Что значит как с гуся. Как с гуся вода. О чем говорит эта пословица, что означает

Как с гуся вода

Выражение как с гуся вода применяется к людям, которым все сходит с рук, которых ничто не берет.

Сейчас большинство городского населения даже не видело живого гуся , не знает, как эти самые гуси выглядят. Когда мы были детьми, в нашем городе был большой частный сектор и бал пруд, в котором эти гуси и плавали стаями в больших количествах. Кстати, почему-то по отношению к гусям принято говорить не стая, а «стадо гусей». Это года они ходят или плавают. А когда летят - тогда стая!

Итак, чтоб вы знали, гусь птица водоплавающая. А у всех водоплавающих птиц специальные железы на теле выделяют жир, который смазывает перья, чтобы они не намокали и не слипались в воде. (Кроме того, этот жир защищает от холода, птице не нужны, например, водонагреватели электрические , гуси могут плавать при температурах воды, близких к замерзанию.)

Г уси (и утки) могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды , она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет. Отсюда и смысл выражения Как с гуся вода – то есть не пристает к человеку, что бы о нем не говорили.

А вот курице не повезло. Про нее говорят как раз обратное «как мокрая курица», так говорят про того, чей вид или сущность представляет из себя жалко е зрелище.

Хотя, мокрая кошка тоже хороша !

Забавное видео в тему

Гусь в трамвай

Еще выражения из русской речи:

Газетная утка это заведомо неверная информация, опубликованная в газете. Проще говоря, вранье, вымысел, неправда. Цели газетных уток могут быть как вполне

Гадание на кофейной гуще возникло едва ли не одновременно с появлением кофе как напитка. Знаете ли вы, что родиной кофе является Эфиопия – страна на северо-востоке

Один из мифов о подвигах Геракла (великана из греческой мифологии, который под именем Геркулеса перекочевал к этрускам и римлянам) повествует о том, что во время

«Это было при царе Горохе » говорят, имея ввиду «в стародавние времена», давным-давно. Но что это за царь Горох , почему именно горох, а не редис, например?

Нередко в речи употребляется выражение: «Как с гуся вода». А что оно означает и почему появилось? И при чём тут гусь? Откуда пошло это выражение?

Птицы, как известно, все разные, и физиологические особенности их тоже. И хотя у многих из них вода хорошо скатывается с перьев, в сильный дождь некоторые из них здорово промокают. Известно, что курица, например, является даже символом растерянности и беспомощности при попадании под дождь. Не зря говорят: «Как мокрая курица». А вот водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди – не боятся дождя и воды.

Сколько бы они не плавали и не ныряли, тело и перья их остаются сухими. Отсюда и появилось выражение: «Как с гуся вода».

Почему же эти птицы не промокают? Посмотрите – сидя на берегу, утки подолгу перебирают клювом перья, вроде чистятся. На самом деле они заняты смазыванием перьев жировым веществом, надёжно защищающим их от намокания. Это вещество вырабатывается особой железой, расположенной у корня хвоста. Пороется утка в своём хвосте, выдавит клювом немного такой смазки и затем пропускает через него пёрышки. И делает это до тех пор, пока не смажет каждое пёрышко.

Иной раз про человека неодобрительно говорят: «А ему что? Ему всё, как с гуся вода». Ничто его не волнует, не трогает, не тревожит. Ему всё безразлично, хоть бы что.

Приведём пример использования фразеологического выражения (фразеологизма) «Как с гуся вода»: «Видно тебе всё, как с гуся вода, иной бы с горя исчах, а тебя еще разнесло» (Тургенев «Дворянское гнездо» ).

Пословицы

Чужая слеза — как с гуся вода.

Как с гуся вода, с тебя худоба!

С какого гуся вода?



Видно, тебе, мой батюшка, все как с гуся вода; иной бы с горя исчах, а тебя еще разнесло.
И. С Тургенев. Дворянское гнездо
В живой русской речи бытует немало пословиц, поговорок и загадок о гусе. В сущности, они являются полной и яркой характеристикой этой птицы, имевшей большое хозяйственное значение для крестьянина. Гусь, согласно такой языковой характеристике, криклив, раздражителен и заносчив: Гусь да баба - торг, два гуся, две бабы - ярмарка; гусей дразнить "раздражать кого-либо без надобности"; напал как гусь на мякину; друзей, как гусей около мякины; Гусь свинье не товарищ; Летит гусь на святую Русь - о Наполеоне; И большому гусю не высидеть теленка; Одним гусем поля не вы-топчешь. Известна также эта птаца и своими зябкими красными лапками (Спросили бы у гуся, не зябнут ли ноги; гусиные лапки "покрасневшие от мороза ноги") или гусиной кожей, которая у человека появляется от озноба или от страха. Гусь вошел в русскую и славянскую фразеологию и своей «неколлективной, очередной» манерой ходить - хождением гуськом или (народное) гусем. Гусями в русских говорах называют цыпки на ногах, а Гусиной дорогой - Млечный путь, по направлению которого гуси улетают и прилетают осенью и весной.

Наиболее точное представление о внешности гуся, пожалуй, дано в загадках. Вот несколько из них:



Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
На одной ноге стоит, рожком воду пьет.
Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит, а рогами ест.
Белы хоромы, красны подпоры.

Основная черта характера русского гуся, судя по пословицам и поговоркам, - хитрость, изворотливость и - «непрошибаемосгь». Это особенно примечательно на фоне фразеологии других славянских и европейских языков, где гусь и гусыня являются прежде всего символами глупости. Вспомним хотя бы, что гоголевский Иван Никифорович именно потому назвал Ивана Ивановича гусаком, что по-украински это - метафора со значением "дураку "глупец". Правда, в русской литературе можно найти и другие сравнения, где гусь является мерилом глупости: например, в рассказе Чехова «Скверная история» юноша «со страстными грузинскими глазами» Ногтев - «малый добрый, но глупый, как гусь». О гусиной глупости напоминает и диалектное выражение гусиная память - такая же плохая, как куриная или индюшья. И все же ассоциаций гуся с глупостью в русском языке второстепенна. На первое месте выступает именно хитрость и изворотливость: Гусь лапчатый! Хорош гусь! Каков гусь! Ну и гусь! - обычные для русских неодобрительные и иронические характеристики пронырливых обманщиков и проходимцев.

Закрепление в русском языке именно таких ассоциаций во многом связано с историей фразеологизма как с гуся вода, употребляющегося обычно в высказываниях о людях, которым все нипочем:



«Вышел себе - ему и горя мало, с него все это так, как с гуся вода!» (Н. Гоголь. Женитьба); «Катя чаще спотыкалась, сдержанно вздыхала. А Мишке хоть бы что, как с гуся вода, - шел бы и шел с винтовкой за плечами тысячу верст» (А. Н. Толстой. Восемнадцатый год); «У Ефросиньи было удивительное качество: для нее все беды и неприятности были "трын-трава" и стекали с нее, как с гуся вода» (Г. Николаева. Жатва).

Это выражение принято считать осколком русского народного знахарского заговора. Так, Б. А. Ларин в «Очерках по фразеологии» (1956), описывая превращение пословиц в поговорки, приводит и оборот как с гуся вода как типичный пример такого превращения: «старая формула (этого оборота. - В. М.) была значительно конкретней и не допускала такого широкого и вольного применения: "Што с гуся вода - небыльные слова"» (Ларин 1977, 142). Еще более определенно эту идею выразил А. И. Федоров: «...старорусская пословица "как с гуся вода, небывалые слова" имела узкое применение, когда речь шла о лживой молве, клевете, навете. Ее превращение во фразеологизм как с гуся вода в результате эллипсиса придало обороту расширенный смысл: случившееся легко, быстро забывается; все нипочем» (Федоров 1973,14).

Народный знахарский приговор, на который ссылаются историки фразеологии, действительно существует. Его описывает этнограф С. В. Максимов в числе прочих заговорных формул обмывания грудных младенцев. Когда ребенка мыли в бане, обязательно приговаривали:

«Вода б книзу, а сам бы ты кверху», а чтобы заговорить от злого глаза (сглаза), опрыскивали его водой, приговаривая: «С гуся вода, с лебедя вода, а с тебя, мое дитятко, вся худоба на пустой лес, на большую воду».

Описан этот приговор и известным русским языковедом В. И. Чернышевым, который приводит материал рукописного словаря Луканина, где сообщается, что такое заклятье бабушки-знахарки шепчут обычно над водой, кладут туда горящий уголек и окачивают ею больного ребенка.


Обряд обливания ребенка - лишь одно из ритуальных действ, связанных с суеверными представлениями о целительной, магической силе воды. Он перекликается с ритуалом обливания новокуп-ленной коровы или лошади при вводе ее во двор, изаестным на Украине, в Белоруссии и западных губерниях России. В народе дают разные объяснения такого обливания: в одних случаях - когда воду льют животному на лоб - это делается якобы для того, чтобы оно знало дорогу домой, в других - для исцеления. В последнем случае произносятся приговоры, напоминающие поговорку о гусе:

Как с тебя вода долой, так и худоба долой или Куда вода, туда и тоска.

Следовательно, народная мифология, на первый взгляд, подкрепляет версию о том, что сравнение как с гуся вода родилось из более пространной формулы-заклинания. Такой путь развития формы устойчивого сравнения как будто объясняет и его переносный смысл: человеку, которого уже в детстве заговорили от всех болезней, все нипочем, ему все - как с гуся вода. Пословицы, приговоры, басни, действительно, довольно часто «конденсируются» в поговорки - такое отсеивание деталей в цх развитии было еще в XIX в. ярко описано А. А. Потебней.


Тем не менее всегда существует и вероятность обратного развития - из поговорки, фразеологизма, образа - к более пространному контексту. Точный диагноз того или иного способа образования оборота помогает поставить лишь объективный анализ языковых фактов. Проверим, подтверждают ли они «знахарскую» историю русского сравнения.


Мы уже видели, что в качестве нашего выражения Б. А. Ларин, A. И. Федоров и В. И. Чернышев приводят две разные формулы заговора: Што с гуся вода - небыльные (небывалые) слова и С гуся вода, с лебедя вода, а с тебя, мое дитятко, худоба... Уже в словаре B. И. Даля можно найти и другие вариации зтого заговора: С нас беда, как с гуся вода; Лейся беда, как с гуся вода! С гуся вода, а с меня молодца небылые слова, В других источниках можно найти и другие варианты этой формулы: Как с гуся вода, с меня сухота (Буслаев 1854, 105); Как с гуся вода сбежало с того-то то-то (ППЗ, 126); Чужая слеза - каксгусявода(Михельсон 1912,1001) иг. п.


Многообразие вариантов поговорки о гусе, кстати сказать,заставляет ее толкователей высказывать противоречивые точки зрения на ее конкретный «формульный» источник. Некоторые возводят наше сравнение даже не к заговору, а к пословице Как с гуся вода, небывалые слова (Жуков 1980,160), что делает понимание ее исходного, прямого значения весьма неясным.


Если признать, что более пространные пословицы или приговор ры являются источником устойчивого сравнения, то возникает вопрос: а какая же именно пространная формула была первичной?


На этот вопрос можно ответить лишь предположением, что исходным было именно устойчивое сравнение, а все остальные формулы - его развернутыми вариантами, которые могли стать и заговорами, и пословицами, и более детализирующими фразеологизмами. Об этом, в частности, свидетельствует замена гуся синонимом гоголь "утка семейства нырков" (ср. фразеологизм ходить гоголем), встречающаяся в говорах как в сравнительной конструкции: Как с гоголя вода, так со скотины худоба (СРНГ 6,263; Федоров 1980, 182), так и в заговорных текстах:



«С гоголя вода, с младенца Владимира худоба» (Бахтин 1982,477); «С гоголя вода, с каменя струя, с зайца снег, с рабой божией скатитесь, свалитеся с ясных очей, с черных бровей, со всех печеней, с кровяных макос уроки, прикосы,деины уговоры, ночныисположи...» (Дмитриева 1982,42).

Как видим, благодаря этой замене вариантность сравнения еще более расширяется.


Кстати, в XVIII в. в нашем литературном языке обороты как с гуся вода и как с гоголя вода еще конкурировали почти на равных (Палевская 1980,38):



«Трусицкий: Полно, дура, пустое-то врать, выложи себе эту нелепицу из головы: приданое у тебя, по милости моей, есть, рожицею ты вмазлива, ума и моего больше; обычай, и водой ие замутишь; добра человека бог даст, так прикроем Тебе голову да и как с гуся вода» (М. И. Веревкин. Точь-в-точь);
«Забыли то, как горевали, Ни в чем как будто не бывали; Прошло как с гоголя вода» (Н. П. Осипов. Виргилева Енейда, вывороченная на изнанку).

Во всех этих вариантах стабильным ядром является именно сравнение с гусем или гоголем. Это говорит в пользу того, что именно из этого ядра вырастали формулы-заклинания, а не наоборот. Самым же убедительным аргументом такого пути развития нашей заговорной формулы является целый ряд славянских устойчивых сравнений с аналогичным значением и формой: укр. як з гуски (з гуся) вода, як би на гуску воду лл"яв (диал.); бел. як з гусг вода; пол. jak z gęsi woda spłynie, zleci; кашуб, jakbe xtos na gąs vodąxienąl; чеш. co z husy voda, spadne z něho, co z husy déšť, sjede to po něm jako voda po huse. Эти устойчивые сравнения известны в славянских языках давно - например, чешские источники фиксируют их уже с XVI в. Характерно, что у славян этот фразеологический образ постоянно конкретизируется. В современной чешской повести Яромиры Коларовой «Чужие дети» (Прага, 1976), например, он развертывается так: «У Эмиля было много девушек, но ни одна из них не оставляла по себе долгого следа, легкие увлечения соскальзывали по нему, как капли воды по гусиным перьям» (дословный перевод). Этот славянский материал показывает, между прочим, что предположение И. Я. JIепешева о том, что белорусский оборот што з гусі вада - заимствование из русского языка, неверно. Этот оборот и у белорусов - исконный, пришедший из народной речи.


Известны такие сравнения и за пределами славянского мира. В европейских языках, например, их главным образным «героем» является ближайшая роственница гуся - утка: аигл. iťll offhim like water ofï a duck"s back "c него это сойдет как вода с утиной спины", фр. c"est comme la pluie sur le dos d"un canards "это - как дождь на спине утки", (glisser) comme l"eau sur les plumes d"un canard "скользить как вода по перьям утки".


Этот конкретный образ, как видим, весьма близок к переносному значению русского оборота как с гуся вода. Данное сравнение, следовательно, было исходным уже потому, что образ, лежащий в его основе, был более известен славянам, чем знахарский заговор, не получивший распространения нигде, кроме русской территории. Образ гуся, с которого вода стекает, не смачивая оперения, пропитанного жировой смазкой, естествен и предельно конкретен. Он вошел и в другие русские пословицы, поговорки и загадки:

Гусь не намоется, утка не наполощется, кура не нашаркается; Как гусь, до воды жаден; Плавала, купалась, сухонькой осталась (утка); В воде купался, сухим остался.

Кстати, последняя загадка стала основой фразеологизма выйти сухим из воды и тоже первоначально относилась к гусю. Этот первичный образ мог обогащаться в отдельных славянских языках, мог разрастаться в пословицы или заговорные заклинанья.


Народные заклинания, между прочим, обычно и образуются на основе сравнений-символов. Развертывая этот символ, знахарь и ащ центирует то «целевое» благожелание, которое призвано помочь пациенту. Вот лишь несколько приговоров-сопоставлений таког рода: Как вербочка растет, так и ты расти! (пожелание здоровья и роста ребенку); Как яичко гладко и круто, так и лошадушка будь кругла и сыта! (пожелание-оберег лошади в Егорьев день), Как хмель любят добрые люди, так бы и меня любили! (девичья присушка перед умыванием в последний четверг перед Пасхой); Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина oт двора не отходила! (оберег от потери скота) и т. п. (Соколова 1982, 16-17).


Входя в состав таких формул-заклинаний, народное сравнений могло постепенно измениться как функционально, так и ассоциативно. Эти формулы, повторяясь в определенной ситуации, часто порождали свои особые, мифологические, а потому и национально-специфичные ассоциации. Сравнение тем самым семантически обогащается, образность и экспрессивность его усложняется.


Русское выражение как с гуся вода и является одним из такого рода оборотов с усложненной и национально окрашенной семантикой. Возникнув на основе чисто материалистического, известного многим народам наблюдения о «непромокаемости» оперения гуся или утки, оно претерпело в составе заговорной формулы семантический сдвиг. Наш фразеологический гусь - уже не просто безразличный, равнодушный, невпечатлительный и легко отряхивающий неприятные ощущения человек, но еще и пройдоха и ловкач, «продувная бестия», которую еще в детстве заговорили от всех болезней и случайностей. Это представление, несмотря на свою этимологическую вторичносгь, обогатило древнее славянское сравнение о гусе и придало ему особый, «русский» (а точнее - восточнославянский) фразеологический колорит.

Лешок Олеся

Наблюдая за ростом и развитием водоплавающих птиц, доказать верно ли выражение "как с гуся вода".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление общего и профессионального образования администрации

Чайковского муниципального района

VIIмуниципальная конференция исследовательских работ

учащихся учреждений общего и дополнительного образования

«Я – исследователь»

МАОУ СОШ №10

Направление: науки о природе

«Как с гуся вода»

Выполнила: Лешок Олеся

Владимировна

ученица 2 «Г» класса

МАОУ СОШ № 10

Руководитель: Мулахметова

Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 10

Чайковский, 2013

Стр.

Введение……………………………………………………1

Основная часть…………………………………………..…3

Эксперименты……………………………………………...7

Заключение…………………………………………………9

Список литературы………………………………………...10

Приложения

Введение

Как с гуся вода-

так с нашего Коленьки

худоба (то есть болезнь)

Выражение «Как с гуся вода » применяется к людям, которым все сходит с рук, которых ничто не берет. Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Коленьки (или Катеньки) - худоба (то есть болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

Именно с гусиного? Да нет, не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру…

Сейчас большинство городского населения даже не видело живого гуся, не знает, как эти самые гуси выглядят. Но с удовольствием носят теплые и легкие пуховики, а самые удобные подушки для сна - пуховые. Гусиный жир широко применяется в медицине и косметологии. Гусь вырастает очень быстро, есть породы, достигающие веса 11 кг. И это не только натуральный материал пух и перо, но и ценное мясо. Кстати, почему-то по отношению к гусям принято говорить не стая, а «стадо гусей». Это когда они ходят или плавают. А когда летят - тогда стая!

Итак, чтоб вы знали, гусь - птица водоплавающая. А у всех водоплавающих птиц специальные железы на теле выделяют жир, который смазывает перья, чтобы они не намокали и не слипались в воде. И гуси или утки могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды, она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет. Отсюда и смысл выражения «Как с гуся вода » – то есть не пристает к человеку, что бы о нем не говорили.

Цель работы: наблюдая за ростом и развитием водоплавающих птиц, доказать верно ли выражение «Как с гуся вода»

Задачи:

2)Провести наблюдения за водоплавающими птицами на примере гусей;

3)Провести собственные опыты;

4)Сделать выводы.

Объект исследования - домашний гусь

Предмет исследования – копчиковая железа, гусиный пух и перо.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы - предположим:

  1. Действительно верно ли выражение «Как с гуся вода»;
  2. так же будет верно и высказывание: «как с курицы вода";
  3. гуси не имеют защиты от воды и могут утонуть.

I.Основная часть

Свою исследовательскую работу я начала с наблюдения за гусями в гостях у своей бабушки Ирины, которая занимается выращиванием домашних птиц в селе Ростовской области. Вот что мне показалось наиболее интересным:

  1. Ценность гусиного пера и применение

Пух и перо является очень ценным натуральным материалом, для которого находят всевозможное применение. В основном, пух и перо используют для пошива теплой одежды, а также для изготовление подушек и одеял. Если говорить о гусином пухе, то его ценность уступает только гагачьему. Гусиное перо очень прочное, срок его службы составляет около 20 лет.

Процедуру ощипывания производят вручную. Пух и перья выщипывают, захватывая их большим и указательным пальцем, при этом выдергивать их следует по направлению их роста. Не подлежат ощипыванию такие части как голова, крылья, шея, хвост и бедра. Ощипывать птицу стоит только в том случае, если ощипывание производится легко. Это можно также определить по поведению птицы. Если перо еще недостаточно выросло, то ощипывание будет вызывать беспокойство у птицы. После ощипывания птица должна получать много корма, чтобы восстановление перьевого покрова произошло быстро. Ощипыванию не подлежат слабые и больные птицы. Ощипанную птицу нельзя пускать в воду при холодной погоде, до тех пор, пока новое перо не отрастет.

  1. История одомашнивания гусей

Прародителями домашних гусей были, в основном, три вида. В Европе был одомашнен серый гусь. У него серое узорчатое оперение и красный клюв. Этот вид распространен по всей Европе. В Китае и на Дальнем Востоке был приручен обитающий там гусь-сухонос. Это более крупный гусь с черным клювом. Современные домашние китайские гуси очень похожи на своего дикого прародителя.

Предполагается, что в Древнем Египте был приручен дикий нильский гусь, однако его одомашненные потомки не сохранились. Этот вид гусей обитает почти везде в Африке, кроме ее западной части. Нильский гусь немного поменьше других прародителей домашних видов. У него красивое красно-коричневое оперение с желтыми оттенками.

В Древнем Египте хорошо знали домашних, вернее полудомашних, гусей. В египетских гробницах, построенных более 4 тысяч лет назад, имеется много рисунков гусей: сцен их откорма, жарения на вертеле, изображений крестьян, несущих гусей на рынок.

Гуси упоминаются в Одиссее – у Пенелопы было 12 гусей, и она любила наблюдать, как они жадно пожирают намоченное зерно.

В Греции, Малой и Средней Азии гуси были священными птицами, их также считали символом изобилия. При раскопках древнего города Пенджикента на территории современного Таджикистана было обнаружено изображение юноши, держащего домашнего гуся для жертвоприношения.

Индийцы верили, что гуси давали советы самому Брахме. Римляне почитали гусей за то, что эти птицы в 390 г. спасли Рим, разбудив своим гоготаньем жителей города. Гусей держали в храме Юноны на Капитолийском холме. А вот разводить гусей в России начали несколько позже, чем в других европейских странах. Наибольшего развития эта отрасль достигла у нас в период между XVII и XIX веками. Тогда страна экспортировала за границу много пуха, пера и гусиного мяса. Массовые поставки гусей за границу производились тем же способом, что и в Древней Германии: гусей гнали пешком. Это считалось выгодным при больших расстояниях и отсутствии удобного сообщения. Живых птиц перегоняли для продажи из России в Германию и Австро-Венгрию. Но гусей перед такой дальней дорогой «подковывали». Делалось это так: на ровном месте разливали растопленную жидкую смолу, а рядом с ней тонким слоем насыпали песок. Стадо гусей перегоняли вначале через смолу, и сразу после этого – по песку. Теперь гуси могли пройти десятки верст, не повредив лап.

  1. Как появляется на свет из яйца гусенок

(см. рис.1 приложение 1)

Гусиные яйца высиживает наседка гусыня, и если яиц много, то они помещаются в инкубатор (см. рис.2 приложение1) Время вылупления птенцов на свет отличается у разных птиц (рис.3 приложение1). Например - время развития гусиного яйца в инкубаторе-28 дней, а куриного меньше- 21 день. В инкубаторе поддерживается температура 38 градусов выше 0. Яйца нужно переворачивать ежедневно и несколько раз, для того чтобы оно со всех сторон прогревалось.

2.Вот на 28 день вылупился гусенок. Все его тело покрыто желтым пухом (рис. 3 приложение 1)

Наблюдая за гусятами, я заметила, что желтый пух легко намокает от воды (рис. 4 приложение 1).Я узнала, что пух гусенка плохо защищает его от холода и влаги, и в этом возрасте они могут легко погибнуть от холода или утонуть. Пух так же быстро высыхает на солнце (рис.5,рис.6 приложение 1) В течение трех недель гусята очень быстро вырастают. Желтый пух начинает меняться, постепенно появляются белые перья, и пух под ними тоже становится белого цвета (рис.7 приложение 1).

Процесс оперяемости случается в определенной последовательности. У усиленно растущих гусят к 20-дневному возрасту возникают перья в районе зоба, живота, за лопатками и на боках. К 36-40-дневному возрасту все части тела, не считая спины и поясницы, усеяны пером. Полное оперение гусят настаёт к 46-50-му дню жизни .Когда гусенку всего один месяц, он уже хорошо плавает и не тонет (рис. 8 приложение 1). А этому гусю- один год (рис.9 приложение1). И перья у него гладкие, на крыльях и хвосте твердые и длинные, и блестят.

Перья птиц можно разделить на две основных группы: контурные и пуховые. Пуховые перья отличаются отсутствием плотного опахала. Кроме пуховых перьев, имеется пух, состоящий почти из одних бородок опахала, стержень недоразвит. Контурные перья разделяются на покровные, кроющие, маховые (их разделяют на несколько порядков) и рулевые. Выделяют еще щетинки, состоящие из одного стержня. Наблюдаются волосовидные перышки типа щетинок, выполняющие функции осязания. Разные типы перьев выполняют и различные функции.

Что же происходит, почему гуси плавают и не тонут?

Для этого мы прочитали специальные книги по анатомии птиц. Только у птиц есть специальная железа, которая выделяет жир. Находится она над хвостом птиц. У разных птиц она разного размера, например у куриц она величиной с горошину, а у гуся – с орех. Птица чистит свои перья и одновременно происходит смазка перьев жиром из этой железы, так же она помогает сохранять роговой слой клюва твердым.

Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения.

Изучив литературу и проведя наблюдения, я спланировала 3 эксперимента, чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые мною гипотезы.

II.Экспериментальная часть

1 эксперимент

Рассматриваем гусиные и пуховые перья. Смачиваем их водой, выясняем, что гусиное перо не смачивается водой, а пух намокает и тонет со временем.

2 эксперимент

Наносим кисточкой для рисования на бумагу растительное масло, смачиваем лист водой, смотрим, что же произошло. Вода скатилась, а бумага осталась сухой.

3 эксперимент

Бумагу с нанесенным на нее маслом, и обычную бумагу поместили в тарелку с водой и оставили на 6 часов, после этого простая бумага впитала воду и опустилась на дно, а масляная бумага осталась плавать на поверхности.

Заключение

Таким образом, изучив литературу и проведя эксперимент, мы доказали, что первая гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась. Выражение « Как с гуся вода» верное:

  • вода скатывается с масляной бумаги очень быстро;
  • лист, смазанный маслом, сохнет намного быстрее, чем обычный лист бумаги;
  • пух тонет в воде, а перья плавают на поверхности.

Вторая гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Выражение «как с курицы вода» оказалось не верно, потому что перья курицы не смазаны таким же жиром, как у водоплавающих птиц.

Также мы узнали, как выращивают домашних гусей, наблюдали за поведением птиц в домашних условиях. Благодаря этой работе, я узнала много нового о птицах и хочу дальше продолжать наблюдения за животными, изучать их поведение и разные особенности. Внешнее строение птиц.

6 . http://www.zooeco.com/0-dom/0-dom-pt1392-3.html История одомашнивания гусей.

Николаева Елена
Как с гуся вода.

Тема : «Почему говорят «Как с гуся вода »

Задачи : 1 . Уточнить и закрепить представления детей о домашних птицах, обитающих в разных средах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способах передвижения, характеру потребляемой пищи.

2. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

3. Формировать навык употребления притяжательных прилагательных.

4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материал : мелкие картинки с изображением домашних птиц (по количеству детей, перья куриные и гусиные, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас в гостях сотрудник экологической лаборатории, специалист по изучению птиц, уважаемая Клара Карловна.

К. К. Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри) . Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин) . Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.

Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте. Ой, совсем забыла. Ведь для того, чтобы попасть в любую лабораторию нужны пропуск и спецодежда. Спецодеждой мы вас обеспечим, а вот где взять пропуска? Придумала : мы будем играть в различные игры про птиц, зарабатывать карточки, которые и будут нашими пропусками в лабораторию. Согласны? Тогда начинаем.

1. Игра «Что ни шаг, то птица» . Дети называют только домашних птиц. Карточки получают те, кто оказался впереди всех.

2. Игра с мячом «Ответь правильно» . На вопрос отвечает тот ребёнок, который поймал мяч. Карточку получает только тот ребёнок, который правильно ответил на вопрос :

Каких птиц называют домашними? (Тех, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу)

Как называется домик для домашних птиц? (Птичник, курятник) .

Что едят домашние птицы? (Зерно, червяков, гусениц) .

Какие птицы живут на птичьем дворе? (Куры, утки, гуси, индюки)

Каких птиц можно встретить на пруду (Гуси, утки, лебеди) .

Как называют птиц, которые очень любят плавать? (Водоплавающие) .

3. Игра «Чей, чья, чьи?» . Карточки получают те, кто дал больше правильных ответов.

Гребешок петуха - петушиный гребешок;

Лапка гуся – гусиная лапка ;

Крыло утки – утиное крыло;

Яйцо курицы – куриное яйцо;

Хвост петуха – петушиный хвост;

Клюв утки – утиный клюв;

Шея лебедя – лебедя;

Перо гуся – гусиное перо .

К. К. Ребята, вы просто молодцы и уже очень много знаете про птиц, а теперь давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

К. К. Ребята! Пора пройти в лабораторию. Предъявляйте свои пропуска (дети показывают свои карточки и называют изображенных на них птиц, надевайте спецодежду (дети надевают клеёнчатые фартуки) и подходите к столам.

Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.

К. К. Ребята, вы мне уже очень много рассказали о домашних птицах. Но у меня к вам ещё один, самый последний вопрос : «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?» Есть даже такая поговорка : «Как с гуся вода » .

Выслушивает ответы детей.

К. К. Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Опыт 1. Дети и К. К. намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

К. К. Что же произошло? Почему вода стекает с рук ? Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят : «Как с гуся вода » . А ещё говорят : «Ты мокрая, как курица» . Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? Проделаем опыт с перьями.

Опыт 2. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы. Одно перо намокло, а другое нет. Почему? (оно смазано жиром)

К. К. Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели. Очень полезно мазать руки и лицо кремом, чтобы кожа не трескалась, была гладкой и мягкой.

Сегодня, в нашей экологической лаборатории мы вспомнили всё, что знали о домашних птицах, узнали новое. Осталось выполнить последнее задание, но это задание вы будете выполнять в своей группе вместе с воспитателем. А я вами прощаюсь и желаю вам успехов в дальнейшем изучении многообразного и интересного мира пернатых.

Воспитатель : Ребята, понравилась вам экскурсия. Расскажите, что же вы узнали нового и интересного? Выслушивает ответы детей и обобщает.

А у меня для вас есть задание от Клары Карловны. Воспитатель вскрывает конверт и читает : петух, яйцо, цыплёнок. Странно. Всего три слова. Чтобы это значило? Наверное, Клара Карловна хотела поиграть с вами в игру

«Что сначала, что потом» . Для чего же тогда карандаши и бумага? Наверное, она хотела, чтобы вы не просто ответили на вопрос, а нарисовали свой ответ.

Дети выполняют задание. Вкладывают рисунки в конверт и отсылают Кларе Карловне.