Возникновение Афинского государства. Реформы Тезея. Государственный строй Афин в V–IV вв. до н.э

14) Возникновение афинского государства, формирование его демократических принципов (реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла).

В конце Гомеровской эпохи (IX в. до н.э.) в Аттике, расположенной в средней части Балканского полуострова, проживало 4 племени (филы), которые делились на 12 фратрий (фратрия - это первоначальный род, из которого выделились дочерние роды, фратрия характеризовалась единым культом, общим владением и была боевой единицей в ополчении), которые состояли примерно из 30 родов каждая. Систему управления этого времени обычно характеризуют как военную демократию. Во главе племени стоял вождь - басилевс, высшим органом было собрание мужчин-воинов, определенное значение имел совет старейшин.

Как и в остальных областях Греции, в IX-VIII вв. до н.э. в Аттике происходит разложение родового строя, начинается социальная и имущественная дифференциация населения и появляются первые элементы государственности. Отправной точкой формирования Афинского полиса стал синойкизм - частью добровольное, частью насильственное объединение родовых общин вокруг одного центра - Афин. По преданию, это объединение осуществил афинский герой Тезей. На горе Акрополь была построена общая для всех крепость, был введен общеаттический культ богини Афины, в Афины были переселены многие знатные роды из других поселков. Тезей упразднил родовые органы управления в поселках Аттики и учредил центральное управление. Басилей - племенной вождь - утратил свое значение и был заменен коллегией девяти архонтов: архонт-эпоним считался старшим и руководил коллегией, архонт-полемарх ведал военным делом, архонт-басилей ведал религиозным культом и 6 архонтов-фесмофетов считались толкователями права. Совет старейшин был преобразован в высший орган власти - ареопаг (члены этого совета собирались на горе, посвященной богу войны - Аресу), который пополнялся из отслуживших свой срок (первоначально - 10 лет) архонтов. Ареопаг же производил выборы новых архонтов из среды родовой знати. Народное собрание, как орган власти, существовало лишь формально и практически не собиралось.

Тезею приписывают и разделение всего населения Аттики на три группы в соответствии с имущественной и профессиональной дифференциацией общества: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников и торговцев. Появляется в обществе и пока незначительная прослойка рабов.

Развитие товарно-денежных отношений отрицательно отразилось на положении греческого крестьянства. Аграрный кризис, являвшийся главной причиной Великой колонизации, стал еще больше углубляться. Происходило разорение крестьян, которые лишаются своих "отеческих наделов" и пополняют ряды батраков - фетов. Характеризуя обстановку, сложившуюся в Афинах на рубеже VII-VI вв. до н.э., Аристотель писал: "Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами или шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона".


В VIII-VII вв. до н.э. в связи с развитием товарно-денежных отношений происходит рост и укрепление прослойки торговцев и ремесленников, которые выражали все большее недовольство тем, что их не допускали к органам управления. Серьезной проблемой являлось отсутствие писаных законов, что приводило к произволу со стороны эвпатридов по отношению и к геоморам, и к демиургам. Под давлением демоса (народа) эвпатриды согласились записать действующее в Афинах право.

Запись действующих правовых норм в 621 г. до н.э. произвел архонт Драконт, при этом он включил в законодательство не только право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство новые нормы, отражающие социально-экономическую ситуацию Афин второй половины VII в. Так, по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, устанавливались различия между предумышленными и непредумышленными убийствами. Законы оформляли право частной собственности и вставали на ее защиту.

Судя по сохранившимся отрывкам, законы Драконта были еще очень несовершенны и содержали в себе немало архаичных правовых норм и обычаев: в основе своей эти законы были записью уже существовавшего обычного права. Многие из этих законов уходят своими корнями в глубины первобытной эпохи, как, например, экзотический обычай привлечения к судебной ответственности "совершивших убийство" животных и неодушевленных предметов. Особенностью законов Драконта была и их крайняя суровость. За все преступления, будь то умышленное убийство или кража яблок из сада соседа, Драконт установил одно наказание - смертную казнь. Сам он объяснил это, когда его спросили о суровости законов, следующим образом: "мелкие преступления, по его мнению, заслуживают такого наказания, а для крупных он не нашел ничего большего" (Аристотель).

Вместе с тем сам факт записи права нельзя не оценить как положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись, законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию старинных обычаев и преодолению родовых отношений.

Социальные противоречия в Аттике продолжали обостряться и грозили вылиться в кровавые столкновения. Однако в этот критический момент победила социальная мудрость греков. Эвпатриды согласились на компромисс и пошли на уступки демосу. В 594 г. до н.э. архонтом с особыми полномочиями для проведения реформ был избран Солон, величайший мудрец и политик Древней Греции, который в тот момент устраивал все противоборствующие группировки. Он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было формирование основ демократии, борьба с пережитками родового строя и восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами. Реформы Солона затронули почти все стороны жизни афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело, государственное управление.

Главной реформой Солона с точки зрения формирования Афинской демократии было восстановление полномочий и возобновление работы народного собрания. Все свои мероприятия Солон утверждал на народном собрании, получая тем самым не только всенародное одобрение, но и высшую санкцию на проведение этих мер.

В экономической области Солон стремился ограничить экономическое могущество эвпатридов и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Его реформы были направлены на развитие интенсивных отраслей сельского хозяйства (виноградарства и оливководства), на поощрение занятий ремеслом, на создание благоприятных условий для торговли.

В социальной сфере Солоном было проведено в жизнь несколько законов, отражавших глубокие изменения в общественной структуре Афин. Наиболее важной из них была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием "стряхивание бремени" (сейсахтейя). Солон и в самом деле сбросил с плеч афинского народа ненавистное бремя долговой кабалы, объявив все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретив на будущее сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла крестьянство Аттики от порабощения и тем самым сделала возможным дальнейшее развитые демократии в Афинах.

Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всех афинских граждан на четыре разряда в зависимости от величины получаемого дохода с земли (тимократическая реформа). Суть этой реформы состояла в том, что теперь не принадлежность к тому или иному роду, а размер частной собственности и способность ее увеличить определяла социальную значимость человека. К высшему разряду - пятисотмерникам (пентакосиомедимны) - были отнесены лица, получавшие свыше 500 медимнов (1 медимн составлял около 52 л) жидкого или сыпучего продукта в год. Второй разряд составляли всадники, получавшие свыше 300 медимнов дохода. Граждане третьего разряда именовались зевгитами, и их ценз составлял 200 медимнов. Самый низший разряд составляли феты, получавшие доход менее 200 мер. Принадлежность к тому или иному разряду была связана с определенными правами и обязанностями, и в соответствии с делением на эти разряды Солоном была осуществлена военная реформа и реформа государственного управления.

