Династия романовых откуда они пришли. Дом романовых

Династии Романовых — русский боярский род, который носил фамилию Романовы с конца XVI столетия. 1613 год — династия русских царей, правившая более трехсот лет. 1917 год, март — отреклись от престола.
Предыстория
Иван IV Грозный, убийством своего старшего сына — Иоанна, прервал мужскую линию династии Рюриковичей. Федор, его средний сын, был неполноценным. Загадочная смерть в Угличе младшего сына Димитрия (он был найден зарезанным во дворе терема), а потом и смерть последнего из Рюриковичей Феодора Иоанновича — прервала их династию. На царство пришел Борис Федорович Годунов, брат жены Феодора, как член регентского Совета из 5-ти бояр. На Земском Соборе 1598 г. был избран царем Борис Годунов.
1604 год — польское войско под командованием Лжедмитрия 1 (Григория Отрепьева), выступило из Львова к русским границам.
1605 год — умирает Борис Годунов, и Престол передается его сыну Феодору и царице-вдове. В Москве вспыхивает восстание, в результате которого Феодор и его мать были задушены. Новый царь, Лжедмитрий 1, въезжает в столицу сопровождаемый польской армией. Однако правление его было недолгим: 1606 год — Москва восстала, и Лжедмитрий был убит. Царем становится Василий Шуйский.
Надвигающийся кризис приближал государство к состоянию анархии. После восстания Болотникова и 2-х месячной осады Москвы на Россию из Польши двинулись войска Лжедмитрия 2. 1610 год — войска Шуйского были разбиты, царь был низвергнут и пострижен в монахи.
Правление государством перешло в руки Боярской Думы: наступил период «семибоярщины». После того как Дума подписала договор с Польшей польское войско были тайно введено в Москву. Сын царя Польши Сигизмунда III, Владислав, стал русским царем. И лишь в 1612 г. ополчению Минина и Пожарского удалось освободить столицу.
И как раз в это время на арену Истории выходит Михаил Феодорович Романов. Кроме него, на Престол претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и сын Марины Мнишек и Лжедмитрия 2 Иван, представители боярских фамилий - Трубецкие и Романовы. Однако избран был все-же Михаил Романов. Почему?

Чем подходил на царство Михаил Федорович
Михаилу Романову было 16 лет, он был внучатый племеник первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовой, и сын митрополита Филарета. Кандидатура Михаила устроила представителей всех сословий и политических сил: аристократия была довольна, тем что новый царь будет представителем древнего рода Романовых.
Сторонники легитимной монархии были довольны, тем, что у Михаила Романова имеется родство с Иваном IV, а пострадавшие от террора и хаоса «смуты» были довольны, тем, что Романов не был причастен к опричнине, казаки же были довольны, что отцом нового царя был митрополит Филарет.
Возраст молодого Романова также сыграл ему на руку. Люди в XVII столетии долго не жили, умирая от болезней. Юный возраст царя мог дать определенные гарантии стабильности на продолжительное время. К тому-же, боярские группировки, взирая на возраст государя, были намерены сделать его марионеткой в своих руках, думая - «Михаил Романов молод, умом не дошел и нам будет поваден».
В.Кобрин пишет на этот счет так: «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». В действительности, для консолидации государства, восстановления общественного порядка, были необходимы не яркие личности, а люди, которые способны спокойно и настойчиво вести консервативную политику. «…Надо было все восстанавливать, чуть не сызнова строить государство — до того был разбит его механизм» — писал В.Ключевский.
Таким и был Михаил Романов. Его правление было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых различных сторон русской государственной жизни.

Правление первого из династии Романовых
Венчался на царство Михаил Федорович Романов 11 июля 1613 г. Принимая венчание, он обещал не принимать решений без согласования с Боярской Думой и Земским Собором.
Так и было на начальном этапе правления: по каждому важному вопросу Романов обращался к Земским Соборам. Но, постепенно начала укрепляться единоличная власть царя: на местах начали управлять подчиненные центру воеводы. Например, в 1642 году, когда собрание высказалось при подавляющем большинстве за окончательное присоединение Азова, отвоеванного казаками у татар, царем было принято противоположное решение.
Самой важной задачей в этот период было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после «…смутного времени…» осталась под владением Польши и Швеции. 1632 год — после того как в Польше скончался король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, как результат — новый король Владислав отказался от притязаний на московский трон и признал Михаила Федоровича московским царем.

Внешняя и внутренняя политика
Наиболее важным новшеством в промышленности той эпохи стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме этого, были налажены дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупными центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля проходила через единственный порт Архангельск; в большинстве своем товары шли сухим путем. Так, активно торгуя с западноевропейскими государствами, Россия смогла добиться проведения самостоятельной внешней политики.
Стало подниматься и сельское хозяйство. Стало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому поспособствовало то, что сельское население Руси было разделено на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6% сельского населения. Согласно закону, они, сидя на государственной земле, имели право на ее отчуждение: продажи, заклада, передачи по наследству.
Как результат разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простых людей. Так, если за период «смуты» население в самой столице уменьшилось больше чем в 3 раза — горожане бежали из своих разрушенных жилищ, то после «реставрации» экономики, по словам К.Валишевского, «… курица в России стоила две копейки, десяток яиц — копейку. Приехав в Москву на пасху, он был очевидцем благочестивых и милостивых деяний царя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы.

«Наметился прогресс и в области культуры. Со слов С.Соловьева, «… Москва поражала великолепием, красотой, в особенности летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень многочисленных садов и огородов». В Чудовом монастыре была открыта первая в России греко-латинская школа. Восстановили разрушенную во времена польской оккупации единственную московскую типографию.
К сожалению, на развитие культуры той эпохи наложило отпечаток то, что сам Михаил Федорович был человек исключительно религиозный. Потому самыми крупными учеными того времени считались исправители и составители священных книг, что, конечно, сильно тормозило прогресс.
Итоги
Основная причина того, что Михаилу Федоровичу удалось создать «жизнеспособную» династию Романовых, явилась его тщательно взвешенная, с большим «запасом прочности», внутренняя и внешняя политика, в результате чего Россия — пусть не полностью — смогла решить проблему воссоединения русских земель, были разрешены внутренние противоречия, развивались промышленность и сельское хозяйство, укреплялась единоличная власть государя, налаживались связи с Европой и т.п.
Тем временем, действительно, правление первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации, и его личность не фигурирует в ней особым блеском. И все-же, это царствование знаменует собой период возрождения.


1. ВВЕДЕНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ДИНАСТИИ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

ЛИЧНОСТЬ НИКОЛАЯ II

ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ АЛЕКСАЕДРЫ И НИКОЛАЯ

СМЕРТЬ ПОСЛЕДНИХ ИЗ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.ВВЕДЕНИЕ


История рода Романовых документально воспроизводится с середины XTV века, с боярина великого князя московского Симеона Гордого - Андрея Ивановича Кобылы, игравшего, как и многие бояре в средневековом Московском государстве, значительную роль в государственном управлении.

У Кобылы было пятеро сыновей, младший из которых, Федор Андреевич, носил прозвище «Кошка».

По мнению русских историков, «Кобыла», «Кошка» и многие другие русские фамилии, в том числе и знатные, происходили от прозвищ, возникавших стихийно, под влиянием различных случайных ассоциаций, которые трудно, а чаще всего невозможно реконструировать.

Федор Кошка, в свою очередь, служил великому князю московскому Дмитрию Донскому, который, выступая в 1380 году в знаменитый победоносный поход против татар на Куликово поле, оставил Кошку править вместо себя Москвой: «Блюсти град Москву и охранять великую княгиню и все семейство его».

Потомки Федора Кошки занимали прочное положение при Московском дворе и часто роднились с членами правившей тогда в России династии Рюриковичей.

По именам мужчин из рода Федора Кошки, фактически по отчеству, назывались нисходящие ветви семьи. Поэтому потомки носили разные фамилии, пока наконец один из них - боярин Роман Юрьевич Захарьин - не занял столь важного положения, что всех его потомков стали называть Романовыми.

А после того, как дочь Романа Юрьевича - Анастасия - стала женой царя Ивана Грозного, фамилия «Романовы» стала неизменной для всех членов этого рода, сыгравшего выдающуюся роль в истории России и многих других стран.

2.ИЗ ИСТОРИИ ДИНАСТИИ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ


Романовы, боярский род, с 1613 - царская, а с 1721 - императорская династия в России, правившая по февраль 1917. Документально известным предком Романовы был Андрей Иванович Кобыла, боярин московских князей середины 14 в. Предки Романовы до начала 16 в. именовались Кошкиными (от прозвища 5-го сына Андрея Ивановича - Федора Кошки), затем Захарьиными. Возвышение Захарьиных относится ко 2-й трети 16 в. и связано с женитьбой Ивана IV на дочери Романа Юрьевича - Анастасии (умерла в 1560). Родоначальником Романовы был 3-й сын Романа - Никита Романович (умер в 1586) - боярин с 1562, активный участник Ливонской войны и многих дипломатических переговоров; после смерти Ивана IV возглавлял регентский совет (до конца 1584). Из его сыновей наиболее известны Федор (см. Филарет) и Иван (умер в 1640) - боярин с 1605, входил в состав правительства так называемой «Семибоярщины»; после воцарения Михаила Федоровича Романовы - сына Филарета и племянника Ивана, последний и его сын Никита (см. Романов Н. И.) пользовались при дворе очень большим влиянием. В 1598 со смертью царя Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. При подготовке выборов нового царя Федор Никитич Романовы назывался в качестве возможного кандидата на царский трон. При Борисе Годунове последовала опала Романовы (1600) и их ссылка (1601) в Белоозеро, Пелым, Яренск и другие отдалённые от Москвы места, а Федор был пострижен в монахи под именем Филарета. Новое возвышение Романовы началось в правление I"Лжедмитрия I. В Тушинском лагере II"Лжедмитрия II Филарет был наречён русским патриархом.

На Земском соборе 1613 Михаил Федорович Романовы, сын Федора (Филарета) Романовы, был избран русским царём (правил в 1613-1645). Михаил был человеком небольшого ума, нерешительным и к тому же болезненным. Основную роль в управлении страной играл его отец - патриарх Филарет (до своей смерти в 1633). В правление Алексея Михайловича (1645-76) начались преобразования в социальной и политической областях. Алексей сам участвовал в государственном управлении, был для своего времени образованным человеком. Ему наследовал болезненный и далёкий от государственных дел Федор Алексеевич (правил в 1676-1682); затем царём стал его брат Великий Петр I Великий (1682-1725), в правление которого были проведены крупнейшие реформы в России, а успешная внешняя политика сделала её одной из сильнейших стран Европы. В 1721 Россия стала империей, а Петр I - первым императором Всероссийским. По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии (подтвержден в 1731 и в 1761) император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии. Петр I не успел назначить преемника и после его смерти на престол вступила его жена Екатерина I Алексеевна (1725-27). Сын Петра I - царевич Алексей Петрович был казнён 26 июня 1718 за активное противодействие реформам. Сын Алексея Петровича - Петр II Алексеевич занимал трон с 1727 по 1730. С его смертью в 1730 династия Романовы в прямом мужском поколении пресеклась. В 1730-40 правила внучка Алексея Михайловича, племянница Петра I - Анна Ивановна, а с 1741 - дочь Петра I Елизавета Петровна, со смертью которой в 1761 династия Романовы пресеклась и по женской линии. Однако фамилию Романовы носили представители Гольштейн-Готторпской династии: Петр III (сын герцога Гольштейнского Фридриха Карла и Анны, дочери Петра I), правивший в 1761-62, его жена Екатерина II, урождённая принцесса Анхальт-Цербстская, правившая в 1762-96, их сын Павел I (1796-1801) и его потомки. Екатерина II, Павел I, Александр I (1801-25), Николай I (1825-55) в условиях развития капиталистических отношений всячески стремились сохранить крепостнический строй с абсолютной монархией, жестоко подавляли революционно-освободительное движение. Александр II (1855-81), сын Николая I, был вынужден в 1861 отменить крепостное право. Однако в руках дворянства практически сохранялись важнейшие посты в правительстве, государственном аппарате и армии. Желая и далее удерживать власть, Романовы, особенно Александр III (1881-94) и Николай II (1894-1917), проводили реакционный курс во внутренней и внешней политике. Среди многочисленных великих князей из дома Романовы, занимавших высшие посты в армии и в государственном аппарате, особой реакционностью отличались: Николай Николаевич (Старший) (1831-91), Михаил Николаевич (1832-1909), Сергей Александрович (1857-1905) и Николай Николаевич (Младший) (1856-1929).


3.ПОСЛЕДНИЕ ИЗ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ


Любому православному христианину часто приходится видеть иконы мучеников, которых не мало в нашей Церкви, и слышать о их превышающих человеческое естество подвигах. Но часто ли мы знаем - а как жили эти люди? Как проходила их жизнь до их мученической кончины? Что наполняло их праздники и будни? Были ли они великие молитвенники и аскеты или простые обычные люди, как и все мы? Что наполняло и возогревало их души и сердца настолько, что в роковой момент они исповедали свою веру кровью и запечатлели её истинность потерей своей временной жизни?

Небольшие сохранившиеся фотоальбомы приоткрывают немного завесу этой тайны, так как позволяют увидеть воочию моменты личной жизни не одного мученика, а целой семьи - Святых Царственных Страстотерпцев Романовых.

Личная жизнь последнего Российского Государя Императора Николая Второго и его семьи была тщательно сокрыта от посторонних глаз. Искренне и неизменно соблюдая заповеди Христовы, живя по ним не на показ, а сердцем, Государь и Государыня тщательно избегали всего злого и нечистого, что только окружает всех власть имущих, находя для себя бесконечную отраду и отдохновение в своей семье, устроенной, по слову Христову, аки малая Церковь, где до последних мгновений их жизни царили почтение, понимание и взаимная любовь. Так же и дети их, сокрытые родительской любовью от тлетворного влияния времени и с рождения воспитанные в духе Православия, не находили для себя большей радости чем общие семейные встречи, прогулки или праздники. Будучи лишены возможности находится рядом со своими царственными родителями непрестанно, они особенно ценили и дорожили теми днями, а порой и просто минутами, которые могли провести вместе со своими нежно любимыми отцом и матерью.


ЛИЧНОСТЬ НИКОЛАЯ II


Николай II (Николай Александрович Романов) (19.05.1868-17.07.1918), русский царь, российский император, мученик, сын царя Александра III. Воспитание и образование Николай II получил под личным руководством своего отца, на традиционной религиозной основе, в спартанских условиях. Преподавание предметов велось выдающимися русскими учеными К.П. Победоносцевым, Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, М. И. Драгомировым и др. Большое внимание было уделено военной подготовке будущего царя.

На престол Николай II взошел в 26 лет, раньше чем ожидалось, в результате преждевременной смерти отца. Николай II сумел достаточно быстро оправиться от первоначальной растерянности и стал проводить самостоятельную политику, чем вызвал недовольство части своего окружения, рассчитывавшей влиять на молодого царя. Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его отца придать России больше внутреннего единства путем утверждения русских элементов страны.

В своем первом обращении к народу Николай Александрович возвестил, что отныне Он, проникшись заветами усопшего родителя своего, приемлет священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Его верноподданных. В обращении к иностранным государствам Николай II заявлял, что посвятит все свои заботы развитию внутреннего благосостояния России и ни в чем не уклонится от вполне миролюбивой, твердой и прямодушной политики, столь мощно содействовавшей всеобщему успокоению, причем Россия будет по-прежнему усматривать в уважении права и законного порядка наилучший залог безопасности государства.

Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович, бережно хранивший традиции старины.

Кроме твердой воли и блестящего образования Николай обладал всеми природными качествами, необходимыми для государственной деятельности, прежде всего, огромной трудоспособностью. В случае необходимости он мог работать с утра до поздней ночи, изучая многочисленные документы и материалы, поступавшие на его имя. (Кстати говоря, он охотно занимался и физическим трудом - пилил дрова, убирал снег и т. п.) Обладая живым умом и широким кругозором, царь быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов. Царь имел исключительную память на лица и события. Он помнил в лицо большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться, а таких людей были тысячи.

Однако время, в которое выпало царствовать Николаю II, сильно отличалось от эпохи первых Романовых. Если тогда народные основы и традиции служили объединяющим знаменем общества, которое почитали и простой народ, и правящий слой, то к н. XX в. российские основы и традиции становятся объектом отрицания со стороны образованного общества. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергает путь следования российским основам, традициям и идеалам, многие из которых они считают отжившими и невежественными. Не признается право России на собственный путь. Делаются попытки навязать ей чужую модель развития - либо западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма.

Царствование Николая II - самый динамичный период в росте численности русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн. человек. Быстрыми темпами росла экономика. За 1885-1913 промышленная продукция выросла в пять раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира. Была построена Великая Сибирская магистраль, кроме того, ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог. Народный доход России, по самым преуменьшенным расчетам, вырос с 8 млрд. руб. в 1894 до 22-24 млрд. в 1914, т. е. почти в три раза. Среднедушевой доход русских людей удвоился. Особенно высокими темпами росли доходы рабочих в промышленности. За четверть века они выросли не менее чем в три раза. Общие расходы на долю народного образования и культуры выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование во Франции и в полтора раза - в Англии.


ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДЕРОВНЫ (ЖЕНЫ НИКОЛАЯ II)


Родилась в городе Дармштадте (Германия) в 1872 году. Была крещена 1 июля 1872 года по лютеранскому обряду. Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток. Крестными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа фон Гессен-Кассель, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская.

В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От неё умерли мать Алисы и ее младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»).

В июне 1884 года, 12-и лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии - Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем. Вторично она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича. Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича Николая Александровича.

марта 1892 года умер отец Алисы - герцог Людвиг IV.

В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых. Позиция императора Александра и его супруги изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора; 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Следующие месяцы Алиса изучала основы православия под руководством придворного протопресвитера Иоанна Янышева и русский язык - с учительницей Е. А. Шнейдер. 10 (22) октября 1894 года она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьей до дня смерти императора Александра III - 20 октября. 21 октября (2 ноября) 1894 года там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна) .


ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ АЛЕКСАЕДРЫ И НИКОЛАЯ


Четыре дочери Николая и Александры родились красивыми, здоровыми, настоящими принцессами: папина любимица романтичная Ольга, серьезная не по летам Татьяна, щедрая Мария и смешливая маленькая Анастасия.

Великая Княжна Ольга Николаевна Романова.

Родилась в ноябре 1895 года. Ольга стала первым ребенком в семье Николая II. Родители не могли нарадоваться появлению ребенка. Ольга Николаевна Романова отличилась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны Романовой, унаследовала от матери черты лица, осанку, а так же волосы золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала внутренний мир. Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вранье.

Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих Она производила впечатление своей ласковостью, Своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши.

Ольга Николаевна была замечательно умна и способна, и учение было для нее шуткой, почему Она иногда ленилась. Характерными чертами у нее были сильная воля и неподкупная честность и прямота, в чем Она походила на Мать. Эти прекрасные качества были у нее с детства, но ребенком Ольга Николаевна бывала нередко упряма, непослушна и очень вспыльчива; впоследствии Она умела себя сдерживать. У нее были чудные белокурые волосы, большие голубые глаза и дивный цвет лица, немного вздернутый нос, походивший на Государев.

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова.

Родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и Великая княжна Ольга Николаевна, Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Татьяна Николаевна Романова была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза Татьяны были похожи на глаза Императрицы, фигура была изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Татьяна редко шалила, и имела удивительное, по словам современников, самообладание. В Татьяне Николаевне было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем. Из - за болезни матери, Татьяна Романова часто заведовала домашним хозяйством, Великую княжну это ни сколько не обременяло. Она любила рукодельничать, хорошо вышивала и шила. Княжна обладала здравым умом. В случаях требующих решительных действий, всегда оставалась собой.

Великая Княжна Татьяна Николаевна была столь же обаятельной, как и Ее старшая сестра, но по-своему. Ее часто называли гордячкой, но я не знала никого, кому бы гордыня была бы менее свойственна, чем ей. С ней произошло то же, что и с Ее Величеством. Ее застенчивость и сдержанность принимали за высокомерие, однако стоило вам познакомиться с Ней поближе и завоевать Ее доверие, как сдержанность исчезала и перед вами представала подлинная Татьяна Николаевна. Она обладала поэтической натурой, жаждала настоящей дружбы. Его Величество горячо любил вторую Дочь, и Сестры шутили, что если надо обратиться к Государю с какой-то просьбой, то "Татьяна должна попросить Papa, чтобы Он нам это разрешил". Очень высокая, тонкая, как тростинка, Она была наделена изящным профилем камеи и каштановыми волосами. Она была свежа, хрупка и чиста, как роза.

Мария Николаевна Романова.

Родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая Княжна Мария Николаевна Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость, и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой. По воспоминаниям некоторых её современников, он была очень похожа на своего деда Александра III. Мария Николаевна очень сильно любила своих родителей. Она была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы. Дело, в том, что она была слишком маленькой для старших дочек(Ольги и Татьяны), и слишком взрослой для младших детей(Анастасии и Алексея) Николая II.

Успехи у великой княжны были средние. Как и остальные девочки, она была способна к языкам, но свободно освоила только английский (на котором постоянно общалась с родителями) и русский - на нём девочки говорили между собой. Не без труда Жильяру удалось выучить её французскому на уровне «довольно сносном», но не более того. Немецкий - несмотря на все усилия фройляйн Шнайдер - так и остался неосвоенным.

Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова.

Родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.

Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия Романова по своей резвости могла дать фору любому мальчишке. Анастасия Николаевна носила простую одежду, доставшуюся по наследствам от старших сестер. Спальня четвертой дочки, была убрана не богато. Обязательно каждое утро Анастасия Николаевна принимала холодный душ. Усмотреть за царевной Анастасией было нелегко. Ребенком она была очень шустрым. Любила лазить, где не попадя, прятаться. В бытность, ребенком, Великая княжна Анастасия любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Помимо веселости, в Анастасии нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.

Как другие дети императора, Анастасия получила домашнее образование. Обучение началось в восьмилетнем возрасте, в программу входили французский, английский и немецкий языки, история, география, закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка. Прилежанием в учёбе Анастасия не отличалась, она терпеть не могла грамматику, писала с ужасающими ошибками, а арифметику с детской непосредственностью именовала «свинством». Преподаватель английского языка Сидней Гиббс вспоминал, что однажды она пыталась подкупить его букетом цветов, чтобы повысить оценку, а после его отказа отдала эти цветы учителю русского языка - Петру Васильевичу Петрову.

Во время войны императрица отдала под госпитальные помещения многие из дворцовых комнат. Старшие сёстры Ольга и Татьяна вместе с матерью стали сёстрами милосердия; Мария и Анастасия, как слишком юные для такой тяжёлой работы, стали патронессами госпиталя. Обе сестры отдавали собственные деньги на закупку лекарств, читали раненым вслух, вязали им вещи, играли в карты и в шашки, писали под их диктовку письма домой, и по вечерам развлекали телефонными разговорами, шили бельё, готовили бинты и корпию.

Цесаревич Алексей, был четвертым ребенком в семье Николая II.

Алексей был долгожданным ребенком. С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Господь, же посылал императору только дочек. Цесаревич Алексей родился 12 августа 1904 года. Наследник русского престола появился на свет через год, после Саровских торжеств. Вся царская семья, горячо молилась о рождение мальчика. Царевич Алексей унаследовал все лучшие от отца и матери. Родители сильно любили наследника, он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевич настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем. Как назвать новорожденного царевича, царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем. Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Так же Николаю II была симпатична личность Алексея Михайловича Романова, и император хотел назвать сына в честь великого предка.

По линии матери Алексей унаследовал гемофилию, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории.

Наследник Цесаревич Алексей Николаевич был мальчик 14 лет, умный, наблюдательный, восприимчивый, ласковый, жизнерадостный. Был с ленцой и не особенно любил книги. Он совмещал в себе черты отца и матери: унаследовал простоту отца, был чужд надменности, заносчивости, но имел свою волю и подчинялся только отцу. Мать хотела, но не могла быть с ним строгой. Его учительница Битнер говорит о нём: «Он имел большую волю и никогда не подчинился бы никакой женщине». Он был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив. Несомненно, болезнь наложила на него свой отпечаток и выработала в нём эти черты. Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своем дневнике чисто народные, подслушанные им выражения. Скуповатостью напоминал мать: не любил тратить своих денег и собирал разные брошенные вещи: гвозди, свинцовую бумагу, веревки и т. п.

Во время Первой мировой войны Алексей, бывший по должности наследника шефом нескольких полков и атаманом всех казачьих войск, с отцом посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов и т. п. Был награждён серебряной Георгиевской медалью 4-й степени.

романов император николай захоронение

7.СМЕРТЬ ПОСЛЕДНИХ ИЗ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ


После большевистской революции царь с семьей оказался под домашним арестом. Члены императорской семьи были казнены 17 июля 1918 году, во время Гражданской войны, поскольку большевики опасались, что вокруг живого царя могут объединиться белые.

