Что такое логоритмика для детей. Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Что такое логоритмика

На сегодняшний день у многих детей имеются проблемы с речевым развитием или с движением. Поэтому необходимо давать занятия по логопедической ритмике. Благодаря им малыши научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их крупная и мелкая моторика.

Понятие логопедической ритмики

Каждому ребёнку необходимо развивать речь и моторику. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют проводить специализированные занятия и упражнения. Лучше всего подойдёт логоритмика для малышей.

Она поможет корректировать речевые нарушения, правильно строить слова, слушать музыку и понимать её ритм, интонацию.

Логоритмика для малышей - это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса дети быстрее научатся разговаривать, у них лучше будет развиваться не только мелкая моторика, но и крупная.

Логопедическая ритмика научит:

  • При ходьбе ориентироваться в пространстве.
  • Делать полезные упражнения для дыхания, голоса, артикуляции.
  • Акцентировать внимание на ритме музыки.
  • Слушать интонацию и повторять за воспитателем.

Часто у детей наблюдается плохая артикуляции. Поэтому педагоги советуют как можно чаще заниматься в этом направлении.

Логоритмика по методике Екатерины Железновой

Многим детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика Железновой заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать. Изначально эти занятия были направлены на слух ребёнка. Впоследствии было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать. Поэтому методика Екатерины Железновой была усовершенствована.

Коротких песен для малышей очень много. Все они направлены на развитие крошек. С детьми можно заниматься по методике Железновой с восьми месяцев. В каждой песне поются слова и звуки чётко, понятно, разборчиво. Поэтому малышам будет несложно повторять сначала слова, а затем и действия.

Логоритмика Железновой предусматривает занятия не только с одним ребёнком, но и с группой детей. Их можно проводить в логопедических группах, медицинских центрах, поликлиниках. Чем больше детей участвуют в занятиях, тем интереснее им заниматься.

Логоритмика: упражнения

Каждое занятие направлено на развитие детей.Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Логоритмика для малышей - это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

  1. Интонационное и коррекционное произношение.
  2. Фонетическое (слуховое) восприятие.
  3. Артикуляционное упражнение.
  4. Песни без музыкального сопровождения.
  5. Игры на музыкальном инструменте.
  6. Регулировка мышечного тонуса.
  7. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве.

На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. Каждый день время незначительно увеличивается.

Логоритмические игры

Существует очень много занимательных и развивающих методик для детей. Мы выяснили, что есть ещё одна - логоритмика для малышей. По этой методике необходимо заниматься исключительно в игровой форме.

Предлагаем ознакомиться с несколькими небольшими играми для самых маленьких:

1. Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя).

Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).

Ветер дует меньше-меньше (медленно руки опускаем).

Дерево растёт всё больше (руки поднимите и потянитесь на носочках).

2. Стук-стук (кулачком постучали по столу).

Кто там? (похлопали в ладошки).

Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).

Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

3. Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).

В гости к вам приехали (стучите как будь-то в двери).

Мы устали (сели на стульчик).

Сейчас мы отдохнём и опять гулять пойдём (весело замаршировали).

Все эти стихи и много других сначала учите без музыкального сопровождения. Только тогда, когда дети хорошо их будут знать, пробуйте играть на инструментах. Помните, сначала необходимо заинтересовать малыша, а уже потом обучать. Ведь если будете заставлять, он наотрез откажется заниматься.

Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка. Это весело и интересно. Необходимо начинать с более энергичной песни, тогда малышу быстрее захочется поиграть с вами в новую игру.

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика - это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции . Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса - силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти . На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения . Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения - это разнообразные считалки.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения . Их суть - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра) . Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений - сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

9. Развитие чувства темпа . Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

11. Игра на музыкальных инструментах . Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

12. Пальчиковые игры . Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами - карандашами, палочками, мячами.

13. Упражнения на развитие мимики . Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия . Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

16. Коррекция звукопроизношения . На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Зачем это надо?

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Для кого?

Логоритмика в первую очередь полезна детям:
с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
часто болеющим и ослабленным;
находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Дома или в группе?

Логоритмикой можно заниматься в группах, работающих при детских поликлиниках или медцентрах. Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не станет подстраиваться под вашего конкретного карапуза. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой лучше все-таки дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку, а потом, если он заупрямится, передавайте его специалистам.

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку… бух! (сесть на пол на последнем слове)

2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма) Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап…
А маленькие капельки как?
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

3. Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш…», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Ти¬шина» – все смолкает.

4. Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)
На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончи¬ки пальцев)
Ну а к дому путь закрыт. (большие пальцы обеих рук под¬няты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних паль¬цев соприкасаются)
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ла¬донями вверх)

5. Пение
Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

6. Игра «Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо. (качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево)
Ветерок все тише, тише. (медленно покачивать руками)
Деревца все выше, выше. (тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)

7. Упражнение «Вьюга» (развитие речевого дыхания)
Взрослый: Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер? Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «у-у-у…»

8. Игра «Прогулка и дождик» (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики)
Спокойно гуляете с ребенком по комнате под медленную музыку, затем включаете мелодию в среднем темпе и пляшете под нее, добавляя в танец знакомые малышу движения. Ну и, наконец, под быструю и ритмичную музыку надо «убегать от дождя» и прятаться под большим открытым мамой или папой зонтом.

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

1. Упражнение «Черепаха» (самомассаж)
Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!

2. Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания и голоса)
Говорит взрослый, отвечает ребенок.
Проверяем топливо.
Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…»
Открываем люки.
Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются
Закрываем люки.
Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются
Проверяем радио.
Короткий звук «У» то громко, то тихо
Включаем двигатель.
Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках

3. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики)
Тук-ток, тук-ток
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, (поднять руки вверх)
С окнами большими, (согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно)
Ставнями резными. (поднять кисти рук вверх — «открыть ставни»)
Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)
Замолчал молоток. (руки опустить свободно вниз)
Вот готов новый дом, (поднять руки вверх)
Будем жить мы в нем. (потереть ладони друг о друга)

4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»
1. «Месим тесто» – активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку
2. «Раскатываем тесто» – с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот
3. «Блинчик» – высовываем язык и держим его широкой лопаткой
4. «Кладем начинку» – заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка
5. «Печем пирожки» – надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены)
6. «Вкусный пирожок» – облизываем губы языком
Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.

5. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)
Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)
Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

6. Ритмический танец «Волшебный цветок» , муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения)
Повторять текст в данном упражнении не нужно.

Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.

Припев:
Может, там, за седьмым перевалом, (шагать на месте, приставив руку к глазам, «смотреть вдаль»)
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
(кружиться на носках, подняв руки, ладони раскрыты, как «стрелочки»)

В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Двигаться боковым галопом по кругу,
(в конце куплета остановиться)
Как бы путь ни был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
(Припев: движения те же)

Вспоминая о радостном чуде, (бежать по кругу, поднимая колени)
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
(в конце куплета остановиться)
(Припев: движения те же)

7. Упражнение «Аист» (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса)
Аист ногу поднимает –
Ничего не понимает. (стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие)
И весь день среди ракит (руки разводят в стороны)
На одной ноге стоит.

8. Игра «Ёжик» (развитие реакции, речевого слуха)
Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся!

1. Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

2. Упражнение «Греем ладошки» (развитие мелкой моторики, самомассаж)
Если замерзают руки (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки (растирать ладони все быстрее и быстрее)
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду, (протянуть вперед раскрытые горячие ладони)
А не понарошку.

3. Чистоговорка Р-Рь (развитие звукопроизношения и мелкой моторики)
Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. (грозить пальцем)
Ор-ор-ор – на, возьми топор. (сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям)
Ра-ра-ра – в лес идти пора.
Ре-ре-ре – выходи на заре. (поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону)

4. Ритмическая игра «тук-тук» (развитие чувства ритма движений и речи)
Тук, тук, туки-тук. (отхлопывать ритм, проговаривая слова)
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.

5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)
Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

6. Игра «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)
Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары.
Высший пилотаж: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

7. Игра «Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)
Часть 1. Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».
Часть 2. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

8. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники» , муз М. Старокадомский, сл. С. Маршак (развитие чувства ритма, координации речи и движения).
1-й куплет: Мы едем-едем-едем в далекие края, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется о том, как мы живем!
Припев: Тра-та-та, (3 ритмичных хлопка справа от головы)
тра-та-та (3 ритмичных хлопка слева от головы)
мы везем с собой кота, (подпрыгнуть)
Чижика, (наклон вперед)
Собаку, (слегка присесть, руки перед собой)
Петьку-забияку, (махи руками, согнутыми в локтях)
Обезьяну, (наклон вправо)
попугая – (наклон влево)
вот (хлопнуть в ладоши)
компания какая! (развести руки в стороны)

Во время 2 и 3 куплета повторяются движения 1-го куплета.

Логоритмика для детей - что это такое?

Учитель-логопед: Наумук А.А.

Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал - пройдись по парку! Подводят нервы - побегай! Нет сил - сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением - эффект будет усилен во много раз. Чем логоритмика полезна для детей и как это открытие использует учитель-логопед?
Давайте разберемся, что же это такое. Название «логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика!
Зачем нужна логоритмика?
Занятия эти очень полезны для физического, интеллектуального, речевого и эмоционального развития малыша. Тренируются и укрепляются мышцы, воспитывается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка.
Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
С помощью занятий по логоритмике можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить медлительного. Вот какая она волшебная!
С какого возраста можно проводить занятия по логоритмике?
Возрастных ограничений для таких занятий нет. Можно проводить их хоть с самого рождения! Если Вы любите ритмично шагать с малышом (может с малышом на руках!) по комнате и декламировать стихи - Вы проводите логоритмическое занятие! Поете на ночь колыбельную и ритмично покачиваете ребёнка на руках - и это логоритмика!
До того момента, пока ребёнок не заговорит самостоятельно, Вы можете просить малыша похлопать в ладоши (поиграть в «Ладушки-ладушки!») или потопать в такт словам:
Ходят по дорожке, зеленые сапожки,
Это не сапожки — Катенькины ножки!
Ходят по дорожке, красные сапожки,
Это не сапожки — Сашенькины ножки!
Помогайте крохе, если самостоятельно он этого сделать не может. Возьмите на ручки и исполните песенку-танец, отхлопайте ладошкой ребенка несложный ритм или отстучите его на клавишах металлофона (ручку ребёнка возьмите в свою):
Кап-кап! Кто там?
Кап-кап! Что там?
Это дождик вышел
Погулять по крыше!
Кстати, к детской логоритмике можно отнести многие пальчиковые игры, которые мы используем с младенчества.
В качестве логоритмики для малышей постарше (от 1,5 лет) можно проводить любые игры, сочетающие в себе:

  • Тактильный контакт и совместные ритмические движения.
  • Пение и ходьбу в разных направлениях.
  • Пение (проговаривание) и дыхательные упражнения.
  • Пение и упражнения, регулирующие мышечный тонус.
  • Пение и упражнения для развития общей моторики.
  • Проговаривание и игры для пальчиков.
  • Игры с музыкальными инструментами, пение и танцы.
  • Упражнения на развитие творческой инициативы (в эту группу входят все игры-театрализации, игры со звукоподражанием).

Предлагаем поиграть в «Лошадки»: посадите малыша на спину и, придерживая его, покатайте по комнате с криком «Иго-го!». Пусть малыш помогает вам озвучивать забег и подпевать песенку:
Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо - прокачу!
Малыш может скакать не только на спине у мамы или папы, но и на их коленочках - вот такая логоритмика для всей семьи!)
Еще можно поиграть в «Курочек»: возьмитесь за ручки, походите, потанцуйте рядышком, как курочка с цыпленком, полетайте, поквохчите, поройтесь ножками:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать!
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки!
Любимый детками барабан превратит любое занятие в логоритмическое! Подойдет все, что может издавать глухой звук - пластмассовая тарелка, деревянный ящик, коробка из под обуви или ведро. Вместо барабанных палочек вручите крошке ложки - чем не музыкальный инструмент - и вперед!
Барабан гремит,
Нас в поход зовет! И др.

Нескучного Вам досуга!

Марина Сафронова
Мастер-класс для воспитателей «Логоритмика в жизни детей»

Участники : воспитатели

Цель : Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детских садов по использованию логоритмических упражнений в совместной и непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи :

Познакомить воспитателей с особенностями логоритмических занятий .

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Изготовить пособие для развития речевого дыхания.

План проведения :

1. Сообщение : «Что такое логоритмика » .

2. Практическая часть :

Игровой прием «Знакомство» ;

Упражнение на координацию речи с движением «Птицы»

Упражнение на развитие чувства ритма «Птицы – пальчики»

Пальчиковая гимнастика «Птички полетели»

Артикуляционная гимнастика «Голодные птенчики»

Самомассаж «Дятел»

3. Мастер -класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания.

4. Рефлексия.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю для вас мастер- класс на тему «Логоритмика в жизни детей »

Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Основа занятий очень разнообразная : путешествие, геокэшинг, приключение, поход, сказочная прогулка и многое другое.

Структура логоритмического занятия :

Организационный этап : Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.