В военном деле принадлежность гражданина к тому или иному разряду определяла его положение в воинском строю: два высших разряда формировали конницу, зевгиты, в разряд которых попала большая часть афинского населения, формировали фалангу тяжеловооруженной пехоты - основу афинского войска, а феты составляли легковооруженную пехоту и вспомогательные части.

В области государственного управления Солон не просто способствовал повышению роли народного собрания (экклессии), но и стремился сделать его главным органом власти. На народном собрании стали обсуждать важнейшие государственные дела и принимать законы. Причем в работе народного собрания имели право участвовать все четыре разряда афинских граждан, включая малоимущих. Для упорядочения и лучшей организации работы народного собрания Солон учредил специальный орган - буле (или Совет 400, так как его члены избирались ежегодно по 100 человек от каждой филы из двух высших имущественных разрядов). Буле готовил дела для обсуждения на народном собрании и решал текущие вопросы управления в перерывах между собраниями. Повышение роли народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического ареопага и понижению его роли, хотя она еще оставалась довольно значительной.

Солон учредил еще один важный демократический орган в Афинах. Им стала многочисленная по своему составу и избиравшаяся из состава всех граждан судебная коллегия - гелиэя. Гелиэя должна была вести судебные разбирательства различных конфликтов между гражданами, проверять отчеты должностных лиц, в том числе и финансовые.

Для руководства усложнившейся деятельностью афинского полиса Солон учредил новые должности: полетов (ведали арендой государственного имущества), коллакретов (следили за обеспечением религиозных общественных обрядов), коллегию одиннадцати (осуществляли полицейские функции).

Реформаторская деятельность Солона заложила основы полисной демократии, которая привела Афины к блестящему расцвету в классический период греческой истории.

Линию Солона на формирование Афинской демократии продолжил Клисфен, который проводил реформы после свержения тирании с 509 по 500 г. до н.э. Если реформы Солона подорвали экономическое могущество знати, то Клисфен пошел еще дальше. Главной опорой аристократического режима в Афинах, так же как и во всех других греческих государствах, были родовые объединения - филы и фратрии. С древнейших времен весь афинский демос делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиниться религиозному и политическому авторитету своих "вождей", оказывая им поддержку во всех их предприятиях.

Занимая господствующее положение в родовых союзах, аристократия держала под своим контролем всю массу демоса. Против этой политической организации Клисфен и направил свой главный удар. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам - демам. Филы, учрежденные Клисфеном, не имели никакого отношения к старым родовым филам. Более того, они были составлены с таким расчетом, чтобы лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были впредь политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, "смешал все население Аттики", не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Таким образом, ему удалось решить одновременно три важные задачи: 1} афинский демос, и, прежде всего крестьянство, составлявшее весьма значительную и вместе с тем наиболее консервативную его часть, был освобожден из-под древних родовых традиций, на которых основывалось политическое влияние знати; 2) были прекращены нередко возникавшие распри между отдельными родовыми союзами, угрожавшие внутреннему единству афинского государства; 3) были привлечены к участию в политической жизни те, кто до этого стоял вне фратрий и фил и в силу этого не пользовался гражданскими правами.

Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании, приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, не исключая и самых высших - архонтов и стратегов (коллегия из десяти стратегов, командовавших армией, была учреждена Клисфеном.), выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в том случае, если допущена какая-нибудь провинность с их стороны, могут быть подвергнуты тяжелому наказанию.

Рука об руку с народным собранием работал созданный Клисфеном Совет пятисот (буле) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиэя). Совет пятисот выполнял при народном собрании функции своеобразного президиума, занимаясь предварительным обсуждением и обработкой всех предложений и законопроектов, поступавших затем на окончательное утверждение в экклесию. Поэтому декреты народного собрания в Афинах начинались обычно с формулы: "Постановили совет и народ". Что касается гелиэи, то она стала в Афинах высшей судебной инстанцией, в которую все граждане могли обращаться с жалобами на несправедливые решения должностных лиц. Как совет, так и суд присяжных избирались жеребьевкой по десяти филам, учрежденным Клисфеном. Благодаря этому в их состав могли попасть наравне с представителями знати также и рядовые граждане. Этим они в корне отличались от старого аристократического совета и суда - ареопага.

Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности насильственного захвата власти и установления тирании Клисфен ввел особую процедуру - остракизм (голосование на черепках). В народном собрании периодически ставился вопрос: есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку? Если на этот вопрос звучали утвердительные ответы, то проводилось голосование путем записи имен на осколках глиняной посуды. Если при подсчете голосов выяснялось, что одно и то же имя встречается 6 тыс. раз, то этого человека изгоняли из Афин на 10 лет без конфискации имущества.

Впрочем, до полного торжества демократических идеалов в Афинах было ещё далеко. Сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена система государственного управления оценивалась древними как умеренная форма демократии. Наибольшим значением в политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства, оттеснившая на задний план как старую земельную знать. Малоземельные крестьяне, равно как и городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще не принимали, хотя формально и те и другие считались афинскими гражданами. Следует иметь в виду, что, начиная со времени Солона, доступ во многие из правительственных учреждений был по-прежнему ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

В начале V в. до н.э. вся Эллада оказалась вовлеченной в затяжной и кровопролитный военный конфликт с Персидской державой. Для греческих полисов персидская угроза рассматривалась как смертельная опасность, особенно для наметившегося пути их развития как полисных организмов с интенсивной рабовладельческой экономикой, активной политической жизнью граждан, с их самобытным стилем жизни и культуры. Греко-персидские войны продолжались полвека (500-449 гг. до н.э.), и в это время, несмотря на самое активное участие в военных действиях Афины продолжали совершенствовать свою демократическую государственность.

К концу 80-х гг. демократическому лидеру Фемистоклу удалось добиться принятия народным собранием морской программы, которая предполагала проведение наступательных действий против персов и активной внешней политики афинского государства. Морская программа имела не только военный, но и политический аспект. Ее реализация поднимала политическую роль низших слоев афинского гражданства, так как феты, не имея средств на приобретение дорогого снаряжения пехотинцев, могли служить главным образом во флоте. Морская программа существенно поднимала роль торгово-ремесленных слоев.

В 462 г. до н.э. военно-политическая ситуация позволила новому демократическому лидеру Эфиальту осуществить реформы, направленные на углубление демократии. Эфиальт решил нанести удар по аристократическому ареопагу, все еще сохранявшему существенное значение в государственной системе Афин. Проведя кампанию по дискредитации этого органа, обвинив ряд его членов в коррупции, Эфиальт провел через народное собрание закон, по которому ареопаг был лишен политических прав и полномочий и превращался в судебную инстанцию. Благодаря Эфиальту был принят еще один закон, направленный на защиту афинской демократии. Каждый гражданин получал право подать жалобу на противозаконие (графэ параномон), если усматривал в принятом народным собранием законе угрозу для демократических устоев Афинского государства.

Подлинного расцвета Афинская демократия достигла во времена выдающегося политического деятеля Перикла, который с 444 до 429 г. до н.э. переизбирался на пост первого стратега и выступал фактическим руководителем государства. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к реальному управлению государством и добился введения оплаты государственных должностей, а также платы за участие в работе народного собрания. Еще один закон Перикла был направлен на защиту демократии, которая могла (и может) давать все блага только ограниченному числу людей. По этому закону афинским гражданином мог быть только тот человек, у которого и мать, и отец были афинскими гражданами.

Время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин, когда этот полис пережил экономический, политический и культурный расцвет и был гегемоном Афинского морского союза, в который входило более двухсот греческих полисов.

Гористой области, расположенной в восточной части Средней Греции. Жители Аттики занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, ремеслами и торговлей. Все население Аттики подразделялось на четыре филы (племени). Каждая фила имела три фратрии, в каждой фратрии было по тридцать родов. Уже в период Троянской войны греческие племена объединялись в небольшие народности, которые жили в городах, окруженных крепостными стенами.

Древняя Греция дробилась на 2 000 мелких государств, обычно состоявших из одного города с примыкавшими к нему деревенскими поселениями. Каждое из них было полностью политически независимым. Только эта маленькая область и была родиной для эллина, а все прочие эллины были чужими, иноземцами.

Росла численность населения , увеличивалось количество скота, расширялось земледелие, развивались ремесла. В обстановке разложения родового строя все это усиливало имущественное неравенство, что способствовало обострению племенных противоречий. Отдельные народцы вели беспрерывные войны из-за лучших земельных участков и военной добычи; рабство военнопленных было уже признанным учреждением. Все более и более усиливавшееся имущественное неравенство населения Аттики оказывало влияние на ее общественное устройство. Возрастала роль знатных и богатых в управлении общественными делами.

Рабство военнопленных дополнялось долговым рабством соплеменников и даже сородичей. Развивались торговля и денежное хозяйство. Богатство стало считаться высшим благом, а в связи с этим возникла необходимость его охраны от покушений со стороны неимущих и была узаконена существовавшая уже частная собственность на средства и продукты производства и, в первую очередь, на землю. Для решения этой задачи общественные учреждения родового строя были непригодны. В результате длительного процесса социально-имущественной дифференциации и разделения труда в Афинах сложились три общественные группы свободных греков : группа эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников.

В городах Древней Греции роскошь допускалась только для общественных построек. Частные жилища были очень скромными. Чужеземцы отзывались об Афинах с презрением. Богатые люди предпочитали селиться за городом.

Общественные должности теперь замещались только из семей эвпатридов. Прежнее деление афинян на рода и филы стало вытесняться новым общественным разделением труда между земледельцами и ремесленниками. Структура рабовладельческого общества все больше усложнялась. Органы военной демократии - народное собрание, совет племенных вождей, военачальник (basileus) - оказались непригодными для управления делами возникшего классового общества. Эти органы стали превращаться в органы государственной власти. Когда должность базилевса утратила свое значение, стали выбирать архонтов из среды эвпатридов, что усилило власть благородных. Впоследствии один из девяти архонтов выполнял обязанности военачальника (архонт-полемарх).

Возникавшему государству нужна была военная сила. Эта сила появилась в виде военных кораблей и всадников, которых должны были снаряжать за свой счет навкарии - территориальные округа. Каждая фила была разделена на 12 навкарий. Навкария сооружала одну триеру, вооружала ее и укомплектовывала экипажем. Это был первый собственно военный флот, насчитывавший вначале 48 однопалубных 30-50-весельных кораблей. Кроме того, каждая навкария выставляла двух снаряженных всадников. Так зарождались афинский военный флот и конница; в основу их создания был положен территориальный принцип.

На священном острове Делос располагалась казна первого Афинского морского союза. В 426 году до нашей эры афиняне запретили рождаться и умирать на острове.

Важное место в жизни Афин занимала борьба между благородными, с одной стороны, и земледельцами и ремесленниками, т. е. простым народом, демосом, - с другой. Экономической основой власти благородных были плодородные земли вблизи Афин . Некоторые эвпатриды занимались торговлей и ростовщичеством. Купля и продажа земли, развитие денежного обращения, возникновение ростовщичества и аренды привели в Греции к закабалению должников, а впоследствии и к порабощению самого должника и его семьи. "Вся же вообще земля", - писал Аристотель , - "была в руках немногих. При этом, если эти бедняки, обрабатывавшие поля богачей, не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона".

Разорение свободных граждан и превращение их в рабов вызвало сильные народные волнения. Борьбу сельского населения Аттики против аристократических родов возглавили торговцы и ремесленники, которые составляли главную активную массу рабовладельческой демократии и выступали в союзе с мелкими земледельцами. Следует также учесть, что в составе демоса были и очень богатые люди неблагородного происхождения, т. е. не связанные кровными узами с родовой аристократией - эвпатридами.В 560 году до нашей эры богатый представитель знатного афинского рода Писистрат с помощью нанятого им отряда воинов захватил в Афинах власть и установил тиранию. В целом Писистрат продолжал политику Солона, опираясь главным образом на средних землевладельцев. В период его правления была организована личная гвардия из наемников. Это были зачатки постоянной армии.

В 413 г. до н.э. в Афинах было сломано множество статуй - герм. Заподозрили полководца Алкивиада, который вел афинский флот к Сицилии, и он был отозван. Но он перешел на сторону Спарты и выдал все тайны Афин, какие знал. Однако в 410 году до н.э. он вернулся, был прощен и одержал несколько побед во главе афинского флота.

