1 склонение именительный падеж. Склонение имен существительных

Инструкция

Выделите окончание существительного. Для этого измените существительное так, чтобы оно отвечало на вопросы кого?, чего?, кому?, чему?, кем?, чем?. Та часть в , которая изменяется, и будет окончанием. Например: семьЯ - семьИ - семьЕ - семьЕЙ. В слове "семья" в единственном числе имен ительного падежа окончание -Я. Огонь - огнЯ - огнЮ - огнЕМ. В слове "огонь" в единственном числе имен ительного падежа окончание нулевое. Пыль - пылИ - пылИ - пыльЮ. В слове "пыль" в единственном числе имен ительного падежа окончание нулевое, на конце мягкий знак.

Определите род имен и существительного. Если к существительному можно подставить "она, моя", оно женского рода. Если с ним согласуются слова "он, мой", значит существительное мужского рода. Если к существительному можно подставить слова "оно, мое", значит оно среднего рода.

Узнав род существительного и его окончание, определите, к какому склонению существительное . 1 склонение - женского и мужского рода с окончанием -а, -я (семья, папа).
2 склонение - существительные мужского рода с нулевым окончанием окончанием (огонь), существительные среднего рода с окончанием -о, -е ( , полено).
3 склонение - существительные женского рода с Ь на конце (дочь, пыль).

Обратите внимание

В русском языке имеются и имена существительные так называемого общего рода. Это слова вида забияка, тихоня, плакса, ябеда. Род этих имен существительных определяется по контексту предложения. "Она такая ябеда!" - существительное ябеда женского рода. "Сергей - тихоня" - существительное тихоня мужского рода.

Полезный совет

Если нужно определить склонение существительного, стоящего не в именительном падеже и единственном числе, то падеж и число изменяются устно, а затем склонение определяется по тому же алгоритму.

Источники:

  • Падеж и склонение имён существительных

Склонение существительных - это изменение существительных по падежам и числам. Знать принципы просто необходимо тем людям, которые хотят говорить и писать грамотно. Тем более, что базовых форм склонений в русском языке всего три.

Инструкция

Видео по теме

В русском языке масса разнообразных существительных - нарицательных и собственных, простых и сложных. Деление их по родам немного упорядочивает это разноцветье. Но есть еще один признак, не всем известный, по которому можно классифицировать существительные. Это склонение . Для того, чтобы определить склонение существительного (а их всего три), нужно поставить слово в именительный падеж единственного числа.

Инструкция

Рассмотрите следующие существительные: "внучка", " ", "мышь". Выделите у них окончания, то есть изменяемые части . В слове внучка окончание "а", в слове "дерево" - "о", в слове "мышь" нет окончания. Кроме того, слова "внучка" и "мышь" женского рода, а слово "дерево" среднего рода.

Ко второму склонению относят:

Существительные мужского рода без окончаний;

Существительные среднего рода с окончаниями "о" и "е" (то есть все существительные среднего рода).

Итак, существительное "дерево" второго склонения.

Видео по теме

Обратите внимание

Имейте в виду, что в русском языке есть несклоняемые существительные.

Полезный совет

Склонение существительных нужно знать для того, чтобы верно определять их падежные окончания.

Источники:

  • как определить склонения русского языка

Называется изменение имен существительных по падежам, прилагательных и других согласуемых частей речи - по падежам и родам. Написание безударных окончаний имен прилагательных зависит от типа склонения и фонетического варианта основы слова - твердого, мягкого и смешанного. Чтобы определить тип склонения, необходимо также учитывать разряд имени прилагательного по значению.

Инструкция

При определении склонения прилагательных выясните, к какому разряду по значению относится слово. Качественные прилагательные, обозначающие признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, и , называющие постоянный признак, склоняются одинаково. Например: - именительный падеж: новый, новая, новое; , деревянная, деревянное;- : нового, новой; деревянного, деревянной;- дательный падеж: новому, новой; деревянному, деревянной и т.д.

Устанавливайте окончания качественных и относительных прилагательных по грамматическому вопросу падежа, который задается от определяемого существительного: в зале (каком?) просторном; у столба (какого?) железного.

Обратите внимание, что в рамках данного типа склонения противопоставлены, в соответствии с качеством конца основы, и мягкая разновидности, например: сложный – синий. Это различие проявляется в орфографии окончаний (-ый / -ий; - ого / -его; -ому / -ему и т.д.) Кроме того, существует также вариант, проявляющийся в написании окончаний как мягкой, так и твердой разновидности у одного прилагательного, например: долгий – долгого, тихий – тихому.

Если вы установили, что имя прилагательное по значению относится к притяжательным, т.е. обозначает признак принадлежности и отвечает на вопрос «чей?», то определяйте две группы падежных окончаний.- Склонение прилагательных с суффиксом «-ий» ( , заячий). Особенностью этой группы прилагательных является наличие разделительного мягкого знака в формах косвенных падежей (лисьего, заячьего).- Склонение прилагательных с суффиксами «-ов» (отцов), «-ев» (приятелев), «-ин» (папин). Такие прилагательные склоняются так же, как другие прилагательные, окончания определяются по падежному вопросу. При этом у прилагательных с безударным суффиксом в формах родительного и дательного падежей единственного числа имеются варианты окончаний, различающиеся стилистической окраской, например: (какого?) папина – папиного (разговорное слово); (какому?) папину – папиному.

Для всех типов склонения имен прилагательных возможны варианты форм творительного падежа женского рода единственного числа, которые различаются стилистической окраской. Сравните: новой (нейтральная форма) – новою (поэтическая, устаревшая); медвежьей – медвежьею; маминой – маминою.

Школьный курс рассматривает три типа склонения существительных, которые существуют в современном русском языке. Склонение несложно определить: достаточно верно установить, к какому роду относится слово и его окончание в начальной форме. Однако не следует забывать, что есть несколько разносклоняемых существительных и большое количество несклоняемых.

Инструкция

Именные части речи обладают способностью изменяться по падежам. Это свойство получило название «склонение». Классы существительных, имеющих одинаковые окончания во всех шести падежах, представляют определенный тип склонения. Современный русский язык разделяет все существительные на три склонения.

Определить, к какому относится существительное, вы сможете без особого труда по именительному падежу единственного числа. Поэтому прежде всего необходимо поставить слово в соответствующую форму (помощницей – ; над облаками – облако; генералами – генерал; помощи - помощь).

Установите окончание, род существительного. Именно эти показатели помогут определить тип склонения. Перед вами , если слово имеет окончание –а (-я), относится к мужскому или женскому роду (панорама, коллега, деревня, дядя). По первому склонению чаще изменяются существительные женского рода. Об отношении ко 2 склонению свидетельствуют средний род и нулевое окончание мужского рода существительных (золото, серебро, солнце, эшелон, этаж, марш). 3 склонение узнать просто: соответствуют женскому роду, имеют на конце мягкий знак и нулевую флексию (мелочь, дрожь, полночь, мышь).

Учтите, что в русском языке среди имен существительных встречаются такие, которые не соответствуют указанным типам склонения. Во-первых, это существительные, по падежам не изменяющиеся, т.е. несклоняемые. Во всех падежных формах они остаются неизмененными. В основном, к несклоняемым относятся существительные иноязычного происхождения, оканчивающиеся на –о, -е, -у, -ю, -и, -а (лассо, шоссе, какаду, меню, шасси), иностранные и заимствованные фамилии (Гюго, Мериме, Коваленко, Седых), географические названия на эти же гласные (Осло, Сочи, Конго). Во-вторых, имеется ряд существительных, относящихся к категории разносклоняемых (оканчивающиеся на –мя и слово путь). Для этих одиннадцати слов характерны особенности при склонении: в единственном числе они изменяются по третьему склонению в трех падежных формах (родительном, дательном и предложном падежах), а по второму - в творительном.

Это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения - первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь )и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. - ø, - о (-е) В. - ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. - а (-я) Т. - ом (-ем)

Д. - у (-ю) П. - е

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля) , а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. - а (-я) В. - у (-ю)

Р. - ы (-и) Т. - ой (-ей)

Д. - е П. - е

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь ).

Система окончаний данного типа:

И. - ø В. - ø

Р. - и Т. - (ь)ю

Д. - и П. - и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение - это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся ).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. - ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. - ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. - ому/-ему -ой -ым/-им

В. И. (неодуш.), Р. (одуш.) - ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. - ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими

П. - ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение - это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).


И. врем-я путь - ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь - ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия) , которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля ), а в дательном и предложном - по третьему субстантивному склонению (типа степь ). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже - окончание (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные - названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные - фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные - названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино ), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи ), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын - конь, зверь; стена, рыба - дыня, соня; мышь - ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога - ноги, полк - полки, сноха - снохи, нож - ножи, ключ - ключи, пальцы - пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. - и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. - ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. - ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги - любить сестер, увидеть города - увидеть братьев, увидеть окна - увидеть чудовищ, увидеть степи - увидеть мышей ).

Варианты падежных окончаний

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания - основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею - на клее, в спирту - в спирте, в отпуску - в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари - слесаря, инженеры - инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным - нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание -ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь - дочерьми, дверь - дверьми, лошадь - лошадьми.

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже. Окончания существительных второго склонения представлены в трёх таблицах. Совокупность всех падежных форм в единственном и множественном числе называется парадигмой существительного. Существительные 2-го склонения на -ие (окончание -е): здание, решение, бытие, сознание и др. – в единственном числе, предложном падеже имеют окончание -и, как существительные 3-го склонения.

Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье. В русском языке выделяется шесть падежей. Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице. Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная. Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).

Мужской род (1-ое склонение)

Этот дом выше всего в округе. В предложении они являются сказуемыми. В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче(сказуемое). В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое). В предложении относится к глаголу и употребляется в роли обстоятельства образа действия. Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. 2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Творительный единственного 3-го склонения (-ью)

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение! Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением. Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Б) Число имени существительного

Эта таблица поможет всем учащимся 4 класса быстро запомнить правила – как определить падеж имен существительных. Отличные таблицы и очень нужная информация! А те кто пишут, что фигня и хрень, ума, видимо, не большого. Формы с двусложным окончанием (-ою, -ёю, -ею) в современном языке вытеснены почти окончательно.

Именительный множественного 1-го склонения

Существительные мужского рода могут иметь оба варианта окончаний. Большинство существительных среднего рода принимают нулевое окончание. К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Рассмотрим, какими свойствами обладают латинские существительные. Артикля в латинском языке — нет! Это существенное отличие от других западноевропейских языков.

Также двоякого рода может быть dies — в мужском со значением «день», в женском – «срок». Как и в русском языке, некоторые существительные имеют только форму множественного числа: arma – оружие; nugae — пустяки, чепуха и др. В русском такие: ножницы, штаны, очки…

Последние 2 употребляются применительно не ко всем существительным: vocativus к тем, что называют в основном воодушевлённые лица, locativus – к называющим местность. В латинском языке имеется 5 склонений. Для определения по какому склонению склоняется определённое существительное – надо знать его окончание в родительном падеже. Ниже приводится таблица склонений, в которой указаны окончания падежей и склонения.

Шаблоны склонения

Согласный: неравносложные слова, имеющие в gen. sg. на один слог больше чем в nom.sg. А также следующие существительные: mater, matris; pater, patris; frater, fratris; juvĕnis, juvenis; canis, canis; parens, parentis. Сигматический: прибавлением окончания -s(Отсюда и название) к основе слова. Такой способ характерен для слов с основами на -b,-p,-d,-t,-g,-c,-m. Некоторые из существительных 3-го склонения имеют некие особенности в своём склонении.

В действительности, третье согласное - это атематическое склонение. Такие существительные в латинском языке называются pluralia tantum. 2-е склонение.

Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что называется склонением. Но воспроизвести все нюансы, связанные с ним, будет под силу далеко не каждому. А ведь знание правил, связанных со поможет не совершать нам орфографических ошибок в дальнейшем.

Что такое склонение

Практически каждая самостоятельная (за исключением наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. лицам и числам, спрягаются, а именные части речи склоняются. Что же это значит? Склонение слов - это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:

  1. Родам (мужской, средний, женский, кроме им. сущ.).
  2. Числам (единственное и множественное).
  3. Падежам.

Известный многим свод русских правил «Грамматика-80» по-другому объясняет, что называется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из терминов ближе и что называется склонением, каждый волен выбирать сам.

Падежи имен существительных

Исходя из определения склонения в русском языке, нам нужно вспомнить, что такое падеж. Им называют грамматическую форму, связывающую любое со словами других частей речи. Падеж показывает, как именно согласуются между собой части речи.

Долгое время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не шесть, как в наше время, а семь падежей. Еще один называли звательным. На сегодняшний день он уже упразднен, и теперь их осталось 6.

  • Именительный. Особенный падеж, поскольку только его называют прямым (кто?что?), остальные - косвенные. В форме им. пад. выступают подлежащие в предложениях. Еще одна его особенность: он является начальной формой для именных частей речи.
  • Родительный. Эта форма отвечает на вопросы Кого? Чего? Чтобы не спутать его с другими падежами, можно подставлять вспомогательное слово «нет»: кот - им. п, (нет) кота - род. п.
  • Дательный. Этот падеж назван так, потому что отвечает на вопросы Кому? Чему? Склонение слов будет проще, если подставить слово «дать»: коту - дат. п.
  • Винительный. Довольно спорная форма. Имеет схожий с именительным для неодушевленных предметов - Что? Правда, по отношению к живым существам задают вопрос Кого? Слово «винить», подставленное к проверяемому им. сущ., поможет вам запомнить правила склонения: (винить) кота - вин. п.
  • Творительный. Особый падеж. Отвечает на вопросы Кем? Чем? Проверочное слово для него - «творить»: котом - тв. пад.
  • Предложный. Форма, отвечающая на вопросы О ком? О чем? Для легкого запоминания подставляем слово «думать»: о коте - предл. п.

Число

Мы вспомнили падежную систему, которую изучает русский язык. Склонение же зависит еще и от категории числа. Их в нашем языке всего два - единственное и множественное. Почти все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Некоторые слова употребляются только в одной-единственной форме. Пример тех, у которых есть только единственное число: солнце (ну, это логично, оно существует в одном экземпляре), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).

Но русский язык настолько разнообразен, что имеет в своем арсенале слова, употребляющиеся лишь во множественном числе. Пример: ножницы, брюки, очки, часы, люди.

Склонения в русском языке могут осуществляться в формах ед. ч и множ. ч. Например:

Ед. ч. Мн.ч.

И.п. книга, книги.

Р.п. книги, книг.

Д.п. книге, книгам.

В.п. книгу, книги.

Т.п. книгой, книгами.

П.п. о книге, о книгах.

Первое склонение

Система склонения в русском языке, как известно, состоит из трех групп. Каждая из них имеет свои особенности. Первое склонение обладает следующими особыми признаками:

  • Слова, называющие некоторых лиц мужского пола, имеющие окончания или : дядя, мужчина, папа, Ваня.
  • Имена существительные, которые также имеют окончания -а или , обозначающие людей и предметы женского рода: весна, рука, тетя, Анна.
  • Те же самые окончания (-а/-я ) с существительными общего рода (то есть обозначают одновременно лиц как мужского, так и женского пола): плакса, брюзга, соня, неряха.

Образец 1 склонения (примеры):

И.п. юноша, девушка, плакса.

Р.п. юноши, девушки, плаксы.

Д.п. юноше, девушке, плаксе.

В.п. юношу, девушку, плаксу.

Т.п. юношей, девушкой, плаксой.

П.п. о юноше, о девушке, о плаксе.

Второе склонение

Эта группа отличается от предыдущей окончаниями и категорией рода. В нее входят:

  • Имена существительные, имеющие в начальной форме нулевые окончания и относящиеся к мужскому роду: стол, пень, потолок, муж.
  • Слова муж. рода, но оканчивающиеся на -о или : домишко.
  • Им. сущ. с окончаниями -о или -е среднего рода: небо, пятно, море, ружье.

Образец 2 склонения:

И.п. стол, счастье.

Р.п. стола, счастья.

Д.п. столу, счастью.

В.п. стол, счастье.

Т.п. столом, счастьем.

П.п. о столе, счастье.

Третье склонение

Эта группа существительных самая особенная. К ней относятся лишь слова женского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.

Необходимо помнить важное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем обязательно пишется (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а потому не требуют написания мягкого знака на конце.

Образец 3 склонения:

И.п. жизнь, вещь.

Р.п. жизни, вещи.

Д.п. жизни, вещи.

В.п. жизнь, вещь.

Т.п. жизнью, вещью.

П.п. о жизни, вещи.

Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица демонстрирует все более наглядно. Изучите ее внимательно.

Разносклоняемые существительные

Теперь мы знаем, что называют склонением и какие слова относятся к каждому из них. Но далеко не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их называют разносклоняемыми.

Каковы особенности таких имен существительных? Во-первых, почти все они оканчиваются на -мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.

Во-вторых, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс -ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.

В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном, дательном и предложном падежах они взяли окончание -и у 3 скл., а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.

И.п имя, путь.

Р.п. имени, пути.

Д.п. имени, пути.

В.п. имя, путь.

Т.п. именем, путем.

П.п. об имени, о пути.

Несклоняемые существительные

Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.

К такой группе относятся:

  • Иностранные слова, пришедшие к нам из других языков на -о, -е, -и,- у : пальто, филе, Сочи, кенгуру. Во всех падежах они будут иметь одинаковую форму, поэтому склонять их попросту нет смысла. (Идти в пальто, подойти к кенгуру, поехать в Сочи.)
  • Фамилии, оканчивающиеся на -ко, -аго, -ых : Юрченко, Живаго, Белых. (Быть в гостях у Козаренко, приехать к Красных.)
  • Слова, образованные способом аббревиации: СССР, АТС.

Личные окончания

С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:

  1. Первого склонения (исключением является род. п.): к реке (дат.п.), о маме (пр.п.), по теме (дат.п.).
  2. Второго склонения: о луче (пр.п.), о море (пр.п.)

Букву И в окончании напишем, если это слово:

  1. Третьего склонения: в степи (пр.п.), к ночи (дат.п.)
  2. Первого скл., употребленное в родит. падеже: у реки.
  3. В словах, оканчивающихся на ие, ий, ия : в планетарии, по акции, о событии.
  4. У разносклоняемых существительных также пишут и : в пути, о времени.

Заключение

Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.

Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:

  • Имена существительные изменяются не только по падежам, но еще и по числам.
  • Но стоит помнить, что не все слова этой части речи обладают данными категориями. Некоторые из них вообще не могут склоняться (несклоняемые) и не имеют одной из числовых форм (только множественное или единственное).
  • Каждое из склонений имеет свои особенности, поэтому стоит внимательно изучить их. Мы привели в пример склонение существительных (таблица).
  • Личные окончания, которые не имеют ударения, подчиняются своду определенных правил. В зависимости от склонения и падежа будет писаться буква либо е , либо и . Эта тема - одна из самых трудных в курсе изучения имен существительных.

В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

А, -я

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.