,
Зеленые квакушки,
Берегитесь, я иду -
Я вас всех переловлю.
«Цапля» ловит «лягушку», пойманный становится «цаплей»,.
    «Гуси, пастух и лиса».
Пастух:
Гуси, гуси, вы откуда?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га.
Все мы с юга,
Все мы с юга.
Пастух:
Гуси, гуси, вы куда?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га,
Мы летим на луга.
Пастух:
К нам сюда, на луга,
На зеленые луга?
Гуси:
Га-га-га, га-га-га.
Лиса:
Мигом гуся утащу
И лисятам отнесу.
«Лиса» ловит «гусей». Пойманные становятся помощниками «лисы».
    Дети и гуси.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Пить хотите?
- Да-да-да.
- Гуси, гуси, вот вода.
- Га-га-га, га-га-га.

Список литературы.

1. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г,Гь,К,Кь,Х,Хь - ГНОМ и Д, 2011 г., 48 стр.

3. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи по развитию речи на звуки [г][г"][х][х"] (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов родителей. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров.; – 3-е издание. –– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг - 2003. – 82 с. – (Вместе учимся, играем. Практическое приложение.)

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

5. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. -- М.: АРКТИ, 2003. - 104 с. (Библиотека практикующего логопеда)

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил

Приложение.

    Артикуляция звуков К, Г

Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «к-к-к». (Как стучал Язычок?) Потом Язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «г-г-г». (Как стучал Язычок?)
Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «Ка-Ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «Га-Га-Галя».
- Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но и спинкой,- подумал Язычок. И Язычок стал придумывать стишки на эти песенки.
Давайте и мы с вами разучим эти песенки.

Слова и картинки на звук К и КЬ

Мак, лук, косы, утка, сумка, собака, колесо, репка, кошка, коньки, кит, кепка.
Задание.
1. Назвать картинки.
2. Составить предложения на картинки и слова.
3. Составить предложения со словами «куплю»: «Я куплю сумку» и т. д.

Слова и картинки на звук Г и ГЬ

Голуби, горы, гуси, гамак, вагон, губы, ноги, гири.
Задание.
1. Назвать картинки.
2. Составить предложения на картинки и слова.

    Шутки-чистоговорки на звуки К-Г

ка, ка, ка - белая мука
га, га, га - зеленые луга
ку, ку, ку - белка на суку
гу, гу, гу - гуси на лугу
ки, ки, ки - вот идут быки
ги, ги, ги - ты домой беги
ек, ак, ак - в саду растет мак
ук, ук, ук - сова села на сук

Вариант для старшей и подготовительной групп
ку, ку, гу - Капа на лугу
ку, гу, ку - купили мы муку
ки, ги, ки - вот идут быки
ги, ки, ги - на лужок беги

    Дифференциация звуков К-Г в словах

Для всех групп
- Послушайте внимательно и запомните:
К нам приехали гости. Собаке дали кости.
А теперь я начну говорить, а вы закончите.
К нам приехали... (дети заканчивают - гости).
Собаке дали... (дети заканчивают - кости).
    Так же прорабатываются предложения:
Скоро будет Новый год. На заборе сидит кот.
Зимой во дворе ледяная гора. У березы белея кора.
Лото - интересная игра. На столе вкусная икра.
У Гал
и т.д.................