Бог дан хмель ниц кий. Богдан хмельницький. Турецкий плен и освобождение

(1595 - 1657) - гетман, государственный деятель, полководец.
Богдан Хмельницкий родился 25 декабря 1595 года в селе Суботов (одна из версий) в семье сотника чигиринского полка Михаила Хмельницкого. Историки выдвигают разные версии о месте рождения Богдана Хмельницкого.Род Хмельницких - древний молдавский род Люблинского воеводства.
Обучение Богдана Хмельницкого началось в киевской братской школе, по окончании которой он поступает в Иезуитский коллегиум в Ярославле. И в дальнейшем продолжает обучение во Львове. Характерно, что овладев искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество, но остался верен отцовской вере (то есть православию). Позже он напишет, что иезуиты не смогли добраться до самых недр его души.
В 1620-1621 годах Богдан Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне, во время которой гибнет его отец, а он сам попадает в плен. После двух лет плена Хмельницкому удается сбежать (по другим данным, был выкуплен родственниками). После возвращения в Суботов он записывается в реестровое казачество.
Затем в биографии Хмельницкого начинается череда походов с запорожцами на турецкие города. Во время восстания казаков 1630-1638 годов имя Хмельницкого упоминается только один раз при подписании договора о капитуляции, который был написан рукой Хмельницкого (он был генеральным писарем у восставших казаков) и подписан им и казацким старшиной.

1635 году за храбрость был награжден золотой саблей от польского короля Владислава IV. В 1644-1646 годах участвовал в войне Франции с Испанией, командуя более чем двухтысячным отрядом казаков.
Воспользовавшись отсутствием Хмельницкого, польский подстароста Чаплинский, напал на его хутор и разграбил его. Бесплодные попытки искать возмездия на суде привели к тому что Хмельницкий поднял казаков на бунт, которые провозгласили его гетманом.
С 1648 года Хмельницкий с четырехтысячным войском выступил против поляков. Его победы над поляками вызвали всеобщее восстание черкассов и населения Малориссии против поляков.
17 сентября 1651 года заключен был так называемый белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. После этого договора началось массовое переселение народа в пределы Русского государства. Вскоре договор был нарушен поляками.
8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя русского и отдаться в его подданство. Народ поддержал идею отдаться в подданство русскому царю.
Умер Богдан Хмельницкий 27 июля 1657 года от инсульта. Похоронен в селе Суботове, в построенной им самим каменной церкви, существующей до настоящего времени.В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий сжёг Суботов и велел выкопать прах Хмельницкого и его сына Тимоша и выбросить тела на «поругание» из могилы.

Читайте так же:







Последние оценки: 4 3 4 5 5 4 5 5 4 5

Ваше мнение очень важно для нас.
Оцените пожалуйста текст:
1 2 3 4 5

Комментарии:

супер 11 поставили идеално

Норм Жаль что только на русском

Слишком длинное но я получил 12

ХМЕЛЬНИ́ЦКИЙ Богдан (Зиновий; 1595, село Суботов близ города Чигирина, ныне Черкасская область, Украина, - 1657, Чигирин), предводитель восстания на Украине 1648–56 гг., гетман Запорожского войска. С именем Хмельницкого связана одна из самых трагических страниц в истории еврейства Восточной Европы.

Его отец, дворянин (шляхтич), по заявлению самого Хмельницкого, был чигиринским подстаростой; имеются сведения, что отец занимал более скромную должность уездного писаря. (Утверждение, что отец Хмельницкого - крещеный еврей из местечка Хмельник, впервые появилось в сочинении польского историка начала 20 в. Ф. Равиты-Гавроньского и никак не подтверждается более ранними источниками.) В сентябре 1620 г. в составе отряда «реестровых» (то есть официально записанных в польскую армию) казаков Хмельницкий вместе с отцом принял участие в битве поляков с турецко-татарским войском. Поляки потерпели поражение, отец Хмельницкого был убит в сражении, а сам Хмельницкий оказался в турецком плену. Через два года вернулся из плена и восстановился в реестровом казачестве, женился, сделал служебную карьеру. В декабре 1637 г. Хмельницкий значился «писарем Войска Запорожского» в соглашении, подписанном между лояльными Польше войсками и потерпевшими поражение повстанцами Павла Бута (Павлюка). Через год Хмельницкий - сотник Чигиринского полка (что было одной из высших должностей для православного реестрового казака), в январе–феврале 1639 г. участвовал в переговорах казаков с королем Владиславом IV в Вильно (см. Вильнюс), осенью того же года был в составе казацкой делегации на сейме Речи Посполитой в Варшаве . В апреле 1646 г. Хмельницкий вновь принял участие в казачьих переговорах с королем в Варшаве.

В том же 1646 г. Хмельницкий вступил в острый конфликт с номинальным «старостой» Чигирина Александром Конецпольским и фактическим правителем местности, «подстаростой» Даниэлем Чаплиньским. Причиной были претензии Чаплиньского на участок, издавна принадлежавший Хмельницким; к этому различные источники добавляют романтические мотивы, а также конкуренцию суботовского (принадлежащего Хмельницкому) и чигиринского шинков, приносивших значительный доход владельцам. По сообщению еврейского хрониста Н. Х анновера , чигиринским шинком владел арендатор (см. аренда) «староства», еврей Захарья Собиленко; по документам, исходящим от самого Хмельницкого, в конфликт определенно были вовлечены евреи. Так, в одной из жалоб высшему польскому чиновнику на Приднепровской Украине, коронному гетману Николаю Потоцкому, Хмельницкий писал: «Даже от евреев мы испытали невыносимые обиды и унижение» (последнее слово может быть переведено и как «ущерб»), в жалобе королю: «Даже евреи, надеясь на поддержку старост, также наносят нам большой ущерб». Аналогичные претензии к евреям повторяются и в сохранившихся личных письмах Хмельницкого, адресованных А. Казановскому и В. Заславскому (оба - 1648 г.). В 1646 г. некий польский солдат (вероятно, подосланный Д. Чаплиньским) совершил покушение на Хмельницкого, в 1647 г. умерла или погибла жена Хмельницкого Анна. В марте–апреле 1647 г. имение Суботов было захвачено Чаплиньским, а семья Хмельницкого изгнана из дома. Жалобы пострадавшего привели лишь к его аресту по обвинению (по всей видимости, ложному) в попытке переправить оружие на Сечь. В декабре 1647 г. Хмельницкий был освобожден из-под ареста под поручительство одного из своих бывших польских командиров, а в январе 1648 г. вместе с группой приближенных казаков и старшим сыном Тимошем бежал в Запорожскую Сечь.

Хмельницкому удалось стать во главе тех, кто был недоволен властями. Опираясь на крестьян и мещан, бежавших от притеснений; казаков, устраненных из списков «реестровых» и лишившихся заработка, Хмельницкий добился избрания гетманом Войска Запорожского. Хмельницкий сумел с самого начала восстания договориться с сильным врагом Речи Посполитой - крымским ханом, и это изменило расклад сил в противостоянии казаков с метрополией.

Начиная с 1648 г., появляются документы, подписанные Хмельницким (см. выше). В этих документах упоминаются отдельные случаи притеснения православной церкви. Современники событий и, в частности, Н. Х анновер, рассказывали также о манифестах Хмельницкого, призывавших к уничтожению поляков и евреев; против евреев в манифестах якобы выдвигались развернутые обвинения. Не только социальное противостояние и религиозная рознь, но и личные счеты Хмельницкого, стоявшего во главе большого восстания, трагически отразились на судьбе украинского еврейства, которое подверглось массовому истреблению (см. Украина. Евреи Украины под властью Литвы и Польши). Восстание под предводительством Хмельницкого сопровождалось изощренными жестокостями по отношению к жителям захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические священники, монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно; нередко та же судьба ожидала и горожан-поляков. В ходе войны особый резонанс в еврейском мире вызвало истребление евреев Немирова и Тульчина (июнь 1648 г.).

Зборовский мир, заключенный между Хмельницким и польским королем Яном II Казимиром в августе 1649 г., впервые привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах, что стало фактически началом украинской государственности. Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды (по тому времени - этноним для обозначения евреев) державцами (то есть управляющими), арендаторами, ане мешканцами (жителями) не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають» - что означало полное отсутствие евреев на территории украинской автономии.

В сентябре 1650 г. войско Хмельницкого совершило поход в Молдавию , сопровождавшийся грабежом и резней еврейского населения. В июне 1651 г. армия Хмельницкого была разгромлена поляками под городом Берестечко (Волынь). Согласно условиям заключенного в сентябре того же года Белоцерковского мирного договора между королем и Хмельницким, евреям, по жесткому настоянию польской стороны, позволялось вернуться в пределы украинской автономии: «Жиды, в маетностях (имениях) Его королевские милости и в шляхетских, как бывали жителями и откупщиками, так и ныне имеют быть». Однако вновь вспыхнувшие военные действия не дали евреям возможности реализовать это право.

В 1653 г. сын Хмельницкого Тимош совершил с казацким отрядом новый поход в Молдавию, при этом произошла страшная резня евреев в Яссах , описанная в дневнике христианского автора-сирийца, Павла Алеппского.

В 1654 г. Хмельницкий осуществил поворот в украинской политике, перейдя после попыток перейти под власть Турции в подчинение единоверному московскому царю Алексею Михайловичу (Переяславская рада). Широкая автономия Украины первоначально сохранялась. Совместные действия московской армии и небольшого казацкого войска против Речи Посполитой проходили главным образом на территории Белоруссии и Литвы , где пострадали многочисленные старые еврейские общины Витебска , Полоцка , Могилева , Старого Быхова, Вильны (см. Вильнюс) и других городов. Вторжение шведского войска в Срединную и Западную Польшу в 1655 г. и события Северной войны нанесли также тяжелые потери евреям, в том числе беженцам с юго-востока (нынешних Украины и Белоруссии).

В то же время войска, подчинявшиеся непосредственно Хмельницкому, вели с переменным успехом бои непосредственно на украинской территории, а также в Галиции , осаждали Каменец-Подольский , Львов и другие города. Когда в конце октября 1656 г. московское государство объявило перемирие в войне с Польшей, Хмельницкий не согласился с этим и за спиной московского суверена послал казаков в помощь князю Трансильвании Дьердю II Ракоци для продолжения войны с поляками. С этого действия началось противостояние украинской автономии Москве , которое продолжили некоторые преемники Хмельницкого на посту гетмана.

События войны, развязанной восстанием Хмельницкого, а также отдаленные ее результаты привели к трагическим последствиям для населения - не только еврейского - Украины, Польши и Белоруссии. В то же время - по воле Хмельницкого или независимо от него - они послужили основой для формирования украинской национальной мифологии, значительно позже сформулированной идеологически в «Истории русов» неизвестного автора (конец 18 в.; впервые опубликована в 1846 г.). Личность беспощадного правителя, успешного дипломата и полководца Хмельницкого наложила отпечаток на содержание мифа; возможно, что антиеврейская составляющая мифа восходит к самому Хмельницкому. В то же время сомнительно, чтобы Хмельницкий ставил целью тотальное истребление евреев даже на территории Украины. Судьба жителей любого местечка , захваченного повстанцами, зависела от произвола местного командира, которому принадлежала полная свобода действий. Известны случаи, когда евреи давали «присягу» казакам (то есть принимали крещение по православному обряду) и оставались в живых. Характерно, что в Западной Украине и юго-восточной Польше, когда армия находилась под непосредственным командованием Хмельницкого, казаки порой предпочитали не идти на штурм, а брали выкуп и уходили, если осажденные соглашались платить (Львов, Жолкиев /см. Жолква /, Замосць , Дубно).

В еврейском народном сознании события «хмельничины», в частности, 1648 г., когда потери евреев были особо велики и неожиданны, запечатлелись как «гзерот тах » (`Господни кары 5408` /1648/) - эпоха зверской жестокости и бед. Еврейские историки 19 в. (а вслед за ними и другие) буквально приняли утверждение о количестве уничтоженных евреев, зафиксированное свидетелем восстания Н. Х анновером; по его данным, речь шла о сотнях тысяч убитых. В 20 в. начались уточнения, связанные с демографическими оценками. Историки Ш. Эттингер и Б. Вейнриб (1900–82), ознакомившись с широким корпусом доступных источников, определили более точно количество еврейских жертв хмельничины. Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой, охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода сорок–пятьдесят тысяч евреев, что составляло 20–25% еврейского населения страны по максимальным оценкам; еще пять–десять тысяч бежали (или не вернулись из плена). Истребление около четверти еврейского населения страны, в которой была сосредоточена самая многочисленная и образованная община мирового еврейства, оказало глубокое влияние на еврейский мир. Раввины видели в событиях хмельничины признаки скорого прихода Мессии . В еврейском фольклоре , литературе и историографии «Хмель-злодей» - одна из самых одиозных и зловещих фигур. Событиям эпохи гзерот тах посвящен ряд произведений еврейской литературы, в их числе драма в стихах Н. Минского «Осада Тульчина» (1888), роман Ш. Аша «Киддуш х а-Шем» («Во славу Божию», 1919), баллада «Бат х а-рав» («Дочь раввина», 1924) Ш. Черниховского , роман «Дер кнехт» («Раб», 1960) И. Башевиса-Зингера . В свою очередь, спустя некоторое время после событий восстания под предводительством Хмельницкого в украинском фольклоре появились произведения эпического жанра («думы»), демонизирующие роль евреев в социальной жизни предшествующей эпохи. В этих произведениях фигурирует, например, еврей, насильственно загоняющий казака в шинок или взимающий с православных плату за отправление обрядов в церкви, что не соответствовало реальной жизни. Выдающийся украинский историк М. Грушевский, а также писатель и филолог И. Франко отнесли возникновение «дум» к 18 в. Однако у идеологов украинского национального движения, в сочинениях ряда писателей и историков-украинцев (в их числе Н. Гоголя, Н. Костомарова и Т. Шевченко) эти фольклорные мотивы получили значение бесспорных реалий.

Мифологизированное наследие периода хмельничины спровоцировало ряд жестоких расправ с евреями в истории Украины (см. также Гайдамаки ; С. Петлюра ; Погромы ; Умань) и на века омрачило отношения украинцев и евреев. Только с провозглашением Государства Израиль (1948) и обретением Украиной независимости (1991) отношения двух народов вступили в период нормализации.

КЕЭ, том: 9.
Кол.: 852–855.
Издано: 1999.

Герб «Абданк» Богдана Хмельницкого

Богдан Хмельницкий родился 27 декабря 1595 года в Суботове . Его отец Михаил Хмельницкий служил сотником в чигиринском полку и происходил из древнего молдавского рода Любленского воеводства с гербом Абданк . Свое обучение Хмельницкий начал в киевской братской школе (что видно из его скорописи), а после ее окончания, возможно, по протекции отца, поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом, следственно, и во Львове. Характерно, что овладев искусством риторики и сочинения, а также, в совершенстве польским языком и латынью, Хмельницкий не перешел в католичество, но остался верен отцовской вере (то есть православию). Позднее Хмельницкий побывал во многих европейских странах.

Служба королю

Вернувшись на родину, Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне 1620-1621 г., во время которой, в битве под Цецорой, гибнет его отец, а сам он попадает в плен. Два года тяжелого рабства (по одной версии - на турецкой галере, по другой - у самого адмирала) для Хмельницкого не прошли понапрасну: выучив в совершенстве турецкий и татарский языки он решается на побег. Вернувшись в Суботов он записался в реестровое казачество.

С 1625 года начинает активно дирижировать морскими походами запорожцев на турецкие города (кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить передместия Константинополя). После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин , женился на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и получил уряд сотника чигиринского. В истории последовавших затем восстаний казаков против Польши между и 1638 годами имя Хмельницкий не встречается. Единственное его упоминание в связи с восстанием -го - договор про капитуляцию восставших был писан его рукой (он был генеральным писарем у восставших казаков) и подписан им и казацким старшиной. После поражения вновь низведён в ранг сотника.

Когда на польский престол вступил Владислав IV и началась война Речи Посполитой с Россией , Хмельницкий воевал против русских войск и в 1635 году получил от короля золотую саблю за храбрость. В войне Франции с Испанией (1644-1646) за хорошую плату французского правительства с больше чем двухтысячным загоном казаков брал участие в осаде Дюнкерка. Уже тогда посол де Брежи писал кардиналу Мазарини, что казаки имеют очень способного полководца - Хмельницкого.

Б. Хмельницкий пользовался уважением при дворе польского короля Владислава IV. В 1638 году получил должность писаря войска Запорожского, потом стал сотником Чигиринского казацкого полка. Когда в 1645 году король задумал без согласия сейма начать войну с Османской империей , он доверил свой план, между прочим, и Богдану Хмельницкому. Не один раз он входил в состав депутаций для представления сейму и королю жалоб на насилия, которым подвергались казаки.

Хмельницкий двинулся в Корсуню, где стояло польское войско, под начальством польного и великого коронных гетманов Калиновского и Николая Потоцкого. 15 мая Хмельницкий подошел к Корсуню почти в то самое время, когда польские полководцы получили известие о поражении поляков при Желтых Водах и не знали еще, что предпринять. Хмельницкий подослал к полякам казака Микиту Галагана, который, отдавшись в плен, предложил себя полякам в проводники, завел их в лесную чащу и дал Хмельницкому возможность без труда истребить польский отряд. Погибла вся коронная (кварцяная) армия Польши мирного времени - более 20 тыс. человек. Потоцкий и Калиновский были взяты в плен и отданы, в виде вознаграждения, Тугай-бею . По легенде, пленные польские гетманы спросили у Хмельницкого, чем же он расплатится с «шляхетными рыцарями», имея ввиду татар и намекая на то, что им придется отдать часть Украины на разграбление, на что Хмельницкий ответил: «Вами расплачусь». Сразу после этих побед на Украину прибыли основные силы крымских татар во главе с ханом Ислямом III Гиреем . Поскольку сражаться уже было не с кем (хан должен был помочь Хмельницкому под Корсунем), был проведен совместный парад в Белой Церкви , и орда вернулась в Крым.

Народное движение. Расправы над евреями и поляками

Победы Хмельницкого при Жёлтых Водах и под Корсунем вызвали всеобщее восстание черкасов против поляков. Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и старались со всей жестокостью отомстить полякам и евреям за притеснения, которые претерпевали от тех в предыдущее время.

Во время, когда все войско Хмельницкого стояло у Белой Церкви, на периферии не смолкала борьба. После активных действий против восставших со стороны Иеремии Вишневецкого им был выслан 10 тысячный отряд под командованием Максима Кривоноса , который помогал восставшим и действовал якобы не от имени Хмельницкого. Этот отряд должен был после очищения Украины от поляков занять переправу через Случ у Староконстантинова , что и было выполнено.

Мстя полякам и нанимавшимся ими для сбора налогов евреям , казаки, порой, расправлялись с ними крайне жестоко и беспощадно. Зная о погромах еврейского населения и чудовищных масштабах кровопролития, Хмельницкий пытался противостоять разрушению, одновременно осознавая, что он не в силах остановить трагедию, что разыгрывалась. Значительное количество пленных евреев и поляков было продано на рынках рабов в Стамбуле вскоре после восстания. Точное число жертв неизвестно и, скорее всего, так и не будет достоверно установлено . Тем не менее, практически все источники соглашаются с фактом тотального исчезновения еврейских общин на территории охваченной восстанием. . Необходимо также отметить, что в течение двадцати лет после восстания польское королевство подверглось ещё двум разрушительным войнам, приведшим к большому числу еврейских жертв: Война со шведами («Потоп») и Русско-польская война 1654-1667 ; потери еврейского населения в этот период оцениваются по разным даным от 16,000 до 100,000 человек.

Еврейский летописец Натан Ганновер свидетельствовал: «С одних казаки сдирали кожу заживо, а тело кидали собакам; другим наносили тяжелые раны, но не добивали, а бросали их на улицу, чтобы медленно умирали; многих же закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а многих рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы, вынимали плод и хлестали им по лицу матери, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали несчастным руки, чтобы они не могли вытащить кошку. Иных детей прокалывали пикой, жарили на огне и подносили матерям, чтобы они отведали их мяса. Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки…»Современные историки ставят под сомнение некоторые аспекты хроники Ганновера, как и любой хроники той эпохи; однако реальность указанных событий возражений не вызывает .

Евреи говорили о Богдане Хмельницком «Хмель-злодей, да сотрется имя его!»

Современные методы демографической статистики основаны на данных казначейства польского королевства. Общее число еврейского населения в польском королевстве в -1717 годах составляло от 200,000 до 500,000 человек. Значительная часть евреев жила в местах, не затронутых восстанием, и тогдашнее еврейское население собственно Украины оценивается некоторыми исследователями в приблизительно 50,000-60,000. .

Еврейские и польские хроники эпохи восстания склонны подчеркивать многочисленность жертв. В исторической литературе конца XX века распространены как оценки в 100,000 погибших евреев и более и выше , так и цифры в диапазоне от 40 до 100 тысяч . Кроме того:

Переговоры с поляками

Тем временем Хмельницкий начал переговоры с поляками чтобы дистанцироваться от возникшего всеобщего народного восстания, которое все больше выходило из-под контроля. Когда пришло письмо Адама Киселя, обещавшего свое посредничество для примирения казаков с польским государством, Хмельницкий собрал раду, на которой, говорят, было около 70 тысяч человек, и получил ее согласие на приглашение Киселя для переговоров; но перемирие заключено не было вследствие враждебного к полякам настроения казацкой массы. На жестокости казацких предводителей, действовавших вполне независимо один от другого и от Хмельницкого, поляки отвечали такими же жестокостями; в этом отношении особенно отличался польский князь Иеремия (Ярема) Корыбут-Вишневецкий (отец короля Михаила Вишневецкого). Послав послов в Варшаву, Хмельницкий медленно подвигался вперед, прошел Белую Церковь и, хотя был убежден, что из переговоров с поляками ничего не выйдет, все-таки активного участия в народном восстании не принимал. В это время он сыграл свою свадьбу с 18-ти летней красавицей Чаплинской (жена гетмана, которая когда-то была у него выкрадена из Суботова, умерла сразу после свадьбы с подстаростой Чаплинским). Сейм между тем постановил готовиться к войне с казаками. К казакам были, правда, посланы уполномоченные для переговоров, но они должны были предъявить такие требования, на которые казаки никогда не согласились бы (выдача оружия, взятого у поляков, выдача предводителей казацких отрядов, удаление татар). Рада, на которой были прочитаны эти условия, была сильно раздражена против Богдана Хмельницкого за его медлительность и за переговоры. Уступая раде, Хмельницкий стал двигаться вперед на Волынь, дошел до Случи, направляясь к Староконстантинову .

Предводители польского ополчения - князья Заславский, Конецпольский и Остророг не были ни талантливы, ни энергичны. Хмельницкий прозвал Заславского за изнеженность и влюбленность в роскошь «периною», Конецпольского за молодость - «дитиною», а Остророга за учёность - «латиною». Они подошли к Пилявцам (близ Староконстантинова), где стоял Хмельницкий, но никаких решительных мер не предпринимали, хотя на этом настаивал энергичный Иеремия Вишневецкий . По оценкам даже таких прагматических ученых как В.Смолий и В.Степанков численость польского войска доходила до 80, 000 человек при 100 пушках. При войске было также огромное количество (от 50,000 до 70,000) возов з провизией, фуражом и боеприпасами. Польские олигархи и аристократия выбрались в поход, как на пир. В их убрансте был золотой ремень стоимостю 100 тысяч злотых и алмазная ферязь стоимостю в 70 тысяч. В таборе было также 5,000 щедрых на сексуальные удовольствия женщин, готовых в любую минуту удовлетворить походные желания изнежнной аристократии. Это дало возможность Богдану Хмельницкому усилиться; к нему стали сходиться предводители отдельных отрядов. Польское войско не мешало им. До 20-го сентября Хмельницкий ничего не предпринимал, поджидая прихода татарского отряда. В это время донские казаки по приказу царя напали на Крым и орда не смогла выступить на помощь казацкой армии. Хмельницкий, узнав об этом еще до начала битвы, послал гонцов в Буджацкую орду (на территории современной Одесской области), которая не была задействована в обороне Крыма и пришла ему на помощь. Пришло 4 000 человек. Богдан Хмельницкий подослал к полякам православного священника , который, когда его взяли в плен, передал полякам, что пришло 40 тысяч крымчан, и этим навел на поляков панический страх. Поляки до этого были настолько уверены в победе, что даже не построили укреплений для обороны своего лагеря. В выборе места битвы проявился военный талант Хмельницкого: на стороне поляков укрепиться было практически невозможно в связи с сильно пересеченной местностью. 21 сентября началось сражение, поляки не устояли и побежали. Наутро казаки нашли пустой лагерь и овладели богатой добычей. Неприятеля не преследовали. Хмельницкий занял Староконстантинов, затем Збараж .

Наступление на Львов и Замостье

В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов . Как показывают его действия, он не собирался занимать город, ограничившись взятием опорных пунктов на его подступах: укреплённых монастырей Святого Лазаря , Святой Магдалены , собора Святого Юра . Однако, Хмельницкий разрешил отрядам восставших крестьян и казацкой голоты, которыми руководил тяжелораненный Максим Кривонос , штурмовать Высокий Замок . Восставшие захватили ранее неприступный польский замок, а горожане согласились заплатить Хмельницкому откуп за его отступление от стен Львова.

Гетманство

В первых числах января 1649 г. Хмельницкий выехал в Киев , где его встретили торжественно. Из Киева Хмельницкий отправился в Переяслав. Слава его разнеслась далеко за пределы Украины. К нему приходили послы от крымского хана , турецкого султана , молдавского господаря , седмиградского князя (англ.) и от московского царя Алексея Михайловича с предложением дружбы. К Хмельницкому приехал Вселенский константинопольский патриарх Паисий, который уговаривал его создать отдельное православное Руское княжество, упразднить унию церкви. Пришли послы и от поляков, с Адамом Киселём во главе, и принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство. Хмельницкий созвал раду в Переяславле, принял гетманское «достоинство» и благодарил короля. Это вызвало большое неудовольствие в среде старши́ны, за которым следовали и простые казаки, громко выражавшие свою ненависть к Польше. В виду такого настроения Хмельницкий в своих переговорах с комиссарами вел себя довольно уклончиво и нерешительно. Комиссары удалились, не выработав никаких условий примирения. Война, впрочем, не прекращалась и после отступления Хмельницкого от Замостья , особенно на Волыни, где отдельные казацкие отряды (загоны) продолжали непрерывно партизанскую борьбу с поляками. Сейм, собравшийся в Кракове в январе 1649 г., еще до возвращения комиссаров из Переяслава, постановил собирать ополчение.

Второй поход на Волынь. Осада Збаража и битва при Зборове

Весной польские войска стали стягиваться на Волынь . Хмельницкий разослал по Украине универсалы , призывая всех на защиту родины. Летопись Самовидца, современник этим событиям, довольно картинно изображает, как все, стар и млад, горожане и селяне, бросали свои жилища и занятия, вооружались чем попало, брили бороды и шли в казаки. Образовано было 24 полка . Войско было устроено по новой, полковой системе, выработанной казачеством при походах в Сечи Запорожской. Хмельницкий выступил из Чигирина , но двигался вперед чрезвычайно медленно, поджидая прибытия крымского хана Исляма III Гирея , с которым он и соединился на Черном Шляху, за Животовым. После этого Хмельницкий с татарами подступил к Збаражу, где осадил польское войско. Осада продолжалась больше месяца (в июле 1649 г.). В польском лагере начался голод и повальные болезни. На помощь осажденным выступил сам король Ян Казимир во главе двадцатитысячного отряда. Папа прислал королю освященное на престоле святого Петра в Риме знамя и меч для истребления схизматиков , то есть православных. Близ Зброва, 5 августа, произошла битва, в первый день оставшаяся нерешенной. Поляки отступили и окопались рвом. На другой день началась ужасная резня. Казаки врывались уже в лагерь. Плен короля, казалось, был неизбежен, но Хмельницкий остановил битву, и король, таким образом, был спасен. Самовидец объясняет этот поступок Хмельницкого тем, что он не хотел, чтобы басурманам достался в плен христианский король.

Зборовский договор и неудачная попытка мира

Когда утихло сражение, казаки и татары отступили; хан Ислям III Герай первый вступил в переговоры с королем, а затем его примеру последовал и Хмельницкий, сделав большую ошибку тем, что допустил хана первым заключить договор с поляками. Теперь хан уже перестал быть союзником казаков и в качестве союзника Польши требовал от казаков повиновения польскому правительству. Этим он как бы мстил Хмельницкому за то, что тот не дал ему взять в плен Яна Казимира. Хмельницкий принужден был сделать огромные уступки, и зборовский договор (XII, 352) являлся не чем иным, как утверждением прежних, старинных прав украинского казачества. Осуществить его на самом деле было чрезвычайно трудно. Когда Хмельницкий осенью 1649 г. занялся составлением казацкого реестра, оказалось, что количество его войска превышало установленные договором 40 тысяч. Остальные должны были возвратиться в первоначальное положение, то есть снова сделаться крестьянами. Это вызвало большое недовольство в народе. Волнения усилились, когда польские паны стали возвращаться в свои имения и требовать от крестьян прежних обязательных отношений. Крестьяне восставали против панов и изгоняли их. Хмельницкий, решившийся твердо держаться зборовского договора, рассылал универсалы, требуя от крестьян повиновения помещикам, угрожая ослушникам казнью. Паны с толпами вооруженных слуг разыскивали и бесчеловечно наказывали зачинщиков мятежа. Это вызывало крестьян на новые жестокости. Хмельницкий вешал, сажал на кол виновных, по жалобам помещиков, и вообще старался не нарушать основных статей договора. Между тем поляки вовсе не придавали серьезного значения зборовскому договору. Когда киевский митрополит Сильвестр Коссов отправился в Варшаву, чтобы принять участие в заседаниях сейма, католическое духовенство стало протестовать против этого и митрополит принужден был уехать из Варшавы. Польские военачальники, не стесняясь, переходили черту, за которой начиналась казацкая земля. Потоцкий, например, незадолго перед тем освободившийся от татарского плена, расположился в Подолии и занялся истреблением крестьянских шаек (так называемых «левенцов»), причем поражал всей своей жестокостью. Когда в ноябре 1650 г. в Варшаву приехали казацкие послы и потребовали уничтожения унии во всех русских областях и запрещения панам производить насилия над крестьянами, требования эти вызвали бурю на сейме. Несмотря на все усилия короля, Зборовский договор не был утвержден; решено было возобновить войну с казаками.

Третья война. Поражение под Берестечком

Неприязненные действия начались с обеих сторон в феврале 1651 г. в Подолии. Митрополит киевский Сильвестр Коссов, происходивший из шляхетского сословия, был против войны, но митрополит коринфский Иоасаф, приехавший из Греции, побуждал гетмана к войне и препоясал его мечом, освященным на гробе Господнем в Иерусалиме. Прислал грамоту и константинопольский патриарх, одобрявший войну против врагов православия. Афонские монахи , ходившие по Украине, немало содействовали восстанию казачества. Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как не добровольная, не могла быть прочной. Весной 1651 года Хмельницкий двинулся к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками. Польское войско в это время стояло лагерем на обширном поле под Берестечком (местечко в нынешнем Дубенском уезде Волынской губернии). Туда направился и Хмельницкий, которому в это самое время пришлось пережить тяжелую семейную драму. Его жена была уличена в супружеской неверности, и гетман распорядился повесить ее вместе с ее любовником. Источники говорят, что после этой жестокой расправы гетман впал в тоску. 19 июня 1651 года казацкое войско сошлось с польским под Берестечком. На другой день поляки начали сражение. Дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам , поэтому большие потери у татар (погиб постоянный союзник и побратим Хмельницкого Тугай-бей) были восприняты татарами как кара Божья. На третий день боев в самый разгар сражения орда вдруг обратилась в бегство. Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого - несмотря на мнения историков о предательстве хана, есть сведения, что он сам не командовал бегущей ордой (татары оставили на поле боя раненых и убитых что было не в традиции мусульман). На место Хмельницкого был назначен начальником полковник Джеджалий, долго отказывавшийся от этого звания, зная, как не любит Богдан Хмельницкий, когда кто-нибудь вместо него принимал на себя начальство. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но, видя войско в крайнем затруднении, решился вступить в переговоры о перемирии. Король потребовал выдачи Б.Хмельницкого и И.Выговского и выдачи артиллерии на что казаки по преданию ответили: «Хмельницького і Виговського видати згодні, але гармати видати не можемо і якщо доведеться з ними на смерть стоятимемо»Переговоры остались без успеха. Недовольное войско сменило Джеджалий и вручило начальство винницкому полковнику Ивану Богуну. Начали подозревать Хмельницкого в измене; коринфскому митрополиту Иоасафу нелегко было уверить казаков, что Хмельницкий ушел для их же пользы и скоро вернется. Лагерь казаков в это время был расположен возле реки Пляшовой; с трех сторон он был укреплен окопами, а с четвертой к нему примыкало непроходимое болото. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. Чтобы выйти из окружения, через болото стали строить плотины. В ночь на 29 июня Богун с войском начал переправу через болото, но сначала перевел через болото казацкие части и артиллерию, оставив в лагере чернь и отряд прикрытия. Когда на другое утро чернь узнала, что в лагере не осталось ни одного полковника, поднялось страшное смятение. Обезумевшая от страха чернь, несмотря на все призывы митрополита Иоасафа к порядку, в беспорядке бросилась на плотины; они не выдержали и в трясине погибло много людей. Сообразив в чем дело, поляки бросились на казацкий табор и стали истреблять тех, кто не успел убежать и не потонул в болоте. Польское войско двинулось на Украину, опустошая все на пути и давая полную волю чувству мести. К этому времени, в конце июля, Хмельницкий, пробыв около месяца в плену у крымского хана, прибыл в местечко Паволочь. Сюда стали к нему сходиться полковники с остатками своих отрядов. Все были в унынии. Народ относился к Хмельницкому с крайним недоверием и всю вину за берестечское поражение сваливал на него.

Продолжение войны

Хмельницкий собрал раду на Масловом-Броде на реке Росаве (теперь местечко Масловка) и так сумел подействовать на казаков своим спокойствием, веселым настроением, что недоверие к нему исчезло и казаки вновь стали сходиться под его начальство. В это время Хмельницкий женился на Анне, сестре Золотаренка, который потом был поставлен корсунским полковником. Началась жестокая партизанская война с поляками: жители жгли собственные дома, истребляли припасы, портили дороги, чтобы сделать невозможным дальнейшее движение поляков вглубь Украины. С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко. Кроме главного польского войска, на Украину двигался и литовский гетман Радзивил. Он разбил черниговского полковника Небабу , взял Любеч , Чернигов и подступил к Киеву . Жители сами сожгли город, так как думали произвести этим замешательство в литовском войске. Это не помогло: 6 августа Радзивилл вступил в Киев, а затем польско-литовские предводители сошлись под Белой Церковью. Хмельницкий решился вступить в мирные переговоры, шедшие медленно, пока их не ускорило моровое поветрие. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый белоцерковский договор (V, 239), очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Русского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно. Белоцерковский договор был скоро нарушен поляками. Сын Хмельницкого Тимофей весной 1652 г. отправился с войском в Молдавию, чтобы жениться на дочери молдавского господаря. Польский гетман Калиновский загородил ему дорогу. Около местечка Ладыжина, при урочище Батоге , 22 мая произошла крупная битва , в которой 20-тысячное польское войско погибло, а Калиновский был убит. Это послужило сигналом для повсеместного изгнания из Украины польских жолнеров и помещиков. До открытой войны, впрочем, дело не дошло, так как сейм отказал королю в созыве посполитского рушения, тем не менее территория Украины по р. Случ была очищена от поляков.

Переговоры с Россией. Переяславская рада

Хмельницкий давно уже убедился, что Гетманщина не может бороться одними своими силами. Он завел дипломатические отношения со Швецией, Османской империей и Россией. Еще 19 февраля 1651 г. земский собор в Москве обсуждал вопрос о том, какой ответ дать Хмельницкому, который тогда уже просил царя принять его под свою власть; но собор, по-видимому, не пришел к определенному решению. До нас дошло только мнение духовенства, которое предоставляло окончательное решение воле царя. Царь послал в Польшу боярина Репнина-Оболенского, обещая забыть некоторые нарушения со стороны поляков мирного договора, если Польша помирится с Богданом Хмельницким на началах Зборовского договора. Посольство это не имело успеха. Весной 1653 г. польский отряд под начальством Чарнецкого стал опустошать Подолию. Хмельницкий в союзе с татарами двинулся против него и встретился с ним под местечком Жванцем, на берегу реки Днестра. Положение поляков вследствие холодов и недостатка продовольствия было тяжелое; они принуждены были заключить довольно унизительный мир с крымским ханом, чтобы только разорвать союз его с Хмельницким. После этого татары с королевского позволения стали опустошать Украину. При таких обстоятельствах Хмельницкий снова обратился в Москву и стал настойчиво просить царя о принятии его в подданство. 1 октября 1653 г. был созван земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в русское подданство был решен в утвердительном смысле. 8 января г. в Переяславле была собрана рада , на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырех государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя русского и отдаться в его подданство, народ закричал: «волим (то есть желаем) под царя русского»!

Крах планов Хмельницкого. Смерть гетьмана

Вслед за присоединением Гетманщины началась война России с Польшей. Весной г. царь Алексей Михайлович двинулся в Литву; с севера открыл против Польши военные действия шведский король

В истории каждого народа есть личности, роль и значение которых в становлении государственности сложно переоценить. Для Украины такой фигурой, несомненно, является гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий . При жизни его называли «Великим гетманом, данным от Бога», «творцом украинской казацкой республики».

И казак, и шляхтич

Зиновий Богдан Хмельницкий родился на хуторе Суботов у города Чигирина в семье зажиточного казачьего сотника Михаила Хмельницкого , управляющего поместьем крупного польского магната. Юный Богдан начал обучение в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом и во Львове.

Что характерно, получив прекрасное образование и в совершенстве овладев польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество и остался верен отцовской вере — православию. Как он напишет позже, западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души».

Впрочем, кроме родного языка, латыни, польского, французского, а позже и турецкого, Хмельницкий прекрасно овладел ораторским искусством и риторикой. С такими знаниями и проницательным умом юноша мог бы служить в суде или при дворе крупного шляхтича, однако амбициозный молодой человек отправился прямо в Запорожскую Сечь, где была возможность сделать неплохую военную карьеру. Его заметил атаман казаков Пётр Конашевич Сагайдачный и стал брать в походы.

Турецкий плен и освобождение

Хмельницкий участвовал в польско-турецкой войне 1620-1621 годов, во время которой в битве под Цецорой был убит его отец. Сам же Богдан попал в турецкий плен. На свободе Хмельницкий оказался лишь через два года. По одной из версий, он был выкуплен родственниками, по другой — бежал.

Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы.

Мирная и сытая чигиринская жизнь

После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин. Военные трофеи сделали его богатым человеком и сулили сытую жизнь состоятельного помещика на родине — так же как и отец, он стал сотником чигиринским. На ряду с успехами на боевом поприще удача сопровождала его и в делах сердечных: он женился по любви на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и обзавёлся шестью детьми.

Писарь Войска Запорожского

Карьера Хмельницкого стремительно шла в гору. Он становится писарем Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV.

Когда началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий участвовал в осаде поляками Смоленска в 1634 году. В 1635 году в одной из стычек под Москвой за проявленную храбрость и спасение короля от русского плена он даже получил ценную и знаковую награду — золотую саблю.

К тому моменту Хмельницкий овдовел и подумывал жениться снова.

Польское предательство

Переломным моментом в жизни казака стало событие, произошедшее в 1646 году. Когда он был в отъезде, польский шляхтич Данило Чаплинский , его давний враг, разграбил хутор Суботов, засёк до смерти младшего сына Хмельницкого и увёз женщину, с которой тот собирался венчаться.

Будущий предводитель казаков обратился в суд, но тот не принял жалобу чигиринского сотника. «Как это так — вооружённые бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?!» — вопрошал король Владислав.

Справедливость с оружием в руках

Отчаявшись отстоять свои права мирным путём, Хмельницкий тайно собрал казаков и сообщил им о намерении искать справедливости с оружием в руках. Казаки поддержали его и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина же стала называться Гетманщиной.

Впоследствии под знамёнами Хмельницкого собралось небывалое по численности войско — до 100 тысяч человек. Это стало началом войны запорожцев за независимость. Вместе с татарами им удалось одержать ряд блистательных побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. Глядя на такие успехи, крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали дикие погромы. Это вызвало шок у Речи Посполитой и удивление за рубежом. Одна из английских газет писала: «Польша в пыли и крови пала под ногами казаков».

В 1649 году Киев, куда въехал Хмельницкий, приветствовал победителя, как приветствовали князей Древней Руси. Его называли «Моисеем», «спасителем и освободителем народа руського». Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого и под пушечные выстрелы благословил на войну с поляками.

Въезд Богдана Хмельницкого в Киев. Картина Николая Ивасюка, конец XIX века. Источник: Public Domain

Зборовский мир

И всё же полная независимость от Польши так и не была достигнута. В июне 1651 года, проиграв сражение под Берестечком, казаки заключили мир на кабальных условиях — так называемый Зборовский договор, который оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие на Украине: сохранял шляхту и холопов.

Результатами войны стали огромные потери украинского населения. Многие были пленены и проданы в рабство. В конце 1648 года число пленных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары порой меняли людей на щепотку табака. В ранее процветающих местах наступил голод. Москва, сочувствуя единоверцам, отменила таможенные сборы на завоз хлеба на Украину, а турецкий султан, в свою очередь, снял пошлины при торговле в османских портах. Подошли эпидемии. «От Днестра до Днепра люди падают, лежат, как дрова», «не было милосердия между людьми», — говорилось в казацкой летописи Самовидца.

Переяславская рада

Хмельницкий смог ясно убедиться, что Гетманщина не может бороться в кровавой войне одними своими силами — ей была необходима протекция какого-либо из государств. Он выбрал Москву и, таким образом, пришёл к знаковому и важному событию: объединению двух братских народов. Причём выбор этот был не столько сделан самим гетманом, сколько являлся волеизъявлением всей Гетманщины.

Итак, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского — и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного!».

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Фото: www.globallookpress.com

Смерть Великого гетмана

Богдан Хмельницкий умер 27 июня 1657 года. Он считал, что будущее Украины — в развитии сельского хозяйства, признал за крестьянами право на переход в казачество и наследование земли. Примечательно, что, не допустив возобновления крупного панского землевладения, сам Хмельницкий не только не захватил себе ни одного поместья, но и активно препятствовал разграблению земель, с которых были изгнаны паны.

Хмельницкий был похоронен в родном Суботове. Ненависть поляков к Великому гетману была так велика, что шляхтичи надругались над его прахом. Никто так и не смог при жизни победить гетмана Войска Запорожского, человека, во многом предопределившего вектор развития всей Восточной Европы.

Современное отношение к Богдану Хмельницкому неоднозначно, тем более, у ультраправых националистов. С одной стороны, он был выдающимся тактиком и стратегом, отличным полководцем, понимающим и целеустремленным, а с другой, неоднократно «увиливал» от острых вопросов, служил польским интересам. Украинские националисты считают, будто именно этот человек более трех сотен лет назад определил направление казачества – под протекторат Московии и именно потому якобы и приходится разбираться с «братскими» народами за собственную идентификацию. При этом тактично умалчивается, что, если бы не договор Хмельницкого, страна могла иметь совершенно иные очертания, а не нынешние границы. Давайте вместе разберемся, что к чему, кем был это человек и какую роль в истории нашей Родины он сыграл.

Краткая биография Богдана Хмельницкого: казацкий гетман и освободитель от «польской неволи»

С высоты прошедших лет нам легко и просто смотреть на те события, что имели место не менее трехсот лет назад. Богдан Хмельницкий оценивается современниками по-разному. Одни действительно считают его борцом за свободу родного народа, вызволителем из-под польского ига Речи Посполитой, которая оккупировала в семнадцатом веке добрый кусок нашей, исконно-русской территории. Другие исследователи, что особенно модным стало в последние годы, указывают на тот факт, что он работал исключительно в собственных интересах, потому судьбы народов его интересовали мало. Стоит разобраться с данным вопросом более подробно и выяснить, кем же был этот человек на самом деле, какие цели преследовал и какими принципами руководствовался.

Стоит задуматься

Главным парадоксом жизни и вообще существования будущего гетмана Богдана Хмельницкого заключается в том, что подавляющую часть собственной жизни он преспокойно себе проживал на территории Польши. Более того, он был совершенно законопослушным гражданином, а также участвовал в военных походах против польских врагов того времени. Как же могло сложиться так, что он кардинально сменил точку зрения и обернулся против своих «хозяев»?

Неоценимая роль в истории

Среди историков и исследователей никогда не наблюдалось единства в вопросе оценки деятельности Богдана Хмельницкого в качестве независимого правителя. Современники воспевали его, как настоящего освободителя из-под польского ига и оккупации. После того, как влияние России на Украину стало постепенно возрастать и оценки стали серьезно меняться. Тарас Шевченко уже упрекает гетмана за то, что он добрую часть земли отдал добровольно под власть Московии, Кулиш считает, что именно Хмельницкий открыл сутки тревог, разрухи, печалей и значительного культурного упадка страны. Оценивая деятельность Богдана, даже Грушевский соглашался, что он имел большие задатки, однако считал, что ресурса для осуществления своих идей он попросту не имел.

Советские историки имели по данному поводу единое мнение, они считали гетмана Богдана Хмельницкого великим человеком и освободителем, ввиду присоединения Украины к России, что позже привело к известному нам формированию границ Советского Союза и современной Украины, что неудобно для ультраправых, пытающихся доказать нечто свое. Трудно не согласиться, что Хмельницкий оказал просто колоссальное влияние на создание принципов государственной национальной идеи и возрождение украинской государственности в принципе. Едва ли без него и его идей, а также и практических шагов, что он предпринимал в свое время, могло бы возникнуть в новейшей истории независимое государство, под названием Украина.

Происхождение и образование Богдана Хмельницкого

История Богдана Хмельницкого началась задолго до того, как он сам появился на свет. Отец его, Михаил Хмельницкий служил при дворе коронного гетмана Станислава Жолкевского, а потом работал также и на его зятя Яна Даниловича. При помощи своего верного писаря Мишки, тот получил в жены младшую дочь Жолкевского и основал новый город – Чигирин, где и выделил участок для своего верного соратника. Так Хмельницкие поселились на личном хуторе, который назвали Суботов.

Интересно, что на то время, дарованное старостой, не требовало документального оформления, что впоследствии сыграет злую шутку со старшим Хмельницким, который понятное дело, бегать и подписывать бумажки не стал, хотя стоило бы, ведь он был писарем, следовательно, кое-в-чем должен был разбираться. Кроме всего, должность писаря в войске, да еще и при самом коронном гетмане получить мог далеко не каждый, что свидетельствует о шляхетном происхождении семейства.

С отцом все понятно, осталось выяснить, кем же была мать Богдана. По разным сведениям, ее могли звать либо Агафья, либо Анастасия Федоровна, она была либо казачкой, либо тоже имела шляхетское происхождение, история и об этом умалчивает. 27 декабря 1595 года в деревеньке Суботов (а по иным сведениям, прямо в Чигирине), где с 1590-го служил Михаил городовым, в семействе Хмельницких родился мальчик, которого назвали Зиновием. В качестве второго имени было использовано Федор-Богдан.

Разбираясь, кто такой Богдан Хмельницкий и когда же он на самом деле родился, следует обратиться к свидетельствам Николо Сагредо, венецианского посла того времени в Польше. В 1649 году он писал, что встречался с Богданом Хмельницким, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят четыре года. Путем несложных вычислений получается, что появился на свет он в 1595 год. То есть официальные даты полностью подтверждаются.

Взросление и первые шаги при власти

Начальное обучение Богдан прошел дома, матушка самостоятельно учила его читать и писать, а потом поступил в киевскую братскую школу, после завершения которой определился и в Иезуитский коллегиум в городе Ярославе, что сегодня находится на территории Польши. В 1620 году его отец, сражаясь на стороне Станислава Жолкевского в походе на молдавские земли, погиб в страшном сражении с татарами под поселением Цецорой (современная Цуцора).

Но это не остановило молодого и пылкого парня, он пошел учиться далее и многие науки изучал во Львове. К примеру, там он осилил риторику и ораторское искусство. Богдан в совершенстве знал польский язык и латынь, изучил множество древних трактатов, однако родную веру, которая была дарована ему отцом, он так и не предал. Иезуиты так и не смогли докопаться до самых недр его души, хотя несколько раз ему и предлагалось обратиться в католичество, Хмельницкий остался православным.

Под началом польского короля

В 1620-1621 годах грянул польско-турецкий конфликт, в котором гибнет его отец, а сам Богдан пропадает в плен. Считается, что ровно два года он провел в качестве обычного раба на галерах. Однако по иной версии, образованный Хмельницкий и тут нашел себе теплое местечко под крылышком у турецкого (османского) адмирала, так как воротившись из плена уже знал турецкий и татарский языки. Едва ли он справился с такой задачей, если бы ему необходимо было постоянно раскачивать тяжелое весло. После выкупа матерью и братьями был сразу же зачислен в реестровое казачество, то есть отметился в списке казаков, официально служивших польскому государству.

Во второй половине двадцатых годов семнадцатого века Богдан Хмельницкий начинает принимать участие в походах запорожских казаков которые те осуществляют на турецкие поселения. В 1529 году им даже удается неожиданностью и нахрапом захватить даже предместье Царьграда (Константинополь). Далее Богдан возвращается на родину в Чигирин, где впервые жениться на мещанке и гетманской дочке Анн (Гафии) Семеновне Сомко (Сомковне) и получает чин сотника чигиринского. Начиная с 1630, приблизительно на восемь лет сведения о Богдане теряются. Его имя можно отыскать только в грамоте, которую подписали казаки, у которых он и служил писарем, при капитуляции восстания нереестрового казачества под предводительством Павлюка.

  • Казацкая Летопись самовидца свидетельствует, что в то же время, после воцарения короля Владислав IV, началась война Речи Посполитой и Русского царства, а сам Богдан даже принимал непосредственное участие в осаде Смоленска. Русский историк-архивист Петр Буцинский утверждает, что за этот поход он был удостоен золотой сабли, за особую отвагу и храбрость в стычках под Москвой.
  • В 1645 году польский король предоставил именно Богдану Хмельницкому разработать план нападения на Османскую империю, в обход решения сейма.
  • Во время войны Франции и Испании в 44-46 годах семнадцатого века, Хмельницкий принимал участие в осаде Дюнкерка. Интересно, что даже посол де Берже писал о нем кардиналу Мазарини, как о тонком политике и незаменимом организаторе среди казаков.

В 1646 году Владислав IV решил под шумок международного конфликта, развязать войну с османами, для чего казаки должны были напасть на турецкие территории. В обмен на это они должны были получить специальную королевскую грамоту, восстанавливавшую абсолютно все казацкие права и привилегии, что были пресечены к тому времени, от самого зарождения казачества. Заманчивая перспектива, не так ли? Правда, сейм вовремя узнал о заговоре и королю пришлось отказаться от своего коварного плана. Полученную гетманом Барабашем грамоту, которую потому якобы отобрал Хмельницкий, многие считают подделкой.

Восстание Богдана Хмельницкого

Когда супруга Хмельницкого приказала долго жить, ему долгое время помогала Гелена или Матрена, точно имя этой женщины история от нас умалчивает. Она смотрела за его шестерыми отпрысками, вела хозяйство. Во время отсутствия мужа, ненавидящий его поляк подстароста Чаплинский напал на Суботов, разграбил его, украл Гелену и даже обвенчался с нею, а младшего сына Богдана забил на смерть, чтобы не сопротивлялся и не защищал мачеху. Тогда Хмельницкий решил что-то предпринимать.

  • Сперва Богдан обратился в судебные королевские органы. Но его высмеяли и выдали, как издевательство сотню злотых, хотя ущерба там было нанесено тысячи на две, а то и три. Возмущению его не было предела, и он даже чуть не попал в тюрьму, во время вызволенный гетманом Барабашом.
  • Лютым февралем 1648 года Богдан Хмельницкий приехал на Запорожскую Сечь. Собрав запорожцев, обиженный Хмельницкий решил войной идти на становище коронной армии в Никитском Рогу. Реестровый полковник Станислав Юрский тогда сбежал, а сами казаки присоединились к своим братьям.
  • 18 апреля 1648 года Богдан Хмельницкий заключил мирный договор с крымским ханом Исламом III Гиреем. Интересно, что в хронике крымского придворного летописца Мехмеда Сенаи напрямую говорится о желании Хмельницкого принять ислам.
  • Полковники и старшины сразу же признали Богдана гетманом Войска Запорожского, приблизительно в это время появляется на арене такое действующее лицо, как граф Потоцкий, основной противник Хмельницкого.
  • 22 апреля 1648 многотысячное войско Хмельницкого выступило из Сечи и одержало головокружительную победу под местечком Желтые воды, где был смертельно ранен Стефан Потоцкий, а множество шляхтичей отправилось пленниками в Чигирин.
  • 15 мая Богдан с войском подошел вплотную к Корсуню, а поляки, не очухавшиеся от прошлого поражения, еще не знали, что и делать. Тогда засланный казачок, притворившись предателем, предложил себя в проводники, завел их в чащу, где они и были уничтожены казаками и татарами.
  • В битве под Пылявцами 13 сентября того же года казаки не просто выиграли, но даже и захватили около сотни пушек и множество иных богатств.
  • С шестого по девятое октября 1648 года казаки стояли осадой у Львова, откуда перед этим в срочном порядке ретировались поляки, увезя все самое ценное. Город сдался, но основной целью Хмельницкого был выкуп за снятие осады. С польским правительством договориться не удалось, и казаки повернули домой, попутно грабя все деревни и города, что попадались на дороге, как настоящие разбойники.

1 января 1649 года, гетман Богдан Хмельницкий, как триумфатор въехал в Киев, его встречали криками, радостью и гулянками. С этой поры он становится ярым ненавистником «лядов» и «юдеев», хотя еще совсем недавно отлично служил под их началом, понимая, что для иноземца никак не заслужить справедливости среди чужаков. Крестьянству пришлось просто подчиниться, так как выбор был невелик, либо воевать за казаков, либо отправляться в ясыря к татарам. Тем временем казаки, вкупе с крестьянами, стали устраивать настоящие еврейские и польские погромы, разоряли дома, убивали, грабили, насиловали. На победоносный поход и всенародную поддержку это было похоже мало.

Воссоединение Украины и России: зборовский мир и Белоцерковский договор

Еще в начале 1648 года Богдан писал письмо русскому царю Алексею Михайловичу о принятии его войска в состав российской армии. Доставить письмо Хмельницкого государю взялся сам иерусалимский патриарх Паисий, что как раз был проездом в Киеве. Он и опоясал мятежного казака мечом, освященным на гробе господнем.

  • К гетману Хмельницкому на то время являлось много послов, были и польские, с Адамом Киселем во главе. Они притащили Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство, которую он принял и даже короля поблагодарил.
  • Это вызвало смущение и разброд умов, а сами поляки оказались обманщиками, так как еще до возвращения делегации уже стали подтягивать войска. Тогда же гетман пишет письма турецкому, крымскому и польскому правителям. Они полны заверений дружбы, но на службу ни к кому, Богдан явно поступать не собирался.
  • Пятого и шестого августа того же года происходит знаковая битва при Зборове, которую Хмельницкий выиграл, но короля захватить в плен не позволил, причины чего неясны.
  • 19 августа был подписан так называемый Зборовский мирный договор, в котором оговаривалось семнадцать пунктов, от географических указаний на земли казачества, до амнистии мещанам, казакам и шляхтичам, принимавшим участие в восстании. Однако в итоге все получилось, как всегда, сами поляки регулярно нарушали договора и соседей ни во что не ставили.
  • В 1650 году из плена возвратился Николай Потоцкий, который желал только одного, продолжить войну, пока ни одного казака не останется на свете. 19 июня 1651 состоялось страшное Брестское сражение, в котором Хмельницкий не только проиграл, но и заработал недоверие народа.
  • В 1652 году победу было одержано в битве при Батоге, в которой погибло около восьми тысяч поляков. Причем не так в самом сражении, которое продлилось всего день до заката, как при резне пленных казаками впоследствии.

Тем временем начался страшный голод и эпидемии на Украине, ввиду разрушительных походов поляков в отместку за восстание. Выжидательную позицию заняла Москва и Турция, помогая при этом отменой пошлин и налогов. Поляки же продолжили разжигать ненависть, сажали украинцев на кол, повсюду расставлены были виселицы.

Переяславская рада: воссоединение двух братьев

Убедившись, что Гетманщина своими силами бороться с окружающими врагами никак не способна, Богдан Хмельницкий решил заключить мирные договоры с Османской империей, Швецией и Россией. 9 февраля 1651 года впервые земский собор в Москве обсуждал, как ответить гетману. Царь Алексей Михайлович не проигнорировал просьбы Хмельницкого и даже отправил своего боярина к польскому королю, однако в ответ польские отряды стали зверствовать на Украине еще больше.

1 октября 1653 года на земском соборе переход казаков под начало русского правления было утверждено, а уже через несколько месяце, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана специальная рада, на которой Хмельницкий поставил своих перед выбором, под чье правление им встать, крымского хана, османской империи или русского царя. Был вариант и с польским подданством, но этого народ уже «наелся» под завязку. Стоит заметить, что единственным православным в этом списке оказался как раз московский правитель. Интересно, что украинский гетман Богдан Хмельницкий, а также великий царь всея Руси Алексей Михайлович Романов никогда лично не встречались.

Личная жизнь и смерть гетмана Хмельницкого: память народная

Русский историк Григорий Вернадский утверждает, что гетман Хмельницкий был человек среднего телосложения, невысок ростом, но крепкий и коренастый, а при этом, с несколько неуравновешенным характером. Он любил образованных и умных людей, стараясь всего окружать себя подобными. О личной жизни его известно немного, но эту информацию стоит узнать.

Браки и дети

Считается, что женат Богдан был трижды. Первый раз он женился на казачке Анне Сомко, второй брак заключил с Еленой (Матроной) Чаплинской, которая была шляхтянкой, а в третий раз взял в жены юную Анну Золотаренко. Впрочем, информация об этом достаточно туманна. У него было достаточно много детей.

  • Степанида, которая, став супругой Ивана Нечая и попав с ним в плен при Быхове, была выслана в Тобольск, где и скончалась впоследствии.
  • Екатерина сперва вышла замуж за полковника Данилы Выговского, а после его казни русичами, стала супругой Павки Тетери.
  • Мария могла быть женой сотника Близкого или Мовчана.
  • Тимош, который погиб в 1653 году, не оставив потомства.
  • Григорий, что предположительно умер в младенчестве или раннем детстве, возможно, был убит.
  • Остап, которого по легенде забил до смерти польский пан, выкравший Елену Чаплинскую.
  • Юрий, который стал достойным преемником отца, став гетманом запорожским после его смерти.

Говорят, что была еще и Елена, существование которой вообще ставится под сомнение. Возможно, именно она стала женой сотника Близкого, а не Мария, что была супругой Ивана Мовчана.

Смерть Хмельницкого и увековечение его памяти

После того, как Гетманщина была присоединена к России, началась война с Польшей, так как нарушение границ и пределов, она потерпеть уже никак не могла. Алексей Михайлович двинулся на Литву, а Карл X шведский начал боевые действия против поляков со своей стороны, тогда король Ян Казимир пошел на переговоры с Хмельницким, однако тот мешкал, собираясь максимально «струсить» с поляков материальных выгод. Тогда король пошел на поклон к самому русскому правителю, который согласился на дарованный ему титул наследника польской короны. Но Богдан рассудил по-своему и в 1657 году договорился со шведским правителем Карлом X и даже отправил ему в помощь войско.

Когда русский царь узнал об этом, сразу же отправил к Хмельницкому посольство, которое застало его уже в плачевном и сильно больном состоянии. Они напали на него с упреками, обвиняя в измене, однако тот не послушал. Но войско, которое узнало, что царь не в курсе событий, просто вернулось обратно, не желая обострения конфликта с мощным северным союзником. В самом начале 1657 года гетман созвал раду, на которой в его преемники был назначен его сынок Юрий, которому на тот момент едва исполнилось шестнадцать. Умер Богдан Хмельницкий 27 июля 1657 года в Чигирине, скорее всего, от инсульта, а похоронен рядом с сыном Тимошкой в Суботове.

Образ Богдана Хмельницкого запечатлен во многих произведениях искусства, к примеру, его фигура имеется в Нижнем Новгороде, в мемориальном комплексе Тысячелетие России. Во многих населенных пунктах России, Украины, Белоруссии и даже в иных бывших «союзных» республиках, есть улицы, проспекты и площади, носящие его имя. Во времена Великой Отечественной войны был даже учрежден орден Богдана Хмельницкого. Отлично образ этого человека раскрыт в книге Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», которая была экранизирована не один раз. Самой популярной версией считается совместный украинско-польский проект «Ogniem i mieczem» 1999 года, в которой роль гетмана сыграл знаменитый Богдан Ступка.