Здоровый образ жизни. Составьте индивидуальный план, как сделать жизнь проще

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ Упомянутая выше концепция жизненного пути Ш. Бюлер явилась основой смены парадигмы в понимании самой личности и ее жизни. Несмотря на то, что большинство концепций личности связывали ее сущность с развитием, а не только интересовались ее «строением», имплицитно личность представлялась как данная «здесь и теперь», а структурный подход непроизвольно толкал на представление о ней как некоей субстанции. Ш. Бюлер впервые, вопреки всем биографическим подходам, которые представляли жизнь как индивидуальную совокупность обстоятельств, сопутствующих личности и складывающихся относительно благоприятно (или неблагоприятно), назвала жизнь индивидуальной «историей», тем самым подчеркнув ее специфический закономерный характер. Но, как уже говорилось, ей не удалось, выражаясь распространенной марксистской формулировкой, выявить «роль личности в истории». Эту роль начал выявлять и отмечать, начиная с 40-х годов, С. Л. Рубинштейн, заговоривший о «поворотном моменте жизни», т.е. о соотношении личности и жизни, о детермининации личностью хода ее жизни.

В работе «Человек и мир» полностью была построена философско-психологическая концепция личности как субъекта жизни. Но эта концепция открыла множество проблем, касающихся специфики времени самой жизни и специфики времени личности, как живущей этой жизнью. На первом этапе развития этой рубинштейновской концепции мы подчеркнули наличие двух встречных — объективных и субъективных детерминант в развертывании и осуществлении жизненного пути. Мы отмечали, что жизненные условия и обстоятельства объективно задают личности временные проблемы, рамки, требования, задачи, с одной стороны. С другой — сама личность способна к организации времени жизни — ее использованию для развития и личностного роста, его ускорению, интенсификации, насыщению или… потере, т.е. к независимости от объективного времени. Но это — хотя и принципиальное — понимание было еще достаточно абстрактной моделью. Ее абстрактность состояла в том, что оба ряда времен (жизни и личности) оставались внеположными, а не имплицирующими друг друга. Модель, согласно которой личность оптимально и рационально организует время своей жизни, представлялась утопической при сопоставлении с эмпирикой способов жизни реальных людей.

Поэтому возникла идея типологического подхода к этой проблеме — ее теоретической постановке и эмпирическому исследованию. Типологический метод, примененный в данном исследовании, радикально отличался от типологий, распространенных в отечественной дифференциальной психологии. Последние (типология И. П. Павлова, Б. М. Теплова) выявляют у каждого типа разное сочетание одних и тех же изначально выявленных характеристик (сила нервной системы, лабильность и т.д.). Такие типологии можно считать закрытыми. В отличие от них, в многолетних эмпирических исследованиях личности нами был разработан (с опорой на идеи Мейена и Шредера) так называемый метод прогрессивной типологии, которую можно назвать открытой. Типология личностной организации времени, по нашему предположению, должна была выявить не только различное соотношение трех компонентов (осознания, переживания и практической организации деятельности) у каждого типа, но и его функциональные временные возможности (или ограничения). Типологический принцип ориентирован на выявление не столько различий между разными типами, сколько на их внутренние механизмы, обеспечивающие тот или иной способ жизни личности во времени.

Типологический подход сочетался с комплексным. Начиная с первой работы, проведенной в русле данной концепции В. И. Ковалевым, в число изучаемых характеристик времени было включено «как человек не только воспринимает… но и как переживает свое время жизни, каковы его представления о времени (обусловленные как личным опытом индивидуальной жизни, так и усвоенным общественно-историческим культурным опытом), как он осознает течение этого времени». В чем заключается личностное отношение к времени, какова психологическая организация и регуляция человеком (и у человека) «времени его жизнедеятельности и как изменяются все эти временно-психологические явления, процессы и образования» при различных психических состояниях, как индивидуальных, так и в процессе групповой деятельности [Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.].

В. И. Ковалев провел глубокий методологический анализ проблемы времени, предложил и разработал два основных принципа ее анализа и концептуализации. Первым являлось выделение и дифференциация психологической организации у человека и человеком времени, которая включала процессы восприятия, переживания, осознания и отношения ко времени жизни, и личностной регуляции — использования, овладения и управления (преобразования) времени. Эта дифференциация разделила с целью дальнейшего соотнесения субъективное психологическое время и время личности. Для обозначения этих обоих аспектов нами привлекалось детально разработанное А. А. Малиновским понятие «организация», которое позволяет раскрыть и учесть объективный, не зависящий от человека (в том числе биологически-природный, психофизиологический и социальный способы организации) и активно осуществляемый человеком, личностью как субъектом произвольный, индивидуальный способ организации жизни.

Второй принцип заключался в выделении уровней организации психологических времен, имеющих «следующую восходящую последовательность: субъективно-переживаемое, перцептуальное, личностное, субъектное и индивидуальное время» [Абулъханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990.].

Нельзя сказать, что в данном исследовании этот принцип удалось реализовать достаточно глубоко, во всех отношениях. Безусловно, дифференциация психического уровня организации времени и личностного была проведена очень убедительно. Однако тем самым В. И. Ковалев открыл направление для последующих исследований, так же как в дальнейшем последовательно и поступательно разрабатывался и реализовывался впервые апробированный им типологический метод и подход. Как мы увидим далее, в последующих исследованиях были схвачены и выявлены соотношения осознанного, неосознаваемого, бессознательного и даже телесного уровней психологической и природной организации времени (Т. Н. Березина, Н. Ю. Григоровская). Но уровни такого плана не являются онтогенетически уровневыми характеристиками, которые имел в виду В. И. Ковалев. Для доказательства их онтогенетического характера нужно дальнейшее специальное исследование. Однако чрезвычайно существенным в методологическом подходе В. И. Ковалева являлось то, что онтогенетическое развитие, т.е. возрастные этапы жизненного «цикла» (в терминологии Б. Г. Ананьева), он рассматривал не как возрастную периодизацию, а как личностное, т.е. восходящее до уровня субъекта и индивидуальности, развитие. Для личностного уровня характерна выработка ценностного отношения ко времени. Здесь В. И. Ковалев, опираясь на концепцию В. Н. Мясищева, определил отношение ко времени не как рядоположенное другим отношениям (к людям, жизни, деятельности и т.д.), а как «сердцевину всех отношений личности»[Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.], носящее ценностный характер. «В зависимости от того, что отдельный человек считает в своей жизни самым важным, необходимым и существенным, как раз и образуется различное отношение к использованию каждым человеком времени собственной жизни и ее различная ценностно-временная ориентация» [Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1973.].

Для субъекта (и соответствующего уровня) характерно, согласно В. И. Ковалеву, «овладение временем», творческая интенсивность жизни. Мы выявили, что основным критерием качества субъекта жизни, которое обретает личность, является способность разрешения противоречий, причем противоречий разного плана — между объективными условиями и требованиями жизни и субъективными возможностями и потребностями личности, между разными объективными условиями и требованиями жизни, в которые вовлекается субъект и которые порождают необходимость принятия им решений, наконец, противоречия, которые создаются самой активностью субъекта, его стремлением направить жизнь и ее обстоятельства в желаемое русло, стремлением «повернуть» (С. Л. Рубинштейн), «преломить» (Э. Рязанцев) жизнь (1973, 1977). Разумеется, для решения такого рода противоречий необходима рефлексия жизни, высокий уровень жизненных обобщений, которые осуществляются в контексте главного жизненного вектора — смысла жизни. Качество субъекта времени жизни реализуется только при раскрытии, осознании им роли пройденного жизненного пути, но не как такового, а в категориях достигнутого или постигнутого личностью отношения к жизни и к смерти, поддерживающего или обесценивающего настоящее, его роль только при взвешивании настоящих возможностей и реалий, наконец, только при видении, более того, способности «построить» свою жизненную перспективу.

В. И. Ковалев обозначил уровень индивидуальности как высший Уровень организации времени. В этом обозначении мы следовали идеям и определению индивидуальности как высшего уровня развития личности, данному Б. Г. Ананьевым и С. Л. Рубинштейном (в отличие от понимания индивидуальности как индивидуальных особенностей личности, «особенного» — Б. М. Теплов, В. С. Мерлин и др.). Этот уровень мы смогли охарактеризовать только много лет спустя после разработки и создания в ряде исследований различных временных типологий [Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991]. Здесь в предварительном порядке можно сказать, что В. И. Ковалеву удалось теоретико-феноменологически и частично эмпирически выявить наличие четырех типов, которые можно назвать личностными типами организации жизни. Но лишь затем, много лет спустя, нами была научно осознана и поставлена проблема, как каждый тип соотносится с жизнью. Именно в характеристике типа выразилась идея индивидуализации; не каждая личность абсолютно неповторима в своем отношении к жизни, ко времени; в их организации существуют некоторые типичные варианты этих отношений и способов организации времени жизни. Но уровень индивидуальности удалось раскрыть только при переосмысливании разных типологий: каждый тип реализует (или не реализует) себя как индивидуальность, организует жизнь по принципу стратегии или тактики. На этих понятиях, выражающих кардинальную идею поиска личностью соответствия своей жизни своему типу, мы остановимся ниже подробнее.

Исследования, проводившиеся в русле нашей парадигмы, первоначально были направлены на выявление некоторых временных характеристик самой личности, реализующей себя в жизненном пути. Первым теоретико-эмпирическим результатом было доказательство В. И. Ковалевым типологического характера этих структур [Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни / Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.]. Основным открытием оказалось наличие четко дифференцирующего людей фактора пролонгированности или ситуативности и фактора их активности-пассивности. Иными словами, в основу построения типологии было положено понятие активности личности, соответствующее категории субъекта, которая, как показало исследование, носила различный временной характер, имела различную временную длительность. Активность дифференцировалась по фактору активность-пассивность, что в сочетании с ситуативностью-пролонгированностью образовывало четыре типа — активно-ситуативный, пассивно-ситуативный, пассивно-пролонгированный, активно-пролонгированный. Поскольку В. И. Ковалев пользовался в основном методами свободного интервью, стремясь максимально полно выявить саму феноменологию организации времени, его типология затем была проверена нами в более жестких экспериментальных условиях на основе использования метода незаконченного действия Б. В. Зейгарник, методики времени С. Л. Рубинштейна и модифицированного по временному основанию самооценочного теста Дембо. Поскольку задачей В. И. Ковалева было рассмотрение личности в контексте жизни, его типология получила следующее выражение: Стихийно-обыденный тип характеризуется зависимостью личности от событий и обстоятельств жизни; личность не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление и предотвращать осуществление. Этот способ организации жизни отличается ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы. Функционально-действенный, при котором личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности, инициатива же охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их субъективные или объективные последствия, отсутствует пролонгированная регуляция жизни. Созерцательный, который проявляется в отсутствии способности к практической организации времени, в пассивности, но духовно-интеллектуальной, творческой жизни. Обнаруживаются пролонгированные тенденции. Пассивно-пролонгированный тип созерцателя, видящего сложность мира, но неспособного ее разрешить своими силами, был описан и К. Г. Юнгом. Творчески-преобразующий, которому свойственна пролонгированная организация времени, соотнесенная со смыслом жизни, с общественными тенденциями. Противоречие (или проблема) данного исследования состояло в том, что вне лонгитюдинального исследования было бы достаточно произвольно судить о характере регуляции и организации личностью ее жизненного пути только по получаемым в данный момент рефлексивно определяемым характеристикам ее активности.

Некоторое время спустя, после работы В. И. Ковалева, нами был проведен своего рода диагностический дополнительный (контрольный) этап исследования, который носил эмпирический характер, опирался на перечисленные выше методики Зейгарник, Рубинштейна и Дембо. Целью его было проверить и подтвердить гипотезу Ковалева о данных относительно четырех типов личности, которые были получены методом глубинного интервью и теоретического анализа.

Не излагая всего хода контрольного эксперимента, можно кратко резюмировать, что именно по методике Зейгарник искусственное прерывание действия (сначала интеллектуального, затем практического) четко обнаружило, насколько пролонгированно одни испытуемые «удерживают» и продолжают его или сохраняют полную готовность его продолжить в любое время, а другие завершают, не желая продолжать, в соответствии со своей ситуативностью подчиняясь внешней законченности ситуации действия. Пролонгированность или ситуативность, в свою очередь, зависят от того, Насколько действие имманентно самой личности, т.е. насколько активно, самостоятельно, инициативно она его осуществляет. Однако существенно то, что типа четыре (а не два — пассивно-ситуативный и активно-пролонгированный), т.е. есть пассивный способ «удержания», пролонгированности, а активный тип может быть и ситуативным.

Применение теста С. Л. Рубинштейна на планирование времени недели обнаружило, что ошибок не допускают активно-ситуативный и активно-пролонгированный типы. Этот результат побудил нас провести специальное исследование планирования времени, которое было осуществлено В. Ф. Серенковой (о чем ниже подробнее). Фактически результат данного теста может быть интерпретирован так, что только типы, являющиеся субъектами организации своего времени (активные), в состоянии его точно и безошибочно планировать, вмещать в объективные сроки и структуры времени. Наконец, самооценочный тест Дембо подтвердил достоверность трех типов (активно- и пассивно-ситуативного и активно-пролонгированного). Пассивно-пролонгированный тип не оценивал себя в таких категориях, что побудило нас в дальнейшем разработать более детальный и тонкий метод самооценки своих временных особенностей.

Эта типология явилась отправным пунктом дальнейших исследований прежде всего потому, что в ней имплицитно заключались некоторые нерешенные противоречия наряду с явными направлениями, заданными этой типологией. С позиций многих лет осмысления этих противоречий можно сформулировать их следующим образом.

Исследование времени в психологии вскрыло противоречие, присущее психологическому знанию и психологической науке в целом между ценностно-гуманистическими и объективно-сциентистскими характеристиками психики и личности и методами их исследований. Возникла проблема, как можно объективно изучать структуры организации времени (в том числе их измерять), если время становится ценностью личности, иными словами, достаточно появиться мотивации — и все ритмы, скорости изменяются сами собой, если значимость переживания настоящего как бы вырывает переживаемое из времени, отдает его вечности и т.д. Иными словами, ценностный и объективно-временной аспекты личности и психики выступили либо как взаимоуничтожающие, либо как ортогональные аспекты, нигде не пересекающиеся и не сводимые в одной системе координат.по изданию: К.

А. Абульханова, Т.

Березина. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001.

Всероссийская конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект организации времени своей жизни» состоялась в г. Геленджике (Краснодарский край) 26-27 сентября 2008 г. Она была инициирована и проведена кафедрой психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (КубГУ) при активном участии Южного федерального университета (ЮФУ) и поддержана Российским гуманитарным научным фондом (грант № 08-06-38684 Г/Ю), а также Администрацией Краснодарского края.


Исследование различных аспектов субъектности личности в организации времени своей жизнедеятельности - новая грань научных и практических изысканий в психологии личности. Динамичная социокультурная, политическая, экономическая среда, ускоряющийся темп и меняющиеся условия жизнедеятельности требуют от человека осознанного, активного, рационального использования своего времени, нахождения оптимальных способов регуляции личного и профессионального времени.


В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели, соискатели и аспиранты из многих городов России: Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Сочи, Пятигорска, Геленджика, Екатеринбурга, Омска, Казани, Сургута, Томска и др. Важно, что проблематика конференции привлекла внимание специалистов по общей, социальной, гендерной, возрастной психологии, психологии личности, психологии труда. На конференции были продемонстрированы общетеоретические и междисциплинарные исследования, философский аспект проблемы организации личностью времени своей жизни.


В первый день конференции на пленарном заседании были прочитаны доклады, демонстрирующие разнообразие исследовательских взглядов на личностную организацию времени жизни и активную позицию личности в ней. Выступили: сопредседатель конференции З.И. Рябикина (КубГУ), которая открыла конференцию и в своем докладе говорила о субъектно-бытийном подходе к личности и проблеме организации времени ее жизни; В.И. Моросанова (Москва, ПИ РАО) с докладом о временной перспективе в структуре самосознания и регуляции поведения человека; С.К. Нартова-Бочавер (Москва, МПГУ) с докладом о параметрах организации субъектом личного времени, особенностях и конструктах временной самоорганизации; В.А. Лабунская (ЮФУ) с докладом об удовлетворенности жизнью и аттитюдах ко времени; А.Н. Кимберг (КубГУ) с докладом о деконструкции психологического времени; Г.А. Брандт (Екатеринбург, Гуманитарный университет) с докладом о структурировании жизненного цикла женщины в культуре, главными ценностями которого являются материнство и любовь.


В дискуссии по проблеме «Личностные особенности организации времени и психологическое здоровье» были сделаны доклады Н.Е. Харламенковой (Москва, ИП РАН) «Типичные нарушения ритмов у эмоционально неустойчивой личности»; Г.Ю. Фоменко (КубГУ) «Модусы личностной бытийности и особенности организации времени в экстремальных условиях жизнедеятельности»; А.С. Кузнецовой (Москва, МГУ) «Представления об отдыхе в системе ценностей современного профессионала»; Р.М. Шамионова (Самара, СГУ) «Влияние социальных представлений на самоопределение молодежи».


Завершил первый день конференции мастер-класс А.С. Кузнецовой (Москва, МГУ), посвященный техникам саморегуляции состояний человека, используемым в текущем рабочем времени различными профессионалами.


Во второй день конференции в центре внимания участников пленарного заседания оказался доклад Ю.П. Зинченко (Москва, МГУ) «Тенденции развития современного психологического образования». Автор рассказал о современных реформах образования в высшей школе и ответил на многочисленные вопросы, связанные с введением инноваций в университетах страны.


Ведущие дискуссии по проблеме «Краснодарский край как олимпийский и курортно-туристический регион» И.Б. Шуванов (Сочинский ГУТиКД) и С.Н. Тесля (Сочи) поставили перед участниками конференции актуальные вопросы по научно-практическим проблемам роли и участия психологов России в организации и проведении зимних Олимпийских игр в г. Сочи.


Проблемы организации времени как аспекта идентичности времени, а также личностные особенности организации времени в контексте психологического здоровья обсуждались в выступлениях психологов КубГУ и его филиала: Н.А. Васильченко, М.В. Граубергер, Л.Н. Ожиговой, Ю.Б. Шлыковой, М.В. Тютюнник и др. Е.В. Харитонова (КубГУ) выступила с докладом «Своевременность активности - востребованность - идентичность личности: соотношение понятий», С.Д. Некрасов (КубГУ) сделал доклад «Компетентность бытия человека как фактор актуализации его представлений о времени в ситуации выбора», Е.В. Улько (КубГУ) выступила с докладом «Локальная идентичность и временная перспектива личности».


В дискуссии «Проблемы структурирования человеком своего личного времени в профессиональной деятельности» приняли участие Б.А. Ясько (КубГУ) с докладом «Чувство времени - атрибут профессионализма», М.Ю. Широкая (Москва, МГУ) с докладом «Субъективная оценка времени жизнедеятельности учителей в условиях инновационных преобразований в средней общеобразовательной школе».


В конце работы конференции Н.Г. Бякова (Геленджик) выступила с лекцией «Писатель как субъект организации времени в мифах Северного Кавказа», где показала, что связь жизненных процессов и событий в единое целое в мифологическом сюжете происходит через интеграцию времени жизни - прошлой, настоящей и будущей, - за счет чего создается объемная временная картина реальности, имеющая философский смысл. Особый интерес вызвало выступление И.В. Введенского (Ростов-на-Дону) с докладом «Визуальная презентация времени» о творчестве выдающегося художника-графика Александра Аксинина, безвременно ушедшего из жизни.


Участники конференции выразили признательность Департаменту образования и науки (ДОиН) Краснодарского края в лице С.С. Зенгина за помощь в организации конференции, декану факультета управления и психологии КубГУ А.М. Ждановскому за организационную поддержку, замечательному коллективу филиала ЮФУ в г. Геленджике, в частности директору филиала Ю.А. Бякову и его заместителю по организационной работе О.А. Фоменко. Благодаря их усилиям стала возможна интеграция позиций и исследований ученых и практиков, занимающихся проблемами организации личностью времени своей жизнедеятельности.


Конференция продемонстрировала, что проблема временной организации жизнедеятельности человека - актуальное и перспективное научное направление, вызывающее несомненный интерес психологов. Масштаб изучения временного аспекта жизнедеятельности личности, представленный на конференции, огромен. Это: рассмотрение временной составляющей психических состояний с позиции пространственно-временной парадигмы психических состояний, включающей отношения между субъективным опытом 138 человека, уровневой организацией образа мира, событиями и ситуациями жизнедеятельности, личностными характеристиками и социально-психологическими особенностями группы, членом которой является субъект (А.О. Прохоров, Казань, КГУ; Г.В. Дорохова, Краснодар, ОК БСМП); изучение организации личного и свободного времени (Т.В. Бендас и О.В. Харламова, Оренбург, ОрГУ; С.С. Зенгин, Краснодар, ДОиН; Н.В. Омельченко, КубГУ; Н.С. Пряж- ников, Москва, МГУ; и др.), изучение жизненного пути и временная перспектива личности (Ю.Г. Овчинникова, Москва, ГУ ВШЭ; Ю.Б. Шлыкова, КубГУ; и др.).


Несомненный интерес психологов вызывают проблемы личностной организации времени современной женщины. Эти проблемы рассматривались на конференции в разных аспектах, таких, как деловая активность, материнство, ресурс личного времени и распределение его между семьей и работой, представление образа женщины в современной художественной литературе (Е.Н. Биличенко, КубГУ; Г.А. Брандт, Екатеринбург, Гуманитарный университет; Н.Ю. Галой, Москва, МГПУ; И.В. Евсевичева, Г.Ю. Любимова, Л.Н. Лунева, Москва, МГУ; Е.В. Любимова, КубГУ; и др.).


Сотрудники и аспиранты факультета управления и психологии КубГУ представили на конференцию большую серию работ, посвященных изучению организации времени личности в контексте семейных отношений (З.И.Рябикина, О.В. Болдарева, Е.Н. Диденко, Л.А. Макухина, Т.К. Хозяинова, Н.А. Майстренко, П.Ю. Удачина, Д.А. Марьяненко, Т.П. Харькова и др.), изучению проблем личностной организации времени детей, подростков, студентов (А.Ш. Гусейнов, С.С. Зенгин, Я.В. Розевика, С.Ю. Флоровский, Л.Ф. Бичевая, В.А. Дьяченко, Г.В. Шаповалова, Е.В. Шрамченко).


В многообразии контекстов и аспектов временной организации жизнедеятельности, «способности становления "пространства" своего персонального бытия как проекции субъектного времени бытия на бытие времени» (В.И. Панов, Москва, ПИ РАО) прослеживается общее: большинство авторов акцентируют свое и наше внимание на активной, созидательной позиции личности по отношению ко времени своей жизни.


Конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект организации времени своей жизни» показала перспективность направлений исследовательской и практической работы психологов и других ученых при осмыслении проблем организации личностью времени своего бытия.


ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2008. № 3

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей - времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г. Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения.

Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна. Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения, безусловно, отличается от позиции, высказанной А.Г. Асмоловым, поскольку допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью. Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные "человеческие", а не "предметные" условия жизни - такова онтология человеческой жизни. Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу.

В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы - свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса о объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия - скорость, ритм, интенсивность.

В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни.

Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.

Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были - характер регуляции времени и уровень активности.

Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.

Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни - жизненная линия.

Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В этом смысле событийный подход (А.А. Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни.

Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене. Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:

  • 1) оптимальный режим;
  • 2) неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;
  • 3) лимит времени - напряженная работа в ограниченное время;
  • 4) избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;
  • 5) дефицит времени - недостаточное время.

В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: "Как вы действуете обычно, реально?" и "Как нужно было бы действовать идеально?".

В результате исследования было выделено пять типов личностей:

Оптимальный - успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.

Дефицитный - сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.

Спокойный - испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.

Исполнительный - успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.

Тревожный - успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности.

Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.

В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. Это - исследование, проведенное Т.Н. Березиной.

К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны:

1) доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и 2) эго-направленность (интроверсия или экстраверсия).

Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного - на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного - на настоящее, а интуитивного - на будущее.

В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А. Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы, предложенное В.И. Ковалевым. Трансспектива - такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем.

Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами. Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д.

Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы.

Психологическая перспектива - способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности.

Личностная перспектива - способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива - свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени.

Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи.

С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости - прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста:

  • 1) хронологический (паспортный) возраст,
  • 2) биологический (функциональный) возраст,
  • 3) социальный (гражданский) возраст,
  • 4) психологический (субъективно переживаемый) возраст.

Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста. Для проверки теоретических и эмпирических гипотез был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось представить, что им ничего не известно об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им субъективно подходит. Оказалось, что у 24% людей их собственная оценка совпала с хронологическим возрастом, 55% считали себя более молодыми, а 21% чувствовал себя старше. Выборка состояла из 83 человек (40 женщин и 43 мужчин). Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста - чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста.

А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту). В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе. Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус - вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности.

Время жизни личности - это и прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни).

В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: "Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?". События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.

Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности.

Психологический возраст - характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета.

Психологический возраст обратим - человек может как стареть, так и молодеть.

Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Как мы смогли заметить, концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности. Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях - в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода. Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

В продолжение нашего разговора о жизни без спешки (см статью ) – новом тренде нашей эпохи, новом взгляде на свою жизнь, хочу сказать вот что.

Идея «слоу лайф» не означает «ничегонеделания», лёжа на лужайке. Напротив. Приверженцы этого стиля жизни специально выбирают такую работу, которая НЕ будет «забирать» у них всё время , а только небольшую его часть. Для чего?

Да как раз для того, чтобы больше всего успеть сделать и попробовать в своей жизни. Чтобы иметь баланс в жизни между работой (бизнесом), личной жизнью . Чтобы иметь больше свободного времени для общения с семьей, для достижения своих целей, выполнения желаний. Для воплощения своей мечты.

Другие полезные статьи: * * *

1. Вам интересно узнать, какие 50 целей в жизни человека список – самые популярные сейчас среди людей из разных стран?

Список целей собран интернет изданием 43things.com . На этом сайте более 3-х миллионов людей со всего света рассказывают о своих целях. Интересно узнать: какова цель в жизни человека из другой страны, а точнее, многих людей из многих других стран?!

Вот они, 50 целей в жизни человека — самые популярные в мире:

  1. Похудеть,
  2. Написать свою книгу
  3. Не откладывать мечты, дела на потом (проблема называется «прокрастинация»)
  4. Полюбить
  5. Стать счастливым человеком
  6. Сделать тату
  7. Спонтанно поехать в путешествие, ничего не планируя
  8. Жениться или выйти замуж
  9. Начать путешествовать по всему миру
  10. Пить много воды
  11. Вести свой дневник
  12. Увидеть северное сияние
  13. Выучить испанский
  14. Вести личный блог
  15. Научиться экономить деньги
  16. Делать много фотографий
  17. Целоваться под дождем
  18. Купить дом
  19. Завести новых друзей
  20. Научиться игре на гитаре
  21. Бежать марафон
  22. Выучить французский
  23. Найти новую работу
  24. Погасить кредиты
  25. Читать много книг
  26. Стать уверенным в себе
  27. Активно жить
  28. Написать рассказ
  29. Прыгнуть с парашютом
  30. Перейти на здоровое питание
  31. Заниматься спортом
  32. Выучить японский
  33. Научиться вкусно готовить
  34. Начать свой бизнес
  35. Бросить курить
  36. Побывать во 50-ти штатах
  37. Выучить язык жестов
  38. Поплавать с дельфином
  39. Научиться играть на пианино
  40. Стать серфингистом
  41. Исправить свою осанку
  42. Найти 100 вещей, кроме денег, для счастья
  43. Не грызть ногти
  44. Определить занятие на всю оставшуюся жизнь
  45. Научиться танцам
  46. Научиться управлять машиной
  47. Изменить, улучшить жизнь
  48. Получить финансовую независимость
  49. Выучить итальянский
  50. Быть организованным

Меня поразило то, что в этом списке так мало финансовых целей. Первые места занимают цели о путешествиях, саморазвитии, любви и счастье . Как здорово, что в мире всё больше людей перестали слушать глупые советы на тренингах по личностному росту, что якобы все без исключения люди должны себе ставить завышенные требования и цели, достигать их, чтобы стать очень богатыми. Мне кажется, что такие рекомендации вызывает беспокойство и не приносят счастья.

2. Зачем нужны цели в жизни человека (примеры) и как они могут изменить жизнь?

В этом вопросе присутствует, я бы сказала, какая-то мистика. Знаете, что объединяет успешных людей, которые стали счастливыми, потому что занимались всю свою жизнь любимым делом? Их объединяет общее, присущее всем им качество – целеустремленность и непреодолимое желание достичь своей мечты или цели. Все они очень рано, еще в детстве или в юношестве поставили перед собой и записали список целей и делали всё для их достижения.

В качестве примера можно привести жизнь Джона Годдарда — рекордсмена Книги рекордов Гиннеса, исследователя и путешественника, выдающегося учёного-антрополога, обладателя научных степеней в области антропологии и философии.

Но не надо смущаться и сравнивать себя с этим героем. Такие люди скорее исключение, чем правило. Просто на примере Джона Годдарда особенно наглядно видно, как записанные цели помогают более интересно и ярко жить.

Сколько целей должно быть у человека? Чем больше Вы их напишете в своём списке, тем легче Вам будет отыскать свои сокровенные желания и мечты, воплотить их и стать счастливыми.

3. Какие цели важнее, финансовые или цели духовного и личностного роста?


Этот вопрос очень похож на вопрос «Что было раньше, курица или яйцо?». Сейчас поясню почему. Материалисты скажут, что, имея деньги, можно с легкостью воплотить все свои мечты и выполнить цели. Например, начать путешествовать по миру. Купить дом. Выучить языки. Поэтому сначала надо выполнить финансовые цели – найти новую работу, построить свой бизнес и тому подобное.

Для информации: кто такие Материалисты и Идеалисты. Материалисты считают, что материя первична и породила сознание. Идеалисты, наоборот, что сознание первично и оно создало материю. Это противоречие многие называют главным вопросом философии.

Но моя бабушка всегда мне говорила (сама того не зная, она относилась к Идеалистам), что если на 1-м месте будет Бог, то всё остальное приложится и будет на своих местах . Она же говорила: «Не надо ждать финансового благополучия, чтобы родить ребенка. Потому что, если Бог даст дитя, то даст и на дитя!».

Используя логику, расчетливость, прагматичность, трудно этот бабушкин принцип осознать и еще труднее, применять в жизни. Потому что трудно, невозможно его объяснить с научной, материалистической точки зрения.

Но поговорки и пословицы (я их называю квинтэссенцией многовекового опыта наших предков) как бы стараются передать нам знания и мудрость предыдущих поколений.

Эта мудрость основана не на логике и прагматичности, а на наблюдениях за связью между поступками и событиями, как в жизни одного человека, так и целых поколений :

  • Человек предполагает, а Бог располагает (русская пословица)
  • Easy come easy go (английская пословица «Что легко нажито, то легко теряется»)
  • То, что случается, случается вовремя (китайская пословица «Случайности не случайны»)

Список пословиц разных народов можно продолжать до бесконечности. Но как с точки зрения логики и материализма можно объяснить даже эти три пословицы разных народов?

Исходя из этих рассуждений и будучи идеалисткой, я для себя составила цели в такой последовательности: Духовное совершенствование –> Личностный рост и отношения –> Физическое здоровье –> Финансовые цели.

Духовное совершенствование:

1. Не осуждать, следить за своими мыслями

2. Победить свою болтливость, слушать других

3. Благотворительность: ежемесячно перечислять деньги нуждающимся (детский дом, детская больница, старики-соседи)

4. Достроить дом для родителей, помогать родителям

5. Помогать детям, пока не встанут на ноги

6. Не вмешиваться в чужие дела, если не просят совета

7. Подавать милостыню просящим подаяния – не проходить мимо

8. Не пересказывать чужие грехи (Хамов грех)

9. Ходить в Храм на воскресные службы хотя бы 2 раза в месяц

10.Не хранить, а отдавать ненужные, но хорошие вещи нуждающимся

11. Простить обиды

12. Поститься не только в посты, но и по средам и пятницам

13. Побывать в Иерусалиме на Пасху

Личностный рост и отношения:

16. Избавиться от своей лени, перестать откладывать дела

18. Не спешить, жить в стиле «слоу-лайф», оставляя время на общение с семьёй, созерцание, чтение и свои увлечения

20. Научиться вкусно готовить для семьи и друзей, ходить на мастер-классы

21. Научиться выращивать зелень, овощи, фрукты и цветы в своём саду

22. Пойти вместе с мужем на латиноамериканские танцы

23. Научиться делать профессиональные фото

24. Совершенствовать английский – смотреть фильмы и читать книги

25. Отправиться спонтанно вдвоём с мужем в путешествие на машине, ничего не планируя

26. Научиться делать вместо генеральной уборки всего дома ежедневную уборку по 15 минут

27. Встречаться чаще с детьми и друзьями, ходить на концерты, спектакли, выставки

28. Путешествовать по миру 2 раза в год вместе с мужем, детьми и друзьями

29. Отправиться в путешествие вдвоём с мужем не на 2 недели, а на несколько месяцев в Тайланд, Индию, Шриланку, Бали

30. Прокатиться на слоне, поплавать с дельфином, огромной черепахой, морской коровой

31. Посетить вдвоём с мужем парк Серенгети в Африке

32. Побывать вдвоём с мужем в Америке

33. Совешить вдвоём с мужем круиз на многопалубном корабле

Физическое здоровье:

34. Проходить периодически курс массажа

35. Делать зарядку каждый день

36. Ходить в сауну и бассейн 1 раз в месяц

37. Каждый вечер – прогулка быстрым шагом

38. Отказаться от вредных продуктов полностью

39. 1 раз в месяц – 3-х дневная голодовка

40. Похудеть на 3 кг

41. Пить 1,5 л воды в день

Финансовые цели:

42. Повысить доход от вендингового предприятия — сети платежных терминалов

43. Повысить ежемесячный доход от блога

44. Стать профессиональным вебмастером

46. Поднять посещаемось своего блога до 3000 посетителей в сутки

47. Зарабатывать на партнерских программах

48. Писать по одной статье в блог каждый день

49. Продукты закупать в оптовых магазинах

50. Поменять бензиновую машину на электромобиль

51. Построить работу своих проектов так, чтобы получать пассивный доход

52. Научиться экономить, открыть сберегательный счет и ежемесячно пополнять

Вы, конечно же, можете написать все свои цели в любой последовательности. Собственно, так их и надо писать. Я разделила их на 4 группы, чтобы было понятно, что в жизни надо соблюдать баланс между целями по Бизнесу и финансам, Отношениям, Здоровью, Духовностью. А вообще я всегда пишу все дела, цели, мечты подряд. Ниже в разделе 4 «Как составить список своих целей?» я расскажу об этом подробно.

Я привела свои цели только для примера. У всех они разные и меняются со временем. Например, в моём списке нет целей по воспитанию детей. Это потому, что они уже выполнены — наши дети выросли и живут уже самостоятельно.

4. Как составить список своих целей? 50 целей в жизни человека список в настоящем времени

Работая в крупных банках, на больших IT проектах, я прошла много интересных тренингов по психологии, мотивации, стресс-менеджменту, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту, личностному росту. На этих тренингах нас учили методикам постановки целей и промежуточных задач по их достижению.

Но особенно мне понравилась вот эта простая и действенная методика:
  • Нужно мысленно «отключить сознание» и, не задумываясь, начать писать от руки на чистом листе бумаги все свои желания, цели, задачи – большие и маленькие.
  • Написать надо как можно больше, главное – «не включать мозг» и не останавливаться.
  • Писать и «сегодняшние» проблемы, например, «чтобы сын сдал зачёт» или «вывезти хлам из гаража» или «купить к новому году живую ёлку в горшке». И глобальные, например, «чтобы дети выбрали профессии по душе», «чтобы успешно закончили университеты».
  • Затем разбить цели на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Также выделить собственно цели и то, что можно назвать задачами для достижения этих целей.

Эту мысль, кстати, я часто встречала в книгах успешных людей, но не придавала ей значения. Все они говорят о том, что желания и цели важно записывать и это помогает каким-то непостижимым способом их выполнению.

Если Вы задумываетесь о целях, то наверняка Вам будет также интересна эта полезная статья Она поможет Вам по-другому взглянуть на цели по личным финансам. После прочтения статьи Вы поймете, как просто самому обеспечить себе достойную «пенсию», даже не дожидаясь пенсионного возраста! Эти простые, но ценные знания обязательно передайте детям, ведь в наших школах не принято обучать вопросам личных финансов.

5. Как выполнять цели, не спеша и в радость себе и своим близким?

Мы знаем, что все люди разные. Имеют разные психотипы, способности, харизму, работоспособность, интуицию. Поэтому все живут, творят, воплощают свои мечты и цели ПО-РАЗНОМУ, исходя из своих способностей и характера .

Рассмотрим небольшой пример. Я опишу сейчас «портрет» своего успешного друга:

  • Он оптимист, это очень помогает ему в делах.
  • У него хорошие способности, но он ленив.
  • В какие-то моменты, когда надо собраться, сделать что-то важное – лень отступает и он становится напористым и целеустремленным.
  • Еще он человек очень спонтанный. Если загорится какой-то идеей, то моментально ее воплощает, не рассуждая. Из-за этого часто бывают потери, но в целом дело быстро сделано.
  • Он часто полагается на интуицию и если какое-то дело «не идет», он с лёгкостью откладывает его, зная, что в «своё время» оно будет сделано легко.
  • Много дел он делает абсолютно бескорыстно, помогая людям.

Вы теперь примерно можете представить (исходя из этой характеристики), как мой друг достигает своих целей: иногда лениво, иногда импульсивно, иногда напористо и целеустремленно, иногда, полагаясь на интуицию. Но никогда он не идёт против своей природы, характера, своих моральных принципов. И в этом секрет его успеха.

Вы понимаете к чему я клоню? Я хочу сказать, что мы все разные и что точно не надо делать при достижении своих целей – это не надо ломать себя. Не надо загонять себя в состояние стресса, не надо упрекать себя в нерасторопности. И никогда не идти против веления своего сердца и не делать того, что тебе не нравится только потому что у всех есть в списке такая цель.

Я, например, не люблю заниматься спортом в тренажерном зале. Пусть все ходят, а я не буду, потому что я попробовала несколько раз и убедилась, что это не приносит мне удовольствия, а значит и пользы

Не слушайте никого, что в день надо уделять своей цели столько-то времени, что нужно всё расписать по дням и часам. В этом случае Вы превратитесь в раба своих амбиций. Ваши цели нужны Вам для того, чтобы интересно жить, любить, быть счастливым человеком, заниматься любимым делом.

Живите не спеша, радуйтесь жизни, откажитесь от спешки дома, на работе и в отношениях со всеми людьми. К этой идее slow life пришло уже много прогрессивных людей из многих стран. И прекратите упрекать в нерасторопности своих детей так, как Вас упрекали Ваши родители (рекомендую статью от том, как воспитывать детей счастливыми и раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал:). Раз уж мы заговорили о детях, то также рекомендую Вам прочитать статью о прогрессивном и о , которые будут востребованы через 10 и больше лет.

Вывод: Для того, чтобы начать жить интереснее, не откладывая, сядьте сейчас поудобнее и напишите, не задумываясь, как можно больше маленьких и больших дел, целей, задач и желаний .

А потом, если появится настроение, можете разделить их на финансовые, личностные и другие. На большие и маленькие. Но я Вам скажу, что свои жизненные цели, желания и мечты я всегда записываю подряд. И разделила их сегодня в 1-й раз только для этой статьи, чтобы стало понятно, какие цели бывают.

Нравится Вам такой подход к делу? Никакого занудства! Мне нравится этот новый позитивный подход к жизни – всё делать с радостью, так, как подсказывает тебе твоё сердце!

Напоследок предлагаю посмотреть замечательное видео с описанием гениального и простого способа, как с радостью и при этом эффективно достигать результатов в 4-х направлениях жизненных целей. Мне понравилась идея ставить маленькие цели на пути к большой и праздновать достижения каждой! При этом охватывать все 4 области своей жизни и поставить в начале только по одной цели. Беру себе эту классную идею на вооружение!

Желаю всем вдохновения и уверенности в себе!

До скорой встречи!

Интеграция трех временных модальностей и биографическое мышление

Наивысшим и интегральным процессом психического отражения является мышление. Его место в структуре сознания и интегрирующая функция сохраняются относительно отражения времени жизни. Интеграция всех временных модальностей, а значит и процессов памяти, воображения, восприятия и других психологических механизмов происходит в процессах мышления. Мышление служит средством адекватного отражения времени жизни во всех его модальностях, средством преодоления защит памяти (вытеснение), восприятия (перцептивная защита), воображения (иллюзии относительно будущего).

В сознании возможна обратимость времени. Благодаря мышлению, памяти и воображению субъект может перенестись в давнее прошлое и заново пережить его, или посмотреть на сегодняшний день, с точки зрения будущего, или поместить его в прошлом. Свободное путешествие во времени возможно в нашем сознании, и эту способность психолог В.И.Ковалёв назвал трансспективой (). Этот механизм является конкретным проявлением биографического мышления и даёт возможность предвидения будущего (перспектива), возвращения к прошлому (ретроспектива) и обзора настоящего (можно назвать её актуалспективой).

Временной аспект биографического мышления проявляется в отражении событий собственной жизни в контекстах биологического и исторического времени, в масштабах онтогенеза и истории общества. В этом отношении по-новому выступает значимость исторических знаний для личности, её гуманитарная образованность. Формирование на уроках истории и стихийно при чтении исторических романов и просмотре исторических фильмов, знакомстве с устными преданиями представлений и понятий об историческом времени становится средством развития исторического и вместе с тем биографического мышления личности. То, что было усвоено, пережито, понято из большой истории становится составной частью собственной - малой — истории личности, включается ею в субъективную картину жизненного пути.

Для здоровой личности характерна полная структура психологического времени, когда человек в своём сознании воспроизводит прошлое, настоящее и будущее. В психологии и философии высказывались мысли о том, что для оптимального развития личности полезно сохранение в зрелости возрастных особенностей предшествующих фаз жизни. Русский философ XX века П.А.Флоренский писал: «Секрет творчества — в сохранении юности. Секрет гениальности - в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь…» (). (Эта идея нашла подтверждение в исследованиях возрастного аспекта умственной одарённости, в частности, в работах Н.С. Лейтеса).

Успешность ориентации в прошлом, настоящем и будущем выражается в своевременности жизненных решений и поступков личности. Даже самое логически правильное решение не выполнимо и бессмысленно, если оно принято слишком поздно или рано. На своевременность, как характеристику субъекта жизни, обратила внимание К.А.Абульханова-Славская в своих работах 80-х годов. Но ещё до этого вопрос о своевременности возникал в возрастной психологии и педагогике при обсуждении проблемы сенситивных периодов индивидуального развития. Действительно, педагогические воздействия будут успешными, если они приурочены к определённым возрастным состояниям воспитуемых, учитывают зону их ближайшего развития, возрастные возможности и ограничения, и потому своевременны.

В плане жизненного пути личности своевременность определяется путём соотнесения жизненных планов с перспективами возрастного развития, с тенденциями в социальном развитии макросреды и отношений в микросреде. Своевременность жизненных решений, шагов — это как бы попадание в ритм объективных событий, в том числе исторических. Последнее означает, что субъект жизни должен обладать развитым чувством истории, чтобы улавливать подходящие для активного действия исторические моменты.

Другой аспект обращения со временем жизни связан с учётом личностью ограниченности временного ресурса. Времени всегда не хватает, его надо экономить, планировать и распределять. Вместе с тем от личности зависит ускорение ритма собственной жизни и её окружающих. Создавая насыщенную событиями жизнь, вовлекая в эти события других людей, она интенсифицирует жизнь и как бы ускоряет ход времени. Такая способность возникает у развитой личности, которая в единицу времени делает большой объем работы, реализует большее количество целей. Развитие способностей (трудоспособности, работоспособности, интеллекта, специальных способностей) означает, таким образом, потенцирование времени. Так что в процессе актуализации этих потенциалов происходит его ЭКОНОМИЯ.

Понятие потенцирования времени предложила К.А.Абульханова-Славская (). Оно по-новому освещает проблему способностей и указывает пути развития механизмов регуляции жизнедеятельности во времени. Человек с развитыми механизмами такой регуляции становится компетентным по времени (А.Маслоу).

Распоряжение временем жизни зависит от направленности личности. Личность сама решает, на что ей тратить время жизни, какие планы реализовать в первую очередь, куда направить максимум усилий в данный момент времени. Отношения ко времени связано со смыслами деятельностей и смыслом жизни, как он понят личностью. Отсюда проистекают различия в организации жизни во времени.

В.И. Ковалев выделил четыре типа личностной организации времени (). Первый тип — обыденно-ситуативный. Постоянно озабочен, суетлив, его состояние зависит от обстоятельств. Всегда занят, но не выделяет главной жизненной линии, дальних целей. Живет повседневными заботами, решает текущие рутинные задачи жизнедеятельности. Этакая “Пчела”.

Второй тип — функционально-действенный. Бодр, подтянут, деловит. Но его активность в большой степени разворачивается в рамках социальной роли и задана функционально обществом. Самоуверен ИЛИ зависим по обстоятельствам. Хорошо распределяет время при выполнении социальных функций, но не соотносит эти функции с собственной жизнью в целом, не задается вопросом, есть ли в его активности глубокий жизненный смысл. Это не рефлектирующий «Прагматик».

Третий тип — созерцательно-рефлексивный. Контрастирует со вторым и первым тем, что живет внутренней жизнью. Здесь возможны два варианта. Первый, когда внутренняя жизнь замыкается полностью в себе, плохо соотносится с внешней жизнью и теряет сколь-нибудь серьезное содержание, так как не отражает реальной жизни, не сказывается на её реальном процессе. Можно о нем сказать: «Мечтатель» (герой из «Белых ночей» Достоевского хороший пример этого типа). Второй вариант этого типа отличается творческим, самостоятельным характером внутренней жизни, но малой социальной активностью. Он самоуглублен, глубокомысленен. нетороплив, наблюдателен, внешне мало выразителен. Много думает, правильно отражает жизнь, но мало действует. Назовем его «Созерцатель».

Четвертый тип - сознательно-преобразующий. Наиболее динамичен, хорошо ориентируется в жизненных обстоятельствах, выделяет в них главное и использует в своих целях. Понимает смысл жизни и стремится жить в соответствии с ним. Ему присуща увлеченно-энергичная манера деятельности в решающих жизненных ситуациях. Умеет сохранять избранную линию жизни, несмотря на давление жизненных обстоятельств. Он «Хозяин судьбы».

Организация времени жизни, возможно, связана с тем, что мы называем временными предпочтениями личности. Есть люди, в своих жизненных решениях и в общей динамике внутренней жизни ориентированные на прошлое, другие — на будущее, третьи — на настоящий момент*. (*Ранее мы приводили свидетельства об отношениях со временем Л.Н. Толстого (ориентация на настоящее), А.А. Блока (устремленность в будущее). А вот И.А. Бунин, по свидетельству русского поэта И.В. Одоевцевой, был особенно чувствителен к прошлому: «С какой невероятной силой он переживает прошлое! Будто для него прошлого нет. Будто для него все, что было когда-то, длится, происходит здесь, сегодня, сейчас» (). Имеются некоторые основания предполагать, что та или иная ориентация, во-первых, зависит от возраста, во-вторых, носит типологический характер и связана с особенностями структуры личности.

Так, в одном исследовании петербургского психолога П.И.Яничева среди старшеклассников и студентов выявлено 20% тех, кто ориентирован на прошлое. Этот тип ориентации коррелирует с тревожностью, низким эмоциональным самоконтролем, подчиненностью. Ориентация на настоящее, обнаруженная у 30% испытуемых, связана со стабильностью и реалистичностью личности. Ориентация на будущее (50% испытуемых) коррелирует с высоким самоконтролем, самоорганизацией, независимостью. Таким образом, соотношение времен в субъективной картине жизненного пути зависит от структурных особенностей и уровня развития личности.

Есть данные о возрастной изменчивости соотношений в сознании личности прошлого, настоящего и будущего. Согласно Т. Коттлу (T.Cottle) с переходом от детства к зрелости возрастает доля прошлого и будущего в сознании личности. В зрелости время будущего примерно равно прошедшему времени. Двадцатилетние испытуемые имеют диапазон будущего в три раза больший, чем прошлое по сравнению со зрелыми людьми (приводится по (6)).

Способность к организации времени жизни меняется с возрастом по мере развития личности. В детстве она минимальна, и ребёнок подчиняется режиму и социальному расписанию жизни в большей степени, чем распоряжается своим временем самостоятельно. В зрелости организация времени жизни зависит от личности, но в производственной и общественно-политической сферах это происходит в тех пределах, которые позволяют ей её статус и социальные функции.

Наибольшей самостоятельности человек достигает при организации своего свободного времени, но и тут есть немало ограничений, связанных с финансовой обеспеченностью и здоровьем. Пенсионеры в развитых богатых странах имеют широкие возможности для самоорганизации времени жизни, будучи материально независимы и свободны от выполнения многих функциональных обязанностей. Однако и для них неизбежна проблема сокращения будущего времени жизни, что может лишать смысла какую-либо деятельность старика при определённом отношении к ценностям жизни и собственной смерти.

Обессмысливание жизнедеятельности у старых или молодых людей приводит к экзистенциальной фрустрации. Обращенная в прошлое экзистенциальная фрустрация переживается как напрасно прожитая жизнь. По отношению к настоящему — как чувство безысходности, опустошённости. Есть и фрустрация будущего, когда блокируются цели, и человеку кажется, что его жизнь кончена ().

Эти состояния исследовал Р.А.Ахмеров в контексте биографических кризисов (). Биографический (жизненный) кризис — острая неудовлетворенность личности собственной жизнью, её продуктивностью. Последнее выражается в чувстве бесперспективности, когда человек не видит жизненной перспективы, чувстве опустошённости (переживание исчерпанности сил, отсутствия стимула к жизнедеятельности), нереализованности (чувство напрасно прожитых лет).

Справиться с экзистенциальными фрустрациями и биографическими кризисами легче удаётся зрелой личности с чувством ответственности, сильной волей и развитым биографическим мышлением. Важно, что преодоление трудностей на жизненном пути зависит от жизненной философии, на основе которой личность находит особые «техники бытия» (Г.Томэ), иначе говоря, вырабатывает индивидуальный стиль поведения в жизненных испытаниях. В общем, кризисы преодолеваются людьми, ставшими индивидуальностью, в том смысле слова, какой ему придавал В. Г.Ананьев.