Основная часть :

Танец, танец – хоровод;

Знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями (можно использовать мнемотаблицы)

Песня, сопровождаемая жестами или движениями;

Артикуляционная гимнастика;

Мимические упражнения;

Массаж или самомассаж;

Пальчиковая игра;

Дыхательные упражнения;

Гимнастика для глаз;

Подвижная или коммуникативная игра;

Чистоговорки;

Речевые или музыкальные игры;

Игры на развитие чувства ритма или внимания.

Заключительная часть : Рефлексия. Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности на развитие психических процессов.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку,

Успешность любой деятельности с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики .

Практическая часть :

Начнем практическую часть со знакомства. Участники мастер класса передают мяч по кругу, называют свое имя и прилагательное, начинающееся на букву своего имени (Марина Морская, Ольга Очаровательная и т. д.) .

При организации начала занятия с детьми я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений я вам покажу.

Упражнение на координацию речи с движением «Птицы»

Наступила весна, все птицы рады теплу, солнышку

Дети идут по кругу, друг за другом.

Ходят по водичке птички-невелички.

Лапки – вверх, лапки – вниз и на месте покружись

Вот так, вот так и на месте покружись!

Ходьба с высоким подниманием колен, руки в стороны – вниз.

Полетели птички, быстро на носочках

Полетали, полетали и на землю опустились.

Руки в стороны.

Вдруг веселое Чик – чи – рик мы услыхали, и на ветке воробья увидали,

Крылья вверх и крылья вниз, дружно делай, не ленись!

2. Поворот вправо – влево с руками

Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.

И гули-гули, гуль-гуль-гуль с нами говорит.

3. Приседания с обхватом коленей.

Солнце меньше светит, лапки замерзают.

Птички лапки греют, лапки подгибают.

4. Наклоны вперед

И воробушки тут как тут,

Зёрнышки с земли сами клюют.

В жизни все подчиняется ритму. Что может быть подчинено ритму? Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи, времен года. На своих занятиях я использую игры с палочками, погремушками, колокольчиками, карандашами. Это - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Музыкально-ритмическая игра «Птицы – пальчики»

(с палочками или карандашами) Железнова

Птицы пальчики летят, то вперед,

а то назад, что за пальчики, скажи – это пальчики мои Стучим палочками по столу.

Верх взлетели высоко, полетели далеко,

вот уже над головой–

не пора ли вам домой Стучим палочка о палочку над головой.

Птицы возвращались, плавно опускались,

прилетели сели – кушать захотели Стучим палочка о палочку перед собой.

Просто поклевали, видно, что устали Стучим по очереди палочками по столу.

Пальцы отдыхают и опять взлетают Палочки лежат на столе.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. Польза ее для речевого развития детей известна давно . Предлагаю поиграть в игру «Птицы»

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела.

Артикуляционная гимнастика «Голодные птицы»

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов участвующих в речевом процессе.

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги : «Ам-ам-ам-ам-ам-ам» .

Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье) .

Птенчики наелись, вкусная еда! Облизывать сначала верхнюю губу, затем нижнюю.

В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж.

Самомассаж «Дятел»

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"

2 - слегка пощипать

3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам

4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой

Мастер -класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания «Бабочка»

Для правильного формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень полезна дыхательная гимнастика, данные упражнения влияют на продолжительность и силу вдоха. Регулярные занятия помогут сформировать у ребенка правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Я предлагаю вам изготовить пособие для речевого дыхания.

Материал : журналы, ножницы, линейка, карандаш, клей карандаш, нитки, цветной картон.

Надо вырезать два одинаковых или разных по размеру квадрата из бумаги

Квадрат складываем пополам и начинаем сгибать бумагу, чтобы получилась «гармошка» , сначала в одну сторону от середины, а затем в другую сторону. Вот и получились гофрированные квадраты разных размеров. Затем плотно сожмём деталь по центру, а кончики крыльев расправим, оттягивая слегка вниз, у нижних крыльев. У верхних крыльев оттягивать слегка вверх. Соединим обе детали ниткой. 2 вариант. Скручиваем бабочек из готовой гофрированной бумаги ниткой, оставляя конец нитки для закрепления на цветке. Вырезаем из картона заготовки цветов. Соединяем с помощью нити бабочек и цветы между собой, приклеив серединку ромашки. Получается наше пособие.

Рефлексия мастер - класса

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях .

Что Вы получили для себя на данном занятии?

Что вы пожелаете всем участникам группы и присутствующим?

Я желаю вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!