Вюрцбургская школа психологии. о.кюльпе, г.уатт, к.марбе, н.ах. Исследования мышления в вюрцбургской школе

Структурализм.

Структурализм. Структурализм явился прямым наследником направления, разработанного В.Вундтом. Его представители считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структур сознания, а также способов/принципов его конструирования. Это является отражением идей Вундта относительно способов исследования сознания. Наиболее ярким представителем структурализма был английский (впоследствии – американский) психолог Эдуард Брадфорд Титченер.

Согласно Титченеру, предмет психологии – сознательный опыт субъекта, т.е. не то, что существует в действительности, а то, что воспринимает и осознает субъект. Поэтому он утверждал, что психологи должны тщательно планировать свои эксперименты и не допускать “ошибки стимула” – смещения внимания исследователя с процессов осознания объекта на процессы его описания.

Титченер определял сознание как сумму переживаний, существующих в данный момент времени, а разум – как сумму переживаний, накопленных в течение жизни. Поэтому в его теории сознание и разум во многом схожи.

Структурализм представляет собой “чистую науку”, не имеющую прикладного значения. Ее единственной верной целью являлось открытие структуры психики. Титченер считал, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований и возражал против развития детской психологии, зоопсихологии и других направлений науки, не включавших в себя самоанализ и не углублявшихся в процессы сознания.

В методическом плане Титченер опирался на интроспекцию специально обученных наблюдателей, которые должны были описывать состояния своего сознания, а не воспринимаемые стимулы. Титченер выступал против такой организации интроспекции, какую реализовывал в своих исследованиях его учитель Вундт. Титченер считал, что фокусирование внимания на объективных количественных показателях не позволяет выявить элементарную структуру сознания. Титченер стремился исследовать отдельные составляющие осознанного опыта, элементарные ощущения и образы. Испытуемые в лаборатории Титченера занимались наблюдением своих переживаний в различных условиях, иногда достаточно необычных.

Согласно Титченеру, основными задачами психологии являются следующие:

1. разбиение сознательных элементов на простейшие составляющие;

2. определение законов, по которым происходит соединение этих простейших составляющих в сознании;

3. определение закономерности, выражающей связь между элементами сознания и физиологическими составляющими.

Титченер предполагал, что основными элементами сознания являются ощущения, образы и эмоциональные состояния. Являясь базовыми элементами, они могут объединяться в отдельные группы. Психические элементы имеют характеристики, позволяющие отличать их друг от друга: длительность, отчетливость, качество и интенсивность.



Все сознательные процессы могут быть сведены к одному из базовых элементов сознания. Поэтому мышление не рассматривалось Титченером как самостоятельный процесс в сознании. Представления об объектах строятся из совокупности чувственных элементов; впоследствии значительная часть этих элементов может покинуть сознание, в котором остается лишь сенсорная “сердцевина” (= понятие). Если в процессе мышления человек не сознает чувственно-образного состава понятия, то это происходит из-за его нетренированности.

К концу жизни Титченер кардинально меняет свою систему взглядов. Он исключает из лекций тему “Психические элементы”, подвергает сомнению правомерность термина “структурализм”, называет свою систему взглядов “экзистенциальной психологией”, отказывается от интроспекции в пользу феноменологического подхода, изучающего переживания как таковые без анализа их составляющих.

Вюрцбургская школа. Другим направлением, оказавшим на психологическую науку не меньшее влияние, чем эксперименты Титченера, была Вюрцбургская школа. Эта группа молодых экспериментаторов, возглавляемых профессором Освальдом Кюльпе из Вюрцбургского университета (Бавария).

Кюльпе был учеником В.Вундта; он выступил против ограничений, накладываемых на экспериментальную психологию учителем. Все работы Кюльпе были посвящены изучению вопросов, которые не рассматривала классическая психология В.Вундта.

Через несколько лет после образования Вюрцбургской лаборатории, Кюльпе утвердился в мысли, что мыслительные процессы могут быть исследованы при помощи эксперимента. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполненные в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Теперь, после экспериментов Кюльпе становилось очевидным, что мышление имеет свои свойства и закономерности. Вюрцбургская школа вводила в психологию мышления новые переменные: установку (мотивационную переменную), задачу (цель), процесс мышления как смена поисковых операций, иногда приобретающий аффективную напряженность, несенсорные компоненты в структуре сознания (умственные, а не чувственные образы). Сравним с классической ассоцианистской схемой: согласно ассоцианистам, мышление включало в себя внешний раздражитель как детерминанту мыслительного процесса и сам процесс “плетения” ассоциаций из чувственных образов.

Вюрцбургцы утверждали, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основании этих утверждений сложилась теория безобразной (или ненаглядной) мысли: ощущения и образы выполняют в мышлении вспомогательную, побочную роль. Эта теория была направлена против учения о сознании Э. Титченера и разрушала картину сознания, созданную структуралистами.

Вюрцбургцы изменили метод исследования сознания. Кюльпе разрабатывает метод систематической экспериментальной интроспекции. Метод предполагал ретроспективные наблюдения испытуемого за своими мыслительными процессами. Наблюдению подлежали не объективные внешние явления, а психические процессы, происходившие во время решения поставленной задачи. Таким образом, Кюльпе хотел расширить вундтовскую концепцию предмета психологии, включив в него сложные психические функции и усовершенствовать метод интроспекции.

Другой участник Вюрцбургской школы – Нарцисс Ах изучал “преднастроенность” испытуемого на выполнение задачи (установку сознания). Карл Бюлер работал в Вюрцбурской лаборатории в течение нескольких лет, он занимался уточнением метода систематической экспериментальной интроспекции. Отто Зельц изучал зависимость процесса мышления от структуры задачи. Он ввел в психологию понятие “антиципаторной схемы”. Карл Марбе показал в своих экспериментах, что ощущения субъекта могут не влиять на принятие решений.

Таким образом, исследователи Вюрцбургской школы существенно расширяют предмет экспериментальной психологии, разрабатывают первую научную концепцию психологии мышления. Их традиции способствовали дальнейшему развитию экспериментальной психологии и были продолжены другими исследователями.


Лекция 12: ФУНКЦИОНАЛИЗМ.

Вопросы лекции:

1. “Новая психология” Ф.Брентано.

2. Концепция “психических функций” К.Штумпфа.

Освальд Кюльпе (1862–1915) и вюрцбургская школа психологии

Поначалу Освальд Кюльпе был последователем Вундта. Но позже он встал во главе группы студентов, выступавших против ограничений, выдвинутых В^.1дтом. И хотя это движение протеста не было революционным, его можно назвать декларацией свободы. Вся научная деятельность Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология Вундта.

В 19 лет Кюльпе поступил в Лейпцигский университет. Он собирался изучать историю, но под влиянием идей Вундта обратился к философии и экспериментальной психологии, которая в 1881 году еще только вставала на ноги. Однако Кюльпе не потерял своего интереса к истории и, проучившись два семестра у Вундта, решил отправиться в Берлин. Прошло еще несколько лет в метаниях между психологией и историей, прежде чем Кюльпе вернулся к Вундту в 1886 году. Он оставался в Лейпциге еще восемь лет.

Получив научную степень, Кюльпе начал работу в университете в качестве помощника профессора и ассистента Вундта и продолжал исследования в лаборатории. Свою первую книгу «Очерки по психологии», вышедшую в 1893 году, он посвятил Вундту. Здесь Кюльпе определяет психологию как науку, изучающую данные опыта, которые зависят от переживания индивида.

В 1894 году Кюльпе становится профессором университета города Вюрцбург, а двумя годами позже создает лабораторию, которая вскоре смогла составить конкуренцию лаборатории Вундта. Среди студентов Вюрцбургского университета были и американцы; один из них, Джеймс Роуленд Энджелл, впоследствии стал ключевой фигурой в развитии направления, названного функционализмом.

Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта

В «Очерках по психологии» Кюльпе не рассматривал сложные психические функции; в то время он разделял взгляды Вундта. Но уже через несколько лет он утвердился в мысли, что мыслительные процессы можно исследовать с помощью эксперимента. Эббингауз для изучения одного из высших психических процессов, памяти, использует экспериментальный метод. Если память можно исследовать в лабораторных условиях, то почему нельзя проводить эксперименты с мышлением? Задавшись этим вопросов, Кюльпе занял позицию, прямо противоположную точке зрения своего бывшего наставника - так как Вундт утверждал, что экспериментальный метод не применим к сложным психическим процессам.

