Композиция и логика рассуждения. Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность. Композиция и виды доказательств в рассуждении

При проверке сочинений по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения» в центре внимания эксперта должно быть соблюдение учеником требований макро-уровня, связанных с общей структурой работы, реализацией ее крупных частей, и требований микро-уровня, относящихся к умению логично развивать мысль от тезиса к тезису, аргументировать ее, соблюдать логические связи в тексте.

Для написания итогового сочинения ученик может выбрать разные жанры, и этим выбором будет обусловлено использование той или иной композиционной стратегии. Однако подавляющее большинство выпускников предпочитает сочинение-рассуждение, что во многом задано формулировками тем, нацеливающими на размышление над морально-этическими, нравственно-психологическими, мировоззренческими вопросами. Кроме того, композиция сочинения-рассуждения хорошо знакома учащимся. Анализ итоговых сочинений 2015/16 учебного года показал, что трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. В определенной степени учащимся помогает в этом опыт подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку и написания сочинений по литературе. Если в сочинении есть хотя бы минимальный коммуникативный замысел, то в нем присутствуют первые две части указанной триады, в сильных работах – все части: во вступлении ставится проблема, основная часть представляет собой тезисы (утверждения) и аргументы, приводимые в их доказательство, в заключении содержатся выводы, ответ на вопрос, сформулированный в начале.

Рассмотрим пример работы, удачной и интересной с точки зрения композиции.

Тема: «Мой дом – моя крепость?»

«Мой дом – моя крепость» – говорит народная мудрость. Но что подразумевается под этим? И всегда ли это так? Крепость – это надежное, защищенное место, в котором человек может укрыться от непогоды, врагов, неудач и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Что значит для него его дом, является ли он для него крепостью?

В петербургской квартире Обломова, героя одноименного романа Гончарова, царил беспорядок; но ни сам он, ни его слуга не озаботились созданием уюта. Этот дом отражает привычки хозяина, не любящего лишних движений и усилий. Но, хотя герой и проводил в нем охотно бОльшую часть времени, по-моему, этот дом не был для него крепостью. Тем более в начале романа перед ним встает проблема переезда не по своей воле. Настоящей крепостью для Ильи Ильича был лишь тот дом, где он провел детство, в окружении всеобщей любви и заботы, где сложились его представления о сказочном изобилии, о радостях барственной праздности. С этим домом он сохранял тесную связь, только там он мог почувствовать себя совсем свободно, раскрепощенно. Этот дом снится ему, когда он ищет покоя и хочет спрятаться от тревоги (переезда и письма старосты). Этот дом он невольно хочет повторить во взрослом состоянии и находит некое ему подобие у Пшеницыной, потому что там многое происходит так, как ему нужно для покоя и отдыха.

Человек пытается обрести дом, стремится к нему. В "Тихом Доне" показана любовь Мелеховых к своему дому. Быт, налаженный матерью Петра и Григория, поддерживается их женами. Строгий взгляд на жизнь, привычка все делать своим трудом, чувство собственного достоинства восприняты сыновьями от Пантелея Прокофьевича. Традиции, вековые устои и порядок жизни, взятый у предков, придают этому дому особую прочность, надежность. С домом у героев связано представление о главных жизненных ценностях. Григорий уходит из дома на службу, на войну, уезжает из него, чтобы создать семью с Аксиньей. И все равно с радостью и душевным трепетом возвращались в итоге в свою "крепость".

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" описывает жизнь нескольких семей, на примере которых выражается авторская позиция, отношение к идеалу домашнего очага. Одна из них – семья Ростовых. Атмосфера дома, по мнению писателя, определяет подход к жизни, мнения и судьбы героев. Дом Ростовых опирается на русские традиции: сердечность и гостеприимство. Там царит мир и согласие, искренность и доверие, уважение и взаимопонимание. Николай, Петя и Наташа чувствуют себя как в крепости, защищенными от всех бед и невзгод. Крепость в данном случае – это не защита от врагов, им не надо ни от кого защищаться, но это такое место, где можно быть искренним и не бояться этого. Они унаследовали от родителей способность к соучастию и сопереживанию, честность и чувство достоинства. Доброта и открытость Ростовых распространяется не только на членов своей семьи, но и на окружающих людей. Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, был поражен укладом семьи, естественностью и жизнерадостностью Наташи. Впечатленный, он сам заражается постепенно этим желание жить с радостью.

Я думаю, что дом – это самое важное в нашей жизни. Настоящий дом должен ощущаться человеком как его крепость. Он должен быть таким, но происходит это не всегда. Крепостью для человека дом является тогда, когда он чувствует себя в нем спокойно, беззаботно и защищенно, как Илья Ильич – в родной Обломовке. Когда в нем сосредоточено и сохранено все главное, что человек считает наиболее ценным в жизни, и это дает ему неизменную опору в любых жизненных невзгодах, как Григорию Мелехову. Дом будет крепостью только тогда, когда в нем царит любовь и взаимопонимание между близкими, и это делает сильнее душой всех членов семьи. Если дом дает нам поддержка в жизни, является верной опорой, такой дом - наша крепость.

Вступление начинается с цитирования пословицы и таким образом актуализируется констатирующая часть темы («Мой дом – моя крепость »). Затем выпускник формулирует вопросы, позволяющие вычленить заданный в теме ракурс анализа («И всегда ли это так?»), и приводит толкование слова «крепость» – ключевого слова темы. Вступление завершается формулировкой проблемы. Такое построение вступления соответствует канону и создает предпосылки для написания логичной, стройной работы.

В основной части на первом месте оказываются тексты литературных произведений, на примере которых автор сочинения рассматривает разные грани проблемы и делает свои выводы. Такой способ построения рассуждения, ориентированный на несколько (более двух) литературных примеров и свидетельствующий о начитанности выпускника, прежде всего реализует принцип текстоцентричности сочинения. Он характерен для работ мотивированных выпускников с выраженной филологической направленностью интересов.

Заключение выполняет функцию развернутого обобщения. В данном случае оно включает в себя выводы по каждому аргументу и стягивает их в единый итог – ответ обучающегося на вопрос проблемы, сформулированный в конце вступления. Заключение несколько превосходит вступление по объему, что в приведенной работе совершенно оправданно и успешно реализовано. Однако в ряде случаев заключение, требующее глубоких обобщений, может оказаться более уязвимым, чем другие части сочинения, именно с точки зрения полноты охвата материала и далеко не всегда бывает удачным даже в хороших работах.

Более типичными являются сочинения, в которых на первый план выведено собственное рассуждение ученика, подкрепляемое обращением к литературному материалу, а не вырастающее из литературных примеров, как в предыдущем примере. В таких работах гармонично сочетаются требования метапредметности и текстоцентричности сочинения. В общем виде традиционная композиционная схема может быть описана так:

· вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова, изящный поворот к существу темы (ее вопросительной части) через вопрос, цитату, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту; возможно также указание на современность, актуальность, всеобщую значимость темы;

· основная часть – собственное размышление выпускника по сути темы и подкрепляющий его литературный аргумент, чаще два (попутно отметим, что далеко не всегда обращение к тексту литературного произведения может быть признано аргументом, даже если оно расположено в тексте работы в соответствии с требованиями композиции);

· заключение обычно бывает немногословным и по смыслу перекликается с темой сочинения и вступлением, обобщает сказанное в основной части.

Применение этой схемы на практике приводит к разным результатам.

С одной стороны, в соответствии с ней построены многие работы, свидетельствующие об умении ученика самостоятельно мыслить и аргументировать свои суждения. Опишем одну из таких работ и приведем наиболее показательные цитаты из нее.

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Итоговое сочинение проверяется по 5 критериям:

  • соответствие теме;
  • аргументация,
  • привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Критерии №1 и №2 являются основными.
. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№6).
. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

 Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет».
 Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём

Критерий №1
Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2
Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3
Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4
Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5
Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Как соответствовать требованиям и критериям?

В 2015 году к привычным уже пяти критериям добавились два требования, с которых мы и начнем разговор. Первое требование - объем работы. Сочинение должно содержать не менее 250 слов. В случае, если слов меньше, эксперт поставит «незачет». Казалось бы, это не так много, но у некоторых выпускников это требование вызывает серьезные опасения. Как быть? Работать, работать и еще раз работать. Пишите каждый день, отдельно уделяя внимание вступлению и заключению. Запаситесь шаблонными фразами, многие из которых объёмны сами по себе и могут добавить «веса» вашему сочинению. Подсчитывайте слова в каждой из своих работ, постарайтесь точно знать, сколько слов содержит одна рукописная страница или один средний абзац вашего текста, сделайте вывод, сколько страниц должно оказаться в работе, чтобы она соответствовала данному требованию. И не сдавайтесь! Три - четыре репетиционные работы, написанные самостоятельно, и это требование перестанет вызывать у вас опасения.

Кстати, о самостоятельности. Именно она и составляет основной смысл второго требования к итоговому сочинению. Что это значит? Списывание ни в каком виде не допускается! Если вы нашли на просторах Интернета одно или даже несколько сочинений, подходящих по тематическим направлениям, и собираетесь просто заучить их наизусть или каким-то чудом собираетесь списать сочинение у сердобольного одноклассника прямо второго декабря, вас ждет поражение. Это требование подразумевает, что эксперт в случае, если ему удастся доказать факт списывания, поставит работе «незачет». Будьте внимательны! Конечно, вы можете ознакомиться с чужими работами и взять что-то из них на вооружение, но позаботьтесь о том, чтобы чужие мысли были высказаны вашими словами - сделайте «рерайт». Кстати, писать сочинение, высказывать собственные мысли - на самом деле интересное и увлекательное занятие. Попробуйте, и, может быть, всякое желание списать у вас пропадет уже после первой попытки!

Переходим к критериям. Первый из них - соответствие теме . Это один из двух главных критериев проверки вашей работы. Если по первому критерию сочинение получает незачет, незачет выставляется и всему сочинению. У каких сочинений есть шанс этот незачет заработать? Как раз у тех самых, которые были подготовлены и заучены заранее. А еще «незачета» могут удостоиться те участники итогового сочинения, которые недостаточно внимательно прочитали формулировку темы сочинения. Или просто забыли о ней - начинали писать об одном, но потом увлеклись, и мысль ушла совсем в другую сторону. Как же обезопасить себя? Когда будете писать сочинение, постоянно думайте о выбранной теме. Напишите план. Подумайте, какой аспект темы вы будете описывать во вступлении, как будет меняться ваша мысль от абзаца к абзацу в основной части, как эта тема зазвучит в конце вашего сочинения. Не бойтесь употребить формулировку темы или ее часть в своей работе несколько раз, особенно во вступлении и заключении. Итак, четкий план, тема сочинения всегда «в фокусе» - и «зачет» по первому из пяти критериев вам обеспечен. Теперь поговорим о том, как набрать максимум баллов за критерий №1. Два балла выставляется в том случае, если рассуждение учащегося было достаточно глубоким и убедительным, то есть, ему удалось избежать поверхностного рассуждения и удалось проникнуть в самую суть темы. Это не так сложно, как кажется. Выбирайте тему, которая действительно трогает вас, сформулируйте свое мнение, можете даже записать его отдельно. Подумайте, каким именно образом вы будете выражать его в сочинении. Возможно, в самом начале вы зададите себе вопрос, на который будете последовательно отвечать, с каждым абзацем излагая новые детали своего отношения к теме. Возможно, напротив, сразу выскажете собственное мнение, а потом будете последовательно доказывать собственную мысль. Выбирайте любой путь и не забывайте быть убедительными. В этом залог успеха!

И, кстати, увлекаясь собственными мыслями, не забудьте о привлечении литературного материала. Это критерий №2, соблюдение которого также является обязательным. Вы можете как угодно глубоко раскрыть выбранную тему, но если опираться в своих рассуждениях на литературный материал вы не станете, вас ждет проигрыш! Основой… повторимся, обратим внимание, выделим курсивом… Основой вашего сочинения должно стать одно или несколько из произведений русской или мировой литературы по вашему собственному выбору. Почему мы выделяем слово «основа» и пытаемся обратить на него ваше внимание? Потому что недостаточно будет, например, создавая текст на тему «О как убийственно мы любим», один раз упомянуть стихотворение Маяковского «Лиличке» или отделаться фразой в духе «все великие писатели мира хоть раз обращались в своем творчестве к такой важной теме как любовь», а далее удариться в рассуждения о сокрушительной силе любви и получить зачет по второму критерию. Литературные произведения не просто должны упоминаться в вашем сочинении, они должны стать основой, фундаментом всего вашего рассуждения. Для этого выбирайте те произведения, которые знаете действительно хорошо, любите и понимаете, те, на которые действительно сможете «опереться». Это не обязательно объемные «Война и мир» или «Тихий Дон». Маленькой «Судьбы человека» достаточно для того, чтобы создать хорошее сочинение по любому из пяти направлений. Кстати, опасайтесь фактических ошибок: за них может быть «срезан» балл.

Выдыхаем! Первые два критерия, несоблюдение которых приведёт к «незачету», остались позади. Но высокий балл за сочинение еще никому не помешал, поэтому продолжим. Критерий №3. Композиция и логика рассуждения . Какие части должны быть в сочинении? Вы помните три волшебных слова: вступление, основная часть, заключение. Казалось бы, ничего сложного. На деле учителя постоянно сталкиваются с работами, на девяносто процентов состоящих, скажем, из одного только введения или с совершенно внезапно возникшими в середине сочинения мыслями, появления которых не предвещало абсолютно ничего, будто их «вырвали» из какой-то другой работы. Как быть? Всего два правила помогут вам избавиться от проблем с композицией. Во первых, используйте формулу «вступление + заключение = одна треть всего текста» , во-вторых, не забывайте писать план и придерживаться его, не допуская «внезапных» отступлений.

Идем дальше. Перед нами критерий № 4 - качество письменной речи . Здесь речь идет о том, насколько хорошо вы владеете словом. Богатство и разнообразие языка, соответствие выбранному стилю речи, использование разнообразных грамматических конструкций, уместное и грамотное употребление терминов - вот из чего складывается максимальный балл за качество речи. Конечно, за две недели существенно качество речи повысить невозможно, но постарайтесь практиковаться как можно больше, советуйтесь с учителями, репетиторами, хорошо пишущими одноклассниками, и, возможно, даже в краткий срок вам удастся добиться неплохого результата.

Пятый критерий - грамотность. Много о ней мы говорить не будем. Надеемся только, что вы уже в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и больших проблем с тем, чтобы соблюсти орфографические и пунктуационные нормы, у вас не будет. Только один маленький совет: если вы не уверены в том, как пишется слово, подберите синоним, не вызывающий опасений. Задумываетесь над постановкой знака препинания? Измените конструкцию предложения! И скажем спасибо тем, кто для нас придумал итоговое сочинение, а не итоговый диктант!

О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

Критерий №3 «Композиция»
«Композиция и логика рассуждения »
Данный критерий нацеливает на проверку умения
Выпускник аргументирует высказанные мысли,

  • стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет » ставится при условии, если
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного
  • или отсутствует тезисно-доказательная часть
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Фрагмент № 8

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №8 ).

Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его
  • целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.
  • Следует отметить безукоризненную логику рассуждений , связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений.
  • Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов.
  • Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы .
Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения».
Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Фрагмент №8

« На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? ».
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища. Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца… Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.
Фрагмент №9

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №9 ).

  • Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3.
В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы.
  • Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений , поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова.
Ученик не чувствует авторской позиции , не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием . Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.
Фрагмент №9
« Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по-другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.
Фрагмент №10

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Цитата: Фрагмент №8:

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.

Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца…

Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.


Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений. Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы. Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию
«Композиция и логика рассуждения». Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Цитата: Фрагмент №9:

Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?

Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по- другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.


Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3. В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы. Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений, поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова. Ученик не чувствует авторской позиции, не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.

Цитата: Фрагмент №10:

Почему люди пишут стихи?

В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своем произведении восторгается Родиной, а кто-то – красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определенной цели, но и они у всех разные. Кто- то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества.

В своих лирических произведениях А.С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в
стихотворении: «***»

Я вас любил, любовь еще быть может,
Во мне угасла не совсем.

Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орел». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орел и многое другое.

Мы вольные птицы, пора, брат, пора.
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер да я.

Однако, А.С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своем знаменитом стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы.

Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой.
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой.
Любви надежды тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.

Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А.С.Пушкина, причем достаточно примитивным и эклектичным. Первый абзац логически не сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. По критерию №3 работа оценена «зачетом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена.

Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических.