Как называется спуск корабля на воду. Спуск на воду. Остановка на стапеле. поперечный свободный спуск



Спуск корабля на воду

Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.
Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.
Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.

Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.

С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.

В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.

Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.

Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.

Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Для крещения судов предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.

Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить для себя и своего корабля.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. — «godfather») и крестная (англ. — «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.

Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.

Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.

К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.

В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.

Материал взят из свободных источников в сети.

Спуск корабля на воду – впечатляющее и удивительное зрелище, имеющее интересную многовековую историю. Каким смыслом наделяли ритуал первой встречи корабля с водной стихией наши предки и какие его отголоски можно встретить в церемониях сегодняшних дней?

Кровь и вино – из истории в современность

О традиции во время спуска корабля на воду разбивать о борт судна бутылку с шампанским «на удачу», знают многие. Но мало кто знает, что изначально этот ритуал проводили с задействованием другого алкогольного напитка – вина. Красное вино во все времена символизировало кровь и жертвоприношение. Омывая символической «кровью» борт судна, моряки таким образом преследовали цель «оживить» фигуру, которая поддерживает выступающий вперед с носа судна брус.

Кровавый ритуал средневековья

Традиция омывать дорогу «кровью» ведет свою историю со времен викингов.

Средневековые скандинавские мореходы считали, что ублажить мрачных богов морей можно лишь принеся им в жертву человеческую кровь. Для этой цели к спусковой дорожке каждого судна, отправлявшегося в путь, они привязывали пленников.

Такая же варварская традиция встречалась и у народов, проживавших на островах Таити, Тонга и Фиджи. Только в этом случае жертв привязывали не дорожке, а к бревнам, выполняющим функцию катков. «Кровавое крещение» сопровождало любые походы и спуски боевых каноэ на воду.

Ритуал с жертвоприношением при спуске на воду военных кораблей был призван не только задобрить богов водной стихии, но и придать уверенности морякам, которые еще даже до встречи с врагом получают возможность «почувствовать запах крови». Часто после этого головы жертв закрепляли на корме.

Упоминания об этот кровавой традиции встречаются еще в источниках, датируемых 1784 годом. Они описывают события в графстве Триполи и в частности спуск военного корабля на воду, к носовой части судна которого был привязан один из рабов.

Альтернатива жертвоприношениям людей

Со времен распространения христианства традиция приобрела менее «кровожадные нотки». Жертвоприношение стало бескровным. Церемония сопровождалась «всего лишь» избиением и принудительным купанием подмастерьев, работающих на суднах корабельными плотниками.

Спуск корабля на воду не обходился без обязательной процедуры – выбивание клиньев из-под пусковых салазок. Эту опасную работу в основном поручали выполнять людям, дальнейшая судьба которых уже была предопределена – преступникам. За работу «под днищем» они получали вознаграждение в виде внушительных порций грога. Захмелевшие работники во время выбивания клиньев громогласно распевали песни.

Как считалось в те времена крепкий ром, громкая музыка способны радовать не только живых, но и умерших. А чтобы задобрить богов водной стихии моряки заливали палубу кровью жертвенных животных: черных коз и овец, либо же белых кур и петухов.

Со временем и от этого языческого обряда отказались, заменив пролитие крови жертвенных животных омовением бортов красным вином.

Вплоть до конца 17-го века повсеместно проводили ритуал спуска корабля на воду, сопровождавшийся омовением носа корабля вином, пролитым из серебряного кубка. В завершение ритуала кубок выбрасывали в море, как дар верховному морскому богу Посейдону. Ритуал обходился «в копеечку», а потому со временем кубок из серебра был заменен на стеклянную тару. Достоверно известно, что в первый раз разбили бутылку о переднюю часть корабля в 1699 году.

Вино – не единственный напиток, используемый для омовения в момент спуска корабля на воду. К примеру, судна миссионеров в Индии «крестились» молоком неспелых кокосовых орехов. Турецкие корабли – дождевой водой, а рыболовные судна – рыбьим жиром.

В 20-е годы прошлого столетия, когда в США действовал национальный запрет на производство и продажу алкоголя, именуемый как «сухой закон», во время традиционного ритуала стали использовать имбирное пиво.

Церемония «крещения» судна

Рождение нового судна было связано и с праздничными церемониями. К примеру, в древней Греции отправляемое в первый путь судно украшали пышными гирляндами живых цветов, а палубы устилали ветвями с лавровыми листьями.

Во время празднования играла веселая музыка, звучали стихи. Используя красноречие и рифму, участники торжества обращались к Афине Палладе и Нептуну с тем, чтобы они защитили новое судно от опасностей и невзгод.

С 15-го столетия в странах Европы церемонию «крещения» кораблей возглавляли исключительно титулованные особы: герцоги, принцы и короли. Обряд заключался в том, чтобы, испив из кубка, нужно было разлить оставшееся вино по палубе, произнеся фразу «Нарекаю тебя именем…Да благословит Бог тебя и всех, кто будет с тобой плавать!»

Залог успешного начала

Процесс спуска корабля на воду нередко включает как курьезные, так и печальные моменты. Так в 19-м веке широкое распространение получило веяние назначать для судна «крестную мать». Удостоившаяся сего звания барышня должна была разбить бутылку в момент набирания судном разбега по спусковым дорожкам стапеля и дать благословение.

С этим обрядом была связана одна забавная история, случившаяся с принцессой, назначенной «крестной». Девушка не рассчитала собственные силы и вместо того, чтобы разбить бутылку о борт судна, проделала это, но о голову почетного гостя торжества.

С тех пор бутылку стали фиксировать веревкой к носовой части корабля. А вот предписание укутывать бутылку в сетчатый кокон появилось после того, как осколки разбивавшихся вдребезги бутылок неоднократно ранили участников церемонии и стоявших в первых рядах зрителей.

С обрядом спуска корабля на воду связано множество суеверий:

  1. Бутылка должна непременно разбиться с первого раза. Иначе быть беде. Наглядным подтверждением тому является событие легендарного судна «Альбион». Принцесса Алиса, назначенная «крестной» корабля не смогла разбить бутылку даже с трех попыток. Исправить плачевную ситуацию попытался один из гостей. Он бросил бутылку вдогонку сползающего по стапелю судна, разбив ее борт. Но беда была уже «на пороге». От волны, ударившегося о воду судна, мгновенно смыло несколько человек.
  2. Довести дело до конца. Эту задачу выполняет специально обученный человек – «ловец бутылок». Он должен не допустить запутывание бутылки в эллинге и тем более ее переворачивание вверх дном.
  3. Не заменять вино другими видами напитков. В этом убедились участники церемонии спуска на воду военного корабля ВМС США «Конститьюшн». Они наполнили бутылку не вином, а водой. Церемонию не удавалось довести до логического конца до тех пор, пока командор не заменил стеклянную емкость бутылкой с выдержанной мадерой, а в последующем разбил ее нос корабля.

Пробку от бутылки, разбившейся во время церемонии, принято в дальнейшем хранить в капитанской рубке. Ее размещают в паре с портретом «крестной», используя как амулет, оберегающий от несчастья.

Существует негласное правило, что судно должно плавно погрузиться в водную гладь. Наглядным подтверждением тому является один из самых неудачных спусков корабля на воду – британского трансатлантического парохода «Титаник». Хоть для смазки направляющих сходней и задействовали 23 тонны жира, но в момент спуска одно из бревен вылетело, убив стоявшего рядом человека. К сожалению, никто не принял во внимание дурное предзнаменование.

«Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.

Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.

Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.

Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.

С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.

В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.

Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.

Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.

Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Королева Елизавета II в 1976 году окрестила корабль «Инвинсибл» при помощи бутылки местного бузинного вина. Для крещения судов «Леди Гвендолен», «Леди Грациа», «Леди Патриция» и «Миранда Гиннес», предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.

Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».

Впрочем, в 1858 году корабль ВМС США «Хартфорд» безо всяких задержек сошел в воду после тройственного «помазания» водой: сперва дочь коммодора Даунса разбила о его нос бутылку минеральной воды, затем дочь коммодора Стрейнхема разбила о носовую фигуру бутылку с водой из реки Коннектикут, а лейтенант Пребл облил палубу морской водой.

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить защиту Всевышнего для себя и своего корабля.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. - «godfather») и крестная (англ. - «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины. История засвидетельствовала имя первой крестной на американском флоте — Лавинии Уотсон, дочери именитого жителя Филадельфии. 22 августа 1846 года она крестила парусное судно «Germantown» на филадельфийском кораблестроительном заводе.

Неудивительно, что «крестные матери» пуще огня боялись оконфузиться.

До войны одна знатная англичанка была удостоена чести крестить крейсер. Случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль медленно пополз по стапелю к воде. Поняв, чем это грозит, решительная леди оборвала шнур, схватила бутылку и ринулась вслед за кораблем. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в праздничном платье кинулась в воду. Держа над головой бутылку, отважная «крестная» доплыла до остановившегося крейсера и под одобрительный рев многотысячной толпы разбила ее о форштевень. Вот до чего доводят традиции!

Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.

После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже образно соотносится с погружением ребенка в купель со святой водой: корабль покидает свою «колыбель» и начинает передвигаться в пространстве.

Лет сто назад крестной матери судна приходилось не только разбивать бутылку с вином и нарекать корабль, но и непосредственно участвовать в его спуске на воду. Журнал «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» за 1860 год рассказывал, как в присутствии пяти тысяч зрителей проходил спуск на воду 90-пушечного парусно-винтового корабля «Ансон»: «25 минут второго пополудни леди Сидней осуществила церемонию крещения корабля, разбив бутылку о нос судна под одобрительные крики собравшихся. Через пять минут, по сигналу, ее превосходительство получила от коммодора-интенданта особый молоток и зубило, специально изготовленные для этого случая. После того, как она перерубила трос, который лишь один удерживал опорную стрелу спусковых полозьев, великолепное судно под звуки гимна «Правь, Британия, на морях», медленно сошло со стапеля в воды Темзы». Эти молотки и зубила дарили на память крестным матерям кораблей. Позже дам, однако, вообще освободили от забот орудовать такими, совсем не женскими, инструментами.

Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.

Церемониальные казусы.

Одна из первых крестных матерей, крестивших судно в Англии, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила ее о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьезную рану, и подал на принцессу в суд, а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.

До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крестной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде. Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.

Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крестная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещеное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.

Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 году при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в нее речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…

Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе. Ни одно «счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются, в основном, конечно, для практических целей, однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске «Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо, если во время спуска деревянные полозья вспыхнут — это значит, что судно будет «живым, как языки пламени».

Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. Неплохо, если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие, в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры, разворачивающие судно, после того как задержники остановят его на воде, должны выполнять поворот только по часовой стрелке.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.»

Спуск корабля на воду

процесс перевода корабля из положения на поддерживающих опорах в положение на плаву. Осуществляется после окончания постройки корпуса, ремонтных и других работ, связанных с докованием корабля. По принципу используемых сил подразделяется на гравитационный спуск корабля на воду, методом всплытия в доке и методом перетягивания корабля по наклонной плоскости при помощи лебедок. Спуск корабля на воду малого водоизмещения (катеров) может осуществляться подъемным краном.

  • - численно равна расстоянию, проходимому кораблём в единицу времени; определяется лагом. Для надводных кораблей различают: наибольшую; полную; экономическую; наименьшую...

    Словарь военных терминов

  • - участок дороги, имеющий продольный уклон вниз по направлению движения транспортных средств - нанадолнище - spád - Gefälle - lejtő - уруудалт - spadek drogi - pantă - padina - pendiente - fall - descente...

    Строительный словарь

  • - совокупность операций, производимых для спуска судна со стапеля на воду. Когда постройка судна на стапеле достигла требуемой степени готовности, то судно посредством специального...

    Морской словарь

  • - отрезок жел.-дор. пути, двигаясь по к-рому, поезд переходит с более высокого на более низкое место...

    Технический железнодорожный словарь

  • - в полиграфии - 1) отступ в нач. полосах книг, журналов и т. п. от верхнего края до начала текста...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - спуск корабля на воду путем его перемещения кормой к воде вдоль наклонной плоскости. Наклон стапеля не превышает 3-3,5°...

    Морской словарь

  • - Отступ в начальных полосах издания от верхнего края страницы до начала текстовых строк или его разделов и других структурных частей, который может быть заполнен заголовками и книжными украшениями...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - ...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Мореходные суда строятся или в доке или на стапеле, т. е. наклонном помосте, на месте, укрепленном забивкой свай в грунт. В первом случае, по окончании постройки наполняют док водой и судно всплывает. В...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I в космонавтике снижение космического летательного аппарата или спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы или в безатмосферной среде перед посадкой на поверхность небесного тела. При С. на...
  • - осуществляется либо после полной постройки судна, либо после завершения основных судовых работ.Спуск всплыванием применяется при постройке или ремонте судов большого водоизмещения в сухих и плавучих Доках...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в полиграфии,1) отступ в начальных полосах книг, журналов и т. п. от верхнего края до начала текста...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: чего? спу́ска и спу́ску, чему? спу́ску, что? спу́ск, чем? спу́ском, о чём? о спу́ске...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Спуск корабля на воду" в книгах

Спуск на воду «Бисмарка»

автора Белов Николаус фон

Спуск на воду «Бисмарка» Спуск со стапелей «Бисмарка», крупнейшего построенного до той поры в Германии линейного корабля, был назначен на 14 февраля 1939 г. на верфи судостроительной компании «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Гитлер сам выбрал линкору это имя. В своих застольных

Спуск на воду «Тирпица»

Из книги Я был адъютантом Гитлера автора Белов Николаус фон

Спуск на воду «Тирпица» Вечером 31 марта мы снова сели в спецпоезд, чтобы выехать в Вильгельмсхафен на спуск на воду второго крупного линкора. В пути Гитлер постоянно получал сведения о речи, произнесенной Чемберленом в этот день в палате общин. Ситуация была похожа на ту,

Стапельный период и спуск на воду

Из книги Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда автора Виноградов Сергей Евгеньевич

Стапельный период и спуск на воду Постройка «Славы» - превосходная иллюстрация преимуществ серийного создания крупнотоннажных боевых кораблей по единому рабочему проекту, силами одного подрядчика и коллектива техников и мастеровых. После «Императора Александра III» и

Спуск судна на воду

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

3.4. Спуск на воду. Остановка на стапеле

Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

3.4. Спуск на воду. Остановка на стапеле Спуск на воду второго легкого крейсера для Черного моря «Адмирал Лазарев» был намечен на 28 мая 1916 г.Перед спуском на корабле тщательно опробовали под давлением всю наружную обшивку согласно ведомости водо- и нефтенепроницаемых

5. Закладка и спуск на воду

Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора

5. Закладка и спуск на воду Официальную закладку французы провели 14/27 марта 1906 г.Любившие оригинальничать (огромная коллекция разнотипных кораблей, сооружавшихся в зависимости от воззрения сменявших друг друга министров, увлечение одноорудийными башнями, немыслимые

21. Спуск "Славы" на воду

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

21. Спуск "Славы" на воду Многократно в продолжение всех работ напоминавшая о себе противоестественность осуществления чужого проекта и разрыв с хорошо освоенными отечественными прототипами начинали зримо тормозить работы. К осложнениям и неувязкам при проектировании и

Строительство и спуск на воду

Из книги Броненосец “Наварин”. 1888-1905 гг. автора

Строительство и спуск на воду Сразу же после заключения контракта Общество приступило к работам. В мастерских начали изготовление составных частей киля, шпангоутов и стрингеров. В конце мая 1889 г. корпус броненосца “Император Николай I”, также строившийся Обществом

3. Спуск на воду и достройка

Из книги автора

3. Спуск на воду и достройка Постройка корпуса, несмотря на вышеупомянутые изменения, продвигалась без больших задержек, так, что спуск смог состояться 29 августа 1893 г., не создавая особых проблем. За три года нахождения на стапеле, корпус был закончен полностью, включая

Спуск на воду

Из книги автора

Спуск на воду Корабль должен был нести имя “Лазар-Карно”, но но Морской министр решил, что он будет называться “Карно”, чтобы эта фамилия была бы посвящена памяти как Организатора Победы, так и Президента Республики, жертвы долга, павшей от кинжала убийцы. Министерская

