Односоставное полное. Односоставные предложения: примеры, виды. Односоставное безличное предложение: примеры
ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставныхпредложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.
Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.
В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.
Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.
2. Найдите односоставные предложения.
А. День ясен.
Б. С утра морозит.
В. Что бы это значило?
Г. Мне нездоровится.
Д. Ряд телеграфных столбов.
3. Укажите определенно-личные предложения .
А. Выберите себе книгу по вкусу.
Б. Не из Москвы ли будешь?
В. В доме шумят.
Г. Цыплят по осени считают.
Д. Быть грозе великой. 4
4. Найдите неопределенно-личные предложения.
А. Вот парадный подъезд.
Б. Люблю грозу в начале мая.
В. В дверь постучали.
Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Д. Будут долго вспоминать его рассказы.
5. Укажите безличные предложения.
А. Бездонную бочку водой не наполнишь.
Б. Скоро светать будет.
В. Приготовьтесь к уроку.
Г. Зажгло грозою дерево.
6. Найдите обобщенно-личные предложения.
А. Вам не видать таких сражений.
Б. Вечерами работалось особенно хорошо.
В. Каких только птиц не увидишь в лесу!
Г. Любишь кататься - люби и саночки возить
7. Укажите назывные предложения.
А. Мне холодно.
Б. Вот заводская улица.
В. Это домик под толевой крышей.
Г. Третий час дня.
Д. Вода немного коричневатая.
8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
А. Летом светает рано, а зимой - поздно.
Б. Ум - это сила.
В. В избе жарко натоплено.
Г. Уходим завтра в море.
Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».
9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?
А. На пригорке то сыро, то жарко.
Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.
В. Светло на улице, и виден сад насквозь.
Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.
1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.
2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.
3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.
4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.
5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.
б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.
7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.
8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.
9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.
10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.
12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.
13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.
14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.
15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.
16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.
1.расставьте знаки припенания,укажите вид односоставных предложений....Из-за макушек елейвыглянула луна и тотчас заметно посветлело.
.....Володя был добрый мальчик и это радовало маму
......С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка
потягивало влагой
.....Подошёл трактор и сразу стало шумно на окраине маленькой спящей
деревеньки
2.Какое из предложений неполное,где на месте отсутствующего члена надо поставить тире?
...Сквозь полукруглые окна мы увидим сад,заваленный снегом.
.....Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса поразили меня.
.....Есть две формы жизни:гниение и горение.Трусливые и жадные изберут первую,мужественные и щедрые вторую.
.....Взощёл месяц и его сияние причудливо,пестро и таинственно расцветило лес.
3.Укажите неполное предложение.
....Уже светало
...Меня знобт
...думали о хлебе и отдыхе
....после ливня-ни грозы,ни ветра
4.Определите, какой член предложения пропущен в неполных предложениях?
....Сначала меня познакомили с Иваном,потом с Романом
....Налево шумела забытая ель,направо-плакучие ивы.
....Я очень люблю Петербург.Учился там,работал много лет
....У Ларисы платье красивое,у Люды-зелёное
5.ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
...не окинешь взглядом наши степные просторы
....ясный зимний полдень
....светло и искристо кругом
...нам не сообщили ту новость
...нет желания идти
...у всех дух захватило
...пойдёшь с нами в зоопарк?
...вторично передавали экстренное сообщение
6.укажите неверне утверждение
...все односаставные предложения являються неполные
...безличный глагол может быть в павелительном наклонение
....тип односоставного предложения определяеться по способу выражения главного члена предложения
.....отсутствующее в неполном предложении слово"подсказывается"либо контекстом,либо речевой ситуацией.
Могут ли в русском предложении два предлога располагаться подряд, при этом так, чтобы между ними не было знака препинания? Если это возможно, приведитепримеры таких сочетаний и охарактеризуйте их структуру, а при необходимости укажите также и свойства предлогов, допускающих подобное употребление. Может ли предложение Он шел вслед за мной рассматриваться как подходящий пример?
I вариант)
А1. Укажите неверное утверждение.
2) предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными
3) главный признак безличных предложений – невозможность восстановления в них подлежащего
4) назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее
А2. В определенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
1) им. сущ. в Им. пад.
4) глаг. в неопред. ф.
принесут:
1) в неопределённо-личном
2) в безличном
3) в определённо-личном
4) в назывном
А4. Укажите глагол, который не может
4) светало
стоит подумать является:
1) определённо-личным
2) безличным
3) неопределённо-личным
4) назывным
А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Нечего из мухи делать слона.
1) двусоставное
3) односоставное, безличное
Наш поезд задержали.
1) неопределённо-личное
2) безличное
3) определённо-личное
4) назывное
Преодолели еще один горный перевал.
1) простое
2) нераспространенное
3) односоставное
4) неопределённо-личное
Под ногами у меня поскрипывало.
1) безличным глаголом
3) кратким прилагательным
2) В воздухе запахло зеленью.
3) Вечерело.
4) Здесь не проехать.
1) Дочь просит отца взять с собой.
2) Если отряд доверил тебе трудное дело, то ты должен выполнить его любой ценой.
4) Лейтенант ходит выяснить, есть ли связь.
[определённо-личное], и [двусоставное].
1) Идёшь вдоль опушки, и любимые образы приходят на память.
2) Ветер разогнал облака, и к утру лужи затянуло тонким ледком.
3) Время плеч не сгибай, и покою меня не учи.
4) Дорога была в снегу, и нам посоветовала переночевать в деревне.
[двусоставное], и [безличное].
2) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.
4) Спокойно и тихо на глухой вырубке, пахнет багульником и спелой земляникой.
1) В пять лет мальчик уже читает.
2) Мне нездоровится.
3) Ты принёс мне книгу?
4) В хате кипит самовар.
1) Отпусти меня в степи приволжские.
2) Бульвар длинный и седой.
3) К ночи подмораживало.
4) Сквозь листья пробивалось солнце.
1) В это время кузнецу принесли башмаки.
2) Гляжу в озера синие.
3) Угар и плесень позади.
4) Я пристально посмотрел в глаза Евсеичу.
1) Вечер прохладен и светел.
2) Берегите наш язык!..
3) Пахло милым тлением осени.
4) Там под горой пасут овец.
1) Здравствуй, Родина моя!
2) Готовьтесь к вступлению в новую жизнь.
3) Верь в свой народ.
4) В дверь несмело постучали.
А19. Укажите назывное предложение:
1) Дальний лай собак.
2) Время от времени слышен крик.
3) Чувствуется неповторимый запах полыни.
4) Микрофонов тогда не было.
А20. Сколько назывных предложений можно выделить в четверостишии:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы, во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
1) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
2) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками – кучер Игнат.
3) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно.
4) Ещё одна минута объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть.
1) Вдруг мне навстречу старушка, Машина мать.
2) И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры.
3) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
4) Они смотрели друг на друга: Райский с любопытством, она с дерзким торжеством.
1) нет подлежащего
2) сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа
3) глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие
В2. Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов. Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне.
(1) Я хорошо помню тот июльский день, когда мы провожали отца в рейс. (2) В порту было жарко и душно. (3) Горячее солнце накалило пыльную булыжную мостовую. (4) Лица у грузчиков были влажными от пота. (5) На реке – полный штиль. (6) В разогретом воздухе стоял крепкий запах тюленьего жира и соленой трески.
В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нём сказуемое.
(1) Но вот наступила осень. (2) Захолодало. (3) Пожелтели деревья. (4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. (5) Потом листья опускались на землю.
В5. Среди предложений 1 – 8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.
(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней…
В6. Среди предложений 1 – 4 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.
(1) Слышится блеянье ягнёнка. (2) Неужели уже выгнали стадо? (3) Слишком ещё темно. (4) Это длинноносый кулик, бекас, забравшись в сумасшедшую вышину, под облака, кидается оттуда камнем вниз на неподвижно распущенных крыльях, и рулевые перья его хвоста, дрожа, производят странный звук, почти неотличимый от блеянья.
ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНИЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (II вариант)
А1. Укажите неверное утверждение.
1) односоставное предложение может быть распространенным
2) определенно-личные предложения имеют один главный член предложения – сказуемое
3) безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее
4) главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом
А2. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
1) им. сущ. в Им. пад.
2) глаг. 1-го или 2-го л. наст. или буд. вр.
3) глаг. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр
4) глаг. в неопред. ф.
А3. В каком односоставном предложении можно употребить глагол пеку:
1) в неопределённо-личном
2) в безличном
3) в определённо-личном
4) в назывном
А4. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в безличном предложении:
2) нездоровится
3) надо вставать
4) рассвело
А5. Односоставное предложение со сказуемым нет является:
1) назывным
2) определённо-личным
3) неопределённо-личным
4) безличным
А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Не гляди же с тоской на дорогу.
1) двусоставное
2) односоставное, определённо-личное
3) односоставное, безличное
4) односоставное, неопределённо-личное
А7. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Река, блестящая на солнце.
1) неопределённо-личное
2) безличное
3) определённо-личное
4) назывное
А8. Найдите ошибку в характеристике предложения: Дела словом не заменишь.
1) простое
2) распространенное
3) односоставное
4) неопределённо-личное
А9. Чем выражено сказуемое в безличном предложении: Мне нестерпимо захотелось домой.
1) безличным глаголом
2) безличной формой личного глагола
4) неопределенной формой глагола
А10. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола:
1) Темнеет уж в долине.
2) Под ногами у меня приятно поскрипывало.
3) Исхода нет.
4) Мне нездоровится.
А11. Найдите грамотно построенное предложение:
1) Этот роман изучают в школе, имеется в каждой библиотеке.
2) Пройду осторожно, не трону ветвей и птичьего сна не встревожу.
3) Характерной чертой романа динамичность его образов.
4) В своем дореволюционном творчестве великого поэта звучит боль за свою родину.
А12. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное].
1) Конец мая, и в поле ещё прохладно.
2) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.
3) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.
4) Луна зашла, и огня не стало видно.
А13. Найдите предложение, соответствующее схеме: [определенно-личное], и [двусоставное].
1) Не верьте картинкам, на которых японцы представлены какими-то попугаями.
2) Солнце садилось всё ниже, и длиннее стали тени жёстких кустов.
3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
4) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.
А14. Найдите односоставное предложение:
1) Свет мой, зеркальце, скажи.
2) О чём вы думаете?
3) Хозяйка хлопочет у печки.
4) Работа – великая сила.
А15. Найдите безличное предложение:
2) Пахло землёй и морозцем.
3) Помню деревенское ясное утро.
4) Солнце косыми лучами ложится на рожь.
А16. Найдите определённо-личное предложение:
1) Уж сильно завечерело.
2) Яков, подними-ка, братец, занавес!
3) Конец улицы на краю города.
4) Выберите себе книгу.
А17. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Мечту пронесите через года!
2) Прекрасно было узкое озеро.
3) По улицам слона водили.
4) Чудесно пахло рыбой и смолой.
А18. Укажите безличное предложение:
1) Минуя мокрый снег, легко шагаешь к дому.
2) Савельича со мною не было.
3) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
4) Стой за правду горой.
А19. Отметьте назывное предложение:
1) Синие тени от деревьев.
2) Вечереет.
3) Вокруг ни души.
4) Домой идти не хочется.
А20. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия:
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
А21. Найдите неполное предложение в составе сложного:
1) Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.
2) Он замечал её издали, и сразу холодело в груди.
3) Половину дома занимала аптека, половину – станция.
4) Он не верил, что так быстро поправится.
А22. В каком неполном предложении необходимо поставить тире:
1) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…
2) В углу старый кожаный диван.
3) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.
4) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.
В1. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) нет подлежащего.
2) сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица
3) глагол выражает действие, которое совершается определенным лицом
В2. Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов . Рыбе дождь не страшен.
В3. Укажите номер и тип предложения, в котором нет и не может быть подлежащего.
(1) Дохнул холодом на лес январь. (2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. (3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. (4) Не страшен им мороз. (5) А вот большим деревьям от него плохо. (6) Трещат они, стонут на весь лес.
В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нем сказуемое.
(1) Ещё вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. (2) Вечером ветер переменился. (3) Принёс тепло. (4) В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. (5) А на рассвете подморозило. (6) Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.
В5. Среди предложений 1-6 найдите неопределённо-личные предложения. Напишите их номера.
(1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. (2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. (3) В южных городах зодчие оставляли их в красновато-розовой кирпичной окраске. (4) Купола церквей делали медными и золотистыми. (5) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.
В6. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.
(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера.
Простые односоставные и неполные предложения
1 вариант | 2 вариант |
|
односоставное, НЛ | двусоставное |
|
2, б/л глагол | 5, б/л глагол |
|
С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.
Понятие односоставных предложений
Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.
Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).
Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.
В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: − Куда пойдем? - В кино.
Односоставные предложения подразделяются на типы:
1. Назывные (с основой из подлежащего).
2. Со сказуемым в основе:
- личные;
- безличные.
- Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
- И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
- Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).
Особенности обобщенно-личных предложений
Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.
При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.
Безличные предложение
Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.
Сказуемое может выражаться разными способами:
- Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
- Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
- Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
- Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
- Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!
Виды сказуемого
В односоставных предложениях
В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:
- Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
- Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
- Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.
В односоставных предложениях встречаются все указанные
Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена
В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.
В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.
Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.
Односоставные и неполные предложения
Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.
В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.
Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".
При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.
Роль односоставных предложений в языке
В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.
1. Все обыкновенные предложения по наличию членов предложения делятся на два класса: полные и неполные.
Признаки неполного предложения:
2. Полные и неполные предложения нередко путают с двусоставными и односоставными предложениями .
Однако последние относятся к иной систематизации обычных предложений - по нраву грамматической базы.
3. Как отличать полные и неполные предложения от двусоставных и односоставных?
Эталон рассуждения (на примере предложения, выделенного жирным шрифтом):
- Чувствуете вы сейчас боль?
- Сейчас очень маленькую ...
1. Выясним: предложение «Сейчас очень маленькую ... » - полное либо неполное?
Читатель осознает по контексту, что в предложении «Теперь очень маленькую ...»
Следовательно, предложение «Сейчас очень маленькую ... », вправду, неполное, т.к. это предложение, в каком пропущены нужные члены предложения, которые просто восстанавливаются, благодаря предыдущему предложению («Чувствуете вы сейчас боль?» ).
2. Выясним: данное предложение «Сейчас очень маленькую ...» - двусоставное либо односоставное?
Нужно отыскать грамматическую базу (в том случае есть и подлежащее и сказуемое, означает, предложение двусоставное; в том случае есть или только подлежащее, или только сказуемое, означает, предложение односоставное).
Так, мы имеем предложение «Сейчас очень маленькую ...», однако подвергать рассмотрению должны его полный вариант «Теперь чувствую очень маленькую боль...» .
Делаем вывод, что предложение «Сейчас очень маленькую ...» односоставное, т.к. в нём есть только сказуемое.
3. Общий вывод: предложение «Сейчас очень маленькую ...» неполное, односоставное.
Дополнительно на сайт:
Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).
Обратите внимание!
Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
(Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
Обратите внимание!
Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном - туман (Блок);
в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:
Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).
План разбора неполного предложения
- Указать тип предложения (полное - неполное).
- Назвать пропущенный член предложения.
Образец разбора
Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).
Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .