Методические письма к учебному году

Работу педагога многие из нас по праву считают почётной и весьма не простой. Причём это мнение расхоже не только в пределах нашей страны. Это и понятно. Ведь к каждому своему подопечному учитель должен отыскать уникальный «ключик», дав ученикам знания не только по грамматике или математике, но обучить его основополагающим принципам взаимодействия в условиях цивилизованного общества.

Трудность профессии педагога воистину колоссальная. И настолько же большая ответственность лежит на плечах людей дающих детям все необходимые знания. Однако процесс обучения не ограничивается урочной деятельностью.

Поскольку кроме проверки домашних заданий и подачи нового материала нужно ещё и к каждому уроку подготовить план деятельности, заполнить массу разнообразных бланков, а потом ещё и написать отчёты о проделанной работе.

Но, как педагог поймёт, какая тема должна быть раскрыта на конкретном уроке, или сколько уроков нужно посвятить её освоению? Помочь в решении подобных вопросов призваны инструктивно-методические письма в 2018 году

Сразу после новогодних каникул эти необходимые для работы учителей документы будут разосланы по всем школам, работающим на территории Российской Федерации. Это позволит максимально оптимизировать учебный процесс, сделав его максимально результативным.

Эффективность любого вида трудовой деятельности зависит от правильности регламентирующих её инструктивных указаний. Даже у дворников рабочий день начинается с планёрки, во время которой они получают от начальника указания: какую территорию надо подметать, где и куда убрать мусор, какой район убирать более тщательно. Такие планёрки проходят и во всех школах и иных учебных заведениях. Причём педагог обязан чётко и строго соблюдать данные ему дирекцией учебного заведения указания.

Цель инструктивно-методических писем заключается в оптимизации и облегчении учительской работы, а также в организации учебного процесса таким образом, чтобы комфортно себя чувствовали не только учащиеся, но и учителя

А ещё инструктивно-методическое письмо, имеющее правильную структуру и верное содержание должно помочь поднять успеваемость учащихся на качественно новый уровень, что в наше время стало очень предпочтительным компонентом учебного процесса.

Такие инструкции в большинстве своём должны быть направлены на:

  • проведение разъяснительных работ среди учащихся, с целью предупреждения действий противоречащих законодательству;
  • установка доверительных и верных отношений между детьми и родителями;
  • воспитание молодого поколения в духе патриотизма;
  • предоставление помощи в процессе подготовки к олимпиадным работам по основным учебным дисциплинам;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
  • формирование и развитие у учащихся творческих навыков;
  • проведение внешкольной работы на высококачественном уровне и создание для учащихся интересного, качественного, полезного досуга.

Однако упомянутые нормативные документы не всегда быстро попадают на стол руководителей учебных заведений. Потому учителям на местах приходится высший пилотаж по части креатива и самостоятельно разрабатывать интереснейшие методики и выдвигать педагогические идеи с целью усовершенствования и оптимизации процесса обучения. В таких случаях директора просто обязаны воплощать в жизнь новаторские разработки.

Но и рекомендации вышестоящих образовательных инстанций учителя охотно берут на вооружение. Ведь нововведения попадают в их руки уже, так сказать, в готовом для применения на практике виде. Потому любую из этих рекомендаций можно легко воплотить на практике.

К тому же это позволит:

  1. достигнуть на выходе отличных результатов в виде повышения успеваемости учащихся;
  2. добиться значительного роста уровня развития школьников.

Те же учителя, которые считают свой профессиональный уровень достаточно высоким, могут лично заняться продвижением своих креативных педагогических идей, в рамках специализированных семинаров и педагогических заседаний в кругу коллег.

Подобный энтузиазм обязательно будет по достоинству оценён дирекцией их образовательных учреждений. А возможно часть этих креативных идей станет составляющей инструктивно-методических писем, которые будут разосланы в следующем учебном году.

Более того, в наше время креативные учителя ведут личные видеоблоги в социально видео-сети YouTube, транслируя свой опыт и профессиональные знания коллегам со всего мира.

Чего ожидать в 2017-2018 году?

А вот отмены методических указаний в обозримом будущем ожидать не стоит. Особенно учитывая то обстоятельство, что они зарекомендовали себя наилучшим образом, с оглядкой на годы их успешного применения.

Мы не можем даже догадываться, какие новые научные открытия ожидают человечество уже завтра. Возможно, будут открыты новые законы физики, или же найдены новые виды животных, по сей день неизвестных науке. В таком случае, образовательные программы будут откорректированы. А информация об этих новшествах на места будет донесена посредством упомянутых писем.

В случае если научный мир будет ошеломлён очередными грандиозными открытиями, которые могут повлиять на учебный процесс, Министерство образования в обязательном порядке проинформирует учебные заведения посредством рассылки методических инструкций о сути того или иного фундаментального научного открытия и о методах правильной подачи информации о нём в рамках учебной программы по той или иной дисциплине.

Таким образом, не нужно будет в очередной раз печатать кучу новых образовательных программ и учебников. А ещё методические письма, рассылаемые в учебные заведения, содержат иную полезную информацию, прямо или косвенно влияющую на процесс обучения. Их содержание может касаться массовых заболеваний, всплеск которых может быть спровоцирован опасной модификацией вирусного заболевания.

Именно такие письма помогут учителям своевременно предупредить родителей учеников и их самих об опасной эпидемиологической обстановке, что позволит большинству из них оптимально подготовиться к этой ситуации и избежать инфицирования.

Единственное пожелание в этой связи, озвученное администрациями образовательных учреждений состоит в том, чтобы они приходили на места в электронной форме, а не кипами бумаг заваливали столы учителей.

Именно так можно было бы успешно преодолеть бюрократические помехи в педагогической деятельности. Это пожелание особенно актуально, если учесть тот момент, что большинство педагогов сегодня с компьютером на «ты» и давно признали все преимущества его использования в образовательном процессе.

Российские учителя уже давно оценили по достоинству рассылку инструктивно-методических рекомендаций. Однако среди них есть приверженцы как неуклонного следования этим нормативным документам, а другие говорят о том, что профессиональный учитель при этом должен ещё и создавать комфортные условия для своих подопечных.

Видео-новость

1 Типовой учебный план общего среднего образования на 2017/2018 учебный год

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»

3 Приложение 1. Особенности организации образовательного процесса НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
4 Приложение 2. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "БЕЛАРУСКАЯ МОВА" и "БЕЛАРУСКАЯ ЛІТАРАТУРА".
5 Приложение 3. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "РУССКИЙ ЯЗЫК" и "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА".
6 Приложение 4. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"
7 Приложение 5. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "МАТЕМАТИКА"
8 Приложение 6. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИНФОРМАТИКА"
9 Приложение 7. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ЧЕЛОВЕК И МИР"
10 Приложение 8. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ" и "ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ"
11 Приложение 9. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ"
12 Приложение 10. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ГЕОГРАФИЯ"
13 Приложение 11. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "БИОЛОГИЯ"
14 Приложение 12. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ФИЗИКА"
15 Приложение 13. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "АСТРОНОМИЯ"
16 Приложение 14. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ХИМИЯ"
17 Приложение 15. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
18 Приложение 16. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "МУЗЫКА"
19 Приложение 17. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ"
20 Приложение 18. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИСКУССТВО (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)"
21 Приложение 19. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ЧЕРЧЕНИЕ"
22 Приложение 20. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ"
23 Приложение 21. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА"
24 Приложение 22. Особенности обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» СКАЧАТЬ

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности учреждений системы дошкольного образования в 2016/2017 учебном году» СКАЧАТЬ

Труд педагога в России сложен и почётен. И это обусловлено не только балованными детьми, маленькой (хоть и хорошей) зарплатой, проверкой сотен тетрадей. Большинство простых граждан знакомо с деятельностью учителя из личного опыта образования, общения на родительских собраниях. Но мало кто знает о невидимой нам стороне его труда. Это методическая работа, составление планов, отчётов. И это бремя часто сопоставимо с самим обучением детей.

Даже дворник перед началом своего рабочего дня получает определённые ценные указания: где лучше подмести, с какой стороны начать уборку. Подобная практика есть на всех предприятиях, есть она в школах, детских садах, техникумах и профессиональных училищах. Безусловно, есть общая учебная программа для всей страны. И учитель обязан её выдавать в полном соответствии. Но ведь процесс обучения сопровождён массой нюансов, а наш мир и общество постоянно меняется.

Пример. Курс астрономии говорит о существовании восьми крупных планет в Солнечной системе. Раньше их было девять, но звездочёты лишили этого права Плутон, который не очистил свою орбиту от объектов пояса Койпера. Но вдруг он в середине учебного года себя реабилитирует? Или астрономы найдут новую планету, вращающуюся вокруг Солнца? И тогда из Министерства образования все школы получат соответствующее методическое письмо. В документе будет дана рекомендация всем преподавателям звёздной науки о новом раскладе небесных тел в нашей Галактике. Не будет необходимости менять миллионы учебников, выдирать из них страницы. Просто преподаватель сможет поведать о неточности книг, о выдающемся открытии в области астрономии. И так может быть со многими предметами.

Пример номер два. В конце ноября вирусологи обнаружили опасный, модифицированный вирус гриппа. Он поражает слабых и хилых. Единственное спасение - маски, чеснок и две кружки малинового чая в день. Эту информацию важно распространить среди детей. И тогда все школы получат очередное письмо, которое обяжет посвятить ближайший воспитательный час проблеме локализации этой заразы. Простая бумага рекомендательного характера спасёт здоровье многим деткам.

Миссия

  • Работа с детьми в плане профилактики правонарушений.
  • Воспитание патриотизма в подрастающем поколении.
  • Установление рациональных контактов с родителями.
  • Помощь в подготовке предметных олимпиад.
  • Совершенствование профессионального мастерства.
  • Развитие творческого потенциала в детях.
  • Качественный досуг и внешкольная работа.

Не всегда ценные указания приходят из Министерства образования или местного, городского отдела. Часто педагоги являются успешными инициаторами интересных методик, идей. И тогда вышестоящее руководство берёт на вооружение мудрые и рациональные мысли рядовых учителей.

Сотруднику школы не стоит в штыки воспринимать любое новое письмо. При разумном раскладе всякая идея, указание идёт во благо. Если Вы считаете себя умнее методистов, то смело продвигайте свои мысли, выступайте на семинарах, повышайте категорию. Всё это может поднять Ваш рейтинг в среде коллег, Вас будут узнавать и любить. При особом везении Вам дадут премию, увеличат зарплату. И тогда советы премьер-министра подрабатывать после уроков не будут восприниматься всерьёз. Толковый педагог сможет создать свой аккаунт в YouTube, будет делиться опытом и получать деньги за массовые просмотры:

Перспективы

Наивно полагать, что инструктивно-методические письма будут упразднены. Жизнь не стоит на месте, всё меняется. Ведь завтра могут открыть восьмую ноту или очередной химический элемент. И тогда придётся значительно корректировать школьную программу. Отлично, если в новый учебный год указания будут приходить не в форме простых бумажек директору, а электронными письмами на гаджеты учителей. Это упростит дело, позволит уменьшить объём бумажной рутинной работы. Бюрократические выходки и манеры вышестоящего начальства необходимо побеждать своим интеллектом и хитростью. Ведь в мире всё намного проще, чем этот пытаются нам преподнести начальники и работники министерств, ведомств.

Любой собранный и думающий педагог умеет систематизировать всю поступающую к нему информацию. Далеко не все методические рекомендации касаются его и дисциплины. Работать с инструкциями намного проще, ещё легче и интересней нарушать правила. Любое положение дел необходимо выгодно использовать для себя. Если директива ценна и уникальна, то она поможет. Если Вам сверху спустили чушь и ерунду, то просто не принимайте её во внимание, поставьте эту дурость на смех. Если она вредит учебному процессу, то поднимите вопрос на педагогическом совете. А потом отправьте коллективное письмо в городской или районный отдел образования. Мудрое решение будет гарантировано!

Зарплата квалифицированного педагога в элитной московской школе: 70000 рублей
Зарплата учителя в российской глубинке: 14000 рублей
Дата создания Министерства образования и науки РФ: 9 марта 2004 года
Министр образования РФ: Ольга Васильева
Ключевой документ для работы Минобрнауки РФ: «Положение о Министерстве образования и науки»
Высшая награда от Минобрнауки РФ: Медаль К. Ушинского
Сумма бюджетных расходов на образование (2017): 595 миллиардов рублей
Место России по качеству школьного образования (2009 год): 41-е!

На эпиграф:

Кто постигает новое и ценит старое, используя инструктивно-методические письма, тот достоин быть педагогом! (Конфуций).

Труд педагога в России сложен и почётен. И это обусловлено не только балованными детьми, маленькой (хоть и хорошей) зарплатой, проверкой сотен тетрадей. Большинство простых граждан знакомо с деятельностью учителя из личного опыта образования, общения на родительских собраниях. Но мало кто знает о невидимой нам стороне его труда. Это методическая работа, составление планов, отчётов. И это бремя часто сопоставимо с самим обучением детей.

О письмах

Даже дворник перед началом своего рабочего дня получает определённые ценные указания: где лучше подмести, с какой стороны начать уборку. Подобная практика есть на всех предприятиях, есть она в школах, детских садах, техникумах и профессиональных училищах. Безусловно, есть общая учебная программа для всей страны. И учитель обязан её выдавать в полном соответствии. Но ведь процесс обучения сопровождён массой нюансов, а наш мир и общество постоянно меняется.

Пример. Курс астрономии говорит о существовании восьми крупных планет в Солнечной системе. Раньше их было девять, но звездочёты лишили этого права Плутон, который не очистил свою орбиту от объектов пояса Койпера. Но вдруг он в середине учебного года себя реабилитирует? Или астрономы найдут новую планету, вращающуюся вокруг Солнца? И тогда из Министерства образования все школы получат соответствующее методическое письмо. В документе будет дана рекомендация всем преподавателям звёздной науки о новом раскладе небесных тел в нашей Галактике. Не будет необходимости менять миллионы учебников, выдирать из них страницы. Просто преподаватель сможет поведать о неточности книг, о выдающемся открытии в области астрономии. И так может быть со многими предметами.

Пример номер два. В конце ноября вирусологи обнаружили опасный, модифицированный вирус гриппа. Он поражает слабых и хилых. Единственное спасение — маски, чеснок и две кружки малинового чая в день. Эту информацию важно распространить среди детей. И тогда все школы получат очередное письмо, которое обяжет посвятить ближайший воспитательный час проблеме локализации этой заразы. Простая бумага рекомендательного характера спасёт здоровье многим деткам.

Миссия писем

  • Работа с детьми в плане профилактики правонарушений.
  • Воспитание патриотизма в подрастающем поколении.
  • Установление рациональных контактов с родителями.
  • Помощь в подготовке предметных олимпиад.
  • Совершенствование профессионального мастерства.
  • Развитие творческого потенциала в детях.
  • Качественный досуг и внешкольная работа.

Не всегда ценные указания приходят из Министерства образования или местного, городского отдела. Часто педагоги являются успешными инициаторами интересных методик, идей. И тогда вышестоящее руководство берёт на вооружение мудрые и рациональные мысли рядовых учителей.

Сотруднику школы не стоит в штыки воспринимать любое новое письмо. При разумном раскладе всякая идея, указание идёт во благо. Если Вы считаете себя умнее методистов, то смело продвигайте свои мысли, выступайте на семинарах, повышайте категорию. Всё это может поднять Ваш рейтинг в среде коллег, Вас будут узнавать и любить. При особом везении Вам дадут премию, увеличат зарплату. И тогда советы премьер-министра подрабатывать после уроков не будут восприниматься всерьёз. Толковый педагог сможет создать свой аккаунт в YouTube, будет делиться опытом и получать деньги за массовые просмотры:

Перспективы 2017-2018 года

Наивно полагать, что инструктивно-методические письма будут упразднены. Жизнь не стоит на месте, всё меняется. Ведь завтра могут открыть восьмую ноту или очередной химический элемент. И тогда придётся значительно корректировать школьную программу. Отлично, если в новый учебный год указания будут приходить не в форме простых бумажек директору, а электронными письмами на гаджеты учителей. Это упростит дело, позволит уменьшить объём бумажной рутинной работы. Бюрократические выходки и манеры вышестоящего начальства необходимо побеждать своим интеллектом и хитростью. Ведь в мире всё намного проще, чем этот пытаются нам преподнести начальники и работники министерств, ведомств.

Любой собранный и думающий педагог умеет систематизировать всю поступающую к нему информацию. Далеко не все методические рекомендации касаются его и дисциплины. Работать с инструкциями намного проще, ещё легче и интересней нарушать правила. Любое положение дел необходимо выгодно использовать для себя. Если директива ценна и уникальна, то она поможет. Если Вам сверху спустили чушь и ерунду, то просто не принимайте её во внимание, поставьте эту дурость на смех. Если она вредит учебному процессу, то поднимите вопрос на педагогическом совете. А потом отправьте коллективное письмо в городской или районный отдел образования. Мудрое решение будет гарантировано!

Зарплата квалифицированного педагога в элитной московской школе: 70000 рублей
Зарплата учителя в российской глубинке: 14000 рублей
Дата создания Министерства образования и науки РФ: 9 марта 2004 года
Министр образования РФ: Ольга Васильева
Ключевой документ для работы Минобрнауки РФ: «Положение о Министерстве образования и науки»
Высшая награда от Минобрнауки РФ: Медаль К. Ушинского
Сумма бюджетных расходов на образование (2017): 595 миллиардов рублей
Место России по качеству школьного образования (2009 год): 41-е!

На эпиграф:

Кто постигает новое и ценит старое, используя инструктивно-методические письма, тот достоин быть педагогом! (Конфуций).

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об организации образовательного процесса по основным общеобразовательным программам в 2017/18 учебном году


В целях охраны здоровья обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" :

1. Установить, что 2017/18 учебный год в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, начинается 1 сентября 2017 г.

2. Руководителям государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы:

2.1. Обеспечить своевременную разработку учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), в которых предусмотреть:

2.1.1. Сроки начала и окончания каникул:

2.1.1.1. "Традиционный режим обучения":

- осенние каникулы (с 29 октября 2017 г. по 6 ноября 2017 г.);

- зимние каникулы (с 31 декабря 2017 г. по 10 января 2018 г.);

- весенние каникулы (с 1 апреля 2018 г. по 8 апреля 2018 г.);

- дополнительные каникулы (с 18 февраля 2018 г. по 25 февраля 2018 г.).

Дополнительные каникулы предусматриваются для обучающихся I кл. Дополнительные каникулы могут быть предусмотрены для обучающихся I-IV кл. по решению образовательной организации по согласованию с коллегиальными органами управления. В указанном случае сроки завершения учебного года устанавливаются в соответствии с п.2.1.2.1 настоящего распоряжения.

2.1.1.2. "Модульный режим обучения":

- с 1 октября 2017 г. по 8 октября 2017 г.;

- с 5 ноября 2017 г. по 12 ноября 2017 г.;

- с 31 декабря 2017 г. по 10 января 2018 г.;

- с 18 февраля 2018 г. по 25 февраля 2018 г.;

- с 8 апреля 2018 г. по 15 апреля 2018 г.

2.1.2. Сроки завершения учебного года:

2.1.2.1. "Традиционный режим обучения":

- 23 мая 2018 г. для обучающихся I-IV кл.;

- 26 мая 2018 г. для обучающихся I-IV кл. в случае установления дополнительных каникул (п.2.1.1.1) и обучающихся V-VIII; X кл.

2.1.2.2. "Модульный режим обучения":

- 31 мая 2018 г. для обучающихся I-VIII; X кл.

2.1.2.3. Для обучающихся IX, XI кл. 2017/18 учебный год завершается в соответствии с расписанием экзаменов государственной итоговой аттестации и учебным планом.

2.2. При разработке документов (п.2.1) учитывать возможность реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, с повторением пройденного программного материала, а также организацией индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

3. Признать утратившим силу распоряжение Департамента образования города Москвы от 22 июня 2015 г. N 163р "Об организации образовательного процесса по основным общеобразовательным программам в 2015/16 учебном году".

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель Департамента
образования города Москвы
И.И.Калина



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Вестник образования России,
N 12, июнь 2017 года