Что не поделили Юрий Долгорукий и Кучка . Мадагаскар – Марс на земле. Мотоциклы с карданным приводом

Князь Юрий основывал свои города на месте славянских поселений и превращал их в пояс укреплений. Это города: Юрьев-Польский, Дмитров, Переславль-Залесский, Кострома, Звенигород, Стародуб, Перемышль, Дубна. Юрий забирал город под свою власть, размещал там гарнизон и руководство, обносил его стенами и включал в торговую цепочку, что способствовало притоку населения.

Кто такой Степан Кучка

Основателем Москвы считается великий князь Юрий Долгорукий , а датой основания - упоминание Москвы в летописи под этим названием. В 1147 году Юрий пригласил на пир «в Москов» князя Святослава. Но если отвлечься от привычного стереотипа, то в качестве населённого пункта Москва существовала и прежде, но под названием Кучково, и владел ею суздальский боярин Степан Кучка. Князь Юрий этого боярина Кучку убил, забрал себе его владения и его жену, сыновей взял себе на службу, а дочь Улиту выдал замуж за своего сына Андрея (Боголюбского).

Кем был Кучка по происхождению?

Исследователь Шилов предполагает что имя Кучка - производное от марийского слова «орел» - «кучкыж». Но есть лингвисты, которые выводят его от прусского источника, а на слух оно звучит вполне по-славянски. Во всяком случае, имя «Степан» - греческое, а это говорит о том, что он был крещёным. Для того времени не такое частое явление. Кучка был суздальским боярином, владел несколькими сёлами и деревнями на Москва-реке, но жил именно в Кучково, хотя оно располагалось далеко от Суздаля. А Москва считалась полной глушью, «медвежьим углом». Москву также называли «вятичским углом», поскольку здесь были поселения племенного союза славян-вятичей. Так может быть, боярин был именно вятичем, и в Кучково чувствовал себя среди своего народа?

Тонкости отношений

Если бы Кучка был в хороших отношениях с князем, то ему не понадобилось бы так основательно прятаться, а князю - от него избавляться: просто укрепил бы город и оставил там Кучку как доверенное лицо. Скорее всего, боярин конфликтовал с княжеским родом. Какой характер конфликта был типичным для того времени? Если великий князь Юрий убил именно главу рода и пощадил его семью? Причём не только пощадил, но и приблизил к власти, дал личный доступ к себе и своему сыну? По легенде, боярин допустил по отношению к Юрию какую-то грубость, но возможно, речь шла о чём-то более весомом.

Восстание вятичей

Отец Юрия Долгорукого, Владимир Мономах, провёл свою жизнь в военных походах и борьбе за свою землю. И ему пришлось сражаться не только с внешними врагами. Русь состояла из многих народов и из ещё большего количества племён. Там, где позже расположилась Москва, жили вятичи. И они причинили князю-воину немало хлопот, устраивая восстания несколько лет подряд. Мономах дважды лично отправлялся на подавление этих восстаний. Не воеводу отправлял, не кого-то из своих сыновей, а шёл сам - то есть дело было достаточно серьёзным. Был кто-то, кто занимался организацией этих беспорядков и, возможно, имел претензию на отделение от владений великого князя.

Кучково находилось в районе обитания вятичей. Известно, что вятичи устроили ряд восстаний с 1078 по 1084 годы. Боярин Кучка был здесь, возможно, самым крупным родовым землевладельцем. В то же время он имел влияние в столице. Это был представитель рода, способного объединить вокруг себя своих единоплеменников - вятичей и спровоцировать их на восстание. И Князь Юрий Долгорукий, убив его, устранил опасного соперника и источник волнений внутри княжества.

Историки и археологи, опираясь на убедительные факты своих исследований, тем не менее, не имеют единого взгляда на историю возникновения города, на причины и точное время. Обратимся к легендам. Быть может, в одной из них есть здравое зерно…Легенд- меньше десяти. Некоторые из них имеют общие мотивы, схожи во многих деталях. Остановимся на них - их четыре, так сказать канонических, в параллели с Евангелиями.

Правление царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, для растущего Российского государства ХYII века было, если не благодатным, то благодарным. Царь, будучи для своего времени человеком весьма образованным, по -своему и весьма искренне, радел о своём государстве. Тщательно, по хрониками и летописям, изустным поколенческим рассказам составлялась история государства, история столицы, генеалогия знатных родов. Легенды и предания о возникновении Москвы собирали независимо друг от друга несколько человек. Царь Алексей нашел самым правдоподобным следующую, повелев вписать её в летопись.

Легенды Князе Юрии Долгоруком, боярине Степане Кучке. Видения чудища, Кучковичах

Здесь мы познакомим Вас с тремя однотипными легендами.

В лето 1158 года, суздальский князь Юрий Долгорукий со дружиной возвращался во Владимир из Киева. Дорога пролегала через болотистую местность. Князю Юрию привиделось, как и известному библейскому пророку, чудище о трёх головах и шерсть его была весьма пестрой расцветки. Чудище не было агрессивно, но огромно. Видение столь странного существа посреди болота, явившись на минуты, исчезло. Исчезло, не уйдя в болото, а как бы растаяв, « словно туман утренний». Юрий Долгорукий был весьма озадачен. В православной Руси при царях XII - н. XIII веков зодчими, толкователями подвизались греки. Толкователь - -грек объяснил это видение такими словами:«встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной говорит о том, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

Невдалеке от болотного места на взгорье было владение боярина Степана Кучки - город Москва. Степан Кучка нашел массу весомых причин и отговорок, в том числе и перестройку хоромов, чтобы отказать усталой дружине Юрия Долгорукого в приюте. Летописец записал это так:« не почте великого князя подобающею честию». Но по мере настойчивости князя, боярин вдруг перешел от вежливого отказа к наглому вызову. Мотивом послужил тот факт, что от жесткого правления Долгорукого, из вотчин Владимир - Суздальского княжества к Кучке сбегался «беглый люд в великом множестве» и теперь Степан Кучка может стать вровень с Князем по численности дружины. То есть, « Людей под руцей бысть ровно». Дмитрий Долгорукий (прозвище он получил из-за неукротимой жажды присоединения всё новых земель соседей!) был мнителен. Кучка был им заподозрен в сговоре с новгородским князем, и дружина Юрия с боем ворвалась в город через главные ворота. Боярину Степану удалось, вырвавшись из города укрываться некоторое время с близкими друзьями в избушке отшельника Букала. Но дружинники князя, найдя, убили его. Москву князь Долгорукий присоединил к землям своего княжества.

Дети боярина были пленены. Дочь Улита стала женой сына князя - Андрея Боголюбского. (Прозвище им получено за возведение неимоверного числа церквей и храмов.) Сыновья - Петр и Яким, стали служить Долгорукому. Но, зная от Букала причину неправедной смерти отца, дети Кучковичи жаждали мести. После смерти жестокого, осторожного, мнительного Юрия, они напали на Андрея Боголюбского, во время охоты, желая убить его. Князю удалость спастись. Оказавшись один, загнав до смерти коня, Андрей Боголюбский, бродя долгие дни в лесу, нашел укрытие в каком-то деревянном строении.
Страшась его отмщения, Кучковичи снаряжают отряд для убийства князя. Улите, жене Боголюбского, пришла в голову идея отыскать сына коварного Долгорукого с помощью верного пса Андрея. Петру и Якиму с псом, отлично берущим след, и воинами удалось найти и расправиться с невинным в этом случае, князем Андреем.

Далее, легенда имеет три разные версии. По первой, Кучковичи, выданные москвичами брату Андрея Даниилу Юрьевичу Киевскому,(вымышленный персонаж), были казнены и в коробах спущены в реку. До сих дней, гласит легенда, короба всплывают в полнолуние, «ибо таковых злодеев не приемлет ни земля, ни вода». А Даниил остался править Москвой.
О дубовых коробах с останками казнённых братьев Кучковичей гласит ешё одна легенда. Но речь в ней идёт о Владимирском князе Всеволоде Большое гнездо (прозванным за большое число детей). Всплывающие на Плавучем Озере под городом Вдадимиром Кучковичи убиты за вероломство. По преданию, это происходит и в наши дни в канун дня их страшной казни.

Второй вариант предания: Месть Кучковичей была не за смерть отца, боярина Степана Кучки. Князь Андрей, якобы, решил за какой - то проступок казнить брата приближенного к нему Петра - Якима. Именно им и задумано, и организовано было убийство. Кстати, подтверждённым историческим фактом является то, что среди убийц Андрея Боголюбского упоминаются имена Петр и Яким.

Третья версия: В легендах упоминается не Москва, а город Кучков, позднее переименованный в город Москву. Теперь опять о достоверных фактах. В районе современных Сретенских ворот, Чистых Прудов и Любянской площади летописи XIV—XV вв. неоднократно упоминают московское урочище, называя его Кучковым полем. Мы склонны верить летописям, но события в летописи царя Алексея датируются, напоминаем, 1158 годом, а князь Юрий Долгорукий умер за год до описываемых событий, в 1157 году.

Видение странного и громадного чудища упоминается также в других легендах того времени.
Наконец., есть легенда о Данииле Александровиче, сыне князя Александра Невского, основавшем Москву, силой отняв её у упоминавшегося в первой легенде боярина Кучки.(как, спрашивается, можно основать город,отняв готовый?) И в ней рассказывается об убийстве Даниила братьями Петром и Якимом из справедливой мести за отца..

Существует великое множество легенд об основании Москвы, самая известная из них - о боярине Степане Кучке и князе Юрии Долгоруком.

Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, двигаясь с челядью из Киева во Владимир, остановился у болота, где увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пёстрая многих цветов... Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний». Сопровождавший князя священнослужитель заметил: «Встанет здесь град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое».

Князь двинулся дальше и увидел город, бывший во владении боярина Кучки, который «не почте великого князя подобающею честию»: он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, а затем отказался подчиняться князю, говоря, что он скоро станет вровень с Юрием Долгоруким.

Князь, заподозрив Кучку в сговоре с извечными врагами - новгородцами, повелел «того боярина ухватити и смерти предати». Дружина Юрия Долгорукого через главные ворота ворвалась в город, на улицах которого завязалась настоящая битва. Боярину Кучке и его ближайшему воеводе Букалу удалось бежать в леса. Но Кучка был вскоре обнаружен в своём убежище и убит. К детям Кучки Долгорукий отнёсся милостиво: дочь боярина Улита была выдана замуж за сына князя Юрия - Андрея Боголюбского; сыновья Пётр и Яким стали его ближайшими сподвижниками.

Но от детей Кучки Долгорукий скрыл смерть их отца, сказав, что родитель их скрылся от его дружинников в непроходимом лесу.

Москва перешла во владение Юрия Долгорукого.

Уже после смерти князя Юрия Улита неожиданно встретила некого старца, в котором с трудом узнала воеводу Букала. Он поведал историю гибели отца Улиты. Пётр и Яким убили мужа своей сестры - князя Андрея. Но один из слуг последнего, убежавший к брату князя, рассказал ему о мести Кучковичей. Брат А.Боголюбского пришёл с войском под Москву, москвичи выдали ему детей боярина Кучки. Расправа была скоротечной: Улита, Пётр и Яким были казнены, тела их положены в берестяные короба и пущены в водоём, прозванный с тех пор «Поганым».



Согласно легенде, эти короба до сих пор всплывают по ночам на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят» 1 .

На этом история не закончилась...

13 июня 1723 года священник церкви Архангела Гавриила отец Иннокентий, отслужив вечерню, присел на секунду передохнуть и упал замертво. День спустя, когда усопшего понесли на отпевание, над церковью «нависла» иссиня-чёрная туча. Прогремел гром, с последним его ударом в крест ужалило острие молнии, и купол вспыхнул.

Пожар продолжался несколько часов, когда принялась дубовая ферма, стали обрываться висевшие на ней колокола, падая, они проламывали церковные своды. Рухнули все пятьдесят колоколов, подавив спасавших от огня иконы прихожан...

Церковь Архангела Гавриила впервые упоминается в 1551 году. Почти сто пятьдесят лет спустя прихожанином храма Архангела Гавриила стал фаворит Петра Великого Александр Данилович Меншиков, купивший в 1699 году усадьбу, выходившую на Мясницкую улицу (храм стоял на границе его земель).

В 1704 году Меншиков велел старое здание храма Архангела Гавриила ломать и строить на том же месте новую церковь. Строили три года. Приказал Александр Данилович очистить и Поганые пруды (что рядом с храмом), после чего водоём стал называться Чистыми прудами. С дальним прицелом действовал царский любимец, не нравились ему постоянные разговоры о братьях Кучковичах, якобы до сих пор «живших» на дне пруда. К слову сказать, ничего на дне не нашли, но наиболее «упёртые» прихожане храма ещё долгое время утверждали, что видели Петра и Якима, выходящих в полночь из пруда.

В 1707 году строительство нового храма закончилось, его тут же «окрестили» Меншиковой башней. Она по высоте превосходила колокольню Ивана Великого (аж на три метра). Этими метрами Меншиков стремился уязвить загордившихся москвичей (ведь «Иван Великий» считался символом величия Москвы). Меншикова же башня завершалась красивым шпилем, на которой крепился флюгер - парящий ангел с крестом. Год спустя после окончания строительства на Меншиковой башне поставили часы с курантами, которые отбивали четверть часа, полчаса, час, а ровно в полдень начинали звонить все пятьдесят башенных колоколов.

Но «изюминка» храма Архангела Гавриила скрыта была за стенами храма.

В 1706 году русские войска одержали победу над шведами под Калишем. Меншикову в качестве трофея досталась икона Полоцкой Божией Матери, писанная самим евангелистом Лукой. Она то и стала украшением иконостаса церкви Архангела Гавриила.

После того как Меншиков стал губернатором новой российской столицы Санкт-Петербурга, в московской своей усадьбе стал бывать всё реже и реже. Храм Архангела Гавриила, оставшись без хозяйственного ока, ветшал: часы - остановились, стены - требовали хотя бы косметического ремонта. В 1721 году Меншиков получил слёзное письмо: «Кровля протекает, иконостас недоделан, и народ ропщет, что церковь стоит в таком запустении. Шпиль, глава и всё деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением». А в 1723-м случился тот пожар. Во время пожара почитаемый образ не пострадал, прихожане спасли. В 1726-м Меншиков тяжело заболел. Икону доставили к постели больного в Петербург. Некоторое время она находилась в домовой церкви. В 1727-м новый российский император Пётр II отправил Меншикова в далёкий Берёзов (в ссылку), приказав оставить древнюю икону. Но последняя - бесследно исчезла.

Храм Архангела Гавриила многие москвичи стали обходить, что-то держало их «на расстоянии». Без покровителя небесного храм всё больше и больше терял свой «вес», казалось, ещё немного и храм на Чистых прудах уйдёт в небытие...

Более полувека храм стоял в запустении. Новую жизнь вдохнул в храм Гавриил Измайлов, который восстановил здание в 1787 году. Однако - на один ярус ниже, без колоколов и шпиля. Правда, появился винтообразный купол.

А в особняке Меншикова в 1792 году разместили Московский почтамт, в 1821 году к почтовому ведомству приписали и Меншикову башню, которая стала именоваться церковью Архангела Гавриила при Почтамте 2 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: www.xmoscow.narod.ru

2 См.: www.xmoscow.narod.ru

«Нехорошие» московские улицы, особняки, дома, квартиры

Малая Никитская улица, дом 28/1. Это адрес «дома Берии»...

После полуночи на углу Малой Никитской и Вспольного переулка можно услышать, как подъезжает автомобиль, как громко хлопают его дверцы, как раздаются тяжёлые шаги и кто-то отдаёт отрывистые команды. Главный чекист Советского Союза Лаврентий Павлович Берия жил здесь с 1938 года вплоть до 1953-го. По некоторым данным, Берию уложили выстрелом в затылок в подвале собственного дома во время ареста. Работники посольства одной небольшой африканской страны, что перебрались сюда в 1990-е годы, до сих пор не рискуют после полуночи спускаться в цокольный этаж: за поворотом коридора можно лоб в лоб столкнуться с «человеком в пенсне». Это - он, Лаврентий Павлович.

Чумной переулок что на Пречистенке: Когда-то Пречистенка именовалась Чертольем; это из-за глубокого оврага, который, может быть, «чёрт рыл». Ручей вытекал из Козьего болота, тёк вдоль нынешнего Бульварного кольца и впадал в Москву-реку.

Здесь когда-то жили язычники, приносившие жертву Перуну. Царь Алексей Михайлович, который постоянно ездил мимо этого оврага (в Новодевичий монастырь), велел - 16 апреля 1658 года - имя нечистое сменить на чистое. Но не всё так просто: рядом с оврагом устроили Божедомку - «убогий дом», куда свозили умерших «бомжей», тех, что «без роду без племени, без дома и без семьи». В 1930-е годы снесли церковь Спаса Нерукотворного, вырытые кости долго ещё не могли найти упокоения. Место церкви заняло здание школы. Но души убогих, упокоенных в братских Чертольских могилах, потревоженные наступлением властей на религию, - всё так же места себе найти не могут, пугая местных жителей.

Арбат, дом № 14. Об истории этого дома существуют две версии. Первая - трагическая, вторая - лирическая.

Версия трагическая. Дом (построенный князем Оболенским) стоит на месте, которое «всё живое в землю утягивает».

Дурная примета.

Владельцы, всё же пересиливая страх, сдавали дом внаём. Жил здесь полковник, жена которого сбежала от него с красавцем адвокатом. Полковник горевал не долго, но глубоко, неделю спустя нашли его с петлёй на шее.

Года три спустя дом снял чиновник, но и его жизнь сложилась неудачно. Через месяц его, жену и пятерых детей обнаружили мёртвыми. Убийцу искали, но - не нашли.

После Октябрьской революции дом, покинутый владельцами, стал пристанищем бродяг, известен «как дом с привидениями».

Версия лирическая. Дом этот принадлежал отцу будущего генералиссимуса А.В.Суворова (он перешёл к нему как приданое его жены). Александр Суворов здесь родился и здесь провёл свои детские годы. В 1840-1850 гг. дом принадлежал управляющему Главным архивом иностранных дел М.А.Оболенскому 1 . Почётное место в доме занимал портрет А.С.Пушкина, кисти художника В.А.Тропинина 2 .

Лишь после Октября 1917-го дом, покинутый бывшими владельцами, стал местом пристанища московских бомжей. Добропорядочные москвичи, с некоторым беспокойством наблюдавшие за мелькающими в проёмах окон тенями, прозвали «домом с привидениями». В конце концов его снесли - и бродяги, и привидения исчезли.

Дом Пашкова - царство книг (сначала - Румянцевский музей, потом - знаменитая «Ленинка», сейчас - Российская государственная библиотека), прекрасное светлое здание, раскинувшее свои стены-крылья на возвышении, развернув окна как раз на Кремль.

Покой книжных полок стережёт призрак книговеда Николая Рубакина, который некогда завещал библиотеке всю свою громадную коллекцию книг 3 . Завсегдатаи библиотеки свидетельствуют: иногда в читальном зале слышатся чьи-то шаги и старческий кашель...

Спиридоновка, дом 17. Знаменитый миллионер и меценат Савва Морозов купил его для своей жены 4 . Когда он ушёл в «мир иной», Зинаида Морозова особняк продала, сославшись на то, что... каждую ночь из кабинета, закрытого аж на три замка, раздавались шаги, бренчал телефонный звонок, загадочным образом перемещалась мебель.

Миллионеры Рябушинские, ставшие новыми владельцами дома, тоже не смогли в нём жить, и им не давал покоя «дух неординарного Саввы Ивановича» 5 .

Сейчас здесь Дом приёмов министерства иностранных дел России. Интересно, не пугает ли дипломатов призрак Морозова? Спросите у министра.

Знаменитый «Дом на Набережной» - улица Серафимовича, дом 2/20 выстроен был в самом начале 1930-х годов для советской государственной элиты. Многих из жителей дома ждала трагическая судьба, их семьи выселялись, освобождая места новым кандидатам на «исчезновение». До сих пор призраки возвращаются в свои квартиры, бродят по лестницам и коридорам...

Дом построен на месте пустыря, на котором происходили казни государственных преступников (здесь был публично казнён Емельян Пугачёв). Здесь же располагались пыточные Малюты Скуратова, соединённые подземными ходами с Кремлём... И по ночам, когда грозовые тучи накрывают набережную и порывы ветра гуляют по крышам, можно услышать стоны и причитания замученных в застенках палачами Ивана Грозного.

В 50-е годы XVII века владельцем усадьбы стал московский купец Аверкий Кириллов. В 1682 году Кириллов - к тому времени уже думной дьяк - погиб во время стрелецкого бунта. Вот что мы найдём о его трагической судьбе: «Мятежные стрельцы сбросили его с Красного крыльца Теремного дворца, зарубили бердышами и под звон кремлёвского набата и бой барабанов потащили изуродованный труп на Красную площадь с душераздирающими криками: «Расступитесь, думный дьяк идёт». На памятном столбе, поставленном стрельцами на Красной площади, были названы грехи Аверкия Кириллова, приведшие к столь драматической развязке: «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил» 6 .

Говорят, что и сейчас в последнюю августовскую ночь можно встретить у «Дома на Набережной» старика, одетого в невообразимые лохмотья, но, приглядевшись, с удивлением обнаружите, что одежда его словно из времён конца XVII столетия. Иногда рядом с ним молодой человек и девушка - быть может, дети Аверкия, Степан и Анна, чьи останки обнаружены были во дворе дома, когда в конце 1920-х здесь развернули строительные работы. Останки не упокоили с миром, а свалили в кучу мусора.

В 1930-1940-е годы, в самые жуткие времена советской эпохи, к «Дому на Набережной» часто подкатывал чёрный «воронок». Каждый третий житель дома был репрессирован или покончил с собой - из-за страха перед арестом. «Дом страха», «дом самоубийц» - так окрестили здание жители близлежащих районов. Новые владельцы пробуют освящать свои квартиры, но даже это не помогает.

Тверской бульвар, 23. Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, бывший Камерный театр. Вот что можно найти о театре в прессе: «Самый мистический театр столицы. Рядышком - старинная церковь Иоанна Богослова. Соседство по христианским канонам весьма неудачное. Тем более что сцена театра, оказывается, была построена не где-нибудь, а на месте церковного погоста. А что хорошего может ждать труппа, каждый вечер лицедействующая на древних останках? К тому же в 50-х годах прошлого (то есть двадцатого) века власти выжили из этого театра его основателей 7 - режиссёра Александра Таирова и актрису Алису Коонен 8 . Таиров вскоре умер в психушке, Алиса же прокляла подмостки, на которых некогда блистала. С этих пор театр постоянно числился в аутсайдерах, а по ночам актёры и служащие встречали двух призраков - Режиссёра и Актрису. Таиров являлся в родные стены аккурат перед отставкой очередного руководства (было снято в общей сложности семь директоров). Фантом Алисы, как бы блистательно актёры ни играли, как бы гениально ни проходили репетиции, своим появлением мог значить лишь одно - оглушительный провал премьеры. Так и было.

Наладилось всё лишь в 1991 году, когда труппа, измученная невезением, попросила настоятеля церкви освятить театр. Говорят, после этого актёрам явилось видение - огромная синяя бабочка. Знак того, что Алиса простила людям мирские обиды...» 9

На метро - до станции «Октябрьская-радиальная», по эскалатору - вверх и на выход, на Большую Якиманку. Слева от выхода из метро высотка Министерства внутренних дел, справа куб посольства Франции, последнему принадлежит и удивительный особнячок, напоминающий русский теремок. Его построил в 1893 году промышленник, владелец известной Ярославской мануфактуры Николай Игумнов.

Выбор места вызвал недоумение, так как район Калужской заставы не отличался респектабельностью. Но Николай Игумнов родился и вырос в этих местах, а потому и жить захотел именно здесь, в достаточно уединённом месте.

Архитектор Николай Поздеев выбрал для постройки псевдорусский стиль, отсюда и древнерусский терем. Поздееву удалось соединить в единое целое шатры, колоколенки, арки, колонны. Здание получилось гармоничным. Но высоколобая архитектурная среда Москвы не приняла особняк, творение Поздеева (который, кстати, родом, из Ярославля) подверглось зубодробительной критике. Игумнов, поддавшийся этим разговорам, отказался оплатить превышающие смету расходы, которые были покрыты из личных средств самого Поздеева. Разорённый архитектор покончил жизнь самоубийством.

В этом теремке Игумнов сам практически не жил, поселив здесь свою любовницу, а уличив её в измене, заживо замуровал несчастную в стене. С тех пор её призрак якобы бродит по залам особняка.

В 1917 году в реквизированном Советской властью особняке разместилось женское общежитие фабрики Гознак. «Девушки фабричные» здесь долго не задержались. Все восемь лет, пока существовало общежитие, от его жильцов поступали многочисленные заявления о нечистой силе («женщина в белом»), пугавшей работниц Гознака по ночам.

В 1925 году в доме Игумнова разместилась лаборатория нейробиологии Оскара Фогта, цель которой - изучение мозга В.И.Ленина. В 1928 году лабораторию преобразовали в Институт мозга, надеясь расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека. В особняке «коллекционировали» «серые клеточки» Клары Цеткин, Луначарского, Цюрупы, Маяковского, Андрея Белого, Станиславского, Собинова, Максима Горького, Эдуарда Багрицкого, Мичурина, Павлова, Циолковского, Калинина, Кирова, Крупской 10 .

Одно время Институт мозга делил здание с Институтом переливания крови, директором которого долгое время оставался Александр Александрович Богданов (Малиновский), известный до этого исключительно своими философскими дискуссиями с самим Лениным. В 1920-е годы Богданов, отошедший от политики, искал способ если не обессмертить человека (как такового), то, по крайней мере, продлить его «средний возраст» за счёт «свежей крови»...

Плохо кончил Богданов, умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на себе. Урна с его прахом долгое время «украшала» одну из стен здания. Но году в 1937-м урну просто выбросили; её, слава богу, успела подобрать вдова незадачливого учёного и предать земле.

1938 году особняк Игумнова перешёл во владение французского посольства...

И ещё: «И сегодня бывший особняк Игумнова - резиденция французского посла. Здесь регулярно устраивают приёмы, на которые съезжаются представители дипломатического корпуса и столичный бомонд. Наиболее шумно отмечают День взятия Бастилии, когда под открытым небом, среди высоких каштанов, накрывают бесчисленные столы, а звуки музыки слышны уже в нескольких кварталах от посольства.

Кажется, дом Игумнова окончательно избавился от призраков прошлого. Ничто не напоминает сегодня ни о несчастной танцовщице, ни о хранившемся здесь мозге вождя мировой революции.

Впрочем...

В 1979 году по соседству с особняком Игумнова было построено новое здание канцелярии посольства - очень современное, со складчатыми окнами, остроконечными эркерами и многочисленными углами. Однако, если приглядеться внимательней, нельзя не заметить очевидного сходства этого здания с другим известным сооружением - Мавзолеем Ленина на Красной площади. Тот же тёмно-красный цвет фасада, те же ступенчатые очертания, по форме напоминающие усечённую пирамиду.

Как тут не вспомнить ещё одну легенду, имеющую отношение к дому Игумнова. Когда-то давно, ещё в конце XIX века, некий молодой человек, приехавший в Москву из провинции, впервые увидел особняк Игумнова и был настолько потрясён его красотой, что твёрдо решил стать архитектором.

Звали молодого провинциала Алексей Щусев. Именно ему в 1924 году, уже в ранге признанного мэтра архитектуры, довелось стать автором проекта Мавзолея Ленина - сначала деревянного, а потом и каменного.

Так замкнулся круг исторических совпадений, связавший воедино ярославского заводчика, призрак ветреной танцовщицы, вождя мирового пролетариата и сказочный дом-теремок на Большой Якиманке» 11 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Оболенский Михаил Андреевич, князь (1805-1873) - археограф, был директором московского архива Министерства иностранных дел Российской империи; заведовал рукописным отделом Оружейной палаты, состоял членом Археографической комиссии и членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

2 Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - живописец. До 1823 года - крепостной графа И.И.Моркова. С 1821 года постоянно жил в Москве, где быстро приобрёл славу выдающегося портретиста. Портрет А.С.Пушкина был создан Тропининым в 1827 году. Картина ныне хранится во Всероссийском музее Пушкина.

3 Рубакин Николай Александрович (1862-1946) - книговед, библиограф и писатель. С 1907 года жил в Швейцарии. Разрабатывал проблемы пропаганды книги и руководства чтением в связи с изучением психологии основных типов читателей, в результате чего создал теорию библиопсихологии. Собрал две большие библиотеки (около 200 тысяч томов), которые передал в дар Советской России. За заслуги в области просвещения Советское правительство установило Рубакину с 1930 года персональную пенсию.

4 Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905) - предприниматель, меценат. По образованию химик. Содействовал созданию Московского художественного театра, финансировал его деятельность. Оказывал материальную помощь революционерам. По рекомендации врачей-невропатологов уехал за границу. Покончил жизнь самоубийством.

5 Рябушинские - русские промышленники и банкиры.

6 См.: http://www.riku.ru/

7 В 1949 году Камерный театр был закрыт, как «театр, чуждый народу».

8 Таиров (Корнблит) Александр Яковлевич (1885-1950) - актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР (1935).

9 См.: Журнал «Мягков». 2005. № 7.

Мы видели, что Москва была городом вятичей. Между тем в первом летописном известии 1147 г. Москва оказывается городом, принадлежавшим не черниговским, а ростово-суздальским князьям. Слова «…приди ко мне, брате, в Москову» не оставляют никакого сомнения в том, что Москва была городом Юрия Долгорукого. Позже Москва неизменно оказывалась во владении также ростово-суздальских, а не рязанских князей, хотя ближайшие Лопасня и Kоломна до конца XIII в. остаются рязанскими волостями. Когда же Москва перестала быть городом вятичей и перешла во владение суздальских князей, земли которых были заселены кривичами, как она попала в руки Юрия Долгорукого? Позднейшие московские легенды хорошо помнили о древнем московском владельце, боярине Стефане Ивановиче Кучке, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого, насильственно ею завладевшего. Было время, когда на предания о Кучке ученые смотрели как на сплошной вымысел XVII в. и не видели в нем никакого зерна достоверности. Но народные предания имеют свою основу, нередко вовсе нелегендарную. Таковы и предания о Кучке, которые будут нами кратко изложены.

Предания о Кучке дошли до нас в двух поздних повестях или сказаниях о начале Москвы. Первую из них С. К. Шамбинаго назвал хронографическою повестью, другую – новеллой по характеру их содержания. Первая повесть носит название «О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся». Она начинается рассуждениями о том, как древний Рим и второй Рим – Константинополь возникли на крови, а потому и Москва как третий Рим должна была создаться «…по кровопролитию же и по закланию кровей многих». Таким образом, и при основании Москва во всем была равна своим предшественникам – Риму и Константинополю. В доказательство этой мысли приводится следующий рассказ, который мы передаем в переводе на современный язык.

«В лето 6666 (т. е. в 1158 г. – М. Т. ) великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва, по обеим сторонам Москвы-реки села красные. Этими селами владел тогда боярин некий богатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобающею честью, какая надлежит великим князьям, а поносил его к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же его Петра и Акима, молодых и очень красивых, и единственную дочь, такую же благообразную и красивую, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему, ко князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною. И возлюбил те села и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потом князь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил и сыновей, рано умерших. И был у него отец его князь Юрий Владимирович немало времени и заповедал сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населить и распространить» . Далее говорится, что Улита и ее братья Кучковичи устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. За смерть князя отомстил его брат Михалко Юрьевич. Он перебил убийц брата, а Улиту велел «…повесити на вратах и растреляти из многих луков». К этому рассказу прибавлен краткий летописец, оканчивающийся известием о смерти Ивана Калиты.

Прежде чем перейти к рассмотрению исторического значения повести о зачале Москвы, расскажем о содержании второй повести, которая носит все черты устного народного сказания, какой-то исторической песни, нередко сбиваясь на песенный лад, с типичными оборотами народной поэзии. Она так и начинается песенными словами: «И почему было Москве царством быть и хто то знал, что Москве государством слыти».

По словам повести, на берегах Москвы когда-то стояли «…села красны хороши» боярина Кучки и его двух сыновей-красавцев, «…и не было столь хороших во всей Руской земле». Князь Даниил велел боярину отдать своих сыновей к нему на службу. Кучка побоялся отказать и отдал их Даниилу, а тот взял их к себе во двор, пожаловал одного в стольники, а другого в чашники. Братья понравились княгине Улите Юрьевне и сделались ее любовниками. Преступная связь должна была обнаружиться, и Улита вместе с Кучковичами задумала убить князя. Братья напали на князя во время охоты, но Даниил ускакал на коне. Бросив коня, он побежал к реке Оке и стал умолять перевозчика перевезти его на другой берег реки, обещая подарить дорогой перстень. Перевозчик протянул за перстнем весло, схватил перстень, а затем оттолкнул лодку и оставил князя на берегу. В отчаянии Даниил побежал вдоль Оки. Наступил вечер «…темных осенних ночей». Не зная, куда укрыться, князь влез в сруб, где был похоронен мертвец, и заснул в срубе, забыв страх «от мертвого». Кучковичи испугались, что упустили князя живым, но злая княгиня Улита дала им любимого княжеского пса – «выжлеца» (т. е. гончую собаку). Пес стал искать хозяина и нашел дорогу к срубу: «…и забив пес главу свою в срубец, а сам весь пес в срубец не вместися». Кучковичи нашли и убили князя, а сами вернулись в Суздаль и стали жить с княгиней. Тогда верный слуга Даниила увез его малолетнего сына Ивана во Владимир к дяде Андрею Александровичу. Тот отомстил убийцам и воспитал Ивана Даниловича .

Какое же зерно истины найдем мы в обоих повествованиях?

Древнейшие летописи ничего не знают о боярине или тысяцком Кучке, но его дети Кучковичи и Петр, «зять Кучков», – лица исторические. Они составили заговор против Андрея Боголюбского и убили его в 1174 г. Начальник же убийцам был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин ключник, Яким Кучкович, сообщает Ипатьевская летопись . Повесть о зачале царствующего града Москвы делает Петра и Акима братьями, называет и княгиню Улиту их сестрой, а их отцом боярина Кучку. Но можно ли сомневаться в том, что боярин Кучка действительно существовал, если нам известны его зять и сын? Видимо, это была сплоченная и сильная боярская семья, настоящий род Кучковичей, оставивший по себе прочную память в народных преданиях. Еще долго после убиения Андрея Боголюбского ходили легенды о Кучковичах, записанные не позже середины XV в. Рассказывали, что Всеволод Большое Гнездо отомстил за убитого брата: «Кучковичи поймал, и в коробы саждая в озере истопил» . Предание о гибели Кучковичей прочно держалось в людской памяти, и даже в XIX в. поблизости от Владимира показывали болотистые озера, по поверхности которых передвигались плавучие торфяные островки – их считали коробьями с останками проклятых Кучковичей.

Имя Кучки осталось не только в легендах, но и в названиях местностей. В XV в. в Суздальской земле упоминается волость Кучка, в Москве тогда же хорошо знали урочище Кучково поле, находившееся в районе позднейших Сретенских ворот. Но самое важное то, что еще во второй половине XII в. Москва носила двойное название: «Москва рекше Кучково» . Иными словами: «Москва, то есть Кучково». Таким образом, предание XVI–XVII вв., рассказывающее об обычном московском эпизоде – преступной связи боярыни-княгини с молодыми слугами ее мужа, эпизоде, увековеченном в знаменитой песне о Ваньке-ключнике, сохранило отзвук какого-то действительного события, связанного с именем Кучки. Боярина Кучку народное предание считало первым владельцем Москвы. Обратим внимание и на то, что само название Кучково оканчивалось на «о», как обычно называют до сих пор села в Московской области, да и вообще в России, по имени их владельцев (Федорово, Иваново, Петрово и т. д.), «Села красные» боярина Кучки («Кучково село») – это историческая реальность. Они говорят нам о первом владельце Москвы, боярине Кучке, вероятно, имевшем укрепленный замок-городок, который позже заменил княжеский городок Москва. Была ли с этим связана какая-либо личная трагедия первого московского владельца Кучки или нет, этого мы достоверно не знаем, но упорная традиция о насильственном захвате Москвы суздальскими князьями, возможно, опирается на действительные факты. Напомним здесь, что Кучково поле в Москве находилось поблизости от реки Неглинки и городища Николы на Грачах. Нет ничего невероятного в том, что легендарный Кучка был одним из вятических старшин или князьков, отстаивавших свои земли от притязаний Юрия Долгорукого.

(По тексту «Сокровенного Сказания» в пер. С.А. Козина)

Родословная Темучжина

§ 1. Предком Чингис-хана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган.
§ 2. Сын Бата-Чигана – Тамача. Сын Тамачи – Хоричар-Мерган. Сын Хоричар-Мергана – Аучжам-Бороул. Сын Аучжам-Бороула – Сали-Хачау. Сын Сали-Хачау – Еке-Нидун. Сын Еке-Нидуна – Сим-Сочи. Сим-Сочиев сын – Харчу.
§ 3. Сын Харчу – Борчжигидай-Мерган – был женат на Монголчжин-гоа. Сын Борчжигидай-Мергана – Тороголчжин-Баян-был женат на Борохчин-гоа, имел отрока-слугу, по имени Боролдай-Суялби, да двух скаковых меринов-Дайир и Боро. У Тороголчжина было двое сыновей: Дува-Сохор и Добун-Мерган.
§ 4. У Дува-Сохора был один-единственный глаз, посреди лба, которым он мог видеть на целых три кочевки.
§ 5. Однажды Дува-Сохор, вместе со своим младшим братом Добун-Мерганом, взобрался на Бурхан-халдун. Наблюдая с высоты Бурхан-халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что вниз по течению речки Тенгелик подкочевывает какая-то группа людей.
§ 6. И говорит: «Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей!» И он послал своего младшего брата Добун-Мергана разузнать, намереваясь сосватать ее Добун-Мергану, если окажется, что она незамужняя.
§ 7. Добун-Мерган побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица, по имени Алан-гоа, красивая, очень знатного рода и еще ни за кого не просватанная.
§ 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Колбаргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун.
§ 9. По той причине, что на родине, в Хори-Туматской земле шли взаимные пререкания и ссоры из-за пользования звероловными угодьями, Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род-обок, под названием Хорилар. Прослышав о знаменитых Бурхан-халдунских звероловлях и прекрасных землях, он теперь и пододвигался, оказывается, кочевьями своими к Шинчи-баян-урянхаю, на котором были поставлены божества, владетели Бурхан-халдуна. Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился.
§ 10. Войдя в дом к Добун-Мергану, Алан-гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай.
§ 11. У старшего же брата, Дува-Сохора, было четыре сына. Тем временем старший его брат Дува-Сохор скончался. После кончины Дува-Сохора, четверо его сыновей, не признавая даже за родственника своего дядю Добун-Мергана и всячески понося его, отделились, покинули его и откочевали. Образовалось особое поколение Дорбен. Отсюда-то и пошло четвероплемение Дорбен-ирген.
§ 12. Однажды, затем, Добун-Мерган взошел поохотиться на возвышенность Тогоцах-ундур. В лесу ему повстречался какой-то Урянхаец, который, зарезав трехлетку-оленя, готовил жаркое из его ребер, из верхних коротких ребер.
§ 13. Добун-Мерган и говорит: «Дружище, дай на жаркое!» «Дам и тебе!» – отвечал тот и, оставив себе шкуру и легочную часть животного, остальное мясо трехлетки-оленя о тд а л Добу н-Мерг а н у.
§ 14. Завьючив оленину Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведет за собою своего сынишку.
§ 15. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал: «Я – Маалих, Баяудаец («богатей»), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька».
§ 16. Тогда Добун-Мерган отделил и отдал ему половину оленьего стегна, а того мальчика увел к себе домой; он-то и стал у него домашним работником.
§ 17. Долго ли, коротко ли – Добун-Мерган скончался. После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.
§ 18. Бельгунотай и Бугунотай, старшие сыновья, родившиеся еще от Добун-Мергана, стали втихомолку говорить про свою мать Алан-гоа: «Вот наша мать родила троих сыновей, а между тем при ней нет ведь ни отцовых братьев, родных или двоюродных, ни мужа. Единственный мужчина в доме – это Маалих, Баяудаец. От него-то, должно быть, и эти три сына». Алан-гоа узнала об этих их тайных пересудах.
§ 19. И вот однажды весной сварила дожелта провяленного впрок барана, посадила рядом своих пятерых сыновей, Бельгунотая, Бугунотая, Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончара-простака, и дала всем им по одной хворостинке, чтоб они переломили. По одной без труда переломили. Тогда она опять дала им, с просьбой переломить, уже штук по пяти хворостинок, связанных вместе. Все пятеро и хватали сообща и зажимали в кулаках, а сломать все же не смогли.
§20. Тогда мать их, Алан-гоа, говорит: «Вы, двое сыновей моих, Бельгунотай да Бугунотай, осуждали меня и говорили между собой: «Родила мол, вот этих троих сыновей, а от кого эти дети?» Подозрения-то ваши основательны.
§ 21. «Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло), входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то и выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них, как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!»
§ 22. И стала потом Алан-гоа так наставлять своих сыновей: «Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?» Долго ли, коротко ли – мать их, Алан-гоа, скончалась.
§ 23. По смерти матери пятеро братьев стали делить между собою имущество. При этом вышло так, что четыре брата – Бельгунотай, Бугунотай, Бугу-Хадаги и Бухату-Салчжи забрали себе все, а Бодончару совсем не дали его доли, считая его глупым и неотесанным, и не признавая даже за родственника.
§ 24. «Раз меня и родней не признают, что мне тут делать?» – cказал Бодончар. Оседлал он Орок-шинхула, со ссадинами на спине, с жидким хвостом, наподобие свистун-стрелы, и пустил его, куда глаза глядят, вниз по течению Онон-реки. «Умереть, так умереть! Живу быть, так быть живу!» – сказал он. Ехал-ехал и добрался до урочища Балчжун-арал. Тут построил он себе из травы балаган и стал жить-поживать.
§ 25. Стал он тут примечать, как сизая самка сокола ловит и пожирает куропаток. Сделал ловушку из волос хвоста своего голохвостого, со ссадинами на спине, Орок-шинхула, заманил, поймал птицу и стал приручать.
§ 26. Не имея другого пропитания, он стрелял по ущельям загнанных туда волками зверей, а нет – так питался и волчьими объедками. Так он благополучно перезимовал тот год, прокормив и себя и своего сокола.
§ 27. Пришла весна. С прилетом уток он стал запускать на них своего сокола, сперва проморив его голодом. Диких уток и гусей понасадил он: на каждый пень – задние части (хоншиут), а на каждый сук – смрадные части (хуншиут), и столько понавешал, что запах шел.
§ 28. По северному склону гор, из-за темного бора, подкочевало, продвигаясь вниз по течению речки Тунгелик, какое-то родовое колено болюк. Днем Бодончар стал заходить к ним напиться кумысу, когда случалось пускать своего сокола в их сторону. Ночью же уходил, бывало, на ночлег к себе в травяной шалаш.
§ 29. Когда, случалось, люди те просили у Бодончара его сокола, он никак не давал. А жили между собою так, что у Бодончара не спрашивали, откуда и кто он, а тот взаимно не пытался узнавать, что они за люди.
§ 30. Старший брат его, Бугу-Хадаги, зная, что младший брат, Бодончар-простак, отправился вниз по течению реки Онона, пришел сюда поискать брата. Стал он расспрашивать тех людей, что прибыли сюда кочуя вниз по речке Тунгелик: не бывал ли тут такой-то и такой-то человек, на таком-то и таком-то коне?
§ 31. Люди те отвечали: «Тут есть и человек и конь, как раз такие, как ты спрашиваешь. Он соколиный охотник. Каждый день заходит к нам: угостится кумысом и уходит. А ночами где-то ночует. При северо-западном ветре летят сюда, словно снежные хлопья по ветру, пух и перья гусей и уток, пойманных соколом. Должно быть, он здесь недалеко: сейчас подходит время его обычного прихода. Подожди минутку». Так говорили они.
§ 32. Тем часом подъезжает какой-то человек, следуя вверх по течению речки Тунгелик. То и был Бодончар. Как увидел, так сейчас же и признал его старший брат, Бугу-Хадаги. Забрал он брата с собою и пустился рысью вверх по реке Онону.
§ 33. Труся рысцой за братом своим, Бугу-Хадаги, говорит ему Бодончар: «Брат, а брат! Добро человеку быть с головой, а шубе – с воротником». Брат его, Бугу-Хадаги, не понял, к чему эти его слова.
§ 34. Когда он повторил те же самые слова, брат его все же ничего не понял и ничего не сказал ему в ответ. А Бодончар ехал и все повторял одно и то же. Тогда старший его брат говорит: «Что это ты все твердишь одно и то же?»
§ 35. Тогда Бодончар говорит: «Давешние-то люди, что стоят на речке Тунгелик, живут все равны: нет у них ни мужиков, ни господ; ни головы, ни копыта. Ничтожный народ. Давайте-ка мы их захватим!»
§ 36. «Ладно! – отвечал старший брат. – Но только сначала съездим домой да посоветуемся со всеми братьями, а тогда и пойдем полонить тех людей». Так они беседовали.
§ 37. Воротясь домой, посовещались они с братьями и выступили в поход. Передовым наводчиком пустили самого же Бодончара.
§ 38. Идя лобовым, захватил Бодончар беременную женщину: «Кто ты такая?» – спросил он. – «Я, – говорит она, – я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина».
§ 39. Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне.
§ 40. Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару, родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и назвали его Чжадарадай. Он и стал предком рода Чжадаран. У того Чжадарана был сын, по имени Тухуудай. Сыном Тухуудая был Бури-Бульчиру, сын Бури-Будьчиру-Хара-Хадаан. Сыном Хара-Хадаана был Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран.
§ 41. Эта женщина родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что происходил он от пленницы, – и сына прозвали Бааридай. Он стал предком рода Бааринцев. Сын Бааридая-Чидухул-Боко: У Чидухул-Боко было много жен. Родилось у него и сынов что-то около этого. Они-то и стали родоначальниками племени Менен-Баарин.
§ 42. Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот. Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот. Бугу-Хатаги стал родоначальником племени Хатаги. Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут. Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин.
§ 43. Тот потомок Бодончара, который родился от первой, старшей жены, носил имя Барин-Ширату-Хабичи. Бодончар же еще имел наложницу, которая вошла в его дом вместе с приданым матери этого самого Хабичи-Баатура. И она произвела на свет одного сына. Имя ему было Чжоуредай. Сначала Чжоуредай пользовался правом участия в родовом жертвоприношении чжугели.
§ 44. Однако по смерти Бодончара этого Чжоуредая отстранили от участия в родовых жертвоприношениях чжугели под тем предлогом, что-де некий Аданха-Урянхадаец был домашним завсегдатаем и что, должно быть, от него-то он и произошел. Он и образовал особое родовое подразделение-обох, под наименованием Чжоуреид и таким образом стал родоначальником Чжоуредцев.
§ 45. Сын Хабичи-Баатура был Менен-Тудун. У Менен-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-Кулюк, Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-Баатур.
§ 46. Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились еще Шичжуудай и Дохолодай.
§ 47. У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай. Сын Байшингор-Докшина – Тумбинай-Сечен. Сыновья Чарахай-Линху – Сенгун-Билге, Амбагай и другие – образовали племя Тайчиудов. Потомка Чарахай Линху, происшедшего от его снохи, звали Бесутай. Отсюда вдет род Бесуд. От сыновей Чаочжин-Ортегая пошли племена: Оронар, Хонхотан, Арулад, Сонид, Хабтурхас и Генигес.
§ 48. У Тумбинай-Сечена было два сына: Хабул-хаган и Сим-Сечуле. Сим-Сечулеев сын-Бультегу-Баатур. А у Хабулхагана было семеро сыновей, а именно: самый старший-Окин-Бархаг, далее Бартан-Баатур, Хутухту-Мунгур, Хутула-хаган, Хулан, Хадаан и самый младший – Тодоен-отчигин.
§ 49. У Окин-Бархага – сын Хутухту-Юрки. У Хутухту-Юрки было два сына: Сэче-беки и Тайчу. От них пошло поколение Юркинцев.
§ 50. У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян. Некун-тайчжи, Есугай-Баатур, Даритай-отчигин. Хутухту-Мангуров сын был Бури-Боко. Это он-то и рассек Бельгутаю плечо на пиру в Ононской Дубраве.
§ 51. Сыновья Хутула-хагана – Чжочи, Гирмау и Алтан. У Хулан-Баатура – сын Еке-Церен. Это он был нойоном Бадая и Кишлика, сделавшихся впоследствии свободными из рабов, дарханами. Ни Хадаан, ни Тодоен потомства не имели.
§ 52. Всеми Монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана, имевшего семерых сыновей, всеми Монголами стал ведать, по слову Хабул-хагана, сын Сенгун-Бильгея, Амбагай-хаган, хотя Хабул-хаган имел собственных семь сыновей.

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.
2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.
3. Кто лжет с намерением или волхованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого, также предается смерти.
4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, также предается смерти.
5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
6. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
8. Когда хотят есть животное, должно связать ему ноги, распороть брюхо и сжать рукой сердце, пока животное умрет, и тогда можно есть мясо его; но если кто зарежет животное, как режут мусульмане, того зарезать самого...
10. Он (Чингисхан) постановил, чтобы на потомков Алибека Абу-талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов аль-Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги.
11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал, как средство быть угодным Богу.
12. Он запретил своему народу есть из рук другого, пока представляющий сначала не вкусит сам от предлагаемого, хотя бы он был князь (эмир), а получающий – пленник; он запретил им есть, что бы ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде; он запретил насыщаться одному более товарищей и шагать через огонь трапезный и чрез блюдо, на котором едят.
13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.
15. Он запретил мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.
16. Он запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он нечист; утверждал, что все вещи чисты, и не делал различия между чистыми и нечистыми.
17. Он запретил им оказывать предпочтение какой-либо из сект, произносить слова, употребляя почетные названия, а при обращении к султану или к кому другому должно употреблять просто его имя...
19. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время как последние отлучались на битву...
21. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей хану (султану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей...
23. Он узаконил, чтобы старейший из эмиров, когда он проступится и государь пошлет к нему последнего из служителей для наказания его, отдавал себя в руки последнего и распростирался бы пред ним, пока он исполнит предписанное государем наказание, хотя бы то было лишение живота...
25. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро обо всех событиях в государстве.
26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингисхану...
28. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитавшись одним ослом.
29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.
30. Чингисова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.
31. (Яса предписывает): любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих, за нарушение – смертная казнь.
32. Чингисова Яса предписывает: человека, подавившегося пищей, протаскивать под ставкой и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы.
33. Если нет уже средств от питья, то должно в месяц напиваться три раза; если перейдет за три раза – виноват; если в месяц напиваться два раза – это лучше; если один раз – еще похвальнее, а если совсем не пьет, то что может быть лучше этого? Но где же найти такое средство, а если найдут, то оно достойно всякого почтения.
34. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.
35. По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого.
36. Строжайше воспрещается пользоваться чем-либо из вещей покойного, за исключением законных наследников...
38. (Об освобождении духовных лиц всех исповеданий от повинностей.)
39. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором (ханом), если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете.
40. Запрещается главам народов и племен, подчиненных монголам, носить почетные титулы.
41. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности...
46. (О соблюдении некоторых правил при убое животных в пищу.)
47. (О разрешении употреблять в пищу кровь и внутренности животных.)
48. (Список преимуществ по службе и льгот начальникам и офицерам Империи.)...
50. (Разные наказания, положенные за кражу: от смертной казни до телесного наказания – от 7 до 700 ударов.)
51. Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии.
52. (О запрещении под страхом смерти скрывать беглых рабов, кормить их и т.п.)
53. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки в первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц (далее следуют обязанности жены по дому и хозяйству). Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой (далее – о правах потомства от разных жен).
54. Прелюбодеяние наказывается смертью. Виновные в таковом могут быть убиваемы на месте преступления.
55. (О разрешении родителям заключать брачные условия между малолетними детьми и пр.)
56. Воспрещается купаться или мыть одежду в проточной воде во время грозы.
57. Шпионы, лжесвидетели, все люди, подверженные постыдным порокам, и колдуны приговариваются к смерти...
Когда Чингисхан устанавливал основные правила и наказания к ним и все передал письменно в книге, повествует ал-Макризи, он дал наименование Ясы или Ясака. Макризи далее сообщает: «Когда редакция книги была окончена, он (Чингисхан) велел эти законы вырезать на стальных досках, и сделал их кодексом для своей нации...»
(По разным источникам)

«НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВА»

ГЛАВА III. БОРЬБА

Заговор Кучковичей

Скоро пламя феодальных распрей вдруг прорвалось на севере - во Владимиро-Суздальской земле. Жертвой их пал сам Андрей Боголюбский, убитый в результате ловко задуманного и молниеносно осуществленного заговора. Обстановка в княжестве давно была напряженной - не жаловал Андрей строптивых бояр, и вот кто-то, улучив момент, сообщил одному из Андреевых слуг, знатному Якиму Кучковичу, что князь будто бы собирается казнить за какую-то провинность его брата.

Могучий клан бояр Кучковичей давно не ладил с княжеским домом. Отец их, боярин Стефан Кучка, владел в Суздальской земле многими «слободами красными». Принадлежали ему и благодатные земли в месте слияния Москвы-реки с Неглинной. Очень любил боярин сей кусок своих владений, плодородный, населенный крестьянским людом.

Но земля эта, занимавшая ключевое положение с точки зрения защиты всего княжества, приглянулась Юрию Долгорукому. И как ни цеплялся Кучка за берега Москвы-реки, изгнал его князь и основал на берегу реки крепость Москву. Отсюда и началась у Кучковичей вражда с князьями. Андрей же пошел еще дальше отца. Опираясь на горожан да дворян - дружинников, которых притесняло боярство, он с непокорными «боярами брюхатыми» разговаривал коротко. Чуть ослушался князя - поезжай вон из Владимиро-Суздальской земли!

А вотчины изгнанных присоединялись к княжеским владениям. Сильно не нравилась такая решительная политика боярам. И уж совсем оскорбленными почувствовали они себя, когда столица княжества из древнего Ростова Великого, густо уставленного красивыми, как пряники, боярскими теремами, была перенесена в молодой город Владимир-на-Клязьме.

Привыкшее жить в столице и вершить государственные дела боярство оказалось не у дел.

За такие крутые меры и смелые решения прозвали Андрея Боголюбского самовластцем. Глухое тайное недовольство ниточками тянулось от одного боярского дома к другому, и из этих нитей постепенно был сплетен заговор против крутовластного князя.

Известие, ловко подброшенное Якиму Кучковичу, подтолкнуло этого слугу к активным действиям. Давно вызревавший заговор составился в одночасье, словно искра попала в стог сухого сена.

Уговорившись с недовольными, Яким решил действовать немедленно. И едва дождавшись ночи - лучшего времени для разбойных дел, заговорщики во главе с зятем боярина Кучки Петром Кучковичем вломились в княжеские хоромы.

Подойдя к спальне княжеской, обнаружили, что дверь заперта изнутри. Тогда один из заговорщиков позвал, приникнув к дверям: «Господин, господин!» - «Кто это?» - спросил из спальни проснувшийся Андрей. «Прокопий», - отвечал заговорщик, назвав имя княжеского любимца. Однако Андрей, распознав голос, сказал: «Нет, паробче, это не Прокопий!»

Хитрость не удалась. Испугавшись, что князь поднимет тревогу, заговорщики стали ломиться в спальню и, сокрушив двери, ворвались туда. Бросился Андрей к верному мечу, который полтора века - еще от святого князя-мученика Бориса! - переходил по наследству от одного русского правителя к другому. Нет меча! Ключник Анбал - один из тех, кто сейчас пролезал сквозь сломанную дверь в княжеские покои, - еще днем вынул его - только ножны, прикрытые одеждой, были на месте.

Двоих, вбежавших первыми в темную спальню, князь сумел, изловчившись, откинуть от себя. Один из них упал, а ввалившийся следом пьяный заговорщик, решив, что это Андрея бросили наземь, с размаху всадил копье в своего.

Отчаянная схватка завязалась в темноте княжеской спальни. Безоружный Андрей сопротивлялся как мог, но его рубили мечами и саблями, тыкали копьями. Всех ударов избежать было невозможно.

«Какое зло я вам сделал? - кричал окровавленный князь. - Прольете мою кровь - бог отомстит вам за мой хлеб!»

Наконец израненный Андрей перестал сопротивляться, упал у ложа и затих. Думая, что дело сделано, заговорщики, подхватив раненного в начале схватки товарища, ушли прочь. Однако князь, как оказалось, лишь ненадолго потерял сознание. Очнувшись тотчас после ухода нападавших, он выбрался из спальни и, сдерживая стоны, пошел звать верных слуг. К несчастью Андрея, голос его первыми услыхали заговорщики, искавшие, чем поживиться в княжеском дворце. Бросились они обратно в спальню. Нет князя! «Мы погибли! - крикнул кто-то. - Скорее ищите его!» Зажгли оказавшиеся под рукой свечи - увидели тянувшийся из спальни кровавый след и кинулись по нему. Раненый Андрей, конечно, не смог уйти далеко, его быстро нашли в одном из дворцовых помещений. Он сидел, обессиленный, у винтовой лестницы, ведущей в верхние покои.

Петр Кучкович, подскочив первым, взмахнул мечом. Андрей пытался прикрыться правой рукой - меч отсек руку. Подбежали остальные - и все было кончено.

Затем убийцы поспешно занялись грабежом дворца. Оружие и золото, каменья дорогие и искусно сделанную утварь, жемчуг и княжеские одежды - все погрузили на коней и увезли еще до рассвета.

Похоронили Андрея во владимирской церкви Богородицы Златоверхой, которую сам он приказал построить.

Так перевернулась еще одна страница кровавой истории феодальных усобиц. 2 года после убийства длилось боярское размирье на Владимирской земле, пока в 1176 году не занял престол брат Андрея Всеволод Большое Гнездо. Сурово расправился он с мятежным боярством за смерть брата, за смуты и несогласие.