Что сделал адам смит. Адам Смит краткая биография. Пророк в чужом отечестве

Адам Смит краткая биография шотландского экономиста и философа, основоположника классической школы политэкономии изложены в этой статье.

Краткая биография Адама Смита

Будущий экономист Адам Смит появился на свет в небольшом городке Керколди в Шотландии в семье работника таможни. Точная дата рождения не известна, но большинство исследователей придерживаются мнения о том, что Смит родился 5 июня 1723 года. И крещен, кстати, в этот же день. Отца мальчик так и не увидел, ведь он умер еще до рождения сына.

Среднее образование получил в местной школе. Мать старалась привить сыну любовь к книге. Смит проявил интерес к умственным занятиям. С 14 лет Адам изучал философию в университете в Глазго. Он получил диплом по квалификации магистр, а также стипендию для обучения. Через 3 года Смит поступает в Оксфордский колледж. Окончил его в 1746 году. В Эдинбурге с 1748 года при поддержке лорда Кэймса Адам читает лекции студентам по экономике, литературе и праву.

В 1750 году встретился с Дэвидом Юмом. Оказалось, что он разделяет взгляды Смита в религии, философии, экономике и политике. Вместе они написали несколько трудов, которые в период Шотландского просвещения сыграли важную роль.

В 1751 году экономист получил должность профессора логики в Глазго, читая лекции по политэкономии, риторике и праву. На основе лекций написал и опубликовал научную книгу в 1759 году под названием «Теория нравственных чувств». Она принесла ему популярность и стала самой известной его работой. В своей книге автор описал этические стандарты поведения, которые поддерживают в обществе стабильность, а также раскрыл морально-этический подход к решению равенства среди людей.

В 1764 году Смит отправляется во Францию в качестве сопровождающего приемного сына герцога Баклю. За эту работу ему платили очень хорошо и Смит бросает работу в Глазго, посвятив себя написанию новой книги.

В 1776 году Смит находился в Лондоне и закончил книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которую начал во Франции. Она по сей день считается фундаментом экономического образования.

В 1778 году Адам Смит переезжает в Эдинбург. Здесь он получил работу на должности таможенного комиссара. Он очень серьезно относился к работе, поэтому времени на научную деятельность у него практически не осталось. Смит начал делать наброски для своей третьей книги, однако дописать ее он не успел. Ученый велел сжечь все свои рукописи, почувствовав, что смерть уже не за горами.

В среде экономистов и людей, близких к данной области, имя Адама Смита на слуху. И недаром, ведь именно благодаря этому человеку, написавшему множество великих трудов, была заложена как наука экономическая теория. Да и вообще, научные изыскания восемнадцатого века многими делятся на те, которые были «до», и те, которые появились «после» Адама Смита. Что же уникального было в работах этого человека, да и в нем самом?

Ранние годы

Невероятно, но факт: по прошествии практически трех столетий качественной биографии выдающегося ученого восемнадцатого века так и не написано. Мало того, даже достоверно неизвестно, когда именно он родился. Точно можно сказать, что это был 1723 год, на дворе стоял июнь. А вот с числом уже сложнее. Некоторые полагают, что счастливое событие в семье Смитов произошло пятого июня (шестнадцатого по новому стилю), иные думают, что в этот день младенец был крещен. Существует и третья точка зрения - пятое июня является и днем рождения, и днем крещения новорожденного.

Как бы то ни было, но будущее светило экономики появилось на свет в Шотландии, в небольшом городке Керколди, в семье юриста и дочери землевладельца. Очевидно, что он был единственным ребенком в семье; всего лишь через два месяца после его рождения скончался его отец Адам. Мать мальчика, Маргарет, осталась с ним одна. Может быть, именно этот факт - что воспитывала его одна мама, и у них были крайне близкие отношения в детстве - способствовал тому, что и во взрослом возрасте Смит обожал мать и сохранил к ней глубочайшую привязанность.

В некоторых источниках упоминается занимательный факт из детства Адама Смита: будто бы в четырехлетнем возрасте малыша украли цыгане. Впрочем, испугаться мальчик не успел, поскольку по горячим следам был разыскан собственным дядей и возвращен в руки матери. Соответствует ли эта история действительности, также доподлинно неизвестно, но что абсолютно точно, так это то, что рос Адам довольно тихим, болезненным и слабым ребенком. Впоследствии о его рассеянности будут ходить легенды - рассеянным он был уже в детстве. С ранних же лет любил и бывать один - размышлять.

Школа, которую посещал будущий ученый, считалась очень хорошей, и Адам на самом деле полюбил и учебу, и книги. Они окружали его повсюду - возможно, и это сыграло свою роль в его последующем становлении. Что же касается учебы и прилежания, то достаточно будет сказать лишь, что он так преуспел в греческом и латыни, что в четырнадцать лет юного Адама без вопросов взяли сразу на второй курс университета Глазго.

Юность

В университете Глазго Адам Смит близко познакомился с этическими основами философии, логикой, древнегреческим языком, философией и математикой. Он провел в Глазго три года, а в 1740 году получил в числе лучших студентов стипендию и был направлен продолжать обучение в Оксфорд. Шесть лет в этом университете дали Смиту право позднее заявить, что большая часть профессорского состава не соблюдает даже видимости преподавания. Из этих слов становится очевидным его отношение к обучению в Оксфорде. Именно по данной причине по возвращении в Шотландию Адам в течение двух лет занимался самообразованием, восполняя пробелы в знаниях.

Во время пребывания в университете (даже в двух) Адам Смит еще не интересовался экономикой. Предметом его страсти являлась нравственная философия, по которой он штудировал горы литературы. Впрочем, читал юноша в принципе очень много. А еще много и часто болел - возможно, из-за неприятия места своего нахождения и тоски по любимой маме.

Начало занятий и интерес к экономике

Природа характера Адама Смита (о коем еще будет подробнее сказано ниже) была такова, что при занятиях наукой он не мог не стать лектором. Это и произошло в 1748 году после окончания двухлетнего самообразовательного курса.

Первый свой опыт преподавания Смит получил в Эдинбурге. Некий лорд Кэймс, знакомый Смита, составил ему протекцию - так будущий ученый попал в Эдинбургский университет, где делился со студентами знаниями по нескольким дисциплинам: английская литература, юриспруденция, политическая наука, экономика, социология, риторика, искусство написания писем, достижение богатства (да-да, существовал и такой предмет). Казалось, не имелось такой области, где Смит был бы некомпетентен. Его лекции, благодаря двум его студентам, сохранились и до наших дней.

Возможно, именно работа со студентами Эдинбурга послужила переломным моментом в его судьбе, заставившим Адама Смита наконец сформулировать все то, что давно уже разрозненно бродило в его голове. Именно тогда он начал выражать свои идеи относительно проблем экономики. Базисом теории Адама Смита стало желание увидеть человека с трех сторон - морально-нравственной, гражданской и государственной, а также с экономической. Приблизительно в те же годы молодой ученый принялся разрабатывать и идеи экономического либерализма.

Затем наступил 1750 год - год встречи с Дэвидом Юмом, который сыграл значительную роль в судьбе Смита. Он был для того коллегой и старшим товарищем, вместе с которым Смит написал внушительное количество трудов, а все благодаря сходству взглядов на философию, экономику, религию и политику. Их общие работы имели определенный вес в свое время. А всего лишь через год после знакомства с Юмом Смит оказался в университете Глазго - уже не в качестве студента, а как профессор логики. В этой должности, впрочем, он пробыл недолго - всего несколько месяцев, в конце того же года перейдя на кафедру моральной философии, где и оставался тринадцать лет. За время своего пребывания в Глазго Смит читал лекции по риторике, праву, этике и политэкономии. По свидетельствам очевидцев, было это настолько захватывающе, что вся Шотландия и Англия стекались послушать ставшего знаменитым профессора, который, по его же собственным словам, был влюблен во все науки в целом. Впрочем, о манере преподавания Адама Смита остались разные отзывы. Он читал блестяще, интересно, но неровно. Ему нужно было время, чтобы «раскачаться»: взойдя на кафедру и увидев перед собой десятки внимательных глаз, профессор робел, не знал, что сказать, и первые минуты лекции просто бормотал что-то под нос самому себе. Но обнаружив неослабевающее внимание, воодушевлялся - и занятие заканчивалось такой мощью, таким напором в итоге, каких не было больше ни у одного преподавателя. Смита любили за то, что он никогда не читал по бумажке - всегда рассказывал сам, причем не нудно, как по учебнику, а с импровизацией. Это, пожалуй, и привлекало аудиторию.

В 1758 году Адам Смит стал деканом, а год спустя, взяв за основу курс своих лекций, выпустил первый свой труд - «Теория нравственных чувств» (чуть подробнее о нем сказано немного далее). Именно благодаря данной работе профессор университета Глазго стал знаменитым.

Дальнейшая жизнь

В 1764 году в жизни сорокалетнего Смита наступила новая веха. Как было вкратце упомянуто выше, теория Адама Смита, изложенная им в «Теории нравственных чувств», принесла ему известность. Имя его стало популярно во многих кругах; заинтересовался ученым и лорд Тауншенд, будущий канцлер казначейства. Да настолько, что предложил Смиту составить компанию его пасынку - герцогу Баклю - в путешествии по Европе. Не просто так, разумеется - ученый должен был стать наставником молодого герцога, взамен ему предлагалось прекрасное жалованье, гораздо большее, чем он получал в университете, оплачивались все дорожные расходы, а также предоставлялась уникальная возможность посмотреть Европу, о чем Адам Смит давно мечтал. В общем, долго он не размышлял - покинув университет Глазго, отправился странствовать с молодым Баклю. Именно в этом путешествии Смит начал работу над главным трудом своей жизни - исследованиях о природе и богатстве народов. Адам Смит потратил на это исследование более десяти лет, впрочем, позже мы вернемся к данному вопросу.

За время своего путешествия Баклю и Смит побывали в Тулузе, Женеве, Париже. В общем и целом вояж продлился три года, и в течение этого периода Смит успел свести знакомство с огромным количеством людей - в том числе и с Вольтером. В 1767 году он вернулся домой, к матери. Следующие шесть лет он жил с ней, неустанно работая над самым известным своим трудом - «Богатством народов». Адам Смит был разносторонней, многогранной личностью. И прежде чем говорить об идеях и трудах ученого, необходимо сначала понять, каким же все-таки человеком он был.

Адам Смит: экономист и человек

Характер человека очень много говорит о нем и в профессиональном плане. Зная особенности характера той или иной личности, можно сложить представление о ней и как о специалисте своего дела.

Смит, например, был рассеян - выше об этом уже упоминалось. Рассеян настолько, что это стало притчей во языцех. Рассказывали, что его находили одиноко бредущим в поле и даже не замечавшим, где он идет; что однажды он провалился в чан для дубления кожи; что он мог выйти на улицу в домашнем халате и бесцельно ходить по городу; что забыв, у кого дома находится, мог неделикатно высказаться об этом человеке; что клал себе в чай чуть ли не целую сахарницу… В общем, рассеянность его была легендарной, а все потому, что дни напролет Смит думал. Он вынашивал свои мысли и идеи, спорил сам с собой, размышлял о темах, его волновавших. Все это позднее находило отражение в трудах Адама Смита.

Смит был не слишком красив. Среднего роста, прямой, с большущим носом и серо-голубыми глазами, он носил парик, опирался на бамбуковую трость (или таскал ее на плече), одевался так, чтобы не привлекать лишнего внимания к своей персоне. Человек это был скромный и даже порой застенчивый, неловкий и деликатный.

Неизвестно точно, была ли у него невеста или хотя бы любовь. Кто-то утверждает, что он умер, так и не познав физической близости, кто-то - что дважды чуть было не женился, да сорвалось. Как бы то ни было, но жил Смит с матерью и кузиной, которая также не имела мужа. В доме у них соблюдались шотландские традиции, есть любили национальные блюда. Что касается увлечений Адама Смита помимо науки, известно, что он любил песни, танцы, французский театр и стихи - например, Роберта Бернса.

Идеи экономиста

Экономика, философия и прочие дисциплины, разумеется, существовали до Смита. Однако именно он, как утверждали впоследствии современники и последователи, стал тем, кто доступно изложил основу науки.

Центральная мысль учения Адама Смита сводилась к следующему: основной проблемой экономической науки является экономическое развитие общества и его благосостояние. Чтобы у общества это благосостояние появилось, по мнению Смита, самое главное - должен быть труд. Именно он является сущностью благосостояния - иными словами, богатства.

В методологии ученого глобальное место отводится концепции экономического либерализма. Смит считал, что только в том случае, когда частные интересы находятся превыше общественных, можно говорить о благоприятном воздействии на экономику. В связи с этим он ввел такие понятия, как «экономический человек» (то есть человек-эгоист, который для удовлетворения своих интересов и/или желаний удовлетворяет интересы других, таким образом, своей цели он достигает путем сделки с чужим эгоизмом) и «невидимая рука» (речь идет здесь о наличии свободной конкуренции и решении общих задач через частные интересы). Также одной из основных идей Адама Смита стала мысль о том, что в любом цивилизованном обществе функционируют экономические законы. А для их функционирования обязательно должна быть свободная конкуренция - и это возвращает нас к понятию «невидимой руки».

В науке Адама Смита отдельное место отводится понятию «естественного порядка», которым ученый характеризует рыночные отношения. Чтобы данный порядок мог существовать, необходима «система естественной свободы», опирающаяся вновь ни на что иное, как на частную собственность. Государство мешает развитию экономики - таков тезис автора.

Нельзя не упомянуть об еще одной концепции Адама Смита - теории абсолютных преимуществ. Эта идея заключается в том, что каждая конкретная страна специализируется на чем-то своем, одном, конкретном. Таким образом, у страны А есть абсолютные преимущества в создании, например, подушек, а у страны Б есть абсолютные преимущества в производстве авторучек. И тогда стране А незачем пыжиться и самой стараться сделать то, что она не умеет - то есть авторучки. Ей проще приобрести их у страны Б, специалиста в данной области. И наоборот. Для того же, чтобы понять, есть ли абсолютные преимущества, нужно сравнить производство одной и той же услуги/одного и того же товара в разных государствах.

Первая работа

Первым изданием Адама Смита, увидевшим свет, стала «Теория нравственных чувств» - вышла в 1759 году. Она принесла известность своему автору, рассуждавшему о том, что же такое человеческие отношения, как и из чего они строятся и что позволяет обществу оставаться единым целым, несмотря ни на что. Это не самоучитель по правилам хорошего тона, однако своего рода учебник по тому, как оставаться человеком среди людей. Наука Адама Смита в данной книге проста: все должны быть этически равны между собой.

Главный труд

Работой, поистине прославившей Адама Смита, наиболее известной и популярной, является произведение, которое ученый писал более десяти лет. Начал делать наброски еще в шестьдесят четвертом, во время поездки в Тулузу, а окончил только в семьдесят шестом. Речь, конечно, идет об огромной работе Адама Смита - «Богатстве народов».

Самые первые попытки изложить идеи будущего издания Смит предпринял еще в шестьдесят третьем году, по крайней мере, об этом свидетельствуют найденные в середине тридцатых годов прошлого столетия записки. В них обрисовывается суть таких понятий и проблем, как разделение труда, меркантилизм и так далее. В книге же, попавшей, наконец, в печать, речь идет о возможностях экономики в условиях экономической свободы. Смит открыто называет все то, что, по его мнению, мешает решить данный вопрос. В исследовании о причинах богатства народов Адам Смит утверждает также, что для высокой производительности труда необходимо его разделение, кроме того, он подчеркивает важность большого ассортимента на рынке.

Начатую в поездке книгу «Природа и причина богатства народов» Адам Смит по возвращении из турне продолжал писать в самом родном и спокойном месте - дома, рядом с мамой. В течение шести лет он работал в тишине и уединении - и большая часть труда была готова. Потребовалось еще три года, чтобы довести все до ума. Так и родилось сочинение, подарившее мировую славу Адаму Смиту - «Исследование о природе и причинах богатства народов». Впервые оно было опубликовано в Лондоне, при жизни Смита переиздавалось пять раз, переводилось на различные языки.

Иные работы Смита

К сожалению, более ничего выдающегося великий ученый так и не написал. Мечтал создать труд по юриспруденции, но не успел. Он опубликовал лишь свои лекции по риторике и написанию писем, а также по юриспруденции; выпустил пару эссе да сообщение о жизни и научных трудах своего друга Дэвида Юма. Последние годы своей жизни Смит тяжело болел, возможно, состояние здоровья не лучшим образом сказалось на творческих замыслах экономиста. Последней его работой стало эссе по философии, вышедшее в 1785 году.

Последние годы жизни

С 1778 года Адам Смит входил в число таможенных комиссаров своей страны. Он жил скромно, вкладывая средства только в книги и участвуя в благотворительности. Как уже было упомянуто выше, он тяжело болел - страдал кишечником, из-за чего и умер в июле 1790 года. После своей смерти он завещал уничтожить свой архив - это было исполнено с точностью. Впрочем, после кончины Смита увидели свет его заметки по астрономии, философии и изящным искусствам, которые при жизни автора опубликовать не удалось.

Жизнь Адама Смита является ярчайшим примером жизни настоящего мыслителя, ученого, гения, положившего жизнь во имя науки. И тем более отрадно, что все это было не напрасно.

1. Жизнь и научная деятельность

2. Значение экономических работ А.Смита

3. Смитовская трактовка экономических законов

Адам Смит — это шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы , поддающиеся познанию. При жизни Адама Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Жизнь и научная деятельность

Родился Адам Смит в 1723 году в маленьком шотландском городке Кёрколди. Отец его, мелкий таможенный чиновник, умер до рождения сына. Мать дала Адаму хорошее воспитание и имела на него огромное нравственное влияние.

Адам в четырнадцать лет приезжает в Глазго изучать в университете математику и философию. Самые яркие и незабываемые впечатления оставили у него блестящие лекции Фрэнсиса Хатчисона, которого называли «отцом умозрительной философии в Шотландии в новое время». Хатчисон первым из профессоров университета Глазго стал читать свои лекции не на латыни, а на обычном разговорном языке, причем без всяких записей. Его приверженность принципам «разумной» религиозной и политической свободы неортодоксальные представления о справедливом и добром Верховном Божестве, радеющем о человеческом счастье, вызывали недовольство старой шотландской профессуры.

В 1740 году по воле обстоятельств — шотландские университеты могли ежегодно посылать несколько студентов для обучения в Британию. Смит отправляется в Оксфорд. Во время этого длинного путешествия верхом на лошади юноша не переставал удивляться богатству и процветанию здешнего края, столь не похожего на экономную и сдержанную Шотландию.

Оксфорд встретил Адама Смита негостеприимно: шотландцы, которых там было совсем немного, чувствовали себя неуютно, подвергаясь постоянным насмешкам, равнодушному, а то и несправедливому обращению преподавателей. Проведенные здесь шесть лет Смит считал самыми несчастливыми и бездарными в своей жизни, хотя он много читал и постоянно занимался самостоятельно. Не случайно он покинул университет раньше установленного срока, так и не получив диплома.

Смит возвратился в Шотландию и, отказавшись от намерения стать священником, решил добывать средства к существованию литературной деятельностью. В Эдинбурге он подготовил и прочитал два курса публичных лекций по риторике, изящной словесности и юриспруденции. Однако тексты не сохранились, и впечатление о них можно составить лишь по воспоминаниям и конспектам некоторых слушателей. Несомненно одно — уже эти выступления принесли Адаму Смиту первую славу и официальное признание: в 1751 году он получил звание профессора логики, а уже в следующем году — профессора нравственной философии Университета Глазго.

Вероятно, те тринадцать лет, что он преподавал в университете, Адам Смит прожил счастливо — ему, по натуре философу, были чужды политические амбиции и стремление к величию. Он считал, что счастье доступно каждому и не зависит от положения в обществе, а истинное наслаждение дают лишь удовлетворение от работы , спокойствие духа и телесное здоровье. Сам Смит дожил до старости, сохранив ясность ума и необыкновенное трудолюбие.

Лектором Адам был необыкновенно популярным. Курс Адама, состоявший из естественной истории, теологии, этики, юриспруденции и политики, собирал многочисленных слушателей, приезжавших даже из отдаленных местечек. Уже на следующий день новые лекции горячо обсуждались в клубах и литературных обществах Глазго. Почитатели Смита не только повторяли выражения своего кумира, но даже старались точно подражать его манере говорить, особенноссовершенно точнороизношения.

Между тем Смит едва ли напоминал красноречивого оратора: голос бывал резок, дикция не очень отчетлива, временами он почти заикался. Много разговоров ходило о его рассеянности. Иногда окружающие замечали, что Смит словно разговаривает сам с собой, а на его лице появляется легкая улыбка. Если в такие минуты кто-нибудь окликал его, пытаясь вовлечь в беседу, он тотчас же начинал разглагольствовать и не останавливался до тех пор, пока не выкладывал все, что знал о предмете обсуждения. Но если кто-то выражал сомнение в его доводах, Смит моментально отрекался от только что сказанного и с той же горячностью убеждал в прямо противоположном.

Отличительной чертой характера ученого были мягкость и уступчивость, доходившая до некоторой боязливости, вероятно, сказывалось женское влияние, под которым он вырос. Почти до самых последних лет его заботливо опекали мать и кузина. Других близких у Адама Смита не было: говорили, что после разочарования, перенесенного в ранней молодости, он навсегда оставил мысли о женитьбе.

Его склонность к уединению и тихой, замкнутой жизни вызывала сетования его немногочисленных друзей, в особенности самого близкого из них — Юма. Смит подружился с известным шотландским философом, историком и экономистом Дэвидом Юмом в 1752 году. Во многом они были схожи: оба интересовались этикой и политической экономией, имели пытливый склад ума. Некоторые гениальные догадки Юма получили дальнейшее развитие и воплощение в трудах Смита.

В их дружеском союзе Дэвид Юм несомненно играл первенствующую роль. Адам Смит не обладал значительным мужеством, что обнаружилось, между прочим, в его отказе взять на себя, после смерти Юма, издание некоторых сочинений последнего, имевших антирелигиозный характер. Тем не менее Смит был благородной натурой: полный стремления к истине и высоким свойствам человеческой души, он вполне разделял идеалы своего времени, кануна Великой французской революции.

В 1759 году Адам Смит опубликовал свое первое сочинение, принесшее ему широкую известность, — «Теорию нравственных чувств», где стремился доказать, что человеку присуще чувство симпатии к окружающим, которая и побуждает его следовать нравственным принципам. Сразу же после выхода работы Юм написал другу со свойственной ему иронией: «В самом деле, ничто не может сильнее намекать на ошибочность, чем одобрение большинства. Я перехожу к изложению грустной новости о том, что ваша книга очень несчастлива, ибо заслужила чрезмерное восхищение публики».

«Теория нравственных чувств» — одна из самых замечательных работ по этике XVIII века. Являясь продолжателем, главным образом, Шэфтсбери, Гетчинсона и Юма, Адам Смит выработал новую этическую систему, представляющую собой крупный шаг вперед сравнительно с системами его предшественников.

А. Смит стал настолько популярен, что вскоре после издания «Теории» получил от герцога Баклейского сопровождать его семью в поездке по Европе. Аргументы, заставившие уважаемого профессора бросить университетскую кафедру и привычный круг общения, были весомы: герцог обещал ему 300 фунтов в год не только на время путешествия, но и после, что было особенно привлекательно. Постоянная до конца жизни избавляла от необходимости зарабатывать средства к существованию.

Путешествие длилось почти три года. Великобританию они покинули в 1764 году, побывали в Париже, в Тулузе, в других городах южной Франции, в Генуе. Месяцы, проведенные в Париже, запомнились надолго — здесь Адам Смит познакомился едва ли не со всеми выдающимися философами и литераторами эпохи. Он виделся с Д"Аламбером, Гельвецием, но особенно сблизился с Тюрго — блестящим экономистом, будущим генеральным контролером финансов. Плохое знание французского языка не мешало Смиту подолгу беседовать с ним о политэкономии. В их взглядах было много общего идеи свободной торговли, ограничения вмешательства государства в экономику.

Вернувшись на родину, Адам Смит уединяется в старом родительском доме, целиком посвятив себя работе над главной книгой своей жизни. Около десяти лет пролетели почти в полном одиночестве. В письмах Юму Смит упоминает о длительных прогулках по берегу моря, где ничто не мешало размышлениям. В 1776 году было напечатано «Исследование о природе и причинах богатства народов» — труд, сочетающий абстрактную теорию с детальной характеристикой особенностей развития торговли и производства.

Этой последней работой Смит, по распространенному тогда мнению, создал новую науку — политическую экономию. Мнение преувеличено. Но как бы ни оценивать заслуги Адама Смита в истории политической экономии, одно не подлежит сомнению: никто, ни до, ни после него, не играл в истории этой науки такой роли. «Богатство народов» представляет собой обширный трактат из пяти книг, заключающих в себе очерк теоретической экономии (1-2-я книги), историю экономических учений в связи с общей хозяйственной историей Европы после падения Римской империи (3-4-я книги) и финансовую науку в связи с наукой об управлении (5-я книга).

Основной идеей теоретической части «Богатства народов» можно считать положение, что главным источником и фактором богатства является труд человека — иначе говоря, сам человек. С этой идеей читатель встречается на первых же страницах трактата Смита, в знаменитой главе «О разделении труда». Разделение труда, по мнению Смита — важнейший двигатель экономического прогресса. Как на условие, полагающее предел возможному разделению труда, Смит указывает на обширность рынка, и этим возводит все учение из простого эмпирического обобщения, высказывавшегося еще греческими философами, на степень научного закона . В учении о ценности Смит также выдвигает на первый план человеческий труд, признавая труд всеобщим мерилом меновой ценности

Его критика меркантилизма не была отвлеченным рассуждением: он описывал ту экономическую систему, в которой жил, и показывал ее не пригодность к новым условиям. Вероятно, помогли наблюдения, сделанные ранее в Глазго, тогда еще провинциальном городе, постепенно превращавшемся в крупный торговый и промышленный центр. По меткому замечанию одного из современников, здесь после 1750 года «на улицах не было видно ни одного нищего, каждый ребенок был занят делом»

Адам Смит не первый стремился развенчать экономические заблуждения политики меркантилизма, предполагавшего искусственное поощрение государством отдельных отраслей промышленности, но он сумел привести свои взгляды в систему и применить ее к действительности. Он защищал свободу торговли и невмешательство государства в экономику, потому что верил: только они обеспечат максимально благоприятные условия для получения наибольшей прибыли, а значит, будут способствовать процветанию общества. Смит полагал, что функции государства нужно свести лишь к обороне страны от внешних врагов, борьбе с преступниками и компанией той хозяйственной деятельности, которая не под силу отдельным лицам.

Оригинальность Адама Смита заключалась не в частностях, а в целом его система явилась наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи — эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Индивидуализм, космополитизм и рационализм Смита вполне гармонируют с философским мировоззрением 18-го столетия. Его горячая вера в свободу напоминает революционную эпоху конца XVIII века. Тем же духом проникнуто и отношение Смита к рабочим и низшим классам общества. Вообще Адам Смит совершенно чужд той сознательной защиты интересов высших классов, буржуазии или землевладельцев, которая характеризовала общественную позицию его учеников позднейшего времени. Наоборот, во всех случаях, когда интересы рабочих и капиталистов вступают в конфликт, он энергично становится на сторону рабочих. И тем не менее идеи Смита сослужили пользу именно буржуазии. В этой иронии истории сказался переходный характер эпохи.

В 1778 году Адам Смит получил назначение на должность члена Таможенного совета Шотландии. Его постоянным местом жительства стал Эдинбург. В 1787 году его выбрали ректором университета в Глазго.

Приезжавшего теперь в Лондон, после публикации «Богатства народов», Смита встречали шумный успех и восхищение публики. Но особенно восторженным его почитателем стал Уильям Питт Младший. Ему не исполнилось и восемнадцати, когда вышла книга Адама Смита, во многом повлиявшая на формирование взглядов будущего премьера, который попытался на практике реализовать главные принципы экономической теории Смита.

В 1787 году состоялся последний визит Смита в Лондон — он должен был присутствовать на обеде, где собрались многие известные политики .

Смит пришел последним. Тотчас же все поднялись, приветствуя уважаемого гостя. «Садитесь, джентльмены», — сказал он, смущенный таким вниманием. «Нет, — ответил Питт, — мы останемся стоять, пока Вы не сядете, ведь все мы — Ваши ученики». «Какой необыкновенный человек Питт, — восклицал Адам Смит позднее, — он понимает мои идеи лучше, чем я сам!»

Последние годы были окрашены в мрачные, меланхолические тона. С кончиной матери Смит будто потерял желание жить, лучшее осталось позади. Почет не заменил ушедших друзей. Накануне своей смерти Смит приказал сжечь все неоконченные рукописи, словно еще раз напоминая о презрении к тщеславию и мирской суете.

Адам Смит скончался в Эдинбурге в 1790 году.

Незадолго перед смертью Смит, по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных Опытах о философских предметах (Essays on Philosophical Subjects, 1795).

Значение экономических работ А.Смита

В процессе изучения основного вопроса данного реферата мной было просмотрено несколько, на мой взгляд, наиболее подходящих источников. В этих книгах я нашел много часто совершенно противоречивых мнений о роли и месте учений Смита в экономической науке.

К.Маркс, например, следующим образом характеризовал А.Смита: "С одной стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции…". По мнению Маркса, двойственность методологии Смита (на которую первым и указал К.Маркс) привела к тому, что в его учении могли находить подтверждение своих взглядов не только "прогрессивные экономисты, стремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать буржуазный строй, анализируя внешнюю видимость явлений и процессов ".

Примечательна оценка трудов Смита, которую дают Ш.Жид и Ш.Рист. Она заключается в следующем. Смит заимствовал у своих предшественников все важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти взгляды получают в его книге совершенно новую ценность. Вместо того чтобы оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее они, в свою очередь, заимствуют больше света. Как почти все великие "писатели", А.Смит, не утрачивая своей оригинальности, мог многое заимствовать у своих предшественников…

А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд, опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита учредителем политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ, "Размышления" Тюрго - это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах богатства народов" - это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки - теорию производства и распределения, затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир".

Центральный мотив - душа "Богатства народов" - это действие "невидимой руки". Сама идея, по-моему, является довольно оригинально для XVIII в. и не могла быть не замечена современниками Смита. Тем не менее, уже в XVIII в. имела место идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.

Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии. Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo oeconomicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой руке", может быть, является чаще всего цитируемым местом из "Богатства народов". Адам Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином "работающая ", частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества.


Экономическая теория Адама Смита

Очень коротко можно охарактеризовать учение Адама Смита двумя словами laisser faire, что в переводе с французского значит невмешательство, непротивление и даже попустительство. В книге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) дается объяснение политике невмешательства.

Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества - главное, считает Смит, эту деятельность ничем не стеснять (экономическая свобода).

1. Ничем не стеснять мобильность рабочей силы - отменить цеховое устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий должен сам свободно выбирать, где ему применять свой единственный капитал - рабочую силу.

2. Полная свобода торговли - внешней и внутренней, отмена государственной регламентации цен. Свобода торговли землей, чтобы земли переходили в руки тех, кто склонен пускать ее в оборот. Эта система, касающаяся торговли, получила название фритредерства и стала политикой английской буржуазии.

3. Поощрение конкуренции, запрет на монополии. Смит заходил в этом вопросе так далеко, что предложил конкурировать даже попам, для более полной свободы вероисповедания.

4. Богатство общества зависит от двух причин - от производительности труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности. Во введении и плане сочинения вы прочитаете, как поясняет Смит на примере диких и цивилизованных народов. Смит делает шаг вперед по сравнению с физиократами и говорит, что труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве создает стоимость и потому является производительным. Чем глубже разделение труда, тем выше производительность и больше по объему национальный продукт. Отрицая влияние государства на экономику, Смит, тем не менее говорит об отрицательных последствиях разделения труда, когда каждый рабочий обязан выполнять лишь одну простейшую операцию, что приведет к вырождению основной массы народа, если об этом не позаботится правительство.

5. Деньги признаются лишь "колесом обращения", а кредит и соответственно ссудный процент нужны лишь для активного применения капитала.

6. Трудовая теория стоимости развивается и углубляется Адамом Смитом. Смит подчеркивает, что стоимость товара - это средние общественные затраты труда, а не конкретные затраты производителя. Смит дует характеристику естественной и рыночной цене товара. Естественная - это выраженная в деньгах стоимость, рыночная же складывается под воздействием спроса и предложения. Существует по меньшей мере три противоречивых взгляда на стоимость. Первый - как затраты труда, второй - как количество товара, которое можно купить на данный товар и третье- т.е. только выражая товары друг в друге и стоимость как сумма затрат капиталиста, включающая его прибыль и зарплату рабочего, в некоторых отраслях еще и земельную ренту - отсюда вытекает, что каждый из факторов - труд, земля и капитал участвует в создании стоимости и каждый имеет в ней свою часть - ренту, прибыль и зарплату, тогда как стоимость создает только труд, а рента и прибыль - это вычеты из стоимости.

7. Теория зарплаты как стоимость необходимых средств существования, но уже даются реалистичные дополнения. Это не просто физический минимум средств, он зависит от:

Места и времени, исторического и культурного уровня развития рабочего. (Плате на Севере выше, хотя бы потому, что мы вынуждены тратить больше на теплую одежду и более калорийные продукты, чем к примеру, в Африке).

Росту зарплаты служит борьба рабочих за ее повышение.

Когда в обществе экономический прогресс - спрос на труд увеличивается, а в рыночной ситуации спрос на товары повышает их цену.

8. Капитал - накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег. Случится такое может только с бережливыми людьми, близкими к аскетизму. Главная задача для капиталиста - накапливать капитал, пускать его в оборот давая работу трудолюбивым людям. Главная задача государства - не мешать капиталисту накапливать капитал, помогать ему в этом, сокращая число людей, занятых непроизводительным трудом - чиновников, армии, священников.иге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов".

Краткая биография. Методология учения. Экономическое учение Адама Смита. Учение о разделении труда. Взгляды на деньги. Теория стоимости. Учение о доходах. Учение о капитале. Взгляды на производство. Учение о производительном труде.

Экономическое учение А.Смита

Контрольная работа по дисциплине: ,История экономических учений”.

Работу выполнил студент:

Московский Институт Предпринимательства и Права

Москва 2002 г.

1. Краткая Биография

Адам Смит (1723-1790). Родился в Шотландии и был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. Адама воспитала мать. В 1740 году он закончил университет в Глазго и был направлен для повышения образования в Оксфордский университет.

В 1748г. начал читать публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. В 1751г. занимает кафедру логики в Глазговском университете, в 1752 г. - там же кафедру нравственной философии; знакомится с Дэвидом Юмом. Впервые публикуется в 1755г. В этом же году в лекциях в ряд своих основных экономических идей.

Весна 1759г. ознаменовалась выходом в свет в Лондоне книги "Теория нравственных чувств", заложившей основы известности Смита как философа. С 1759 по 1763 год он усиленно занимается правом, получает степень доктора прав. Тогда же делает наброски нескольких глав книги "Богатства народов".

В 41 год отказался от работы в университете и занял место воспитателя в семье видного политического деятеля. В это время (1764-

1766 гг.) он много путешествовал по Европе, лично познакомился с французскими учеными Ф.Кенэ и А.Тюрго.

После возвращения в Англию Смит поселился в своем родном шотландском городе Кирколди и целиком посвятил себя работе над книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов». В марте 1776 г. книга вышла в свет. Смит хотел посвятить ее Ф.Кенэ, но он умер двумя годами раньше. Книга имела громадный успех и неск5олько раз переиздавалась при жизни автора. На русский язык была переведена в 1804 году и несколько раз переиздавалась. «Богатство народов» включает в себя пять книг. Практически весь анализ сосредоточен в первых двух книгах.

Появление «Богатства народов» было крупнейшим событием в развитии экономической науки. Своей книгой Смит завершил период становления политической экономии как особой отрасли знания. В ней ясно очерчен круг вопросов, являющихся предметом изучения экономической теории. С 1778 года Адам Смит был назначен на должность комиссара таможни в Эдинбурге, с 1787 года – ректор университета в Глазго.

2. Методология учения.

В своем исследовании Смит исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка в обществе. Смит называл это явление «Невидимой рукой рынка», которая направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения.

Каким образом?

Каждый участник хозяйственной деятельности руководствуется собственным интересом, преследуя личные цели. Влияние отдельного человека на реализацию нужд общества практически неощутимо. Но, преследуя собственную выгоду, человек в итоге способствует увеличению общественного продукта, росту общего блага.

Порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции. Если растет спрос, объем производства увеличивается. Конкуренция усиливается, что заставляет снижать издержки. При падении спроса происходит обратный процесс.

Смит показал побудительную силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма.

Экономическая жизнь, по Смиту, - это процесс, подчиненный объективным, не зависящим от желания отдельных лиц законам (хотя он и не употреблял термин «закон»). Смит считал эти законы естественными. Их он пытался вывести из природы человека. Для этого Смит прибегал к помощи абстракции. Отвлекаясь от случайных явлений, он приходил к ряду важных выводов об отдельных чертах капиталистического хозяйства. Но одновременно Смит ставил себе и другую задачу – дать конкретное изображение экономической жизни. С этой целью он описывал и систематизировал явления капиталистического хозяйства, как они выступают на поверхности. Результаты, получаемые при применении разных методов, оказывались непосредственно несопоставимыми. Выводы полученные путем анализа, Смит ставил в один ряд с поверхностными обобщениями. Видимо легенды о его рассеяности содержат в себе некую толику правды, остается только догадываться, либо Смит действительно не замечал этого, либо специально не замечал.

3. Экономическое учение Адама Смита.

3.1 Учение о разделении труда.

В основе всей системы экономических взглядов Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Оно зависит

1. От доли населения, занятого производительным трудом.

2. От уровня производительности труда.

Смит считал важнейшим фактором экономического прогресса разделение труда и сделал его исходным пунктом своего исследования. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост труда из-за специализации отдельных групп рабочих на выполнение только одной операции:

«Один человек выдергивает проволоку? другой ее, выпрямляет? третий режет? четвертый заостряет? пятый размалывает верхушку? чтобы можно было надеть на нее головку; приготовление головки требует двух или трех разных операций; отдельно - надевание; отдельно - побелка; и даже завернуть ее в бумагу - тоже особая специальность???

Я видел маленькую фабрику такого типа, на которой работало только десять человек; некоторые из них производили по две-три разные операции. Но хотя они были бедны и поэтому не слишком хорошо обеспечены нужными машинами, они могли? при старании? производить около 12 фунтов булавок в день? Фунт - это четыре тысячи среднего размера булавок. Следовательно, десять человек могли сделать до 48 тысяч булавок в день... Если бы все они работали по отдельности и независимо друг от друга они бы не сделали и двадцати, а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной»?

С правильных позиций Смит рассматривал зависимость разделения труда от размеров рынка. Обширный рынок, доказывал он, создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства. На этой основе достигается высокая производительность труда. При узости рынка возможности разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.

Хотя отдельные положения учения о разделении труда были сформулированы предшественниками, в трактовке Смита они получили совершенно новое значение. Он убедительно показал, что труд – источник богатства общества, а разделение труда – важнейший фактор повышения производительности труда и умножения общественного богатства.

Возникновение разделения труда Смит объяснил склонностью людей к обмену. Смит считал, что она является одним из естественных свойств человека. Склонность к обмену «породила первоначально и разделение труда». С этим положением Смита согласиться нельзя. Разделение труда возникло раньше, чем появилось товарное производство и обмен товаров.

Недостатком всей системы взглядов Смита на разделение труда было непонимание им различия между общественным и мануфактурным разделением труда. Первое имеет место на всех ступенях развития общества, а последнее порождено капитализмом. Это особый метод производства прибыли. Смит же изображал капиталистическое хозяйство как большую мануфактуру. Это неверно, так как разделение труда между капиталистическими предприятиями складывается стихийно, а в мануфактуре – сознательно, по воле капиталиста.

3.2 Взгляды на деньги.

