Обычаи посадского населения в 17 веке. Посадские люди. Смотреть что такое "Посадские люди" в других словарях

«Эпистолярный жанр письма» - Сведения. Инициалы. План личного письма. Почтовые правила оформления адреса. Эпистолярный жанр. Урок письма. Правила письма. Сопроводительное письмо. Навыки правильного написания. Письмо.

«Массовые репрессии в СССР» - Введение. К чему привели репрессии нашу страну? Коллективизация. ТУХАЧЕВСКИЙ Михаил Николаевич. Чел. 1921 г. – Расстреляно 8 тыс. Заключение. Чел. 1920 г. – Расстреляно 5 тыс. Начало репрессий. Статистика репрессии в 20-50 гг. Виток Послевоенных репрессии. Диктатура – осуществление власти в государстве недемократическими методами!

«Живая жизнь» - Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н.э.) Линней Карл (1707 – 1778 гг.) Ламарк Жан Батист Пьер Антуан (1744-1829 гг.). Структура научного исследования. Система биологических наук Презентация для 10 класса по программе И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова Подготовлена учителем биологии МОУ «Гимназия № 10» Проценко Л.В.

«ЕГЭ 2011» - Региональные (краевые) документы (приказы, письма, инструкции). Сроки подачи заявлений для сдачи ЕГЭ и выборе предметов. Подготовка и проведение единого государственного экзамена. Приём апелляций. Горячая линия ЕГЭ-2011. Об особенностях проведения ЕГЭ в 2011г. Один экземпляр остается у участника экзамена, другой у уполномоченного представителя ГЭК.

«Комнатные растения» - Летом необходимо сильное притенение. Можно использовать инсектицидные препараты. Буро-коричневые пятна. Магний. Растение светолюбиво. Каланхоэ. Профилактические мероприятия. Внешние признаки поражения. Переносит даже утреннее и вечернее солнце. Погрузить горшок с растением в теплую воду на полчаса. Комнатные растения.

«Современный терроризм» - Благожелательное отношение к террористам. Азбука выживания. Памятка оказавшимся в плену у заложников. Классификация терроризма. Организация «Народная воля». Терроризм вчера, сегодня, завтра. Пути разрешения проблемы. Религиозные террористы. Политика, основанная на систематическом применении террора.

Всего в теме 23688 презентаций

Товарный оборот принял более широкие масштабы, чем в период раздробленности, когда между отдельными удельными княжествами отсутствовали экономические связи. С ростом городом оформилось и посадское население. Когда города из охранных крепостей стали превращать в торгово-ремесленные в центы в их окрестностях стали селиться купцы, мещане, крестьяне, которые впоследствии объединялись в общину.

Управление

Она управлялась выборным земским старостой, кандидатура которого должна была быть одобрена большинством ее членов. Как правило, это был человек грамотный, активно участвующий в жизни посада. Он представлял интересы людей перед государством. Также посадское население избирало его помощника - человека, который ведал сбором налогов.

Несмотря на наличие права самоуправления, жители посадов были подконтрольны царскому воеводе, который представлял верховную власть. Особенностью управления пригородов было то, что их жители также были вынуждены участвовать в несении государственной службы, но это было не привилегией, а очередной повинностью, так как участие в сборах налогов, судебных разбирательствах отнимало у них время и отрывало от основных занятий, но никак не оплачивалось.

Слободы

Посадское население в 17 веке не было однородным. Часть жителей предпочитала селиться в так называемых белых слободах, которые были освобождены от государственных налогов. Неудивительно, что они были более богатыми и развитыми. Эти слободы находились под покровительством богатого привилегированного землевладельца, который обладал иммунитетным правом, что избавляло его владения от вмешательства государства. Напротив, черные слободы несли на себе всю тяжесть государственных повинностей. Поэтому посадское население в 17 веке, проживавшее на их территориях, часто жаловались в челобитных на то, что они должны были нести государственное тягло. В результате, власть предпринимала активные меры для того, чтобы ограничить переход людей в белые слободы.

Отношения с государством

Жизнь посадского населения определялась царскими указами. До середины XVII века она регламентировалась Судебником 1550 года, принятым еще во время правления Ивана Грозного. Также существовали многочисленные царские указы, касающиеся частных сторон жизни общества. В 1649 года они были сведены воедино в Соборном Уложении, созданном при Алексее Михайловиче.

Этот документ окончательно прикрепил жителей посада к их месту жительства. Одно из его положений гласило, что занятие торговлей и ремеслом является привилегий для городских жителей, но вместе с тем им вменялось в обязанность платить налоги в казну. Таким образом, жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

Занятия

Население пригородов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Большинство торговцев имело свои лавки, за держание которых вносили определенную сумму в казну. В городах проживали ремесленники самых разных специальностей - от искусных и гончарных мастеров до золотых дел мастеров. Однако следует отметить, что в посаде часто проживали крестьяне, которые вели сельское хозяйство, да и сами торговцы и ремесленники часто держали небольшие земельные участки. Жизнь посадского населения в 17 веке в целом протекала мирно.

Жители редко принимали непосредственное участие в восстаниях, которых было так много в указанном столетии. Впрочем, они не были пассивны и часто снабжали бунтовщиков деньгами и продуктами. В городах часто проводились ярмарки, которые собирали большое количество людей. Это говорит о том, что уровень развития торговли был достаточно высок.

Мужская одежда

Несмотря на то, что жизнь посадского населения в 17 веке была тесно связана с развитием городов, которые, как известно, всегда являлись проводником новых веяний, население жило по старым патриархальным традициям, которые не менялись на протяжении десятилетий и даже столетий. Это очень хорошо прослеживается по внешнему виду людей.

Посадское население по своему быту в принципе мало отличались от крестьян. В основе мужского костюма также лежали рубаха и порты. Однако поскольку торговцы имели больше средств, то они могли позволить себе некоторые дополнительные вещи.

Поверх рубах надевался зипун, который было принято расшивать узорами. Одежда посадского населения, тем не менее, отличалась простотой. Сверху зипуна надевали кафтан. Богатые люди украшали свои шубы тканями.

Женский костюм

В его основе лежала та же конструкция, что и у мужского костюма. Главным атрибутом была рубаха, которая опускалась ниже колен. Сверху девушки надевали сарафан. В зависимости от материального положения женщин они шили его из разных материй. Крестьянки делали себе одежду из простого грубого холста, те, кто был побогаче, использовали парчу или шелк. Спереди сарафан украшали красивой вышивкой. В холодное время года женщины носили душегреи, которые также держались на плечах на специальных петельках. Жены состоятельных торговцев обшивали ее дорогим тканями и каймой. В промежуточные сезоны женщины надевали летник - широкое закрытое платье с большими клинообразными рукавами. Основным головным убором оставался кокошник, который обшивался жемчугом. В зиму девушки носили меховые шапки.

Быт

Повседневная жизнь посадского населения была тесно связана с его деятельностью, которая определяла распорядок дня, особенности жилиц. Основу любого двора составляла изба, причем в XVII веке появились такие дома, которые выводили дым наружу через трубу. Главным местом торговли была лавка. Здесь купцы и простые торговцы держали свои товары.

Большое значение имели ярмарки. Они проводились регулярно и служили средоточием экономической жизни городов. Были ярмарки всероссийского значения (например, Макарьевская). К интересным фактам посадского быта можно отнести то обстоятельство, что вся его жизнь основывалась на правилах Домостроя - своде указаний по распорядку домашней жизни, который был составлен в XVI веке. Его автор предписывает следование старинным патриархальным традициям, которые обеспечивали крепость семьи и процветание хозяйства.

Жилища

Быт посадского населения, с одной стороны, мало чем отличался от крестьянского в том смысле, что большинство населения вело примерно тот же образ жизни, с той лишь разницей, что занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Однако богатая и зажиточная верхушка по своему образу жизни была приближена к боярской знати. Тем не менее, основу жилья составляла изба - простая у обычных людей и выстроенная в подражание теремам - у людей состоятельных. Главной территориальной единицей считался двор, где помимо избы располагались многочисленные хозяйственные постройки - клети, кладовые, склады, где в сундуках хранились товары и предметы обихода.

Лавка, в которой посадские люди вели торговлю, была выставлена наружу - то есть в сторону улицы. Домашняя утварь, в принципе, была у всех слоев посадского населения одинакова. Однако зажиточные люди покупали более дорогую посуду, имели драгоценные украшения, могли позволить себе иностранные товары. Грамотные купцы имели книги, что свидетельствует о подъеме культуры.

Посадские люди

Посадские люди - сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло , то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням .

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность - общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы .

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам . Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью . В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд . В XVII веке эта система была заменена земскими избами . В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники . Земские старосты и целовальники избирались на 1 год - с 1 сентября . В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы .

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов . Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами , хотя иногда употреблялось название посадские.

Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге, а также в Уфе (Посадская).

См. также

Литература

  • Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. Вь Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862 стр. 146-153

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кёстендорф
  • Гран-при Италии 1997 года

Смотреть что такое "Посадские люди" в других словарях:

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из … Русская история

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

    Посадские люди - ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Посадские люди - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    посадские люди - в Русском государстве торгово промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.).… … Энциклопедический словарь

    Посадские люди - черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Посадские люди - торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

    Посадские люди - торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. , Л. Н. Семенова. В монографии исследуется воздействие реформ первой четверти XVIII в. на культуру, быт и нравы русского общества. В центре внимания основные классы населения - крестьяне, посадские люди,…

В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.

К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% - принадлежали царю
  • 10% - принадлежало боярам
  • 20% - принадлежало церкви
  • 60% - принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое - порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) - порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия - его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.

Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк . Барщина - работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю. Оброк - налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.

Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город - Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.


Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

  • Лучшие - богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
  • Средние - зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
  • Молодшие - бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты, Однако, как только речь заходила о внешней опасности - община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали.

Посадское население - это сословие, которое сформировалось примерно в XV-XVI вв. в средневековой Руси. Данным термином называлась категория людей, которая проживала в пригородах и занималась торговлей, промыслами и ремеслом. По своему юридическому статусу они формально оставались свободными, так как не были лично зависимыми, как, например, крепостные крестьяне, однако были вынуждены нести в пользу государства ряд повинностей. В данной работе будет дана краткая характеристика этого сословия, которое играло важную роль в социально-экономической жизни страны.

Формирование

Посадское население возникло вместе с развитием городов. Расцвет последних на Руси падает на XVII век - время формирования Именно в этот период, по определению большинства историков, торговля и ремесло начинают играть видную роль в экономической жизни страны.

Товарный оборот принял более широкие масштабы, чем в период раздробленности, когда между отдельными удельными княжествами отсутствовали экономические связи. С ростом городом оформилось и посадское население. Когда города из охранных крепостей стали превращать в торгово-ремесленные в центы в их окрестностях стали селиться купцы, мещане, крестьяне, которые впоследствии объединялись в общину.

Управление

Она управлялась выборным кандидатура которого должна была быть одобрена большинством ее членов. Как правило, это был человек грамотный, активно участвующий в жизни посада. Он представлял интересы людей перед государством. Также посадское население избирало его помощника - человека, который ведал сбором налогов.

Несмотря на наличие права самоуправления, жители посадов были подконтрольны царскому воеводе, который представлял верховную власть. Особенностью управления пригородов было то, что их жители также были вынуждены участвовать в несении государственной службы, но это было не привилегией, а очередной повинностью, так как участие в сборах налогов, судебных разбирательствах отнимало у них время и отрывало от основных занятий, но никак не оплачивалось.

Слободы

Посадское население в 17 веке не было однородным. Часть жителей предпочитала селиться в так называемых белых слободах, которые были освобождены от государственных налогов. Неудивительно, что они были более богатыми и развитыми. Эти слободы находились под покровительством богатого привилегированного землевладельца, который обладал иммунитетным правом, что избавляло его владения от вмешательства государства. Напротив, черные слободы несли на себе всю тяжесть государственных повинностей. Поэтому посадское население в 17 веке, проживавшее на их территориях, часто жаловались в челобитных на то, что они должны были нести государственное тягло. В результате, власть предпринимала активные меры для того, чтобы ограничить переход людей в белые слободы.

Отношения с государством

Жизнь посадского населения определялась царскими указами. До середины XVII века она регламентировалась Судебником 1550 года, принятым еще во время правления Ивана Грозного. Также существовали многочисленные царские указы, касающиеся частных сторон жизни общества. В 1649 года они были сведены воедино в Соборном Уложении, созданном при Алексее Михайловиче.

Этот документ окончательно прикрепил жителей посада к их месту жительства. Одно из его положений гласило, что занятие торговлей и ремеслом является привилегий для городских жителей, но вместе с тем им вменялось в обязанность платить налоги в казну. Таким образом, жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

Занятия

Население пригородов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Большинство торговцев имело свои лавки, за держание которых вносили определенную сумму в казну. В городах проживали ремесленники самых разных специальностей - от искусных и гончарных мастеров до золотых дел мастеров. Однако следует отметить, что в посаде часто проживали крестьяне, которые вели да и сами торговцы и ремесленники часто держали небольшие земельные участки. Жизнь посадского населения в 17 веке в целом протекала мирно.

Жители редко принимали непосредственное участие в восстаниях, которых было так много в указанном столетии. Впрочем, они не были пассивны и часто снабжали бунтовщиков деньгами и продуктами. В городах часто проводились ярмарки, которые собирали большое количество людей. Это говорит о том, что уровень развития торговли был достаточно высок.

Мужская одежда

Несмотря на то, что жизнь посадского населения в 17 веке была тесно связана с развитием городов, которые, как известно, всегда являлись проводником новых веяний, население жило по старым патриархальным традициям, которые не менялись на протяжении десятилетий и даже столетий. Это очень хорошо прослеживается по внешнему виду людей.

Посадское население по своему быту в принципе мало отличались от крестьян. В основе мужского костюма также лежали рубаха и порты. Однако поскольку торговцы имели больше средств, то они могли позволить себе некоторые дополнительные вещи.

Поверх рубах надевался зипун, который было принято расшивать узорами. Одежда посадского населения, тем не менее, отличалась простотой. Сверху зипуна надевали кафтан. Богатые люди украшали свои шубы тканями.

Женский костюм

В его основе лежала та же конструкция, что и у мужского костюма. Главным атрибутом была рубаха, которая опускалась ниже колен. Сверху девушки надевали сарафан. В зависимости от материального положения женщин они шили его из разных материй. Крестьянки делали себе одежду из простого грубого холста, те, кто был побогаче, использовали парчу или шелк. Спереди сарафан украшали красивой вышивкой. В холодное время года женщины носили душегреи, которые также держались на плечах на специальных петельках. Жены состоятельных торговцев обшивали ее дорогим тканями и каймой. В промежуточные сезоны женщины надевали летник - широкое закрытое платье с большими клинообразными рукавами. Основным головным убором оставался кокошник, который обшивался жемчугом. В зиму девушки носили меховые шапки.

Быт

Посадского населения была тесно связана с его деятельностью, которая определяла распорядок дня, особенности жилиц. Основу любого двора составляла изба, причем в XVII веке появились такие дома, которые выводили дым наружу через трубу. Главным местом торговли была лавка. Здесь купцы и простые торговцы держали свои товары.

Большое значение имели ярмарки. Они проводились регулярно и служили средоточием экономической жизни городов. Были ярмарки всероссийского значения (например, Макарьевская). К интересным фактам посадского быта можно отнести то обстоятельство, что вся его жизнь основывалась на правилах Домостроя - своде указаний по распорядку домашней жизни, который был составлен в XVI веке. Его автор предписывает следование старинным патриархальным традициям, которые обеспечивали крепость семьи и процветание хозяйства.

Жилища

Быт посадского населения, с одной стороны, мало чем отличался от крестьянского в том смысле, что большинство населения вело примерно тот же образ жизни, с той лишь разницей, что занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Однако богатая и зажиточная верхушка по своему образу жизни была приближена к боярской знати. Тем не менее, основу жилья составляла изба - простая у обычных людей и выстроенная в подражание теремам - у людей состоятельных. Главной территориальной единицей считался двор, где помимо избы располагались многочисленные хозяйственные постройки - клети, кладовые, склады, где в сундуках хранились товары и предметы обихода.

Лавка, в которой посадские люди вели торговлю, была выставлена наружу - то есть в сторону улицы. в принципе, была у всех слоев посадского населения одинакова. Однако зажиточные люди покупали более дорогую посуду, имели драгоценные украшения, могли позволить себе иностранные товары. Грамотные купцы имели книги, что свидетельствует о подъеме культуры.