В минуту жизни трудную год написания. М. Ю. Лермонтов "Молитва": анализ стихотворения. История создания произведения

Лирический герой Лермонтова не находит в реальности собеседников, достойных узнать его думы и настроения. Его послания — это обращения к Божественным силам. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832) он признается в том, что тайны его души понятны лишь Богу.

Однако для него несомненно, что в мире можно найти «душу достойную», ощутить тепло «сердца незлобного», в холодном, печальном земном существовании почувствовать присутствие ангела. По отношению к таким редким исключениям из обыденности он испытывает сострадание, готов молиться за их счастье. Ему самому суждены битвы, опасности, грехи, но его молитва — за другую душу.

Давайте проведем анализ стихотворения "Молитва". Лермонтов просит о чуде, на своем опыте зная о том, что свет (в стихотворении присутствует, как часто у Лермонтова, антитеза в омонимических значениях этого слова: он затерян в мире-свете , не признающем добрых, светлых чаяний) не способен дать покоя и счастья. Прототипическая основа произведения способствует возникновению особого доверия к выводам стихотворения, написанного в начале ссылки — перевода на Кавказ в действующую армию по приговору суда над автором «Смерти Поэта». Его самоотверженность подтверждена жизненными обстоятельствами: несмотря на то что он остро ощущает одиночество и беззащитность, его обращение к высшим силам вызвано потребностью защитить «деву невинную».

Стихотворение «Молитва» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, представляет иную сторону романтической концепции любви: в соединении с началами добра и духовности она приносит «молодость светлую, старость покойную» (возрастная антитеза позволяет охарактеризовать всю жизнь). Прототипом образа героини стала В.А. Лопухина, чувство к которой для автора было связано с верой в торжество вневременной справедливости, в возможность найти понимание и сочувствие, отклик своим исканиям во внутреннем мире другого человека. Жизненная основа — важный фактор при создании образа, но все же это один из компонентов, романтическое содержание в нем столь же значимо. Та, о ком молится лирический герой, как и он, обречена на страдания, и только чудо может облегчить ее бытие. Внимание, дружба, надежды — это волшебные дары, которые вымаливает для нее тот, кто готов забыть ради этого о своем спасении:

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Мысль о неосуществимости в реальности этой мечты выражена внесмысловыми средствами. Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)написано четырехстопным дактилем с дактилическими рифмами. В двух случаях появляются ритмические перебои, выделяющие ключевые слова: во второй строфе дактиль нарушается в начале второй строчки, где звучит стопа амфибрахия («За душу странника...»); в третьем четверостишии нарушает метр первое же слово, написанное в ритме анапеста («Окружи»). Окружить счастьем, оградить от невзгод на земле безгрешную душу, достойную райского блаженства, невозможно, как трудно сохранить законы метра, выражая эту мысль. Ее совершенство исключительно, и противореча привычным устоям действительности, свидетельствует о непреодолимой преграде между ней и небесным идеалом.

Соединение в рамках одного произведения нескольких размеров называется полиметрией (от греч. «многообразие»), которая является ритмическим средством выразительности в поэзии, позволяющим заострить, выделить один из аспектов. В данном случае оно напоминает об основной романтической антитезе (небо — земля, идеал — реальность), скрытой за мотивом искренней молитвы о чуде. Оба плана совмещаются, придавая картине духовной жизни лирического героя объемность. Глубина, свойственная молитвенному настрою, соединяется в ней с мечтательностью, размышления о безотрадной участи человека, «странника в свете» — со светлыми чувствами.

В последнем из четырех четверостиший стихотворения «Молитва» Лермонтова представляется завершающий аккорд раздумий лирического героя о судьбе души на земле — в нем идет речь о неизбежном конце человека, «часе прощальном», который может наступить и шумным утром, и безгласной ночью, но будет одинаково скорбным, печальным. Однако мысль о смерти, возникающая на фоне представления земного мира как пустыни, не вносит в настроение подавленности, трагизма. Грустно наблюдать, как душа расстается с телом, но это был только этап ее бытия, после которого она вернется в блаженное, «теплое», вечное обиталище (о «блаженстве безгрешных духов» в райских садах поет ангел в стихотворении Лермонтова «Ангел», 1831, являющемся автореминисценцией «Молитвы»).

