Фет только ты моя милая птичка. Из русской литературы XIX века. Афанасий Афанасьевич Фет

Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая…»

учителя русского языка и литературы Сагиевой Е.А.

Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка. Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе. Так птичка, напротив, - воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.

В первой строфе автор рисует образ бури, используя прием олицетворения: «…буря злая / Рвет и мечет и воет…» . Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет «злая». Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.

В первой строфе мы видим, что противоположным образу бури является образ листов и неба, выступающих в роли жертвы: листы облетают (символ смерти), а тучи небо закрывают. Глагол «задрожали» передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

Во второй строфе пространство от небесного, всеобъемлющего сужается до мира маленького гнезда: появляется героический образ птички, воплощающий собой жизнь. С этим образом не связан мотив страха, и именно поэтому не грозит птичке смерть («не запугана бурей одна» ). Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло. Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости. В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей. Значимость образа птички автор передает через конструкцию «только ты одна» . И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…

В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.

Обратим внимание на преобладание цветовой гаммы. Образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда». Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить. В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию (птичка, гнездышке, невеличка ).

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,

Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Задрожали листы, облетая…

Задрожали листы, облетая, Фет, анализ стихотворения

Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка. Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе. Так птичка, напротив, — воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.

В первой строфе автор рисует образ бури, используя прием олицетворения: «…буря злая / Рвет и мечет и воет…» . Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет «злая». Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.

В первой строфе мы видим, что противоположным образу бури является образ листов и неба, выступающих в роли жертвы: листы облетают (символ смерти), а тучи небо закрывают. Глагол «задрожали» передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

Во второй строфе пространство от небесного, всеобъемлющего сужается до мира маленького гнезда: появляется героический образ птички, воплощающий собой жизнь. С этим образом не связан мотив страха, и именно поэтому не грозит птичке смерть («не запугана бурей одна» ). Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло. Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости. В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей. Значимость образа птички автор передает через конструкцию «только ты одна» . И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…

В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.

Обратим внимание на преобладание цветовой гаммы. Образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда». Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить. В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию (птичка, гнездышке, невеличка ).

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.

Задрожали листы, облетая, Фет, ответы на вопросы.

1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении

В стихотворении «Задрожали листы, облетая…» описана середина озари.

2.В чём смысл противопоставления «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка»?

Стихотворение обрисовывает природу, но у него есть и другой, сокрытый смысл. Осенняя буря у Фета - это не только лишь проявлении стихии, да и знак сложностей людского мира, бурь, которые происходят в публичной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» - это дом человека, семья, где хозяйка- дама сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как принципиально хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сумеет отыскать для себя отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления.

3.Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?

4.Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?

Эпитеты: буря «злая», темнота «шумящая» - гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».

Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, как будто перекликаются вместе.

Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».

В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы - колоритными и понятными.

Данный анализ выполнен в смысловом русле. Считаю необходимым приучать учащихся с пятого класса к ассоциативному мышлению, к выявлению внутренних связей в поэтическом тексте, что способствует формированию творческого мышления, устной и письменной речи, заставляет учащихся мыслить самостоятельно, ведь поэзия субъективна. Через постижение внутренней "логики" постараемся привить любовь к слову, к литературе в целом. Постараемся не страшиться умных фраз, таящих глубокий смысл.

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста А.А.Фета "Задрожали листы, облетая. " »

Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая…»

учителя русского языка и литературы Сагиевой Е.А.

Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка. Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе. Так птичка, напротив, - воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.

В первой строфе автор рисует образ бури, используя прием олицетворения: «…буря злая / Рвет и мечет и воет…» . Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет «злая». Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.

В первой строфе мы видим, что противоположным образу бури является образ листов и неба, выступающих в роли жертвы: листы облетают (символ смерти), а тучи небо закрывают. Глагол «задрожали» передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

Во второй строфе пространство от небесного, всеобъемлющего сужается до мира маленького гнезда: появляется героический образ птички, воплощающий собой жизнь. С этим образом не связан мотив страха, и именно поэтому не грозит птичке смерть («не запугана бурей одна» ). Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло. Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости. В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей. Значимость образа птички автор передает через конструкцию «только ты одна» . И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…

В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.

Обратим внимание на преобладание цветовой гаммы. Образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда». Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить. В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию (птичка, гнездышке, невеличка ).

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листья, облетая»

А. А. Фет написал немало прекрасных стихов, но особое место среди всех занимает стих «Задрожали листья, облетая». Он небольшой и состоит из трех строк, где образы противопоставляются друг другу. Например, птичке противопоставляется тучи и буря, которые Фет описывает, как «темные», подчеркивая их стихию, как несущую разруху и опустошение.

Образ облетающих листьев свидетельствует о глубокой осени, когда вся природа начинает медленно засыпать, готовясь к зиме. И на этом огромном безжизненном острове обосновалось живое существо – маленькая птичка, борющаяся с окружающей ее смертью.

Первые строки всецело посвящены образу бури с метафорами «злая буря», где глаголы «рвет» и «мечет» как можно точно говорят о стремительности движения непогоды, А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, который рыщет в поисках жертвы. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативным смыслом.

В роли жертвы выступают зеленые листья, еще не успевшие пожелтеть. Они отчаянно цепляются за жизнь, но, не знающая пощады буря, обрывает их, таким образом, свидетельствуя о приходе зимы и смерти зеленой жизни. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, вселяя в читателя чувство страха и переживания за судьбу зеленых листочков.

Во вторых строках появляется образ птички, еще «не запуганной бурей», олицетворяющей бесконечность жизни, несмотря на временные невзгоды. В гнезде птички царит тепло и кипит жизнь, это небольшое гнездышко можно считать символом спасения всей природы, ведь буря пройдет, а гнездо останется и с него выйдет новая жизнь. Поэт сравнивает небольшое гнездышко с громадной крепостью, которая выдерживает натиск стихии.

Третья строка наполнена мотивом одиночества, ведь мало кто может пережить сильную бурю. Последние строки стиха окутаны мраком и тоской. Несмотря на черные краски, в этом опустошенном мире остался небольшой островок света – «светлогрудая» птичка, которая символизирует возрождение жизни.

Автор спешит ее утешить уменьшительно-ласкательными словами: «моя милая», «невеличка» и прочими. А. А. Фет пытается передать чувства надежды, что жизнь на временных проблемах не заканчивается, а наоборот – начинает бурлить с новой силой, с новой энергией.

Таким образом, поэту удалось создать образ небольшой птички, которая символизирует смелость, мужество и стойкость.

Анализ стихотворения Фет " Задрожали листы, облетая ". Очень срочно

Егор Берёза Ученик (191) 4 года назад

Вадим Терехов Ученик (147) 1 год назад

Еленочка-Елена Знаток (346) 1 год назад

все правильно у Егор Берёза Ученик (167)

Соня Голубева Ученик (129) 1 год назад

У Егора Берёза правильно

Nika Nika Ученик (95) 1 месяц назад

тема, идея, чувства стиха А. А. фет задрожали листы облетая

глеб коновалов Ученик (165) 1 месяц назад

Облетающие листья, тучи, буря - это понятные всем приметы поздней осени.

Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета - это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” - это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.

Катя Вурсало Ученик (118) 1 месяц назад

Из русской литературы XIX века

Афанасий Афанасьевич Фет

«Задрожали листы, облетая. »

1. В стихотворении «Задрожали листы, облетая. » описана середина осени.

2. Стихотворение описывает природу, но у него есть и другой, скрытый смысл. Осенняя буря у Фета - это не только проявлении стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» - это дом человека, семья, где хозяйка- женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сможет найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления.

4. Эпитеты: буря «злая», мгла «шумящая» - гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».

Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, словно перекликаются друг с другом.

Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».

В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы - яркими и понятными.

Я иду на урок: 5-й класс

В учебник-хрестоматию по литературе для 5-го класса, переработанный в 2006 году издательством «Просвещение» (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин), в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения А.А. Фета, причём в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение. Предлагаем учителям схему работы с этими стихотворениями, которую они смогут использовать и как начало собственного поиска.

Ольга Ерёмина

Читаем Фета

К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений - «Чудная картина…» и «Весенний дождь», чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами.

I. «Чудная картина…»: живописность, лёгкость звучания стихотворения

Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнём занятие с зарисовки-ассоциации.

Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.

Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трёх-четырёх предложений).

На зарисовку-ассоциацию отводится около трёх минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.

Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое - всего восемь строк - стихотворение Фета.

Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то в этот момент их следует раздать. Учебник в таком случае пока не нужен.

Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели вчувствоваться в текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации учеников и картину, нарисованную Фетом.

При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике-хрестоматии (с. 246).

Какие чувства у вас вызвала “чудная картина”, нарисованная Фетом?

«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, лёгкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?

Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать чёткие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.

Сколько предложений в стихотворении?

Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберём его по составу. Есть ли в предложении глаголы?

Грамматические основы подчёркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).

Всё стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением “ты”, сказуемое - кратким прилагательным “родна”. Во второй части - однородные подлежащие “равнина”, “луна”, “свет”, “снег”, “бег”, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатлённая поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.

Какие элементы пейзажа описывает поэт?

Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной - полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина “белая”, луна “полная”, небеса “высокие”, сани “далёкие”, бег “одинокий”. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты - единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.

Стихотворение написано трёхстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрёстная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.

Обратим внимание на звукопись. Как “работает” в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?

Особую лёгкость звучанию придаёт то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передаёт ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается лёгкости стиха.

В последней строке поэт говорит об одиноком беге далёких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?

Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия “чудной картины” как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.

В зиме мы побывали, а теперь попробуем перенестись в весенний день.

II. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия

Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.

Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.

Стихотворение «Чудная картина…» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?

По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют кадры в тексте ксерокопии.)

1. Окно, за окном - свет.

2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

3. Воробей купается в песке (крупный план).

4. Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

5. Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение “в золотой пыли” заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (“блещет”, “трепещет”, “движется”, “брызнули”, “тянет”, “барабанит”) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

Поэт насыщает картину запахами (“От лип душистым мёдом тянет”), цветом (“солнце блещет”, “в золотой пыли”), звуками (капли “брызнули в стекло”, дождь по листьям “барабанит”). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его “что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине…» - одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» - семь (по числу описанных нами кадров). Распределим задания так, чтобы одну и ту же иллюстрацию рисовали два-три ребёнка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.

Если остаётся время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.

III. «Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора

Облетающие листья, тучи, буря - это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывают конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?

Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета - это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” - это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.

Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина…» и «Весенний дождь» (или одно из них по усмотрению учителя - в зависимости от уровня литературного развития класса).
  • Сделать иллюстрации к этим стихотворениям.

Слушать стихотворение Фета Задрожали листы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Задрожали листы

Стихотворение Афанасий Фет написал в июле 1887 года. Можно смело сказать, что поэт писал о времени года – «золотой» поре, осени; и это истинно так, вот только это всего лишь одна её сторона. Осень и буря в глазах автора является только метафорой. Описывая силу природы, буйство стихии, Фет хочет показать: не имеет значения, что происходит с человеком на жизненном пути, истинный смысл существует именно в том, где его ждут, кто в него верит.

Буря, которую описывает нам Фет, является читателю не столько в образе стихии, сколько в образе событий и испытаний, через которые проходит человек на различных этапах своей жизни.

В своём творении поэт также использует образ, воссоздаваемый человеком в уме всякий раз, как случаются неприятности, образ родного дома, близких ему людей, тепло домашнего очага и уют, внутренний покой, который можно приобрести, лишь находясь вблизи самого важного и дорогого людям.

Семья, жена, женщина, создающая гармонию и покой, дарующая любовь и веру – это и есть та «милая птичка» из его строк, мысли к которой вновь и вновь возвращаются к поэту при жизненных невзгодах.

Акцент в стихотворении и большая его часть устремлена на ту «звезду», что озаряет путь любого человека. Очень ярко представлена здесь картина, по которой видно, что вера любимой женщины многое может привнести в мир мужчины. Осень часто ассоциируется в воображении человека с периодом засыпания природы, её увядания и смерти. Это пора, которую пережидают, во время которой подготавливают себя для новой жизни и новых свершений. Но даже в трудные времена есть то, что освещает путь, то, что «вдыхает» в человека жизнь.

И в стихотворении Фета явственно ощущается: есть в нём тепло, что он хранит для своей маленькой «птички-невелички». Только в ней одной он находит смелость идти вперёд по жизни.

5 класс по плану, основные образы

Картинка к стихотворению Задрожали листы облетая

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Майкова Весна (уходи зима седая)

    В стихотворении чувствуется радость и задор от наступления долгожданной весны. Пора, когда вся природа просыпается и писатель радуется как ребенок её приходу. Майков пишет, что зиме уже пора уходить ведь весна мчится на своей колеснице.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7 класс

    Стихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать.

  • Анализ стихотворения Брюсова Творчество

    Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении "Творчество" представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю

  • Анализ стихотворения Блока Россия

    Октябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался

  • Анализ стихотворения Маяковского Революция

    Стихотворение «Революция» В. В. Маяковский написал в конце мая1917 года. Произведение было опубликовано газете «Новая жизнь», главным редактором которой на тот момент был М. Горький. Это было первое легальное отечественное социал-демократическое