Где родился полонский. Краткая биография полонского

Не часто вспоминаемый поэт Я.П. Полонский (1819-1898) создал множество произведений не только в стихах, но и в прозе. Однако все же главным в его романтическом творчестве стал романс. Поэт чужд всему громогласному, но неравнодушен к судьбе Родины. Сам он более всего ценил у себя «Колокольчик».

Малая родина

В тишайшей Рязани, в небольшом захолустном городке, в ночь с 6 на 7 декабря 1819 года родился младенец, которого спустя две недели нарекли в крещенье Яковом. Его тетки были на балу у генерал-губернатора, но, узнав, что их сестра благополучно разрешилась в родах, покинули бал, чтобы принести свои поздравления. Род Полонских был древний, выехавший из Польши, чтобы поступить на службу Ивану Грозному. Полонские имели герб, на лазоревом фоне которого были изображены звезда о шести рогах, шлем с павлиньими перьями и месяц молодой. Отец будущего поэта хорошего образования получить не смог, но читать и писать научился, и почерк имел красивый. Он был мелким чиновником, и большая семья требовала непомерных для него расходов. Яков был старшим ребенком, а помимо него было еще шесть детей. В последних родах умерла его мать, Наталья Яковлевна. Ребенок тяжко переживал ее смерть, и ему казалось, что мать похоронили живой. В детстве Яков Полонский часто видел страшные сны. Он пугался. Воображение начинало работать, появлялись поэтические образы. Старший брат рассказывал придуманные им сказки младшим и начинал втайне от всех писать стихи.

После гимназии

Яков Полонский окончил рязанскую гимназию в 1838 году. К этому времени отец был совершенно сломлен кончиной любимой супруги и, послужив три года на Кавказе, вернулся в родной город. В дела детей он не вмешивался. Но у Якова произошло событие, которое он сам считал важной вехой своей жизни. В 1837 году Рязань посетил цесаревич Александр Николаевич, сопровождаемый В.А. Жуковским. Юный Яков Полонский представил на суд будущего императора одно из своих творений. Эта встреча связала все помыслы молодого человека с литературной деятельностью. С 1838 по 1844 годы Яков Полонский учится в Московском Университете. Он страшно бедствует, потому что семья окончательно разорена, и можно рассчитывать только на собственные силы. Снимать жилье приходилось в трущобах, зарабатывать на жизнь репетиторством и частными уроками. Случались дни, когда и пообедать было не на что. Приходилось обходиться чаем и калачом.

В этот период он близко знакомится с А. Григорьевым и А. Фетом, оценившими дарование молодого поэта. Окрыленный, он печатает в «Отечественных записках» в 1840 году стихотворение «Священный благовест торжественно звучит». Круг московских знакомых у него расширяется. В доме потомка декабриста, Яков Полонский знакомится с профессором Т. Грановским, философом П. Чаадаевым. Там же в 1942 году он на всю жизнь подружится с Иваном Тургеневым, с которым будет поддерживать переписку.

Сборник «Гаммы»

В 1844 году Петр Яковлевич Чаадаев активно собирает по подписке деньги на издание первой книги молодого поэта. Лирика М. Лермонтова наложила на нее отпечаток. Но в целом дает благоприятный отзыв. Критик заметил в стихах «чистый элемент поэзии». Н. Гоголь переписывает для себя одно из стихотворений. В.А. Жуковский подарил начинающему поэту часы, показывая, что ценит его талант. вручил ему поистине бесценный дар - портфель, принадлежавший его гениальному брату.

Одесса

После окончания университета и переезда на юг жизнь и биография Якова Полонского наполняются знакомствами с людьми пушкинского круга. Гармония и ясность характеризуют второй сборник поэта, «Стихотворения 1845 года». Однако В. Белинский не нашел в нем ни одного удачного произведения.

Кавказ

Желание получить новые впечатления приводят Якова Петровича в Тифлис в 1846 году. Он служит в канцелярии наместника М.С. Воронцова и одновременно работает в газете «Закавказский Вестник» помощником редактора. В ней же он и печатается. На экзотическом кавказском материале он пытается работать в традиционном жанре баллады и поэмы. В то же время он применяет менее распространенные разностопные размеры. В 1849 году поэт выпускает сборник «Сандазар». Но в 1851 году он приезжает в Россию, поскольку узнает о тяжелой болезни отца.

Петербург

Итак, биография Якова Полонского рассказывает о его возвращении в Россию, где он тепло принят читателями и литераторами. Но материального благополучия у него нет. В 1857 году он вынужден стать репетиром. В этом качестве он сопровождает семью обладающую крайне неустойчивым и трудным характером, в Швейцарию. Но 38 лет - это уже не тот возраст, когда можно терпеть капризы нанимателей. Спустя несколько месяцев он уходит с этой должности и посещает Женеву, Рим, Париж.

Влюбленный поэт

В столице Франции произошла «роковая встреча», как ее назвал поэт, с его будущей женой. Эта девушка, Елена Устюжская, была молода, и свадьбы влюбленным пришлось ждать около года. В 1858 году они обвенчались и отправились в Петербург. Его избранница рассмотрела в будущем муже внутреннее благородство. Увы, брак был недолог.

Всего два года длилось их счастье. Сначала его омрачило падение Якова Петровича с дрожек. Он сильно травмировал ногу, которая не давала ему покоя до конца жизни, и он был вынужден пользоваться костылями. Потом умирает полугодовалый сын, а спустя несколько месяцев и жена. Вот краткая биография Якова Полонского, связанная с его первым браком. Тоскующий поэт выплеснет из глубин души стихотворения «Чайка», «Безумие горя», «Когда б любовь твоя …».

Второй брак

На литературные гонорары существовать невозможно, и Яков Петрович приступает к работе в комитете иностранной цензуры. Через 6 лет после крушения первого брака он влюбляется в красавицу Жозефину Рюльман.

Этот роман заканчивается браком, в котором родится два сына и дочь. У него дома создается литературно-музыкальный салон, в котором по пятницам собирается цвет интеллигенции Петербурга: поэты, прозаики, композиторы, живописцы, критики. Тут бурлит культурная жизнь столицы. На этом краткая биография Якова Полонского в нашем изложении уже подходит к завершению. В честь празднования 50-летия литературной деятельности Полонскому торжественно был вручен серебряный венок, а Романов посвятил ему стихотворение.

Романсы на слова Полонского

Романтик, пытавшийся откликаться на общественно-политические темы, тем не менее в нашем сознании связывается с романсом. Яков Полонский, стихи которого полюбили многие русские композиторы, для многих знаком, прежде всего, по словам «Мой костер в тумане светит». Вот список романсов на его слова, далеко-далеко неполный:

  • Композитор Э.Ф. Направник:

Птичка: «Пахнет полем воздух чистый»;

Вальс «Луч надежды»;

Молитва: «Отче наш! Сына моленью внемли…».

  • С.В. Рахманинов:

Встреча: «Вчера мы встретились…»;

Музыка: «И плывут, и растут эти чудные звуки…»;

Диссонанс: «Пусть по воле судеб...».

  • А.Г. Рубинштейн:

Дума: «Священный благовест торжественно звучит...»;

Утрата: «Когда предчувствием разлуки...».

  • П.И. Чайковский:

«За окном в тени мелькает».

Кстати, для П. Чайковского Полонский написал либретто оперы «Черевички». Кроме столь малого количества романсов, указанных в этой статье, можно обратиться к творчеству , который строку из стихотворения Я. Полонского поставил в заглавие одного из своих рассказов, а именно «В одной знакомой улице».

Умер Полонский в возрасте 78 лет, похоронен под Рязанью. А ныне перезахоронен в Рязанском кремле. Все стихи Полонского Якова Петровича нашли живой отклик у современников и следующего за ним поколения символистов, в особенности у А. Блока.

В советское время не было издано ни одной (!) работы, посвященной его жизни и творчеству. Сейчас в Рязани краеведы исправляют это положение, выпуская монографии, статьи и книги, которые возвращают нам незаслуженно забытого поэта, оставившего большое творческое наследие.

Полонский Яков Петрович (1819-1898) русский поэт

Родился в Рязани, в семье чиновника. Окончил местную гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Здесь он подружился с Фетом и Соловьёвым. Жил на те деньги, которые ему платили за уроки.

Первый поэтический сборник Полонского «Гаммы» вышел в 1844 году и был благосклонно встречен критикой и читателями. Однако из-за постоянного отсутствия денег ему пришлось искать работу. Из Москвы Полонский отправился в Одессу, а затем в Тифлис, где получил место в канцелярии наместника Грузии графа Воронцова. Пестрая экзотика Кавказа, местный колорит, живописная природа,- всё это было отражено в новом сборнике стихов поэта «Сазандар».

Полонский вынужден был поступить домашним учителем в семью А.О. Смирновой-Россет. Положение это тяготило Полонского, и, выехав со Смирновыми за границу, он расстался с ними, намереваясь заняться живописью, к которой у него были большие способности.

В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург, где ему удалось занять место секретаря комитета иностранной цензуры, которое гарантировало ему относительное материальное благополучие.

В 1857 женился, но скоро овдовел. Во второй раз женился на известной в то время скульпторше Жозефине Антоновне Рюльман.

С 1896 состоял членом совета главного управления по делам печати. Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, Полонский относился к ним с сердечною гуманностью.

    Ну, да биография хорошая, но почему тут не написана дата его смерти и как он умер из – за чего……..ведь интересно. Например как умер Гоголь, упав всего лишь с постели и ударив голову, умонепостижимо.

Яков Полонский -русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.

В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. В журнале "Отечественные записки" в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит... Печатался в журнале "Москвитянин" и в студенческом альманахе "Подземные ключи".

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки ("Мой костер в тумане светит...", 1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского "сочетание лирики с повествованием". Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя ("Пришли и стали тени ночи..." и др.).

По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе "ни с чем не связанный, чисто внешний талант". В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).

В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты "Закавказский вестник", в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе "натуральной школы" - т.е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: "Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике". Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: "Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт" (Для немногих, 1860). Современники видели в нем "скромного, но честного деятеля пушкинского направления" (А.Дружинин) и отмечали, что "он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть" (Е.Штакеншнейдер).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н.Добролюбов заметил "чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца". Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями "узенького психического мира" и относил Полонского к числу "микроскопических поэтиков".

В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А.Чехову: "Я всю жизнь был ничей".

В 1858-1860 Полонский редактировал журнал "Русское слово", в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А.Майковым он входил в "поэтический триумвират", пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на "пятницах Полонского" собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А.Фету: "По моим стихам можно проследить всю жизнь мою". В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.

Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в

"Отечественных записках" (1840), "Москвитянине" и в студенческом альманахе "Подземные ключи" (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым.

В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского "Гаммы", обративший на себя внимание критиков и читателей.

После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник "Стихотворения 1845 года".

В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты "Закавказский вестник". Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.

Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов "Сазандар" (Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана Имеретинская".

С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.

В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово".

В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви", противопоставляя ее поэзии "ненависти" ("Для немногих", 1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал невозможность любви "без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию".

В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова.

В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Полонский Яков Петрович (06.12.1820) - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи, родился.в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в московском университете., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П.; в качестве домашнего учителя, провел несколько лет на Кавказе (1846 - 52), где был помощником ред. "Закавказ Вестн." и за границею. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз 1866 г. женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор любительница, известная, между прочим, бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в комитете иностранной цензуры; с 1896 г. состоит членом совета главного управления по делам печати. - В совокупности стихотворений П. нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящею рефлексиею, какими отличаются напр. Гёте, Пушкин, Тютчев. П. был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные стихотворения П. имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у П. он чувствуется иногда в самом звуке его стихов, напр. То не ветер - вздох Авроры Всколыхнул морской туман... В одном из первых по времени стихотворений П. как будто заранее очерчены область и характер его поэзии: Уже над ельником из-за вершин колючих Сияло золото вечерних облаков, Когда я рвал веслом густую сеть плавучих Болотных трав и водяных цветов От праздной клеветы и злобы черни светской В тот вечер наконец мы были далеко И смело ты могла с доверчивостью детской Себя высказывать свободно и легко. И голос твой пророческий был сладок, Так много в нем дрожало тайных слез, И мне пленительным казался беспорядок Одежды траурной и светло-русых кос. Но грудь моя тоской невольною сжималась, Я в глубину глядел, где тысячи корней Болотных трав невидимо сплеталось Подобно тысяче живых зеленых змей. И мир иной мелькал передо мною, Не тот прекрасный мир, в котором ты жила... И жизнь казалась мне суровой глубиною С поверхностью, которая светла. "Пленительным беспорядком" отличаются произведения П.; есть в них и "траур" по миpcкому злу и горю, но голова его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с пророческою сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них "за колючие вершины земли" "в золотые облака" и там "высказывается свободно и легко, с доверчивостью детской". Исходя из противоположности между тем прекрасным и светлым миром, где живет его муза, и тою "суровою глубиною" действительной жизни, где сплетаются болотные растения зла своими, написан. в 1856 г.). Надежды на спасение "родного корабля" поэт не отделяет от веры в общее всемирное благо. Широкий дух все человечности, исключающий национальную вражду, свойствен более или менее всем истинным поэтам; из русских он всех решительнее и сознательнее выражается, после А. Толстого, у П., особенно в двух стихотворениях, посвященных Шиллеру (1859 г.) и Шекспиру (1864 г.). Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, П. относился к ним с сердечною гуманностью, особенно к жертвам искреннего увлечения (напр. стих. "Что она мне - не сестра, не любовница"). Вообще, храня лучшие заветы Пушкина, П. "пробуждал лирой добрые чувства" и "милость к падшим призывал". - В ранние годы надежды поэта на лучшую будущность для человечества были связаны с его юношескою безотчетною верой во всемогущество. науки: Царство науки не знает предела, Всюду следы ее вечных побед - Разума слово и дело, Сила и свет. Миру как новое солнце сияет Светоч науки, и только при нем Муза чело украшает Свежим венком. Но скоро поэт отказался от культа науки, познающей то, что бывает, а не творящей то, что должно быть; его муза внушила ему, что мир с могущественной ложью и с бессильною любовью" может быть перерожден лишь "иною, вдохновляющею силой" - силой нравственного труда, при вере "в Божий суд, или в Мессию": С той поры, мужая сердцем, Постигать я стал, о Муза, Что с тобой без этой веры Нет законного союза. Вместе с тем П. решительнее прежнего высказывает убеждение, что настоящий источник поэзии есть объективная красота, в которой "сияет Бог" (стих. "Царь Девица"). Лучшие и наиболее типичные из небольших стихотворений П. ("Зимний путь", "Качка в бурю", "Колокольчик". "Возвращение с Кавказа", "Пришли и стали тени ночи", "Мой костер в тумане светит", "Ночью в колыбель младенца" и др.) отличаются не столько идейным содержанием, сколько силою непосредственного задушевного лиризма. Индивидуальную особенность этого лиризма нельзя определить в понятиях; можно указать только некоторые общие признаки, каковы (кроме упомянутого в начале) соединение изящных образов и звуков с самыми реальными представлениями, затем смелая простота выражений, наконец - передача полусонных, сумеречных, слегка бредовых ощущений. В более крупных, произведениях П. (за исключением безупречного во всех отношениях "Кузнечика музыканта) очень слаба архитектура: некоторые из его поэм не достроены, другие загромождены пристройками и надстройками. Пластичности также сравнительно мало в его произведениях. За то в сильной степени обладают они свойствами музыкальности и живописности, последнею - особенно в картинах кавказской жизни (прошлой и настоящей), которые у П. гораздо ярче и живее, чем у Пушкина и Лермонтова. Помимо исторических и описательных картин, и собственно лирические стихотворения, вдохновленные Кавказом, насыщены у П. настоящими местными красками (напр. "После праздника"). Благородные, но безымянные черкесы старинного романтизма бледнеют перед менее благородными, но за то живыми туземцами у П., в роде татарина Агбара или героического разбойника Тамур Гассана. Восточные женщины у Пушкина и Лермонтова бесцветны и говорят мертвым литературным языком; у П. их речи дышат живою художественною правдой: Он у каменной башни стоял под стеной, И я помню: на нем был кафтан дорогой, И мелькала под красным сукном Голубая рубашка на. нем... Золотая граната растет под стеной; Всех плодов не достать никакою рукой; Всех красивых мужчин для чего Стала б я привораживать!... Разлучили, сгубили нас горы, холмы Эриванские! Вечно холодной зимы Вечным снегом покрыты они!... Обо мне В той стране, милый мой, не забудешь ли ты? Хотя к кавказской жизни относится и личное признание поэта: "Ты, с которой так много страдания терпеливой я прожил душой" и т. д" но, как итог молодости, он вынес бодрое и ясное чувство духовной свободы: Душу к битвам житейским готовую Я за снежный несу перевал... Все, что было обманом, изменою, Что лежало на мне словно цепь, - Все исчезло из памяти - с пеною Горных рек, выбегающих в степь. Это чувство задушевного примирения, отнимающего у "житейских битв" их острый и мрачный характер, осталось у П. на всю жизнь и составляет преобладающий тон его поэзии. Очень чувствительный к отрицательной стороне жизни, он не сделался, однако, пессимистом. В самые тяжелые минуты личной и общей скорби для него не закрывались "щели из мрака к свету", я хотя через них иногда виделось так мало, мало лучей любви над бездной зла", но эти лучи никогда для него не погасали и, отнимая злобность у его сатиры, позволили ему создать оригинальнейшее его произведение: "Кузнечик музыкант". Чтобы ярче представить сущность жизни, поэты иногда продолжают ее линии в ту или в другую сторону. Так, Данте вымотал все человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего ада; П., наоборот, стянул и сжал обычное содержание человеческого существования в тесный мирок насекомых. Данте пришлось над мраком своего ада воздвигнуть еще два огромные миpa - очищающего огня и торжествующего света; П. мог вместить очищающий и просветляющий моменты в тот же уголок поля и парка. Пустое существование, в котором все действительное мелко, а все высокое есть иллюзия, - мир человекообразных насекомых или насекомообразных людей - преобразуется и просветляется силою чистой любви и бескорыстной скорби. Этот смысл сосредоточен в заключительной сцене (похороны бабочки), производящей, не смотря на микроскопическую канву всего рассказа, то очищающее душу впечатление, которое Аристотель считал назначением трагедии. К лучшим произведениям П. относится "Кассандра" (за исключением двух лишних пояснительных строф - IV и V, ослабляющих впечатление). В больших поэмах П. из современной жизни (человечьей и собачьей), вообще говоря, внутреннее значение не соответствует объему, Отдельные места и здесь превосходны, напр. описание южной ночи(в поэме "Мими"), в особенности звуковое впечатление моря: И на отмели песчаны Точно сыплет жемчугами Перекатными; и мнится, Кто-то ходит и боится Разрыдаться, только точит Слезы, в чью-то дверь стучится, То шурша, назад волочит По песку свой шлейф, то снова Возвращается туда же... В позднейших произведениях П. явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: "Блажен, кому дано два слуха - кто и церковный слышит звон, и слышит вещий голос Духа". Последнее собрание стихотворений П. достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом: "Мечтатель", смысл которого в том; что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, П. в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясною тайна времени - та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стих.

ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович родился в дворянской семье - поэт.

Окончил Рязанскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Четыре года про­служил в канцелярии кавказского наме­стника в Тифлисе.

В 1851 переезжает в Петербург. Некоторое время живет случайными заработками (литературные гонорары, гувернерство).

В 1858-59 - редактор журнала «Русское слово», позже младший цензор комитета иностранной цензуры и, наконец, один из членов со­вета Главного управления по делам печати.

В последние годы жизни организо­вал у себя на квартире «пятницы», на которые собирались петербургские лите­раторы, артисты, ученые.

Несмотря на жанровое разнообразие творчества Полонского Якова Петровича (стихотворения, поэмы, романы), в историю русской литературы он вошел как лирический поэт.

В 1844 вышел первый сборник его стихотворений «Гаммы» еще несет на себе печать подражания ро­мантической поэзии Пушкина и Лермон­това .

В 1849 вышел второй сборник - «Сазандар» (гру­зинское - певец), он отличался большой оригинальностью, написанный по живым впечатлениям пребывания на Кав­казе. Поэту удалось в этой книге передать особенности местного колорита кавказской жизни в ее ежедневных, будничных проявлениях:

«Прогулка по Тифлису» ,

«Выборы Уста-Бати» ,

«Татар­ка» .

С переездом в Петербург Яков Петрович стано­вится постоянным сотрудником журналов «Со­временник», «Отечественные записки», «Рус­ское слово». В обстановке обострившейся борьбы между сторонниками «чистого» и «гражданского» искусства он не примк­нул открыто ни к одному из враждующих лагерей. Не разделяя революционных взгля­дов руководителей «Современника», он вмес­те с тем не замыкается в рамки «чистого искусства», выражая в своих стихах живой интерес к общественным вопросам. Об этом говорит, прежде всего признание Полонского важно­сти гражданской поэзии (стихотворение «И. С. Акса­кову », «Писатель, если только он...» ).

В 50-60-е гг., под влиянием обострив­шегося интереса к крестьянскому вопро­су, поэт пишет стихотворения о бесправии народа, о его подвижническом труде. Особенно ярко эта тематика отразилась в таких его произведениях, как «Беглый» , написанном в форме народного сказа, «В степи» , «Миазм» .

Одним из наиболее сильных в поэтическом отношении произве­дений этого цикла является баллада «Ка­зимир Великий» , созданная автором под влия­нием голодной эпидемии конца 60-х гг. Самодовольству, черствости, корыстолю­бию аристократов в балладе с огромной силой противопоставлены страдания на­рода, гибнущего от голода. Голос поэта поднимается в ней до высокой, скорбной гражданской патетики. Там, где Яков Петрович пи­шет о женщине, он опять-таки шире и де­мократичнее поэтов «чистого искусства».

Его глубоко волнует судьба крестьянки, девочкой взятой в барский дом и лишен­ной радостей семейной жизни («Старая няня» ).

В городе его сочувствие прикова­но к женщинам, обреченным нуждой на тяжелый, а подчас и унизительный труд («Натурщица» ).

Одним из первых отклик­нулся поэт на стремление русской девуш­ки к свету, к знаниям, к осмысленному, вдохновенному труду («В глуши» ).

В отличие от поэтов революционного лагеря Полонский не поднимается в своем твор­честве до темы революционного протеста против общественной несправедливости. В своих публицистических статьях он откровенно сочувствует тем, кого он на­зывает «прогрессистами» и «реформато­рами». В поэзии эти тенденции нашли от­ражение в воспевании братской любви, которая должна связать воедино все чело­вечество: «Юбилей Шиллера» , «Из Бурдильена», «Сумасшедший».

Проповедь любви и братства никогда не приводила поэта к успокоению и примирению со злом. Любовь, воспеваемая им, будит людей, заставляет помогать каждому, кто нуждается в защите и сострадании. Так рож­дается в лирике Якова Петровича особый вид героики - героика самопожертвования, воплощенная поэтом в образе Прометея («Прометей» ), в подвиге молодой аристократки, проме­нявшей спокойную жизнь в петербургском свете на самоотверженный труд сестры милосердия («Под Красным Крестом» ). Сю­да же относится одно из лучших стихо­творений этого цикла - «Что мне она?» , посвященное известной революционерке - народнице Вере Засулич.

С поэтизацией любви как чувства, объ­единяющего людей, тесно связана и узко-любовная лирика Полонского. В любимой женщине поэт видит, прежде всего, друга, сестру, человека. Не красота определяет в его поэзии силу чувства, а потребность в за­щите, опоре и вместе с тем желание ока­зать эту помощь любимому человеку:

«Ког­да заботами иль злобой дня волнуем» ,

«Поцелуй» ,

«Финский берег» ,

«Н. А. Гри­боедова» .

В интимной лирике Якову Петровичу удалось создать свой, неповторимый и по-своему очень поэтичный авторский образ. У этого лирического «я» есть и свое социальное и нравственное лицо. В социальном плане это бедняк, разночинец, вечно гонимый нуждой и жизненными неудачами:

«На Женевском озере» ,

«В телеге жизни» ,

«На железной дороге» .

Вместе с тем это че­ловек, глубоко отзывчивый к чужому горю, стремящийся лаской, вниманием смягчить чужую боль, романтически верящий в животворящую силу бескорыстной любви. Эта черта поэзии поэта своеобразно отразилась и на форме мно­гих его стихотворений. Он не замыкает­ся в узкий круг интимных переживаний, а вводит нас в мир чувств своих по­этических героев, общественное положе­ние которых часто указано в названии стихотворений:

«Натурщица» ,

«Старая ня­ня» ,

«Слепой тапер» ,

«Труженица» ,

«Бег­лый» .

При этом стихотворение превра­щается в лирическую исповедь героя, а сам автор как бы сливается с героем в еди­ном, общем чувстве:

«Болгарка» ,

«Натур­щица» ,

«Беглый» ,

«В глуши» .

Излюблен­ная строфа Полонского - катрен с перекрестной рифмой или же с рифмующимися четными стихами. Лиричность содержания, предель­ная простота формы, разговорная есте­ственность интонаций обусловили пере­ход стихотворений в песни и романсы, музыку к которым писали видные компо­зиторы XIX в. Среди этих стихотворений особенно известны:

«Подойди ко мне, ста­рушка» ,

«За окном в тени мелькает» ,

«Ночь» ,

«Степь» ,

«Песня цыганки» .

Поэмы Якова Петровича по своим художественным до­стоинствам менее значительны, чем его лирика. Из них наиболее интересны:

«Куз­нечик-музыкант» (1859),

«Свежее пре­данье» (1861-63).

В первой, носящей ал­легорический характер, поэт рисует свои взаимоотношения с чопорным петербург­ским светом. Особое обаяние придают поэме тонко нарисованные картины при­роды и ее мягкий юмор.

Неоконченная поэма «Свежее преданье» также связана с биографией автора. В ее основу поло­жены воспоминания поэта о студенческих годах в Москве, о московских барских до­мах, хорошо знакомых поэту. Прототипом главного героя поэмы, Камкова, был приятель автора - поэт И. П. Клюшников .

Примерно на том же художественном уровне, что и поэмы, стоят, и романы. В некоторых из них слишком ощущается все та же биографическая основа. Так, в романе «Дешевый город» (1879) нашли отражение события, связанные с пребы­ванием автора в Одессе. Более значите­лен роман «Признания Сергея Чалыгина» (1876). В нем идет речь о восстании декаб­ристов, однако само это событие пред­ставлено в книге чрезвычайно скудно и не нашло со стороны автора должной исторической оценки.

Отсутствие четкости, ясности в полити­ческих взглядах поэта определило отно­шение к нему со стороны революционно-демократической критики.

Белинский , не отказывая поэту в талантливости («обладает в некоторой степени чистым элементом поэзии»), ставил ему в вину отсутствие «на­правления и идей» («Русская литература в 1844 году»).

Добролюбов, отмечая спо­собность Якова Петровича «грустить о господстве зла», в то же время указывал на неспособность поэта проникнуться духом «негодованья и мщенья» по отношению к этому злу («Стихотворения Я. П. Полонского. 1859. Кузнечик-музыкант. 1859. Рассказы Я. П. Полонского. 1859»).

Наиболее рез­кий критический отзыв о литературной деятельности Полонского Я. П. принадлежит Салтыкову-Щедрину: «писатель второстепенный и не­самостоятельный» («Сочинения Я. П. По­лонского. Два тома, Спб., 1869»). Статья Салтыкова-Щедрина вызвала резкое воз­ражение со стороны Тургенева, который в «Письме к редактору С.-Петербургских ведомостей», не преувеличивая силу по­этического таланта поэта, оставил за ним право на оригинальность и самобытность («льет хотя из маленького, но из своего стакана».

Умер – , Петер­бург, похоронен в Рязани.

Среди русских писателей XIX века есть поэты и прозаики, чьё творчество не имеет такого значения, как вклад в отечественную словесность титанов, подобных Пушкину, Гоголю или Некрасову. Но без них наша литература лишилась бы многоцветия и многогранности, широты и глубины отражения русского мира, тщательности и полноты исследования сложной души нашего народа.

Особое место среди этихмастеров слова занимает стихотворец и романист Петрович стал символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце девятнадцатого века.

Уроженец Рязани

Мой костёр в тумане светит,

Искры гаснут на лету…

Автор этих строк из песни, которая давно считается народной, родился в самом центре России, в провинциальной Рязани. Мать будущего стихотворца - Наталья Яковлевна - происходила из старинного рода Кафтыревых, а отцом был обедневший дворянин, служивший в канцелярии рязанского генерал-губернатора Петр Григорьевич Полонский. Яков Петрович, родившийся в начале декабря 1819 года, был старшим из их семи детей.

Когда Якову исполнилось 13 лет, его мать скончалась, а отец, получив назначение на казенную должность, уехал в Еривань, оставив детей на попечение родственников жены. К тому времени Якова Петровича Полонского уже приняли в Первую мужскую гимназию Рязани, бывшую одним из центров культурной жизни провинциального города.

Встреча с Жуковским

Заниматься рифмованием в годы, когда в зените славы находился гений Пушкина, было обычным делом. Среди тех, кто отличался явной склонностью к поэтическому творчеству, проявляя при этом незаурядные способности, оказался и юный гимназист Полонский. Яков Петрович, биография которого полна знаменательных встреч и знакомств с лучшими литераторами России XIX века, часто вспоминал о встрече, оказавшей большое влияние на выбор им писательского поприща.

В 1837 году Рязань посетил будущий император Александр II. Ко встрече цесаревича в стенах гимназии Полонский, по поручению директора, написал стихотворное приветствие в двух куплетах, один из которых должен был исполняться хором на мелодию «Боже, царя храни!», ставшую официальным гимном Российской империи всего лишь за 4 года до этого. Вечером, после удачно прошедшего мероприятия с участием наследника престола, директор гимназии устраивал приём, на котором юный поэт познакомился с самим автором текста нового гимна - Василием Андреевичем Жуковским.

Знаменитый поэт, наставник и близкий друг великого Пушкина высоко оценил стихи Полонского. Якова Петровича на следующий день после отъезда Александра даже наградили от имени будущего царя золотыми часами. Похвала Жуковского укрепила Полонского в желании посвятить жизнь литературе.

Московский университет

В 1838 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Современники всегда отмечали удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался Полонский. Яков Петрович быстро обзавелся знакомствами среди самых передовых деятелей науки, культуры и искусства. Многие московские знакомые университетского времени стали для него настоящими друзьями на всю жизнь. Среди них - поэты Афанасий Фет и историки и Константин Кавелин, писатели Алексей Писемский и Михаил Погодин, декабрист Николай Орлов, философ и публицист великий актер Михаил Щепкин.

В те годы зародилась близкая дружба Полонского и Ивана Тургенева, высоко ценивших дарование друг друга на протяжении долгих лет. При помощи друзей состоялись первые публикации Полонского - в журнале «Отечественные записки» (1840) и в виде поэтического сборника «Гаммы» (1844).

Несмотря на то что первые опыты молодого поэта были положительно встречены критикой, в частности Белинским, его надежды прожить литературным трудом оказались наивными мечтаниями. Студенческие годы Полонского прошли в бедности и нужде, он был вынужден постоянно подрабатывать частными уроками и репетиторством. Поэтому когда возникла возможность получить место в канцелярии кавказского наместника Полонский уезжает из Москвы, едва окончив университетский курс.

В пути

С 1844 года он живет сначала в Одессе, потом переезжает в Тифлис. В это время он знакомится с братом сотрудничает в газете «Закавказский вестник». Выходят его поэтические сборники - «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). В стихах того времени ощущается особый колорит, навеянный знакомством поэта с обычаями горцев, с историей борьбы России за утверждение на южных рубежах.

Настоящие неординарные способности Полонского к изобразительному искусству были замечены еще во времена обучения в рязанской гимназии, поэтому, вдохновленный уникальными пейзажами Кавказа и окрестностей, он много занимается рисованием и живописью. Это увлечение сопровождает поэта на протяжении всей жизни.

В 1851 году Яков Петрович едет в столицу, Санкт-Петербург, где расширяет круг своих литературных знакомых и упорно работает над новыми стихами. В 1855 году выходит еще один сборник, его стихи охотно публикуют лучшие литературные журналы - «Современник» и «Отечественные записки», но гонорары не могут обеспечить даже скромного существования. Он становится домашним учителем сына петербургского губернатора Смирнова. В 1857 году семья высокопоставленного чиновника едет в Баден-Баден, вместе с ними отправляется за границу и Полонский. Яков Петрович много путешествует по Европе, берет уроки рисования у знакомится со многими русскими и иностранными писателями и художниками - в частности, со знаменитым Александром Дюма.

Личная жизнь

В 1858 году Полонский возвращается в Петербург с молодой женой - Еленой Васильевной Устюжской, с которой он познакомился в Париже. Следующие два года оказались для Якова Петровича одними из самых трагических в жизни. Сначала он получает серьезную травму, от последствий которой не сможет избавиться до конца жизни, передвигаясь только с помощью костылей. Затем заболевает тифом и умирает жена Полонского, а спустя несколько месяцев погибает и их новорожденный сын.

Несмотря на личные драмы, писатель работает удивительно много и плодотворно, во всех жанрах - от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему прозаических книг художественного содержания - остались его интереснейшие опыты в мемуарах и публицистике.

Вторым браком в 1866 году Полонский сочетается с Жозефиной Антоновной Рюльман, ставшей матерью их троих детей. Она обнаружила в себе способности скульптора и активно участвовала в художественной жизни русской столицы. В доме Полонских стали проводиться литературные и творческие вечера, в которых принимали участие самые и художники того времени. Эти вечера продолжались и некоторое время после кончины поэта, последовавшей 30 октября 1898 года.

Наследие

Наследие Якова Петровича велико и оценивается как неравнозначное. Главным свойством поэзии Полонского считается её тонкий лиризм, берущий начало в романтизме, обогащенном гением Пушкина. Не случайно его считали верным продолжателем традиций великого поэта, не зря стихи Якова Петровича часто использовали в своих романсах самые знаменитые композиторы - Чайковский, Мусоргский, Рахманинов и многие другие. При этом даже верные ценители поэтического дара Полонского считали, что вершинных достижений в его творчестве не так много.

В последней трети XIX века русские мыслители поделились на два лагеря - «западников» и «славянофилов». Одним из тех, кто не стремился выразить явную приверженность к одной из сторон, был Полонский. Яков Петрович (интересные факты о его теоретических спорах с Толстым есть в воспоминаниях современников) высказывал более консервативные идеи относительно врастания России в европейскую культуру, при этом во многом соглашаясь со своим другом - явным «западником» Иваном Тургеневым.

Он прожил насыщенную трудами и идеями жизнь русского литератора, получив благословение от современников Пушкина и оставаясь действующим поэтом, когда уже всходила звезда Блока. Показательны в этом смысле метаморфозы внешнего облика, которые претерпел Полонский. Яков Петрович, фото которого в конце века уже технически совершенны, предстаёт на портретах последнего времени настоящим патриархом, осознающим значительность пройденного пути.