Властное действие направленное на изменение определенных сфер. Познание мира. Виды человеческих знаний. Национальная функция относится к

(Документ)

  • Обществознание. Краткий конспект (Документ)
  • Михеев М.А., Михеева И.М. Краткий курс теплопередачи (Документ)
  • Беломытцев А.С. Краткий курс теоретической механики. Статика и кинематика (Документ)
  • Горшков А.В. Социология труда: Краткий курс (Документ)
  • Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • Черноуцан А.И. Краткий курс физики (Документ)
  • Презентация - Геометрия 7 класс краткий курс (Реферат)
  • Скляров Ю.С. Эконометрика (краткий курс) (Документ)
  • Натансон И.П. Краткий курс высшей математики (Документ)
  • n1.doc

    1.5 . Социальные институты

    Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты.

    Слово институт здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широкое понятие, в которое закладывается то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.

    Социальные институты - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.

    Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступе к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

    К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты как семья и школа. Социальным институтом, который осуществляет функции безопасности, защиты выступает армия.

    Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунктом для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей.

    Появление социального института обусловлено:


    • потребностью общества;

    • наличием средств удовлетворения этой потребности;

    • наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;

    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людьми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?»

    Скрытые функции, те которые осуществляются реально и формально могут быть не закреплены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда одно заявляется на словах, а другое делается на самом деле, ученые говорят о нестабильности развития общества.

    Процесс развития общества сопровождается институционализацией - то есть формированием новых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский ученый-социолог XX века Г.Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию новых институтов: Это потребности:


    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    • в производстве продуктов и услуг;

    • в распределении благ;

    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
    Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, с другой, определенные институты, к примеру семья, могут реализовывать одновременно несколько потребностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т.д.
    1.6 . Многовариантность общественного развития.

    Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения?

    В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

    Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса.

    Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответ на эти вопросы нам следует искать, прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

    Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

    Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

    Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

    Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

    Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

    Именно вследствие этого, в ходе социальной революции, зачастую, превалируют стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же, результаты, последствия революционного взрыва столь существенно отличаются от первоначально поставленных задач, что творцы революции не могут не признать свое поражение. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. Россия пережила в XX столетии две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

    Многие революции, как показывает история, могут сменяться и реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

    Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, немецкий философ К.Маркс, основоположник научного коммунизма, определял революции как локомотивы истории. В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное воздействие революций на общество. В частности, российский философ Н.А. Бердяев (1874 - 1948) писал о революции: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это - закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

    Сравнивая между собою пути преобразования общества, известный современный российский историк П.В.Волобуев писал: «эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 100. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

    2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства это 1) девальвация 2) ревальвация 3) деноминация 4) дефляция 1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса? 1) корпоративные и моральные 2) моральные и правовые 3) правовые и корпоративные 4) моральные и политические 1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного 1) ограничение прав и свобод граждан 2) отсутствие ответственности власти перед обществом 3) применение репрессий к противникам режима 4) контроль государства за всеми сферами общественной жизни По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 3 балла. 2

    3 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности. 1) Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва. 2) Бухгалтер В. ушёл на пенсию. 3) Майору T. присвоено звание подполковника. 4) Продавец H. назначена директором магазина. 5) Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический. 6) Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов? 1) Государственная Дума 2) Совет Федерации 3) Председатель Правительства РФ 4) Президент РФ 5) Генеральный Прокурор РФ 6) законодательные органы субъектов Российской Федерации 7) органы местного самоуправления 2.3. К направлениям философии относятся 1) идеализм 2) кубизм 3) позитивизм 4) марксизм 5) абстракционизм 6) классицизм 2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае 1) возражений одного из супругов против расторжения брака 2) наличия у супругов общих несовершеннолетних детей 3) признания одного из супругов недееспособным 4) несовершеннолетия одного из супругов 5) осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет По 2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 8 баллов. 3

    4 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ Вексель, акция, облигация, чек. Ценные бумаги Обычай, традиция, табу, мораль. Виды социальных норм. По 2 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент федеральный округ Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал факторы производства, лишний элемент налоги. По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Максимум за задание 6 баллов. 5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу Все мировые религии возникли в Древнем мире Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики Большинство государств мира являются унитарными «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США. 4

    5 5.5. Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над тёмной клеветою. Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальётся сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрёк, И всё тошнит, и голова кружится. (А.С. Пушкин) В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль Нет Да Да Да Нет По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 5 баллов. 6. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. А Б 5

    6 Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. В Г Д Е 1 балл за обобщающее понятие. По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня. Максимум за задание 10 баллов. 6

    7 7. Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении». Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого... И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность. По 1 баллу за каждое названное право. Всего 3 балла Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.» 3 балла за верно названную теорию. 3 балла за обоснование. Всего 6 баллов. 7

    8 7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия). Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. 2 балла за каждое названное последствие. Всего 6 баллов. Максимум за задание 15 баллов. 8. Решите задачу 15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию? Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ. 1 балл за ответ на первый вопрос. 3 балла за приведённое обоснование. 2 балла за верное указание нормативно-правового акта. Максимум за задание 6 баллов. 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем (А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является (Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и (В). 8

    9 Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного (Г) общества, когда накопившиеся (Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит (Е). Она предполагает (Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного (З), определял их как локомотивы (И). В то же время многие подчёркивали их (К), разрушительное воздействие на общество. Список терминов 1) противоречие 2) эволюция 3) прогресс 4) закон 5) стабильность 6) революция 7) конструктивный 8) качественный 9) кризис 10) коммунизм 11) реформа 12) разрушение 13) различие 14) деструктивный 15) реакция 16) количественный 17) анархизм 18) история 19) цивилизация 20) динамизм А Б В Г Д Е Ж З И К По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. 9

    10 10. Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.) Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация. По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 9 баллов. 10

    11 11. Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы. Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись: А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь? Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом Жеглов положил руку мне на плечо и сказал: У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности... И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко: А почему же вам «языки» без надобности? Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами: Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше. Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, убеждённо сказал я. Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима: На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают? Как что? удивился я. Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени. Вот именно, согласился Жеглов. А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств... А бандит без оружия, что ли? упирался я. На встречу вполне может прийти без оружия. И что? 11

    12 А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать! Вопросы Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»? В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка? Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ. Элементы ответа Баллы Должны быть названы: По 2 балла за каждую уголовно-процессуальное право, верно указанную международное гуманитарное право позицию. Максимум 4 балла Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип Могут быть названы следующие положения. По 3 балла за каждое Каждый обвиняемый в совершении верно приведённое преступления считается невиновным, пока его положение. виновность не будет доказана в Максимум 9 баллов предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Максимум за задание 16 баллов 12

    13 12. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Ответ Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет армия кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для демократия авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) деньги *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) собственность Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Могут быть названа слова-синонимы, точно отражающие смысл мысли автора. По 2 балла за каждое верное слово. Максимум за задание 8 баллов. Максимум за работу 100 баллов. 13


    Время выполнения заданий: 90 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок. При отсутствии ответа ставьте прочерк. (Максимальное количество баллов - 40) Часть

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ОКРУЖНОЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 35 В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Основное предназначение

    Тестовые задания к зачету по дисциплине «Основы права» 1. Поведение людей регулируется: а) обычаем, б) моралью, в) правом, г) совокупностью права, обычаев, морали. 2. Возникновение права связано с появлением:

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ 1 Критерии оценивания В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Какое из перечисленных прав человека в

    Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

    Образец задания отборочного тура Задание выполняется в течение 1 часа. Ответы вносятся в соответствующие графы задания. Ответ на каждый вопрос оценивается от 0 до 5 баллов в зависимости от его правильности,

    Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс задания Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

    Олимпиада по праву 10-11 классы Школьный этап Шифр 1 ЧАСТЬ (Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, max=24) Выберите один правильный ответ 1.1. Верны ли следующие суждения об изменениях Конституции

    Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

    Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 9 класс Работа состоит

    Проведение тестирования в течение учебного года. Тесты: 1. Государство это особая организация политической власти: а) которая обладает суверенитетом, распространяет свою власть на все население в пределах

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

    Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Право, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения 1 час 30 минут Тестовые задания I. Отметьте один

    ПРОЦЕСС АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СПОРЫ Компанию привлекли к административной ответственности. Что поможет доказать невиновность Как избежать необоснованного привлечения к ответственности Какими доказательствами

    ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Видом монархии

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009 год МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС (ОТВЕТЫ) Ответы и критерии оценки. Время работы 10 минут. Общее количество баллов за работу 0 баллов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

    ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Соблюдение

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ заданий школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год 0 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один или несколько). К юридическим

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 40 Выберите правильный ответ. 1 Кодексы Российской Федерации

    Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 10 класс 1 вариант

    Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Задача 1 Демонстрационный вариант отборочного этапа Право 9 класс Функцией права является: 1 упорядочение общественных отношений 2 разрушение общественных отношений 3 хаотизация общественных отношений

    Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

    ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 2013/2014 учебный год 6 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответ Баллы Выберите правильный ответ 1.Конституция Российской Федерации: А. Документ, рассчитанный

    Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

    Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского Седьмая Брянская корпоративная региональная олимпиада учащейся молодежи ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Заочный тур 2015 г. 11 класс Часть 1 1.Переход

    КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ ЮНЛАНДИЯ Конституция представляет собой основной закон, регулирующий экономическую жизнь и экономические отношения в стране. По предложению граждан страны и её Правительства в Конституцию

    Предмет: Обществознание Задания 2008-2009 уч. года Этап: олимпиада проводилась в один этап (очный) Тур: I 9-11 классы Задание 1. О чем (о ком) идет речь? ГОСУДАРСТВО 1. Именно эту форму правления острый

    Право, Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2014-2015 гг., 2 этап Время выполнения заданий: 120 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Активный тренинг по теме: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Автор-составитель:

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2015 2016 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий Тестовые задания Ответ 1 Сколько голосов депутатов Государственной

    КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 2012/2013 учебный год 10 КЛАСС ФИО ученика Дата рождения класс школа ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один

    ШИФР ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ РАЙОННЫЙ ЭТАП. ЗАДАНИЯ 7-8 КЛАССЫ (100 баллов) Мы рады приветствовать Вас на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников

    Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических

    Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для обучающихся 9 класса. Демонстрационный вариант КИМ состоит из трех частей, включающих 25 заданий. На его выполнение

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год КЛАСС ЗАДАНИЯ Выберите правильный ответ(один или несколько) Ответы Критерии оценивания.

    Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа состоит из 26 заданий. К каждому из первых 20 заданий приводится

    1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС В заданиях 1 5 выберите два правильных ответа. 1 2 3 Основным результатом разделения государственной власти

    Заданий Всероссийской олимпиады школьников по праву муниципальный этап 2012-2013 год 8 КЛАСС Регистрационный участника Округ ФИО учителя ЗАДАНИЯ Ответы Балл Выберите правильный ответ 1. Что является государственными

    1 Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (обществознание) Олимпиадные задания на отборочный этап и критерии их оценивания 21 ноября-15 декабря 2012 года Работа

    Нетрудно видеть, что все эти виды изменений тесно связаны между собой. Изменения одного вида влекут за собой изменения других видов. При анализе реальных социальных явлений бывает нелегко отграничить один вид изменений от другого или других. Тем не менее это необходимо стараться делать, ибо такая дифференциация дает возможность более четкого, конкретного понимания социальной Действитель-ности и тех реальных сдвигов, которые в ней происходят.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что непосредственно социальные изменения взаимосвязаны с другими изменениями, происходящими в обществе, -- экономическими, политическими, технологическими и т. д. Характер этой взаимосвязи очень непростой, неоднолинейный и неоднозначный. Например, реальная практика постсоциалистических преобразований в нашей стране и других странах показала, что определенная политика правительства в экономической сфере вызывает самые разные -- ожидавшиеся, а главным образом, не ожидавшиеся -- социальные последствия, а нередко и отсутствие тех социальных перемен, на которые рассчитывали. Так что изменения одного вида или в одной сфере общества в общем и целом воздействуют на изменения других видов или в других сферах общества, но это воздействие не является ни ав-томатическим, ни однозначно предсказуемым. Поэтому каждая ситуация, каждый случай общественных перемен требуют всестороннего и детального конкретного анализа всей совокупности взаимодействующих факторов.

    Основные тенденции современного мирового развития

    Человечество во все времена волновал вопрос о таинственном и неизведанном течении времени, о ходе эволюции человечества, мира, Вселенной. Государство, страна, цивилизация - все они подчиняются теориям, концепциям, которые определяют тип, периодизацию, и которые вполне отчетливо предсказывают финал-угасание или новый виток в развитии общества.

    В настоящее время выделяют концепции социальных революций и реформ, а также социального прогресса.

    При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития. Обе эти формы теряют смысл друг без друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные реформы. Например, реформы античного правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком.

    В современном демократическом государстве, где есть гражданское общество, открываются большие возможности предотвращать социальные конфликты, решать их вовремя, не допуская дезинтеграции общества, социального катаклизма. Революционные политические, социальные взрывы чаще всего - результат неумения властных структур, социально-политических сил провести назревшие коренные реформы, социальные преобразования.

    Что касается теории социального прогресса, то классические представления о нем рассматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается, несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества - вот цель прогрессивного движения.

    Социальные науки подвергли критике оптимистическую идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. ХХ век с его невиданными ранее катастрофами - политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарование в теории прогресса. Идея кризиса, охватившая умы миллионов людей, ставшая лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят и пишут как о норме. Кризисы «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические рассуждения о социальных эволюциях и рассуждениях.

    Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существовании. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир - средние века - Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евроцентризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире.

    Итак, изменилось само понятие прогресса. «Прогресс человечества, - как писал Н. Данилевский, - состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях».

    • 1. Социальные изменения как социологическая дефиниция.
    • 2. Социальный процесс и его виды.
    • 3. Социальный прогресс общества и его модернизация.

    Социальные изменения как социологическая дефиниция.

    Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Вес течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы.

    Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные - изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные - изменения в культуре общества.

    Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д.

    Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения».

    В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организацип, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, н тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а М017Т отдавать «приоритет» какому- либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.

    «Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п. Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур-так называемые «изменения равновесия».

    Каков же механизм социальных изменений, каким образом они протекают? В основе социальных изменений всегда находится предложенный обществу результат авторских или анонимных, случайных или стихийных изобретений и открытий - так называемая инновация. В нашем случае - социальная инновация. Социальную составляющую могут иметь и материальные инновации.

    Инновация, проникая в общество, вызывает социальное (ые) изменение (я). Однако не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Другие могут приниматься немедленно или спустя длительное время. Одним из факторов, влияющих на сопротивление инновациям, можно считать наличие в обществе субъективных установок, которые могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Например, используя свою власть, руководители могут просто не выполнять под многими предлогами требования инновационного закона и таким образом блокировать его. Социальные изменения всегда должны преодолеть сопротивление субъективных установок по той причине, что никогда не бывает такого благоприятного положения, когда все единодушно поддерживают социальные изменения.

    Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть легко продемонстрирована ее полезность, и наоборот. Специфика социальных инноваций в том, что сложно продемонстрировать обществу их позитивный эффект сразу. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия, сопротивления и нередко через жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, инновации представляются уже привычными и необходимыми.

    В принятии инноваций важную роль играет их совместимость с той или иной культурой. Зачастую они вступают в определенное противоречие с существующими культурными образцами. Когда это происходит, то инновация просто отвергается обществом или принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым. Инновации тогда успешно конвергируются, т.е. сливаются с устоявшимися элементами культуры, когда они имеют позитивный для общества социальный эффект. Современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками регресса. Нединамичное общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

    Понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Наиболее важными факторами социальных изменений выступают:

    • изменения среды обитания;
    • динамика численности и структуры народонаселения;
    • напряженность и конфликты из-за ресурсов или ценностей;
    • открытия и изобретения;
    • перенос или проникновение культурных образцов других культур.

    По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ , которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

    Эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. Согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.

    Экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое , что становится возможным благодаря проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и др.). Любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.

    Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

    Следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. Например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считая ее «локомотивом истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

    Среди немарксистских теорий необходимо выделить теорию социальной революции . По его мнению, ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза, поскольку революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Согласно теории циркуляции элит Вильфредо Парето , революционную ситуацию создает деградация элит, которая находится у власти слишком долго и не обеспечивает нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Тедаlappa объясняет возникновение социальной напряженности в обществе разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого, что приводит к появлению социальных движении. И наконец, теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в случае, когда процессы политической и культурной модернизации общества осуществляются в разных сферах жизнедеятельности неравномерно.

    В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, только в других условиях и на другом уровне.

    Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения и спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. Примером может служить периодическая смена у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. В качестве примера волновых процессов можно привести цикл техногенных инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Самым сложным из циклических социальных изменений является спиралевидный тип, поскольку предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне» и характеризует социальную преемственность различных поколений.

    Помимо циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Одной из таких наиболее цельных теорий жизни общества является циклическая теория , созданная российским социологом Н.Я. Данилевским. Все культуры мира он подразделял на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы.

    В своем классическом труде «Россия и Европа» Данилевский, используя исторический и цивилизационныи подходы к анализу общественной жизни, выделил 13 культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и др. Основу выделения «самобытных цивилизаций» составляет своеобразное сочетание в них четырех главных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. При этом каждая из названных цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком.

    Аналогично рассуждал немецкий социолог Освальд Шпенглер. который в работе «Закат Европы» выделил в истории человечества восемь специфических культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. В его понимании цикл жизни каждой культуры проходит два этапа: восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития общества.

    Позднее его английский последователь Арнольд Тойнби в своей книге «Постижение истории» несколько модернизирован циклическую модель исторического процесса. В отличие от Шпенглера с его «лоскутным одеялом отдельных культур», Тойнби считает, что мировые религии (буддизм, христианство, ислам) объединяют в единый процесс развитие отдельных цивилизаций. Динамику исторического процесса он связывает с действием «закона вызова и ответа», согласно которому общество развивается благодаря тому, что способно адекватно отвечать на вызовы складывающихся исторических ситуаций. Тойнби выступает противником технического детерминизма и видит развитие общества в прогрессе культуры.

    К циклическим теориям также относится социокультурная динамика П. Сорокина , в которой дается весьма пессимистический прогноз развития современного западного общества.

    Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Валлерстайна (р. 1930), согласно которой, в частности:

    • страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики:
    • капиталистическая мир-экономика, зародившаяся около 1450 г.. в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу экономического цикла — фазу кризиса.

    В настоящее время социологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить свое равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией , означающей непредсказуемость общественного развития.

    В современной отечественной социологии все более утверждается точка зрения, согласно которой исторический процесс в целом и переход общества из одного состояния в другое в частности всегда предполагает многовариантность, альтернативность общественного развития.

    Виды социальных измений общества

    Социология выделяет социальные и культурные изменения, происходящие в современных обществах.

    К социальным изменениям относятся сдвиги в социальной структуре:

    • возникновение новых социальных групп, слоев и классов;
    • уменьшение численности, места и роли «старых слоев» (например, колхозников);
    • изменения в области социальных связей (характер взаимоотношений и взаимодействий, отношений власти, лидерства в связи с возникновением многопартийности);
    • изменения в области телекоммуникаций (мобильная связь, Интернет);
    • изменения в активности граждан (например, в связи с признанием права частной собственности и свободы предпринимательства).

    Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:

    • изменение роли представительного учреждения (Государственной думы) и правительства РФ;
    • формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
    • официальное признание Конституцией идеологического плюрализма.

    К социальным изменениям относятся также культурные изменения. Среди них:

    • изменения в области материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
    • изменения в области социальных норм — политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
    • изменения в области коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).

    Социальное развитие общества

    С проблематикой социальных изменений тесно связаны понятия « » и « ». Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию присущи три характерные черты:

    • необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
    • направленность — те линии, на которых совершается это накопление;
    • закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

    Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

    Процессом, противоположным прогрессу , является регресс, он означает возвращение к предшествующему уровню развития общества. Если прогресс рассматривается как глобальный процесс , характеризующий движение человечества на всем протяжении общественного развития, то регресс — процесс локальный, затрагивающий отдельное общество в исторически небольшом отрезке времени.

    В социологии для определения прогрессивности того или иного общества обычно использовались два наиболее общих критерия:

    • уровень производительности труда и благосостояния населения;
    • степень свободы личности. Но в последнее время российские социологи все чаше высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате сегодня в социологии выявился третий критерий социального прогресса — уровень нравственности в обществе , который может стать интегративным критерием социального прогресса.

    Завершая данный вопрос, отметим, что современные теории прогресса обращают внимание на то, что для спасения цивилизации необходима человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Н. Бердяев, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Перспективы развития современной цивилизации будут позитивными только в том случае, если в центре внимания в XXI в. окажутся не машины, а люди. Перспективными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.