Другое отличие вюрцбургской психологии от изысканий, проводившихся в лаборатории Вундта, касалось явления интроспекции. Кюльпе предложил метод, который он назвал систематической экспериментальной интроспекцией . Он заключался в том, что перед испытуемым ставилась некая сложная задача (допустим, установить логические связи между понятиями), после выполнения которой от него требовалось ретроспективное описание пережитого (проделанного). Иными словами, испытуемые должны были рассказать о том, как проходил у них процесс - например, формирования суждения. В лаборатории Вундта такое ретроспективное, или постфактум, наблюдение не практиковалось. Вундт верил в изучение сознательного опыта, синхронного с ним, а не по памяти о нем, когда опыт уже пережит. Интроспекцию Кюльпе Вундт называл <имитацией интроспекции>.

Интроспективный метод Кюльпе был систематическим, потому что описание всего пережитого опыта разделялось на определенные промежутки времени. Аналогичные задачи выполнялись множество раз, с тем, чтобы можно было скорректировать, проверить и утвердить результаты наблюдений. Во время наблюдений испытуемым задавали дополнительные вопросы, что давало возможность направить их внимание к интересовавшим наблюдателя аспектам процесса мышления.

Между интроспективными методами Кюльпе и Вундта были и другие различия. Вундт не был сторонником того, чтобы испытуемые в деталях описывали свои переживания. Его исследования в большинстве своем опирались на объективные, количественные критерии - такие, как временные моменты появления реакции или суждения о весе грузов в психофизических экспериментах.

В систематической экспериментальной интроспекции Кюльпе, напротив, упор делался на субъективные, качественные и подробные описания испытуемых о характере их мыслительных процессов. В его лаборатории от испытуемых требовали не просто произвести простое суждение о силе раздражителя. Их просили описывать сложные психические процессы, которые происходили во время выполнения ими поставленных задач. Целью Кюльпе было изучение того, что происходит в голове субъекта во время того или иного переживания. Кюльпе хотел расширить вундтовскую концепцию предмета психологии, включить в него сложные психические функции и усовершенствовать методологию интроспекции.

Каковы же были результаты деятельности Кюльпе по расширению и совершенствованию предмета и метода психологии? В системе Вундта подчеркивалось, что сознательный опыт можно разложить на составляющие части, ощущения и образы. Результаты же интроспекции мыслительных процессов, полученные психологами вюрцбургской школы Кюльпе, подтверждали иную точку зрения, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основе этих выводов сложилась теория безобразной , или ненаглядной, мысли : ощущения и образы выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Таким образом, исследования Кюльпе установили наличие несенсорной формы сознания.

Научные исследования в вюрцбургской лаборатории

Научные исследования в вюрцбургской лаборатории развивались. Важный вклад в изучение сравнительных измерений веса внес Карл Марбе. Марбе установил, что, хотя ощущения и представления присутствуют во время выполнения экспериментальной задачи, они, по - видимому, никак не влияют на процесс принятия решения. Испытуемым нс удавалось отметить, как у них в голове складывается представление о том, какой вес более легкий, а какой более тяжелый. Это противоречило устоявшейся точке зрения, что суждение выносится тогда, когда испытуемые, удерживая в памяти мыслительный образ первого веса, сравнивали его с сенсорным впечатлением от второго.

Исследования Генри Уатта показали, что при проведении вербально - ассоциативных экспериментов (проверка реакции испытуемого на слово - раздражитель) почти невозможно получить фактические данные о том, как в сознании испытуемых складываются представления. Это лишь подтвердило гипотезу Кюльпе, что сознательный опыт нс сводится только к ощущениям и образам. Испытуемые в экспериментах Уатта были в состоянии правильно отвечать и не выстраивая в своем уме логическую структуру ответа. Уатт пришел к выводу, что работа сознания совершалась еще до окончания эксперимента, а именно в момент, когда происходило усвоение правил его выполнения.

Испытуемые, очевидно, давали подсознанию некие установки или, другими словами, направляли его, чтобы дать наиболее приемлемый, на их взгляд, ответ. Как только правила выполнения задачи были усвоены и определено основное направление, действительная задача стала выполняться без каких - либо усилий со стороны сознания. Эти исследования подтвердили, что скрытая сторона сознания способна каким - то образом контролировать его деятельность. То, что опыт зависит не только от элементов сознания, но и от определяющих тенденций в работе подсознания, доказывало, что подсознание оказывает существенное влияние на поведение человека. Эта идея стала основополагающей в теории психоанализа Зигмунда Фрейда.

Комментарии

Итак, можно сделать вывод, что психология была внутренне противоречива с момента своего возникновения. Но, несмотря на все различия в своих подходах, психологи - первопроходцы были едины в своей цели, а именно: сделать психологию самостоятельной наукой.

Благодаря усилиям Вундта, Эббингауза, Брентано, Штумпфа и некоторых других ученых - исследователей психология более была <не изучением души… [а] исследованием - посредством наблюдений и экспериментов - определенных реакций человеческого организма, которые не являются предметом изучения никаких других наук. Немецкие психологи, несмотря на различия во взглядах, делали общее дело: их талант, трудолюбие и единая направленность научной работы - все это сделало университеты Германии центром развития новой психологии> (Heidbreder. 1935. P. 105).

Германии, однако, не удалось долго удерживать завоеванные позиции. Прошло не так уж и много времени, как в Соединенных Штатах появилась и стала развиваться психология Вундта в интерпретации его ученика Э. Б. Титченера.

Вопросы для обсуждения

1. Опишите как система Вундта, в интерпретации Титченера, стала примером искажения исторических фактов. Что из себя представляет культурно - историческая психология Вундта? Почему она стала причиной разделения внутри новой психологии?

2. Какое влияние работы немецких физиологов и английских эмпириков оказали на психологию Вундта? Раскройте вундтовскую концепцию волюнтаризма. Какую роль сыграли элементы сознания?

3. Укажите различия между опосредованными и непосредственными опытом? Опешите, как Вундт использовал метод интроспекции. Какова роль апперцепции в научной системе?

4. Какие темы Вундт и его ученики разрабатывали в Лейпцигской лаборатории? Проследите развитие психологии Вундта в Германии. За что система Вундта подверглась критике?

5. Опешите исследования Эббингауза проблем обучения и памяти. Как повлияли на взгляды Эббингауза исследования Фехнера? Какое влияние Эббингацз оказал на исследования Мюллера?

6. Чем психология акта Брентано отличается от психологии Вундта? Чем взгляды Штумпфа на психические элементы и использование интроспекций отличаются от взглядов Вундта?

7. Что имел в виду Кюльпе под систематической экспериментальной интроспекцией? В чем подход Кюльпе отличается от подхода Вундта? Как идея безобразной мысли соотносится с вундтовской концепцией сознательного опыта?

Baldwin, B.T. (1921) In memory of Wilhelm Wundt by his American students. Psychological review, 28, 153–158. воспоминания о Вильгельме Вундте его американских учеников.

Langfeld, H.S. (1937) Stumpf’s «Introduction to Psychology». American Journal of Psychology, 50, 33–56. Начала курса психологии, который читал Штумпф в Берлинском университете в 1906–1907 гг.

Lindenfeld, D.(1978) Oswald Kulpe and the Wurzburg School. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 14, 132–141. Сопоставление философских и психологических концепций Кюльпе; оценка их значимости.

Postman, L. (1968) Herman Ebbinghaus. American Psychologist, 23? 149–157. Оценка вклада Эббингауза в экспериментальное изучение памяти.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

32. Мышление в психологии ассоцианизма. Вюрцбургская школа 1. Мышление в психологии ассоцианизма. В основе этого направления психологии лежит принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Закономерности ассоциаций

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Введение в психоанализ автора Фрейд Зигмунд

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1916-) ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzьge

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

ЧАСТЬ ВТОРАЯ СНОВИДЕНИЯ (1916 )

Из книги Путь к Дураку. Книга 2. Освоение пространства Сказки, или Школа Дурака автора Курлов Григорий

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Самопознание и Субъективная психология автора Шевцов Александр Александрович

Школа Холистического сознания, или ШКОЛА ДУРАКА Школа Холистического Сознания сообщает, что Альтер-Школа «Смеющиеся Волшебники» свою трёхлетнюю программу полностью завершила.Начиная с осени 2004 года Школа Холистического Сознания реализует себя в рамках новой

Из книги Психическая травма автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Глава 6. Фрейд. Неврозы военного времени (1915–1921) В двух работах, написанных в 1915 году («Своевременные мысли о войне и смерти» ) ив 1919 году (Предисловие к сборнику «Психоанализ и военные неврозы» ), Фрейд вновь возвращается к психической травме. Но здесь он выступает,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Женщина, которой казалось, что ее преследуют (1915) Несколько лет назад один адвокат консультировался у меня по поводу случая, который вызвал у него определенные сомнения. Молодая женщина обратилась к нему с просьбой защитить от преследований мужчины, который втянул ее в

Из книги автора

Часть вторая Сновидения (1916 )

Вюрцбургская школа

Группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции. В. ш. ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера. Было выявлено, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности к-рого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. В противовес общепринятым в то время воззрениям В. ш. пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Работы психологов В. ш. поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Данные, полученные В. ш., вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титченера, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.

КЮЛЬПЕ Освальд (1862 ССР,- 1915, Мюнхен) , нем. психолог и философ-идеалист. В философии - представитель критического реализма. Осн. тема работ К. - психологические основания теории познания. По К., акт сознания способствует «реализации» объекта, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии К. обратился к экспериментальному изучению высших психич. процессов - мышления и воли. На выявление специфич. содержания мышления были направлены осн. усилия вюрцбургской школы, созданной К.

Карл Марбе (1869-1953) – выдающийся немецкий психолог, один из основателей Вюрцбургской школы психологии. Главное внимание, по его мнению, следовало уделять развитию криминальной психологии, исследованиям в области свидетельских показаний, проведения допроса. Большое внимание в своих работах он уделял учету индивидуальных свойств личности свидетелей, обвиняемых, влиянию психологических установок личности на их поведение, разработке диагностических критериев оценки поведения участников уголовного и гражданского процесса взамен использования распространенных в то время групповых статистических оценок. С того времени он провел большое количество психологических экспертиз по различным уголовным и гражданским делам. Эта деятельность Марбе оказала решающее влияние на видение роли эксперта-психолога в уголовном и гражданском процессе.

Ах Нарцисс (1871 – 1946) - немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы. Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции, в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым под названием методики „двойной стимуляции“.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон

(1878 - 1958) -американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior - поведение) - одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века.

Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Отец вёл разгульную жизнь и ушел из семьи, когда мальчику было 13 лет. Сын был привязан к нему и до конца жизни так и не смог простить. Джон Уотсон вырос в Южной Каролине и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году («Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс. 24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) - «Психология с точки зрения бихевиориста». Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций: 1) видимые (экспрецит) - отпирание двери, игра на скрипке. 2)скрытые (привычные реакции (имплицит)) - мышление, которое мы считаем внутренним разговором. 3)видимые наследственные реакции - инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.) 4)скрытые наследственные реакции - система внутренней секреции (физиология). С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель - предсказание поведения и контроль за ним.

Бихевиори́зм - направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

22. НЕОБИХЕВИОРИЗМ: Э.ТОЛМЕН, К.ХАЛЛ, Б.СКИННЕР

Отдельные принципы бихевиоризмa были пересмотрены в 1930-1940-е гг., во временa рождения нового нaпрaвления современной психологии – необихевиоризмa, сaмым известными предстaвителями которого являлись К. Л. Хaлл (1884–1952), Б. Ф. Скиннер (1904–1990) и Э. Ч. Толмен (1886–1959). Новое течение сосредоточило свое внимaние нa изучении поведения с учетом познaвaтельных и мотивaционных процессов, опосредующих связь между реaкцией и стимулом.

Толмен Эдвард Чейс (1886-1959) - американский психолог, создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма. В своих экспериментальных исследованиях для объяснения поведения животных и человека Толмен вводит понятие «промежуточных переменных» (цель, гипотеза, «когнитивная карта» и др.). „Целевое поведение у животных и человека“ (1932). Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные лабиринты.

Халл Кларк Леонард (1884-1952) , американский психолог, представитель необихевиоризма. Вслед за Толменом ввёл в основную схему бихевиоризма "стимул - реакция" "промежуточные переменные", трактуя их как реально присущие организму факторы и считая главным из них потребность.

Беррес Фредерик Скиннер (1904 - 1990) - американский психолог, изобретатель и писатель. Он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

23. Зигмунд Фрейд: жизнь и учение о бессознательном.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Отец Фрейда Якоб был бедным торговцем шерстью. Недавно он в третий раз женился - на девушке, годящейся ему в дочери, которая год за годом рожала ему детей. Первенцем и был Зигмунд. В октябре 1859 года вконец обнищавшие Фрейды пустились на поиски счастья в другие города. Обосновались сначала в Лейпциге, затем в Вене. "Бедность и нищета, нищета и крайнее убожество", - так вспоминал Фрейд своей детство. Впоследствии, как и положено бедному еврейскому юноше, он увлекся политикой и марксизмом. В результате, морщась от отвращения, отправился в медицинский - типичное поприще для юноши его национальности в то время. После окончания медицинского факультета Фрейд ринулся в институт физиологии, где и проработал с 1876-го по 1882 годы. Он получал различные стипендии и с упоением изучал половые органы угря и других подобных тварей. В 1884 году Фрейду надоедают угри, рыбки и ракообразные, и он уходит в лабораторию профессора клинической психиатрии Мейнерта, чтобы заняться изучением мозга человеческих зародышей, детей, котят и щенков. Однажды на отдыхе он увидел 21-летнюю, хрупкую, бледную, невысокую девушку очень изысканных манер - Марту Верней. Ухаживания Фрейда были своеобразными. В 1882 году Фрейд поступает учеником в главный госпиталь Вены и получает там через год пост ассистента. Фрейд привозит в Вену из Мерка малоизвестный тогда алкалоид - кокаин - и надеется первым открыть его свойства. Однако открытие совершают его друзья Кенигстен и Коллер: Фрейд уехал отдохнуть с невестой, доверив начать исследование им, а они к его приезду успевают не только начать, но и закончить его. "Я не в обиде на мою невесту за упущенный счастливый случай". Однако в своей автобиографии много позже пишет: "Из-за моей помолвки я не стал знаменитым в те молодые годы". В следующий раз Фрейд упустил свой шанс в Париже, когда ездил стажироваться к доктору Шарко - тому самому, который изобрел контрастный душ. В Париже Фрейд понюхивал кокаин, шатался по улицам, попивал абсент, возмущался внешним видом парижанок (безобразны, кривоноги, длинноносы), по ночам сочиняя глобальный труд. Единственное, что Фрейду удалось получить у Шарко,- его произведения для перевода на немецкий. Он перевел несколько толстенных книг по гипнозу, овладеть которым так и не сумел. А Фрейд хотел денег. Выход один - частная практика. Он много работает, пишет книги и статьи, избегает праздности, курит по 20 сигар в день (это помогает ему сосредоточиться). Поворот к настоящей славе и большим деньгам произошел 5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении Зигмунду Фрейду звания профессора-ассистента. Однако полученные такой ценой деньги и слава омрачаются тяжелой болезнью: в апреле 1923 года его оперируют по поводу рака ротовой полости. Он с трудом ест и говорит. Приход фашизма еще более омрачает его жизнь. В Берлине публично сжигаются его книги, любимая дочь Анна, пошедшая по его стопам и возглавившая Всемирное психоаналитическое общество, схвачена гестаповцами. Семья Фрейда бежит в Лондон. К тому времени состояние здоровья Фрейда стало безнадежным. И свой конец он определил сам: 23 сентября 1939 года лечащий врач Фрейда по его просьбе ввел ему смертельную дозу морфия.

Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.


Похожая информация.


Вюрцбургская школа

В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением, но существенно новые факты и идеи не рождались.

В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вложенным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об щей психологии", которые, как оказалось впоследствии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Латвии (входившей в состав России), был мягкий, добро желательный, общительный человек с широкими гуманитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент.

Все началось с небольшого, на первый взгляд, изменения инструкции испытуемому (в роли испытуемых обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизиологических опытах), или отреагировать на одно слово другим (в ассоциативном эксперименте), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он про износил требуемое слово. Почему такого типа задачи прежде не ставились? Потому что иной была направленность исследовательского поиска. В психофизике, скажем, требовалось определить "едва заметное различие" между ощущениями. Отчет испытуемого рассматривался как информация о простейшем элементе сознания. В ассоциативном эксперименте нужно было выяснить, какой образ вызывает слово или сколько раз следует повторять раздражители, чтобы закрепилась связь между ними и т.д. Во всех случаях экспериментатора интересовало только одно – психические образы (хотя бы в виде наиболее элементарных качеств ощущений), т.е. эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты, в свою очередь, считались отражающими структуру интрапсихической сферы. Не удивительно, что при такой ориентации исследований идеи структурализма об "атомистическом" строении сознания казались прошедшими строгую экспериментальную проверку.

В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной мо дели (направлявшей работы и в психофизике, и в психометрии, и в ассоциативных экспериментах). Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.

Различные варианты экспериментов показывали, что в подготовительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него установка – направленность на решение задачи. Перед восприятием раздражителя (например, слово, на которое нужно ответить другим) эта установка регулирует ход процесса, но не осознается. Что касается функции чувственных образов в этом процессе, то они если и возникают, то сколько-нибудь существенного значения для решения задачи не имеют.

К важным достижениям вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ассоциативный принцип является всеобщим, специфически психологическая сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет собственные свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных.

Особое строение процесса мышления объяснялось тем, что ассоциации в этом случае подчинялись де терминирующим тенденциям, источником которых служила принятая испытуемым задача.

Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

Эта схема противостояла традиционной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам процесс – "плетение" ассоциативных сеток, узелками которых служат чувственные образы (первичные – ощущения, вторичные – представления).

Наиболее существенным моментом у вюрцбургцев, как мы полагаем, явилась разработка категории психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель), операционально-аффективную динамику и состав. Они вводили эту категорию "сверху", отправляясь от высших форм интеллектуального поведения. Но параллельно шел процесс внедрения этой категории "снизу", на уровне исследования элементарного приспособительного поведения живых существ. И здесь дарвиновская революция вела к новой трактовке интеллекта, для которой детерминантой является проблема, а не сам по себе раздражитель (ср. выдвинутое вюрцбургцами понятие о задаче – цели – и создаваемых целью детерминирующих тенденциях). Эта проблема возникает лишь при наличии у организма потребности (ср. понятие об установке у вюрцбургцев). Что касается вопроса, возможно ли мышление без образов, то он имел значение не столько в позитивном плане, сколько в плане разрушения той картины сознания, которую предлагал структурализм.

Мы умышленно, говоря о вюрцбургцах, поименно их не упоминали, так как стремились описать школу в целом. Теперь настало время назвать их имена – ведь каждому принадлежал определенный штрих в общей схеме.

Нарцисс Ах (1871-1946) реализовал в эксперименте предположение Кюльпе о том, что испытуемый "преднастроен" на выполнение задачи. Такую "преднастройку" он обозначил термином "детерминирующая тенденция", или "установка сознания". Последний термин звучал парадоксально, поскольку из опытов следовало, что эта тенденция (или установка) не осознается. Вскоре Ах внес в лексикон школы еще один термин – "сознанность" (BewoBtsein), чтобы обозначить особое (несенсорное) содержание сознания. Главная работа Аха в вюрцбургский период "О волевой деятельности и мышлении" (1905).

Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными".

Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца – "О законе упорядоченного движения мысли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в нацистском концентрационном лагере.

Традиции экспериментального изучения мышления, созданные вюрцбургской школой, были развиты другими исследователями, к ней не принадлежавшими.

Вторая волна эмпирической проверки ассоциативной психологии и экспериментальных исследований исходила из Вюрцбургской школы, основателем которой был ученик Вундта О. Кюльпе. Вюрцбуржцы сосредоточили основное внимание на исследовании высших психических процессов, среди которых центральное место занимало мышление.

В качестве методического приема для исследования мышления вюрцбуржцы использовали задачу или вопрос. Они предлагали своим испытуемым математические и лингвистические задания, для решения которых необходимо было произвести определенные операции с числами, изложить в словесной форме смысл фраз, метафор или пословиц. Наряду с этим была использована традиционная интроспекция, дополненная ретроспективным отчетом о непосредственных переживаниях, испытываемых субъектом в процессе решения экспериментальных заданий. Чтобы исключить предвзятость и повысить надежность самонаблюдения, проводилось специальное обучение, в ходе которого формировались навыки составления самоотчетов.

В исследованиях Н.Аха экспериментальная задача вводилась испытуемым, находящимся в состоянии гипнотического сна. Оказалось, что после выхода из гипнотического состояния испытуемые решали внушенную им задачу, но не могли дать отчет о мотивах, цели и смысле собственных действий. Опыты с гипнозом показали, что не все в процессе решения задач осознается и что существуют скрытые тенденции, определяющие избирательность и направленность мышления.

Опыты с испытуемыми, находящимися в бодрствующем состоянии показали, что избирательность мышления определяется не только прошлым опытом, как полагали ассоцианисты, но и тем, который приобретает субъект во время анализа условий экспериментального задания.

Новые факторы, определяющие направленность мышления человека были названы «установкой» (Г. Уатт) и «детерминирующей тенденцией» (Н. Ах). Позже был обнаружен ещё один фактор, организующий мышление - «антиципирующая тенденция». Было показано, что на определенном этапе решения задачи возникает (формируется) «антиципирующая схема решения» как некий эквивалент ещё не достигнутого, но уже предвосхищаемого результата. В этот момент возникает соответствующая (антиципирующая) тенденция, направляющая, ускоряющая и завершающая процесс решения (О. Зельц).

Таким образом, был экспериментально обоснован то факт, что мышление не только репродуцирует опыт, применяя его к решению предстоящих задач, но и конструирует способы решения, детерминированные непосредственно воспринимаемой ситуацией, вытекающие из анализа условий задачи и не имеющие аналогов в прошлом. Другими словами, мышление имеет продуктивный характер.

В опытах с лингвистическими заданиями вюрцбуржцы обнаружили, что не все испытуемые способны выразить словесно суть метафор и пословиц. Даже выбор из предполагаемого списка аналогичных по смыслу вызывал большие затруднения. Кроме того, переход от восприятия фраз и пословиц к пониманию их смысла не поддавался интроспективному анализу. Вюрцбуржцы проводили тысячи тренировочных упражнений с испытуемыми, обучая их интроспекции, сами выступали в качестве испытуемых и получали один и тот же результат. Отсюда был сделан вывод о том, что смысл, как таковой, не связан ни с представлениями, ни с речью.

Согласно Кюльпе, мышление иначе относится к объекту по сравнению с ощущениями и восприятием. Смысл, по Кюльпе, представляет собой переживание отношений, лишенное сенсорного содержания и чувственной наглядности. Согласно К. Бюлеру, речь отягощает мышление, сдерживает акт осознания, существенных для решения задачи отношений и препятствует переходу от лингвистических значений слов к смыслу фраз и предложений. Речь, по Бюлеру, нужна только на стадии уяснения условий задачи и сообщения результата решения.

Выводы были закреплены в таких понятиях как «безобразное мышление» и «чистая мысль». Прояснить значение фактов, полученных в исследованиях вюрцбургской школы помогла весьма показательная в определенном отношении полемика между В. Вундтом и О. Кюльпе.

Вундт считал, что любое понятие, даже абстрактное, образуется за счет соединения или склеивания однородных и разнородных образов, и что при тщательном анализе можно совершить обратный процесс - расчленение понятия на элементарные чувственные составляющие.

Кюльпе был не согласен со своим учителем. Оба психолога использовали один и тот же метод, но получали при этом разные результаты. Дискуссия между ними продемонстрировала тот факт, что результаты интроспективных исследований зависят от убеждений испытуемых и, самое главное, от теоретических предпосылок и ожиданий экспериментаторов. В итоге каждый из дискутантов получал результаты, которые не противоречили его теоретическим воззрениям.

Отдавая должное исследователям вюрцбургской школы, отметим, что они были первыми, кто использовал метод решения задач, толкование фраз и пословиц, кто рассматривал мышление как активный, целенаправленный процесс в отличие от пассивного ассоциирования, кто пошел по пути поисков специфики мышления по сравнению с другими психическими процессами. Метод интроспекции был доведен до пределов совершенства и все возможности его применения были исчерпаны. После этого стало очевидным, что необходимы новые подходы к исследованию мышления, альтернативные интроспективной психологии.