Глава 42 Спуск на воду

Из книги Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни автора Кэмерон Джулия

Глава 42 Спуск на воду Помимо начала работы над собственным романом, пьесой или фильмом, мало что приносит мне столько радости, как выпуск новой группы писателей. Когда класс собирается вместе, я переполнена счастьем и сгораю от нетерпения. Я преподаю уже более двадцати

Спуск на воду и вооружение яхты

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

Спуск на воду и вооружение яхты Для спуска швертбота на воду нужен деревянный или бетонный слип-пологий спуск, уходящий в воду. Но можно спускать судно и просто с пологого берега, подложив, если нужно, пару досок. Удобнее всего спускать и вытаскивать швертбот на

8. Спуск на воду

Из книги автора

8. Спуск на воду Одна из древнейших традиций судостроения – ритуал спуска корабля на воду. Спуск на воду "Петра Великого" являлся большим торжеством, на которое собралось огромное число зрителей.15 августа 1872 года около одиннадцати часов утра по обе стороны пристани, у

10. Спуск на воду и достройка

Из книги "Броненосец "Император" Александр II" автора Арбузов Владимир Васильевич

10. Спуск на воду и достройка Спуск корабля на воду с древнейших времен проходил в торжественной обстановке, имевшей в каждой стране практически один и тот же сценарий. Корабль спускали в присутствии царствующих или других именитых особ при большом скоплении народа.Все

2. Строительство и спуск на воду

Из книги Броненосец "Наварин" автора Арбузов Владимир Васильевич

2. Строительство и спуск на воду Сразу же после заключения контракта Общество приступило к работам. В мастерских начали изготовление составных частей киля, шпангоутов и стрингеров. В конце мая 1889 г. корпус броненосца "Император Николай I", также строившийся Обществом

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Связано это с тем, что крещёный ребёнок получает покровительство и защиту Бога. Уподобляя церемонию спуска корабля на воду крещению, моряки хотят получить защиту Бога для себя и своего корабля.

Крещение представляет собой таинство посвящения в христианскую церковь . В католической церкви крещение символизирует собой конец старой жизни и появление на свет нового человека, нареченного новым именем. Форма церемонии и связанные с ней ритуалы могут незначительно отличаться в разных церквях, однако крещение всегда включает в себя использование воды и обращение к Святой Троице: «Я крещаю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа». Кандидат полностью или частично погружается в воду, либо священник окропляет его голову святой водой.

В основе уподобления спуска корабля крещению лежит взаимодействие двух концептуальных областей, в ходе которого сфера-источник «крещение человека» частично проецирует свой сценарий на сферу-реципиент «спуск корабля на воду». Сфера-источник может быть представлена как фрейм-сценарий, в котором выделяются следующие составляющие: дитя, крёстные, призыв, молитва к Троице, мимя и святая вода. Изначальная цель метафорического уподобления - получение кораблем покровительства Бога.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. - «поручитель »). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крёстный (англ. - «godfather») и крестная (англ. - «godmother»). В силу того, что в период Реформации церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей выступали представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины. История засвидетельствовала имя первой крестной на американском флоте Лавинии Уотсон, дочери именитого жителя Филадельфии. 22 августа 1846 года она крестила парусное судно «Germantown» на филадельфийском кораблестроительном заводе.

Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует переход корабля в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крёстный торжественно обращается к кораблю со словами: «In the name of the United States I christen thee…» , произносит имя корабля, далее следует разбитие бутылки с какой-либо жидкостью. В роли «святой воды» может использоваться вода, сидр, вино, но традиционно предпочитают светский напиток - шампанское . Бутылка разбивается о носовую часть корабля: «As „Constitution“ ran out, Captain Sever broke a bottle of fine old madeira over the heel of the bowsprit» . Место разбития выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека. Именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.

После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже порождает образную метафору погружения ребёнка в купель со святой водой. Любопытно, что стапеля , на которых покоится корабль, репрезентируются лексемой «cradle» - колыбель, люлька, что ещё раз подчеркивает антропоцентричный характер судна. Корабль, подобно ребенку, покидает свою «колыбель», когда он способен передвигаться в пространстве.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров: