Значение слова авторитет

; в узком - влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости , знания , добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе , их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки , и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта .

Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas . Говорится также о вере в авторитет (лат. Argumentum ad verecundiam - «обращение к авторитету»), которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.

В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием является легитимность источника авторитета. В соответствии с концепцией М. Вебера , авторитет может освящаться тремя источниками:

  1. Традиция (например, авторитет церкви);
  2. Рационально обоснованная законность;
  3. Аффективная законность, основанная на харизме лидера.

Необычное открытие было сделано учёными из университета Лидса . Они провели серию экспериментов: добровольцев попросили бродить по большому залу, не разговаривая друг с другом. Среди участников выбирали несколько человек, которым давались более чёткие инструкции, какого маршрута следует придерживаться. Опубликованный отчёт продемонстрировал, что задать направление группе людей численностью не менее 200 человек может «информированное меньшинство», составляющее всего лишь 5 %. Оставшееся «стадо» бессознательно следует за лидерами. В этом наблюдаются чёткие параллели с поведением групп животных , утверждают исследователи. В ходе экспериментов испытуемые вырабатывали общее решение, хотя им не разрешалось ни разговаривать друг с другом, ни общаться при помощи жестов. В большинстве случаев участники эксперимента даже не осознавали, что их кто-то ведёт.
Нынешняя работа перекликается с исследованием учёных из Утрехтского университета . Они доказали, что большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если проводник «сам не знает, куда идти».

В России и странах бывшего СССР

На постсоветском пространстве слово «авторитет» получило дополнительное значение, пришедшее из воровского жаргона : «преступными авторитетами» или просто «авторитетами» называют лидеров преступного мира, в местах лишения свободы - представителей высшей группы в неформальной иерархии заключённых. В этом значении прилагательное авторитетный входит в, на первый взгляд, нейтральное словосочетание «авторитетный бизнесмен» («авторитетный предприниматель»). Оно употребляется прессой в качестве эвфемизма , когда автор прозрачно намекает на причастность данной личности к преступной деятельности, избегая подобным словоупотреблением возможных претензий и обвинений в бездоказательности. Впервые это словосочетание отмечено в статье Виктора Смирнова «Авторитетный предприниматель не дожил до суда» (газета «Коммерсантъ-Daily» 27 октября 1994 года).

Напишите отзыв о статье "Авторитет"

Примечания

Ссылки

См. также

  • - модель верификации достоверности информации в статьях Википедии.

Источник

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Авторитет

Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!

Введение

Авторитет - одна из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование в общих и в индивидуальных интересах. Авторитет отличается от политического влияния прямым характером воздействия на человеческую деятельность, получающим форму директивы, приказа или распоряжения от внешнего принуждения авторитет отличает уверенность исполнителя в легитимности распоряжений, которые ему поступили, а не сознание того, что за выполнением или невыполнением приказа могут наступить поощрительные или репрессивные действия. Авторитет всегда выступает так или иначе узаконенным, допускает определенную степень социального порядка. Эффективность авторитета во многом определяется взаимодействием его с другими формами осуществления власти, не исключает противоречий между ними. Политическая активность индивида - совокупность проявления тех форм жизнедеятельности отдельной личности, в которых отражается его стремление активно участвовать в политических процессах, отстаивать свои политические права.

Авторитет: понятие, виды, источники

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

В средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства - бизнесмены, которых считали лидерами нации. Английский философ Томас Гоббс называл авторитетом того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. Таким образом, авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Авторитет подразумевает добровольное подчинение многих людей одному лишь потому, что он выступает личностью, а не назначенным лицом. власть авторитет приказ

Авторитет (от лат. autoritas - власть, влияние) в широком смысле слова, есть общепризнанное, неформальное влияние определенного лица, организации или общественного института на различные сферы общественной и личной жизни, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах или его особых полномочиях. В узком смысле - это одна из форм осуществления власти, которая выражается в способности своего носителя направлять действия, мысли, чувства человека или группы лиц, не прибегая к насильственным мерам.

Без авторитета никто не может управлять, ни через приказы, ни путем коллективного обсуждения. С авторитетом руководителя тесно связано качество и эффективность руководства коллективом, он отражается на дисциплине, взаимоотношениях, на всей морально-психологической атмосфере в коллективе. Известно, что к распоряжениям авторитетного и неавторитетного руководителей подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководителя почти всегда вызывают сложные внутренние переживания, недоверие к руководителю оборачивается недоверием к его решениям, от чего страдают не только межличностные отношения, но и дело.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника авторитета:

  • - официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
  • - реальный авторитет - фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива. Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них.

Авторитет руководителя формируется в процессе совместной деятельности, общения с другими людьми, являясь следствием объективных взаимоотношений и личных качеств людей. В нем всегда выражено уважение к человеку, доверие к его силам и возможностям.

  • - профессиональный авторитет указывает на уровень профессиональной компетентности руководителя;
  • - служебный авторитет - указывает на степень выполнения руководителем своей официальной роли в соответствии со своими правами и обязанностями;
  • - моральный авторитет выступает важнейшим показателем нравственной культуры руководителя, степени влияния его личностных качеств.

Забота об авторитете руководителя - это не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые признаны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность

  • - выраженных мотивов и интересов руководителя на повседневную работу с подчиненными;
  • - умения дозированного применения властных полномочий в зависимости от конкретных управленческих ситуаций и особенностей работников;
  • - умения экономить дисциплинарные санкции при одновременной опоре на мнение и воспитательные возможности профессионального коллектива;
  • - умения психологически целесообразно применять властные полномочия;
  • - умения дифференцировать управленческие воздействия в зависимости от особенностей конкретных работников и профессиональных групп;
  • - умения обеспечить преемственность в применении властных полномочий по отношению к подчиненным и профессиональным группам со стороны всех руководителей;
  • - умения опираться в управлении персоналом на элементы самоорганизации и инициативы сотрудников;
  • - наличия у руководителя установки брать ответственность на себя и обеспечивать психологическую защищенность подчиненных.

Неумело сформированный индивидуальный стиль руководства способствует возникновению у руководителя ложного авторитета (псевдоавторитет), являющегося, по существу, лишь его иллюзией, призраком.

Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторитет и власть взаимозависимы, но авторитет может существовать и без власти. Авторитет в большей мере индивидуален, чем власть и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей.

"Он пользуется авторитетом". "Ты в авторитете". "Ты - мой авторитет". Какие знакомые фразы. Прибегая к ним, мы и не задумываемся, что значит это слово. А давайте сегодня и поговорим о признаках авторитетности более подробно. Рассмотрим данное понятие и выясним, как же достигается авторитет.

Понятие

Авторитет имеет несколько смыслов. В широком понимании слова это значимость и основанная на нем власть. В более узком - побуждающее действие к признанию главенства, благодаря каким-либо выдающимся заслугам.

Кто такой авторитет?

Авторитетный человек - это тот, за кем признаны какие-либо умственные заслуги, его моральные качества, выдающиеся достижения в той или иной области. Важным критерием является ненасильственное влияние авторитета на общество.

Виды авторитета

    Должностной. Определяется служебным положением человека, занимаемой им должностью.

    Моральный. Зависит от личностных качеств.

    Профессиональный. Его основой служит компетентность специалиста в своей отрасли деятельности.

    Коллективный. Его скорее можно отнести к армейской и военной службе.

    Индивидуальный. Зависит от отдельной личности, которая и является его носителем.

    Истинный. Основан на высоких моральных качествах того, кто завоевывает данный вид авторитета. Действия в соответствии с нормами морали - основной критерий такой личности.

Ложный авторитет

Если есть истинный авторитет, значит, должен быть и мнимый. Или ложный. Авторитетный человек - это тот, который стремится завоевать истинный авторитет. Потому что ложный выглядит смешно и убого. У носителя нет чувства удовлетворения от данного статуса.

    Авторитет расстояния. Выражается в необходимости всегда и все знать и контролировать, не давая никому расслабиться даже на расстоянии. При этом человек предпочитает держаться отстранено от всех, являясь для людей чем-то недоступным и загадочным.

    Авторитет чванства. Человеку с данным подвидом ложного авторитета обычно наплевать на других. Он не вникает в чужие нужды и просьбы, всем своим видом показывая, как окружающие ничтожны. И только он - значимая фигура.

Как сформировать навык?

Формирование данного навыка требует постоянной работы над собой и пересмотра своей прежней жизненной позиции. Приходится избавляться от старых привычек, выходить из зоны собственного комфорта и прощаться с людьми, тянущими вас "вниз".

В общем, как в любой другой работе, в труде над собой нельзя лениться и сидеть на месте, откладывая начало новой жизни на завтра.

Итак, с чего начинается формирование навыка? Первый этап - постановка цели. Нужно твердо решить, какова ваша конечная цель, чего вы хотите.

Простой пример. Человек решил похудеть и перейти на правильное питание. Но в семье его не понимают, подшучивают по этому поводу и постоянно предлагают съесть бутерброд с маслом и сыром, а не страдать ерундой. Человеку тяжело психологически, отказ от привычного - всегда стресс. И понятно, что на первой стадии обязательна поддержка. А здесь ее нет, скорее наоборот.

Что делать в этой ситуации? Отойти от своего привычного окружения и найти единомышленников. Например, зарегистрироваться на форуме здорового питания или выбранной диеты. Можно пойти в спортивный зал и завести друзей.

Вторая ступень

Со временем достижение поставленной цели входит в привычку. Человек спокойно встает по утрам на пробежку, может отказаться от бутерброда без зазрения совести. Ему не важно, что о нем думают. Человек идет к своей цели. Вполне возможно, что близкие, глядя, с каким упорством человек идет к своей цели, начнут тянуться за ним. Так зарождается авторитет.

Вместо посиделок за вечерним ужином вся семья отправляется на прогулку. Выходные проводят не перед телевизором, а на лыжах/коньках/велосипедах, в зависимости от времени года. Друзья замечают изменения и начинают присоединяться к этой семье. Формируется коллектив единомышленников.

Третья стадия

Закрепление авторитета. Человек увлечен здоровым образом жизни. Он начинает тщательно изучать эту тему. Более углубленно разбираться в ней. Например, подбирает упражнения, которые можно выполнять с различными травмами, способен самостоятельно составить диету.

Авторитет руководителя

    Быть вежливым со своими подчиненными, но соблюдать дистанцию в отношениях. Для людей не станет авторитетом вечно недовольный начальник, позволяющий себе повысить голос из-за любой мелочи. Подчиненные промолчат, но внутренний "саботаж" не заставит себя долго ждать.

    Не позволять садиться себе на шею. Другими словами, сохранять расстояние в отношениях "начальник - подчиненный".

    Авторитетный человек - это тот, который разбирается в своей деятельности. Начальник должен знать работу от и до. Потому что подчиненный сможет со спокойной душой подойти к нему в случае возникновения проблемы, зная, что помогут, подскажут и не накричат. К такому руководителю приятно идти, его приятно слушаться и выполнять данные поручения.

    Существуют правила для всех. И никто их не нарушает. То есть, если в организации запрещено выходить курить и за это штрафуют, руководитель не стоит на крыльце с сигаретой. Правила есть правила.

    Исключить эффект маятника. Сегодня начальник хочет, чтобы работа выполнялась по одному алгоритму, а через два дня он в корне меняет систему. Вряд ли подчиненные будут уважать человека, у которого семь пятниц на неделе.

    У руководителя существуют обязательства перед подчиненными. И их нужно выполнять. Не стоит брать на себя невыполнимую миссию.

Авторитетные качества

  1. Знания. Людей уважают за их знания и умение понимать ту или иную отрасль "от волос до кончиков ногтей".
  2. Мудрость. Мудрец сумеет дать важный совет и рассмотреть ситуацию под правильным углом.
  3. Отзывчивость. Умение прийти на помощь в сочетании с двумя пунктами, изложенными выше, оказаться рядом в нужный момент - ключ к тому, чтобы люди уважали и тянулись.
  4. Доброта. Можно быть и умным, и мудрым, но использовать эти навыки так, будто окружающие люди - ничтожные червяки. Будут ли уважать такого мудреца и умника?
  5. Волевые качества. Мы пришли к тому, с чего начали. Работа над собой и достижение поставленных целей - пример для окружающих.

Мировые авторитеты

По данным 2017 года, самый богатый и самый авторитетный человек в мире - Джефф Безос. Он является основателем онлайн-ретейлера Amazon.

Второе место в этом "хит-параде" занимает известный всему миру Билл Гейтс.

Третья строчка отдана инвестору Уоррену Баффету.

И закрывает великолепную пятерку Марк Цукерберг - создатель самой популярной социальной сети Facebook.

Заключение

Авторитет - это отработанный навык. Не нужно думать, что его невозможно добиться. Возможно - в том случае, если постоянно работать над собой. Люди тянутся к сильным и незаурядным личностям, умеющим разбираться в проблемах досконально.

нем. Autoritat, от лат. аutoritas-власть), влияние к.-л. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравств. достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей А. направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.

Значение А. в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя. В дошк. детстве гл. воспитателями ребенка являются родители. Осн. задача воспитания на этом возрастном этапе - усвоение ребенком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребенка в качестве А. и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, к-рыми должен овладеть дошкольник, с другой - призваны контролировать процесс овладения такими ценностями. На этом этапе личностного развития ребенка « самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (М акаренко А. С., Пед. соч., т. 4, с. 66).

Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны мл. члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего А. Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата. Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их А. в глазах ребенка в подростковом, а порой уже в младшем шк. возрасте. Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребенок в меру своих сил стал настоящим партнером взрослых в решении жизненных проблем. Родительский А. в Значит. мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером. Уважение к ребенку, доброжелательность, справедливость выступают как наиб. важное условие укрепления родительского А. Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитат. влияния взрослых членов семьи на ребенка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании А. взрослого.

Поступление ребенка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах А. и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю. Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность уч.-воспитат. коллектива. В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей проф. подготовленности и личностных свойств наделен в глазах учащихся устойчивым А. Однако желаемое послушание учащегося может быть лишь показным. В этом случае учащийся, поведение к-рого внешне отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий. Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутр. готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внеш. благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность.

Результатом упрочения А. личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творч. деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти А. личности, т.е. власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.

Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преим. на превосходство своей роли. Авторитарные методы т. н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учебе, к безволию и бездумному повиновению. А. власти, не подкрепленный А. личности, ока: зывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А. С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного А. - «А. подавления», «А. расстояния», «А. педантизма» и т. п. - подлинный А. личности педагога.

А. звания «учитель» является одной из важнейших предпосылок становления А. личности педагога. И вместе с тем А. личности конкретного педагога может оказаться той основой, на к-рой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее А. роли учителя.

Основания А. педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности мл. школьников, подростков, юношей. Для учащихся младшего шк. возраста А. учителя, как правило, основан на А. его роли. В большинстве случаев, и особенно в 1-м кл., за учителем признается право на принятие от-ветств. решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и значимой для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности. Это явление может быть расценено как иррадиация А. роли, т.е. перенос А. в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.

Для подростков А. роли оказывается недостаточно. Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях уч. деятельности, за учителем, как правило, признается право принимать ответств. решения. В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в мл. шк. возрасте. Это явление может быть расценено как спецификация А. роли педагога. Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного А. его личности.

В старшем шк. возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности. Отношение к учителю у ст. школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высоко компетентный в своем предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится и умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость. И у старшеклассников, и у студенч. молодежи А. пользуются высококвалифициров. педагоги, к-рые в отношениях с учащимися смогли стать ст. товарищами юношам и девушкам.

Неполное определение ↓

Данная статья затронет такую «трепетную» сегодня тему, как авторитет. Что такое этот самый статус в обществе? Какое значение он имеет в нашей жизни? Для начала дадим ему определение. Авторитет является особой социальной значимостью, которую получают индивиды, общественные институты, социальные группы, организации в силу имеющихся у них определенных качеств или функций. Все это происходит опционально.

Вступление

Независимо от своей природы, тот, кто обладает авторитетом, владеет присущим ему набором свойств, функций и качеств, получивших широкое общественное признание и не нуждающихся в постоянном подтверждении и доказательстве.

Что такое авторитет? Виды авторитета

  • формальный (обуславливается административным положением субъекта или институциональным статусом);
  • неформальный (обуславливается личными качествами субъекта).

Все эти разновидности могут обладать как рациональной, так и иррациональной природой и воплощаться в особых социальных феноменах (общественное лидерство, духовное лидерство, государственное управление, капитал, предпринимательство и прочие).

Значение слова авторитет

Есть несколько вариаций относительно появления этого слова. Впервые, если верить истории, еще в Древнем Риме значение авторитета выражалось во власти Сената, что выделяло его среди прочих органов государственного управления.

Феномен авторитета и выражается в том, что обладающий им способен воздействовать на мышление или поступки других людей без какого-либо непосредственного принуждения к таким изменениям. Таким образом, это значит, что авторитет превращает своего носителя в объект, который может влиять на общество или осуществлять в своем лице власть.

Так сложилось исторически: человек, ограниченный в силу обстоятельств способностью самостоятельно решать проблемы крупного масштаба, привыкает полагаться на мнение вышестоящего человека, которому доверяет или симпатизирует. Порой сложность действительности толкает людей принимать все на веру, потому что самим разбираться в причинно-следственных связях может не хватать времени или сил. Однако на веру принимаются лишь те требования и притязания носителя авторитета, которые могут быть им четко и структурированно обоснованы.

Они могут не иметь под собой хорошей базы, но, к примеру, хорошая подготовка оратора к своему выступлению - уже залог победы, ведь порой важен не сам факт, а умение «вкусно» его преподнести общественности.

Этика и философия

Это, в первую очередь, категория, которая фиксирует социальную связь и взаимодействие определенного типа - видоизменяющуюся форму общественного влияния и проявления власти через подчинение и принуждение индивидов во всех сферах их деятельности: чувствах, мыслях, поступках в согласии с установленными установками и нормами.

Исторически сложившиеся формы

По историческому признаку выделяют три основные формы данного понятия:

  • авторитет силы, власти (архаическое общество);
  • авторитет веры и религии (традиционное общество);
  • авторитет рациональности и здравого смысла (индустриальное общество).

Развитие форм и установок авторитета в общем и целом тесно связаны с исторически обусловленными установками общественного сознания. В древние времена доминирующую позицию занимал моральный авторитет. В Средневековье эту доминанту сменили установки верующего разума, наивысшая задача которого выражалась в причащении к Божественной истине.

В религии

Лежащий в основе христианского мировоззрения принцип креационизма предполагал автора всего Бытия, так называемого Всемогущего Бога, который возвестил миру о созданном им мире через Священное писание, или Библию, служившую тем самым письменным авторитетом тех времен. Догмы и библейские тексты не подвергались сомнению и считались истиной в последней инстанции, поэтому, сославшись на Библию, человек мог буквально заверить свои действия. Также авторитетами считались святые и наделенные самим Богом органы власти. Именно их высказывания, нравоучения и пример вменялись обществу для подражания и восхищения.

Этот авторитет, что в Средние века, что в наше время имеет место, поэтому можно сказать, что он изначально направлен создание определенного строя мыслей, который ориентирован на поиск истины, правильность, святость и, следственно, авторитетность.

Помимо этого, опора на авторитет все же не была следствием слепой веры в церковные предписания или иные догматы. Наоборот, этот авторитет, как считалось, должен был привести искания людей к разумному ответу. Истина-то была дана и возвещена, значит, христианский ум, по словам святого Августина, просто «льнул» к ней через таинство причащения.

Вера отнюдь не была глупа, она считалась само собой разумеющейся, разумной и авторитетной. Средневековые интеллектуалы использовали авторитеты в качестве проверки собственного разума на правильность и целесообразность собственных суждений, построений и умозаключений, которые могли, кроме того, критиковать и оспаривать сами авторитеты, что ни в коей мере не умаляло значимости идеи авторитета, произрастающей в традиционном мировоззрении.

Эволюция значения

Начиная с 13-го века истина была разделена на истину веры и истину разума. Этот момент становится переломным в истории религии: вера больше не может претендовать на звание разумной, а сам разум уклоняется от общепринятых догм.

С наступлением Нового времени, философия, начиная с Гоббса, отрицает духовно-религиозный авторитет и подчеркивает значимость нравственного авторитета, который основывается на рациональном знании. Английское и французское Просвещение вполне убедительно обосновывает авторитет разумного права. Такой авторитет, что базируется на идее свободы индивидуальности, попрал впоследствии нравственные авторитет в угоду автономии воли.

Философские "дебаты"

Иммануил Кант сделал существенный вклад в переоценку мышления, благодаря ему был осуществлен переход от мышления в категории блага к мышлению в категории ценностей, являющихся результатом человеческой деятельности — волеизъявления и целеполагания.

И. Г. Фихте полагал, что подчинение авторитету есть дело неблагодарное и «бессовестное», как он сам выразился. Фридрих Ницше относил это явление к рабскому мировоззрению. В русской историософии была выделена роль личного момента в создании духовного авторитета. По мнению В. С. Соловьева, внешний авторитет является необходимым как преходящий момент, однако его нельзя увековечивать, то есть признавать его окончательную и конечную форму. Н. А. Бердяев вообще сделал четкое разграничение, указав на противоположность значений социального авторитета и авторитета совести. И. А. Ильин в рассуждении о духовном авторитете, ассоциировал его с авторитетом власти, который предполагает религиозное доверие народа, независимость от зарубежных веяний, волевой характер. Постклассическая философия 20-го века включает в себя автономистскую (любой авторитет отрицается, утверждается принцип абсолютной свободы индивида) и авторитаристскую (выделяются приоритеты носителей авторитета) тенденции.

Авторитет сегодня

Современная политическая философия рассматривает это понятие как необходимое условие всякой власти и ее могущества.

Формальная типология власти М. Вебера отражает возможность появления авторитета:

  • на рациональных установках — системы правил, которые касаются способов приобретения власти и границ ее применения;
  • на харизме — личные качества лидера, вождя, правителя, (убежденности, мудрости, отваге и так далее);
  • на традициях, то есть установленный порядок считается сакральным и не подлежащим оспариванию и изменениям.