Пестрая шкура леопарда. Знаки препинания при обособленных членах предложения

Задание 16 ЕГЭ 2015.

Вариант 1

  1. Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

2. Остап (1) воодушевлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4)перебороть грохот и стоны Терека.

3. Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

4. Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

5. Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

6. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

7. Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

8. Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.

9. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных дождём (4) стволов деревьев.

10. Опустившая (1) голову Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.

11. Мы смели веником снег с ботинок (1) и (2) несколько смущённые (3) вошли в дом.

12. И елка(1) залитая огнями(2) и озарявшая все вокруг(З) так и манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды.

13. Спать (1) несмотря на весенние заморозки (2) перешёл в конюшню (3) поближе (4) к жеребцам.

14. Подчёркнуто простая геометрическая форма «Чёрного квадрата»

Малевича (1) не увязанная ни с каким образом или понятием (2)

существовавшим (3) в мире до неё (4) свидетельствовала об

абсолютной свободе её создателя

15. К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

16. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

17. Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (6) и тише.

18. Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.

19. Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казала сь живым существом.

20. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

Тест по теме «Знаки препинания в простом предложении»

Задание 16 ЕГЭ 2015.

Вариант 2

16 . Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
  1. Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2)засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5)и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7)принялся шагать сосредоточенно и энергично.
  1. Контуры деревьев (1) обрызганных дождем (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
  1. Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
  1. Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
  1. Освещенный луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3)журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
  1. Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.
  1. Заря (1) зажженная всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и желтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
  1. У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чем-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
  1. Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
  1. Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
  1. Археологи расположились на берегу реки (1) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
  1. Изгибаясь темной дугой (1) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
  1. Воробьи (1) стаями обсыпавшие придорожные вётлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
  1. Звенела (1) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
  1. Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
  1. Работники (1) привезенные из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
  1. Машенька (1) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой веревки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
  1. Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединенный в самого себя (5) очень обрадовался.
  1. Навстречу шел большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.

Ответы

1 вариант

2 вариант

1247

12456

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными,
Что входит в понятие обособленное определение?
- причастный оборот: футболист, забивший мяч
- распространенное прилагательное:
- два и более одиночных определения:
- несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного,


Что входит в понятие обособленное обстоятельство?
-
деепричастный оборот

Например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже , засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда , принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Серафимович)

В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (к а к о й?), зашипевший в луже) , и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда ). Причем внутри первого деепричастного оборота есть причастный оборот: голову (какую?) еще не успевшую проясниться от дообеденных уроков.
На обособление (значит на постановку знаков препинания) второстепенных членов влияет:

1) Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. а) Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу , набежало множество, предлагая свои услуги.
(Обособлено определение, выраженное причастным
оборотом, стоящим после определяемого слова деревни ).

Обратите внимание!

б) Снасть состояла из брошенной поперёк реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы.
(Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы .)
2) Наличие личного местоимения а) Зараженный примером своего дяди , я начал подражать ему. Я, зараженный примером своего дяди , начал подражать ему.
б) Изнеможённый, растерянный , он начал припоминать все молитвы. Он, изнеможенный, растерянный , начал припоминать все молитвы. Он начал припоминать все молитвы, изнеможенный, растерянный.
(Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению.)
3) Наличие определённых предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения. Немку, несмотря на её полную безобидность , прислуга не любит.
Благодаря связям и подвижности зяmя , Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.
4) Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством , Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством.)

Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления.
Обособленные определения
1) Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного:

Особенно любил я беседы с ночными извозчиками , бедными подгорными крестьянами , прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море , всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек .

2) Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:

Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе.
Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу)

3) Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:

Исполненный недоумения , возвратился Юний на площадь.(Т.)
Рассерженный нами , пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)

4) Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение:

Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щ е п у , длинную и широкую . (К. Седых)
Полусмешная вражда , старинная и глубоко укоренившаяся , готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.)
Из чёрной тучи , огромной и грозной , веером рассыпались молнии. (Акс.)
С нею был юноша , красивый и сильный. (М.Г.)

5) Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения:

Маленький Т е м а , бледный, с широко раскрытыми глазами , стоял перед сломленным цветком.
Повар , в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных , Аким собирается разводить плиту.
Отец , седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе , что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому)

6) Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова:

Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сама себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. (М.Г.)
М о р о з к а протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой . (Ф.)
Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом .(Н.-Пр.)
Е пи ф а н встретил его с колом в руке, тёмный от гнева . (К.Седых.)

7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного:

Мысль, страшнее прежней , заставила его содрогнуться.(Г.-М.)
Какой свет , тоньше и чище солнечного света , разлился по всем твоим членам, по мачейшим складкам твоей одежды? (Т.)


определ.слово согласованные и несогласованные определения
согласованные и неогласованные распространенные определение определ.слово
личное местоимение
согласованные и несогласованные распространенные определение

определ.слово два и более одиночных определения
молодые и веселые
Добавочное обстоятельственное значение определ.слово
Несмотря на..
Вопреки
По причине и др ..
определ.слово Несмотря на...
Вопреки
По причине и др..



Обособленные обстоятельства
1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении:

Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Облегчив душу благим намерением , Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор.
Он приближался, держа фуражку , наполненную вишнями. (По А.Пушкину)

2) Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями:

Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая . (К. Седых)
Девочка, улыбаясь и лопоча , протягивала ручонки.
Солнце, искрясь и сверкая , играло на гребнях волн.(М.Г.)

3) Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:

Поднявшись , Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь , пока не заныли зубы.
Засмеявшись , все вышли в сени.
Бабы, перебраниваясь , разошлись по домам.(По К. Седых)

4) Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на:

Казак мой, вопреки приказаниям , спал крепким сном.
К счастью, по причине неудачной охоты , наши кони не были измучены.
Несмотря на страх , я пошёл по галереям подземелья.(Кор.)
В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности . (М.-С.)


Обратите внимание!
Не обособляются фразеологизмы , в состав которых входят деепричастия:

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . Николай работал засучив рукава.

Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким образом? в каком положении?);

Ирина стояла не двигаясь . Обломов принимал гостей лежа . Казак отошёл не торопясь . (Шол.) Я наблюдал эту сцену не отрываясь. По дороге к большому городу не спеша идёт мальчик. (Г.) В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознаваемая им борьба.(Т.)

Рассмотрим следующие примеры.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.
1) 1,4 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

В этом примере есть причастие и деепричастие с зависимыми словами: (7) нависавшие (над чем?) над ней; нависавшие (как?) угрюмо (причастный оборот) и вырвавшись (к у д а?) на простор (4) (деепричастный оборот). Согласованное определение находится после определяемого слова, значит, выделяем его с двух сторон (1 и 2 запятые). Обособленное обстоятельство также выделяется с двух сторон (3 и 4 запятые), хотя находится в препозиции: оно выражено деепричастным оборотом, который обособляется независимо от его места в предложении. Правильный ответ - 4.

Обратите внимание на этот случай!
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1,2 2)2,3,4 3)2 4) 1,2,3,4

В этом предложении причастный оборот рассыпанные по подоконнику находится в препозиции, т.е. в позиции перед определяемым словом семена , поэтому запятую на месте (1) не ставим. А вот следующие два причастных оборота суетливо прыгающих по ветвям берёзы и что-то высматривающих на земле стоят после определяемого слова синичек , значит, ставим одну запятую (2). На месте цифр (3) и (4) запятые вообще не ставим, т.к. союз И соединяет однородные причастные обороты. Правильный ответ - 3.

Упражнения для тренировки.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (7) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле тёмно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.
1) 1,2 2) 2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1,2,3,4 2) 2,3 3)1 4) 3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,5 3) 2,3,4,5 4) 3,5

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А он меж тем (7) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (5) и молодший всех в стае.
1)1,3,4,5,6,7 2) 1,2,3,5,7 3) 2,3,4,5,6,8 4)1,3,4,6,7

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Но вот (7) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
1) 1,2,3,4,5,6 2) 2,3,4,5,6 3)1,2,4,5 4)1,2,4,5,6

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованные такими приятными надеждами (7) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.
1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 3,4 4) 1,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Паруса (7) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой.
1) 1,2,4 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 1,4,5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дом (7) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Азазелло (7) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».
1) 1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,5 4) 1,2,4,5

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (б) и тише.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,4,5

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вот-вот раскроются почки (1) и выпустят каждая по зелёному листочку (2) такому мягкому (3) светленькому (4) душистому (5) и точно покрытому лаком.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,4 3) 2,3,4,5 4) 3,4,5

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (5) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 2,3,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.
1) 1,2,3,4,5, 2) 1,2,3,4,6 3) 2,3,5,6 4) 1,2,4,5

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
1) 1,2,4,5 2) 1,2,3,5 3) 1,2,5 4) 2,4,5

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
1) 1,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 4,5 4) 3,4,5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 3,4 4) 2,3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2) засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5) и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7) принялся шагать сосредоточенно и энергично.
1) 1,2,4,7 2) 1,2,3,4,5,6,7 3) 1,2,4,5 4) 1,2,4,5,6

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Контуры деревьев (1) обрызганных дождём (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 2,3,4,5 4) 1,4

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
1) 1,2,4,5,6 2) 1,3,4,5,6 3) 1,2,5,6 4) 1,2,4,6

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 2,3

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Освещённый луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3) журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,4

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (5) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,4,5 3) 2,5 4) 1,2,5

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (5) бросились бежать (4) сломя голову.
1) 3,4 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,3,4

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (5) и пошёл прочь (4) подшвыривая носком (5) лежавшие повсюду (6) сухие прошлогодние листья.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3,4,5,6 3) 1,3,4,5,6 4) 1,2,4,5

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Заря (1) зажжённая всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и жёлтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
1) 1,3 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3,4,5

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём- то тихо беседуя (5) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 1,2,5 4) 4,5

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
1) 1,2,3,4 2) 1,4,5 3) 1,2,4,5 4) 2,3,4,5

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Книги (7) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 3,4

29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Археологи расположились на берегу реки (7) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,3,4,5 3) 4,5 4) 1,4,5

30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Похожее на раскалённый шар (7) солнце медленно выплыло (2) из-под горизонта (2) жгучее (3) и ослепительное.
1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2 4) 2,3

31. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Изгибаясь тёмной дугой (7) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3) 3,4,5 4) 4,5,6

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Побежали по деревенским улицам (7) сверкающие на солнце ручейки (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев (3) и (4) быстро вертя щепки и гусиный пух.
1) 2,3,4 2) 1 3) 2 4) 2, 3

33. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воробьи (7) стаями обсыпавшие придорожные ветлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
1)1,2,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4)1,2,4

34. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над чёрными нивами (7) курясь (2) вился легкий парок (3) наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли (4) ожидающей земледельцев.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 3

35. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Навстречу шёл большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
1) 1,2,3 2) 2, 3, 3) 1,3 4) 3

36. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Звенела (7) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
1) 2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

37. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
1) 1,2.5 2) 1,2,3,4 3) 2,5 4) 1,2,3,5

38. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Работники (1) привезённые из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3

39. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Машенька (7) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
1) 1,2,3,4,5 2) 3,4,5 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

40. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединённый в самого себя (5) очень обрадовался.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4,5 3) 3,4,5 4) 2,3,4,5

Задание 16 ЕГЭ 2017.

Вариант 1

1. Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

2. Остап (1) воодушевлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4)перебороть грохот и стоны Терека.

3. Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

4. Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

5. Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

6. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

7. Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

8. Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.

9. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных дождём (4) стволов деревьев.

10. Опустившая (1) голову Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.

12. И елка(1) залитая огнями(2) и озарявшая все вокруг(З) так и манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды.

13. Спать (1) несмотря на весенние заморозки (2) перешёл в конюшню (3) поближе (4) к жеребцам.

14. Подчёркнуто простая геометрическая форма «Чёрного квадрата»

Малевича (1) не увязанная ни с каким образом или понятием (2)

существовавшим (3) в мире до неё (4) свидетельствовала об

абсолютной свободе её создателя

15. К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

16. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

17. Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (6) и тише.

18. Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.

19. Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

20. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

Тест по теме «Знаки препинания в простом предложении»

Задание 16 ЕГЭ 2017.

Вариант 2

16. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.

2. Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2)засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5)и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7)принялся шагать сосредоточенно и энергично.

3. Контуры деревьев (1) обрызганных дождем (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.

4. Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с поси (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.

5. Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.

6. Освещенный луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3)журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.

7. Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.

8. Заря (1) зажженная всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и желтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.

9. У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чем-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.

10. Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.

11. Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.

12. Археологи расположились на берегу реки (1) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.

13. Изгибаясь темной дугой (1) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.

14. Воробьи (1) стаями обсыпавшие придорожные вётлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.

15. Звенела (1) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.

16. Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.

17. Работники (1) привезенные из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.

18. Машенька (1) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой веревки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.

19. Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтауединенный в самого себя (5) очень обрадовался.

20. Навстречу шел большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.

1 вариант

2 вариант

Краткий комментарий по теме

День, ясный и морозный , радовал прохожих. Небо, затянутое облаками, было серым.

Пример обособленного приложения :

В театре мы смотрели «Ревизора», бессмертную комедию Н.В.Гоголя . Спортсмены школы – победители соревнований – были выдвинуты на районную спартакиаду.

Пример обособленного обстоятельства :

Ветер гнал облака, сбивая их в тучи . Несмотря на долгие уговоры , я не согласился прочитать стихи. Небо синело, как море.

Пример обособленного дополнения :

Кто, кроме нас самих , должен заботиться об охране природы? Наряду с другими , я оказался в колонне демонстрантов. Вместо весёлой петербургской жизни , ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

Пример обособленных уточняющих членов предложения : Здесь, вдали от города , было пасмурно и сыро.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2 убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4)перебороть грохот и стоны Терека.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А он меж тем (1) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (8)и молодший всех в стае.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда (1) но (2) сверх Григорьева ожидания (3) орудийный огонь не внёс заметного замешательства (4) в ряды красных.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно.

15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (3) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (3) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.



То было видение...

Передо мною появилось два ангела... два гения.

Я говорю: ангелы... гении - потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.

Оба - юноши. Один - несколько полный, гладкокожий, чернокудрый. Глаза карие, с поволокой, с густыми ресницами; взгляд вкрадчивый, веселый и жадный. Лицо прелестное, пленительное, чуть-чуть, дерзкое, чуть-чуть злое. Алые пухлявые губы слегка вздрагивают. Юноша улыбается, как власть имеющий - самоуверенно и лениво; пышный цветочный венок слегка покоится на блестящих волосах, почти касаясь бархатных бровей. Пестрая шкурка леопарда, перехваченная золотой стрелой, легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро. Перья крыльев: отливают розовым; цветом; концы их ярко-красны, точно омочены багряной, свежей кровью. От времени до времени, они трепещут быстро, с приятным серебристым шумом, шумом весеннего дождя.

Другой был худ и желтоват телом. Ребра слабо виднелись при каждом вдыхании. Волосы белокурые, жидкие, прямые; огромные, круглые, бледно-серые глаза... взгляд беспокойный и странно-светлый. Все черты лица заостренные; маленький полураскрытый рот с рыбьими зубами; сжатый, орлиный нос, выдающийся подбородок, покрытый беловатым пухом. Эти сухие губы ни разу, никогда не улыбнулись.

То было правильное, страшное, безжалостное лицо! (Впрочем, и у первого, у красавца,-- лицо, хоть и милое и сладкое, жалости не выражаете тоже.) Вокруг головы второго зацепилось несколько пустых поломанных колосьев, перевитых поблеклой былинкой. Грубая серая ткань обвивала чресла; крылья за спиною, темно-синие, матового цвета, двигались тихо и грозно.

Оба юноши казались неразлучными товарищами.

Каждый из них опирался на плечо другого. Мягкая ручка первого лежала, как виноградный грозд, на сухой ключице второго; узкая кисть второго с длинными тонкими пальцами протянулась, как змея, по женоподобной груди первого.

Всё, что живет - движется, чтобы питаться; и питается, чтобы воспроизводить.

Любовь и Голод - цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая - все та же, всеобщая жизнь".