Экономический базис и надстройка. Значение базис и надстройка в большой советской энциклопедии, бсэ. Базис и надстройка

(base/superstructure) Под "базисом" понимают экономическую основу общества, а под "надстройкой" – общественные и идеологические отношения, основанные на базисе. Это "топографическое" соотношение, приписываемое Марксу (Marx), вызвало большое замешательство в общественно-политической науке, особенно при обсуждении роли государства (state) при капитализме. Соотношение между "экономической основой" (базисом, основанием) общества и соответствующей ему "идеологической (политической) надстройкой", впервые сформулированное Марксом и Энгельсом (Engels) в первой части "Немецкой идеологии", наиболее четко определил Маркс. В знаменитом отрывке из опубликованного в 1859 г. предисловия к произведению "К критике политической экономии" (часть первая), он писал: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще? С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". Последователи Маркса интерпретируют это соотношение в двух вариантах. Согласно первому и преобладающему, соотношение базиса и надстройки характеризует суть материалистического понимания истории. Сторонники этой точки зрения понимают в буквальном смысле высказывание Маркса о том, что изменения производственных отношений порождают новые формы политики, права и идеологии. В соответствии с таким "жестким структурно-детерминистским" толкованием, воплощенным в советском марксизме-ленинизме, экономический базис определяет политическую надстройку, что делает излишним серьезный анализ политической жизни. Хотя Энгельс впоследствии старался смягчить эту точку зрения, введя понятие "определяющего фактора в последней инстанции", марксисты-структуралисты (а также технологические детерминисты) остались на прежней позиции примата экономики в структуре общественных формаций. Согласно этой модели, государство играет второстепенную роль, его существование определяется экономическим базисом; перемены в политике государства лишь отражают изменения в экономических отношениях. Современные марксисты, признающие соотношение между базисом и надстройкой, но стремящиеся скорректировать "редукционный" и "монистический" перекос в экономическую сторону исторического процесса, разработали понятие активной роли надстройки. В соответствии со вторым вариантом соотношение между базисом и надстройкой рассматривается как предположительный уровень абстракции, пригодный для ограниченных аналитических целей. Согласно этой точке зрения, бытующей в среде более "мягких" и "гуманных" марксистов, включая Грамши (Gramsci), Франкфуртскую школу (Frankfurt School) и большинство версий западного марксизма, жесткая структуралистская интерпретация соотношения неприемлема в качестве теории, и сам Маркс вряд ли бы ее принял. Поэтому марксисты-гуманисты заменяют ее диалектическим подходом, заявляя, что общественные производственные отношения проявляются лишь в форме экономических, правовых и политических отношений. Это не означает, что каждое отношение взаимно и причинно обусловлено, но свидетельствует о том, что классовый антагонизм всегда проявляется в общественной, политической и культурной формах. Поэтому "экономическая жизнь" в такой же степени зависит от "политической жизни" и "права", как и наоборот. Придерживаясь такого мнения, детерминисты проявляют аполитичный техницизм в понимании "экономической жизни" и не уделяют должного внимания акценту Маркса на общественных производственных отношениях. Для большинства западных марксистов отношение между базисом и надстройкой – это скорее констатация материализма Маркса (в противоположность философскому идеализму), чем руководящая установка в историческом исследовании. Отличительная черта методологии Маркса заключается не в мнимом акценте на "экономическом базисе", а в его упорном стремлении рассматривать капиталистическое общество под углом зрения классовых отношений и классовой борьбы.

Базис – совокупность производственных отношений, существующих в обществе.

Надстройка – совокупность определенных общественных идей, взглядов, теорий, складывающаяся в соответствии с ними система идеологических отношений и организации закрепляющих их.

Отношение базиса и надстройки есть отношение первичности-вторичности. Идеологические отношения как духовные (субъективные) имеют объективное содержание и материальные средства реализации, или материальную часть надстройки. Последняя "изъята" из материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи объективной, представляет собой специфический компонент общественного бытия. Эта объективная часть надстройки есть связующее звено объективно-реального и субъективно-реального существования общества, средство их взаимного влияния.

Ненадстроечные элементы – это различные социальные группы, классы, страты, особые семейные отношения.

Диалектика базиса и надстройки.

Исторически определенный экономический базис определяет тип общественной надстройки: природу государства и права, нравственные, философские, художественные, религиозные и т. д. взгляды и отношения, а также соответствующие им учреждения.

Переворот в экономическом строе (базисе) данного общества вызывает изменения во всей общественной надстройке. Каждая исторически определенная общественная надстройка имеет в качестве своей основы исторически определенный экономический базис, который она не может опережать. Надстройка опережает не базис в целом, а наличный базис, его реализованную часть, но не заключенные в базисе глубинные тенденции развития. Если правовая, политическая и т. д. надстройка опережает наличный экономический базис, то это означает, что она выражает, фиксирует в своих нормативных актах и законах в общем виде тенденцию его дальнейшего развития. Тем самым она не отрывается от действительности, а приближается к ней, ибо это предвидение не из самого сознания, а на реальной материальной основе, на базе тех элементов будущего, которые заключены в настоящем и отражены сознанием. Само бытие, экономический базис, а не сознание определяют глубину предвидения, ограничивают его пределом времени и степенью точности.

Немарксистские концепции исторического процесса

Материалистическая концепция постиндустриального общества возникла в 70-е годы 20 века. Представители (Белл, Тоффлер, Кастельс, Джезинский).

Д. Белл

Критерий выделения – характер труда.

А) Доиндустриальное

Базируется на добывающих видах хозяйства (земледелие)

Б) Индустриальное

Определяется фабричным производством и технологией для массовой продукции.

Хозяйственная деятельность носит экономический характер. Начинается взаимодействие человека с искусственной природой, т.е. машиной.

В) Постиндустриальное

Б) сохраняется и развивается, но определяющим видом хозяйственной деятельности является торговля, здравоохранение, наука - производство услуг.

Цель – получение прибыли, удовлетворение потребностей. Характер труда более сложный и его нельзя разложить на простые составляющие. Главное – взаимодействие человека с человеком.

Корни этой формы по Беллу кроются в беспрецедентном влиянии науки на производство.

Маркс: “Возникновение класса белых воротничков”, следовательно высококвалифи- цированных трудящихся гораздо больше, чем трудящихся рабочих, а следовательно, вырождение стоимостных отношений.

Маркс и Белл оба пришли к творческому характеру труда, главной целью которого является совершенствование человека.

В. Иноземцев

Критерий – характер деятельности людей и взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе производства.

А) Доэкономический

Б) Экономический

В) Постэкономический

Им соответствуют формации А) Доэкономический - первичная

Б) Экономический - вторичная

В) Постэкономический - третичная

А) Предтрудовая деятельность человека, борьба за выживание. Цель хозяйственной деятельности – выживание. Коллективные интересы доминируют над личными.

Б) Частная собственность на средства производства, появление эксплуатации, следовательно, неравенство. Доминирование личных интересов над общественными. Особенность – отчужденный характер труда и взаимоотношений человека друг с другом.

В) Возникает, если преодолевается труд как экономическая необходимость, побуждение к развитию новой цели выразить себя самого (саморазвитие человека). Творчество – основа постэкономического хозяйства. В результате НТП высвобождается свободное время человека. Кроме этого связь, транспорт способствуют развитию индивидов. Возникает потребность в людях способных выполнять сложную творческую деятельность.

О. Тоффлер

Критерий – тип семьи определяет экономические особенности.

Волны – процессы цивилизации общества.

А) Доиндустриальный (Аграрный) 10000 лет назад

Б) Индустриальный 2 1750 лет н.э.

В) Постиндустриальный после второй мировой войны

А) Характерные черты

Земля – основа экономики, политики, семьи

Существовало разделение труда

Натуральное хозяйство

Эксплуатация восстанавливаемых энергоносителей.

Товары производятся вручную

Особенности социальной сферы

Большие семьи (дедушки, бабушки, дяди, тети и т.д.) – неподвижная, единая производственно-экономическая ячейка

Б) Характерные черты

Стандартизация общества

Энергия из не возобновляемых источников

Заводы, фабрики

Рыночное хозяйство

Особенности социальной сферы

    Семья – от нее отделяются дальние родственники, преобладание нуклеарных семей (мама, папа, несколько детей). Воспитание детей и уход за пожилыми передается в социальные структуры.

    Массовое обучение детей для фабричной жизни

    Корпорации

В) Характерные черты

Дестандартизация общества

Множество различных энергоресурсов

Развитие электроники, космонавтики, проникновение в глубины моря, биологическая индустрия.

Особенности социальной сферы

Распад семьи (множество разводов)

Распадаются все институты из второй волны

Рост числа различных типов семей

Рост числа одиночек, бездетный образ жизни

Достоинства и недостатки концепции постиндустриального общества.

Все эти концепции материалистические

Критерий – характер труда в обществе

Наука во всех из них все больше влияет на производство

Основная сфера производства получение новых знаний, следовательно, духовная деятельность – способ существования постиндустриального общества, следовательно, идеализм.

Концепции постиндустриального общества описывают изменение в нем, а не причины изменения.

Они отрывают знания от материального знания, а информация необходима для развития производства.

Эти концепции ведут к уменьшению физического труда, но физический труд и интеллектуальный это не одно и тоже, следовательно, умственный не обязан расти.

Производство знаний бессмысленно без развития материально-технической базы.

Равновесия теория, название ряда немарксистских социально-исторических концепций, которые пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его элементов на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не представляют собой теорий в строгом смысле слова: понятие равновесия используется здесь именно в качестве общего объяснительного принципа.

Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европейской социальной науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося механистического естествознания (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций "социальной физики", "механики страстей", мыслители той эпохи были склонны проблему общественного порядка сводить к существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие элементов физического мира. Собственно Р. т. впервые получила развёрнутое изложение в 18 в. в утопических построениях Ш. Фурье, который на "открытых" им способах расчёта равновесия и гармонизации страстей основывал свой план идеального человеческого общежития, а идею равновесия считал универсальной для всего мироздания.

Во 2-й половине 19 в. идею равновесия применительно к общественным проблемам развивали социологи-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер, А. Смолл, Л. Уорд, для которых эталоном по-прежнему служило равновесие физических систем. В начале 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько видоизменяются под влиянием организмического мышления: эталоном равновесия выступает теперь не механическая система, а живой организм, где это равновесие обеспечивается за счёт сложных процессов внутренней регуляции. Одним из первых такой подход реализовал А. А. Богданов, который своей тектологией предвосхитил некоторые положения кибернетики и современного системного подхода, но в то же время допустил ряд серьёзных механистических просчётов и упрощений. В 20-е гг. Р. т. нашла приверженцев в лице ряда сов. философов-механистов (Д. Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов и др.), которые фактически противопоставляли положения Р. т. учению диалектического материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая скачки как "процессы нарушения равновесия". Р. т. послужила методологической основой правоуклонистских идей Н. И. Бухарина, затушёвывавших противоречия в развитии производственных отношений в период построения социализма.

С конца 30-х гг. некоторые идеи Р. т. получают новое оформление, причём речь уже идёт не о развёрнутой теоретической схеме, а лишь о принципе объяснения. Использование этого принципа было в значительной мере стимулировано развитым в рамках физиологии и кибернетики принципом гомеостаза и изучением в естественных науках и технике устойчивых состояний. Модель динамического равновесия берётся на вооружение многими представителями структурно-функционального анализа в буржуазной социологии, у которых идея равновесия приобретает консервативный идеологический подтекст. Многие буржуазные социологи выступают с критикой функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными сбалансированными системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому плохо приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно явственны в эмпирически ориентированных направлениях социологии - в индустриальной социологии, в работах по "человеческим отношениям" в промышленности, в "управленческой науке", специализирующихся на разработке методов манипуляции людьми для обеспечения равновесия в функционировании буржуазного общества.

Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретическую конструкцию, вскрывая консервативно-охранительские предрассудки её представителей. Вместе с тем это не означает отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти понятия играют важную эвристическую роль в изучении динамически развивающихся систем, выступая в качестве одной из условных точек отсчёта; проблема заключается лишь в том, что на основе этих понятий нельзя построить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.

от греч. basis - основание) - англ. substructure and superstructure; нем. Basis und Uberbau. По К. Марксу -две составные части обществ.-экон. формации: базис включает совокупность производственных отношений, составляющих экон. структуру (экон. строй) общества на данной ступени его развития, к-рым соответствует функционально с ним связанная институционально-идеологическая надстройка (включающая совокупность тех форм обществ, сознания, полит., правовых и др. учреждений, к-рые порождаются базисом и содействуют его укреплению).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

BASE AND SUPERSTRUCTURE) Данные термины использовались марксистскими социологами в рамках анализа отношений между экономикой (базисом) и другими социальными формами (надстройкой). Экономика с этой точки зрения состоит из трех элементов: работника, средства производства (которые включают в себя как используемые материалы, так и средства, с помощью которых эта работа выполняется) и того, кто присваивает продукт. Для любой экономики характерно наличие трех указанных элементов, при этом отличие одного типа экономики от другого заключается в том, каким образом эти элементы сочетаются. Существует два вида отношений, которые могут устанавливаться между элементами, - отношения владения (possession) и отношения собственности (property). Владение указывает на отношение между работником и средствами производства: либо работник владеет средствами производства, контролирует их и управляет ими, либо нет. В рамках отношений собственности нетрудящийся элемент имеет собственность либо на средства производства, либо на труд, либо и на то, и на другое - следовательно, он может присваивать продукт. Надстройка обычно понимается как остаточная категория, охватывающая такие институты, как государство, семья и господствующие в обществе формы идеологии. Сила марксистской позиции зиждется на положении о том, что характер надстройки определяется характером базиса: по мере изменения базиса меняется и надстройка. С этой точки зрения предполагается, что отличие, например, политической структуры феодализма от политической структуры капитализма основывается на отличии двух соответствующих форм экономики. Модель базиса и надстройки стала основой множества исследований, от интерпретации романа XVIII в. до изучения структуры семьи в современном обществе. Эти исследования в основном имели форму классового анализа, что означает рассмотрение производственных отношений в рамках базиса в качестве отношений между социальными классами (например, между рабочими и капиталистами). Положение о том, что базис детерминирует надстройку, указывает на то, что характер последней - литература, искусство, политика или структура семьи - определяется главным образом экономическими интересами господствующего социального класса. Использование метафоры базиса и надстройки может быть плодотворным аналитическим средством, однако оно вызывает острые споры как в рамках марксизма, так и вне его. Одним из моментов, вызывающих разногласия, является определение производственных отношений. То, что эти отношения являются отчасти отношениями собственности, говорит о базисной роли юридических определений, представляемых данной моделью в качестве надстроечных. Таким образом, аналитическое разделение на базис и надстройку сопряжено с определенными трудностями. В последнее время внимание исследователей сосредоточивалось на разработке такого понятия производственных отношений, при котором они не определялись бы в юридических терминах. Однако положение о том, что базис детерминирует надстройку, по-прежнему остается «яблоком раздора». Ряд критиков утверждает, что модель базиса и надстройки ведет к экономическому детерминизму, хотя на деле лишь немногие сторонники этой модели используют такого рода детерминистскую точку зрения. Например, Маркс и Энгельс никогда не придерживались доктрины детерминизма. Во-первых, они полагали, что надстроечные элементы могут быть относительно автономными по отношению к базису и иметь свои собственные законы развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом или оказывает на него влияние. Современные марксисты еще дальше отходят от экономического детерминизма, заявляя, что надстроечные элементы должны рассматриваться как условия существования базиса. Эта идея, как полагают, связана с отказом от первичности экономики и приданием всем институтам общества равной причинной значимости. Высказывалось также мнение о том, что отношения между базисом и надстройкой являются функциональными. См. также: Альтюссер; Капитала функции; Марксистская социология; Способ производства; Трудовая теория стоимости. Лит.: Cohen, G.A. (1978)

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

и надстройка, понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. "В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7).

Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

В классовом обществе Б. и н. носят классовый характер. В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм (существование идеологий и организаций, выражающих и отстаивающих интересы различных классов и социальных групп). Процесс возникновения и развития общественных идей - сложный и часто противоречивый; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика не создаёт ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей. Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. е. базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у передовых классов под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов. Лишь в конечном счёте философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.

Связь Б. и н. носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом. В этом взаимодействии определяющую роль в конечном счёте играет базис (см. Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 394-95). При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: "Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве" (там же, с. 417). То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.

Надстройка общества как целое живёт одну эпоху. Однако в силу ряда исторических условий, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, неравномерности развития отдельных частей надстройки, а также в силу некоторых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, некоторые идеологические формы, общественные идеи и учреждения переживают эпоху, в которую они возникли, и существуют в последующих общественных формациях. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного Б. и н. другими Б. и н., уничтожаются, ликвидируются революционными силами реакционный базис и элементы надстройки. И, наоборот, сохраняется всё великое, передовое в области духовной культуры, нравственности и искусства, что создаёт преемственность в историческом развитии общества. В то же время некоторые элементы надстройки могут существовать как пережитки.

Понятия Б. и н. служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых Б. и н. Кроме того, следует учитывать, что "... один и тот же экономический базис - один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т.д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств" (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 354). Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер Б. и н. устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.

Лит.: Каммари М. Д., Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; За творческое изучение и разработку теории базиса и надстройки, "Коммунист", 1957, | 4; Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1963; Келле В., Ковальзон М., Курс исторического материализма, М., 1969.

Ф. В. Константинов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАЗИС И НАДСТРОЙКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАЗИС И НАДСТРОЙКА в Новейшем философском словаре:
    (греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в …
  • БАЗИС в Словаре финансовых терминов:
    разница (премия или скидка) между ценой наличного товара и товара с поставкой на срок, между ценой по сделкам с реальным …
  • БАЗИС
    ПОСТАВКИ - условия внешнеторговой сделки, касающиеся распределения обязанностей между продавцом и покупателем относительно оформления документов, распределения расходов, выполнения сроков поставки, …
  • БАЗИС в Словаре экономических терминов:
    (греч. basis - основание) - надбавка к биржевой котировке или скидка с нее, являющаяся предметом торга. Она зависит от сорта …
  • БАЗИС в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. basis - основание) основа, основание; опора, фундамент, база. Напр., базис колонны, базис …
  • НАДСТРОЙКА
    понятие исторического материализма, обозначающее совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определённого общества. В неё входят государство, политическая и правовая формы …
  • БАЗИС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. basis - основание), в широком смысле то же, что …
  • БАЗИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    основная линия в сети геодезических треугольников, измеряемых для топографической съемки или для определения фигуры земли. Вся триангуляция дает только отношения …
  • БАЗИС
    экономический - экономический строй общества на данном этапе его развития, совокупность производственных отношений между людьми, соответствующих определенной ступени развития материальных …
  • БАЗИС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Основа, основание чего-нибудь||Ср. БАЗА, ФУНДАМЕНТ. 2. филос. Совокупность общественных производственных отношений, являющихся основой образо-вания надстройки …
  • НАДСТРОЙКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. см. надстроить. 2. Надстроенная часть какого-н. сооружения. Палубные надстройки. Деревянная н. 3. В материалистическом социологическом учении: …
  • БАЗИС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. То же, что база (в 1 и 2 знач.). 2. В материалистическом социоло-гическом учении: совокупность исторически …
  • БАЗИС
    Б́АЗИС (геод.), линия на местности, измеряемая с высокой точностью и служащая для определения длин сторон геод. сети в …
  • БАЗИС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Б́АЗИС (греч. basis - основание), основа, основание; опора, фундамент, база. Напр., Б. колонны, Б. …
  • БАЗИС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? основная линия в сети геодезических треугольников, измеряемых для топографической съемки или для определения фигуры земли. Вся триангуляция дает только …
  • НАДСТРОЙКА
    надстро"йка, надстро"йки, надстро"йки, надстро"ек, надстро"йке, надстро"йкам, надстро"йку, надстро"йки, надстро"йкой, надстро"йкою, надстро"йками, надстро"йке, …
  • БАЗИС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ба"зис, ба"зисы, ба"зиса, ба"зисов, ба"зису, ба"зисам, ба"зис, ба"зисы, ба"зисом, ба"зисами, ба"зисе, …
  • БАЗИС
    Основа, основание, …
  • БАЗИС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Линия на …
  • БАЗИС в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: база, основа, …
  • БАЗИС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. basis) 1) основа, основание; опора, фундамент; база; 2) б. экономический - экономический строй общества на данном этапе его …
  • БАЗИС в Словаре иностранных выражений:
    [гр. basis] 1. основа, основание; опора, фундамент; база; 2. б. экономический - экономический строй общества на данном этапе его развития, …
  • БАЗИС в Тезаурусе русского языка:
    Syn: база, основа, …
  • БАЗИС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НАДСТРОЙКА
    мезонин, рубка, …
  • БАЗИС в словаре Синонимов русского языка:
    опора, основа, основание, …
  • НАДСТРОЙКА
    1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: надстроить. 2) Надстроенная часть чего-л. 2. ж. Совокупность исторически сложившихся общественных отношений и …
  • БАЗИС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. 2) То же, что: база …
  • НАДСТРОЙКА
    надстр`ойка, -и, р. мн. …
  • БАЗИС в Словаре русского языка Лопатина:
    б`азис, …
  • НАДСТРОЙКА
    надстройка, -и, р. мн. …
  • БАЗИС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    базис, …
  • НАДСТРОЙКА в Орфографическом словаре:
    надстр`ойка, -и, р. мн. …
  • БАЗИС в Орфографическом словаре:
    б`азис, …
  • НАДСТРОЙКА
    надстроенная часть какого-нибудь сооружения Палубные надстройки. Деревянная н. надстройка совокупность исторически сложившихся общественный отношений и взглядов - пол итических, правовых, …
  • БАЗИС в Словаре русского языка Ожегова:
    совокупность исторически сложившихся производственных отношений, лежащих в основе надстройки N3 данного общества базис == база …
  • БАЗИС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. basis - основание), основа, основание; опора, фундамент, база. Напр., базис колонны, базис программы. - в геодезии - линия на …
  • НАДСТРОЙКА
    надстройки, ж. 1. только ед. Действие по глаг. надстроить-надстраивать. 2. Надстроенная часть здания. 3. Совокупность политических и идеологических общественных отношений …
  • БАЗИС в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    базиса, м. (греч. basis - основание, пьедестал). : (твердо обосновать что-н., подтвердить что-н. какими-н. данными). Экономический базис (совокупность производительных сил …
  • НАДСТРОЙКА
    надстройка 1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: надстроить. 2) Надстроенная часть чего-л. 2. ж. Совокупность исторически сложившихся общественных отношений …
  • БАЗИС в Толковом словаре Ефремовой:
    базис м. 1) Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. 2) То же, что: …
  • НАДСТРОЙКА
    I ж. 1. действие по гл. надстроить 2. Надстроенная часть чего-либо. II ж. Совокупность исторически сложившихся общественных отношений и взглядов …
  • БАЗИС в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки (в философии). II м. Совокупность …

В плане антинаучного, идеалистического понимания истории, в качестве основы социальной жизни выступают определенные формы сознания, идеи, религиозные или нравственные концепции, правовые либо политические теории. Общественная структура, и развитие цивилизации в целом, таким образом, объявляются зависимыми от них. Однако на определенном историческом этапе этой концепции было противопоставлено другое учение. Его основателями считаются и Карл Маркс. Базис и надстройка в их концепции являлись ключевыми понятиями. Рассмотрим эти категории подробно.

Общая характеристика

Базис и надстройка общества являются основными понятиями исторического материализма. На определенном этапе развития формируется соответствующий экономический уклад. Он выступает как базис. При этом в социальной сфере формируются правовые, политические, религиозные, философские, художественные взгляды и соответствующие им институты. Они формируют надстройку.

Специфика

Любой базис определяет надстройку. При феодализме были свои взгляды и институты, при капитализме - свои, при социализме - соответствующие ему. Базис и надстройка находятся в определенной связи. Если ликвидируется или изменяется первый, корректируется или исчезает вторая. Соответственно, если возникает новый базис, надстройка появится вслед за ним.

Значение исторического материализма

Базис и надстройка (по Марксу ) стали ключевыми звеньями развития новой теоретической мысли. Концепция рассматривается как величайшее открытие. Суть ее заключается в следующем.

Базис и надстройка - это те жизненно важные категории, без которых не может быть развития человечества. При этом возникают они в строгом порядке. В первую очередь, люди должны пить, есть, иметь жилье и одежду. И только потом они могут заниматься искусством, политикой, религией и прочим. Создание непосредственных материальных благ, выступающих в качестве средств к существованию, и, соответственно, каждая ступень развития эпохи или народа формируют основу. А из нее выходят государственные институты, воззрения, искусство, духовные, религиозные представления людей. И именно от основы идет обоснование восприятия окружающего, а не наоборот.

Пояснения

Для лучшего понимания того, что такое , рассмотрим процесс создания материальных благ. Оно является основой жизнедеятельности социума. Орудия производства и все люди, которые приводят их в действие, обладают определенным опытом, навыками к труду, формируют Они, в свою очередь, выступают только как одна из необходимых сторон жизни. Другой аспект формируют Создавая блага, люди устанавливают друг с другом определенные связи. Производственный процесс может протекать только в рамках этих отношений. Связи составляют экономическую структуру общества - реальный его базис.

Силы и отношения формируют два нераздельных и необходимых аспекта способа производства. Он, в свою очередь, выступает как воплощение их единства в ходе создания благ. От способа производства в конкретном социуме будут в основном зависеть его идеология, взгляды, политические институты. Преобладающему методу создания благ соответствуют определенные господствующие теории, формы сознания.

Социальная революция

Сформированные базис и надстройка претерпевают определенные изменения. Они обуславливаются развитием социального строя, совершенствованием государственной системы. При изменении производительных сил меняются и отношения между людьми. Рано или поздно это приведет к преобразованию всего социального уклада. Маркс говорил о том, что на известном этапе развития материальные силы вступают в противоречие с производственными отношениями.

Последние из форм развития трансформируются в оковы. В такой ситуации начинается социальная революция. При изменении экономической основы с той или иной скоростью происходит переворот во всей надстройке. При его рассмотрении нужно всегда дифференцировать материальный аспект от политических, юридических, философских, религиозных и прочих идеологических форм, в рамках которых людьми осознается возникший конфликт и ведется борьба.

Заключение

Сформировавшаяся на определенном базисе надстройка начинает оказывать обратное на него влияние. Характер этого воздействия может быть разным. Это будет зависеть от социальной сущности базиса и самой надстройки. Последняя, в частности, может оказывать поступательное воздействие по направлению аналогичного хода социального развития. Соответственно, она будет способствовать последующему прогрессу производительных сил в обществе. Такая ситуация имеет место в социалистической модели.

Надстройка также может выступать как замедляющий фактор для прогресса производственных сил и, соответственно, задерживать развитие общества. Такая ситуация складывается в капиталистической модели. В условиях социализма, как утверждали приверженцы материализма, прогресс общества отличается планомерным и сознательным характером. В качестве жизненной основы советского уклада выступали политика компартии и государства. Их роль и значение чрезвычайно высоки. Коммунистическое воспитание рабочих, распространение в массах научных и политических знаний выступают как могучая сила, обеспечивающая строительство коммунизма.