Основы квалиметрии. Основные категории квалиметрии. Измерение - это предмет метрологии - науки об измерениях физических размеров и определениях их величин, а также о методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения требуемой точнос

Подготовлена для энциклопедического словаря-справочника

Квалиметрия (от латинского "qualis" - какой по качеству и греческого "метрео" - мерить, измерять) - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов Квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу). Квалиметрия - область практической и науч. деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества.

Квалиметрия является составной частью квалитологии - науки о качестве. Объект Квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности. Квалиметрия обычно подразделяется на теоретическую, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, Квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.

Конечной целью Квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и другие задачи квалиметрического анализа. С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества используемые в Квалиметрии методы подразделяются на точные (являющиеся хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность), приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные).

В Квалиметрии разработано несколько подходов к количественному оцениванию качества. Наиболее употребительный из них базируется на следующих принципах:

Литература

Professor Garry G. Azgaldov , a pioneer of Qualimetry, is a Doctor of Economics and a fellow of the International Academy of Informatisation, the Russian Academy of Natural Sciences, the Academy of Economic Sciences and Business, the Futures Research Academy, the Academy of Quality Problems and the International Guild of Quality Professionals. He is a chief researcher at the Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow.

Некоторые публикации Азгальдова Г.Г. по теоретической и прикладной квалиметрии (1968-2009):

  1. Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Панов В.П. - М.: Экономика, 1968. - 135с.
  2. Квалиметрия – наука об измерении качества продукции /Азгальдов Г.Г., Гличев А.В. и др. // Стандарты и качество. – 1968. – №1. – С.34-40.
  3. Interrelationship between metrology and qualimetry (A contribution to discussion) // Measurement Techniques Volume 13, Number 1, January, 1970, pp.143-146
  4. Azgal"dov G.G. Quality and metrology // Measurement Techniques Volume 13, Number 7, July, 1970, pp.1085-1087
  5. Azgal"dov G.G., Raikhman E.P. Present state of qualimetry // Measurement Techniques Volume 14, Number 10, October, 1971, pp.1571-1575
  6. Азгальдов Г.Г. Потребительная стоимость и ее измерение - М.: Экономика, 1971.
  7. Азгальдов Г.Г., Азгальдова Л.А. . – М.: Изд-во стандартов, 1971.
  8. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. . 172 с.
  9. Методические указания по оценке качества проектов методом квалиметрии. М.: 1977.
  10. Азгальдов Г.Г. и др. Методические указания по выбору вариантов в ходе дипломного проектирования по фортификационной специальности (на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии). – М.: ВИА, 1978.
  11. Азгальдов Г.Г. и др. Методические указания по оценке вариантов в ходе дипломного проектирования на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии для слушателей электротехнической специальности – М.: ВИА,1978.
  12. Азгальдов Г.Г. Численные методы и проблема красоты в архитектуре - М.: Стройиздат, 1978.
  13. Азгальдов Г.Г. и др. Учебно-методическое пособие по выбору лучших вариантов решений при дипломном проектировании по командно-штабной специальности (на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии). – М.: ВИА,1979.
  14. Азгальдов Г.Г., Кичатов Ф.З., Ольшанский А.В. Методика квалиметрической оценки технических решений. – Калининград, 1979.
  15. Азгальдов Г.Г., Березовский Ю.М. Учебно-методическое пособие по применению квалиметрии для выбора лучшего варианта образца спецтехники.– М.: ВАХЗ, 1980.
  16. Азгальдов Г.Г. Разработка теоретических основ квалиметрии: Дис.... д-ра. экон. наук: 08.00.20 Военно-инж. акад. им. В. В. Куйбышева, Москва, 1981.
  17. Азгальдов Г.Г., Бюрюков В.С., Кружков В.А. Опыт использования квалиметрии при определении эффективности технологических схем изготовления топографических карт. – Рукопись, депонированная в Госинти 8.04.1981г., №4781.
  18. Азгальдов Г.Г. . М.; Экономика, 1982;
  19. Азгальдов Г.Г., Нагинская В.С. Оценка вариантов проекта на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии. – М.: МИСИ, 1982.
  20. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании - М.: Стройиздат, 1989.
  21. Азгальдов Г.Г. Определение ситуации оценивания // Стандарты и качество, 1995, № 9, 12.
  22. Азгальдов Г.Г. Об учете категории качества при вычислении сравнительной эффективности объектов // Экономика и математические методы, 1996, № 3.
  23. Азгальдов Г.Г.

В рамках общей квалиметрии разрабатываются теоретические проблемы. Среди них сегодня выделяются четыре группы проблем разной обобщённости.

1. Самые общие – это проблемы наличной системы понятий и её терминологического (знакового) отображения. Иными словами, это проблемы предмета особой науки – «квалиметрия». Именно с этим предметом непосредственно имеют дело работники науки на теоретическом её уровне.

2. Далее выделяются проблемы «квалиметрической аксиоматики» (полной системы аксиом и правил, связанных с оценкой качества), или концептуального ядра в общей квалиметрии. Здесь рассматриваются исходные положения науки. В их число входят, прежде всего, определение объекта квалиметрии, определение её общих проблем, определение её принципов и её методов.

3. Особый раздел в рамках общей квалиметрии представлен проблематикой особенной «теории оценивания». Эта частная теория раскрывает законы оценивания как особой познавательной деятельности и методы этой деятельности.

(В общем же, наряду с общей теорией квалиметрии, следовало бы говорить о квалиметрической методологии. Именно в её рамках рассматривается вся область способов измерения качества: от уровня обыденного познания (с позиции «здравого смысла») через уровень профессионального познания (с позиции «компетентной экспертизы») до уровня понятийного познания – посредством инструментального технологизированного измерения).

4. Самые частные проблемы, выделяемые в рамках общей квалиметрии, это группа проблем теории квалиметрического шкалирования. (Существенное обстоятельство: будучи частным в рамках общей квалиметрии, шкалирование является общим моментом в рамках теории измерения.

Общая квалиметрия как практика – это учёт того, насколько взятая отдельность совершенна в сравнении со взятым её эталоном. Методологически-квалиметрическая практика – это учёт, использование, модификация и новаторская разработка подходящих способов измерения качества. Практика «квалиметрической аксиоматики» предполагает, что мы осознанно используем актуальные, ситуативно-функциональные (т.е. адекватные) меры на основе законов мышления и в соответствии с принятыми принципами. И, наконец, практика квалиметрического шкалирования – это осознанное использование при измерении качества всего диапазона возможностей, который предоставляется четырьмя вариантами классического шкалирования. В общем, квалиметрия как область человеческой деятельности, теоретическая и практическая, имеет фактически системную, а на теоретическом уровне – системологическую природу. И, по существованию, у квалиметрии выделяются такие атрибуты, как предметность, константность, целостность, обобщённость, структурность.

  1. Специальная квалиметрия

    1. Экспертная квалиметрия

Экспертный метод решения квалиметрических задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов.

Эксперт - это специалист, компетентный в решении данной задачи (от лат. слова "expertus" - опытный). Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценке объекта исследования.

Особенность экспертной квалиметрии заключается в том, что она ориентирована на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки.

Экспертный метод (метод экспертных оценок) является совокупностью нескольких различных методов:

·метод "мозговой атаки", который предусматривает генерирование идей участниками экспертной группы в творческом споре;

·метод "мозгового штурма", который заключается в том, что одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;

·морфологический метод, который основан на морфологических матрицах, содержащих системные взаимосвязи между всеми элементами объекта. В левой части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой - возможные способы их осуществления;

·синтаксический метод, который предполагает генерирование идеи, использование аналогий из других областей знаний;

·метод "Дельфы", который предусматривает анонимный опрос группы экспертов по специальным анкетам с последующей статистической обработкой материала.

Экспертный метод применяется там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Так, например, решения различных советов, конференций, совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т.п. - все это решения, принимаемые на основе экспертных методов.

Экспертные методы оценки качества продукции могут использовать­ся при формировании сразу общей оценки (без детализации) уровня каче­ства продукции, а также при решении многих частных вопросов, связан­ных с определением показателей качества чего-либо. Следовательно, экспертные методы применяются:

·при общей (обобщенной) оценке качества продукции;

·при классификации оцениваемой продукции;

·при определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции;

·при определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;

·при оценке показателей качества продукции органолептическим методом;

·при выборе базовых образцов и их безразмерных показателей качества;

·при сертификации продукции.

Экспертный метод оценки уровня качества продукции не должен ис­пользоваться, если качество можно оценить другими методами с большей точностью или с меньшими затратами.

Результаты общей экспертной оценки такого сложного комплекса свойств, каким является качество продукции, имеют элементы неопределенности и необоснованности. Поэтому экспертная оценка качества продукции в целом является предварительной, ненасыщенной информационно и только в первом приближении ориентировочно характеризует качество оцениваемого изделия. На основе такой экспертной оценки качества, очевидно, нет возможности принимать какие-либо инженерно-технические решения. Этот метод может, например, использоваться при коммерческих сделках, когда нет конкретных (численно выраженных) сведений об уровне качества приобретаемой продукции и т.п.

Однако следует отметить, что экспертный метод для оценки многих показателей качества технической и другой продукции (например, эстетических) является единственно возможным.

В экспертной квалиметрии выделяются два основных класса экспертиз. Первый - это класс интеллектуальных экспертных методов (ИЭМ), основанный на привлечении интеллекта (опыта, знаний) специалиста, вто­рой - это класс сенсорных экспертных методов (СЭМ), состоящий в ис­пользовании сенсорных (чувствительных) возможностей человека (специалиста).

Механизм экспертизы на основе ИЭМ. Эксперт (группа экспертов) оценивает качество продукции (или только нескольких ее свойств) на основе вопросов (ответов) и дополнительной информации, поступившей из вне, в виде системы необходимых сведений об объекте оценки и критериях оценки (например, от квалиметролога).

Критерии, по которым осуществляется экспертиза качества, подразделяются на общие и конкретные. К общим критериям относятся сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, представления и нормы. Конкретные критерии для эксперта - это реальные требования к качеству продукции данного вида, установленные в нормативных и других обязательных для исполнения документах. В форме конкретных критериев выступает также комплекс базовых значений показателей качества, характеризующих планируемую или проектируемую продукцию. Характеристики реально существующих высококачественных изделий, изготавливаемых в стране или за рубежом, тоже являются конкретными критериями для экспертов.

В соответствии с критериями оценки качества эксперт генерирует выходную информацию в следующем виде:

·информацию о предпочтениях, т.е. в семантических (передавающих все содержание, информацию, один из разделов семиотики, науки изучающей свойства знаков и знаковых систем) оценочных шкалах;

·информацию в определенных числовых шкалах (номинальных,

метрических и др.);

·информацию о выборах оцениваемых объектов.

На основе экспертных оценок качества лицо, принимающее решение, (ЛПР) выдает свое заключение.

Механизм экспертизы на основе СЭМ. При применении СЭМ информация, как правило, формируется в непосредственном сенсор­ном контакте с объектом оценки. При этом особенность СЭМ состоит в том, что критерий оценки является внутренней информацией, отражающей потребности эксперта. Это означает, что эксперт в оценке качества выступает как потребитель.

Класс СЭМ по своему содержанию шире традиционно понимаемых органолептических измерений, использующих зрительный, слуховой, тактильный и другие анализаторы (органы чувств). Он охватывает также методы оценки качества, основанные на фиксируемых ощущениях испытате­лей различных видов техники (например, транспортных средств).

В теории организации субъекта экспертизы раскрываются основные факторы организации экспертных процедур оценки качества и тем самым реализуется деятельный аспект экспертной квалиметрии.

Основные аксиомы и принципы, отражающие закономерности организации экспертной оценки:

1. Эксперты должны выбираться с одинаковыми компетентностью и квалификацией. В этом случае действует гипотеза равноточности оценок отдельных экспертов.

С целью повышения качества экспертных оценок создается рабочая группа.

Разнообразие экспертной группы как по числу экспертов, так и по их специальностям должно соответствовать разнообразию свойств и показателей оцениваемого качества.

Это положение позволяет сформулировать групповой принцип экспертного покрытия: для сложных объектов оценки группа экспертов областью своей компетентности должна полностью охватывать пространство оцениваемого качества.

Важное требование организации экспертных процедур - минимальное психологическое напряжение эксперта. С учетом этого требования вытекает принцип иерархизации экспертной оценки, который служит регулятором при построении графа (дерева) экспертизы с учетом иерархии свойств.

Экспертные оценки по своей информационной емкости ограничены уровнем текущей информированности экспертов и объемом их знаний. Данная аксиома - методологическое основание необходимости обучения экспертов.

Экспертная квалиметрия есть измерение (оценка) качества объектов и работ на основе или привлечения "плохо" формализуемого опыта (памяти) экспертов (Э), или на основе измерения с помощью органов чувств ("сенсоров") эксперта (органолептическое измерение).

Теория экспертной квалиметрии, представляя собой часть квалиметрии вообще, одновременно входит неотъемлемой компонентой в теорию решений, в психологическую теорию решений, в теорию Выбора. Этим определяется специфика экспертной квалиметрии, которая перебрасывает "мосты" между общей теорией измерения качества (квалиметрией) и такими ее измеренческими ветвями. как психометрика, теория измерения спроса, социометрия и т.п. , где активную роль играет человек, его ощущения, потребности, интересы и т.д.

Теория объекта экспертной квалиметрии - это теория качества рассматриваемого объекта и соответственно определенная теоретическая компонента квалитологии- В данном случае она выступает как связующее звено экспертной квалиметрии с общей квалиметрией и квалитологией и определяет решение таких вопросов как классификация свойств и показателей качества (ПК), выбор показателей качества для ЭО и т.п.

Теория оператора экспертной квалиметрии направлена на разработку методов обработки экспертной информации, методов шкалирования и свертывания (многокритериальная задача сводится к задаче с одним критерием), на обоснование моделей ОК в процессе экспертизы. Так как оператор экспертизы есть совокупность операций, совершаемых субъектом над объектом ОК, то теория оператора экспертной квалиметрии отражает в себе особенности субъекта и объекта ЭО и в значительной степени связана с остальными теоретическими компонентами экспертной квалиметрии. Так, например, теория субъективных оценок и шкалирований, базирующаяся на психофизике и психологической теории решений, одновременно выступает и неотъемлемой компонентой, теории оператора экспертизы. Однако наряду с этой зависимостью в теории оператора экспертной квалиметрии имеются теоретические компоненты, обладающие "внутренними" источниками саморазвития и опирающиеся на нормативную теорию выбора, математическую теорию шкал, таксономию (теорию классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение), кластерный анализ (многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы) и т.д.

КВАЛИМЕТРИЯ - ЭТО НАУКА ОБ ИЗМЕРЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ. ТЕРМИН «КВАЛИМЕТРИЯ» ПРОИЗОШЕЛ ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА КАЧЕСТВО И ГРЕЧЕСКОГО ИЗМЕРЯЮ. КВАЛИМЕТРИЯ ОБЪЕДИНЯЕТ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ КВАЛИМЕТРИИ:

1) ОБЩУЮ КВАЛИМЕТРИЮ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАЗРАБОТКУ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ИЗМЕРЕНИЯ, ОЦЕНКИ;2) СПЕЦИАЛЬНЫЕ КВАЛИМЕТРИИ, КОТОРЫЕ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ПО ВИДАМ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА (НАПРИМЕР, ЭКСПЕРТНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ КВАЛИМЕТРИЯ);3) ПРЕДМЕТНЫЕ КВАЛИМЕТРИИ, КОТОРЫЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫ ПО ВИДАМ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНИВАНИЯ (КВАЛИМЕТРИЯ ПРОДУКЦИИ, КВАЛИМЕТРИЯ ПРОЦЕССОВ, КВАЛИМЕТРИЯ УСЛУГ).

ОБЪЕКТАМИ КВАЛИМЕТРИИ ЯВЛЯЮТСЯ:1 . ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИЛИ ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ .

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС - СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ, ОРУДИЙ ТРУДА, НЕОБХОДИМЫХ НА ДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И РЕМОНТА ПРОДУКЦИИ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - ЧАСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА, СОДЕРЖАЩАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ И/ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТА ТРУДА.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - СОВОКУПНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СРЕДСТВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ, ПРЕДМЕТОВ ПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА ЗАДАННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЛИ ОПЕРАЦИЙ. 2. ПРОДУКЦИЯ :

ИЗДЕЛИЯ (МАШИНОСТРОЕНИЯ, ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДР.); «> МАТЕРИАЛ;

ПРОДУКТ (ХИМИЧЕСКИЙ, БИОЛОГИЧЕСКИЙ И Т. П.).3. УСЛУГА, РАБОТА.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ :

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД, ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ;

НАУЧНЫЙ ПРОДУКТ (КОНЦЕПЦИЯ, МЕТОДИКА И Т. П.);

ПРОЧИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА, СХЕМА, КАРТА И Т. П.).

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСТРОЕНЫ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ КАЧЕСТВО.ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЯ - ЭТО КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СВОЙСТВ ИЗДЕЛИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОПРЕДЕЛЕННЫМ УСЛОВИЯМ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭТОГО ИЗДЕЛИЯ.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ХАРАКТЕРИЗУЕМЫХ СВОЙСТВ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ДЕЛЯТСЯ НА ЕДИНИЧНЫЕ, КОМПЛЕКСНЫЕ (ГРУППОВЫЕ) И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ. Ü ЕДИНИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРИЗУЮТ ОДНО СВОЙСТВО ПРОДУКЦИИ И ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПАРАМЕТРА ОЦЕНИВАЕМОГО ИЗДЕЛИЯ К ВЕЛИЧИНЕ ПАРАМЕТРА БАЗОВОГО ОБРАЗЦА.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТ СОВОКУПНОСТЬ НЕСКОЛЬКИХ СВОЙСТВ ПРОДУКЦИИ И РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПА ОСНОВЕ ЕДИНИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТОДОМ СРЕДНЕВЗВЕШЕННОГО.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СООТНОШЕНИЕ СУММАРНОГО ПОЛЕЗНОГО ЭФФЕКТА ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ К СУММАРНЫМ ЗАТРАТАМ ПА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТОЙ ПРОДУКЦИИ.


В ОСНОВЕ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ЛЕЖАТ ЕДИНИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОДРАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ ГРУППЫ: ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ (ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ) И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ (ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ).

К ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ: - ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ СВОЙСТВА ПРОДУКЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ОНА ПРЕДНАЗНАЧЕНА, И ОБУСЛОВЛИВАЮТ ОБЛАСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ;

(ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ЦИКЛА, ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ, КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ)

ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ; ОПРЕДЕЛЯЮТ СВОЙСТВА ПРОДУКЦИИ СОХРАНЯТЬ В ЗАДАННОМ ИНТЕРВАЛЕ ВРЕМЕНИ, В УСТАНОВЛЕННЫХ ПРЕДЕЛАХ ЗНАЧЕНИЯ ВСЕХ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СПОСОБНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. НАДЕЖНОСТЬ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЕЗОТКАЗНОСТИ, ДОЛГОВЕЧНОСТИ, РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ, СОХРАНЯЕМОСТИ;-

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ СИСТЕМУ «ЧЕЛОВЕК - ИЗДЕЛИЕ - СРЕДА» И УЧИТЫВАЮТ КОМПЛЕКС ГИГИЕНИЧЕСКИХ, АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИЗДЕЛИЕМ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ;

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ ЦЕЛОСТНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ, ИНФОРМАЦИОННУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ФОРМ, ЦВЕТОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ И Т. П.;

ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ; ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ПРОДУКЦИИ К ЕЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ (ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ), НЕ СОПРОВОЖДАЮЩЕМУСЯ ПРИ ЭТОМ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЕМ;

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКЦИИ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПРИ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА;

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧНОСТИ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ПОТРЕБЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ (НАПРИМЕР, СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИМЕСЕЙ, ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОДУКЦИИ; ВЕРОЯТНОСТЬ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ, ИЗЛУЧЕНИЙ И ДР.);

ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПАТЕНТНУЮ ЗАЩИТУ И ПАТЕНТНУЮ ЧИСТОТУ. ПАТЕНТНАЯ ЗАЩИТА ВЫРАЖАЕТ СТЕПЕНЬ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИМИ СВИДЕТЕЛЬСТВАМИ И ПАТЕНТАМИ ПРОДУКЦИИ В СТРАНАХ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ЭКСПОРТА ИЛИ ПРОДАЖИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. ПАТЕНТНАЯ ЧИСТОТА ОЦЕНИВАЕТ СВОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В ТОМ, ЧТО ОНО МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДНО ИСПОЛЬЗОВАНО В СТРАНЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ОХРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА.

К ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

- ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ И ТРУДОЕМКОСТИ; СООТВЕТСТВЕННО СЛУЖАТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ, ТРУДА, ЗАТРАЧИВАЕМОГО НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ (ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЕДИНИЦЫ РАБОТЫ, УСЛУГИ);

ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОЕМКОСТИ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ;

ПОКАЗАТЕЛИ БЛОЧНОСТИ (СБОРНОСТИ); ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДОЛЮ СПЕЦИФИЦИРОВАННЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В ОБЩЕМ КОЛИЧЕСТВЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ЕДИНИЦЫ ИЗДЕЛИЯ. БЛОЧНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРОСТОТУ ЕЕ МОНТАЖА;

ПОКАЗАТЕЛИ УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ; ХАРАКТЕРИЗУЮТ НАСЫЩЕННОСТЬ ИЗДЕЛИЙ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫМИ И УНИФИЦИРОВАННЫМИ УЗЛАМИ И ДЕТАЛЯМИ, А ТАКЖЕ УРОВЕНЬ УНИФИКАЦИИ С ДРУГИМИ ИЗДЕЛИЯМИ.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОВОДЯТСЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА. ПРИ ЭТОМ ЕДИНИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ. ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОЗВОЛЯЮТ ОТНЕСТИ ОБРАЗЦЫ, ИМЕЮЩИЕСЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ, К ГРУППЕ АНАЛОГОВ ОЦЕНИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ. ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО СОПОСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНИВАЕМОГО И БАЗОВОГО ОБРАЗЦОВ ОНИ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ.

ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ, ПРИРОДООХРАННЫЕ И ДРУГИЕ СВОЙСТВА ПРОДУКЦИИ. ЭТИ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНИВАЕМОГО ИЗДЕЛИЯ И БАЗОВЫХ ОБРАЗЦОВ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛОВИЙ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЖЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ ИЛИ СОКРАЩАТЬСЯ. КРОМЕ ТОГО, ИСХОДЯ ИЗ ХАРАКТЕРА РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ ЧАСТЬ УКАЗАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ В КАЧЕСТВЕ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРИМЕР, В ЧИСЛЕ НОРМАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ.

43. Понятие квалиметрии, ее цели и методы.

Квалиметрия (от лат. qualis – какой по качеству и греч. метрео – мерить, измерять) – науч. дисциплина, в рамках к-рой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическпму анализу).

Квалиметрия - это наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи: 1)разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей. 2)разработку единых методов измерения и оценки показателей качества. 3)разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.

К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:

1.Инструментальный - основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.

2. Расчетный - заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами.

3. Статистический - использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий).

4. Органолептический - основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств.

5. Экспертный - учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода - оценка качества катания фигуристов. 6.Социологический - основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции.

7. Комбинированный - включающий несколько методов определения показателей качества

Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный. Перечисленные показатели качества и методы их измерения, в основном, относятся к производству.

Действительно, для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала. Например, показателями качества маркетинговой деятельности компании могут выступать полнота, достоверность и актуальность собираемой отделом маркетинга информации, точность прогнозов динамики рынка, соответствие реального объема сбыта запланированному и т. п.

44.Экспертные методы оценки качества.

Экспертный метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Эксперт – это специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Этот метод применяют в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости разработки специальных технических средств и т. п.

Экспертный метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его модификации. Известные разновидности экспертного метода применяются там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения. Учитываются специфические возможности эксперта. Например, в пищевой промышленности при оценке качества продуктов питания учитывают возможности эксперта воспринимать вкус, запах, а также его состояние здоровья. Эксперты, оценивающие эстетические и эргономические показатели качества, должны быть хорошо осведомлены в области художественного конструирования.

При использовании экспертного метода для оценки качества формируют рабочую и экспертную группы. Рабочая группа организует процедуру опроса экспертов, собирает анкеты, обрабатывает и анализирует экспертные оценки.

Экспертная группа формируется из высококвалифицированных специалистов в области создания и использования оцениваемой продукции: товароведы, маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи и др. Желательно, чтобы экспертная группа формировалась не для одной экспертизы, а как постоянно функционирующий орган с достаточно стабильным составом экспертов.

Сущность экспертного метода ранжирования . Ранжирование предполагает расстановку объектов измерений или показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть минимальный ранг аij = 1 получает наименее важный показатель, следующий, наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так далее. Наиболее важному показателю присваивается ранг n. Часто в процессе экспертного опроса возникает ситуация, когда эксперт не может провести чёткого разграничения между двумя или несколькими членами ряда. В таком случае вводятся «связанные ранги». Степень согласованности экспертов (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования.

45 Испытания.

Испытания – экспериментальное опреде ление количественных и (или) качес твенных харак-ик свойств объекта испытания как результат воздействия на него.

Функции испытания:

1) создать среду функционирования (среда может быть искусственная); 2) экспериментально определить показатели качества, для этого используют измеряемые, аналитико-эврис тические оценки качества; 3) показатели качества могут оцениваться, если целью испытания является оценка качества, они могут определяться при функционировании товаров.

Объект испытания – продукция, которая подвергается испытаниям. Объек том испытания может являться конкретный товар, макет или модель изделия, может быть единичное изделие или партия товаров. Если испытывается какой-то товар и в процессе заменен моделями, тем не менее, объектом считается само изделие. Программа испытаний – обязательный организационно-методический документ, обязательный к выполнению. Программа содержит методики испытаний или делает ссылки на документы. Результаты испытаний вносятся в протокол испытаний.

Систематизация видов испытаний по основным признакам:

1. Назначение испы таний: а) исследовательные испытания (проводится с целью определения или оценки показателей качества испытуемого объекта в определенных условиях его применения);

б) контрольные испытания (контроль качества товаров; делится на разновидности в зависимости от конк ретного этапа жизненного цикла продук ции); в) сравнительные испытания (прово дят для аналогичных по характеристикам или одинаковых объектов); г) опреде ляемые испытания (проводят для определе ния харак-тик объекта с заданными значениями показателей точности и достоверности).

2. Уровень проведения ис пытаний: а) государственные испытания (проводит головная организация по госу дарственным испытаниям); б) межведо мственные испытания (проводит комиссия, в состав которой входят представители нескольких заинтересованных ведомств); в) ведомственные испытания (проводят представители заинтересованного ведомс тва);

3. Этап разработки продукции: а) доводочные испытания (разновидность исследовательного испытания, проводят на разрешение продукции); б) предварител ьные испытания (разновидность контроль ного испытания, объектами явл-ся опытные образцы или опытные партии продукции);

в) приемочные испытания (разновидность контрольного испытания, решающий вопрос о целесообразности произв. продукции или использования по назначению осуществляется после пред варительных испытаний).

4. Испытания готовой продукции : а) квалификационные (контрольное испытание 1-ой промышлен ной партии); б) приемо-сдаточные (при приемочном контроле); в) периодические (контрольные испытания); г)инспекцион ные (контрольное испытание выпускаемой продукции, стабильность качества); д) типовые; е) аттестационные (проводятся при аттестации по категориям качества); ж) сертификационные (контрольное испыта ние).

5. Условия и место проведения испытания: а) лаборатория; б) в) г)

6. Продолжительность: а) нормальные; б) ускоренные; в) сокращенные;

7. Вид воздействия: а) механические; б) Клима тические; в) радиационные; г) элект рические; д) электромагнитные; е) магнит ные; ж) химические; з) биолог-кие.

8. Результаты воздействия: а) неразрушимые; б) разрушимые; в) на стойкость; г) на прочность; д) на устойчивость.

9. Определяемые харак-ки объекта: а) функ циональные; б) на надежность; в) на безопасность; г) на транспортабельность; д) граничные; е) технологические.

Сегодня изучению качества продукции уделяют основное внимание на любом производстве. Конкурентная борьба производителей продукции за рынки сбыта и непрерывное повышение требований к ее качеству обусловило развитие отдельной отрасли науки – квалиметрии, которая была связана с количественной оценкой качества.

Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas - качество (или quails - какой по качеству) и греческого metreo - измеряю. Активное развитие квалиметрия получила в середине1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством,стали применяться количественные методы ее оценки.

В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами:стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.

Квалимерия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов,т.е объектов реального мира.

Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е общей теории качества, квалиметрии и учении об управлении качеством,в котором рассматриваются организационные, экономические, психологические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей и общества в целом.

Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования (функционирования, применения, потребления, эксплуатации) по назначению.

Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта,которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов.

Качество в широком смысле этого понятия, - объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:

Общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения,оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

Специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная,вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

Предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции - технических устройств,изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.