Позднее в основу новой государственной организации был положен территориальный принцип: вся территория Аттики была разделена на 100 участков (демов). Каждые 10 участков составляли племя (филу). Каждая фила должна была выставить один таксис пехоты и одну филу всадников. Таксис делился на лохи, десятки и полудесятки. Фила выбирала филарха, который командовал всадниками филы; таксиарха, который командовал пехотой; стратега, который руководил всей боевой силой территории филы. Кроме того, каждая фила снаряжала за свой счет 5 военных судов с экипажем и начальником. Командование всей армией и флотом Афин принадлежало коллегии из 10 стратегов. Выступив в поход, стратеги командовали войсками по очереди.

Морской военный флот был первой основной военной силой Афинской республики. С помощью морского флота Афины победоносно отразили нападение персов и получили возможность оспаривать у Спарты гегемонию в Греции. Высшего своего развития морское могущество Аттики достигло в V веке до нашей эры. Основы его были заложены полководцем Фемистоклом, который в 480-х годах до нашей эры добился того, чтобы на постройку флота были направлены доходы с серебряных рудников. К моменту нашествия персов афиняне имели в строю более 200 боевых судов. К началу Пелопоннесской войны 431 года до нашей эры афинский флот имел свыше 300 кораблей.

В ходе Пелопоннесской войны жители небольшого городка Платеи сдались спартанцам в обмен на обещание суда. Спартанцы формально не нарушили обещания: на суде платейцев по одному спрашивали, оказали ли они во время войны какую-либо услугу спартанцам. Когда те отвечали «нет», их казнили.

В эту эпоху Афины достигли высшего торгового расцвета. Причины этого были отчасти естественными, отчасти искусственными. Естественными причинами было то, что в Афинах ремесло достигло высокого развития и совершенства, и сюда переселялись большие массы наиболее квалифицированных ремесленников со всех концов эллинского мира; их изделия служили образцом для ремесленников всех греческих государств. Далее, Афины были главой большого союза, в который входили все торговые и промышленные города островов Эгейского моря и побережья Малой Азии и Фракии; естественно, что все нити торговых отношений сходились в Афинах , где и обосновались крупнейшие морские купцы (emporoi), предприниматели, перепродавцы и «банкиры» (trapezitai).

В Афинах было наиболее либеральное и считающееся с нуждами морской торговли законодательство; для разбора морских тяжб здесь даже были учреждены особые судьи - навтодики; разбором дел с иностранцами специально ведали архонты-полемархи. Конечно, и в афинских судах местный гражданин имел больше шансов на успех, чем иностранец; однако здесь не было той характерной для ряда греческих государств установки, когда иностранец принципиально рассматривался как объект, а не как субъект права. Наконец, Афины находились в самом центре греческого мира, на рубеже восточной Греции (бассейна Эгейского моря) и западной (Италии и Сицилии), и были одним из наиболее многолюдных городов Греции, к тому же с большим количеством зажиточных жителей: товарам, привезенным сюда, сбыт был в значительной мере обеспечен, а афинская монета и по высокой пробе и по полновесности была лучшей монетой Греции.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Предпосылки для объединения племен Аттики под единой властью:

    1. географические условия , требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды;
    2. истощение локальных природных ресурсов , усилившееся с переходом к производящей экономике;
    3. развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен;
    4. необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов , вышедших за племенные рамки.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы , связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея . Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества .

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Конфликты имущественной диференциации, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, и их разделением (также приписываемым Тесею) на

    • эвпатридов - благородных,
    • геоморов - земледельцев и
    • демиургов - ремесленников.

Государственные органы Афинского государства:

    1. народное собрание;
    2. ареопаг;
    3. архонты.

Ареопаг , заменив совет старейшин, избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Афинское государство в V-IV вв. до н.э.

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.
Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными . Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:

    1. народное собрание (верховный орган власти) ;
    2. Совет пятисот (дипломатия, финансы, надзор, торговля - аналог );
    3. гелиэя (высший судебный орган государства).

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты .

Подробнее о государственных органах Древних Афин

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:

  1. осуществление дипломатических сношений с другими государствами;
  2. управление финансами;
  3. надзор за арсеналами, доками, флотом;
  4. регулирование торговли;
  5. контроль за должностными лицами.

6. Особенности образования Афинского государства. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.

Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее Тяжелые работы. Только со временем рабский труд

станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде.

Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В

народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в

политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы

умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих

конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления

общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и__т. д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему о т д е е - у б л и ч н о й власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение

мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Реформы Солона и Клисфена. К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов - превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый ком-

плекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им

положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной

целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т. д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке -Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На

смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган - коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы.

Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное

собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Причины возникновения государства в Афинах. Афины были центром Аттики, гористой области Древней Греции, богатой полезными ископаемыми (серебром, свинцом, глиной), благоприятными для развития ремесел, наличием удобных заливов и бухт (Пирей, Фалер, Мунихий), способствующих развитию торговли. Область была заселена ионийцами (так назывался союз четырех племен), которые занимались земледелием и садоводством на малоплодородных землях долин, а на склонах гор пасли скот.

В XI–IX вв. до н.э. племена Аттики жили в условиях военной демократии. Население Аттики по-прежнему делилось на филы и фратрии. Но число полноправных членов рода, имевших наделы земли (клеры), постепенно уменьшалось из-за долговой кабалы. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. При этом родовая знать обладала лучшими землями и сосредоточила в своих руках управленческие функции. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений, навязывала им свою волю. Она подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратили реальную власть: басилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, верховный военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка – народное собрание – созывалась в основном для одобрения криком решений совета старейшин. (Гомер в "Одиссее" говорит, что народное собрание за 20 лет отсутствия Одиссея не собиралось ни разу.) Антагонизм интересов народа и знати особенно усилился после появления денег.

На рубеже VIII–VI вв. до н.э. родовой строй в Аттике уступил место классовому обществу, на базе которого возникло государство. Возникновение Афинского государства стало следствием разложения родоплеменных отношений и перехода к территориальной организации населения. В основе этого процесса лежали общественное разделение труда, возникновение частной собственности и деление общества на классы. Для примирения антагонизма интересов классов и учреждается государство.

Реформы Тезея. Греческая традиция, переданная Фукидидом, приписывает объединение Аттики афинскому басилевсу Тезею. Он провел реформы , приведшие к образованию Афинского государства.

  • 1. При нем (якобы) произошло слияние (синойкизм ) 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Тогда же появились предпосылки для формирования афипского нрава.
  • 2. Наряду с родовым делением общества возникло и сословное деление, связанное с профессиональной принадлежностью и выполняемыми функциями. Свободное население, составлявшее афинскую гражданскую общину, было поделено на три социальные группы: эвпатридов – родовую знать, геоморов – земледельцев, демиургов – ремесленников. Социальное неравенство обусловило политическое неравенство. Только эвпатридам было предоставлено исключительное право на замещение общественных должностей. Родовая знать стала господствующим классом, угнетавшим демос – народ. Экономической основой ее власти было крупное землевладение. Геоморы и демиурги имели право только участвовать в народном собрании.

Вне этих группировок находились метеки – свободные люди, выходцы из других общин, проживавшие в Афинах. Они занимались ремеслом и торговлей, но не имели права владеть землей и собственным домом, а только движимым имуществом. Метеки не пользовались политическими правами и обязаны были платить особый налог. Вне афинской гражданской общины стояли и рабы.

3. Тезей упразднил патриархальные институты и учредил публичную власть. Вместо басилевса из среды эвпатридов стали избираться высшие должностные лица – архонты, сосредоточившие всю исполнительную власть в своих руках, включая военные и судебные функции базилевса. Первоначально должности архонтов были пожизненными, затем их стали избирать на 10 лет, а с 683 г. до н.э. стали ежегодно избирать коллегию из девяти архонтов. Наибольшую власть имел первый архонт эпоним, стоявший во главе коллегии, который осуществлял надзор за внутренним управлением и был наделен судебными полномочиями по семейным делам. Второй архонт – басилевс – исполнял обязанности жреца и вершил суд по делам, связанным с культом. Третий архонт полимарх – командовал афинским ополчением и ведал сношениями Афин с другими государствами. Последние шесть архонтов – фесмофеты – были хранителями законов и председательствовали в различных судебных комиссиях.

Совет старейшин был преобразован в орган афинской аристократии – ареопаг высший государственный совет, являвшийся хранителем традиций, высшим судебным и контрольным органом. В состав ареопага входили представители эвпатридов – все бывшие и действующие архонты пожизненно. Традиции родовой демократии сохранило лишь народное собрание (экклесия), считавшееся верховным органом управления, хотя в действительности его роль была невелика.

4. Тезей впервые ввел территориальные округа – навкрарии. Аттика была разбита на 48 навкрарий, чьи жители независимо от принадлежности к роду и фратрии обязывались поставить государству корабль с экипажем и двух вооруженных всадников. Во главе округа стоял притаи. Следовательно, территориальное деление населения (в противовес родоплеменному) и учреждение институтов публичной власти, выделяющихся из общества и стоящих над ним, означало возникновение государства.

Основным противоречием раннеклассового общества и раннерабовладельческого государства в Афинах, выступавшим пружиной его развития, являлся конфликт между демосом и родовой знатью (эвпатридами). Последующее развитие рабовладельческого государства в Афинах связано с поиском компромисса между демосом и аристократией, примирением их интересов.

Первая попытка свергнуть политическое господство наиболее родовитой части эвпатридов была предпринята в 640 г. до н.э. представителями самой афинской аристократии во главе с Кило- ном, происходившим из знатной семьи, победителем Олимпийских игр. Эта часть аристократии стремилась войти во властвующую элиту и узурпировать верховную власть в Афинах. Со своими сторонниками он захватил Акрополь, однако его расчет на поддержку народа не оправдался, поскольку Килон не предложил никакой программы социальных реформ. Килону удалось бежать, а его сподвижники сдались в обмен на обещание сохранить им жизнь, но были убиты у алтарей богов сторонниками знатного рода Алкмеонидов. В историю это убийство у алтарей вошло как "Килонова скверна".

И все же серьезная уступка эвпатридов демосу в Афинах была связана с записью действующих законов. Дело в том, что демос страдал от произвола эвпатридов, судивших по неписаному обычному праву. В 621 г. до н.э. архонт Дракон впервые осуществил кодификацию и пересмотр действующих законов. Во-первых, была запрещена кровная месть. Во-вторых, Законы Дракона утвердили частную собственность вместо родовой и принцип законности и нерушимости прав частных собственников, неприкосновенность их имущества. В-третьих, закон устанавливал смертную казнь даже за мелкие проступки, как, например кража огурцов с чужого ноля. Поэтому законы стали символом жестокости и получили на века название драконовских законов.

Реформы Солона. Под влиянием товарно-денежных отношений афинское общество в конце VII в. до н.э. все более приобретает черты классово-структурированного социума. С одной стороны, происходило обнищание части афинской родовой аристократии, разорение геоморов, вынужденных превращаться в батраков или продаваться в рабство, росло число бедняков – фетов; с другой – возросла экономическая роль богатой, но не знатной торгово-ремесленной верхушки горожан, которая по-прежнему была отстранена от власти, а также богатых землевладельцев из среды геоморов и эвпатридов, порвавших со старой родовой знатью. Это левое крыло эвпатридов (богатая аристократия) вместе с богатой, но незнатной верхушкой ремесленников и торговцев составили новый класс рабовладельцев, который добивался участия в управлении и опирался на поддержку крестьян и ремесленников, боровшихся против долговой кабалы, обезземеливания, политического бесправия. Конфликт между старой родовой знатью, монополизировавшей политическую власть, и народом во главе с богатыми землевладельцами, торговцами, ремесленниками, отстраненными от управления, перерос в гражданскую войну в начале VI в. до н.э. Ее остановил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Он происходил из эвпатридов, разбогатевших на торговле, и стремился примирить интересы враждующих групп свободного населения.

Опираясь на народное собрание, Солон провел реформы, результаты которых сопоставимы с политической революцией, во-первых, нанесшей сокрушительный удар по родовому строю и, во-вторых, приведшей к оформлению в Афинах государства и положившей начало становлению афинской демократии.

Экономические реформы Солона

  • 1. Наиболее важной экономической реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени", т.е. отмена долговой кабалы. Дело в том, что задолженность мелких землевладельцев эвпатридам приняла устрашающие размеры. По словам Аристотеля, почти все земли были уставлены долговыми камнями. За неуплату долга владельца клера, его жену и детей можно было продать в рабство. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. В соответствии с реформой все долговые камни с полей были убраны, проданные в рабство должники были выкуплены. Кроме того, запрещались самозаклад должника и гарантия долга личностью должника с последующей его продажей в рабство за долги. Многие крестьяне получили обратно свои участки. Был установлен максимум земельного надела. Однако провести перераспределение земли Солон не решился. Его реформа наносила сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати и удовлетворяла интересы средних слоев господствующего класса.
  • 2. Солон впервые разрешил свободу завещаний, чего не знало родовое общество. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию крестьян.
  • 3. Солон поощрил развитие ремесла и торговли и с этой целью установил, что сыновей нельзя принуждать кормить родителей в старости, если последние не обучили их какому-нибудь ремеслу. В интересах демоса был разрешен вывоз оливкового масла и запрещен вывоз хлеба.

Политические реформы Солона были направлены на окончательное упразднение родоплеменных отношений и уничтожение наследственных политических привилегий эвпатридов.

1. Среди политических реформ наибольшее значение имела цензовая или тимократическая реформа. В соответствии с ней политические права, привилегии, доступ к власти зависели не от социального происхождения, а от богатства. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы измерения доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна – медимн (один медимн был равен в разное время объему от 41 от 52 л).

Первый разряд – пентакосиомедимны, или пятисотники, – составили граждане, получавшие со своей земли доходы не менее 500 медимнов зерна, масла или вина. Ко второму разряду – всадникам – принадлежали граждане, доход которых был не менее 300 медимнов. Они служили в коннице и могли содержать боевого коня. Третий разряд – зевгиты – включал граждан, годовой доход которых исчислялся 200 медимнами или наличием своей упряжки волов. Четвертый разряд – феты, доход которых составлял менее 200 медимнов.

Политические права и привилегии граждан теперь не зависели от принадлежности к роду, а определялись размером их частной собственности. Только граждане первого разряда занимали должности военачальников и архонтов , а также входили в ареопаг. Иные общественные должности могли занимать граждане первых трех разрядов. Феты могли участвовать в народном собрании и избирать, но не избираться. Было упорядочено и военное ополчение Афин. Первые два разряда составляли конницу, третий – тяжеловооруженную пехоту, а четвертый – легковооруженную пехоту.

  • 2. Солон учредил новый демократический государственный орган – Совет четырехсот (булэ ). Он состоял из 400 представителей, избираемых по родовым филам: по 100 человек от каждого племени (малоимущие в его состав не избирались). Совет четырехсот стал главным совещательным органом, который готовил решения для народного собрания, а в необходимых случаях действовал от его имени. Он оттеснил на второй план ареопаг – оплот родовой аристократии, сохранивший контрольные функции: надзор за соблюдением законов и контроль над деятельностью народного собрания. При Солоне заметно возросла роль народного собрания, которое рассматривало важнейшие вопросы политической жизни Афин, избирало высших должностных лиц, заслушивало их отчеты.
  • 3. Солон учредил новый судебный орган – суд присяжных (гелиэя ). 6000 судей ежегодно избирались по филам из граждан всех четырех разрядов, включая и фетов. Следовательно, гелиэя была наиболее демократическим органом солоновской конституции. Полномочия гелиэи не ограничивались рассмотрением тяжб по гражданским и уголовным делам, но включали и контроль над деятельностью должностных лиц.

Однако реформы Солона, открыв простор для формирования рабовладельческих отношений и афинской демократии, носили компромиссный характер и не могли разрешить острых противоречий. Их последствия вызвали недовольство родовой аристократии и разочарование демоса.

Новым элементом политической жизни Афин первой половины V в. до н.э. является борьба возникших политических партий (группировок). По Аристотелю, партии соответствовали географическим областям Аттики и носили их названия:

  • 1) партия жителей равнин педиэи – представляла интересы крупных землевладельцев, старой родовой аристократии, которая добивалась отмены солоновских законов и учреждения олигархии; во главе ее стоял Ликург;
  • 2) партия жителей приморской полосы паралии – группировка, состоявшая из богатой торгово-ремесленной верхушки горожан и среднего крестьянства, ратовавших за сохранение конституции Солона; во главе ее стоял Мегакл Алкмеонид;
  • 3) партия жителей горных областей – диакрии – группировка, представлявшая интересы мелких земледельцев, городской бедноты и фетов, требовавшая передела земли и предоставления политических прав. Эту партию возглавлял представитель знатного и богатого рода Писистрат.

Опираясь на поддержку мелких земледельцев, городской бедноты и фетов (т.е. группировку диакриев в союзе с наралиями), Писистрат незаконно установил в Афинах тиранию. Ранние тирании характеризуются тем, что существовавший до этого государственный аппарат сохранялся, однако под полным контролем тирана, опиравшегося на отряды личной вооруженной охраны. Длительное пребывание Писистрата и его сыновей Гиппия и Гиппарха (560–510 гг. до н.э.) у власти связано с тем, что тирания опиралась на поддержку демоса, в интересах которого были проведены реформы. Писистрат упрочил государственный строй, созданный Солоном, и сохранил его законы. Кроме того, в интересах крестьян он конфисковал земли своих политических противников – эвпатридов – и распределил их среди бедных. Для крестьян он ввел дешевый государственный кредит, понизил налоги. В целях укрепления правопорядка и социального спокойствия Писистрат ввел институт разъездных судей, которые выезжали на места и разбирали жалобы населения, учредил постоянную армию, которую содержал на средства единого подоходного налога – десятую часть урожая. В период тирании Писистрата Афины достигли существенного экономического и культурного прогресса, чем вызвали недовольство не только влиятельных рабовладельцев, но и противника Афин – Спарты. При поддержке спартанского царя Клеомена демократические силы свергли тиранию Гиппия в 510 г. до н.э. В Афинах началась новая гражданская война между демосом, чаяния которого выражал Клисфен из рода Алкмеонидов, и старой аристократией, во главе которой стоял Исагор. Народ изгнал Исагора и его приверженцев и привел к власти Клисфена.

Реформы Клисфена. В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил ряд реформ, которые окончательно уничтожили остатки родового строя в Афинах и утвердили государство в форме рабовладельческой демократической республики.

  • 1. Он упразднил родовое деление населения на четыре племенные филы и ввел территориальный принцип организации афинского общества. В результате административной реформы вся Аттика была поделена на три территориальных округа: 1) город Афины с пригородами (городская полоса), 2) прибрежная полоса, 3) земледельческая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий, т.е. территорий, состоящих из мелких административных единиц – демов (деревенский округ). Триттий было 30. Три триттии, по одной из каждого округа, составляли новую филу. Таким образом, было создано 10 территориальных фил. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет пять военных судов с экипажами и начальником. Этой реформой Клисфен разъединил роды, смешал все население, подорвал политические позиции эвпатридов.
  • 2. Территориальный принцип деления населения изменил структуру высших органов власти. Вместо Совета четырехсот, избиравшегося родовыми филами, был учрежден Совет пятисот, формировавшийся на выборной основе новыми территориальными филами – по 50 человек от каждой филы. Внутри филы голоса распределялись между демами в зависимости от численности их населения.
  • 3. Командование афинским ополчением и внешние сношения переходят от архонта-полемарха к новому демократическому органу – коллегии стратегов по одному от каждой филы. Должность стратега допускает переизбрание неограниченное число раз.
  • 4. Для борьбы первоначально с родовой знатью, тиранией, а затем и своими политическими противниками Клисфен ввел так называемый суд черепков – остракизм. Ежегодно весной специальное собрание определяло, нужно ли провести остракизм, т.е. тайным голосованием определить, нет ли среди граждан человека, опасного для существующего строя. Если таковые находились, то созывалось собрание в составе не менее 6000 граждан, на котором каждый писал на черепке (остракопе ) имя того, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял собой угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии. Осужденный большинством изгонялся из Аттики сроком на 10 лет без конфискации имущества.
  • 5. В состав гражданской общины Афин при Клисфене были включены метеки, получившие гражданские права.

Таким образом, реформы Клисфена завершили процесс становления Афинского государства в форме демократической республики. Был создан государственный аппарат, отделившийся от гражданской общины, произошла монополизация политической власти правящей элитой, обладающей исключительным правом на легитимное насилие.

Афинское государство в классический период (V–IV вв. до н.э.)

Расцвет афипской демократии в V–IV вв. до н.э. был обусловлен влиянием ряда факторов. Высокий уровень материального благополучия, позволявший свободному населению участвовать в управлении полисом, был связан с классическим рабством, создававшим основную массу прибавочного продукта. Не менее важную роль в повышении материального положения граждан, сглаживавшим социальные противоречия, сыграли успешные греко-персидские войны, открывшие приток в Аттику новых богатств и рабов. Повысился внешнеполитический авторитет Афин, они стали доминировать в Делосском морском союзе, куда входили 160 городов-государств, и свободно распоряжались его казной, складывающейся из взносов (форос ) участников союза.

Реформы Эфиальта. Нормативные и институциональные предпосылки дальнейшей демократизации государственного строя в Афинах были связаны с реформами Эфиальта, известного государственного деятеля, который, согласно Аристотелю, пользовался "репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах".

Во-первых, он осуществил реформу ареопага. В 462 г. до н.э. он внес закон в народное собрание, лишивший ареопаг политической власти. Его функции распределялись между Советом пятисот, гелиэей и народным собранием. Ареопаг был лишен права налагать вето на решения народного собрания, оно было передано гелиэе. Функции контроля над должностными лицами и надзора за исполнением законов перешла частично к Совету пятисот и народному собранию, но главным образом к гелиэе. Ареопаг теперь сохранил судебную функцию суда по делам, связанным с умышленными убийствами и религиозными преступлениями.

Во-вторых, открыл доступ к занятию должностей представителями более низких разрядов. В 457 г. до н.э. должность архонтов стала доступной и зевгитам. Это означало, что и в ареопаг были допущены граждане третьего разряда.

В-третьих, с Эфиальтом связывают введение института графэ параномон (жалоба на противозаконие). Смысл этого института состоит в том, что любой гражданин имел право выступить в экклесии, т.е. народном собрании, с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы. Следовательно, институт "жалобы на противозаконие" оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать "жалобы на противозаконие" оберегало незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать "жалобы на противозаконно" стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции. В 457 г. до н.э. Эфиальт был убит сторонниками аристократии.

Реформы Перикла. Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла – выдающегося политического деятеля античности, стратега Афин (444–429 гг. до н.э.), который провел ряд реформ.

Во-первых, он ввел оплату гражданам за выполнение ими общественных должностей. Сначала было введено вознаграждение присяжным судьям: за каждое заседание – два обола (что составляет сумму дневного заработка рядового афинянина), затем Совету пятисот, архонтам и т.д.

Во-вторых, был изменен порядок избрания на высшие должности: все должности замещались по жребию, кроме тех, что требовали специальных знаний, – стратегов, казначеев – они по-прежнему избирались.

В-третьих, была упразднена цензовая структура общества и провозглашен принцип формального равенства. Возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Всей совокупностью прав и привилегий в Афинах пользовались только те лица мужского пола, у кого и отец, и мать родились в Афинах и были полноправными гражданами. Гражданство приобреталось с 18 лет. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу, а с 20 лет участвовал в заседаниях народного собрания.

Общественный строй Афин в V–IV вв. до н.э.

Общественный строй афинского полиса представляет собой классовое рабовладельческое общество, где объем прав и привилегий индивида зависит от статуса свободы (родился он свободным или рабом), гражданства и имущественного положения. В структуре афинского общества выделились две группы населения – свободные и рабы. Несмотря на формальное равенство, свободное население не было однородным; оно состояло из полноправных граждан и неполноправных. Следует заметить, что в период расцвета демократии в Афинах насчитывалось 90 тыс. свободных, 45 тыс. неполноправных и 365 тыс. рабов.

Полноправные граждане по достижении 18 лет вносились в списки членов дема и наделялись определенными гражданскими правами и несли обязанности – некоторые из них представляли одновременно и право, и почетную обязанность, долг. Наиболее существенными правами гражданина были: право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека; право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; право на ношение оружия и службу в ополчении; право на участие в делах государства (участие в народном собрании, Совете пятисот, выборных органах); право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах; право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане могли по суду быть ограничены в правах, т.е. подвергнуться бесчестью.

Обязанности афинских граждан состояли в следующем: каждый человек должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах; защищать родной полис от врагов с оружием в руках (военнообязанными считались граждане с 18 до 60 лет); повиноваться законам и избранным властям; принимать активное участие в общественной жизни; почитать отеческих богов. Для богатых граждан вводилась особая повинность в пользу государства – литургия : оплата театральных представлений, содержание посольств, религиозных празднеств, гимнастических соревнований, снаряжение кораблей.

