Гендерная социология. Гендерные роли. Гендер в фашизме

Что изучает гендерная социология

В чем проявляются различия социальных ролей мужчин и женщин

Под влиянием каких факторов формируются гендерные стереотипы

18.1. Суть гендерной социологии и и категориальный аппарат

Тендерные исследования начались в западноевропейских странах, США и Канаде с середины 70-х годов XX в. Начиная с этого времени, проблеме половых различий в мировой литературе посвящается до 1,5 тыс. Научных публикаций ежегодно.

Само понятие «гендер» в современном понимании означает "соотношение людей разного статьи", а на украинском языке дословно "род" (мужской, женской, средний). Сегодня термин «гендер» применяют для описания различных преобразований в обществе и государстве, поскольку они происходят под влиянием личности мужчины и женщины и их отношений.

"Гендер" отличается от понятия "пол" (на английском "sex"), который используется для обозначения физиологических различий человек. Если пол задается естественно, то гендер - социально и обусловлен культурой общества в конкретный исторический период. В широком смысле гендер можно определить как смоделированную обществом и поддерживается социальными институтами систему ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мыслей, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими в процессе социализации.

В общем, гендер достаточно сложное понятие. В научных литературе оно употребляется в нескольких значениях:

Как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологического;

Как приобретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женской или мужской статей;

Как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации.

Считается, что термин «гендер» впервые был введен в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлер в работе "Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности" (1968). "Гендер" он рассматривал как понятие, выражающее биологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что понимается биологический пол. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с женственностью, а бытие человека с мужественным поведением. Такой подход поддержало многие социологи, особенно женского направления. Именно этот подход начал новое направление социальных исследований - тендерных.

Гендерная социология - отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые различия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществования, особенности социальной организации, специфику мужской и женской социальных общностей.

Главным интересом гендерной социологии? проблематика, которая ранее считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и т.д.). Значительное внимание сосредоточено на теоретическом анализе неравновесия, несбалансированности положений женщины и мужчины и их возможностей и шансов в самореализации, самоутверждении и саморазвитию.

Основная задача тендерной социологии заключается в осмыслении радикальных изменений положения женщины, укрепление и расширение женского начала в обществе. Однако тендерные исследования не являются чисто женскими. Они изучают социальную жизнь обоих полов, их поведение, роли, характеристики, общее и отличное между ними, социальные взаимоотношения полов.

Тендерные исследования - исследование социальных и социально-психологических особенностей женщин или мужчин. Это исследование средств отображения социального понимания половых различий.

Сегодня тендерные исследования получили статус академической дисциплины в американских и европейских университетах. Например, исследования по проблемам женщин стали частью образовательных и исследовательских программ в США, Франции, Великобритании, Канаде и других странах. Научное исследование и изучение тендера все больше распространяется в академических центрах Украины, в которых изучение тендерной проблематики было начато в 1990-е годы. За период своего существования центры женских и тендерных исследований подготовили литературу по женской и тендерной проблематике. Среди них работы Т. Мельник "Тендерная политика в Украине", Л. Лавриненко "Женщина: самореализация в семье и обществе (тендерный аспект)", Л. Смоляр "Гендерная демократия - стратегия XIX в.", К. Левченко "Права женщин: содержание, состояние и перспективы развития "и другие.

Понятие "тендер" означает ролевые социальные ожидания от представителей каждой статьи. Но в отличие от понятия "пол", оно касается не биологических особенностей, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированных рис. То есть если с полом связаны только физические различия строения тела, то с тендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами.

Понятие "маскулинность" (лат. Masculinus - мужской, здесь - мужество, сила) и "феминность" (лат. Femina - женщина, самка, здесь женственность). Они обозначают отличные психологические характеристики, исторически сложившиеся особенностями культуры данного общества. Маскулинность рассматривают как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих любому мужчине от рождения. Так, масуклиннисть ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью и тому подобное. Феминность - это характеристики связаны с женским полом, охватывающих: пассивность, мягкость, кротость, чуткость, эмоциональность и т.д., а также характерные формы поведения в каждом конкретном обществе. Высший уровень родства рис маскулинности и феминности, достигнутый одним лицом, свидетельствует о ее андрогинность (греч. Androgynos - двуполый). Она означает индивидуальную способность лица в зависимости от конкретных ситуативных условиях действовать одновременно по-женски и по-мужски. Понятие "андрогинность" появилось в литературе в 70-х годах. Американский психолог Сандра Бем была первой, кто разработал опросник по измерению андрогинности. Ее исследования показали, что почти треть взрослых людей имеют высокие показатели одновременно феминности и маскулинности. Также оказалось, что андрогинный люди более гибкие и легче адаптируются к окружающей среде, чем те, чьи показатели были изменены в сторону маскулинности. Например, люди, которые демонстрируют традиционные нормы маскулинной поведения, склонны к агрессивному поведению и не подвержены сопереживаний и нежности. Те, кто ведет себя в традиционно феминной манере свободно проявляют теплые чувства, сопереживание и нежность, однако они менее склонны к демонстрации настойчивости и независимости. Андрогинный люди могут быть независимыми и сильными и одновременно мягкими и добрыми, в зависимости от ситуации.

В отличие от андрогинными, маскулинный тип тендерной роли приводит к негативным общественным явлениям. Из исследований Украинской социолога Н. Лавриненко видно, что доминирование "мужского" в культуре приводит к культу силы в общественных отношениях. Принцип насилия, присущий маскулинном мировоззрения, переносится на взаимоотношения человека и природы, родителей и детей, женщин и мужчин.

Сексизм (лат. Sexus - пол) - дискриминация людей по признаку пола.

Патриархат определяется как семейная, социальная, идеологическая и политическая система, в которой женщина и женское всегда подчинено мужу и мужском. Данная категория является одной из наиболее употребляемых в феминизме. В отличие от патриархата, биархат является формой общественного устройства, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе.


Гендер - это понятие которое обозначает социальный пол человека, в отличие от биологического пола, социально ролевой статус, который относительно социальных возможностей каждой в образовании, проф. . деятельности, доступа к власти, семейной роли и репродуктивному поведению и естьодним из базовых измерений социальной структуры общества.

Пол - это понятие что означает теанатомо-биологические особенностиі людей в основном в репродуктивной системе на основекоторых люди определяются как мужчины или женщины.

Женщины в средние века. Каждая благородная дама могла иметь одного или нескольких поклонников-рыцарей, которых законный супруг обязан был признавать без ревности.

Представление о способностях мужчин и женщин в разных сферах деятельности.

Оценивая социальный статус мужчин и женщин в современном украинском обществе, 43% респондентов определили статус мужчины и женщины как одинаковый, а 35% указали на то, что статус мужчиныесть высшим чем статус женщины. Гендерные стереотипы, которые существуют в обществе, очень часто становятся на помехе и мужчинам, и женщинам в их профессиональной деятельности и в личной жизни. Они существенно влияют на стремление и самооценку женщин и ужнин, предопределяют предубежденную оценку их действий и способностей Гендерная социализация.

Гендерная социализация - это процесс усвоения социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась Отношение христиан к женщине.

В христианской традиции существует две противоположные тендэнции в отношении к женщине: ей поклоняються, в образе Божей Матери, воздаютженщин - мироносиц, которым первым появилсявоскресший Христос, уважаютженщин святых и великомучениц. С другой стороны женщинусчитают более близкой кпотусторонним силам, она сеть соблазна, она создана изАдамового ребра, нечистая и неполноценная, а самое главное виновная, потому что через нее произошло изгнание из рая.

Сексуальные домогательства на работе.

Сексуальные домогательства на работе стали понятием повсеместным. Отвергнувшигруду исторических подробностей, начнем из того, что различают двавида сексуального домогательства. Первый "работает" по законам бизнеса - услуга за услугу. В Украине нет четкого механизма прописания норм относительно сексуального домогательства (в том числе служебного), как, например, в США, где данной проблемой занимаются психологи, союзы, организации, научно-исследовательские институты и т.д. Но ответственность, хотя и очень коротко, прописанная в Уголовном кодексе Украины, а именно в статье 154 (Принуждениековступлению в половую связь), где в ч.1 говорится, что за принужденияженщины или мужчиныковступлению в половую связь естественным или неестественным образомлицом, от которого женщина или мужчина материально или служебно зависимы, - наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов.

Понятия стать, роль, маскулинность, феминность, идентичность.

Стать – это понятие, что обозначает те анатомо-биологические особенности людей в основном в репродуктивной системе на основании которые люди обозначаются как мужчины и женщины.

Роль – это характеристика поведения человека в условиях, определяемых социальными институтами.

Маскулинность - система свойств личности, которые традиционно полагают мужскими.

Феминность - это свойство личности, котораяпредусматривает соответствие женщины собственному психологическомуполу, соблюдение женских половых ролевых норм, типичного для женщины поведения, ценностей, установок.

Идентичность - собственные чувства и сознательное поведение лица которая редактируется его биологическим полом и обучение, усвоение и воспроизведение гендерных ролей.

Женщина в семейном быту.

В течение XIV - XVIII ст. семья в Украине, как и во всех тогда окружающих соседних странах, оставалась патриархальной. Главой семьи, итак, должен был бытьмужчина, которомуженщина обязанная была быть верной и послушной, во всем покорной. Женщина была будто полуполноправнымлицом, что все время находилась под чьей-то опекой: пока не выйдет замуж - ею охраняли родители, или, если они умирали, ближайшие родственники, a когда девушка выходила замуж, переходила под опеку своего мужчины.

Гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы - это обобщенные и упрощенные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское. - Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность приравнивается к активно-творческому, культурному началу, а фемининность – к пассивно-репродуктивному, природному.

Стереотипы, закрепляющие семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Для женщины главные социальные роли – семейные роли, для мужчин – профессиональные. Женщин принято оценивать по наличию семьи и детей, мужчин – по профессиональному успеху.

Согласно обыденному сознанию, “нормальная” женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям.

Стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. Согласно этому стереотипу, удел женщины – экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий труд. Тогда как инструментальная сфера, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд - это область деятельности для мужчин.

Понятие транссексуализма, трансвестизма, гомосексуализма.

Трансвестизм - это более легкая форма нарушения гендерной идентичности, которая проявляется в стремлении играть роль противоположного пола, потребности переодеваться, использовать имя и заимствовать другие ролевые атрибуты противоположного пола, хотя это не сопровождается полным осознанием себя лицом противоположного пола.

Транссексуализм - это полное осознание себя представителем противоположного пола Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола.

Государственная политика поддержки семьи.

Основными задачами Программы есть - усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам семьи для ее надлежащего развития и выполнения социальных функций - всестороннее укрепление правовых, моральных и материальных принципов семейного жизни -внедрение правовой, психолого-педагогической и организационно-методической системы с целью создания оптимальных социально-экономических условий для полноценного воспитания детей всемьи;

повышение уровня экономической активности и самостоятельности семей, оптимизация их социальной защиты, прежде всего тех, что имеют детей - создание системы целенаправленной подготовки будущих родителей к супружескому жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры граждан.

Гомосексуальность.

Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола. Формирование психосексуальной ориентации охватывает пубертатный (12-18 лет) и переходной (16-26 лет) периоды сексуальности. Становление психосексуальной ориентации есть конечным этапом психосексуального развития, на котором происходит формирования платонического, эротического и сексуального либидо. Термин "гомосексуал" впервые предложил венгерский журналист и защитник прав человека Карл - Мария Бенкерт в 1869 году. Этот срокпоявился в двух памфлетах, в которыхБенкерт высказывал протест против прусскогозакона что запрещал содомию. Гомосескуальність открыто в больше чем в 400 видов млекопитающих и птиц. Поэтому практически все ученые склоняются кмысли, которая сексуальная ориентация имеет генетические причины.

Ролевой конфликт работающей женщины.

Этот личностный конфликт между ролями чаще возникает у женщин, ориентированных на свою семью, но вынужденных работать вне дома, то есть половотипизированыхженщин. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, которые возникают у женщины, при оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах. Деструктивным показателем ролевого конфликта являются чувства вины, которое рождается из модели восприятия женщин своїх ролей.

Гендерные конфликты.

На макроуровне гендерный конфликт - это конфликт интересов, то есть борьба женщин как социальной группы за высший статус в обществе Гендерные конфликты вызванные разногласиями между нормативными представлениями о чертах личности и особенности поведения женщин и мужчин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей отвечать этим представлениям – требованиям.

Мужская и женская сексуальность.

Сексуальность - урожденная потребность и функция человеческого организма подобно к процессам дыхания, пищеварение и т.п. С биологической точки зрения - это готовность к полноценной сексуальной деятельности: развитыегеніталії, половой поезд, способность к сексуальному возбуждению и его интенсивность, возможность переживать оргазм, вековой и конституционный критерий. Но сексуальность значительно более широкая от нее сугубо генітальногоизмерения и, как говорят, 90% сексуальности - в голове, а не в половых органах.

Проблема гендерной неравности в Украине.

Существующее выраженное доминирование представителей мужского пола во многих сферах социального жизни в Украине базируется на постоянных гендерных стереотипах и устаревшей культурной детерминанте. Стали стереотипы создают значительные трудности в достижении женщинойдействительногоравенства в таких сферах жизни как семени, политика и бизнес. Если оказать в процессе формирования стереотипов тот период, когда возникает доминирование мужского типа в социуме, то можно максимально повлиять на этот процесс и добиться перераспределения мужского доминирования и тем самым значительного роста количества женщин, которые будут занимать ключевые руководящие должности в политике, бизнесе ит.п. И главное, отказ от старых гендерных стереотипов поможет росту демократизации государства и его культуры, созданию социального, открытого общества, в которомженщина, в качестве лидера, ценится также высоко, как и мужчина.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ - специальная социологическая теория, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни . Объектом исследования С.Г. являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности. Предметом исследования С.Г. является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро- мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, С.Г. является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм (функционалистской, марксистской, субъективистской), с разной степенью радикализма решая проблемы женщин.

Новая социологическая парадигма, признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание. В этом статусе С.Г. рассматривается как рядоположенная с другими парадигмами и ставит своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм. Как утверждает радикальная канадская феминистка Дороти Смит, официальная традиционная социология сделала своим объектом знание об обществе, характерное для доминирующей в обществе группы мужчин, поэтому под видом научной объективности эта социология отражает опыт, перспективу и интересы мужчин. Подчиненные группы общества, включая женщин, не могут в этих условиях выразить себя и нуждаются в новых формах знаний об обществе и социальных отношениях вообще. Это знание еще находится в стадии построения, разработки основных теорий и проблем.

В рамках С.Г. существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, однако их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует тезис о необходимости переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами (т.е. теми проблемами, которые прежде всего релевантны с точки зрения женщин).

Таким образом, в зависимости от того, насколько радикально подходят представители С.Г. к переосмыслению взаимоотношений полов, можно говорить о С.Г. либо как особой, новой специальной теории в сложившейся структуре социологического знания, предметом исследования которой избраны социальные особенности полов и основанные на половом признаке социальные роли, социальные стереотипы поведения, социальное неравенство в целом, либо как о новой парадигме построения социологического знания, требующей полного отказа от "старых" социологических интерпретаций общества и от "устаревшей", "нерелевантной" социологической науки, под видом объективности и нейтральности протаскивающей и закрепляющей идеи полового неравенства и сексистской культуры.

Большой вклад в развитие С.Г. внесли работы М. Мид, Д. Бернард, Б. Фридан, С. де Бовуар, К. Миллет и др. В советской социологии женские проблемы первоначально разрабатывались в рамках социологий семьи, труда, воспитания, однако гендерное звучание они получили относительно недавно. Только после 1991 возникли и первые гендерные исследовательские центры в России, на Украине, в Беларуси.

Несмотря на разнообразие теоретических и эмпирических подходов в рамках С.Г., их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение, а также показать, что оно исторически сложилось в "патриархальном" обществе и закрепилось в "патриархальных" образах общества и науки. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и "подлинно человеческих" качеств с мужчиной и мужскими качествами.

Ключевые понятия : гендерная социология, гендерные исследования, женские исследования, мужские исследования, гендерная социология в России.

Каким образом определяется объект и предмет гендерной социологии. Здесь мы наблюдаем различие точек зрения исследователей.

По Н. Смелзеру, социологи исследуют различия между мужчинами и женщинами на основе анализа четырех компонентов половой идентичности:

а) биологического пола, или первичных и вторичных физических признаков, которые определяют принадлежность человека к мужскому или женскому полу;

б) гендерной идентичности, или осознания своего пола;

в) гендерных идеалов, или культурных, стереотипов поведения мужчин и женщин;

г) сексуальных ролей, или разделения труда, прав и обязанностей в соответствии с полом. 6

Это определение предметной области гендерной социологии. За рубежом в последние десятилетия гендерные исследования про­водятся преимущественно на теоретической основе феминистских тео­рий, позволивших значительно расширить традиционную социологиче­скую проблематику. По мнению Л.Г. Титаренко , гендерная социология 7 – (1)специальная (частная) социологическая теория , изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности. Предметом исследования гендерной социологии является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, гендерная социология является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм; (2) новая социологическая парадигма , признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание и ставящая своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм 8 .

С точки зрения Г.Г. Силласте , гендерная социология изучает закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Понятие «гендерная социология» в западной литературе практически не употребляется 9 .

Объект гендерной социологии, по Г.Г. Силласте, - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум . Предмет гендерной социологии - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Большой вклад в развитие гендерной социологии внесли работы Маргарет Мид 10 , Бетти Фридан 11 , Симона де Бовуар 12 и др.

Т.А. Гурко пишет, что «так же, как и на Западе, в России и СССР гендерные аспекты вначале анализировались не столько в рамках социологии, сколько в смежных с ней дисциплинах. <…> В последние годы хотя и появились специальные исследовательские гендерные центры, но недостаточная проработанность теоретических и методических основ пока не позволяет говорить об окончательной сформированности этой дисциплины» 13 .

Отметим точку зрения Е. Здравомысловой и А. Темкиной . По их мнению, «термин «гендерный подход» возникает в социологии в 70-е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии мы понимаем анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола» 14 .

Социология практически всегда включала в свое поле рассмотрение отношений полов, которое зависело от общего теоретического подхода, пол при этом интерпретировался как «аскриптивный», или приписанный статус. Гендерный подход сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках статус пола перестает быть аскриптивным. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства 15 . Гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии.Как считают социологи Здравомыслова и Темкина, гендер - это социальный статус, который обусловливает индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные и репродуктивные роли мужчин и женщин.

Под влиянием феминистских идей в 1970-е годы в американских университетах стали развиваться учебно-исследовательские программы «женских исследований» (women"s studies), в которых женщины изучали и переосмысливали опыт женщин. Главными отличиями «женских исследований» как научного направления от всех предшествующих исследований, касающихся социально-половых ролей, этнографии, психологии и социологии пола, были:

1. Ориентация на критику наук, ранее не «видевших» женщин . Под видом изучения человека вообще, то есть Homo sapiens, эти науки фактически изучают мужчин, а женщины не включены в исследовательское поле. Так, например, биология, антропология, медицина и психология долгое время изучали под видом «человека вообще» мужчину. Традиционные исторические исследования касались, как правило, событий «большой» (мужской) истории - войн, битв, революций, смены династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин, редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким образом, оказались «спрятанными» от истории, но в таком случае и сама история не в полной мере описывает жизнь людей. Обнаружение этих тенденций вылились в констатацию того, что науке свойственны андроцентризм и маскулинизм. Социально-политический контекст появления женских исследований был создан либералистскими идеями (эмансипации, равенства, автономии, прогресса), нашедшими отражение в (1) молодежных движениях конца 1960-х гг. и революции «новых левых», (2) сексуальной революции, от последствий которой женщины выиграли более мужчин.

2. Нацеленность на критику общества и потому связанность с женским движением , участницами которого являются только женщины. При этом они могут отстаивать как свои собственные права и интересы (и тогда термин выступает как синоним феминистского движения), так и права и интересы других людей (например, движение Солдатских матерей). Проблемы, для решения которых женщины объединяют свои усилия, могут быть сами разными – борьба за мир, за охрану окружающей среды, за социальную безопасность, против бедности, в поддержку людей с ограниченными физическими возможностями и др. Женские движения могут поддерживать самые разные политические взгляды, быть клерикальными или антиклерикальными.

3. Развитие на пересечении научных дисциплин в форме междисциплинарной исследовательской практики . В традиционной науке женщины не являются ни субъектом, ни объектом познания. Именно поэтому женские исследования открыто и сознательно апеллировали к использованию жизненного опыта женщин как основы для разработки новой методологии социального познания. В конце 70-х г. возникли Европейская сеть женских исследований и Национальная ассоциация женских исследований (США), появилось много специализированных журналов, в которых обсуждался вопрос о статусе этой дисциплины. В женских исследованиях особый акцент делается на образовательные программы, в ходе которых учащиеся в интерактивной форме обсуждают социальные дискриминационные практики, что содействует изменению познавательных и житейских установок. В 90-е гг. ХХ в. образовательные программ женских исследований были особенно распространены в США (они существовали в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая магистерские и докторские программы), а также в Европе (Германия, Великобритания, Нидерланды).

Развитие мужских исследований (Men"s Studies) стало своеобразным академическим ответом на феминизм и женские исследования. Но свою роль сыграли и социальные изменения положения мужчин на рынке труда и в семье. Мужественность казалась ясной, естественной и противоположной женственности. Переосмысление женщинами своей сущности привело к тому, что и мужчины оказались озабоченными этим вопросом. И при рассмотрении «загадки мужественности» белых пятен оказалось еще больше, чем при обсуждении в чем заключается «мистика женственности» (Б. Фридан). Выяснилось, что отождествление мужчины с «человеком вообще» сыграло злую шутку: универсализация образа мужчины привела к тому, что многие аспекты мужского опыта столь же мало изучены и осмыслены, как и женский опыт. Первыми обескураживающий вопрос «Что есть мужчина?» поставили американские антропологи, затем к нему обращались англичане, австралийцы и скандинавы. «Мужские исследования» пытались выявить основные этапы становления концепций маскулинности, возможные кризисы и девиации, особенности способов, механизмов, каналов формирования института мужского пола и предложить возможные варианты преодоления жесткости мужской гендерной роли (в частности – через так называемое «новое родительство», в рамках которого оба родителя активно участвуют в воспитании).

В современных мужских исследованиях анализируются этапы становления мужественности, исторические кризисы последней, особенности гендерных технологий в формировании образов маскулинности и т. д. Основная идея маскулинного менталитета - «Быть мужчиной, а это означает быть заведомо обреченным властвовать... иллюзия мужественности оправдывает право на обладание» (П. Бурдье). И наоборот - обладание удовлетворяет мужественность, пусть и иллюзорную. Довольно быстро «мужские исследования» в истории и социологии оказались востребованы не только академическим знанием, но мужскими организациями, которые показали себя такими же борцами с гендерными предрассудками и привилегиями, как и феминистки, защитниками прав геев, бисексуалов, транссексуалов, лесбиянок.

До середины 1980-х гг. мужским проблемам посвящались преимущественно популярные книги и исследования медико-биологического характера. Затем количество публикаций стало расти в геометрической прогрессии, захватывая все новые темы и отрасли знания. Наиболее полная библиография литературы о мужчинах и маскулинности, составленная и регулярно переиздающаяся Майклом Футом (Австралия) состоит из 50 разделов и насчитывает больше 3000 названий. Как грибы, растут специальные журналы о мужчинах и для мужчин.

Гендерные исследования (gender studies) – это теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода. Феминизм первым остро поставил лежащие в его основе вопросы, но для их обсуждения и практического решения феминистские подходы - только одна из многих возможностей, тем более, что сами эти подходы неоднозначны. Между западными философскими феминистскими теориями и конкретными исследованиями, которыми занимаются обществоведы и психологи, - дистанция огромного размера.

Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархатную) иерархию власти. Истории становления гендерных исследований на Западе и в России различны. Гендерные исследования в США и Западной Европе формировались как феминистская критика основных социальных теорий (психоанализ, неомарксизм, экзистенциализм, феноменология, структурно-функциональный анализ, структурализм и постструктурализм).

Теоретический уровень гендерных исследований связан с разра­боткой таких основополагающих категорий, характеризующих струк­турные отношения в обществе, как патриархат и капитализм . Оба по­нятия широко применяются и вне гендерной социологии. Специфика их использования в гендерной социологии состоит в интерпретации всей истории человеческого общества на основе включения половых отношений в объяснительные модели.

Многие вопросы, обсуждаемые на Западе, для постсоветского пространства не имеют реального социального значения или, как минимум, не являются первоочередными. Обсуждать их можно и нужно, потому что главные тенденции развития являются глобальными, но «с крупинкой соли».Идти нужно от проблем, которые, при достаточно ясном понимании их сути, могут быть сформулированы «на пальцах».Если идти от «дискурса», дело сведется к усвоению некоторого количества новых иностранных слов, которые и на Западе являются эзотерическими и довольно быстро устаревают, сменяясь новыми. В наших же палестинах эта неизящная словесность выглядит и вовсе экзотической.

Гендерная концепция не была в России «выстрадана» долговременным развитием женского движения и не была ответом на его социальный запрос, как то случилось на Западе четверть века тому назад (в условиях молодежных движений конца 60-х гг., второй волны феминизма и сексуальной революции). Однако благодаря этому и, в известном смысле, вследствие того гендерной парадигме удается пока избегать того трагического разрыва между академическим знанием и практикой, когда «научные тексты, будь они философскими, историографическими или литературоведческими, остаются “китайской грамотой” для практических феминисток», когда теоретики и практические деятельницы не имеют никаких точек соприкосновения.И вот почему.

Гендерная теория в России не выступала и не могла выступить как критическое осмысление существовавших социальных теорий, потому что сама социальная теория существовала в России (тогда - в СССР) в «единственно верной форме», а с начала перестройки находится в стадии становления. Гендерная концепция в России была воспринята «сверху» и с некоторым временным опозданием. То есть Россия как страна запаздывающей модернизации в очередной раз имела возможность использовать готовые результаты прогресса Запада, причем заимствуя их, нимало не смущалась тем, что рецепция эта может происходить и довольно агрессивно, в том числе и в форме упрощений, схематизации, иногда даже профанизации знания. Усвоение интеллектуальных практик Запада, освоение идей разнообразных течений, направлений и школ, возникавших там в определенной последовательности и с определенной логикой, происходило и происходит в России ускоренными темпами 16 .

В России исследований и надежных эмпирических данных по гендерной проблематике значительно меньше, но сравнение результатов массовых опросов общественного мнения, качественных гендерных исследований представленных в российских СМИ образов маскулинности приводит к заключению, что и общее направление развития маскулинности, и связанные с нею проблемы в России те же, что и в странах Запада. В то же время приходится констатировать, что:

а) российское гендерное сознание, как мужское, так и женское, значительно более консервативно;

б) принцип гендерного равенства чаще принимается на словах, чем на деле, а то и вовсе оспаривается;

в) налицо значительное расхождение мужских и женских социальных ожиданий и предъявляемых друг к другу требований;

г) существует системное недопонимание социального характера гендерных проблем и одновременно переоценка возможностей государственной власти в их решении;

д) в ходе социальных трансформаций последних двух десятилетий в каноне маскулинности сформировались две противоположные тенденции: с одной стороны, признание своей мужской несостоятельности («несостоявшаяся маскулинность», выученная беспомощность и т. д.), а с другой – резкое усиление агрессивной маскулинной идеологии, чему способствуют поддерживаемое в обществе состояние моральной паники и идеализация исторического прошлого.

Вся гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы. Сначала объявили о своей субъективности и праве на нее женщины. Этому предшествовали 150 или больше лет феминистского движения и, что не менее важно, глубочайшие и необратимые социально-структурные сдвиги в половом/гендерном разделении труда, характере публичной власти и т.д. Затем, после Второй мировой войны, вышли из чулана геи и лесбиянки. В конце ХХ в. настала очередь «третьего пола», трансгендерников.

Говоря о тенденциях развития гендерных отношений, необходимо иметь в виду следующее. Каждый человек имеет множество идентичностей, но главная из них - та, в которой он чувствует себя наиболее уязвимым. Социологам и социальным психологам это давно известно и у них есть понятийный аппарат для описания соответствующих процессов.

Отправной точкой новоевропейского дискурса о мужском и женском была дихотомическая модель, замкнутая на репродуктивную биологию, которой подчиняли все остальное. Позже эта модель стала многофакторной, показав, что соотношение мужского и женского в одних сферах жизнедеятельности предполагает взаимную исключительность, в других - более или менее существенные различия, а в третьих - полную взаимозаменяемость. Затем на свет божий вышли индивидуально-групповые вариации. Несколько десятилетий они казались преимущественно продуктом культуры и социализации, на одной и той же биологической основе.

Основной вопрос - что на самом деле меняется в социальном положении и деятельности мужчин и женщин, от которых (от положения и деятельностей) производны стереотипы маскулинности и фемининности и связанные с ними образы Я.

В первом приближении «мужская» позиция в рассматриваемом воп­росе может быть сформулирована следующим образом: женщины по неясным причинам начали требовать большего, чем им было отведено самой природой, и получили на свою голову в дополнение к рождению и воспитанию детей ещё и заботу о карьере и материальном достатке. Но они сами этого добивались и, в конечном итоге, именно реализация их желания поставила с такой остротой демографическую проблему на всем пространстве, именуемым по-западному «цивилизованным».

«Женская» позиция, в свою очередь, сводится к прямо противополож­ному убеждению. Она исходит из того, что мужчины, веками видевшие в женщине только объект для удовлетворения своих потребностей и маши­ну для рождения детей, сегодня наблюдают «бунт машин»: мы - такие же, как и вы, а потому требуем, чтобы вся «специфичность» женщины длилась не более девяти месяцев - в остальное же время, в том числе нужное для воспитания потомства, роли мужчин и женщин не должны различаться.

Гендерная социология

Определение 1

Гендерная социология представляет собой социологическую теорию, которая занимается изучением закономерностей дифференциации мужских и женских социальных ролей. Объектом исследования для неё выступают неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин, сложившиеся исторически.

Предмет исследования – социальная несправедливость и гендерное неравенство в отношении женщин.

Само понятие «гендер» в переводе с английского языка означает «пол», «род». Этот термин появился с началом рыночных преобразований 1990-х годов и в отечественную современную социологию пришел из англоязычных стран.

Замечание 1

Основополагающими понятиями гендерной социологии являются гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. Основой теории двух систем и теории однородности являются два понятия «патриархат» и «капитализм».

Теории создавались в полемике представителями разных направлений социологии гендерной. Первая теория утверждала, что общество строится вокруг двух систем эксплуатации. В структурном плане они друг от друга независимы – патриархат эксплуатирует женщин, и капитализм эксплуатирует рабочую силу.

Система полов и экономическая система разделены в целях анализа, хотя существуют вместе. Семейная оплата труда в конце XIX века якобы служила интересам, как работодателей, так и мужчин рабочих. Подобное положение существовало с той целью, чтобы держать женщин в экономической зависимости от мужчин.

Женщина должна была заниматься хозяйством, воспроизводить и воспитывать новую рабочую силу. Патриархат воспринимается в этом случае, как часть семейной структуры, а капитализм выступает за её пределами.

Сторонники теории однородности считают, что капитализм не является нейтральным в отношении пола и его ядром становится эксплуатация женщин. Таким образом, если патриархат и капитализм проявляются в одной социально-экономической структуре, то совершенно логично говорить об одной системе, материальная база которой заключается в разделении труда по признаку пола.

Замечание 2

Причина эксплуатации женщин, как считает большинство авторов той и другой теории, является разделение труда по половому признаку. Современная гендерная социология выделяет пол как важную составляющую в анализе разделения труда, социальной структуре, образе жизни, поведении в семье и в профессиональной деятельности.

Анализ сексуального насилия над женщинами в семье, и сексуальных домогательств на службе, является новым направлением гендерных проблем.

Важной проблемой современной гендерной социологии является выбор методов исследования. В отечественной гендерной социологии широкое применение находят традиционные методы опроса, данные социальной статистики и относительно новые западные методы, например, метод устной истории Д. Берто.

Все гендерные исследования обязательно должны учитывать социально-экономический уровень развития и специфику культуры страны, а также особенности её исторического развития, потому что для ряда развивающихся стран Азии, Африки, стран Восточной Европы целый ряд методов просто неприменим.

Сущность гендерной социологии

Гендерная социология и социология пола имеют между собой принципиальное отличие.

Гендерная социология отличается тем, что на первый план выдвигает особенности мужской и женской социальной общностей, их социальное поведение и статус. В России гендерной социологией стали интересоваться после перестройки. Основная причина этого интереса заключалась в том, что произошло резкое падение уровня жизни населения и особенно это коснулось женщин и детей.

Практически во всех сферах жизни общества открыто стала проявляться дискриминация женщин, причем, в больших масштабах. С 1990 г. научный коллектив «ГАЛСИ» проводит в России социологические исследования положения женщин и женских движений.

За это время разрозненные российские центры и лаборатории собрали опыт изучения гендерных проблем. Начиная с 1989 г. ВЦИОМ проводил общенациональный мониторинг общественного мнения. Он касался экономических и социальных проблем, включая положение российских женщин.

Результатом этой работы стал сформированный банк данных. В журнале «Социологические исследования» регулярно появляются соответствующие публикации.

Для развития гендерной социологии в России существует достаточно обширная, но, правда, слабо востребованная эмпирическая база данных. Исходя из этого, можно дать следующее определение гендерной социологии - это частная социологическая теория, изучающая процессы развития и социального взаимодействия двух общностей – мужской и женской.

Теория анализирует эволюцию их социальных статусов с учетом культурных традиций, рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужчин и женщин.

Методологическая база представлена диалектическим подходом к изучению социального взаимодействия мужчин и женщин, как друг с другом, так и с их социальным окружением.

Принцип социального детерминизма дает возможность исследовать социогендерные отношения в конкретных исторических условиях в их динамике. Есть необходимость дополнить социологический анализ изучением демографических факторов, особенностями мужской и женской психологии, использованием теории ролей.

Замечание 3

Если говорить другим словами, то гендерная социология при рассмотрении положения мужчин и женщин и их социальных статусов, предполагает применение междисциплинарного подхода. Она имеет тесную связь с социологией семьи, социологией личности, социологией безопасности и с социальной геронтологией.

Функции гендерной социологии

Для гендерной социологии характерны свои функции, среди которых важнейшими являются:

  • мировоззренческая,
  • прогностическая,
  • управленческая,
  • информационная,
  • прикладная.

Мировоззренческая функция объективно связана с социально-политической жизнью общества и выражается в использовании выверенных количественных данных, потому что именно они могут убедить современного человека в чем-либо. Социологическое знание является мощным инструментом социально-политической жизни общества. На каких позициях сегодня стоит общество, кто главный в этом обществе – мужчина или женщина.

Прогностическая функция выполняет важную задачу, прогнозируя будущее общества. Прогностическая функция может иметь дело с конструированием моделей социальных объектов, создавая образ будущего.

Выводы и рекомендации, которые делают специалисты в результате своих исследований того или иного социального объекта являются основой для принятия решений, в этом заключается суть управленческой функции. Решения, которые принимаются на основании социологического знания, всегда более аргументированы и весомы, поэтому оспорить их непросто. Решения могут носить очень серьезный характер, так использование социологического знания, например, позволяют вырабатывать решения по преобразованию общества, его политической и экономической системы.

Информационная функция связана со сбором информации, его систематизацией и накоплением. В крупных социологических центрах она сосредотачивается в памяти ЭВМ. Данные социологических исследований могут быть полезны не только специалистам, ученым, студентам, но и разным структурам гражданского общества. Социологическая информация является методологической базой для феминизма.