Мы встретились с тобою на закате анализ. Анализ стихотворения А. Блока «Мы встречались с тобой на закате
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
И твое золотое весло.
Обновлено: 2011-05-09
ПосмотритеВнимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Историко-биографический материал
История создания и дата написания стихотворения
В стихотворениях начала 1900-х годов отразились отношения поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика.
Место стихотворения в творчестве поэта
Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этот период центральным в поэзии Блока был образ «Величавой Вечной Жены».
Главная тема стихотворения
Тема любви
Лирический сюжет
Лирический герой вспоминает о своих встречах с возлюбленной и горько сожалеет о том, что все прекратилось.
Проблема стихотворения
Невозможность соединения реального с идеальным.
Композиция стихотворения
Композиция кольцевая. В последней строфе автор снова возвращается к образам первой, на этот раз окончательно стирая контуры реальности.
Лирический герой
В лирическом герое происходит раздвоение. Он существует в двух мирах.
Преобладающее настроение, его изменение
Минорные мотивы. Легкая грусть постепенно перерастает в отчаянье.
Цветовая гамма стихотворения.
1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.
2-я строфа. Тёмный фон их встречи.
3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.
4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.
Любовная лирика
4 строфы четверостишия
Основные образы
Образ героини двойственный. В нем видны черты реальные «белое платье», «веслом рассекала залив», противопоставленные «утонченности мечты».
В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.
В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.
Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).
Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.
У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.
Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.
Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит.
Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, «утончённость мечты разлюбив».
Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания: « …приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь …» . Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.
Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота: «… ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло,прошло, отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.
Лексика стихотворения
Нет специальных слов и неологизмов. Использовано устаревшее «панихида».
Поэтический синтаксис
в стихотворении использовано очень много эпитетов («золотое весло», «бледная краса») и метафор («утонченность мечты», «голоса панихиды», «лазурная тишь»)
Изобразительные средства иносказания
Использованы эллипсис («приближений, сближений, сгораний») и инверсии («были странны вечерние встречи»).
Звукопись
аллитерация – [ж/г]
Доминируют гласные «е, и» – нежность светлость; «о» – восторг; «а» – великолепие.
Согласные «в, л» – символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.
Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.
Трехстопный анапест создает впечатление накатывающих на берег волн, чему соответствует ряд деталей: «залив», «песчаная коса», «у берега рябь и камыш», «весло», «вечерний туман».
Стопа трехсложная с ударением на третий слог.
Ритм и рифма. Способы рифмовки
Рифма перекрестная
«Мы встречались с тобой на закате…» Александр Блок
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…»
Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой сельской девчонки превратилась в 16-летнюю барышню сдержанную и утонченную. Блок влюбился без памяти и старался как можно больше времени проводить со своей избранницей, которая игнорировала юного поэта, считая его пустым и никчемным человеком.
Тем не менее, Александр Блок продолжал настойчиво ухаживать за девушкой и при первой же возможности старался провести в имении Шахматово хоть несколько дней. Однако вскоре между ним и Любовью Менделеевой произошло объяснение, и поэт, получивший отказ, решил больше никогда не встречаться со своей избранницей.
В 1902 году он посвятил своему летнему роману стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…», которое впоследствии Любовь Менделеева, ставшая вскоре супругой поэта, все же прочла. Однако к тому моменту, как доведенный до отчаяния Блок писал эти нежные и полные любви строки, в его сердце уже умерла надежда на то, что он сможет обрести счастье с девушкой, в которую влюблен.
Для того, чтобы отвлечься от мрачных мыслей и найти оправдание собственной неудаче, Блок признается : «Я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив». Этой фразой автор хочет подчеркнуть, что внешность избранницы в какой-то момент оказалась для него более важным критерием, чем ее душевные качества. Между тем, поэт видел, что Любовь Менделеева держится с ним весьма холодно и отрешенно. Правда, предпочитал смотреть на это сквозь пальцы, приписывая подобное поведение природной скромности и неопытности девушки. В итоге, Блок был действительно шокирован, когда узнал, что именно думает о нем Любовь Менделеева. Она попросту высмеяла юного франта вместе с его нелепыми чувствами и стихами, после чего Блоку не оставалось ничего иного, как уехать из Шахматово, дав себе зарок никогда больше не проводить лето в имении. Лишь спустя три года поэт смог рассказать о том, что испытывает к своей избраннице, в стихах, признавшись, что в его душе не осталось «ни тоски, ни любви, ни обиды». Но судьба – дама весьма коварная и капризная, и случайная встреча Блока и Менделеевой в Петербурге зимой 1903 года окажется роковой, став началом бурного и очень необычного романа с весьма печальным, хотя и вполне предсказуемым, финалом.
Романтическое стихотворение Александра Блока «Мы встречались с тобой на закате» написано поэтом в 1902 году и наполнено грустью, так как писалось оно под влиянием былых чувств к Любе Менделеевой. Годом позже Менделеева стала женой поэта, но прежней романтики уже не было, хотя суженой посвящён целый цикл стихов под символичным названием «Стихи о прекрасной даме».
Блок и Менделеева
Стихи относят воспоминания Блока к 1898 году, когда между ним и Любой вспыхнули первые чувства. В это время Александр жил в родовом имении под Питером, а Менделеева была дочерью его соседей. Романтика 1898 года сразу не переросла в серьёзные отношения, так как поначалу Люба была холодна к Блоку.
В строке:
Были странны безмолвные встречи
Хорошо заметно, что страсти нет, даже разговора не складывается, хотя зерно отношений посеяно именно тогда. Заметим, что стихи пишутся в 1902 году, за год до венчания, когда стало понятно, что Люба и Александр будут мужем и женой, поэтому о том времени можно вспоминать без боли. В строках:
Не приемлет лазурная тишь…
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Стиль стихотворения
Период романтики закончен, не за горами долгая супружеская жизнь, до которой остаётся всего шаг.
В стихотворении Блоком используется символизм, что свойственно его стилю. Золотое весло, белое платье, бледная краса – это очевидный символизм, с помощью которого Блок передаёт свои чувства и эмоции, шифруя их от других.
Стиль написания – трёхстопный дактиль, стихи читаются легко и быстро запоминаются, что делает их любимыми для многих почитателей поэта. Лично мне концовка «Мы встречались» напомнила есенинское «Сукин сын» , хотя у Блока в строках больше романтизма и используется символизм, чуждый Есенину.
Стихотворение, безусловно, относится к золотому фонду русской поэзии, поэтому мимо него не стоит проходить.
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгорании
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
1902 год
Данный стих был тесно сплетен с влюбленностью писателя к Менделеевой. В летний период 1898 года он гостит в потомственном поместье под Санкт-Петербургом. В то время у него начинается любовь с соседской дочкой Менделеевой. Но роман этот не приобрел дальнейшей продолжительности: молодая девушка не испытывала чувств к Блоку. В 1902 году он написал это произведение, которое потом представил барышне.
История создания
С целью оторваться от угрюмых размышлений и отыскать объяснение своему поражению, поэт сознается, что облик возлюбленной в определенный период был для него более существенным мерилом, нежели ее внутренние качества. Тем временем, он замечал, что его любимая ведет себя с ним крайне неотзывчиво и равнодушно. Однако, Блок не придавал этому значения, сваливая такие действия на естественную скромность и незрелость барышни. В результате, он был воистину поражен, когда понял, что конкретно думает о нем его возлюбленная.
Она просто-напросто осмеяла молодого поэта вместе с его вздорными чувствами и произведениями, после чего у него не было выбора, кроме как отбыть из поместья, поклявшись никогда в жизни не гостить здесь. Только через три года Блок сумел поведать о том, что чувствует к своей возлюбленной, сознавшись, что у него внутри не осталось ничего. Однако рок - вещь крайне лукавая и непостоянная, и непредвиденная встреча поэта с Менделеевой в Санкт-Петербурге 1903 года станет фатальной, основой буйного и чрезвычайно особенного романа с очень грустным, хотя и совершенно ожидаемым, концом.
Анализ "Мы встречались с тобой на закате..." Блока
Произведение причисляется к романтической поэзии, слог его — возвышенный.
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате … », анализ которого мы проведем, имеет отношение к сборнику «Стихи О Прекрасной Даме». В нём присутствуют две темы: тема свидания, проявляющаяся в первых трёх четверостишиях, и тема разлуки пары в последнем четверостишии.
В какой момент действительность превращается в иллюзию, а грезы выливаются в настоящий мир? Граница меж явью и мечтанием у автора весьма размыта. Он повествует нам об эмоциях персонажа и передает его свидание и разлуку с восхитительной девушкой, словно через туман. Ему больше по душе мечтательность — только так он достигает избавления. Благодаря этому структура у данного произведения круговая.
Произведение служит продолжением сборника о Прекрасной Даме, однако данный образ ощутимо поменялся. Перед нами теперь не величественная супруга. Образ её неясен и туманен: представлен лишь её силуэт в белоснежном платье. Однако платье — признак обычной земной девушки.
И такие истинные черты сравниваются с ее изысканностью. Фон рассказа также убавлен. Мы оказываемся не в церкви, как раньше, а в бухте и лицезреем влюбленных на фоне залива. Если обратиться к анализу "Мы встречались с тобой на закате..." Блока и сопоставить его с иными творениями о Прекрасной Даме, то мы поймем, как переменились окраски и звуки.
Особенности
Нет сочных оттенков — все тона смягчены. Все совершается на в мареве мглы. Образ девушки преисполнен красотой. В персонаже также происходят значительные изменения, его былые восхищения ушли.
Любопытно узнать смысл знаков, которые вводит писатель в поэтическую ткань "Мы встречались с тобой на закате...", анализ которого мы проводим.
Символика
Закат, мгла, река, янтарное весло, тона — всё обладает собственным смыслом. Влюблённые встречаются на заходе солнца. Их рандеву, пускай и закутано вечерним сиянием загадочности, однако всё-таки это финал их любовных взаимоотношений.
Туман — также знак неустойчивости и хрупкости союза. Девушка молчалива и таинственна. Герой, как и прежде, обожает её образ, однако у них нет перспективы.
На девушке надето платье молочного оттенка. Белый цвет — символ кончины. Не исключено, что это двигается куда-то в лодке умершая пара? Сначала стиха весло разрезало поверхность залива, а в финале оно изображено замерзшим и неподвижным.
Роль звуков
Они вызывают унылое расположение духа, выявляют грусть персонажа и его тоску по былому. Встречи с возлюбленной молчаливые, а в небесной тиши слышатся лишь молитвы. Это и есть основная тема "Мы встречались с тобой на закате" Блока.
Описательные определения (вечерний туман, белое платье) принимают участие в изображении природы, в окружении которой проистекают события. Олицетворения выделяют мирскую, настоящую картину действительности. Рифма в стихе "Мы встречались с тобой на закате" перекрестная.
Средства художественной изобразительности
В стихотворении олицетворено классическое столкновение грез и действительности. В основании структуры стиха принцип контраста земного и Священного. Настоящая дама, облаченная в белое платье, сопоставляется с изысканными мечтаниями. Данная антитеза продолжается в течение целого произведения, присутствует она и в конце.
И мечта в результате одерживает победу. Амурная история завершается, а мечта все еще обитает в душе персонажа, в «вечернем тумане», в определенных раздумьях «о бледной красе».
Это противопоставление грез и реалий существует во всех четверостишиях. Вначале герой упоминает о своих свиданиях с дамой. И симпатия тут всесильно захватывает его душу, угнетая мечтания.
В завершении персонаж целиком избавился от захвативших его разум и сердце чувств и остался один на один с собственными грезами.
Структурно можно распределить произведение на два эпизода. Первый — это мемуары о минувшем (три четверостишия). Второй эпизод — настоящий период в бытие персонажа (последнее четверостишие).
При повторном прочтении отрывка "Мы встречались с тобой на закате", опять-таки понимаешь, насколько зыбкой бывает рубеж между грезами и явью. Мечта не динамична, недвижима, это зримо сквозь мелодичность и единство всех четверостиший, сквозь перекрестную эпифору. Действительность же ощутима, понятна, мы повинуемся ее правилам.
По этой причине поэт сотворил стих крайне отчетливо, ритмично, вследствие чего выходит антитеза формы и значения произведения, до нас доносится шум волн, разрезаемых веслом, песочный шорох, камышовый шелест. Если оторваться от реального мира, прочувствовать происходящее, рисуемое в строчках, то ощущается воздушная влажность тумана, проглядываются контуры пламени.
И мы как будто переносимся вместе с Блоком в блестящую золотом мечту. Собственно, в этом весь автор, поражающий своей уникальностью, умеющий уводить за собой в мир фантастического, завлечь. Хочется прочитать это прекрасное произведение заново, раскрывать и постигать новые секреты бытия.