Свободные, но неполноправные – метеки, вольноотпущенники не обладали гражданством, поскольку были чужеземцами, переселившимися в Афины. Они были ограничены в правах: не обладали политическими правами, не могли приобретать недвижимость и заключать браки с афинянками. Свои интересы (имущественные и личные) они защищали с помощью афинского гражданина-опекуна – простата, который представлял интересы метека в правительственных учреждениях, суде. Метеки несли ряд обязанностей: платили особый государственный налог – метойкион, были зарегистрированными по месту жительства, несли военную службу, платили чрезвычайный военной налог (эйсфор). Богатые метеки привлекались к литургиям.

Рабы представляли собой основную производительную силу афинского общества. В классический период раб перестал быть человеком, он стал вещью, собственностью господина и потерял права личности: его могли продать, жестоко наказать и даже убить. По статусу различались рабы частные и государственные. Последние обладали правом приобретения и владения имуществом.

Государственный строй Афин в V–IV вв. до н.э.

По форме правления Афинское государство представляли собой демократическую республику, которая функционировала на основе ряда принципов", народоправство, выборность, сменяемость, коллегиальность, подотчетность, возмездность, разделение функций между органами власти.

Верховным органом власти в Афинах было народное собрание (экклесия ), состоявшее из полноправных граждан (мужчин), достигших 20 лет, без ограничения имущественным цензом. Полномочия народного собрания были достаточно широкими и охватывали все стороны жизни Афин. В ведении народного собрания были важнейшие государственные дела: оно принимало законы; решало вопросы войны и мира; избирало должностные лица; заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий; решало вопросы по продовольственному снабжению города; обсуждало и утверждало государственный бюджет. Народное собрание контролировало воспитание юношей, предоставляло гражданство, осуществляло контроль над соблюдением законов (эту функцию осуществлял специальный орган – коллегия иомофилаков, наделенный полномочиями "хранителей законов"), проводило процедуру остракизма и т.д. Порядок работы (регламент) народного собрания был демократичным. Оно созывалось примерно каждые 10 дней. Председатель народного собрания избирался ежедневно из притонов, ему вручали городскую печать и ключи от сокровищниц храмов. Считалось, что каждый мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, внести любой законопроект. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности.

Вторым по значению органом власти был Совет пятисот (булэ ), действовавший в промежутках между народными собраниями и выполнявший административные функции. В компетенцию Совета пятисот входило предварительное рассмотрение вопросов, которые решало народное собрание; контроль над исполнением постановлений народного собрания, деятельностью должностных лиц; управление финансами, государственным имуществом, флотом, портами, рынками, чеканкой монет. Совет пятисот был постоянно действующим органом. Он включал десять комиссий – пританий – но 50 членов совета. Таким образом, представители каждой из 10 фил в течение десятой части года осуществляли непосредственное руководство текущими делами. Члены дежурной филы – притоны – отвечали за правильность своих действий перед народным собранием. Членом совета мог стать любой афинский гражданин по достижении 30-летнего возраста, если он платил налоги и оказывал почтение своим родителям. Перед тем как быть избранным, кандидату устраивалась проверка его политических убеждений (докимасия ). Повторное избрание разрешалось через несколько лет и еще лишь раз. Члены совета получали жалование в 6 оболов. В свою очередь процедуре докимасии совет подвергал всех соискателей на должности архонтов. Одновременно совет был органом административной юстиции : привлекал к суду должностных лиц, виновных в нецелевом расходовании государственных средств. Приговоры совета могли быть обжалованы в гелиэю.

Вся исполнительная власть принадлежала коллегиям, ежегодно избираемым народным собранием и подчиненным ему и Совету пятисот. Особенность государственного строя Афин состояла в отсутствии в нем бюрократического аппарата (за исключением писцов). Все управление осуществлялось выборными должностными лицами и коллегиями. Наиболее важной коллегией была коллегия 10 стратегов, которая избиралась ежегодным голосованием в народном собрании. Ее члены могли переизбираться неограниченное число раз. В ведении этой коллегии находились верховное руководство и командование вооруженными силами, руководство внешней политикой и финансовыми делами. Таким образом, стратеги влияли на все решения государственных дел. Главную роль в коллегии играл первый стратег. Члены коллегии поочередно командовали войском. Жалования они не получали, поэтому стратегами были обычно очень состоятельные люди. Целый ряд коллегий, состоящих также из 10 человек, избирались для осуществления управления текущими делами: коллегия наблюдателей за рынками, хлебных надзирателей, по сбору налогов, по охране казны храма Афины и т.д. Коллегия архонтов со времен Эфиальта превратилась в суд по делам об умышленных убийствах и поджогах. Девять архонтов и секретарь избирались жребием по одному от каждой филы. Чтобы быть беспристрастными, члены этого суда часто заседали ночью, во время процесса они надевали на глаза повязки. Дела разбойников, воров рассматривал особый суд, так называемая коллегия одиннадцати.

За соблюдение законов, охрану общественного порядка отвечали один из архонтов и его помощники. Архонту подчинялась полиция, которая не только вылавливала преступников, но и выслеживала тайные собрания, наблюдала за увеселительными сборищами, пиршествами и т.д. Наиболее важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов, разделенных на 10 дикастерий (частей) по 500 человек в каждой. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Во избежание подкупа судей гелиэя путем жеребьевки назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Приговор выносился голосованием, которое гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решение суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон не допускались. Афинский суд не знал ни прокуратуры, ни адвокатуры. Истец и ответчик должны были сами защищать свои интересы. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться даже обычаями своей страны, и иногда сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления, дела о взяточничестве, ложном доносе, о возврате или возмещении собственности и т.д. Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника родины, лишить виновного гражданских прав и т.д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов, коллегией одиннадцати. Кроме судебных функций гелиэе принадлежало право утверждения законов (промульгация ). По афинским обычаям закон, принятый в народном собрании, не имел юридической силы до тех пор, пока не был окончательно отредактирован Советом пятисот и утвержден гелиэей. Только после этого он считался законом (греч. номос ) и, записанный на доску, выставлялся на всеобщее обозрение. Продолжал функционировать и ареопаг в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний; он надзирал и за состоянием нравов.