Конец на земле — это избавление от «мира холодного», приобщение к «яркому сиянию». Ангел у «ложа печального» становится воспреемником, подобным крестному отцу при крещении, открывающим душе путь к свету (раскрыть смысл образа помогает понятие «восприять», означающее действие, производимое при взятии младенца из крещенской купели). Поэтому мысль о смерти вызывает у лирического героя не уныние, а лучшие, прекрасные ощущения. Парадоксальность (от греч. «неожиданный, странный», резкое отличие от общепринятого) такого восприятия передается с помощью фонических средств. В последней строфе отчетливо слышен ассонанс «у». Он окрашивает рифмы всех четырех строф, но стоит там на слабом месте (молитвою — битвою, пустынную — невинную, достойную — покойную, прощальному — печальному и безгласную — прекрасную). На сильном месте, в ударной позиции он оказывается в словах, имеющих возвышенное и обнадеживающее значение: молю, душу (троекратно повторено в тексте), заступнице, утра, лучшего. В четвертой строфе эта тенденция усилена стыком, делающим повтор звука «у» особенно заметным, повышающим значение этого печального по эмоциональной окраске ассонанса, в стихотворении выделяющего противоположные по значению слова:

Срок ли приблизится часу прощальному

В у тро ли шу мное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лу чшего ангела ду шу прекрасную.

Помимо ассонанса «у» в фонической организации стихотворения важны повторы сочетаний гласных с сонорными согласными и полугласным, придающие тексту музыкальность, напоминающую, как и в стихотворении «Ангел», о гармонии «звуков небес». Она вносит в эмоциональную окраску умиротворенность, сочетание которой с щемящим чувством, возникающим из-за неудовлетворенности, ожидания разлуки, сознания своего бессилия, представляет новое доказательство многообразия и богатства духовной жизни. Более того, инструментовка нарушает впечатление, создаваемое на смысловом уровне. Лирический герой не выражает надежды дождаться «достойного» существования, обрести понимающего спутника, украсить бытие «девы невинной», а мелодия поэтического излияния поет о красоте и гармонии:

Я , М атерь Божия , ныне с моли твою

Пред твоим образом , я рким сиянием ,

Не о спасении , не перед битвою ...

Не за свою молю душу пустынную

Дай ей сопутников, полны х внимания

В утро ли шумное , в но чь ли безгла сную...

Эта особенность звуковой организации стиха побуждает искать объяснение в ключевом слове. Оно не произносится в тексте, скрыто за обращением к образу Богородицы, мотивом мольбы о чуде, о счастье в земной жизни. Лирический герой просит о нем не для себя («Не за свою молю душу пустынную...»), отказываясь от спасения и облегчения участи ради «девы невинной», но о том, чем вызвана такая самоотверженность, на смысловом уровне нельзя догадаться. Тайное признание в стихотворении слышится благодаря фонике: оно рифмуется с формой глагола, выражающего суть происходящего («Молю»), ассонанс «у» напоминает о содержащихся в ключевом слове гласных, в повторах сочетаний гласных с сонорными выделяются слоги с «л» (во всех четырех строфах они выстраиваются в рифмованную канву, подобную песне без слов: ли-ла-лю-ло-ло-ло-ло-ли-ла-лу-ла). Все эти особенности подтверждают, что в действительности в стихотворении речь идет о любви, снова, как и в послании «К*», безотрадной, неразделенной, но вызывающей светлые ощущения, потребность забыть о себе, сосредоточившись на мысли о возлюбленной.

Ее образ создается с помощью антитезы «миру холодному» (эпитет является результатом представления о земном мире, как воплощении неприютности, неприветливости, пренебрежения к человеку). Главное в ней, как и в лирическом герое,— душа (лирический герой характеризуется на основе двукратного повторения той же черты: у него «душа пустынная», «душа странника в свете безродного»). Благодаря этому счастьем для нее должны стать понятные ему сочувствие, понимание, надежда, покой. Однако несмотря на близость, соединение двух душ невозможно, их пути пересеклись на мгновение, побудив лирического героя к молитве, нарушающей печальные раздумья. Доминирующим в его мироощущении предстает романтический максимализм в оценке внешнего мира. Поиск утешения для страждущих в нем приводит к осознанию безысходности. И все же оно не гасит внутреннего света, озаряющего бытие всех «душ достойных». Огонь духовности пылает настолько ярко, что освещает дорогу другим странникам. В нем частица «яркого сияния» Божественных сил, и такая личность в мире заметна и ценна, ее бытие возвышает человека, хотя ее значение неоспоримо лишь для того, кто способен воспринять небесный идеал, остальные не понимают его.

Своеобразие эмоциональной окраски стихотворения обусловлено соединением трагизма с просветленностью, в обрисовке которой важную роль играет мотив любви. Благодаря ему, светлая, ангельская, прекрасная сторона духовной жизни выдвигается на первый план, а надежда на чудо и предчувствие счастья становятся тоникой, т. е. основным, опорным тоном излияния. На этом завершим анализ стихотворения «Молитва» (Лермонтов).

«Молитва» Михаил Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять . Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния . Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Молитва"

Время создания

Стихотворение написано в 1839 году для княгини Марии Щербаковой, которой Лермонтов был увлечён.

Тема

Тема стихотворения - возникновение в душе человека высоких чувств.

Главная мысль (идея)

В произведении передаётся состояние "душевного просветления", которое противопоставлено "трудной минуте жизни". Поэт возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь чувству, которое приводит героя к "светлым душевным порывам".

Поэтика

Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный и трёхстопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужской и женской рифм.

В начале стихотворения возникает образ печали и смуты: трудная минута в сердце - грусть... Это подчёркивается выразительным глаголом "теснится".

В такую минуту и обращаются к Богу: "одну молитву чудную твержу я наизусть". Какую молитву твердит лирический герой - тайна. Так же таинственна и для самого героя и сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная живая прелесть в них". Все эпитеты в этих строчках очень выразительны: на них строится образ стихотворения.

Первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращение к молитве, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, а третья строфа рассказывает о действии молитвы, о том, что привносит человеку "сила благодатная": тоску и томление сменяют вера, надежда, слеза облегчения.

Молитва названа поэтом "тёплой заступницей мира холодного". Здесь звучит важная для творчества поэта антитеза: "холодному миру", образу, появляющимися во многих произведениях поэта, противопоставлена "тёплая заступница". Важны также противопоставления в первой и третьей строфах: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится.

Поэт обращается к чувствам. Для этого он использует звукопись, точнее ассонанс (использование гласных звуков для создания звукового образа). В первой строфе он создаётся повторяющимися "у" (13 повторений). В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э". Строчки становятся легче, как бы "взлетают". Так поэт передаёт чувство облегчения, покоя, которое приносит молитва.

Поэт использует в стихотворении приподнятую лексику. Важные слова в стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Молитва"


Главная тема:


Обращение к Богу,просьба утешения и поиск защиты.


Основная мысль:


В молитвах душа человека находит успокоение,покаяние и искренняя вера приносит умиротворение душе,защиту от бед и спасение от сомнений.

Проблематика стихотворения:


Философская лирика,столкновение душевных сил с реальным, суровым миром.Личные переживания поэта в трудное время,смятение души и поиск успокоения.


Идея стихотворения:


Показать силу веры человека.Не каясь в грехах,и не прося о прощении,а за счёт простой молитвы человек находит в сердце настоящую веру,которая оберегает его и даёт успокоение.


Главные герои:



Художественные средства выразительности:


Эпитеты: минута жизни трудная,молитву чудную,сила благодатная,непонятная, святая прелесть,живые слова.


Сравнения: с души как бремя скатится.


Метафоры: теснится в сердце грусть,дышит непонятная, святая прелесть в них.


Ассонанс -повторение гласных звуков,для придания мелодичности, замедлению и усилению динамики произведения.


Синтаксический параллелизм: И верится, и плачется, И так легко.


Динамика стихотворения:

Ритмичное, за счёт рифмы, стихотворение идёт по нарастающей,с замедленного темпа переходит вверх,на возвышенной ноте идёт подъём,которому способствует высокопарный стиль лексики.Первое четверостишие распевное,замедленное при помощи ассонанса, передаёт церковный стиль чтения молитв.Второе усиливает настроение,в третьем начинается душевный подъём.


Размер стихотворения: четырехстопный и трехстопный ямб,12-ти строфное стихотворение-три четверостишия.


Рифма: перекрёстная (1-3 ,2-4 строки рифмуются),попеременно мужская рифма(ударение на последний слог) и женская рифма(ударение на предпоследний слог).