Не считают себя оторванными от цивилизации. Три способа избавления от материальной зависимости. Террор в защиту природы. Как отшельник стал серийным убийцей

Иногда цивилизация и все её блага могут быть чрезвычайно давящими… Быстрый темп жизни, сложности взаимоотношений, политические споры, технологическая гиперразвитость – всего этого вполне достаточно для того, чтобы у вас появилась мечта убежать куда подальше и сродниться с природой. Для большинства из нас эта мечта выливается в уикенд, проведенный в палаточном лагере, но некоторые люди – критики цивилизации, активисты, спиритуалисты или просто свободные люди – принимают эту идею всерьез. Кто-то назовет их глупцами или радикалами, а кого-то их пример, быть может, невероятно вдохновит. Как к ним относиться – решать вам, а мы, в свою очередь, представляем 6 личностей, променявших цивилизацию на жизнь в дикой природе.

Кристофер Маккэндлесс

Ставший известным благодаря книге Джона Кракауэра «В диких условиях» и одноименному фильму, режиссером которого выступил Шон Пенн, Кристофер Маккэндлесс (который сам себя называл Александр Супербродяга) был американским путешественником. Молодой человек мечтал об Аляске, где бы он мог жить вдали от цивилизации. Маккэндлесс был хорошо обучен: его академические успехи и уровень развития выше среднего существенным образом повлияли на развитие презрения к пустому материализму общества.

К сожалению, прожив 113 дней в пустынной Аляске, Кристофер Маккэндлесс скончался от истощения – когда мужчину нашли, его вес составлял около 30 кг. Его приключение закончилось в конце августа 1992 года, молодому человеку на момент гибели было всего 24 года.


Тимоти Тредуэлл

Тим Тредуэлл был натуралистом, любителем природы, «эко-войном» и режиссером-документалистом, который жил среди медведей гризли в национальном парке Катмай на Аляске. Несмотря на то, что в течение многих лет Тим каждое лето отправлялся в парк Катмай, чтобы провести время вместе с медведями-гризли, не имея при этом никакой защиты, в конце 13-го лета удача от него отвернулась. Он и его подруга Эми Хугенард были убиты медведями, их тела нашли частично обглоданными.

Несмотря на то, что некоторые сочтут идеализм Тредуэлла наивным, посредством своих фильмов и в целом своей деятельности он пытался защитить ту среду обитания, которую любил. История Тимоти Тредуэлла была увековечена в документальном фильме «Человек-гризли».


Генри Дейвид Торо

Торо являлся известным американским автором, натуралистом, философом и критиком, получившим известность благодаря книге «Уолден», где он описывал период своей жизни в изоляции. Мужчина провел около двух лет в хижине близ Уолденского пруда в Массачусетсе (США).

После того, как Торо вернулся к цивилизации, его целью стало обособление себя от общества с целью более объективного понимания людей.

Работа Торо признана личной декларацией независимости, путём духовного открытия и инструкцией по становлению самостоятельности.


Теодор Качинский

Также широко известный как Унабомбер, Качинский является примитивистом, который довел свою критику цивилизации и технологий буквально до крайности. Несмотря на то, что Теодор мог сделать блестящую академическую карьеру в области математики, Качинский уволился из профессуры Калифорнийского университета в Беркли, чтобы начать новую жизнь. Мужчина поселился в хижине без водопровода и электричества в глуши Монтаны.

Немного позже Качинский начал свою «кампанию бомбардировок», отправив в общей сложности 16 бомб по почте в университеты и авиакомпании США. Подрывная деятельность Теодора привела к смерти 3 человек и ранениям еще 23. Обоснование своих действий Качинский изложил в своём манифесте, который носил название «Индустриальное общество и его будущее» («Industrial Society and Its Future»).

В данный момент Теодор Качинский отбывает пожизненное заключение в федеральной тюрьме США.


Ноах Джон Рондо

Рондо – знаменитый отшельник, который отказался от жизни в обществе, променяв её на высокие пики гор Адирондак в Нью-Йорке. Прежде, чем удалиться в свой отшельнический дом в возрасте 46 лет, Рондо заявил, что он «не удовлетворен этим миром и его тенденциями».

И хотя большую часть времени Рондо оставался в полной изоляции, иногда он все-таки принимал в своей хижине посетителей и даже играл для них на скрипке. К сожалению, Рондо был вынужден переехать из своего дома в горах, и, в конце концов, умер в 1967 году, не сумев выжить на пособие.


Поль Гоген

Поль Гоген был одним из лидеров постимпрессионистского течения, художником и писателем, известным своим примитивистским стилем и философией. В 1891 году, подавленный низким уровнем признания на родине и плачевным финансовым положением, он решается отправиться в тропики, дабы убежать от европейской цивилизации и «всего искусственного и посредственного».

Оставшиеся годы своей жизни Поль Гоген провел на Таити и Маркизских островах, где он встал на сторону аборигенов, чтобы воевать против колониальных войск. Его работы этого периода демонстрируют экзотичные образы жителей Полинезии.

18.04.2012

Дауншифтинг – протест или сознательный выбор?

Это шипящее неудобное слово буржуйского происхождения часто вызывает недоумение: при чем тут даун? И что такое шифтинг? Новая болезнь? Заразная? На самом деле все гораздо безопасней. Дауншифтинг в переносном, философском смысле означает ничто иное, как жизнь ради себя и своих детей, отказ от чужих целей, добровольное отречение от собственных достижений, успеха и подъема по карьерной лестнице во имя внутренней гармонии, во благо природного развития семьи.

Диоклетиан и Лев Толстой как пионеры движения дауншифтинга

Английское слово «downshifting» в дословном переводе значит как замедление какого-то начатого процесса, либо переключение коробки передач автомобиля на пониженную скорость. «Down» - вниз и «shift» - переключение, перестановка. Дауншифтерами стали именовать тех людей, которые, достигнув определенных заметных успехов в карьере, заняв серьезное место в общественной иерархии, добровольно отказывались от благ цивилизации. Движение дауншифтеров зародилось на рубеже ХХ-XXI веков в странах Запада и в США, перекинулось на Россию. Однако дауншифтеров с российским флагом можно перечесть по пальцам: в основном это знаменитости крупных мегаполисов, которых общество потребления завело в духовный тупик.

Однако история хранит массу исторических примеров подобных сценариев поведения, когда человек, достигнув серьезных успехов, вдруг отказывался от почестей и регалий и начинал заниматься внутренним строением пути к собственной гармонии.

Римский император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245-313 гг), внедривший доминат как форму правления в Древнем Риме, с абсолютной монархической властью, которую историки стали именовать возвращением золотого века, добровольно отказался от трона. Остаток жизни он провел в уединении, выращивая капусту в своем поместье в Иллирии. Все полномочия император сложил после двадцати лет напряженнейшего труда на римском троне. Это при нем Рим стал мощной державой, это именно он, некогда простой солдат, восстановил мир на границах государства. Знаменитая фраза бывшего императора, вошедшая во все учебники истории о том, что «если бы его последователи знали, какую капусту он выращивает, они не стали бы просить его вернуться на трон», подкупает своей искренностью и наивностью. Трудно представить местных руководителей современности, добровольно отказавшихся от власти и переехавших на дачу для занятий огородничеством.

Граф Лев Толстой стал основоположником еще одного родственного течения дауншифтеров - опрощения. Это выбор простой жизни, связанный с отказом от благ цивилизации, от тех преимуществ, которые дает урбанизация. Его отъезд в Ясную Поляну после глубокого философского внутреннего кризиса, повлекшего отлучение от русской церкви, стал началом жизни классика русской литературы по образу и подобию простого крестьянина.

Хиппи, пластиковые панки, приверженцы нью-эйдж, религии нового века - все это параллельные истоки движения дауншифтинга, протестующие против идеалов общества потребления.

Преимущества и недостатки дауншифтинга

Если работа мешает наслаждаться жизнью, от карьеры нужно отказаться - такой принцип пропагандируют дауншифтеры всех стран мира. Со стороны отказ от рабского труда, уход от цивилизации можно воспринимать как проявление лени, оправдание безделья, поиска смысла жизни, следование моде и так далее. При этом свободный выбор каждого человека имеет право на уважение и существование.

Псевдодауншифтеры, которые бросают убыточный бизнес, начатое дело незаконченным, сдают дом, квартиру в аренду, оставляя, таким образом, пути к отступлению, не могут в полной мере претендовать на истинный статус «барина». Дауншифтинг не зря называют «барской болезнью»: осознать бесцельность существования в беге по замкнутому кругу могут позволить себе далеко не все.

Самым весомым преимуществом дауншифтинга принято считать свободу - от приказов начальников, от пресса общественного строя, от стрессов, связанных с гонкой за место под солнцем, за фальшивыми ценностями. Путь к личной свободе чаще всего начинается с какого-то интересного путешествия в экзотические страны, где хочется остаться. Именно в такие моменты и приходит мысль бросить привычный уклад жизни в большом городе и уйти от дел, либо заняться фрилансом, дистанционным бизнесом и так далее.

Недостатками даунфиштинга можно назвать отсутствие вектора: кто-то находит средства к существованию и вечным путешествиям, а кто-то становится бродягой, и даже бомжом. Уезжая из крупных городов, разрывая связь с друзьями, родными, многие дауншифтеры начинают скучать по прежней жизни, им не хватает общения с единомышленниками. Уединение может сыграть злую шутку: мало кто из дауншифтеров собирается стать отшельником.

Отсутствие бесперебойного источника дохода - еще одно слабое место нового движения. Кто-то решает финансовый вопрос с помощью сдачи в аренду своей квартиры, кто-то ищет клиентов на новом месте, а кто-то живет на проценты от накоплений. Однако совсем без работы обойтись удается далеко не всем. Даже полный отказ от денег (радикальные течения дауншифтеров) предполагает натуральный обмен за какую-то услугу. Потому беспечно лежать на диване и мечтать о гармонии и мире не удастся: удовлетворять биологические потребности необходимо, на все нужны средства.

Как становятся дауншифтерами

Становятся дауншифтерами не сразу и не вдруг: прежде чем от чего-то отказаться, это что-то нужно иметь. Потому сначала люди добиваются солидного положения в обществе, скалачивают значительное состояние, при этом теряют в вечной спешке истинные ценности. Затем накапливается критическая масса внутреннего недовольства, отсутствует гармония, невозможно реализовать высокие цели. И лишь после всего этого бросают всё и «записываются» в дауншифтеры, начинают жить ради себя и своей семьи.

Найти баланс между отказом от прежней жизни и новой реальностью, удовлетворяюшей на все сто процентов, удается не всем и не сразу. Уходят в дауншифтеры люди, у которых произошел глубокий кризис, произошла переоценка ценностей, которых угнетал страх, зависть, обиды, то есть глубокие разрушительные негативные эмоции. Быстрая смена приоритетов чревата серьезной внутренней ломкой.

Со стороны дауншифтер воспринимается как ненормальный: кому в голову придет оставить престижную работу и уехать в «глушь, в Саратов», хотя этот город на Волге со времен Александра Грибоедова давно приобрел статус крупного города, наложив стрессовый отпечаток цивилизации на многих местных жителей.

Можно много рассуждать на тему слабости или силы в проявлении дауншифтинга, однако расстановка приоритетов в жизненной иерархии ценностей у каждого своя. Нужно быть довольно смелым человеком, чтобы все бросить, отказаться от привычного уклада жизни, в корне поменять привычки.

Причинами дауншифтинга могут стать следующие:

Боязнь брать ответственность на себя на прежнем месте работы;

Признание собственной некомпетентности, непрофессионализма;

Влияние экономической нестабильности;

Частые стрессы;

Семейные неурядицы.

Какими бывают дауншифтеры

Первый тип дауншифтеров представляет собой бывшего успешного бизнесмена, состоятельного человека, блестящего топ-менеджера крупной западной компании, который сменил шум офиса на звенящую тишину лесов, деревень или восточных стран. Эти люди неинтересны обществу, о них не принято говорить много и часто. В свое время о мультимиллионере Германе Стерлигове и его радикальной «выходке» писали и говорили все СМИ. Владелец товарной биржи «Алиса», богатейший человек России в 2004 году уехал в Московскую область со всей семьей и стал вести натуральное хозяйство, создал благотворительное общество «Слобода». Сейчас заметки о Стерлигове появляются в печати все реже и реже.

Второй тип дауншифтера - неуживчивый офисный клерк, которого уволили за несносный характер. В полной мере назвать их истинными дауншифтерами невозможно: у них нет всех тех благ, от которых можно отказаться. Однако именно так они сами себя позиционируют. Для противников движения дауншифтинга именно эти неудачники и являются ярким примером «заразной болезни».

Третий тип - фрилансеры, которые нашли себя в свободном творчестве, которые могут позволить иметь работу по гибкому графику, без обязательного посещения офиса. Их тоже нельзя полностью отнести к настоящим даунфиштерам, хотя есть очень много общего между этими двумя типами людей.

Иногда дауншифтеров неверно именуют эскапистами, приписывая им желание уйти от реального мира в мир иллюзий. В чистом виде трудно встретить стопроцентного дауншифтера. Чаще всего в каждом таком «отказнике» намешано множество типов, стремящихся к рекреации, то есть к оздоровлению души и тела, с целью полного восстановления работоспособности и возвращения к истокам.

Географические особенности дауншифтинга

Региональные различия дауншифтинга особенно ярко проявляются в зависимости от географических широт. В России это явление практически всегда означает переселение в деревенскую глушь или отъезд в другую страну, где нет стрессов, спешки и погони за призрачными ценностями, навязанными цивилизацией. В Индии, в штате Гоа, появились целые коммуны русских дауншифтеров, а местное население оказывает услуги, рассчитанные только на них. Это течение называется гоа-синдромом, или гоашифтером.

Австралийские и английские дауншифтеры делают упор на экологическую составляющую, их можно назвать «зелеными», поскольку они ратуют за экономию энергии, употребление в пищу чистых органических продуктов, за переработку мусора и очищение планеты от него.

Японские подростки и молодежь, которые живут на иждивении родственников, при этом добровольно отказываются от общества в целом, именуются хикикомори (в переводе «острая социальная изоляция»). Закрываясь в отдельной комнате на полгода или даже несколько лет, эти молодые люди не имеют никакой работы, заработка. В полной мере назвать их дауншифтерами можно с натяжкой, однако добровольный отказ от благ цивилизации роднит эти два мировых направления. В США таких людей именуют «basement dwellers», в дословном переводе «подвальные обитатели».

Как правило, дауншифтерами становятся жители крупных мегаполисов ведущих мировых держав, отравленные цивилизацией. Трудно представить себе такого человека из развивающейся страны, которому нужно выживать, бороться за свое существование и кормить семью.

Бунтари или философы?

Последние семь лет семья Тужилиных из Иркутской области обходится без газа, электричества, телефона, телевизора и полноценного жилья - их дом недавно сгорел. Однако Лариса и Сергей и в этом усмотрели положительный момент - мол, избавились от всего лишнего.

Проверив время, я поняла, что иду по лесу полтора часа. А по уверениям городских знакомых Тужилиных, дорога от шоссе до места «дислокации» отшельников обычно занимает максимум час. «Не на ту тропинку свернула!» Рука автоматически дёрнулась к мобильнику, но он оказался вещью бесполезной - связь не работала. Окончательно впасть в панику я не успела, потому что через четверть часа тайга расступилась и я оказалась... на кухне Тужилиных.

За встречу пьём... сурицу

Под открытым небом стояла печка. Рядом копошилась женщина. Я кашлянула, ожидая поймать удивлённый взгляд, - о визите корреспондента «АиФ» Тужилиным сообщить никто не мог. Но оказалось, что у семьи свои «источники». «К нам утром сойка прилетала, всё вокруг кружила, - сказала Лариса. - Мы и догадались, что пожалуют гости».
Лариса скрылась за деревьями и вернулась с бутылкой в руке: «Давайте за встречу выпьем сурицы!» Потом разлила в кружки жидкость, которая пенилась, как шампанское. Заметив, с каким сомнением я поглядываю на напиток, добавила: «Он безалкогольный. Делается из родниковой воды, мёда и лесных трав». Бутылочку усидели за полчаса, и Лариса пошла за следующей, а Сергей поинтересовался: «Долго пешком добирались?» - «Полтора часа». - «Для первого раза результат отличный. Пространство вас приняло, не стало уводить в сторону».

Тужилины свято верят, что окружающая природа хранит их от плохих людей. В контактах с незнакомыми пара избирательна и со мной разоткровенничалась лишь благодаря той самой сойке: «Лес рассказал, что ты не злой человек».

...явился брат фашиста

Впрочем, супруги не всегда столь трепетно относились к природе. «Мы ведь городские, - сказал Сергей. - В начале 90-х годов решили стать фермерами. Землю, 17 га, выделили в глуши. Но мы сумели развернуться. Урожай «КамАЗами» вывозили. Правда, пользовались удобрениями. Пока не прозрели...»

Их жизнь изменила одна встреча, вернее, лекция. Сухонький старичок через переводчика рассказывал на немецком языке, что во сне ему явился брат, погибший в нашей стране на войне, и сказал: «Я чувствую вину перед русским народом. Сделай для него что-то хорошее». Гость, оказавшийся... всемирно известным учёным-биодинамиком (наука об экологическом земледелии. - Прим. авт.) Бернадом Хаком, за два часа перевернул сознание Сергея и Ларисы.

На следующий день на ферме Сергей попросил работников настроиться на работу с землёй, внушая, что к ней надо относиться с благоговением. Когда же «барин» запретил материться, мол, от негативной энергии будет плохой урожай, мужики покрутили пальцем у виска и пошли искать другого хозяина.

А Тужилины продали всю технику. Сельхоздеятельность свернули - решили, что земле после всех удобрений надо отдыхать лет семь. Лишь для себя продолжали выращивать овощи да ещё завели пасеку. Мёд Тужилины не только едят, но ещё чистят им зубы и моют голову. А одежду стирают только хозяйственным мылом.

Пожар - к счастью

Новая жизненная философия научила семью видеть в несчастье радость. Даже в пожаре. Позапрошлой зимой Лариса с Сергеем отправились в Иркутск на заседание клуба приверженцев биодинамики. Вернувшись, увидели горку пепла на месте двухэтажного дома.

Причитать не стали. Из глины и деревянных чурбаков соорудили жилище круглой формы, как у древних славян. В нём благополучно пережили нынешней зимой 40-градусный мороз. Пожар уничтожил и движок, который из 30-метровой скважины откачивал для семьи воду. «И мы поняли, что не нужна нам эта «несозревшая» вода, - говорит Лариса. - Теперь ходим за водой к роднику, от дома это метров 200». Оттуда они берут воду для приготовления пищи, стирки и поливки огорода.

Вслед за пожаром супруги попали в автоаварию. Машина почти всмятку, а они - живы-здоровы. И опять Тужилины распознали в этом особый промысел - мол, машина с философией экологии не шибко вяжется.

Не все одобряют их стиль жизни. «Люди видят только материальное. Но не замечают, что у нас прекрасная семья, три дочери, которые разделяют наши взгляды, - говорит Сергей. - Мы ни от кого и ни от чего не зависим. Помните, у вас в Москве электричество отключили - и началась паника? А нам, уж поверьте, никакие катаклизмы не страшны».

Мария Позднякова, Иркутская обл. - Москва


Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Независимо от того, решили ли они жить «вне системы», были ли разочарованы обществом или просто решили прекратить контакты с внешним миром - эти люди по собственному желанию десятилетиями жили в изоляции:

1. Сын и отец из Вьетнама, которые бежали во время войны и были обнаружены 40 лет спустя

Во время войны во Вьетнаме мужчина по имени Хо Ван Тхань (Ho Van Thanh) жил в деревне под названием Тра Кем (Tra Kem) с женой и тремя сыновьями. После того как конфликт между солдатами США и вьетнамскими солдатами обострился, Тхань стал всё больше и больше беспокоиться за безопасность своей семьи. Затем, однажды он с ужасом увидел, как его жена и двое сыновей были убиты в результате взрыва мины.

В панике сорокадвухлетний мужчина схватил своего оставшегося сына, двухлетнего Хо Ван Ланга (Ho Van Lang), и убежал в джунгли, чтобы спрятаться. Так и не поняв, что война закончилась, отец с сыном скрывались в джунглях в течение следующих сорока лет.

В августе 2013 года работники из соседней деревни заметили мужчин, одетых в набедренные повязки, изготовленные из коры деревьев, и уведомили властей. После пяти часов поиска, были найдены теперь уже 80-летний и 41-летний мужчины. Пожилой мужчина всё ещё немного помнил местный диалект, поэтому он смог сообщить, что случилось с их семьей много лет назад. Кроме того, он сообщил им, что он и его сын выживали благодаря выращиванию кукурузы и сбору фруктов и овощей. Они построили замысловатый дом на дереве и жили в нём. На фото выше изображён их дом.

Они оба прошли медосмотр и лечение, и будут пытаться интегрироваться в современное общество.

2. Мужчина в течение 27 лет прятался в лесах штата Мэн


На протяжении почти тридцати лет жители Северного Пруда (North Pond) в центральной части штата Мэн рассказывали истории об отшельнике, жившем в лесу, который иногда обворовывал близлежащие дома и лагеря в поисках продуктов питания и запасов. Эти рассказы стали легендой, сказкой для современности.

Легенда стала реальностью, когда в апреле 2013 года, государственный егерь поймал Отшельника Северного Пруда за кражей. Сорокасемилетний Кристофер Найт (Christopher Knight) был пойман с поличным, когда он украл продукты питания и отдыхал у лагеря на берегу озера. Поимка закончила его двадцатисемилетнее отшельничество, и подтвердило слухи о нём раз и навсегда. Хотя Найт извинился за воровство, власти предполагают, что он может нести ответственность за, как минимум тысячу краж, которые он совершал на протяжении многих лет.

На судебном слушании в августе 2013 года Найт не признал себя виновным по обвинению в семи взломах и шести кражах. Он говорит, что он ушел в лес в девятнадцать лет, и за это время он говорил только одним человеком, туристом, на которого он наткнулся где-то в 90-х годах. Найт утверждает, что поддерживал своё интеллектуальное развитие, читая книги, которые он крал из домов. В настоящее время он ожидает суда.

3. Русская семья в течение 40 лет пряталась в лесах Сибири


В 1978 году русские геологи отправились в удаленное место, расположенное в дикой природе Сибири, но вместо того, чтобы найти драгоценные полезные ископаемые, они обнаружили семью из шести человек, которая прожила там незамеченной в течение сорока лет.

Карп Лыков и его семья были старообрядцами, членами фундаменталистской русской православной секты, которая подвергалась преследованиям при Советском Союзе. Во время большевистской революции многие старообрядческие общины бежали в Сибирь, спасаясь от религиозных преследований, и Лыковы были среди них. В 1936 году коммунистический патруль расстрелял брата Лыкова прямо у него на глазах, поэтому он взял жену и двух малолетних детей и убежал с ними в лес.

Взяв с собой лишь самое необходимое имущество и некоторые семена, они постепенно удалялись от общества всё дальше и дальше, пока не остановились примерно в 160 километрах от границы с Монголией. У пары родилось ещё двое детей, и семья из шести человек жила за счёт того, что они могли вырастить и благодаря сбору ягод и корений. Они часто голодали, и стали расставлять капканы и, соответственно добавлять мясо в свой рацион лишь тогда, когда их сын достиг совершеннолетия и научился мастерить капканы. Тем не менее, у них была сильная нехватка пропитания, и мать семейства умерла от голода в 1961 году, отдав свою долю пищи детям.

Семья не имела ни малейшего представления, о таких событиях, как высадка человека на Луну или о том, что имела место Вторая мировая война. Они были очарованы такими мелочами как упаковка из целлофана. Со временем младшие дети выработали странный диалект, в котором посторонние с трудом распознавали русский язык. После того, как геологи установили с ними контакт, семья медленно начала им доверять, но будучи глубоко религиозными, они всегда отказывались покинуть свой изолированный дом. В конце концов, они начали принимать небольшие подарки в виде соли и других драгоценных продуктов питания, без которых они жили так много лет.

Всего лишь через несколько лет после установления контакта, трое из четырёх детей, умерли от почечной недостаточности из-за осложнений, вызванных их многолетним недоеданием. Один сын умер от пневмонии, яростно отказавшись от медицинской помощи, сказав: «Человек живет столько, сколько ему отпущено Богом».

Отец семейства умер в 1988 году. Агафья Лыкова, последний оставшийся член семьи, продолжает жить там в одиночестве. Ей почти семьдесят лет, и она никогда не выходила за пределы своего хозяйства.

4. Японский солдат отказывался поверить, что война закончилась


В 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хиро Онода (Hiroo Onoda) и несколько других подразделений на малонаселенный филиппинский остров Лубанг (Lubang) для ведения партизанской войны во время Второй мировой войны. Хотя война закончилась вскоре после этого, Оноде и его соотечественникам на острове об этом так официально и не сказали, поэтому они продолжали оставаться на острове и бороться с местными жителями в течение следующих тридцати лет.

Онода продолжал жить в джунглях на протяжении десятилетий, питаясь кокосами и бананами. В октябре 1945 года японское правительство попыталось уведомить солдат, которые прятались в отдаленных джунглях, что война закончилась, но Онода и его соотечественники решили, что газеты и листовки, сброшенные самолетами, были пропагандой союзных сил. Мужчины тщательно изучили каждое слово листовки, но решили, что не сдадутся, пока их командир не прикажет им это сделать. На их поиски было отправлено несколько отрядов, но никто так и не смог их найти.

За эти годы все другие мужчины умерли, и оставшийся кроме Онода солдат решил сдаться и улизнул из их лагеря. Онода прожил в одиночестве в течение ещё двадцати лет, став легендой среди японских и филиппинских националистов, которые считали, что он умер. В 1974 году турист нашёл Оноду и попытался убедить его, что война действительно закончилась, но Онода упорно отказывались ему верить.

Турист, Норио Судзуки (Norio Suzuki), покинул остров и организовал встречу между Онодо и его теперь уже отставным командиром. Когда Онодо узнал правду, он был невероятно потрясён. Он был провозглашен героем в Японии, и был помилован за убийства и ранения филиппинцев, которые он совершил, проживая на острове в течение всех этих лет. После реинтеграции в общество, Онода решил, что ему больше по душе простой, одиночный образ жизни. Он переехал в Бразилию и жил на ранчо, посетив свой остров ещё один раз в 1996 году.

5. Мужчина, последний представитель своего племени, в одиночку живёт в бразильских тропических лесах


Почти двадцать лет назад бразильские чиновники обнаружили индейца, вероятно, последнего из племени, с которым не было установлено контактов. Он жил в одиночестве в бразильских тропических лесах. Чиновники долго решали, что же делать с мужчиной. Их попытки установить мирный контакт прошли не очень хорошо, и мужчина выстрелил из лука в грудь одного из спасателей. Предыдущие попытки интегрировать членов племён в современную цивилизацию также окончились плачевно: люди, жившие всю жизнь в изоляции, обычно умирали вскоре после того, как их интегрировали в общество.

Видя вырубку лесов и приход индустриализации в местность вокруг среды обитания одинокого человека, правительственные чиновники установили, что никаких попыток индустриализации или вырубки леса не должно предприниматься в 48 километровом радиусе от места обитания индейца. Мужчина, которому сейчас примерно сорок лет, до сих пор ведёт самое одинокое существование из всех известных на Земле.

6. Мужчина счастливо прожил 30 лет в одиночестве в удаленном домике на Аляске


После долгой карьеры на флоте и в качестве дизельного механика, Ричард Проеннеке (Richard Proenneke) выбрал довольно уникальный стиль своей пенсионной жизни. Он построил домик высоко в горах Аляски, в месте под названием Твин Лэйкс (Twin Lakes), где он и прожил в одиночку почти тридцать лет, питаясь подножным кормом.

В течение своего затворнического выхода на пенсию, Проеннеке несколько раз отваживался проехать через сорок восемь штатов, чтобы повидать свою семью, но по большей части, он проводил всё свое время в одиночестве, на удалённых диких просторах Аляски. Он охотился, рыбачил, и изучал природу острым глазом прирождённого учёного.
Проеннеке снимал свою уединённую жизнь на плёнку, которая позднее была отредактирована и превращена в серию документальных фильмов канала PBS, под названием «Один в дикой природе» (Alone in the Wilderness). Его записи были также адаптированы в несколько книг, и он сделал несколько ценных записей о метеорологических и природных данных того района Аляски, где он проживал.

7. Одинокая женщина с острова Сан-Николас

В 1835 году власти Калифорнии постановили, что все индейцы должны были быть перевезены с крошечного острова Сан-Николас (San Nicolas), самого отдаленного из островов Чаннел (Channel Islands). Расположенный примерно в 85 километрах к западу от побережья Лос-Анджелеса остров пострадал от войн между индейскими племенами. Во время эвакуации одна женщина отказалась покидать остров, потому что, как она утверждала, её маленький ребенок пропал без вести. Она исчезла из поля зрения, и её больше никто не видел в течение почти двадцати лет.

В 1853 году охотничья экспедиция наткнулась на ту же женщину. Она так и не нашла своего ребёнка и говорила на языке, который никто раньше не слышал, но она очаровала всех, кто видел её, своей широкой улыбкой и веселым нравом. Охотники привезли её на материк, и она была в шоке и восторге от современного мира. К сожалению, она прожила лишь семь недель после своей реинтеграции в общество, скончавшись от дизентерии.

8. Независимый исследователь пропал после того, как провёл пять лет в одиночестве


Эверетт Руэсс (Everett Ruess) родился в 1914 году, но никто не знает, когда он умер, потому что он провёл всю свою жизнь в одиночестве. Руэсс был художником, поэтом и писателем, который исследовал природу, совершая прогулки пешком и на лошадях в течение многих лет, проводя большую часть своего времени в Хай Сьерра (High Sierra), на побережье Калифорнии, и в пустынях американского юго-запада. Он исчез в конце 1930-х годов, когда ему было всего двадцать лет, во время путешествия через отдаленный район штата Юта.

Руэсс был одним из первых американцев, которые вошли в контакт с коренными американцам и жили среди них. Во время своих путешествий он исследовал жилища в скалах и обменивал свои художественные работы на еду и другие припасы. Он никогда не проводил в компании людей больше одного или двух дней, предпочитая оставаться в одиночестве. Он вёл дневники, которые впоследствии были превращены в книги, рассказывающие о его необычном образе жизни и отсутствии желания быть частью любой формальной цивилизации.

Его смерть остается загадкой, и по сей день. Некоторые думают, что он умер случайной смертью от падения или утопления, другие подозревают насильственную смерть. Его странный образ жизни и таинственное исчезновение превратили его в народного героя среди натуралистов и историков.

9. Кристофер МакКэндлесс ушёл на просторы дикой природы


Окончив с отличием университет Эмори (Emory University) в 1990 году, Кристофер МакКэндлесс (Christopher McCandless) пожертвовал оставшиеся на его счёте 24 000 долларов на благотворительность, освободился от семейных связей, и всего своего имущества, и отправился в приключение через всю страну. Называя себя Александр Супертрэмп (Alexander Supertramp), МакКэндлесс путешествовал без денег и без особых контактов с внешним миром. Он прибыл в пункт своего назначения город Фэрбанкс (Fairbanks), Аляска, 28 апреля 1992 года.

Всего четыре месяца спустя хрупкое тело МакКэндлесса было найдено в заброшенном автобусе Фэрбенкса на Стампид Трэйл (Stampede Trail). При весе в 30 килограммов, он умер от голода и от отравления ядовитыми грибами. Писатель Джон Кракауэр (Jon Krakaeur) написал книгу о трагическом уходе МакКэндлесса от цивилизации, получившую многочисленные награды. Книга, которая называется «В диких условиях» (Into The Wild), была впоследствии адаптирована в фильм, в котором снялся Эмиль Хирш (Emil Hirsch).

Кристофер МакКэндлесс является противоречивой фигурой. В то время как многие люди чувствуют симпатию к этому молодому человеку, который хотел жить уединенной жизнью, другие критикуют его неподготовленность и отсутствие элементарных знаний в технике выживания.

10. Женщина предпочитающая жить «вне системы» живёт в «доме хоббита»


В 1995 году небольшая группа людей купила крупный участок земли в Уэльсе с намерением превратить его в коммуну. В течение многих лет они мирно жили «вне системы», пока правительство не вмешалось и поставило под вопрос их законное право собственности на землю. Затем последовало юридическое сражение, которое продлилось десятилетие, но, в конце концов, было установлено, что они действительно владеют землёй и имеют полное право там жить.

Одной из этих выживальщиков была Эмма Орбах (Emma Orbach), женщина, закончившая Оксфордский университет, которая теперь живет в хижине в стиле дома хоббита, которую она сама для себя построила. Орбах развелась с мужем, который также был выживальщиком, и теперь живет в одиночестве, в круглом доме, который она построила сама. Она выращивает свои собственные продукты питания, производит своё собственное электричество, и гордится тем, что живёт без давления общественных правил. Орбах содержит своих собственных сельскохозяйственных животных, берёт воду из ручья, и изредка ходит в близлежащие магазины, чтобы позволить себе такое лакомство как шоколад.

«Я хочу жить именно так», - говорит Орбах. «Этот стиль жизни делает меня очень счастливой и приносит мне умиротворение, это мой идеальный дом».

…Местечко Утриш под Анапой — один из самых молодых курортов черноморского побережья. Оно состоит из четырёх лагун, когда-то входивших в состав закрытого государственного заказника. Теперь его протяжённые песчаные пляжи и кипарисовые леса облюбовали уставшие от повседневных проблем горожане, которые приезжают сюда в отпуск, на лето или… навсегда.

Утриш — это чистейшее море, каменистый пляж, можжевеловые леса и горы. Фото из личного архива путешественников

Четыре лагуны свободы

«Утришан», как сами себя называют жители местечка, видно уже на анапском автовокзале. От обычных курортников их отличают тяжёлые рюкзаки с большим количеством походной экипировки и сильно усталый вид. Они торопятся на маршрутку, которая отвезёт их за 27 километров от Анапы, в посёлок Большой Утриш. Далее — путь на морском такси: если нет шторма, моторки возят любителей дикой природы с утра и до позднего вечера. Завсегдатаи и новички Утриша ещё на берегу определяются, на какой из четырёх лагун им остановиться. Первая, самая большая и близкая к цивилизации, привлекает неопытных путешественников. С неё недалеко ходить в посёлок за провизией и питьевой водой. Вторая лагуна — для семейных отдыхающих с детьми. Третья — тусовка современных хиппи, дауншифтеров и любителей йоги. В четвёртой останавливаются редко, потому что там нет леса, только скалы, полоска пляжа и море.

Утриш — это не просто курорт для «дикарей», а своеобразное место встречи людей, которые решили отказаться от ценностей социума, карьеры и материальных благ и жить для себя. Корреспондент АиФ.ru пообщался с некоторыми из них, чтобы выяснить — как действительно изменилась их жизнь?

Разрисованные камни с подобными надписями можно встретить на лагунах практически на каждом шагу. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

Ева: «Нет денег, и я счастлива!»

Еве — 42 года. Её прическа — дредлоки. Летом из одежды на женщине только набедренная повязка. Ева рассказывает, что уже 17 зим провела на Утрише, и утверждает, что лучшей жизни для себя не представляет.

— Я выросла в Санкт-Петербурге. Закончила медицинский университет по специальности «детский хирург-онколог». Работала в больнице, вышла замуж. Муж у меня был военным. Погиб во вторую чеченскую кампанию. Осталась одна с пятью детьми, — Ева тяжело вздыхает, молчит… Затем продолжает: «Беда одна не приходит… После похорон мужа попала в серьёзную аварию. Мою легковую машину сбил грузовик. Получила переломы обеих ног, травмы таза и позвоночника. Врачи собрали меня, можно сказать, по частям. Но жить я после гибели супруга и появившихся проблем со здоровьем не хотела. Была в депрессии, перестала работать, не занималась детьми… Об Утрише знала по рассказам. Почему-то меня потянуло сюда. Брат помог добраться до места. Я, наверное, была ненормальная, потому что приехала поздней осенью и осталась тут жить. Было тяжело. Очень скоро я познакомилась с пожилой женщиной из посёлка Малый Утриш. Она разбиралась в травах, называла себя знахаркой. Она забрала меня к себе домой, лечила какими-то отварами и настоями. Мы с ней много разговаривали. Можно сказать, после этого я и вернулась к обычной жизни. Уехала обратно в Питер, стала работать. Но моё сердце всё равно осталось на Утрише. Первое время я приезжала сюда на некоторое время, отдыхала в летние отпуска и зимние каникулы. А когда дети закончили школу, как говорится, плюнула на всё и уехала жить в можжевеловые леса навсегда.

История Евы кажется неправдоподобной. Успешный медицинский работник, многодетная мать, и вдруг… бросила всё и стала жить «дикарём». Да и выглядит она гораздо моложе своих лет, грамотно разговаривает, любит детей и животных.

— У меня мало одежды, нет сотового телефона и продуктовых запасов. Почти никогда нет денег. Но я счастлива тем, что я имею, — уверяет Ева. — Энергетика настоящей природы, моря, леса даёт мне больше, чем все блага мира.

Как старожил Утриша, Ева следит за порядком: заставляет отдыхающих убирать мешки с мусором, устраивает нешуточные скандалы тем, кто осмеливается срубить для разведения костра сухие ветки «краснокнижного» можжевельника.

— Ты можешь мне не верить, — говорит Ева, — но я всегда остро чувствую, когда здешним деревьям делают больно. У меня ломит руки и ноги, выкручивает поясницу, я могу слечь с дикой головной болью просто оттого, что кто-то из отдыхающих обидел мой лес.

Ева утверждает, что старое дерево можжевельника, которое на Утрише называют Лотосом, дарит ей спокойствие. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

С мая до середины октября Ева живёт на берегу моря. Затем перемещается в горы «на зимовье» — так называются хижины, в которых коренные «утришане» проводят холодные месяцы года.

— Зимой нас остаётся человек 10-12. Мы все по-соседски поддерживаем друг друга, — рассказывает Ева. — Раз в месяц беру рюкзак, одеваюсь потеплее и иду по каменистому пляжу до посёлка Большой Утриш, там сажусь на автобус до Анапы и на городском рынке покупаю себе всё необходимое для жизни.

Где Ева берёт деньги, остаётся загадкой. Так же, как и то, общается ли она со своими детьми, где они сейчас, чем занимаются, навещают ли её. Впрочем, под сомнение можно поставить и слова Евы о её возрасте, количестве лет, которые она прожила на природе. Женщина старательно делает вид, что не слышит моих уточняющих вопросов, и настойчиво переводит разговор на свои любимые можжевелово-фисташковые леса, глубокое синее море и чистый воздух, которые сделали её счастливой.

Антон: «Чувствую себя нужным»

С Антоном мы встретились на «большой земле», а точнее — около посёлка Большой Утриш, куда молодой человек выбрался на заработки.

— Я сам из Тюменской области. Об Утрише узнал полгода назад. Автостопом добрался сюда и живу уже два месяца. Приехал с одним рюкзаком за плечами. А теперь уже у меня есть всё, что нужно для жизни на берегу моря, — палатка, посуда. И даже какая-никакая работа, чтобы деньги водились.

Антону 25 лет. Он сидел в тюрьме по трём статьям — за кражу, угон и разбой. Парень жалуется, что на «большой земле» не может найти работу. По специальности он автослесарь, но все его судимости напрямую связаны с машинами, поэтому трудиться в автомастерских он не сможет ещё несколько лет.

— А больше меня никуда не берут, — разводит руками молодой человек. — Зато на Утрише я помогаю людям — собираю заявки каждое утро и езжу в посёлок за покупками, помогаю неопытным туристам разжигать костёр. Когда есть настроение, поём с пацанами песни под гитару на поселковой набережной. Люди дают нам деньги за хорошую музыку.

Каждый день большой костёр на третьей лагуне собирает местных жителей. Фото из личного архива путешественников

Антон рассказывает, что всю жизнь никому не был нужен. Родители не занимались его воспитанием. Жена, которая родила ему сына, оказалась предательницей и теперь не разрешает мальчику видеться с отцом. Работу найти сложно.

— Утриш дал всё, чего мне недоставало для счастья, — говорит Антон, — за несколько месяцев у меня появились друзья из многих городов России. Люди рады моей помощи: они приглашают меня на завтрак, обед и ужин, просят спеть для них. Я раньше не знал, что где-то в мире есть место, где я смогу найти себя.

Антон проведёт зиму в Краснодаре у приятелей с Утриша, а весной вернётся на третью лагуну, как он рассчитывает, уже навсегда.

Неправильных жизней нет

Истории Евы и Антона необычны. Возможно, кто-то восхитится силой их духа, а кто-то, наоборот, сочтёт безответственными… Может, они пошли по наиболее лёгкому пути отказа от проблем, с которыми обычные люди сталкиваются ежедневно? Психолог бизнес-центра «Авалон» Сергей Федченко пояснил, почему не стоит скептически относиться к людям, которые отказались от традиционных социальных ценностей:

— Правильных и неправильных жизней нет. Ева и Антон взамен забот, которыми ежедневно озадачивало их общество, выбрали жизнь на Утрише. Избрали для себя то существование, которое сделало их нужными миру, а значит, счастливыми. Оба они прошли непростой жизненный путь, хлебнули немало лишений и горя. Не считаю их бомжами или сломленными людьми. Я вижу в этих молодых мужчине и женщине интерес ко всему, что их окружает, стремление к гармонии и неприятие современного темпа жизни.

У каждого из нас на выбор жизненного пути влияют воспитание и обстоятельства. Одни будут строить карьеру, создавать семью и поднимать детей. Другие — встречать рассвет на берегу моря, следить за чистотой леса и учить друзей разводить костры. У каждого свои представления о счастье, и все они правильные.