Асмолов александр григорьевич семья. доклад А.Г. Асмолова на педагогическом форуме «Современное образование – лидерство Подмосковья». Прошлое имеет огромное количество степеней свободы

, академик РАО

Альма-матер : Научный руководитель: Награды и премии:

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля , Москва) - российский психолог , политик и учёный. Академик Российской академии образования , заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова , директор Федерального государственного автономного учреждения . Член Президиума Российской академии образования .

Биография

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
  • По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002-480 с.
  • Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007-528 с.
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение , 2007
  • Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
  • Оптика просвещения: социокультурные перспективы М.: Просвещение, 2012
  • Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Награды

Напишите отзыв о статье "Асмолов, Александр Григорьевич"

Примечания

Ссылки

  • на сайте факультета психологии МГУ

Отрывок, характеризующий Асмолов, Александр Григорьевич

– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.

Биография счастливого человека

В зале «Амфитеатр» МЕОЦа прошла очередная творческая встреча с интересным и неординарным человеком, Александром Григорьевичем Асмоловым - заведующим кафедрой психологии личности, доктором психологических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования. Он стоял у истоков демократической России, являясь при Ельцине первым заместителем министра образования. Александр Григорьевич много сделал для развития еврейского самосознания в теперешней России. Без преувеличения скажу, что Александр Григорьевич Асмолов обладает оригинальным видением мира. В то время как большинство людей переживает из-за своего возраста и скрывает его, Асмолов считает, что возраст не связан с количеством прожитых лет и является физической, возрастной, психологической и социальной категорией.

«Называя такие имена, как Блюхер, Якир, Тухачевский, люди не помнят, что этим деятелям было не так много лет, когда они становились полководцами, брали ответственность за принятие решений… В двадцатые годы Лев Семенович Выготский, к школе которого принадлежу, вместе с Александром Романовичем Лурией создали уникальную, мировую школу психологии. Они боролись за нее дерзко и яростно».

Когда Александру Романовичу Лурии было 15 лет, он написал письмо Зигмунду Фрейду: «Господин Зигмунд Фрейд! В Казани создано общество психоанализа. Президент Александр Лурия».

Не очень удивляет, что пятнадцатилетний мальчик стал автором подобного послания. Необычно другое - Лурия получил ответ: «Я рад приветствовать появление в Казани первого психоаналитического общества в России. Зигмунд Фрейд». Так в России происходило зарождение и становление психологии как науки.

Характеристикой социального возраста личности - очень динамичного состояния - доктор психологических наук называет готовность человека брать на себя ответственность и принимать решения. Психологический возраст личности определяется векторами интересов человека и мотивов его действий. «Ты молод, если твои векторы направлены в будущее. Какие бы вихри ни бушевали в культуре, люди могут чувствовать себя счастливыми, пока у них есть ощущение перспективы. По той же причине я называю себя счастливым человеком. И тут хочется вспомнить слова Льва Семеновича Выготского: “Будущее вундеркинда в его прошлом”».

Силу личности Александр Григорьевич считает явлением уникальным: «Нет ничего выше мощи личности! Мы живем либо в системе координат культуры достоинства, либо в системе координат культуры полезности. И обе эти культуры очень важны».

Себя хвалить стыдно, но вовсе не стыдно хвалить родителей. Вспоминая свое детство, Александр Григорьевич вспоминает об отце: «Отец в 20-е годы, вместе с Демьяном Бедным и Мате Залкой, возглавлял литературную организацию армии и флота. Он сумел прожить очень интересный период времени, став затем одним из ведущих энергетиков Советского Союза. Жизнь его была полна и радостных и грустных событий».

Фотографии свадьбы родителей с любовью хранят в доме. Свидетелями в тот далекий 1927-й год были Демьян Бедный и Мате Залка. А тамадой - Буденный. На свадьбе царило безумное веселье под лозунгом «кто кого перепляшет». На крейсере «Червона Украина» он конвоировал корабль Троцкого.

Стоя на увозившем его корабле, Троцкий кричал: «Советские матросы! Вы все должны выступить против Бонапарта-Сталина!»

В 60-е годы сестра Асмолова вышла замуж за писателя Владимира Тендрякова. В это время их дом в поселке писателей «Красная Пахра» стал удивительным местом! Будущий психолог наблюдал за встречами и разговорами потрясающих гостей - Юрия Трифонова, Александра Твардовского, Беллы Ахмадулиной, Юрия Нагибина. Посиделки на кухне с бурными литературными дискуссиями, ночное декламирование стихов, песни Галича, Высоцкого, Окуджавы - все это создавало удивительную атмосферу, давало пищу для размышлений, эстетических переживаний.

Запомнились Асмолову и некоторые из часто звучавших в доме высказываний: «Никому не рассказывайте своих снов. Вдруг к власти придут фрейдисты?» и «Смельчак - он ест из рук тирана».

Сейчас Александр Григорьевич считает, что «шестидесятники» (Окуджава, Галич, Тендряков, Трифонов и др.) сделали для пробуждения сознания общества в сто раз больше, чем современные политики.

С юности знакомый с известными психологами А. Н. Леонтьевым и

А. Р. Лурией, Александр поступает на факультет психологии МГУ. Позже он становится сотрудником МГУ. «При всех сложностях Московского университета, при его неоднозначной линии в этнических вопросах, я с 69-го года живу в нем. Я не путаю термины и слова. Именно - живу, а не работаю. Все трудности я испытал на себе, но я сам напросился».

При всех трудностях времени его студенчества учеба доставляла Асмолову большую радость. И вопрос о том, поступать или не поступать в аспирантуру, даже не стоял. На вступительных экзаменах у него спросили, кто такой Бухарин. Асмолов ответил, что Бухарин- самый талантливый теоретик партии, но очень оторван от народа. Потом последовал вопрос, не поддерживает ли он связь со своим другом, сионистом Кидерманом, который в 70-е годы бросил учебу и уехал. А затем ему заявили, что Бухарин - ренегат, и что ленинского письма, которое он процитировал, не было в списке литературы и комиссия очень удивлена, откуда ему стали известны подобные сведения. Спасти положение попытался давний друг и учитель Асмолова, известный ученый А. Н. Леонтьев, заявивший комиссии МГУ, что его ученик во время ответа на вопросы находился в состоянии аффекта. Поверив, профессор предложила студенту новый билет - «Манифест коммунистической партии». Словно загнанный в угол зверь, Александр быстро и четко ответил, что «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей». И хоть в этот раз ему поставили пятерку, о выходке с Бухариным стало известно в парткоме, и в аспирантуру его так и не приняли. Но благодаря Леонтьеву в 1972-м году Александр Григорьевич становится ассистентом кафедры.

А вскоре произошло событие, во многом определившее жизнь Асмолова, который в те времена был уже доцентом психологического факультета МГУ. В 1988-м году проходил очередной «круглый стол». Геннадий Алексеевич Ягодин, бывший тогда министром высшего и среднего специального образования, задал собравшимся (а среди них был и наш герой) вопрос: «Кто поставит диагноз советскому образованию?». Александр поднял руку, Ягодин сказал: «Пусть студент ответит». «Студент», к тому времени бывший уже доцентом, метко и остро парировал строками из Маршака: «Он взрослых изводил вопросом “почему”. Его прозвали - “маленький философ”. Но только он подрос, и начали ему преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому не задавал вопроса “почему”». Ягодин, мощный практический психолог, пригласил Асмолова в гости. После этой судьбоносной встречи, в 1992-м году, Александр Григорьевич Асмолов стал главным психологом системы государственного образования. В этот период ему удалось создать довольно удачные программы: «Одаренные дети», «Диагностика детей-правонарушителей», «Дети с отклонениями развития». С 1992-го по 1998 год работа проходит в Министерстве образования России. Все это время Асмолов и его коллеги бились над созданием либеральной доктрины образования.

Асмолов даже ввел новый курс истории в школе - «Россия в мире» (вместо «Истории Отечества»). После этого в его адрес посыпались серьезные угрозы («Господа из общества “Память” обещали прислать по частям моего сына»).

Кстати, именно это подтолкнуло семью Асмоловых к решению отправить сына в Израиль (сейчас он - лейтенант израильской армии).

Александру Григорьевичу и его команде удалось тогда выпустить

583 млн новых учебников для российских школ («Хотелось возвращения Ахматовой, Мандельштама…»). Вместе с Эдуардом Успенским они задумали цикл учебников для дополнительного образования. Создатель Чебурашки выпустил книгу «Бизнес крокодила Гены». После выхода этих книг с грифом Министерства пришел запрос от депутатов, где говорилось: «Пользуясь служебным положением, Асмолов внедряет в сознание детей образ космополита Чебурашки».

В его практике было и много других комичных случаев. Например, монголы просили исключить из учебника истории главу о монголо-татарском иге или хотя бы оставить только слово «татарское».

Большой заслугой Асмолова стало заключение договора о сотрудничестве между российской и израильской системами образования, что позволило открыть в России частные еврейские школы. В 1993-94 годах он занимался программой обучения еврейских детей «Наале».

«Еврейский ребенок в русской культуре как бы разрывается между двумя мирами. Это может привести к невротизации и срывам. Считаю, маленькому человечку нельзя навязывать только одну модель культуры», - говорит Александр Григорьевич. Своим приказом он отменил в школах как пропаганду атеизма, так и введение религиозных предметов.

«В общеобразовательных школах опасно вводить монорелигию, так как это может вызвать гражданскую войну. Другое дело - частные школы. Сейчас происходит мощная люмпенизация учителей, и если мы это не остановим, - у России нет будущего, так как именно учителя закладывают фундамент в новые поколения детей.

Важно также создать мотивацию к обучению, заинтересовать ребенка в предмете. Тогда и урок будет пролетать быстро, и качество образования повысится.

Образование - это территория идеологии, теория национальной идентичности. Ведь уровень развития общества напрямую зависит от качества полученного образования! Когда культура находится в кризисе, университет является эмбрионом будущего, бесконечным субстратом развития личности».

С 1998 года Асмолов целиком погрузился в разработку программы «Толерантность». В этом же году он ушел из министерства образования - по решению Думы. «Министра можно уволить, а замминистра либо вынести ногами вперед, либо увидеть как человека, похожего на Скуратова (прокурора), и только тогда начинать против него какие-либо действия». После Тихонова пришел Филиппов, находившийся под влиянием национал-патриотических групп, и либералу Асмолову стало трудно работать в таких условиях.

Принято решение в 2005 году приостановить программу «Толерантность», о чем Александр Григорьевич говорит с большим сожалением.

«У наших подростков стало нормой приятие жестокости. Мы сталкиваемся с очень тяжелыми ситуациями. Сознание подростка от 12 до 16 лет - это почва для развития фашизма. Серьезные идеологи строят конструкции фашизма на подростковом нигилизме. Фашизм - это уход в групповое сознание, в “группомыслие”, это только одна из проекций фундаментализма. За фашизмом стоят фундаментализм, фанатизм, терроризм. Сегодня в России работает мощная идеологическая машина подготовки такого националистического сознания.

Через радикальные экстремистские СМИ подростков готовят к принятию различных форм фашистской идеологии. Но с фашистами нельзя бороться с помощью антифашизма. Необходимо предложить конструктивную идеологию. Если мы будем сражаться, говоря всегда “против” и не говоря “за”, - мы проиграем. Победят те, кто предлагает свою линию развития, пусть и чудовищную. Возьмем, например, программу “Русский дом”. Она до сих пор не закрыта. Значит - есть заказчики. Кто они? Cегодня легко закрываются каналы, останавливают программу “Толерантность”, блокируют любые либеральные СМИ. А как чудесно живут всякие националистические газеты, журналы, передачи. О чем это говорит? О том, что это кому-то нужно, кто-то это спонсирует. Мы, евреи, взяли на себя роль козла отпущения. Мы избраны для этой роли, но это - чудовищная избранность. Сегодня на передачу “Русский дом” идут огромные средства. А мощные идеологи национализма чувствуют себя совершенно спокойно, уверенно, Макашовы, Прохановы - как бы хозяева ситуации. Они действуют по принципу Геббельса: много лжи и много грязи. Им бы опять дело Бейлиса, но пока есть дело Юкоса. Все это - один ряд.

Загляните в интернет! В США, например, очень много сайтов, где выражается этническая, национальная ненависть, расовая нетерпимость. В России также очень много таких сайтов.

У скинхедов на сайтах все в порядке, но в “чатах” царят чудовищная ненависть и жуткий национализм. Мы пытаемся донести идеологию толерантности, что в современных условиях очень тяжело.

Слово “толерантность” переводится не как “терпимость”, а как “великодушие”.

На толерантность нас начинают проверять еще в семье - муж, жена, дети.

Мы стремимся создать слой национальной толерантности. Вместе с Эллой Панфиловой мы разработали психологические методы анализа написанного, чтобы тот же Макашов не мог сказать, что “жид” - это термин из языка Гоголя. Нами подготовлена объективная разработка диагностики текстов, чтобы понять, что за ними стоит - ненависть ли, антисемитизм… Но нашу уникальную программу “Толерантность” пытаются разрушить.

У нас страна исторических моментов, в какое бы время ты ни оказался в ней. Это и убийство Старовойтовой, и травля Ходорковского, и крах банков. А хотелось бы видеть страну истории. Например, в старой доброй Англии рядом стоят памятники Кромвелю и Карлу Первому, хотя один отрубил голову другому. Но это - история, в ней нет черно-белого видения. Мы же часто являемся рабами такого однозначного видения реальности. Мир познавательно сложен. Мы нередко делаем ошибки, примитивизируя реальность вокруг нас».

Александр Григорьевич считает близкими себе партии СПС и «Яблоко». Но он уверен в необходимости «приватизации» сознания: «Без свободы и уважения к человеческому достоинству - нет пути вперед. Идеологи ряда российских партий плохо знают либеральную идеологию и увлеклись идеологией демократической. Либеральная идеология - это линия, за которой стоят свобода и достоинство личности». Самой страшной бедой России психолог называет влюбленность в нищих и неприязнь к богатым: «Это - чудовищная установка. В 20-е годы мы расстреливали уникальные селекции. Сейчас общество разучилось чувствовать состоявшихся людей.

Страна:

СССР
Россия

Научная сфера: Место работы:

Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Награды и премии


почётные знаки Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации, золотая медаль РАО , лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея»

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля , Москва) - известный российский психолог , политик и учёный. Академик Российской академии образования .

Биография

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Основные научные труды

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
  • По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002-480 с.
  • Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007-528 с.
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
  • Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Награды

Примечания

Ссылки

  • Колонка Асмолова А. Г. в журнале «Психология на каждый день»
  • А.Г.Асмолов – Размышления О Психологии Личности Видеолекции 18 частей

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 22 февраля
  • Родившиеся в 1949 году
  • Родившиеся в Москве
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
  • Лауреаты премии Правительства РФ
  • Психологи по алфавиту
  • Психологи СССР
  • Психологи России
  • Члены президиума Российского еврейского конгресса
  • Академики РАО
  • Лауреаты премии Правительства РФ в области образования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Годы жизни: 1949 - по наши дни

Родина: Москва (СССР)

А.Г. Асмолов родился 22 февраля 1949 года в Москве в семье служащих (мать Мария Самойловна — экономист, отец Григорий Львович — заслуженный энергетик СССР). В 1966 г. поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, а в 1968 г. перевелся на II курс факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1972 г. Здесь же на факультете он прошел путь от лаборанта лаборатории психофизики до заведующего первой в России кафедрой психологии личности (с 1998 г. по настоящее время). В сфере государственной службы А.Г.Асмолов занимал должности главного психолога Гособразования СССР (1988—1992); заместителя и первого заместителя министра образования России (1992—1998).

Наряду с научной, организационной и педагогической деятельностью А.Г. Асмолов активно участвует в общественной деятельности. С 1989 по 1992 г. он был вице-президентом Общества психологов СССР при АН СССР. В настоящее время — председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова; член Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ; председатель экспертной группы «Совершенствование содержания и технологий образования» Федерального института развития образования; член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ; член президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию; вице-президент Российского психологического общества; член Президиума Федерации психологов образования России.

В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

А.Г. Асмолов является последователем научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямым учеником А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Он один из ведущих разработчиков методологии системно-деятельностного подхода в психологии и его реализации в социальной практике образования. Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В 1995 г. А.Г. Асмолов был избран членом-корреспондентом, а в 2008 г. — действительным членом РАО. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

. разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;

. разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках;

. психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России.

Научные результаты исследований А.Г. Асмолова нашли отражение в следующих работах: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход» (1985), «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода» (1986), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Vygotsky Today: On the Verge of Non — Classical Psychology» (1999), «Образование и развитие человеческого потенциала в России» /В кн.: «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» /Программа развития ООН/ (1999), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), учебник по психологии для классических университетов «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990, 2002), «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» (2007), «Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий» (2007, в соавторстве), «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» (2008, в соавторстве). В 2008 г. им опубликованы работы по методологии психологии и модернизации образования: «Неодеятельностная историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование», «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества». Труды А.Г. Асмолова переведены на иностранные языки.

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:

. организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;

. разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;

. участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;

. создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;

. разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).

А.Г. Асмолов является главным редактором журнала «Век толерантности», членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Мир психологии». Он автор более 330 работ по проблемам межкультурного диалога, социального доверия, формирования установок толерантного сознания, профилактики конфликтов, культурно-исторической психологии и образования. Под его руководством защищено 15 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями. А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.

А.Г. Асмолов активно способствует формированию в обществе установок миролюбия, толерантности, веротерпимости и профилактике ксенофобии, выступая в широком спектре средств массовой информации.

За профессиональную деятельность А.Г. Асмолов отмечен следующими наградами и званиями: «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2005); медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2003); «Высшая школа СССР» (нагрудный значок за заслуги в области высшего образования СССР, 1990); золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2007); лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» (2005); «Заслуженный профессор Московского университета» (2009).

_______________________

http://www.voppsy.ru