Что изучает физическая география как наука? Значение слова «историческая география». Особенности научной дисциплины. Физическая география материков


Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале XX вв., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Последние три десятилетия XX века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Сменивший прежнюю неклассическую науку первой половины XX века, этот новейший период в развитии естествознания, образующий естественнонаучную составляющую второго этапа научно-технической революции, о характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, это – ориентация постнеклассической науки на исследование весьма сложных, исторически развивающихся систем (среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек). Представления об эволюции подобных систем вводятся в картину физической реальности через новейшие идеи современной космологии (концепция «Большого взрыва» и др.), через изучение «человекоразмерных комплексов» (объекты экологии, включая биосферу в целом, системы «человек - машина» в виде сложных информационных комплексов и т.д.), и, наконец, через разработку идей термодинамических неравновесных процессов, приведших к возникновению синергетики.

Во-вторых, важное направление исследований постнеклассической науки составляют объекты биотехнологии, и в первую очередь, генетической инженерии. Успехи последней на рубеже XX - XXI вв. определяются новейшими достижениями биологии – в плане расшифровки генома человека, постановки и решения проблем клонирования высших млекопитающих (эти проблемы, заметим, включают не только естественнонаучный, но и социально-этический аспекты).

В-третьих, для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выражение в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей знания.

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку даст возможность деталь но изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускается из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

Еще одна фундаментальная черта науки - стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличен ной. Эта в свое время положительная особенность науки де лает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.

В дополнение к отмеченному выше можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.


К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).

Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к науке и научно-технической революции:

Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia - наука).Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

В противоположность этому направлению также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных-человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние на селения, но она же увеличивает опасность гибели человече ства и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

Процессы, происходящие в современной науке

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации

Т.е. отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Процесс интеграции

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

1) единство и борьба противоположностей;

2) переход количественных изменений в качественные;

3) отрицание отрицания.

4) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.



Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

Рождение науки о Земле

География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Географические науки

Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.

Физической географией называют науку о строении оболочки Земли. Данная дисциплина является основой наук о естествознании. Какие оболочки Земли изучает физическая география? Изучает она расположение разнообразных географических объектов, оболочку как целое явление природы. Помимо этого, исследуются региональные различия оболочки Земли. Данная наука вмешает целый комплекс других наук, которые изучают географию нашей планеты.

Учитывая, что разнообразия фазового и химического состава достаточно велико и необычайно сложное, все части земной коры постоянно связаны между собой и непрерывно обмениваются разнообразными веществами, а также необходимой энергией. Именно этот процесс позволяет выделить географическую оболочку как специфический материал в системе нашей планеты, совокупность процессов, которые протекают внутри, ученые объясняют, как особый процесс движения материи.

Что за наука - физическая география

Уже долгое время физическая география изучает природу земной поверхности. Единственное направление уже со временем благодаря дифференциации некоторых наук, развития кругозора человека, начали появляться такие вопросы, ответы на которые можно было получить, только расширив научный спектр. Так, геофизика стала изучать неживую природу, а география полностью укладывается в изучение всего живого на планете Земля. Физическая география - это наука, изучающая обе стороны, то есть живую и неживую природу, оболочку Земли, а также ее влияние на жизнедеятельность человека.

История развития науки

На протяжении развития науки, учеными накапливались факты, материалы и всё необходимое для того, чтобы изучение было успешным. Систематизация материалов помогла облегчать работу и делать определённого рода выводы. Именно это сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии физической географии как науки. Что изучает общая физическая география? В середине XIX века был очень активный период развития этого направления. Он заключался в постоянном изучении разнообразных природных процессов, которые протекают в географической оболочке и обусловлены разнообразными географическими явлениями. Изучение этих явлений было обосновано запросами практических знаний, более глубокого изучения и объяснения некоторых закономерностей, которые стали происходить в природе планеты Земля. Таким образом, чтобы узнать природу некоторых явлений, необходимо было изучать определенные компоненты ландшафта. Благодаря этой потребности последовало развитие и других географических наук. Таким образом, появился целый комплекс наук, которые выступали как смежные.

Задачи физической географии

Со временем к физической географии начала относиться и палеография. Некоторые ученые относят к этой системе географию и почвоведение. Эволюция научных познаний, идей и открытий рассматривает целую историю физической географии. Таким образом, прослеживаются свои внутренние и внешние связи, практическое использование закономерностей. Так задачей физической географии стало изучение региональных различий оболочки Земли и специфические факторы проявления общих и местных закономерностей, которые соответствуют определённым теориям. Общие и местные закономерности связаны между собой, тесно сочетается и непрерывно взаимодействуют.

География России

Что изучает физическая география России? Земельные ресурсы, полезные ископаемые, почва, рельефные изменения - все это входит в перечень исследований. Наша страна расположена на трех огромных равнинных пластах. Огромными залежами полезных ископаемых богата Россия. В разных ее уголках можно встретить железную руду, мел, нефть, газ, медь, титан, ртуть. Что изучает физическая география России? Важными темами исследований являются климат страны и водные ресурсы.

Дифференциация науки

Спектр физико-географических наук опирается на определенные материалы и общие закономерности, которые изучаются физической географией. Определённо дифференциация имела позитивное влияние на развитие науки, но при этом проблемы были в специальных физико-географических науках, их разработок было недостаточно, ведь изучались не все природные явления, были чрезмерно употреблены некоторые факты, что затрудняло дальнейшее развитие во взаимообусловленных природных процессах. Последнее время тенденция уравновешивание дифференциации идёт довольно позитивным путем, расследуются комплексные исследования, производится определённое синтез. Общая физическая география использует в своих процессах ряд смежных отраслей естественных наук. При этом возникают и другие науки, которые помогают в дальнейшем раскрывать всё новые знания. В дополнение ко всему этому сохраняются истории наук, со своими знаниями и экспериментами. Благодаря этому продолжает двигаться научный прогресс.

Физическая география и смежные науки

Частные науки в сфере физико-географии, в свою очередь, зависят от общепринятых закономерностей. Они, конечно, имеют прогрессивное значение, однако проблема в том, что имеются определённые границы, которые не дают достичь больших познаний. Именно это затрудняет продолжительный прогресс, для которого необходимо открывать новые науки. Во многих частных физико-географических науках чаще всего применяются химические и биохимические методы, процессы и объекты, это и становится двигающиеся силой. Физическая география связывает эти науки, обогащает их необходимыми материалами и учебными методиками. Это необходимо для решения практических задач, что дает определенные прогнозы изменения природной среды под определенными человеческими действиями. Помимо этого, приведённые науки связывают проблематику в целом, что и порождает еще целый ряд новых исследований. Но что изучает физическая география материков и океанов?

Большая часть земной поверхности покрыта водами. Только 29% - это материки и острова. На Земле имеется шесть материков, всего 6% занимают острова.

Связь с экономической географией

Физическая география имеет довольно тесную связь с экономическими науками и многими их отраслями. Это объясняется тем, что в конкретных природных условиях, экономическая география, так или иначе, влияет на них. Еще одним важным условием производства является использование природных ресурсов, и именно это задевает какие-то экономические аспекты. Развитие экономики и промышленного производства, видоизменяет географию, оболочку земной поверхности, иногда происходит даже и увеличение поверхности, такие стихийные изменения должны быть отражены в исследованиях. Также и подобные изменения воздействуют и на состояние природы, все эти моменты должны быть изучены и объяснены. В свете всего вышесказанного изучение географической оболочки может быть успешным только в случае познания обусловленного способа произведения влияния человеческого социума на природу планеты.

Концепции физической географии

Интересным фактом являются аспекты, изложенные в теоретических основах физической географии, именно они начали формироваться на рубеже 19-20 века. Тогда были сформированы основные концепции данной науки. Первая концепция говорит о том, что географические оболочки всегда были и будут целостными и неразрывными. Все их компоненты содействуют между собой, делится энергией и необходимыми веществами. Вторая концепция говорит о том, что ученые в сфере географии объясняют, момент зональности как важнейшие проявления территориальной дифференциации оболочки планеты. Изучение данной науки в местных закономерностях, а также локальных проявлениях имеет огромное значение для районирования.

Периодический закон зональности

Дифференциация довольно сложная географическая система, частицы связаны между собой, происходят пространственные изменения, величина которых должна не мешать балансу земной поверхности. На это могут повлиять разнообразные факторы, например, годовой объем осадков, отношение между ними и многое-многое другое. Баланс поверхности земного шара тесно связан с границами суши. Если смотреть на разные термические пояса, то условия будут отличаться, зависит это от признаков ландшафта. Такая закономерность получила даже свое название - периодический закон географической зональности. Это то, что изучает физическая география. Концепция данного закона имеет какие-то общие понятия и значения, которые можно применить к большому количеству физико-географических процессов. Эти процессы сводятся к определению рационального баланса, оптимального для растительных покровов.

Если объединить все указанные области, то можно сделать вывод что наука играет очень важную роль как способ анализа природных взаимосвязей и реализации новых знаний. Методика физической географии еще недостаточно усовершенствована. Поэтому в последующие годы наука также будет стремительно развиваться, требуется свежих идей и другого. Возможно, появятся и новые отрасли.

Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.


Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.


Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.

γεωγραφία «землеописание» от γῆ «земля» + γράφω «пишу, описываю»):

Объект изучения географии - законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География - одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в I в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора . Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер .

История географии [ | ]

География Древнего Востока

В втором тысячилетии до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звёздам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В III-II тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги. В «Ведах » целая глава посвящена космологии. В «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже в IX-VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения, целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

Античная средиземноморская география

Карта мира, сделанная Птолемеем

До нас также дошло известие о круглой карте, современника Гекатея , исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов , середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во времена Аристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.

Эпоха экспедиций

Александр фон Гумбольдт, 1806

В XVII-XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретённых знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук , открыв Гавайи и Большой Барьерный риф . Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток .

Предмет и методы географии [ | ]

Спутниковый снимок Земли

Карта высот Земли

Карта как основа географических исследований

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта - наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. Между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Персоналии [ | ]

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки [ ] :

Александр фон Гумбольдт, 1847

Карл Риттер

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных):

  • Васко да Гама
  • Христофор Колумб
  • Иван Фёдорович Крузенштерн
  • Михаил Петрович Лазарев
  • Афанасий Никитин
  • Марко Поло
  • Николай Михайлович Пржевальский
  • и другие.