Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого. Играйте в подвижные игры. Сдвг или просто дерзкий норов? как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни

Все чаще приходится слышать о гиперактивных детях.

Итак, миф первый. Гиперактивный – значит, не совсем нормальный.

Помню, в моем детстве термина «гиперактивность» вообще не существовало. Но в каждой детсадовской группе, в каждом школьном классе были дети (чаще всего мальчики), которых называли хулиганами. Они не могли смирно посидеть на месте несколько минут, постоянно озорничали, обижали других ребят, плохо учились… Воспитатели и учителя от них стонали. Моего одноклассника Сережу в младших классах учительница просто лупила (тогда это считалось нормой), а в средних математичка сажала его за отдельную парту у самой доски, чтобы был на виду. Когда Сережа ушел из школы после восьмого класса, все облегченно вздохнули. Впоследствии он окончил высшее военное училище, а сейчас живет за границей и занимается бизнесом. У него сеть ресторанов. Как вы думаете, может ненормальный психопат сделать такую карьеру? А ведь гиперактивность была налицо…

Миф второй. Все гиперактивные дети страдают синдромом дефицита внимания.

Что такое синдром дефицита внимания? Речь идет о детях, которым по какой-то причине не хватает внимания со стороны других людей – родителей, педагогов или сверстников. Некоторые психологи уверены, что все это сплошь детишки, заброшенные родителями, вот они и пытаются привлечь к себе внимание, чтобы восполнить этот самый дефицит.

Но на деле это лишь одна из причин гиперактивности. Ведь и среди взрослых есть сверхэнергичные индивиды, которым необходимо постоянно заниматься какой-то деятельностью, куда-то мчаться… Обычно жизнь у них бьет ключом: они обожают путешествовать, посещают с десяток различных кружков, секций и клубов, то и дело учатся на каких-нибудь курсах. Но если взрослые обычно контролируют себя, то дети этого еще не умеют. Избыток энергии они могут тратить на шалости и хулиганские поступки, причем им может просто не приходить в голову, что они поступают плохо.

При этом такие дети могут быть совсем не злыми. У нас в доме с некоторых пор снимает квартиру семья с двумя детьми. С мальчиком все более-менее в порядке, а от десятилетней девочки по имени Яна все соседи буквально стонут. То она придумывает бегать по двору, размахивая палками, то метать в ближайшие деревья металлические стержни-стрелы, то жечь костер… Яна не дает покоя соседским котам: родители не разрешают детям заводить животных на съемной квартире, так девчушка повадилась каждые два часа звонить в дверь соседям напротив, чтобы они выдали ей кота для прогулки. Весь подъезд забросан кошачьим кормом: Яна кормит и соседских кошек, и приблудных, с улицы, отчего под лестницей уже развелись привлеченные дармовой едой крысы… Получается, что девочка делает хорошее дело – заботится о животных. Но в то же время людям она доставляет массу неудобств.

Миф третий. Гиперактивным детям трудно сосредотачиваться на каком-нибудь деле.

Это отчасти правда, и именно поэтому у них нередко возникают проблемы с учебой. Но при верном подходе ситуацию можно скорректировать. Так, недавно исследователи из Университета Флориды выяснили: чтобы справляться с заданиями, такие дети должны просто больше двигаться. В эксперименте участвовали 52 мальчика в возрасте от 8 до 12 лет, 29 из которых имели синдром дефицита внимания и гиперактивности. Им был предложен ряд задач, связанных с обучением и логикой. Пока они решали задачи, за ними велось постоянное наблюдение – как со стороны ученых, так и с помощью видеокамер. Оказалось, что наилучшие результаты показали те участники, которые во время выполнения заданий совершали какие-либо движения.

По мнению психологов, двигательная активность помогает детям с синдромом СДВГ удерживать полученную информацию в памяти и обрабатывать ее. Как правило, на занятиях детей заставляют сидеть неподвижно. Возможно, следует ввести в процесс обучения двигательные элементы, считают специалисты, и материал будет лучше усваиваться. Среди гиперактивных детей встречается немало способных и даже талантливых. Бывают и такие, которым просто неинтересно заниматься тем, чем занимаются остальные, потому что их интеллектуальный уровень гораздо выше. Прежде чем сделать выводы о «необучаемости», следует проверить их IQ.

Миф четвертый. Гиперактивные дети неуправляемы.

Они такими только кажутся на первый взгляд. Да, если вы будете требовать, чтобы такой ребенок сидел тихо, он вряд ли послушается, или его хватит всего на несколько минут. Гиперактивному ребенку следует дать возможность выплеснуть свою энергию. Предлагайте ему подвижные игры, какую-то деятельность, которая требует приложения большого количества энергии – и не исключено, что он покажет даже лучшие результаты, чем его «нормальные» сверстники.

Долго думала, с чего бы начать свое повествование. Со скучного описания симптомов и причин этого набившего оскомину невропатологам всего мира расстройства или истории исследований СДВГ, а может быть, о доводах «за» или «против», диагноз ли это вообще или способ оправдать несносное поведение своего ребенка в глазах окружающих? Но пришла к выводу, что если вы обратили внимание на заголовок, значит вы здесь не просто так и немного в курсе. А значит, будем вкратце и по делу.

СДВГ - это Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности, расстройство поведения, сопровождающееся трудностями с концентрацией внимания, плохой управляемостью и импульсивностью. Если вы сейчас читаете эти строки и киваете головой: «да это ж про моего!», не спешите делать выводы. Данный диагноз ставится на основе ряда длительных исследований и наблюдений специалистов за вашим ребенком, и такие проявления, как гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность, в вашем случае скорее норма, чем то, что «а вот месяц назад у нас такое было». Прежде чем понять, почему мой ребенок ведет себя как пришелец с планеты Мелмак, я выпила тонну экстракта валерианы, обила пороги десятков именитых врачей, выслушала сотни ежедневных претензий от воспитателей детского сада, педагогов младших классов, и, наконец, сделала для себя некоторые выводы.

Итак, у моего ребенка СДВГ. Он не способен усидеть на месте дольше трех минут, концентрировать внимание дольше одной минуты, и, кажется, что в одном месте у него аккумулятор, который сам себя подзаряжает. Если у вас не стальные нервы, закаленные многолетним опытом (как у меня), то нахождение с таким ребенком в замкнутом помещении это настоящая мука, а быть каким-либо образом причастным к его учебе равносильно прохождению девяти кругов ада. Придя со школы, он забывает, что надо раздеться и берет, к примеру, пластилин, через некоторое время вспоминает что-то и расстегивает брюки. Видит кота, бежит к нему, брюки волочатся по полу, вот они уже на полу, а впереди новое развлечение, трансформированное из маминого «помой руки»: включить кран в ванной и долго-долго мочить и мять мыло, пока из него не получится смешарик. По пути из ванной в зал: кот, пить, открыть холодильник, закрыть холодильник, поправить колесо на машинке, вспомнить о чупа-чупсе, открыть холодильник, закрыть холодильник, побежать в зал, запнуться о брюки, упасть на кота, увидеть под телевизором деталь от конструктора, вытащить весь конструктор и начать собирать что-нибудь вотпрямосейчас, что может быть важнее? Если после всего его удается накормить, и без дерганья глазом, усадить за уроки, начинается самое интересное. Все правила, касающиеся оформления работы в тетради не для такого ребенка. «Пять клеточек от левого края, одна от верхнего, везде ставим точки, на поля не заходим» – не, не слышали. Несмотря на регулярность вдалбливания в неокрепшие школьные головы этих простых правил, этот ребенок будет писать так, как Бог на душу положил, ну или как звезды встали. У детей с дефицитом внимания часто такие сопровождающие нарушения, как дисграфия – расстройство письма и аграфия – полная неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта (встречается значительно реже). Мой ребенок часто делает неспецифические ошибки, как то: пропуск букв (Классная рбота), несоблюдение пробелов (стоялакрасиваячашка), зеркально отображает буквы, забывает некоторые их элементы. И ведь это не потому, что он не знает, как пишутся эти давно знакомые ему буквы и слова, а потому, что его внимание и концентрация рассеиваются одновременно на множество задач: подрыгать ножкой, боковым зрением увидеть разноцветную ручку, написать слово, почесать за ухом, услышать окружающие звуки. А несозревшая кора головного мозга не справляется с таким потоком информации.

Чтобы совместное выполнение домашних заданий не сделало из вас задерганную, вечно орущую мамашу, бабушки и дедушки не приходили в ужас от просьбы взять ребенка на выходные, а у вашего чада не пропало желание учиться, вот вам несколько правил, которыми любезно поделилась со мной детский психолог.

1. Если вы не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Поменьше необоснованных запретов, но если вы запрещаете что-то, то запрет должен действовать всегда, вне зависимости от обстоятельств.

2. Если ребенок не слушается, повторяйте просьбу до тех пор, пока он ее не выполнит, одними и теми же словами, одним и тем же ровным тоном. Не помогло? Встаньте или сядьте так, чтобы смотреть ребенку прямо в глаза, обнимите его за плечи и повторите просьбу. Это работает почти всегда. В случае провинности не ругайте, отреагируйте неожиданно, пошутите, сфотографируйте его, шутливо передразните его действия. Всегда выслушивайте ребенка.

3. Вы думаете, что уделяете ребенку все внимание? Так вот, ребенку с СДВГ внимания нужно ровно в два раза больше. Это как телефонный звонок, на который вы ответите, что бы вы ни делали в данный момент. Ввиду своей активности и импульсивности такие дети очень увлекающиеся. Если ребенок просит, помогайте ему в любых начинаниях, будь то рисунок, поделка или домашнее задание. Предпочитайте регулярный отдых на природе походам в торгово-развлекательные центры или в места с большим скоплением народа. Не выясняйте отношений в присутствии ребенка.

4. Вашего гиперактивного малыша легче организовать, если у него есть строгий режим дня: подъем, водные процедуры, приемы пищи, выполнение домашних заданий и отход ко сну в одно и то же время. Организуйте место для занятий в комнате, где нет отвлекающих факторов типа телевизора, компьютера, магнитофона, игрушек и т.д. Контролируйте выполнение домашних заданий, мягко, но уверенно пресекая попытки отвлекаться.

5. Придумайте поощрения за сделанное задание и наказание за плохое поведение. Некоторые заводят дневник самоконтроля. Мы обозначали в отдельной тетрадке хорошие поступки за день веселыми смайликами, а плохие – грустными. В конце дня ребенок наглядно видит, какое поведение преобладало, беседуйте с ним на эту тему, совместно ищите выход из сложившейся ситуации.

6. Забудьте об агрессии и телесном наказании. Если поведение ребенка вышло из-под контроля, отправьте его одного спокойно сидеть в комнате, лишите любимого лакомства или удовольствия на определенный срок. Помогает также «железная хватка» - простое крепкое удерживание ребенка в своих объятиях или счет до трех. Пример: «Считаю до трех, если ты не перестанешь прыгать на диване, то о походе в парк можешь забыть! Рааааз.. Дваааа.. » и т.д. Будьте последовательны и всегда выполняйте то, что сказали, будь то поощрение или наказание.

7. Дети с СДВГ очень зависимы от похвалы и поощрений. Делайте это так часто, как то позволяет ситуация. Нежелательное поведение следует игнорировать, если оно потенциально не опасно для него самого или не причиняет неудобств окружающим.

8. Составьте ряд собственных обязанностей ребенка соответственно его возрасту и способностям, расширяйте их со временем. Самое трудное для него - это начать выполнение задания, помогите ему с этим. Забудьте об указаниях вроде: «помой посуду, накорми кота, а потом сложи игрушки». У ребенка нарушено внимание, и задания должны быть односложными и контролироваться в процессе выполнения. Заведите семейные традиции, что также хорошо дисциплинирует.

9. Поймите, что его плохое поведение неумышленно, не вините ребенка в этом. СДВГ – это диагноз, и гораздо эффективнее будет вовремя обратиться к специалистам, которые окажут психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Подходящий возраст для коррекции – с 5 до 10 лет, однако не ждите, что симптомы пройдут сами собой за пару месяцев или лет. Признаки гиперактивности исчезнут к концу созревания коры головного мозга, а импульсивность и вспыльчивость порой сохраняются всю жизнь.

10. Снять ненужный мышечный тонус и нервное напряжение поможет и правильно подобранная физическая активность. В нашем случае это были детская йога и плавание, которые ощутимо успокаивали физически и психически, улучшили показатели успеваемости.

Я думаю, что любящие родители, желающие изменить атмосферу в семье и несколько облегчить состояние ребенка (ведь от его диагноза страдаете не только вы, а в первую очередь он, да-да) способны на все вышеперечисленное, стоит лишь запастись терпением.

Но что делать с учителями и детским коллективом, спросите вы, и будете правы. Потому что на этот счет также имеются прекрасные рекомендации. Если вы, как и я, испытываете те же проблемы с поведением, ежедневно выслушиваете жалобы о невнимательности и неусидчивости вашего ребенка и (важно!) вашему сыну или дочери психоневролог подтвердил диагноз СДВГ, то большая просьба: распечатайте следующие строки и попросите педагога с ними ознакомиться. Осталось только надеяться, что именно вашему ребенку попался понимающий и думающий наставник, готовый пойти навстречу!

1. Измените окружение:

Идеальное место для такого ребенка – перед учителем, первая парта первого или второго ряда.

Индивидуальный подход (насколько это возможно в условиях наших школ);

Не отказывайте ребенку в помощи, если она ему требуется.

Если это необходимо, разрешайте такому ребенку вставать среди урока и двигаться, направляйте его энергию в нужное русло: сходить по поручению, раздать тетради, вытереть доску. Поощряйте его активное участие в разного рода внешкольных мероприятиях.

2. Создание положительной мотивации на успех:

Ученик с гиперактивностью такой же, как все остальные, избегайте изменений в требованиях к нему;

Старайтесь создать непринужденную, игровую форму проведения занятий.

Поручайте задания в соответствии со способностями ребенка;

Большие задания разделяйте на части, контролируя их на каждом этапе;

Дайте ребенку проявить свои сильные стороны, стать лучшим в какой-нибудь области в своем классе;

Игнорируйте плохие поступки и поощряйте хорошие; хвалите его за успехи в обучении.

Проявляйте доброжелательность, не принижайте способностей ребенка и не сравнивайте его с другими. Помните, что любого ребенка можно легко подавить и сломить, но также с любым ребенком можно и договориться!

3. Регулирование ожиданий:

К сожалению, положительных результатов не стоит ждать быстро, все зависит от лечения и коррекции, а также спокойного, внимательного, доброжелательного отношения к ребенку со стороны взрослых. Гиперактивный ребенок – это психически здоровый человек с хорошими умственными способностями, который может и должен обучаться в общеобразовательной школе. Но для преодоления существующих проблем с поведением необходим ваш индивидуальный подход, как учителя. Будьте терпеливы к нему, основывайтесь на понимании и сочувствии, а не на авторитарных указаниях и принуждениях. Окрики, нотации и замечания только ухудшат ситуацию и нейрофизиологическое состояние ребенка. Помните, что вы, как педагог, в равной с родителями степени ответственны за вверенного вам ребенка, и эффективный педагогический подход сработает не хуже, если не лучше, медикаментозного лечения.

Знаете, год назад самый высокооплачиваемый репетитор-психолог нашего города после часа наедине с моим ребенком сказала, что он необучаемый. Я вышла от нее в слезах, не зная, что делать дальше и не понимая, за что мне это. Сейчас мой мальчик учится во втором классе, он на хорошем счету у учителя, лучший по пересказам и хорош в математике, английском и творческих предметах. Классная руководительница, (спустя год!) наконец, поняла ситуацию и стала относиться к нему иначе, поощряя за малейшие успехи, и у него появилась тяга учиться! Да, безумно трудно воспитывать ребенка с синдромом гиперактивности. Это постоянная борьба, которая всегда держит в тонусе. Но ведь именно ваш уникальный малыш достался ИМЕННО вам. А значит, вы - те люди, которые должны подготовить его к взрослой жизни. Проявите максимум терпения и выдержки! От всей души желаю удачи вам и здоровья вашим детям!

В последние время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залазят куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, перебивают преподавателя, не понимают, чего от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца.
Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и бывает, что попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Но уже и в раннем детстве такие дети отличаются от своих сверстников. Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей. В результате исследований было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения.

Таким образом, не следует обвинять ребёнка в отсутствии желания или волевых усилий - он просто «может, но не хочет!». Необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом изменённой биохимической активности мозговых структур - ребенок «хочет, старается, но не может!».

В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимально мозговая дисфункция» (ММД) и связывают её с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов.

Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может наблюдаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.

Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только для некоторых детей характерна гиперактивность.

Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»(СДВГ).

В каждом маленьком ребенке,
И мальчишке, и девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется:
Трах-бабах! И нет его!
Каждый новенький ребенок
Вылезает из пеленок
И теряется повсюду,
И находится везде!
Он всегда куда-то мчится,
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь на свете
Вдруг случится без него!

Песня из м/ф «Обезьянки, вперед!»

Есть дети, которые родились, чтобы тут же выскочить из колыбели и умчаться. Они не могут посидеть спокойно даже пять минут, они кричат громче всех и чаще всех рвут штаны. Они всегда забывают тетрадки и каждый день пишут «домашняя работа» с новыми ошибками. Они перебивают взрослых, они сидят под партой, они не ходят за ручку. Это дети с СДВГ. Невнимательные, непоседливые и импульсивные», — такие слова можно прочесть на главной странице сайта межрегиональной организации родителей детей с СДВГ ≪Импульс≫.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) непросто. Родители таких ребятишек практически каждый день слышат: ≪Сколько лет работаю, но такого безобразия никогда не видела≫, ≪Да у него синдром невоспитанности!≫, ≪Лупить надо больше! Совсем избаловали ребенка!≫.
К сожалению, даже в наше время немало специалистов, работающих с детьми, ничего не знают о СДВГ (или знают лишь понаслышке и потому скептически относятся к этой информации). В самом деле, иногда проще сослаться на педагогическую запущенность, невоспитанность и избалованность, чем пытаться найти подход к нестандартному ребенку.
Есть и обратная сторона медали: иногда под словом ≪гиперактивность≫ понимают впечатлительность, нормальное любопытство и подвижность, протестное поведение, реакцию ребенка на хроническую психотравмирующую ситуацию. Остро стоит вопрос дифференциальной диагностики, ведь большая часть детских неврологических заболеваний может сопровождаться нарушением внимания и расторможенностью. Однако далеко не всегда наличие этих симптомов дает основание говорить о том, что у ребенка СДВГ.
Так что же такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Какой из себя СДВГ-ребенок? И как отличить здорового ≪шилопопа≫ от гиперактивного ребенка? Попробуем разобраться.

Что такое СДВГ

Определение и статистика
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Синонимы:
гипердинамический синдром, гиперкинетическое расстройство. Также в России в медкарте невролог может написать такому ребенку: ПЭП ЦНС (перинатальное повреждение центральной нервной системы), ММД (минимальная мозговая дисфункция), ВЧД (повышенное внутричерепное давление).
Впервые
описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад, с тех пор терминологию синдрома многократно меняли.
По данным статистики
, СДВГ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (почти в 5 раз). В некоторых зарубежных исследованиях указывается, что этот синдром более распространен среди европейцев, светловолосых и голубоглазых детей Американские и канадские специалисты при диагностике СДВГ используют классификацию DSM (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), в Европе принята Международная классификация болезней ICD (International Classification of Diseases) с более жесткими критериями. В России постановка диагноза основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (МКБ- 10), также опираются на классификацию DSM-IV, (ВОЗ, 1994 г., рекомендации для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ).

Споры вокруг СДВГ
Споры ученых о том, что такое СДВГ, как его диагностировать, какую терапию проводить — лекарственную или обойтись мерами педагогического и психологического характера — длятся уже не одно десятилетие. Под сомнение ставится и сам факт наличия данного синдрома: до сих пор никто не может точно сказать, в какой мере СДВГ является результатом мозговой дисфункции, а в какой — результатом неправильного воспитания и некорректного психологического климата, царящего в семье.
Так называемые споры вокруг СДВГ ведутся по меньшей мере с 1970 года. На Западе (в частности, в США), где принято медикаментозное лечение СДВГ с помощью сильнодействующих препаратов, содержащих психотропные вещества (метилфенидат, декстроамфетамин), общественность встревожена тем, что большому количеству ≪трудных≫ детей ставится диагноз СДВГ и неоправданно часто назначаются препараты, обладающие большим количеством побочных эффектов. В России и большинстве стран бывшего СНГ чаще встречается другая проблема —многие педагоги и родители не подозревают о наличии у некоторых детей особенностей, которые приводят к нарушению концентрации внимания и контроля. Отсутствие толерантности к индивидуальным особенностям детей с СДВГ приводит к тому, что все проблемы ребенка списываются на недостаток воспитания, педагогическую запущенность и родительскую лень. Необходимость регулярно оправдываться за поступки своего ребенка (≪да мы ему все время объясняем≫ —≪значит, плохо объясняете, раз он не понимает≫) нередко приводит к тому, что мамы и папы испытывают беспомощность и чувство вины, начиная считать себя никчемными родителями.

Иногда бывает наоборот —двигательную расторможенность и говорливость, импульсивность и неспособность соблюдать дисциплину и правила группы взрослые (чаще родители) считают признаком выдающихся способностей ребенка, а иногда даже всячески поощряют. ≪У нас замечательный ребенок! Никакой он не гиперактивный, а просто живой и активный. Ему неинтересно на этих ваших занятиях, вот и бунтует! Дома, увлекшись, он может подолгу заниматься одним и тем же делом. А вспыльчивость —так это характер, что с этим сделаешь≫, —не без гордости заявляют иные родители. С одной стороны, эти мамы и папы не так уж неправы — ребенок с СДВГ, увлекшись интересным занятием (собиранием паззлов, сюжетно-ролевой игрой, просмотром интересного мульфильма —тут каждому свое), действительно подолгу может этим заниматься. Однако следует знать, что при СДВГ в первую очередь страдает произвольное внимание — это более сложная функция, свойственная только человеку и формирующаяся в процессе обучения. Большинство семилеток понимает, что во время урока надо спокойно сидеть и слушать учителя (даже если им не очень интересно). Ребенок с СДВГ все это понимает тоже, но, не в силах контролировать себя, может вставать и ходить по классу, дергать соседку за косичку, перебивать учителя.

Важно знать, что СДВГ-дети не являются «балованными», «невоспитанными» или «педагогически запущенными» (хотя и такие дети, безусловно, тоже встречаются). Это стоит помнить тем педагогам и родителям, которые рекомендуют лечить таких детей витамином Р (или попросту ремнем). СДВГ-дети срывают занятия, хулиганят на переменах, дерзят и не слушаются взрослых, даже если знают, как себя надо вести, из-за объективных особенностей личности, присущих СДВГ. Это надо понять тем взрослым, которые возражают против того, чтобы «ребенку лепили диагнозы», утверждая, что у этих детей «просто такой характер».

Как проявляется СДВГ
Основные проявления СДВГ

Г.Р. Ломакина в своей книге ≪Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой≫ описывает основные симптомы СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ проявляется в избыточной и, главное, бестолковой двигательной активности, беспокойстве, суетливости, многочисленных движениях, которых ребенок часто не замечает. Как правило, такие дети много и зачастую сбивчиво говорят, не заканчивая фраз и перескакивая с мысли на мысль. Недостаток сна часто усугубляет проявления гиперактивности — и без того уязвимая нервная система ребенка, не успев отдохнуть, не справляется с потоком информации, поступающей из внешнего мира, и защищается весьма своеобразным образом. Кроме того, у таких детей нередки нарушения праксиса — способности координировать и контролировать свои действия.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
проявляются в том, что ребенку трудно долго концентрироваться на одном и том же. У него недостаточно сформированы способности выборочной концентрации внимания — он не может отличить главное от второстепенного. Ребенок с СДВГ постоянно ≪перескакивает≫ с одного на другое: ≪теряет≫ строчки в тексте, решает все примеры одновременно, рисуя хвост петуха, раскрашивает сразу все перья и сразу всеми цветами. Такие дети забывчивы, не умеют слушать и сосредотачиваться. Инстинктивно они стараются избегать заданий, требующих длительных умственных усилий (для любого человека характерно подсознательно уклоняться от деятельности, неуспешность которой он предвидит заранее). Однако вышесказанное вовсе не значит, что дети с СДВГ не способны на чем-либо удерживать внимание. Они не могут сосредоточиться только на том, что им неинтересно. Если же их что-то увлекло, они могут заниматься этим часами. Вся беда в том, что в нашей жизни полно занятий, которые все-таки приходится делать, несмотря на то что это далеко не всегда увлекательно.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ выражается в том, что зачастую действие у ребенка опережает мысль. Не успеет учитель задать вопрос, как СДВГ-шка уже тянет руку, задание еще не до конца сформулировано, а он уже его выполняет, а потом без разрешения встает и бежит к окну — просто потому, что ему стало интересно посмотреть, как ветер сдувает с берез последнюю листву. Такие дети не умеют регулировать свои действия, подчиняться правилам, ждать. Их настроение меняется стремительнее, чем направление ветра осенью.
Известно, что нет двух совершенно одинаковых людей, поэтому и симптомы СДВГ у разных детей проявляются по-разному. Иногда основной жалобой родителей и учителей будет импульсивность и гиперактивность, у другого ребенка наиболее явственно выражен дефицит внимания. В зависимости от выраженности симптомов, СДВГ разделяют на три основных типа: смешанный, с выраженным дефицитом внимания или же с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Вместе с тем Г.Р. Ломакина замечает, что каждый из вышеперечисленных критериев может в различное время и в различной степени быть выражен у одного и того же ребенка: ≪То есть, выражаясь русским языком, один и тот же ребенок сегодня может быть рассеянным и невнимательным, завтра — напоминать электровеник с батарейкой Энерджайзер, послезавтра — весь день переходить от смеха к плачу и наоборот, а еще через пару дней — вместить в один день и невнимательность, и перепады настроения, и неуемную и бестолковую энергию≫.

Дополнительные симптомы, характерные для детей с СДВГ
Нарушения координации
выявляют примерно в половине случаев СДВГ. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).
Эмоциональные нарушения часто наблюдаются при СДВГ. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Иногда говорят, что эмоционально-волевая сфера ребенка с СДВГ находится в соотношении 0,3 с его биологическим возрастом (например, ребенок 12 лет ведет себя как восьмилетний).
Нарушения социальных отношений . У ребенка с СДВГ нередко наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поведение таких детей часто характеризуется импульсивностью, навязчивостью, чрезмерностью, дезорганизованностью, агрессивностью, впечатлительностью и эмоциональностью. Таким образом, ребенок с СДВГ нередко является нарушителем спокойного течения социальных взаимоотношений, взаимодействия и сотрудничества.
Парциальные задержки развития , в том числе школьных навыков, известны как несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать, исходя из IQ ребенка. В частности, нередки трудности с чтением, письмом, счетом (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Многие дети с СДВГ в дошкольном возрасте имеют конкретные трудности в понимании определенных звуков или слов и/или трудности в выражении своего мнения словами.

Мифы о СДВГ
СДВГ — это не нарушение восприятия!
Дети с СДВГ слышат, видят, воспринимают реальность так же, как и все остальные. Этим СДВГ отличается от аутизма, при котором тоже нередко встречается двигательная расторможенность. Однако при аутизме эти явления обусловлены нарушением восприятия информации. Поэтому одному и тому же ребенку не может быть одновременно поставлен диагноз СДВГ и аутизм. Одно исключает другое.
В основе СДВГ лежит нарушение способности к исполнению понятой задачи, неумение спланировать, выполнить, довести до конца начатое дело.
Дети с СДВГ чувствуют, понимают, воспринимают мир так же, как и все остальные, однако они по-другому реагируют на него.
СДВГ — это не нарушение понимания и обработки полученной информации! Ребенок с СДВГ в большинстве случаев способен анализировать и делать такие же выводы, как и все остальные. Эти дети прекрасно знают, понимают и даже могут с легкостью повторить все те правила, которые им без конца, день за днем напоминают: ≪не бегай≫, ≪сиди смирно≫, ≪не вертись≫, ≪во время урока молчи≫, ≪веди себя так же, как все остальные≫, ≪убирай за собой игрушки≫. Однако дети с СДВГ не могут выполнить эти правила.
Стоит помнить, что СДВГ — это синдром, то есть устойчивое, единое сочетание определенных симптомов. Из этого можно сделать вывод, что в корне СДВГ лежит одна уникальная особенность, формирующая всегда немного отличающееся, но в сути своей похожее поведение. Обобщенно говоря, СДВГ — это нарушение моторной функции, а также планирования и контроля, а не функции восприятия и понимания.

Портрет гиперактивного ребенка
В каком возрасте можно заподозрить СДВГ?

≪Ураганчик≫, ≪шило в попе≫, ≪вечный двигатель≫ — каких только определений не дают своим чадам родители детей с СДВГ! Когда же о таком ребенке говорят учителя и воспитатели, главным в их описании будет наречие ≪слишком≫. Автор книги о гиперактивных детях Г.Р Ломакина с юмором отмечает, что ≪такого ребенка везде и всегда слишком много, он слишком активен, его слишком хорошо и далеко слышно, его слишком часто видно абсолютно повсюду. Такие дети не просто почему-то всегда попадают в какие-то истории, но таким детям еще и всегда попадает за все истории, происходящие в районе десяти кварталов от школы».
Хотя на сегодняшний день не существует четкого понимания, когда и в каком возрасте можно с уверенностью говорить о том, что у ребенка СДВГ, большинство специалистов сходятся на том, что раньше пяти лет ставить этот диагноз нельзя . Многие исследователи утверждают, что признаки СДВГ наиболее ярко проявляются в 5-12 лет и в период полового созревания (примерно с 14 лет).
Несмотря на то что диагноз СДВГ редко ставится в раннем детском возрасте, некоторые специалисты считают, что существует ряд признаков, позволяющий предположить вероятность наличия у малыша этого синдрома . По мнению некоторых исследователей, первые проявления СДВГ совпадают с пиками психоречевого развития ребенка, то есть наиболее ярко проявляются в 1-2 года, 3 года и 6-7 лет.
Дети, склонные к СДВГ, часто еще в младенчестве имеют повышенный мышечный тонус, испытывают проблемы со сном, особенно с засыпанием, крайне чувствительны к любым раздражителям (свет, шум, наличие большого количества незнакомых людей, новая, непривычная ситуация или обстановка), во время бодрствования часто чрезмерно подвижны и возбуждены.

Что важно знатьо ребенке с СДВГ
1) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью принято считать одним из так называемых пограничных состояний психики. То есть в обычном, спокойном состоянии это один из крайних вариантов нормы, однако достаточно малейшего катализатора для того, чтобы вывести психику из нормального состояния и крайний вариант нормы превратился уже в некоторое отклонение. Катализатором для СДВГ является любая деятельность, требующая от ребенка повышенного внимания, концентрации на одном и том же виде работы, а также любые гормональные изменения, происходящие в организме.
2) Диагноз СДВГ не подразумевает отставания в интеллектуальном развитии ребенка . Наоборот, как правило, дети с СДВГ очень сообразительны и отличаются довольно высокими интеллектуальными способностями (порой выше среднего).
3) Для умственной деятельности гиперактивного ребенка характерна цикличность . Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, затем в течение 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ученик отвлекается, не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение следующих 5-15 минут. Психологи говорят, что дети с СДВГ имеют т.н. мерцающее сознание: то есть они периодически могут ≪выпадать≫ во время деятельности, особенно при отсутствии двигательной активности.
4) Ученые установили, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции. Когда гиперактивный ребенок думает, ему необходимо совершать какие-то движения — например, качаться на стуле, стучать карандашом по столу, что-то бормотать себе под нос. Если он перестает двигаться, то как бы ≪впадает в ступор≫ и теряет способность думать.
5) Для гиперактивных детей характерна поверхностность чувств и эмоций . Они не могут долго таить обиду и незлопамятны.
6) Для гиперактивного ребенка характерна частая смена настроения — от бурного восторга до безудержного гнева.
7) Следствием импульсивности у СДВГ-детей является вспыльчивость . В приступе гнева такой ребенок может разорвать тетрадку обидевшего его соседа, сбросить на пол все его вещи, вытряхнуть на пол содержимое портфеля.
8) У детей с СДВГ часто развивается негативная самооценка — ребенок начинает думать, что он плохой, не такой, как все. Поэтому очень важно, чтобы взрослые относились к нему доброжелательно, понимая, что его поведение вызвано объективными трудностями контроля (что он не не хочет, а не может себя хорошо вести).
9) Часто у СДВГ-детей снижен болевой порог . Также они практически лишены чувства страха. Это бывает опасным для здоровья и жизни ребенка, так как может привести к непредсказуемым забавам.

ОСНОВНЫЕ проявления СДВГ

Дошкольники
Дефицит внимания : часто бросает, недоделывает начатое; как будто не слышит, когда к нему обращаются; играет в одну игру меньше трех минут.
Гиперактивность:
≪ураганчик≫, ≪шило в одном месте≫.
Импульсивность : не реагирует на обращения и замечания; плохо чувствует опасность.

Начальная школа
Дефицит внимания
: забывчивый; неорганизованный; легко отвлекается; может заниматься одним делом не больше 10 минут.
Гиперактивность:
неугомонный, когда нужно быть тихим (тихий час, урок, спектакль).
Импульсивность
: не может дождаться своей очереди; перебивает других детей и выкрикивает ответ, не дождавшись конца вопроса; навязчивый; нарушает правила без видимого умысла.

Подростки
Дефицит внимания
: усидчивость меньше, чем у сверстников (меньше 30 минут); невнимателен к деталям; плохо планирует.
Гиперактивность : беспокойный, суетливый.
Импульсивность
: снижен самоконтроль; безрассудные, безответственные высказывания.

Взрослые
Дефицит внимания
: невнимателен к деталям; забывает о назначенных встречах; недостаток способности к предвидению, планированию.
Гиперактивность : субъективное ощущение беспокойства.
Импульсивность : нетерпеливость; незрелые и неблагоразумные решения и поступки.

Как распознать СДВГ
Основные методы диагностики

Итак, что делать, если родители или педагоги заподозрили у ребенка СДВГ? Как понять, что определяет поведение ребенка: педагогическая запущенность, недостатки воспитания или синдром дефицита внимания с гиперактивностью? А может, просто характер? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к специалисту.
Сразу стоит сказать, что в отличие от других неврологических расстройств, для которых существуют четкие методы лабораторного или инструментального подтверждения, для СДВГ нет ни одного объективного метода диагностики . Согласно современным рекомендациям экспертов и диагностических протоколов, проведение обязательных инструментальных обследований детям с СДВГ (в частности, электроэнцефалограммы, компьютерной томографии и др.) не показано. Существует масса работ, которые описывают те или иные изменения на ЭЭГ (или применение других методов функциональной диагностики) у детей с СДВГ, однако эти изменения неспецифичны — то есть могут наблюдаться как у детей с СДВГ, так и у детей без этого расстройства. С другой стороны, часто бывает так, что функциональная диагностика не выявляет никаких отклонений от нормы, а СДВГ у ребенка есть. Поэтому с клинической точки зрения базовый метод диагностики СДВГ — интервью с родителями и ребенком и применение диагностических опросников.
В связи с тем, что при этом нарушении граница между нормальным поведением и расстройством весьма условна, устанавливать ее специалисту в каждом случае приходится на собственное усмотрение
(в отличие от других расстройств, где все же существуют ориентиры). Таким образом, в силу необходимости принятия субъективного решения, достаточно высок риск ошибки: как невыявления СДВГ (это особенно касается более легких, ≪пограничных≫ форм), так и выявления синдрома там, где его на самом деле нет. Причем субъективность удваивается: ведь специалист ориентируется на данные анамнеза, которые отображают субъективное мнение родителей. Между тем родительские представления о том, какое поведение считать нормальным, а какое нет, могут быть очень разными и определяются многими факторами. Тем не менее именно от того, насколько внимательными и по возможности объективными будут люди из ближайшего окружения ребенка (педагоги, родители или педиатры), зависит своевременность постановки диагноза. Ведь чем раньше понять особенности ребенка, тем больше времени на коррекцию СДВГ.

Этапы диагностики СДВГ
1) Клиническое интервью со специалистом (детским неврологом, патопсихологом, психиатром).
2) Применение диагностических опросников . Желательно получить информацию о ребенке ≪из разных источников≫: от родителей, педагогов, психолога образовательного учреждения, которое посещает малыш. Золотым правилом в диагностике СДВГ является подтверждение наличия расстройства по меньшей мере из двух независимых источников.
3) В сомнительных, ≪пограничных≫ случаях, когда мнения родителей и специалистов по поводу наличия у ребенка СДВГ различаются, имеет смысл видеосъемка и ее анализ (запись поведения ребенка на уроке и т.п.). Однако помощь важна и в случаях поведенческих проблем без диагноза СДВГ — суть, в конце концов, не в ярлыке.
4) По возможности — нейропсихологическое обследование ребенка, целью которого является установление уровня интеллектуального развития, а также выявление часто сопутствующих нарушений школьных навыков (чтения, письма, счета). Выявление этих расстройств важно и в плане дифференциальной диагностики, ведь при условии наличия сниженных интеллектуальных возможностей или специфических трудностей в учебе нарушения внимания на уроках могут быть вызваны несоответствием программы уровню способностей ребенка, а не СДВГ.
5) Дополнительные обследования (при необходимости ): консультация педиатра, невролога, других специалистов, инструментальные и лабораторные исследования с целью дифференциальной диагностики и выявления сопутствующих заболеваний. Базовое педиатрическое и неврологическое обследование целесообразно в связи с необходимостью исключения ≪СДВГ-подобного≫ синдрома, обусловленного соматическими и неврологическими расстройствами.
Важно помнить, что нарушения поведения и внимания у детей могут быть вызваны любыми общими соматическими заболеваниями (такими как анемия, гипертиреоз), а также всеми расстройствами, которые служат причиной хронический боли, зуда, физического дискомфорта. Причиной ≪псевдо-СДВГ≫ могут быть и побочные действия определенных лекарств (например, дифенил, фенобарбитал), а также целый ряд неврологических расстройств (эпилепсия с абсансами, хорея, тики и многие другие). Проблемы ребенка могут быть обусловлены также наличием сенсорных расстройств , и здесь базовое педиатрическое обследование важно для выявления нарушений зрения или слуха, которые, будучи выраженными в незначительной степени, могут неадекватно диагностироваться. Педиатрическое обследование целесообразно и в связи с необходимостью оценки общего соматического состояния ребенка, выявления возможных противопоказаний относительно применения отдельных групп медикаментов, которые могут назначаться детям с СДВГ.

Диагностические опросники
Критерии СДВГ по классификации DSM-IV
Нарушение внимания

а) часто не в состоянии сосредоточиться на деталях или делает ошибки по невнимательности при выполнении школьных заданий или при другой деятельности;
b) часто возникают проблемы с удержанием внимания на задании или игре;
c) часто возникают проблемы с организацией деятельности и выполнения заданий;
d) часто неохотно приступает к деятельности, которая требует продолжительного сосредоточения внимания (например, выполнение заданий на уроке или домашних заданий) или избегает ее;
e) часто теряет или забывает вещи, необходимые для выполнения заданий или другой деятельности (например, дневник, книги, ручки, инструменты, игрушки);
f) легко отвлекается на посторонние раздражители;
g) часто не слушает, когда к нему обращаются;
h) часто не придерживается указаний, не выполняет до конца или же в надлежащем объеме поручения, домашнее задание или другую работу (но не из протеста, упрямства или неспособности понять указание/задание);
i) забывчив в повседневной деятельности.

Гиперактивность — импульсивность (должно присутствовать по меньшей мере шесть из следующих симптомов):
Гиперактивность :
a) не может усидеть на месте, постоянно двигается;
b) часто покидает свое место в ситуациях, где нужно сидеть (например, на уроке);
c) много бегает и ≪все переворачивает≫ там, где этого делать не следует (у подростков и взрослых эквивалентом может быть ощущение внутреннего напряжения и постоянная потребность двигаться);
d) не способен тихо, спокойно играть или же отдыхать;
e) действует ≪словно заведенный≫ —как игрушка с включенным моторчиком;
f) слишком много говорит.

Импульсивность:
g) часто говорит преждевременно, не дослушав вопрос до конца;
h) нетерпелив, часто не может дождаться своей очереди;
i) часто прерывает других и вмешивается в их деятельность/разговор. Вышеперечисленные симптомы должны наблюдаться по меньшей мере на протяжении шести месяцев, проявляться, как минимум, в двух разных средах (школа, дом, игровая площадка и т.п.) и не обуславливаться другим нарушением.

Диагностические критерии, применяемые российскими специалистами

Нарушение внимания (диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков):
1) нуждается в спокойной тихой обстановке, иначе не способен к работе и концентрации внимания;
2) часто переспрашивает;
3) легко отвлекается на внешние раздражители;
4) путает детали;
5) не заканчивает то, что начинает;
6) слушает, но кажется, что не слышит;
7) имеет трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация ≪один на один≫.

Импульсивность
1) выкрикивает в классе, шумит во время урока;
2) чрезвычайно возбудим;
3) ему трудно ждать свою очередь;
4) чрезмерно разговорчив;
5) задевает других детей.

Гиперактивность (диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5):
1) карабкается на шкафы и мебель;
2) всегда готов идти; чаще бегает, чем ходит;
3) суетлив, извивается и корчится;
4) если что-нибудь делает, то с шумом;
5) должен всегда что-нибудь делать.

Характерные проблемы с поведением должны отличаться ранним началом (до шести лет) и стойкостью во времени (проявляться на протяжении не менее чем шесть месяцев). Вместе с тем до поступления в школу гиперактивность трудно распознать из-за широкого диапазона вариантов нормы.

А что же из него вырастет?
Что же из него вырастет? Это вопрос волнует всех родителей, а если судьба распорядилась так, что вы стали мамой или папой СДВГ-шки, то вы переживаете особенно. Каков же прогноз для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью? Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Сегодня говорят о трех наиболее возможных вариантах развития СДВГ.
1. Со временем симптомы исчезают , и дети становятся подростками, взрослыми без отклонений от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, от 25 до 50 процентов детей ≪перерастает≫ этот синдром.
2. Симптомы в различной степени продолжают присутствовать, но без признаков развития психопатологии . Таких людей большинство (от 50 % и более). У них наблюдаются некоторые проблемы в повседневной жизни. По данным опросов, их постоянно сопровождает чувство ≪нетерпеливости и неугомонности≫, импульсивность, социальная неадекватность, низкая самооценка в течение всей жизни. Имеются сообщения о большей частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.
3. Развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма и даже психотических состояний.

Какой путь уготован этим детям? Во многом это зависит именно от нас, взрослых. Психолог Маргарита Жамкочян следующим образом характеризует гиперактивных детей: ≪Всем известно, что из непоседливых детей вырастают исследователи, авантюристы, путешественники и создатели компаний. И это не просто частое совпадение. Есть довольно обширные наблюдения: дети, которые в младшей школе изводили учителей своей гиперактивностью, став постарше, уже увлекаются чем-нибудь конкретным — и годам к пятнадцати становятся в этом деле настоящими доками. У них появляются и внимание, и сосредоточенность, и усидчивость. Такой ребенок может все остальное учить без особой прилежности, а предмет своего увлечения — досконально. Поэтому, когда утверждают, что синдром к старшему школьному возрасту обычно исчезает, это не соответствует действительности. Он не компенсируется, а выливается в какой-нибудь талант, в уникальное умение≫.
Создатель знаменитой авиакомпании ≪JetBlue≫ Дэвид Нилиман с удовольствием рассказывает, что у него в детстве не просто нашли такой синдром, но и охарактеризовали его как ≪пышно цветущий≫ (flamboyant). А изложение его трудовой биографии и методов менеджмента наводит на мысль, что этот синдром не оставил его и во взрослые годы, более того —что именно ему он обязан своей головокружительной карьерой.
И это не единственный пример. Если проанализировать биографии некоторых известных людей, станет понятно, что в детстве у них были все симптомы, характерные для гиперактивных детей: взрывной характер, проблемы с обучением в школе, склонность к рискованным и авантюрным предприятиям. Достаточно повнимательнее оглянуться вокруг, припомнить двух-трех хороших знакомых, преуспевших в жизни, их детские годы, для того, чтобы сделать вывод: золотая медаль и красный диплом очень редко оборачиваются успешной карьерой и хорошо оплачиваемой работой .
Конечно, гиперактивный ребенок сложен в повседневном общежитии. Но понимание причин его поведения может облегчить взрослым принятие «трудного ребенка». Психологи говорят, что дети особенно остро нуждаются в любви и понимании тогда, когда меньше всего этого заслуживают. Это особенно верно в отношении ребенка с СДВГ, изматывающего родителей и педагогов своими постоянными «выходками». Любовь и внимание родителей, терпение и профессионализм педагогов, своевременная помощь специалистов могут стать для ребенка с СДВГ трамплином в успешную взрослую жизнь.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ,ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АКТИВНОСТЬ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА НОРМОЙ ИЛИ У НЕГО СДВГ?
Конечно, дать полный ответ на данный вопрос может только специалист, однако существует и довольно простой тест, который поможет встревоженным родителям определить, стоит ли немедленно идти к врачу или необходимо просто обращать больше внимания на своего ребенка.

АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

— Большую часть дня ≪не сидит на месте≫, предпочитает подвижные игры пассивным, но, если его заинтересовать, может заняться и спокойным видом деятельности.
— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. С интересом выслушивает ответы.
— Для него нарушение сна и пищеварения, в том числе кишечные расстройства, — скорее, исключение.
— В разных ситуациях ребенок ведет себя поразному. Например, непоседлив дома, но спокоен в садике, в гостях у малознакомых людей.
— Обычно ребенок не агрессивен. Конечно, в пылу конфликта может наподдать ≪коллеге по песочнице≫, но сам редко провоцирует скандал.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
— Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать. Даже если устал, продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и впадает в истерику.
— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает на них ответы.
— Его невозможно уложить спать, а если он и уснул, то спит урывками, беспокойно.
— Кишечные расстройства и аллергические реакции являются довольно частыми явлениями.
— Ребенок кажется неуправляемым, он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. Поведение ребенка не меняется в зависимости от обстановки: он одинаково активен и дома, и в садике, и с незнакомыми людьми.
— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию: дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход все подручные средства.

Если хотя бы на три пункта вы ответили положительно, подобное поведение сохраняется у ребенка более полугода и вы считаете, что оно не является реакцией на недостаток внимания и проявлений любви с вашей стороны, то у вас есть повод задуматься и проконсультироваться у специалиста.

Оксана БЕРКОВСКАЯ | редактор журнала «Седьмой лепесток»

Портрет гипердинамического ребенка
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребенком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность.
Будучи младенцем
, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. ...Оставить такого младенца на пеленальном столе или на диване невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и с глухим стуком свалится на пол. Впрочем, как правило, все последствия ограничатся громким, но коротким воплем.
Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. ...Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать это может только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметами обычные дети такого возраста). Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее.
...Как правило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. ...Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что на них надевают заботливые родители.
Как только гипердинамический ребенок оказывается на полу, в жизни семьи наступает новый, чрезвычайно ответственный этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений. Активность гипердинамического младенца неостановима и сокрушительна. Иногда у родных создается впечатление, что он действует круглые сутки, практически без перерыва. Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают.
...Именно эти дети в возрасте от года до двух — двух с половиной лет стаскивают на пол скатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают на полках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различной температуры и консистенции.
Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них все нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться. Совершив очередную каверзу или разрушительное деяние, гипердинамический ребенок сам искренне расстроен и совершенно не понимает, как это получилось: «Она сама упала!», «Я шел, шел, залез, а потом — не знаю», «Я это и не трогал совсем!»
...Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Некоторые начинают говорить позже сверстников, некоторые — вовремя или даже раньше, но вот беда — их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков русского языка. ...Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.
Еще одна особенность гипердинамических детей — они не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Вчера ребенок на детской площадке гулял с бабушкой, залез на высокую лесенку, не мог слезть. Пришлось просить ребят-подростков снять его оттуда. Ребенок явно испугался, на вопрос: «Ну что, будешь теперь на эту лесенку лазить?» — истово отвечает: «Не буду!» На следующий день на той же детской площадке он первым делом бежит к той самой лесенке...

Именно гипердинамические дети — это те дети, которые теряются. И ругать нашедшегося ребенка уже совершенно нет сил, да он и сам толком не понимает, что произошло. «Ты ушла!», «Я только отошел посмотреть!», «А вы меня искали?!» — все это обескураживает, злит, заставляет сомневаться в умственных и эмоциональных возможностях ребенка.
...Гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго затаивать обиду или планы мести, не склонны к целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них — лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, эти дети могут быть агрессивны.

Настоящие проблемы гипердинамического ребенка (и его семьи) начинаются вместе со школьным обучением. «Да он все может, если захочет! Стоит ему только сосредоточиться — и все эти задания ему на один зуб!» — так или приблизительно так говорят девять из десяти родителей. Вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может. Усаженный за уроки, он уже через пять минут рисует в тетрадке, катает по столу машинку или просто смотрит в окно, за которым играют в футбол старшие ребята или чистит перья ворона. Еще десять минут спустя ему очень захочется пить, потом есть, потом, естественно, в туалет.
В классе происходит приблизительно то же самое. Гипердинамический ребенок для учителя — вроде со- ринки глазу. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и болтает с соседом по парте. ...В работе на уроке он либо отсутствует и тогда, будучи спрошенным, отвечает невпопад, либо принимает активное участие, скачет на парте со вздернутой к небу рукой, выбегает в проход, кричит: «Я! Я! Меня спросите!» — или просто, не удержавшись, с места выкрикивает ответ.
Тетрадки гипердинамического ребенка (особенно в начальных классах) представляют собой жалкое зрелище. Количество ошибок в них соперничает с количеством грязи и исправлений. Сами тетрадки почти всегда мятые, с загнутыми и замусоленными уголками, с надорванными обложками, с пятнами какой-то невразумительной грязи, как будто бы на них кто-то недавно ел пирожки. Строчки в тетрадях неровные, буквы уползают то вверх, то вниз, в словах пропущены или заменены буквы, в предложениях — слова. Знаки препинания стоят как будто бы в совершенно произвольном порядке — авторская пунктуация в наихудшем смысле этого слова. Именно гипердинамический ребенок может сделать в слове «еще» четыре ошибки.
Проблемы с чтением тоже встречаются. Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро, но изменяют окончания и «проглатывают» слова и целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить или пересказать.
Проблемы с математикой встречаются еще реже и связаны, как правило, с тотальной невнимательностью ребенка. Он может правильно решить сложную задачу, а потом записать неправильный ответ. Легко путает метры с килограммами, яблоки с ящиками, и получившиеся в ответе два землекопа и две трети его совершенно не смущают. Если в примере стоит знак «+», гипердинамический ребенок легко и правильно производит вычитание, если знак деления, выполнит умножение, и т.д. и т.п.

Гипердинамический ребенок постоянно все теряет. Он забывает шапку и варежки в раздевалке, портфель в скверике возле школы, кроссовки — в физкультурном зале, ручку и учебник в классе, а дневник с оценками — где-нибудь в районе помойки. В его ранце спокойно и тесно соседствуют книги, тетради, ботинки, яблочные огрызки и недоеденные конфеты.
На перемене гипердинамический ребенок — это «вихрь враждебный». Накопившаяся энергия настоятельно требует выхода и находит его. Нет такой потасовки, в которую наш ребенок не ввязался бы, нет шалости, от которой он откажется. Бестолковая, сумасшедшая беготня на перемене или на «продленке», кончающаяся где-то в районе солнечного сплетения кого-нибудь из членов педагогического коллектива, и соответствующее случаю внушение и репрессии — неизбежный финал почти каждого школьного дня нашего ребенка.

Екатерина Мурашова | Из книги: «Дети-"тюфяки" и дети-"катастрофы"»

За последние два десятилетия термин «гиперактивный ребенок» звучит из уст каждой третьей мамочки. Но так ли это на самом деле, и где проходит грань между обычной подвижностью и гиперактивностью? Попробуем разобраться.

Не заметить его, должны сказать, будет крайне сложно. Гиперактивных детей видно из далека - это вихрь, сносящий на своем пути все плохо стоящее и лежащее. Они невероятно подвижны и практически неутомляемые. Гиперактивный ребенок очень любопытный, правда, его интереса надолго не хватает - восприятие окружающего мира очень поверхностное, ему требуются частые смены вида деятельности, он часто не дослушивает ответа на свой вопрос и не переносит скуки. Если вам удастся усадить это чудо хоть на минутку, он тут же начнет болтать ногами или искать себе занятие. Часто при гиперактивности дети не только невнимательны и рассеяны, но и порой агрессивны, особенно в те моменты, когда вы пытаетесь привить своему чаду правила этикета и поведения в доме. Им скучно. Любая рутина навивает скуку. Куда интересней ломать, крушить, набивать синяки и шишки.
В течении дня ребенок практически ни на секунду не успокаивается. Активность прекращается только в период сна.

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Причины могут быть абсолютно разными. В первую очередь, это наследственность. Дитя может быть с рождения генетически предрасположено к бешеной активности. Второй причиной могут быть повреждения головного мозга, родовые травмы и травмы другого характера; гиперактивным малыш может стать и вследствие психологических проблем - если в семье проблемы и скандалы.

Как правило, гиперактивность проявляется еще в дошкольном возрасте. Родителей зачастую раздражает, что их малыш не в силах ответственно подходить к поставленным заданиям, следить за собой, придерживаться элементарных правил и слушаться их. Наказания в таких случаях абсолютно бессмысленны. Поход в школу только усугубляет ситуацию. Учителя, замечая нарушения внимания у ребенка, бьют тревогу. Ребенок же, в свою очередь, не может спокойно высидеть урок, часто перебивает учителя, может вступать в конфликт с одноклассниками. Неуспеваемость и огромное количество ошибок из-за невнимательности способствуют развитию агрессии, психологических проблем. Малыш может закрыться в себе и наотрез отказываться идти на контакт.

К подростковому возрасту проблемы с гиперактивностью себя исчерпывают, но тут в силу вступают нажитые за эти годы другие психологические проблемы. Импульсивность и нарушения внимания сопровождают ребенка практически до полного взросления.

КАК ИДТИ НА КОНТАКТ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ И КАК ИХ ВОСПИТЫВАТЬ

Для начала нужно проконсультироваться со специалистом, невропатологом, чтобы определить возможные физиологические причины повышенной активности вашего чада. После осмотра врача, вам могут порекомендовать особый лечебный курс, которого нужно будет строго придерживаться.

Важную роль в воспитании гиперактивных малышей занимает правильная организация дня - ребенку нельзя давать переутомляться, это плохо влияет на его нервную систему. Создайте вокруг крохи спокойную атмосферу - не разговаривайте дома на повышенных тонах, не устраивайте скандалов и разборок при ребенке - это только поспособствует его раздражению и негативным эмоциям, как следствие - повышенной активности.

Выберите единый метод воспитания ребенка, одну линию. Обсудите это со всеми членами семьи, поговорите, объясните им, что на таких детей не нужно кричать, физические наказания здесь будут не только неуместны, а просто опасны, так как агрессия порождает агрессию. Но твердость в воспитании проявлять все же стоит. Привыкните говорить со своим ребенком в спокойном тоне. Если вы хотите дать ему какое-то задание - не разбивайте его на мелкие поручения, оно должно быть целостным, чтоб ребенку было проще сконцентрировать свое внимание.

Помните о том, что такие детки сверхчувствительны к тем эмоциям, которые исходят от вас. Похвалите его даже за маленький успех - детям очень нравится это, и они будут стараться вызвать у вас положительные эмоции еще не один раз. Относитесь к своему ребенку с терпением и любовью, и все проблемы старайтесь решать в разговорной форме, без жестких мер наказаний и лишений.