Что такое слоговая схема. Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые. Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

С началом осени взрослым зачастую приходится садиться за уроки вместе с детьми. Сложно приходится родителям первоклассников, поскольку программа младшей школы быстро забывается, а образовательные стандарты часто меняются. Еще до начала чтения и письма, когда вчерашние дошкольники в 1 классе проходят азбуку, им дают задание составить звуковую схему как слова, так и целого предложения. В таких случаях родителям на помощь приходит интернет с примерами и образцами.

Звуко-буквенный разбор слов

Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.

Таблица гласных и согласных звуков русского языка

Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же - на глухие и звонкие, парные и непарные.

Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: [а], [э], [о], [у], [ы].

Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.

Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:

  • Б (звонкий) - П (глухой);
  • В - Ф;
  • З - С;
  • Д - Т;
  • Г - К;
  • Ж - Ш.

Остальные согласные парными не являются:

  • звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
  • глухие: Ц, Щ, Х, Ч.

Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:

  • Ч, Щ, Й - всегда мягкие.
  • Ж, Ш, Ц - всегда твёрдые.

Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый - нет.

Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:

В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:

  • Гласный - красный цвет;
  • Согласный твёрдый - синий;
  • Согласный мягкий - зелёный.

Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую - красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.

Примеры

Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.

Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.

Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.

Для слова «дуб» она выглядит так: [дуп]. Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий - твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:

  • Сначала нарисовать прямоугольник.
  • Его разделить пополам по диагонали.
  • Первую часть закрасить синим цветом, вторую - красным.
  • Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.

Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.

Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:


Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:


Слова из 2 слогов:


Еще несколько примеров из 2 слогов и более:

  • Шишка, сосна:

  • Белка, чашка: есть мягкий согласный

  • Юбка: буква Ю в начале

  • Банан, жираф:

  • Лимон, петух:

  • Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале

  • Пальто:

  • Пчела, слива:

  • Ворона, собака:

  • Ракета:

Как составить схему предложения

Распространенный вариант заданий для первоклассников - составить схему предложения. Это простая задача. Здесь не требуется вспоминать обозначения для подлежащих и сказуемых. Все слова в предложении обозначаются горизонтальными линиями. Если слово пишется с заглавной буквы, то вначале линии рисуется вертикальная черта. В конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Примеры

Образцы, как разложить несколько предложений:


Образцы слоговой схемы

При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» - два.

Таким образом, слог может состоять:

  • Из одной гласной: Аист, Якорь.
  • Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
  • Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
  • Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
  • В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.

На картинках примеры слов, разложенных на слоги:


Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.

Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.

Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.

Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.

Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Игры для обучения чтению

Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.

Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.

На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.

Слоговые таблицы

Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые

Особо подчеркнем, что усвоение детьми новых для них терми­нов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, слог, звук, текст, буква) осуществляется на уровне первичных и общих представлений.

В этом ученикам может оказать заметную помощь нагляд­ность, особенно графическая, в виде схем, которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили в совре­менном школьном обучении. Напомним те из них, которые чаще других применяются на уроках обучения грамоте.

|___________. Предложение независимо от количества слов: Маль­чик пришел из школы радостным.

|___________ ______________ ______________. Предложение с выделением входящих в его состав слов: Дети смотрят телепередачу.

|___________ ______________, |___________ ______________ Предложение, одно из слов внутри которого пишется с заглавной буквы: Вова чита­ет. Маша слушает.

   . Предложение с выде­лением каждого слова и букв в словах: Девочка играет в куклы.

. Отдельное слово с указанием количества и порядка входящих в ого состав букв: ручка.

 . Отдельное слово с указанием букв, слогов и ударения: азбука, астра,

-мел, стол.

- голуби

-зебра, -муха.

Звуковые схемы где цвет обозначает качество звука:

Согласный твердый;

Гласный звук;

Слияние гласного с твердым согласным;

Согласный мягкий;

Слияние гласного с мягким согласным.
- норы.

Гласный (рот раскрыт, преград во рту нет);

Согласный твердый (есть преграда);

Согласный звонкий мягкий (преграда во рту увеличивает­
ся или удваивается за счет подъема спинки языка к небу);

Согласный твердый глухой («колокольчик» перечеркнут);

Согласный звонкий твердый («колокольчик»);

Согласный мягкий глухой (двойная преграда и «коло­
кольчик»);

Согласный мягкий звонкий.

- ручка.

Гласный;

Согласный твердый;

Согласный мягкий;

Согласный звонкий;

Согласный глухой.

Очень важно не допускать смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне нежелательное в обуче­нии грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами. Ученики понятно, должны усвоить, что между этими двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости, Moo (.повременно хорошо знать, что отличает одно от другого.

Ученики должны твердо усвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных ни ков. Более того, многие существенные свойства (характерные качества) отдельных звуков графически передаются не одним, а нескольькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ([а], [о], [у], [ы], [э], [и]), а букв - 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной ва­риант указанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают Соответствующую гласную фонему одновременно с предшествующим согласным звуком - йотом.

Согласных фонем в русском языке 36, а согласных букв только 21, В русской графике отсутствуют специальные буквы для мягких согласных (парных), которые представляют собой самостоятель­ные фонемы, т.е. звуки-смыслоразличители (ср. [мел] - [мел"]).

В школьной практике нередко наблюдаются случаи, когда вни­мание детей в основном приковывается к тому, как на письме гра­фически обозначается мягкость согласных звуков. Между тем не менее важно показывать ученикам, какими графическими способа­ми обозначается твердость согласного, в частности посредством так называемой «буквы пробела», т.е. конца слова, когда после ко­нечной согласной не следует никакой другой буквы. Детям даже Можно сказать и показать, что долгое время в русской графике буквой ъ , обозначался конечный твердый согласный: если слово оканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столь, стулъ, снегъ, морозь и т.д. В наше время твердость согласного звука опознается, во-первых, по самой согласной букве и, что чрезвычай­но существенно, по последующей гласной букве, обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные звуки, Обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетом непосредственно следующих за ними гласных букв, т.е. с ориенти­ровкой на впереди стоящие гласные буквы. Сам факт необходимости при чтении или письме учитывать не только данную букву, но и буквы, соседствующие с ней справа и слева, продиктован пози­ционным принципом, лежащим в "основе письменных форм речи - чтения и письма.

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Вконтакте

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • звук;
  • слог;

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .

Фонетика — схема

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные;
  • гласные.

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.

После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.

Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.

Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.

Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».

На примере слова «ЛИС»:

Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.

На сколько частей «распалось» слово?

Сколько звуков в первой части? Во второй?

- «Напиши», нарисуй в воздухе.

Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.

Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).

Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).

Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).

Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).

Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.

Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.

В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:

Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.

(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)

Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)

Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.

На примере слова «ЖУКИ».

Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.

- «Напиши» в воздухе. (Две дуги)

Напиши в тетради.

Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)

Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.

- «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.

Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.

Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).

Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)

Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.

Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.

В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.

Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:

С – Т – РО – Й – КА

При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург