Известные социологи и их теории. Портреты российских социологов

Герберт Спенсер

Спенсер, Герберт (1820-1903) - английской философ и социолог-позитивист. Спенсер - представитель социального эволюционизма, рассматривавший процесс эволюции как движение от простого к сложному, и органицизма, направления в социологии, проводившего параллели между обществом и живыми организмами. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер, как и О.Конт, больше заимствовал из естествознания, чем из философских или психологических книг. Основная работа Спенсера для изучающих социологию - ”Основания социологии", в которой он и проводит два основных принципа - эволюционизм и органицизм. Общество, по Спенсеру, это организм, целостность, составляющаяся взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии. Сущность эволюции в двух взаимосвязанных процессах - дифференциации и интеграции. Дифференциация означает движение от простых неразделенных целостностей к сложным разнородным образованиям, в которых части целого становятся все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными. Интеграция состоит в отборе наиболее устойчивых структурных отношений между частями целого. Закон эволюции един для всех форм материи. Предмет социологии и состоит в изучении эволюции в ее высшей форме - эволюции общества, означающей усложнение форм общественной жизни, связей ее с окружающей средой с целью лучшей адаптации к ней. Органическая аналогия проводится Спенсером ради доказательства единства законов, которым подчиняются все эволюционные процессы. Спенсер способствовал распространению термина "социальный институт", определив несколько наиболее крупных категорий институтов и предположив, что совокупность социальных институтов составляет глобальную организацию общества. Спенсеру принадлежит удачный прогноз относительно возможного установления социалистического устройства, характера общественной жизни при этом и более или менее скорого возвращения к естественному ходу эволюции. Спенсер занимает видное место в истории социологии, хотя бы потому, что он первый дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Питирим Александрович Сорокин

Сорокин , Питирим Александрович (1889-1968) - русско-американский социолог. После эмиграции из России в 1922 г. занял видное положение в западной социологии. Обосновавшись в США, Сорокин сделал там бурную карьеру: преподаватель социологии, президент Американской социологической ассоциации, профессор Гарвардского университета. Творческую деятельность Сорокина отличает необычайная продуктивность - десятки работ, посвященных разнообразным проблемам. Сорокин в своих ранних произведениях пытался интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую унифицированную систему, которая с философской точки зрения стала разновидностью эмпирического неопозитивизма, социологически - синтез социологии и взглядов Спенсера на эволюционное развитие (подкрепленный взглядами русских мыслителей и западных - Тард, Дюркгейм, Вебер, Парето, Зиммель, Маркс), политически - это была форма социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи и свободы. Два периода в творчестве Сорокина ("русский" и "американский") сохраняют интегральную сущность всех его работ. Главное отличие молодого и зрелого Сорокина в глобализме осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры. Основные работы Сорокина обоих периодов: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Система социологии", "Социальная и культурная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937). Сорокин отрицал поступательное прогрессивное развитие общества, называя свою гипотезу "ненаправленным циклом истории". Он был убежден, что общество можно понять только через культурное качество, через систему значений, норм, ценностей. Выделив три типа суперкультурных систем (чувственная, умозрительная и идеалистическая), Сорокин подчеркивал, что каждый имеет свой закон развития и свои "пределы роста". Социокультурная динамика и есть циклическая смена культурных систем. Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение и культурную ценность, составляющую существо каждой социокультурной системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности и освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей, права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений... Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности.

Элвин Тоффлер

Тоффлер Элвин (Олвин) (англ. Alvin Toffler ; род. 3 октября 1928 ) - американский социолог и футуролог , один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации» . В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции , то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации ) и второй (индустриальной цивилизации ) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке XX и XXI вв. Автор теории «третьей волны» До сих пор человечество пережило две великие Волны перемен, каждая из которых практически упраздняла предыдущие культуры или цивилизации и создавала условия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Первая Волна - это аграрная революция. Вторая Волна - становление индустриальной цивилизации. И сегодня новая цивилизация входит в нашу жизнь, но многие пока не различают ее и стараются подавить. Безнадежно. "Третья Волна проникает всюду, она приносит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании. Человечество стоит перед гигантским прыжком вперед. Главной ценностью цивилизации Первой Волны является земля; киты Второй Волны - это капитал, рабочая сила, средства производства; производительная сила Третьей Волны - знания и информация. Символ первой цивилизации - мотыга, второй - конвейер, третьей - компьютер.

Всемирную известность Тоффлеру принесла его книга "Шок будущего", переведенная на многие языки. Ее основная идея: ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для адаптации, оказывающих шоковое воздействие на индивида и на общество в целом. В данных условиях сохранение демократии возможно лишь на основе ее расширения и признания плюрализма как основного принципа во всех сферах общественной жизни. Эти идеи были теоретически углублены в книге "Третья волна", посвященной направлению изменений в жизни современного общества. Тоффлер констатирует крах всех социальных институтов последнего и стремится выявить тенденции, свидетельствующие, что производство, семья, система коммуникаций, само направление научной мысли (от анализа к синтезу) ведет от централизации к децентрализации, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от скученности на предприятиях к надомному труду в "электронном коттедже", от унификации к многообразию жизни в децентрализованных общинах. Кризис, переживаемый современным обществом, Тоффлер объясняет переходом к новой цивилизации "третьей волны" (первая - аграрная цивилизация, вторая-индустриальная). Современное общество может выжить в неизбежных катаклизмах лишь при условии перехода к новым формам социальной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия. Тоффлер не берется дать точное определение новой цивилизации. Такие определения, как "космическая эра", "информационное общество", "глобальная деревня", "постиндустриальное общество" и др., с его точки зрения, неприемлемы, т. к. "не дают ни малейшего представления о действительной динамике происходящих изменений и вызываемых ими напряженностях и конфликтах".

В противовес утопии и антиутопии свою концепцию будущего Тоффлер называет "практопией". Концепция Тоффлера эклектична и методологически ординарна, но она выражает широкий спектр идей экологизма с его требованием "мягкой технологии", его антимонополистический демократический пафос. В своих выступлениях Тоффлер ратует за революцию в сфере мышления. Не относя себя ни к левым, ни к правым, считает, что политическая ось "левые - правые" устарела, как и вся политическая система, в которой центральное место занимают партии (Партия политическая).

Зигмунд Фрейд

Фрейд , Зигмунд (1856-1939) - австрийский невропатолог, психиатр, социальный мыслитель; создатель психоанализа - специфического психотерапевтического метода, принципы которого со временем были распространены на социальную философию, историю, культурологию и т.д. Фрейд учился в Венском университете, проявив интерес к естественным наукам: знаниям об организме и живой природе, физиологии и анатомии головного мозга. Доктрина Фрейда (фрейдизм, глубинная психология) - это учение о человеке, его психике, формировании, развитии, структуре личности, мотивах и механизмах деятельности человека в разных социальных общностях. Открытие бессознательного в психике человека - величайшее открытие ХХ в. Фрейд вскрыл сложную, динамичную, противоречивую структуру человеческой личности. Идеи и подходы Фрейда основаны на гипотезе доминирующей роли в жизни человека бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. В этом ракурсе Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, социального контроля, норм, санкций и т.п. По Фрейду борьба двух инстинктов Эроса (“инстинкт жизни") и Танатоса ("инстинкт смерти") между собой и с цивилизацией, а также бессознательного и сознания определяют природу общества, его функционирование и конфликты. Социальные концепции Фрейда, хотя и содержат социологические компоненты, но как правило, вторичны, иногда являясь шагом назад для социологии: психология масс, социальная структура, социальные связи, социальное развитие и изменение, социальный контроль и т.д., т.к. в них преобладает биопсихологический редукционизм. Однако, Фрейд был гуманистом, вскрывающим пороки общества, нащупывая пути его улучшения.

Джордж Хоманс

Хоманс , Джордж (р. 1910) - американский социолог, профессор, Гарвардского университета, один из авторов концепции социального обмена. Основными исследованиями Хоманса являются "Человеческая группа" (1950), "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961), "Природа социальной науки" (1967). В них автор подверг критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксизмом, за их непригодность с его точки зрения в конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. Основную задачу своей теории Хоманс видел в "возвращении человека в социологию". Исходная единица социологического анализа у Хоманса - "элементарное социальное поведение", а институты и общество в целом складываются только из действий человека и могут быть объяснены только на основе принципов индивидуального поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является интерпретация социального поведения как обмена. Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (материальными и нематериальными), а задача социологии состоит в формулировке утверждений, соотносящих величины и издержки поведения людей с распределением поведенческих моделей, т.к. каждый человек может обладать более чем одним доступным ему способом поведения. Хоманс формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, "вознаграждений" и "наказаний", из которых, по его мнению можно вывести и объяснить различные типы социальной организации и социального поведения людей.

Ричард . Хьюсман

Хьюсман , Ричард К . является автором «Теории справедливости». Из множества факторов, которые влияют на взаимоотношения людей, наибольшее значение имеют факторы справедливости.

Э. Хьюсман выделяет 3 аспекта справедливости: 1) Оценивая свои взаимоотношения, люди всегда сравнивают, что они вкладывают и полученное вознаграждение.

2) несоответствие вклада и вознаграждения вызывает беспокойство, психическое напряжение: недооценка вызывает чувство обиды, переоценка – чувство вины.

3) Люди неудовлетворённые своими взаимоотношениями, пытаются восстановить справедливость: уменьшая свой вклад, требуют увеличить вознаграждение, либо разрывают отношения.

Несомненно, теория Хьюсмана содержит в себе достоверное подтверждение социальных процессов, происходящих в обществе. Но на мой взгляд, три аспекта справедливости, приведенные Хьюсманом, не позволяет в полной мере оценить масштабности всех социокультурных процессов.

Альфред Шютц

Шютц , Альфред (1899-1959) - американский социолог австрийского происхождения, последователь Э.Гуссерля, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. Щютц с 1939 г. в эмиграции, с 1953 г. - профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Первая и главная книга Щютца "Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию” (Вена, 1932 г.) явилась попыткой создания нового теоретико-методологического основания социальных наук. Подобно Веберу и Гуссерлю, Щютц полагает, что предметом социальных наук является собственное представление о себе, своих действиях, смыслы индивидуального действия и обмен подобными смыслами, что только и конституирует социальное, тогда как объективированные картины социального мира ведут к утрате специфики социальных наук, не позволяют схватить смыслов индивидуального действия. Важнейшими концепциями Щютца являются концепции природы объективности социального мира, рациональности социального взаимодействия, повседневной реальности. Концепция множественности реальностей опирается на идею Джеймса о многообразии "миров опыта", единственным критерием реальности которых является психологическая убежденность, вера в их реальное существование. Из всевозможных "конечных областей значений" особой Щютц считает повседневность, как первичную по отношению ко всем остальным, в которых наблюдаются дефицит по сравнению с ней всех характеристик.

«Прошел. Увидел. Опросил» - самая популярная формула обывательского отношения к социологии...

На самом деле социология хранит тайны управления: собой, другими, да чего там - всем миром!

И если даже не открыть учебник по социологии, а хотя бы сдуть пыль с его обложки, мы узнаем не только, что такое общество, но и как оно устроено. А зная, «как это работает», мы откроем тайны управления.

Итак, 10 самых известных социологических теорий общества:

1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (М. Вебер).

Согласно этой теории, которую еще называют «Понимающая социология» в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга.

Хотим управлять - начинаем с определения целей Другого .

2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ (Э. Дюркгейм).

Социальные факты существуют сами по себе, не зависят от действий индивидов, однако оказывают на них принудительное воздействие с помощью правового регулирования, посредством неформальных, религиозных, семейных и других социальных норм.

Хотим управлять - ищем причину явления или поведения, а предшествующих социальных фактах, т.е. не в индивидуальном сознании, а в объективной реальности .

3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (Ж-Ж. Руссо)

Наверное, одна из самых известных теорий - теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми.

Хотим управлять - достигаем согласия управляющих и управляемых.

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (Г. Спенсер).

Общество - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации», а социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.

Хотим управлять - отходим в сторонку и не мешаем развиваться.

5. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД (К. Маркс).

Общество состоит из классов - социальных общностей, выделяемых по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда. Классы антагонистичны и находятся в постоянной борьбе.

Хотим управлять - ищем, находим и грамотно перераспределяем источник противоречий.

6. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (П. Сорокин).

По мнению П. Сорокина, общество - это «совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом», а вся социальная жизнь - это бесконечная цепная реакция акций - реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.

Хотим управлять - изучаем механизмы взаимодействия.

7. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Теория рассматривает общество как социальнуюсистему, имеющую свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Хотим управлять - ищем, находим и устраняем несоответствие структуры и ее функции .

8. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Дж. Мид, Г.Блумер).

Теория, основывающаяся на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. Это особый вид действия (интеракции), который осуществляется людьми. Особенность подобной интеракции заключается в том, что люди не просто реагируют на действия Другого, а интерпретируют его.

Хотим управлять - выясняем истинный (скрытый) мотив, т.е. то, что стоит за действием .

9. СТРУКТУРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Э. Гидденс)

Гидденс считал, что «У общества есть только форма, и лишь эта форма влияет на людей настолько, насколько структура производится и воспроизводится в том, что делают сами люди».

Хотим управлять - одновременно изучаем и структуру, и поведение .

10. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА (Р. Дарендорф).

Согласно этой теории, конфликт - естественный результат любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет.

Хотим управлять - ищем, находим и согласовываем интересы конфликтующих групп .

Удачи!


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Дадим краткий анализ взглядов отдельных русских социологов.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) - один из лидеров русского позитивизма, автор "субъективного метода" в социологии. Стройная система его взглядов в цельное мировоззрение способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли.

Н.К. Михайловский считал, что нельзя относится к обществу как агрегату физических тел и явлений. Социолог в отличие от естествоиспытателя, биолога не может строить свою науку, науку об обществе, беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог - "наблюдатель" не может не ставить себя "в положение наблюдаемого".

Михайловский был ярким индивидуалистом. Для него критерии блага реальной личности стал тем краеугольным камнем, на котором он возводил всю свою систему социологических воззрений. Личность, утверждал учёный, весома только в общественной среде, личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного - вред личности. Сама личность - это человек, пытающийся синтезировать личную пользу с общественной.

Михайловский отрицал право "высшей гармонии" за обществом - организмом, если из человека делают лишь средство для процветания этого организма. Развитие по органическому пути с его разделением труда превращает реальную личность в «палец от ноги». Для Михайловского "желательно", чтобы общество пошло по пути прогрессивного развития, развития "над органического", где широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а "кооперацией простого сотрудничества".

В социологии, считал Михайловский, надо пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственности и справедливого. В реальном мире необходимо действовать в соответствии с целями "общим идеалом", а не переносить механически на человеческое общество причинность, проявляющуюся в природе. Только определив цель, можно определить пути практической деятельности, пренебрежения к целям и идеалам неизбежно ведёт к ультраиндивидуализму, к взгляду на жизнь как на процесс, где каждый заботиться только о себе, ведёт себя так, как ему заблагорассудится, не интересуясь общественными делами, не стремясь к социальному идеалу, а следовательно и к собственному совершенству и к совершенству общества в целом. Объективизм есть позиция чистого разума, субъективизм - нравственный суд свободной воли, и здесь одно не отрицает, а лишь дополняет другое. В свою формулу прогресса Михайловский включает субъективно-этический момент, считая справедливым и разумным только то, что приближает личность к её всестороннему развитию и целостности.

Одно из направлений неокантианства в российской социологии было представлено "легальным марксизмом". Среди теоретиков этого направления важное место занимал Пётр Бернгардович Струве (1870-1944). Именно он первым преодолел господствующий материализм. и позитивизм, первый ознакомил русскую публику с немецким неокантианским критицизмом и идеализмом. П.Б. Струве считал, что цель развития - всесторонне развитая личность, а общественная организация -средство достижения этой цели, если "современное культурное человечество"хочет идти путём прогресса. Единственно возможной формой общественного прогресса, по мнению Струве, является путь реформ. Работы П.Б. Струве "Метафизика и социология", "Социальная и экономическая история России с древнейших времён до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности" определяют социологию как систему "свободного взаимодействия между единичными конкретными существами, носителями спонтанной активности".

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из виднейших представителей неопозитивизма, оказал большое влияние на развитие всей социологии XX в. По его собственному признанию, в России он стал исследовать сущность такого явления, как социальные условия. В основном труде - двухтомной "Системе социологии" он формулирует теоретические основы своей системы - теории «социальной стратификации" и "социальной мобильности" (им же эти термины были введены в научный оборот).

Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Сами социальные группы делятся им на неорганизованные и организованные. Особое его внимание сосредоточено на анализе иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с "процветающей демократией". В любой неорганизованной группе можно менять формы стратификации - смягчать или ужесточать её, но нельзя её "отменить", уничтожить.

Наряду со стратификации П.А. Сорокин признаёт наличие в обществе и социальной мобильности. Она может быть двух типов - горизонтальной и вертикальной.

Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения как внутри социальной группы, так и между ними.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) - один из наиболее крупных русских учёных конца XIX в. - начала ХХ в. Историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Уникальна и сома личность Н.И. Кареева: он родился ещё при крепостном праве, пережит трёх царей и одного "вождя", видел войны и революции и умер, прочитав статью Сталина "Головокружение от успехов".

"Сочинение г-на Кареева превосходно." - отозвался о нём Карл Маркс в одном из своих писем. Этот отзыв долгое время служил Карееву своего рода талисманом, защищающим его от "нападений" советской власти. Лишь в самом конце жизни ему устроили "разнос" и стали как будто бы уже добираться, но он - в ожидании "нового нападения" - 18 февраля 1931 года скончался.

Библиография трудов Н.И. Кареева впечатляет, но ещё больше впечатляет его архив, часть которого храниться в Отделе рукописей Российской государственной библиотеке. Архив содержит материалы весьма обширной переписке учёного, рукописи его книг и статей и, что особенно важно, рукописи и машинописи уже готовых сочинений, так и не вышедших в свет при его жизни.

Алексей Кнорре увлекся социологией еще в школе, затем поступил в СПбГУ, занимался автоматическим анализом текстов, а теперь работает в Институте проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге. О том, как изучать функционирование законов не на бумаге, а в жизни, и что говорит статистика преступлений о работе правоохранительных органов - в новом выпуске рубрики «Молодые ученые» на T&P.

Где учился: Санкт-Петербургский государственный университет (бакалавриат), Европейский университет в Санкт-Петербурге (магистратура)

На данный момент: младший научный сотрудник в Институте проблем правоприменения в ЕУСПб

Что изучает: социология права и криминальная статистика

Алексей Кнорре - финалист битвы ученых Science Slam 2015 года.

Я решил стать социологом примерно в начале 11-го класса. Это было осознанное решение: мне повезло вовремя пообщаться с людьми, которые своим примером показали, что социальные науки - это важно, интересно и круто.

Во-первых, я хорошо учился в школе и благодаря этому попал в систему дополнительного образования - с разными тренингами и летними школами. В какой-то момент одной из таких школ оказался летний модуль Школы гуманитарного образования - одного из проектов, который в середине 2000-х был успешным, работал на территории всей страны и позволял участникам узнать, что есть что-то за пределами их провинциального города: глобальная экономика, движущиеся рынки труда, разные культуры. Там я научился получить удовольствие от публичных выступлений. Больше всего тогда на меня повлиял Михаил Немцев, социальный философ и историк. Сейчас он преподает в РАНХиГС в Москве и ведет интернет-портал Gefter.ru. У него замечательно получалось (и получается) говорить и писать так, чтобы, с одной стороны, было не скучно, а с другой - чтобы это было посвящено важной теме в социальной науке. Во-вторых, у меня как-то все получалось с гуманитарными предметами - наверное, оттого, что в школе они всегда самые простые: несколько тупых определений, и от тебя требуется только свести их в мало-мальски связный текст. От этого в 9–10 классах я думал, что буду заниматься политологией (не понимая толком, что это такое, кроме ничего не значащих слов про изучение политической системы общества). Потом я прочитал книгу Игоря Кона «80 лет одиночества». Думаю, она больше всего повлияла на мои представления о том, чем нужно заниматься, и потихоньку политология трансформировалась в социологию.

В-третьих, мне повезло, что у меня был интернет: хотя научно-популярный жанр только складывался, на сайте «Полит.ру» были расшифровки публичных лекций разных ученых, которые тогда потрясали и захватывали воображение. Еще был (и есть) сайт «Элементы.ру», на котором доходчиво рассказывали про современные научные исследования.

После школы я поступил в СПбГУ на факультет социологии, где получил образование бакалавра. У меня неоднозначное отношение к этому опыту. С одной стороны, общий уровень преподавания там был чудовищный: тоскливые преподаватели, по листочку говорящие только что пришедшим и ничего не понимающим первокурсникам скучные и пустые слова, без драйва и понимания, зачем это все нужно и почему этим нужно заниматься. Меня (и, подозреваю, многих других) от этого передергивало, и я искал возможность узнать, что такое социология, от других людей.

С другой стороны, СПбГУ дал мне, обычному парню с окраины Красноярска, возможность за минимальные деньги жить в прекрасном общежитии почти в центре Петербурга, иметь льготный проездной и, в общем, как-то закрепиться в городе. Кроме того, на самом факультете социологии были отдельные яркие преподаватели, которые интересно рассказывали и могли увлечь. Их мало, но они были, и главное в жизни студента-социолога - попасть под научное руководство к таким людям. Мне сказочно повезло: я попал к Виталию Григорьеву, который без помпы занимается социальной наукой на факультете на позиции ассистента больше 10 лет и мог ясно объяснить, что такое дисперсия и как работает факторный анализ.

Через несколько недель после публикации исследования нас раскритиковал глава ФСКН, а еще через несколько месяцев само ведомство расформировали

Во время учебы там я занимался областью, которая называется автоматический анализ текстов. Это такое междисциплинарное направление между лингвистикой, программированием и анализом данных, где компьютер пытаются научить решать задачи, которые обычно делает человек, когда работает с текстами: искать похожие тексты, определять сходства или различия и так далее. Ничего нового я там не открыл, зато научился основам прикладного программирования и статистического анализа данных. Благодаря этому на последнем курсе параллельно с учебой я стал ассистентом у Михаила Соколова, у которого занимался сбором и анализом данных по проектам изучения социологической элиты (по мотивам которого вышла моя первая публикация) и социологии образования. Я преследовал Соколова по разным конференциям с первого курса, и работа с ним была для меня большим удовольствием.

После СПбГУ я поступил в Европейский университет в Санкт-Петербурге на факультет политических наук и социологии. Я шел туда, потому что хорошо знал, что там происходит (на последнем курсе СПбГУ я ходил на занятия в Европейский диким вольнослушателем и таскал с собой однокурсников, многие из которых поступали потом со мной), и то, что происходило там, было тысячей глотков свежего воздуха после соцфака: серьезное отношение к студентам, много чтения, эссе, которые читают и обсуждают с тобой, исследовательские статьи на английском языке, харизматичные преподаватели, атмосфера настоящей академии и уютное здание. Там я сначала изучал программистов (точнее, их зарплаты с помощью данных сайта DOU.ua), и поскольку мой научный руководитель не говорил по-русски, курсовую пришлось писать на английском. Потом я перешел обратно к Михаилу Соколову и изучал карьерные траектории социологов, про которые написал магистерскую диссертацию. За диссертацию мне до сих пор стыдно, но побочным продуктом стал веб-инструмент для ввода и анализа биографических траекторий, который мы вместе с коллегой Арсением Габдуллиным надеемся запустить в открытый доступ в ближайшее время.

Помимо всего этого, мне повезло попасть в тусовку айтишников - неформальную образовательную программу по экосистеме информационных технологий, которая сначала называлась «Введение в индустрию ИТ», а потом переименовалась в GameChangers. Ее делали Сергей Дмитриев, Николай Вяххи и Владимир Алуферов, благодаря которым я познакомился с огромным количеством людей, которые были во всем на голову выше меня, и это всегда давало стимул что-то делать и куда-то расти.

Последний год я работаю в Институте проблем правоприменения, где занимаюсь криминальной статистикой - анализом данных о преступлениях. Причем делаю это в специфическом фокусе, когда данные говорят не столько о самой преступности, сколько об органах, которые с этой преступностью борются. Мы с коллегами изучали статистику борьбы с наркопреступлениями со стороны двух главных ведомств, связанных с этим, - МВД и ФСКН. Мы проанализировали, какие наркотики и в каком объеме изымаются при регистрации преступлений, и пришли к выводу, что ФСКН, несмотря на свой мандат борьбы с оптовыми наркодилерами, фиксирует большинство преступлений с небольшой, в размере нескольких грамм, массой наркотика. Это важно, потому что существование двух больших ведомств, которые занимаются фактически одним и тем же, дорого обходится бюджету страны. Через несколько недель после публикации исследования нас резко раскритиковал глава ФСКН Виктор Иванов, а через несколько месяцев саму ФСКН расформировали и присоединили к МВД. Исследование дошло до логического конца. Кроме того, я продолжаю заниматься карьерными траекториями, но уже не социологов, а правоохранителей. Я пытаюсь, используя методы статистического анализа биографических траекторий, увидеть, какие существуют паттерны в карьерах сотрудников разных органов, какие есть различия в этих карьерах на уровне разных регионов и так далее.

Наверное, главный мотив заниматься социальной наукой для меня в том, что если вы делаете это правильно, то вы частично решаете проблемы людей. Иногда это более серьезные проблемы (например, исследования бедности, сиротства или наркомании), иногда - менее, но в любом случае социолог должен изучить и описать, что происходит в каком-то общественном институте. Моя текущая работа позволяет через изучение того, как применяется право и закон в современной России, показать, что вообще происходит в этой области не на уровне личных историй и слухов, а в целом, с высоты птичьего полета. Поработав в какой-то области достаточно долго, социолог должен быть готов объяснить, что в ней происходит и что с ней нужно делать с точки зрения публичной политики и принятия решений.

Помимо этой этически нагруженной причины социология требует кучи навыков и поэтому никогда не дает заскучать. С одной стороны, это точная наука: в ней ставятся и проверяются гипотезы, используется сложный статистический аппарат, иногда нужно программировать. С другой стороны, в социологии важно уметь работать с теориями - использовать концептуальный аппарат, чтобы, например, за одним рекламным баннером или услышанной фразой увидеть скрытую работу социальных институтов, влияющих на жизнь людей, и потом написать про это статью. С третьей стороны, в социологии есть много так называемой полевой работы, когда нужно познакомиться с человеком и взять у него интервью, понять, чем он живет; короче говоря, напрямую изучать людей, используя арсенал антропологии и этнографии. Но и это еще не все: после того как вы провели исследование, вы можете рассказать о нем людям, и людям даже может стать интересно. Популяризацией социальных наук в России почти не занимаются - по сравнению с положением дел в естественных и точных науках, - хотя интересного здесь не меньше. С этим тоже можно и нужно работать.

Если говорить про криминальную статистику и эмпирико-правовые исследования, то, кажется, самые крутые в этой области те, в которых можно объединить всю статистику по преступности в одну рамку, когда у вас есть спектр данных от регистрации преступления и заканчивая решением суда, то есть много промежуточных состояний работы правоохранительной системы. Это позволяет очень глубоко понимать, как эта система работает, и делать далеко идущие выводы. Помимо этого, сейчас набирает популярность идея использования данных из социальных медиа в интернете - когда, например, вы пытаетесь понять, связана ли как-то вероятность совершения преступления с числом и характеристиками друзей в фейсбуке.

Меня очень интересуют возможности современных информационных технологий в социальных науках. Прежде всего в современной науке принято делать исследования воспроизводимыми, то есть вместе с текстом научной статьи выкладывать в интернет еще и данные, на которых делалось исследование, и программный код, с помощью которого вы их обрабатывали и пришли к выводам. Это очень важно, потому что наука - это способность других людей сделать то же самое и получить такие же результаты, как у вас. В социальных науках, в отличие от естественных, есть сложности с воспроизводимостью и устойчивостью выводов. Я думаю, что если каждый социолог будет ясно описывать данные и то, что он с ними делает, то доверие к социальным наукам сильно вырастет. Поэтому в меру своих сил я буду продвигать эту идею. Помимо этого, мне приносит большое удовольствие программирование. Это огромный мир - как вселенная Гарри Поттера, в которую можно погрузиться, только за это увлечение вам платят и вы можете делать много полезных вещей.

Быть ученым тяжело и некомфортно. Для многих это просто неподходящая работа, которая навредит и им самим, и науке

Научная работа по сравнению с почти любой другой гораздо сложнее. Как говорил мой преподаватель, политолог Владимир Гельман, многие идут в науку, чтобы решить личные проблемы. Мне кажется, что это худший способ решения личных проблем. Если вы ученый, то у вас, скорее всего, нет фиксированных рабочих дней и часов, нет понятных и простых должностных инструкций, какие есть в офисной работе. У вас даже нет достаточно высокой и стабильной заработной платы - нужно все время заниматься параллельными исследовательскими проектами и грантами. При этом вас поджидают специфические опасности, такие как профессиональное выгорание и прокрастинация, которые отравляют жизнь и на продолжительное время убивают удовольствие от работы. Это когда вам нужно написать большой текст - статью или диссертацию - за несколько месяцев, и вы сидите дома и просто не можете начать работать. В жизни ученого грань между работой и домом либо очень тонка, либо ее нет вовсе. Поэтому такая работа требует серьезных способностей к концентрации и управлению своим временем. Добавьте сюда то, что в науке почти невозможно получить точное и безошибочное знание: в ваших теориях всегда будут нюансы, в данных - пропущенные значения и перекосы, результаты будут противоречивыми, и вам всегда надо быть готовым к критике (иногда довольно обидной, но это тоже часть работы).

Поэтому быть ученым - это тяжело и некомфортно, и многим эта работа не подходит: люди хотят зарабатывать нормальные деньги, четко понимая, что, когда они придут домой, работа их не достанет, и я этих людей понимаю. Именно поэтому в аспирантуру и даже магистратуру нужно идти только после того, как человек хотя бы год проработает на обычной работе и все равно решит, что ему там скучно и это не для него. Я думаю, что для научного ремесла нужен определенный склад ума: пытливость, готовность вникать в тонкости, даже дотошность. Для многих людей это просто неподходящая работа, которая навредит и им самим, и науке.

Мне кажется, что самое главное - это увлеченность своей темой. Нет более нелепого ученого, чем тот, который не может объяснить, что ему интересно и почему. Любые занятия наукой должны начинаться с простых вопросов (правда, не всегда с простыми ответами) о том, как что-то устроено: почему летает самолет, почему небо голубое, почему одни люди зарабатывают больше, а другие меньше. Из таких вопросов и начинается исследование - сначала через чтение того, что исследовали до вас, а затем и через сбор и анализ собственных данных.

Сложно давать советы, потому что все люди по-своему приходят к тому, чем они занимаются. Наверное, имеет смысл почитать книжки (в конце этого текста есть несколько наименований) и в целом общаться с людьми: ходить на конференции и публичные лекции, почаще задавать вопросы - в общем, культивировать и проявлять интерес. Если вам это нравится, то вы на правильном пути; если нет, то, по-видимому, это дело не для вас и нужно найти что-то более интересное.

Фотографии предоставлены Алексеем Кнорре.

Основная статья: Екатеринбург Структура категорий, содержащих статьи о екатеринбуржцах: [−] … Википедия

- … Википедия

В 1997 году членам Международной социологической ассоциации было предложено назвать по пять социологических трудов XX века, оказавших наибольшее влияние на них как социологов. В исследовании приняли участие 16 % членов (455 из 2785) МСА.… … Википедия

Список литературы - Абчук В. А. Карманный бизнес самоучитель. Спб., 1994. 92 с. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь справочник. Ставрополь, 1994. 99 с. Аглицкий И. С. Как преуспеть на российском рынке программ. М., 1993.… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный + др. греч … Википедия

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный и др. греч. λóγος учение) наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп,… … Википедия

Зепалов, Пётр Николаевич В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Зепалов. Пётр Николаевич Зепалов (20.07.1892), Великий Устюг – (4.11.1918), Великий Устюг учёный криминолог, социолог, криминальный статистик. Содержание 1 Биография 1.1… … Википедия

Ривман, Давид Вениаминович Давид Вениаминович Ривман 5.11.1929 Ленинград, 17.02.2007, Санкт Петербург адвокат, учёный криминолог, социолог, доктор юридических наук,профессор, заслуженный юрист РФ, заслужанный работник МВД СССР, полковник милиции … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зепалов. Пётр Николаевич Зепалов (20 июля 1892(18920720), Великий Устюг 4 ноября 1918, Великий Устюг) учёный криминолог, социолог, криминальный статистик. Содержание 1… … Википедия

Книги

  • Социология конфликта в России. История, теория, современность , С. Л. Прошанов. В работе рассматриваются теоретико-методологические предпосылки формирования новой отрасли научного знания - социологии конфликта. Впервые представлены взглядыроссийских социологов начала XX…