Ночь с 16 на 17 июля 1918 года стала для последних Романовых роковой. В эту ночь бывший царь Николай II, его жена - бывшая императрица Александра Федоровна, их дети - 14-летний Алексей, дочери - Ольга (22 года), Татьяна (20 лет), Мария (18 лет) и Анастасия (16 лет), а также находящиеся при них врач Боткин Е.С., горничная А. Демидова, повар Харитонов и лакей были расстреляны в подвале Дома особого назначения (бывшего дома инженера Ипатьева) в Екатеринбурге. Тогда же тела расстрелянных на автомобиле были отвезены за город и недалеко от деревни Коптяки сброшены в старую шахту.

Но опасение, что подходившие к Екатеринбургу белые обнаружат трупы и превратят их в "святые мощи", заставило произвести перезахоронение. На другой день расстрелянные были извлечены из шахты, вновь погружены на автомобиль, который двинулся по глухой дороге в лес. В болотистом месте машина забуксовала, и тогда после попыток сжечь трупы захоронение решили произвести прямо на дороге. Могила была засыпана и разровнена.


Итак, более 80-ти лет назад наступил конец 300-летней российской династии Романовых. Парадоксы царствования Николая II можно объяснить объективно существовавшими противоречиями российской действительности начала XX века, когда мир вступал в новую полосу своего развития, а у царя не хватило воли и решимости овладеть ситуацией. Пытаясь отстоять "самодержавный принцип", он маневрировал: то шел на небольшие уступки, то отказывался от них. Удивительным образом натура последнего царя соответствовала сущности режима: избегать изменений, сохранять статус-кво. В результате режим загнивал, толкая страну к пропасти. Отвергая и тормозя реформы, последний царь способствовал началу социальной революции, которая не могла не нести в себе всего туго, что накопилось в российской жизни за многие десятилетия ее попрания и угнетения. Это следует признать при абсолютном сочувствии к страшной судьбе царской семьи и при категорическом неприятии преступления, которое было совершено по отношению к ней и другим представителям Дома Романовых.

В критическую минуту февральского переворота генералы изменили присяге и принудили царя к отречению. Потом Временное правительство по политическим расчетам попрало принципы гуманизма, оставив отрекшегося царя в революционной России, свергнувшей царизм. И, наконец, классовые интересы, как они понимались в разгоревшейся гражданской войне, взяли верх над нравственными соображениями. Итогом всего этого и стало убийство императора

Трагедией последних Романовых я считаю и судьбу царских останков, которые оказались не только предметом подробных исследований, но и разменной монетой в политической борьбе. Захоронение царских останков, к сожалению, не стало символом покаяния, тем более, примирения. Для большинства эта процедура прошла мимо сознания. Но, все же, их захоронение стало реальным шагом к исчезновению затянувшейся неопределенности взаимоотношений сегодняшней России и ее прошлого.

Драму русского царя, по всей вероятности, правильнее рассматривать в контексте мировой истории с позиций ее поступательного движения и принципов гуманизма по отношению к человеческой личности. Триста лет назад скатилась на плаху голова английского короля, сто лет спустя - французского, а еще через сто с небольшим - российского.


9.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.#"justify">. Алексеев В. Гибель царской семьи: мифы и реальность. (Новые документы о трагедии на Урале). Екатеринбург, 1993.

Убийство века: подборка статей об убийстве семьи Николая II.Новое время. 1998

.#"justify">. Волков А. Около царской семьи. М., 1993.

.#"justify">.http://nnm.ru/blogs/wxyzz/dinastiya_romanovyh_sbornik_knig/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Происхождение рода и фамилии Романовых

История рода Романовых документально воспроизводится с середины XIV века, с боярина великого князя московского Симеона Гордого - Андрея Ивановича Кобылы, игравшего, как и многие бояре в средневековом Московском государстве, значительную роль в государственном управлении.

У Кобылы было пятеро сыновей, младший из которых, Федор Андреевич, носил прозвище «Кошка».

По мнению русских историков, «Кобыла», «Кошка» и многие другие русские фамилии, в том числе и знатные, происходили от прозвищ, возникавших стихийно, под влиянием различных случайных ассоциаций, которые трудно, а чаще всего невозможно реконструировать.

Федор Кошка, в свою очередь, служил великому князю московскому Дмитрию Донскому, который, выступая в 1380 году в знаменитый победоносный поход против татар на Куликово поле, оставил Кошку править вместо себя Москвой: «Блюсти град Москву и охранять великую княгиню и все семейство его».

Потомки Федора Кошки занимали прочное положение при Московском дворе и часто роднились с членами правившей тогда в России династии Рюриковичей.

По именам мужчин из рода Федора Кошки, фактически по отчеству, назывались нисходящие ветви семьи. Поэтому потомки носили разные фамилии, пока наконец один из них - боярин Роман Юрьевич Захарьин - не занял столь важного положения, что всех его потомков стали называть Романовыми.

А после того, как дочь Романа Юрьевича - Анастасия - стала женой царя Ивана Грозного, фамилия «Романовы» стала неизменной для всех членов этого рода, сыгравшего выдающуюся роль в истории России и многих других стран.

В 1598 году династия Рюриковичей прекратила свое существование - умер, не оставив потомков, последний из династии царь Федор Иванович. После долгих лет Смуты в 1613 году был созван Земский собор для избрания нового царя.

Им был избран Михаил Романов, ставший основателем новой династии, правившей Россией три столетия - до марта 1917 года.

От Михаила Романова в 1645 году трон перешел к его сыну - Алексею Михайловичу, который был отцом шестнадцати детей. Тринадцать из них родила его первая жена - Мария Милославская, троих - вторая жена, Наталья Нарышкина.

Так как последующее повествование не может обойтись без ряда подробностей, которые необходимы для того, чтобы стало ясно, когда и почему династия Романовых встала на путь заключения множества брачных союзов с немецкими владетельными домами, то уже царствование Алексея Михайловича будет освещено с учетом этого обстоятельства.

Ключевым моментом в истории, связанной со многими последующими событиями, является вторая женитьба Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной. И именно с нее мы и начнем следующую главу.

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

5. Катаклизм по фамилии Шерман Друг друга они обожали (без малейшего гомосексуального подтекста, чего не было, того не было). Шерман говаривал: «Генерал Грант – это великий генерал. Я его хорошо знаю. Он защищал меня, когда я был сумасшедшим, а я защищал его, когда он был

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Фамилии Фамилии – это еще один показатель значимости присутствия монахов в средневековом обществе. Не будем говорить о таких очевидных примерах, как Лемуан, Муане, Муано, фламандская фамилия Де Мюинк, а также Кан(н)он(н) или Левек (буквально «возносящий дары»). Менее

Из книги Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V автора Рапп Франсис

Два рода в борьбе за власть. Лотарь III из рода Вельфов (1125–1137) Генрих V умер, не оставив после себя прямого наследника. Наследование престола не было очевидным фактом. При таком положении вещей найти решение должны были князья. И оно охотно взвалили на себя такой груз. Уже

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

Беларуские фамилии. Беларуский филолог Янка Станкевич в журнале «Беларускі Сьцяг» (август-сентябрь 1922 г., № 4) и в работе «Отечество у беларусов» произвел анализ беларуских фамилий, который в таком объеме и столь непредвзято беларуские ученые пока не повторили. Он

Из книги Так говорил Каганович автора Чуев Феликс Иванович

О моей фамилии …Каганович говорит о моей фамилии: - Чуев - это древняя фамилия. Чуешь, слышишь. Чутко, слышно…Я показываю ему фотографии, подаренные и надписанные мне Молотовым: - Вот эта у него дома висела, Сталин здесь, вы… Молотов говорил: «Это наша рабочая

Из книги Русь. Другая история автора Голденков Михаил Анатольевич

Русские имена и фамилии Мы затронули тему русских фамилий у людей все еще нерусской среды финскоговоряшей Московии. Распространителями этих фамилий были болгарские священники, которых в Москве огульно именовали греками как представителей Греческого православия.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Пасхалий II. - Смерть Виберта. - Новые антипапы. – Возмущения нобилей. - Возникновение рода Колонна. - Восстание представителей фамилии Корсо. - Магинольф, антипапа. - Вернер, граф анконский, идет на Рим. - Переговоры Пасхалия II с Генрихом V. - Собор в Гвасталле. –Папа

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Происхождение рода Проблема происхождения рода является одной из самых трудных в науке о первобытном обществе и вызывает много споров и по сегодняшний день. Процесс перехода первобытной стадной общины в родовую реконструируется на основе научного анализа

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Происхождение рода и фамилии Романовых История рода Романовых документально воспроизводится с середины XIV века, с боярина великого князя московского Симеона Гордого - Андрея Ивановича Кобылы, игравшего, как и многие бояре в средневековом Московском государстве,

Из книги Израиль. История Моссада и спецназа автора Капитонов Константин Алексеевич

НАБЛЮДАТЕЛЬ ПО ФАМИЛИИ СМИТ За два года до разоблачения американцами Джонатана Полларда Израиль попал в аналогичную «шпионскую историю». В Голландии был арестован наблюдатель ООН Айсбранд Смит, завербованный «Моссадом». Однако дело это, в отличие от поллардовского,

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов Когда персидский царь Шапух отдохнул от войн, а Трдат отправился в Рим к святому Константину, Шапух, освободившийся от дум и забот, стал замышлять зло против нашей страны. Побудив всех северян напасть на Армению, он

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

3. ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ В череде державных мер, предпринятых Александром III в первые годы его правления, довольно существенными стали законоположения об императорской фамилии. Первомартовская трагедия и арест террористов в последующие дни вызвали

Из книги Годуновы. Исчезнувший род автора Левкина Екатерина

Происхождение рода Годуновых Род Годуновых, согласно старинным преданиям, происходит от татарского мурзы Чета. В конце XIII в. он выехал из Орды на службу к русским князьям, правившим в Костроме. Вероятно, это были сыновья великого князя Дмитрия Александровича, Александр

Из книги Марина Мнишек [Невероятная история авантюристки и чернокнижницы] автора Полонска Ядвига

Глава 16. Проклятие рода Романовых Марианна была счастлива. Рядом был Иван Заруцкий, которого так сильно недолюбливал Дмитрий. И она часто думала, что первый муж, глядя с небес на нее и Заруцкого, сожалеет о том, что собирался казнить казачьего атамана.– О чем задумалась,

Из книги Русь Мiровеева (опыт «исправления имен») автора Карпец В И

БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ (К МЕТАИСТОРИИ РОДА РОМАНОВЫХ) ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ Обращаясь к событиям 1613 года и вспоминая Совет всея земли, призвавший на Царствование пятнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, историки, в худшем случае, говорят о некоем историческом

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Приложение 3. Генеалогическое древо рода

Романовы - великая династия царей и императоров России, древний боярский род, начавший свое существование в конце 16-го в. и существующий до сих пор.

Этимология и история фамилии

Романовы - это не совсем правильная историческая фамилия рода. Изначально Романовы пошли от Захарьевых. Однако патриарх Филарет (Федор Никитич Захарьев) решил взять себе фамилию Романов в честь своих отца и дедушки, Никиты Романовича и Романа Юрьевича. Так род получил фамилию, которая используется до сих пор.

Боярский род Романовых дал истории одну из самых известных королевских династий в мире. Первым царским представителем Романовых был Михаил Федорович Романов, а последним - Николай Александрович Романов. Хотя царский род прервался, Романовы и по сей день существуют (несколько ветвей). Все представители великого семейства и их потомки сегодня проживают за границей, около 200 человек имеют царские титулы, однако ни один из них не имеет права возглавить российский престол в случае возвращения монархии.

Большую семью Романовых называли Домом Романовых. Огромное и разветвленное семейное древо имеет связи практически со всеми королевскими династиями мира.

В 1856 г. семья получила официальный герб. На нем изображен гриф, который держит в лапах золотой меч и тарч, а по краям герба расположены восемь отрезанных львиных голов.

Предыстория появления царской династии Романовых

Как уже было сказано, род Романовых пошел от Захарьевых, однако откуда Захарьевы пришли в Московские земли - неизвестно. Некоторые ученые считают, что члены семьи были уроженцами Новгородской земли, а некоторые говорят, что первый Романов пришел из Пруссии.

В 16-м в. боярский род получил новый статус, его представители стали родственниками самого государя. Произошло это благодаря тому, что женился на Анастасии Романовне Захарьиной. Теперь вся родня Анастасии Романовны могла рассчитывать в будущем на царский престол. Возможность занять трон выпала очень скоро, после пресечения . Когда встал вопрос о дальнейшем престолонаследии, в игру вступили Романовы.

В 1613 г. на царствие был избран первый представитель семейства - Михаил Федорович. Началась эпоха Романовых.

Цари и императоры из рода Романовых

Начиная от Михаила Федоровича на Руси правило еще несколько царей из этого рода (всего пятеро).

Это были:

  • Федор Алексеевич Романов;
  • Иван 5-й (Иоанн Антонович);

В 1721 г. Русь окончательно переформировалась в Российскую империю, а государь получал звание императора. Первым императором стал Петр 1-й, еще недавно именовавшийся царем. В общей сложности род Романовых дал России 14 императоров и императриц. После Петра 1-го правили:

Конец царской династии Романовых. Последний из Романовых

После смерти Петра 1-го российский престол нередко занимали женщины, однако Павел 1-й принял закон, согласно которому императором может стать только прямой наследник - мужчина. С тех пор женщины на престол больше не всходили.

Последним представителем императорской фамилии стал Николай 2-й, получивший прозвище Кровавый за тысячи погибших людей во время двух великих революций. По мнению историков, Николай 2-й был достаточно мягким правителем и допустил несколько досадных ошибок во внутренней и внешней политике, что привело к накаливанию ситуации внутри страны. Неудачная , а также сильно подорвали престиж царской семьи и лично государя.

В 1905 г. вспыхнуло , в результате которого Николай вынужден был дать народу желаемые гражданские права и свободы, – власть государя ослабла. Однако этого оказалось мало, и в 1917 г. снова произошла . На этот раз Николай был вынужден сложить свои полномочия и отказаться от престола. Но и этого было недостаточно: царская семья была поймана большевиками и посажена в заключение. Монархический строй России постепенно рушился в пользу нового типа правления.

В ночь с 16 на 17 июля 1917 г. вся царская семья, включая пятерых детей Николая и его жену, была расстреляна. Погиб также и единственный возможный наследник - сын Николая. Все родственники, прятавшиеся в Царском Селе, Петербурге и других местах, были найдены и убиты. В живых остались лишь те Романовы, которые находились за границей. Правление императорского рода Романовых прервалось, а вместе с этим рухнула и монархия в России.

Итоги правления Романовых

Хотя за 300 лет правления этой семьи происходило немало кровавых войн и восстаний, в целом власть Романовых принесла России пользу. Именно благодаря представителям этой фамилии Русь окончательно отошла от феодализма, нарастила свою экономическую, военную и политическую мощь и превратилась в огромную и могущественную империю.