Вслед за разделением труда Смит рассматривает вопрос о деньгах. Их возникновение он объяснил техническими трудностями непосредственного обмена товара на товар. Для преодоления этих затруднений каждый производитель старался получить такой товар, который никто не откажется взять в обмен. Это всеобщее средство и стало деньгами.

Смит понимал, что деньги – особый товар. Он стихийно выделился из всей массы товаров. Но сущности денег как всеобщего эквивалента Смит не понял. Для него деньги лишь средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен товаров. Он не понял, что деньги, в отличие от всех других товаров, выступают как общественная форма богатства, воплощение общественного труда.

Взгляд меркантилистов, что деньги составляют подлинное богатство общества, Смит считал ошибочным. Золотые и серебряные деньги он сравнивал с шоссейной дорогой, которая, содействуя доставке товаров на рынок, ничего не производит. Деньги, по Смиту, это колесо обращения и общество заинтересовано в том, чтобы издержки обращения были, возможно, меньше. Он не видел разницы между полноценными металлическими и бумажными деньгами, поэтому отдавал предпочтение последним. Обращение бумажных денег, считал Смит, обходится обществу дешевле, чем обращение металлических. Признавая возможность обесценивания бумажных денег, он не предавал этому значение. Чтобы избежать излишнего выпуска банкнот, необходим, по Смиту, свободный размен банкнот на золото.

3.3 Теория стоимости.

В теории стоимости двойственность метода Смита и противоречивость его теоретических взглядов выступают особенно очевидно. С одной стороны Смит значительно глубже и полнее, чем У.Петти, разработал теорию трудовой стоимости. Но одновременно некоторые его взгляды находятся в прямом противоречии с положением об определении стоимости рабочим временем. Он дает несколько определений стоимости.

Первое определение – затратами труда. Смит различал потребительную и меновую стоимости. Он доказывал, что пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются затратами труда. Он прямо определял меновую стоимость рабочим временем.

Но теория трудовой стоимости Смита страдала и серьезными недостатками. Он и «его время» не сложились для понимания двойственного характера труда. Поэтому Смит не включал в стоимость товара перенесенную стоимость средств производства (постоянный капитал) и сводил стоимость товара к вновь созданной стоимости. Эта мысль проводится через все его произведение. Он утверждал также, что в сельском хозяйстве стоимость создается не только трудом, но и природой. Встречаются у него и субъективистские определения труда как жертвы, которую приносит человек.

Второе определение стоимости у Смита – определение покупаемым трудом, то есть количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. При простом товарном производстве это определение справедливо, а в условиях капитализма – нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда.

Третье определение стоимости – доходами. Игнорируя свое определение стоимости затраченными на производство товара трудом, Смит при рассмотрении составных частей товаров заявлял, что: заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода так же, как и всякой меновой стоимости.

Первая часть этой формулы соответствует положению теории трудовой стоимости, а вторая – нет. Вследствие последней он становился на позиции теории издержек производства. Утверждая, сто стоимость слагается из доходов, Смит отразил взгляды бизнесмена-практика.

3.4 Учение о доходах.

Смит различал в капиталистическом обществе три класса – рабочих, капиталистов, и землевладельцев. Соответственно этому он считал основными доходами:

1. Заработную плату.

2. Прибыль.

Исходя из теории трудовой стоимости, общим источником всех доходов Смит считал труд. Он рассматривал прибыль и ренту как часть стоимости, созданной трудом рабочих. В то же время в теории сформулированы положения отличные от указанных. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Заработная плата. Природы заработной платы как превращенной формы собственности и цены рабочей силы Смит не знал и трактовал ее как цену труда. Величина заработной платы, по Смиту, находится под постоянным воздействием движения народонаселения. С ростом богатства, доказывал он, увеличивается спрос на труд, повышается заработная плата и растет благосостояние населения. В результате ускоряется его прирост. Образуется избыток рабочих рук и заработная плата понижается. При низкой ее величине размножение (если так можно выразится о человеке) сокращается, что ведет к недостатку рабочих и повышению заработной платы.

Разбирая вопрос об оплате труда по профессиям, Смит обосновал необходимость повышенной оплаты тех видов труда, которые требуют специальной подготовки. Более высоко, доказывал Смит, должен оплачиваться труд тяжелый, неприятный и тот, к которому общество относится с неприязнью.

Прибыль. Прибыль Смит прямо называл вычетом из продукта рабочего. Стоимость, созданная трудом рабочего, распадается на две части. Одну из них получает рабочий в форме заработной платы, а другая образует прибыль капиталиста. Прибыль- это результат того, что рабочий работает сверх нормы, необходимой для создания эквивалента его заработной платы.

В отличие от физиократов, Смит считал, что прибыль создается неоплаченным трудом независимо от отрасли производства. Но, как и в других частях своего учения, Смит был непоследователен и в теории прибыли. В противоречие со своими вышеизложенными взглядами он утверждал, что предпринимательский доход является вознаграждением за риск и за труд при применении капитала.

Земельная рента. В теории ренты Смит прямо указывал, что рента создается неоплаченным трудом рабочего, представляет вычет из продукта его труда. Он связывал ее возникновение с частной собственностью на землю. Землевладелец требует увеличения ренты и в том случае, когда улучшение земли произведено арендатором за свой счет. Но и здесь Смит был непоследователен. В некоторых случаях он утверждал, что рента, подобно прибыли и заработной плате, является элементом издержек производства и вместе с другими доходами участвует в образовании стоимости. Смит делал также уступку физиократам, полагая, что ренту нужно рассматривать как продукт сил природы. Рассматривая вопрос о ренте в различных отраслях сельского хозяйства, Смит правильно установил, что рента с участков, занятых под производство зерновых, определяет ренту для всех видов сельскохозяйственного производства.

3.5 Учение о капитале.

В трактовке Смита капитал – это запасы, используемые в процессе производства, от которых капиталист ожидает получить доход. Главным фактором накопления капитала Смит считал бережливость. По его словам, она «является непосредственной причиной возрастания капитала». Пропагандируя бережливость, он утверждал, что сбережения образуют фонд для содержания производительных рабочих.

Большое значение Смит придавал делению капитала на основной и оборотный. Под последним, он понимал капитал, который постоянно уходит от своего владельца в одной форме и возвращается к нему в другой. Основной капитал - это капитал, не вступающий в процесс обращения и остающийся в руках владельцев. Капитал купца Смит целиком относил к оборотному капиталу. (Заметим это положение ошибочно).

У физиократов деление авансов на первоначальные и ежегодные относятся только к земледельческому капиталу. Смит же распространил категории основного и оборотного капитала на все отрасли хозяйства.

Однако Смит ошибочно распространил категории основного и оборотного капитала на капитал обращения. Неверно, как это делал Смит, видеть различие между оборотным и основным капиталом в том, что первый обращается, а второй - нет. Обращаются и тот и другой, но различными способами. Смит фактически противопоставлял друг другу не оборотный и основной капитал, а капитал обращения и производительный капитал. Сам процесс обращения он понимал неправильно, как перемещение. Поэтому ему казалось, что элементы основного капитала вообще не обращаются.

3.6 Взгляды на производство.

Ценные положения, которые внес в теорию воспроизводства Кенэ, не получили у Смита дальнейшего развития. Более тог, он запутал проблему, утверждая, что стоимость общественного продукта равняется сумме доходов – заработной плате, прибыли и ренте. Другими словами, стоимость общественного продукта сведена к вновь созданной стоимости, а стоимость средств производства, участвующая в создании продукта, у Смита исчезла. Смит, конечно, знал, что каждый предприниматель часть своего капитала расходует на средства производства. Однако он полагал, что цена каждого орудия в свою очередь сводится непосредственно, или, в конечном счете, к заработной плате, прибыли и ренте.

Смиту казалось, что, отсылая от одного предприятия к другому, ему удалось доказать, что стоимость общественного продукта без остатка распадается на доходы. Однако Смит ошибался. В стоимость произведенных товаров наряду с вновь созданной стоимостью всегда входит перенесенная стоимость средств производства. Она является продуктом труда предыдущих лет. Поэтому сумма доходов, равная вновь созданной стоимости, всегда меньше стоимости общественного продукта. Смит же отождествлял стоимость готового продукта с вновь созданной за год стоимостью. В результате у него исчезла стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, а стоимость годового продукта оказалась равной сумме доходов.

Эти ошибочные взгляды Смита объясняются недостатками его теории стоимости. Не зная двойственного характера труда, он не понимал, что абстрактным трудом создается новая стоимость, а одновременно конкретным трудом переносится на продукт созданная ранее стоимость средств производства. Она является продуктом прошлого года и лишь возмещает затраты на элементы постоянного капитала. На доходы распадается только новая стоимость, созданная абстрактным трудом.

Касаясь проблемы накопления капитала, Смит сводил ее к превращению прибыли (прибавочной стоимости) в дополнительную заработную плату. Вопреки точке зрения Смита при накоплении капитала лишь часть прибыли на покупку дополнительной рабочей силы. Другая же часть идет на приобретение дополнительных средств производства. По Смиту получалось, что накопление капитала выгодно рабочим, так как оно ведет к повышению заработной платы. Отсюда он делал вывод, что с развитием капитализма положение рабочего класса будет улучшаться. Это утверждение Смита является спорным.

3.7 Учение о производительном труде.

Смит противопоставлял рабочих мануфактуры слугам. Первые не только возмещают свою заработную плату, но и приносят хозяину прибыль. Предприниматель богатеет, нанимая большее количество мануфактурных рабочих, и беднеет, если держит много слуг. Таким образом, с точки зрения Смита, производительным является работник, который оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю. Другими словами, Смит считал производительным труд, обмениваемый на капитал.

Однако в этом вопросе Смит противоречил сам себе. Он выдвинул другое определение производительного труда. Производительным является труд, производящий товары, а непроизводительным – труд по оказанию услуг. Точку зрения физиократов, что производителен только труд в сельском хозяйстве, Смит подверг критике. Однако у него самого встречаются утверждения, что труд в сельском хозяйстве более производителен, чем в других отраслях хозяйства. Это была уступка ошибочным взглядам физиократической школы.

Резко осуждая производительные затраты, Смит требовал экономии государственных расходов. Наряду с актерами и паяцами он причислял к непроизводительным работникам государя с судебными чиновниками, офицеров армии и флота.

3.8 Об экономической политике государства.

Смит был глубоко убежден, что важнейшим условием богатства страны является принцип «laissez faire», т. е. свобода хозяйственной деятельности. Чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем лучше для хозяйственного развития. Государственное регулирование целесообразно только в тех случаях, когда свобода угрожает общественному благу. Полезной мерой государства Смит считал регулирование выпуска банкнот, охрану страны от внешних врагов, заботу о безопасности граждан, поддержание общественных дорог, создание системы образования и воспитания. Для выполнения этих функций государство должно иметь необходимые средства. Смит предложил принципы налогообложения, основанные на его концепции равнозначности различных видов труда.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не должно быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-нибудь услугу платят значительно меньше того, что следует, на ее выполнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполнение будет еще больше страдать от небрежности и лености».

В пятой книге Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила налогов». Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предлагали физиократы, а на всех одинаково, – на труд, на капитал, на землю.

Четыре основных правила взимания налогов состоят в следующем:

1. налоги должны платить все граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;

2. налог, который следует уплатить, должен быть определен, а не изменяться произвольно;

3. всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны для плательщиков;

4. налог должен устанавливаться по принципу справедливости;

Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенство в распределении уровней налогообложения, соразмерности доходом и т.д.

Ссылаясь на целесообразность международного разделения труда, Смит отстаивал также свободу торговли между странами. Каждой стране следует развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделение труда. Оно будет выгодно всем странам. Всякие попытки мерами экономической политики помешать такой специализации в международном масштабе принесли бы, по Смиту, только вред.

Заключение.

В 18 - 19 в.в. политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вместе с тем он не различал товарную и натуральную стоимость, считал труд единственным источником потребительской стоимости, видел в человеке природную склонность к обмену и др.

Несмотря на эти недостатки, А. Смит достиг в своем анализе закономерностей капитализма весьма существенных результатов: ему удалось обнаружить общий принцип экономической системы капитализма - стоимость и дать ей свое знаменитое определение как "действительного мерила" меновой стоимости всех товаров. Он внес свой вклад и в развитие методологии: наряду с анализом и индукцией широко использовал синтез и дедукцию, т.е. шел на основе ранее сформулированных положений от простого к сложному и далее к целому.

Главной же заслугой А. Смита, экономиста мануфактурного периода, стало создание первой целостной экономической системы на основе суммы знаний, которые были накоплены к тому моменту общественного развития. Рассматривая работы А. Смита с высоты нашего времени, мы отдаем должное той грандиозной работе, которую он проделал и плодами которой мы пользуемся по сей день. Поэтому мы можем с полным основанием назвать А. Смита классиком экономической мысли.

Однако А. Смит не завершает развития классической школы. Он выступил со своим главным экономическим произведением непосредственно накануне промышленного переворота. Объектом исследования А. Смита был капитализм, еще не получивший своей адекватной производственно-технической базы в виде машинной индустрии. Это обстоятельство в известной мере и обусловило относительную неразвитость самой экономической системы А. Смита. Но теория послужила исходным пунктом для последующего развития в трудах Д. Рикардо, а затем и других великих экономистов.

Таким образом, социально-экономические взгляды А. Смита представляют собой одну из вершин экономической мысли 18 века.

Список литературы

1. А.И. Сурин. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2. С.А. Бартенев. История экономических учений В вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2000.

3. Д.И. Платонов. История экономических учений. - М: ПРИОР, 2001.