План сочинения по литературе допуск к егэ. Какие требования к написанию сочинения, чтобы получить зачет. Как ставятся оценки за сочинение

2017-2018 учебный год

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения ЕГЭ на 2017/18 учебный год:

1. Верность и измена

2. Равнодушие и отзывчивость

3. Цели и средства

4. Смелость и трусость

5. Человек и общество

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут .

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 5 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

Новые направления 2018-2019 года

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. Кликнув на направление, вы перейдете к ним.

  1. Отцы и дети;
  2. Мечта и реальность;
  3. Месть и великодушие;
  4. Искусство и ремесло;
  5. Доброта и жестокость.

Темы

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Также наши авторы будут писать итоговые сочинения одновременно с вами, когда заветные вопросы появятся в открытом доступе, поэтому вы в любом случае сможете найти ответы в сети. Мы, конечно, понимаем, что, как и большинство шпаргалок, данная мера необходима не для списывания, а для того, чтобы вы были в полной уверенности, что «незачет» вам не светит в любом случае. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене. Вот наша . А здесь мы перечислим то, что уже написано и опубликовано на сайте.

Реальные

Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

Подготовка к итоговому сочинению

Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

Вот еще несколько советов:

Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

Алгоритм написания эссе:

  • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
  • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
  • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
  • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
  • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
  • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

Список литературы

Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

Доброта и жестокость

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

Месть и великодушие

  • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
  • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • В.М. Гаршин, «Трус»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Мечта и реальность

  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

Отцы и дети

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского».

Искусство и ремесло

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Банк аргументов

Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018-2019

Подробно о каждом направлении: план, аргументы, список литературы, темы, цитаты и др.

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания 3 часа 55 минут.

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
  • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела предварительные итоги ЕГЭ по математике профильного уровня, который проходил 2 июня.

Средний балл участников вырос по сравнению с прошлым годом почти на 1 балл и составил 47,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 27 баллов, сократилось на 1%. Всего в ЕГЭ по профильной математике приняли участие около 391 тысячи участников.

«Уровень сложности ЕГЭ по математике профильного уровня в 2017 году не менялся. Предварительные результаты экзамена свидетельствуют, что участники в этом году справились с заданиями лучше. Также можно констатировать более осознанный выбор уровня ЕГЭ по математике выпускниками: меньше участников записались сразу на оба экзамена, профильный ЕГЭ выбрали в основном выпускники, которым математика нужна для поступления в вуз», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Благодаря внедрению технологии сканирования бланков ответов участников ЕГЭ в пунктах проведения экзаменов была оперативно завершена обработка результатов. Участники ЕГЭ по математике профильного уровня смогут узнать свой результат на два дня раньше установленного срока. Это можно сделать через личный кабинет на портале ЕГЭ - http://check.сайт/.

28 июня в основной период ЕГЭ 2017 года предусмотрен резервный срок для сдачи ЕГЭ по математике. Сдать экзамен в этот день смогут выпускники прошлых лет, желающие улучшить свой результат. Также ЕГЭ по математике смогут пересдать выпускники текущего года, получившие положительный результат ЕГЭ по русскому языку, но не имеющие удовлетворительного результата ЕГЭ по математике ни базового, ни профильного уровня. Для пересдачи такие выпускники могут выбрать любой уровень ЕГЭ по математике – профильный или базовый.

Осталось совсем немного времени до начала нового учебного года. Но, уже сегодня учителей, родителей и будущих выпускников волнует вопрос, какие нововведения готовит Министерство образования 2017-2018 и чего ожидать тем, кто планирует сдавать ЕГЭ и бороться за бюджетные места в ВУЗах России.

В данной статье мы затронем наиболее важные темы:

В 2017-2018 году сдавать ГИА в формате ЕГЭ имеют право:

  • Учащиеся образовательных учреждений РФ (школ, лицеев, колледжей, ПТУ и др.), успешно освоившие программу среднего общего образования, не имеющие академической задолженности и оценок ниже «удовлетворительно».
  • Граждане РФ, получившие полное среднее образование в зарубежных образовательных центрах.
  • Выпускники прошлых лет, не сдававшие ЕГЭ или желающие повысить результат предыдущего года.

Дети, обучавшиеся по индивидуальным программам или в формате «семейного образования» предварительно должны пройти ГИА и написать итоговое сочинение, обратившись в образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию. Для допуска к ЕГЭ таким выпускникам необходимо получить на экзаменах оценку «удовлетворительно» или выше.

Право сдачи экзамена в досрочный период (с 22.03.18 по 13.04.18) имеют выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, имеющие весомую документально подтвержденную причину.

ЕГЭ для жителей Крыма

С каждым годом все большее число крымских выпускников выбирают для обучения ВУЗы РФ. На протяжении последних двух лет 11-классники имели выбор – сдавать ГИА в формате ЕГЭ или же вступительные экзамены непосредственно в выбранном для обучения университете. Так, в 2017 году 84% выпускников Севастополя сделали выбор в пользу сдачи ЕГЭ. Большинство успешно справились с испытаниями и вступили на бюджетные или контрактные формы обучения в российские ВУЗы.

Согласно указу президента, подписанному в июле 2016 года, для выпускников Крымского полуострова в 2018 году Единый Государственный экзамен должен стать обязательным.

Влияние ЕГЭ на аттестационный балл

В 2018 году выпускникам важно качественно подготовится к сдаче ЕГЭ, так как полученные на испытаниях оценки могут существенно повлиять на аттестационный балл. Это нововведение коснется и обязательных предметов, и экзаменов по выбору.

Предположительно, система перевода балла ЕГЭ в оценку будет следующей:

Предмет

5 баллов

4 балла

3 балла

не сдал

Русский язык
Математика
Физика
Информатика
Биология
Химия
Обществознание
История
Иностранный язык
География
Литература

Обязательные предметы ЕГЭ 2018

На данный момент нет официальной информации о каких-либо изменениях в количестве обязательных испытаний. В 2017-2018 учебном году все участники ЕГЭ будут сдавать русский язык и математику (базовый либо профильный уровень). На выбор предложены такие предметы, как:

  • физика;
  • информатика;
  • химия;
  • биология;
  • история;
  • география;
  • литература;
  • обществознание;
  • иностранный язык: английский, французский, испанский, немецкий или китайский.

Дискуссии по перечню обязательных предметов продолжаются. Возможно, что уже в 2018 году будут приняты анонсированные нововведения в ЕГЭ и всем выпускникам придется сдавать историю, географию или иностранный язык. Также возможно введение интегрированного испытания по естественнонаучным дисциплинам.

Изменения в КИМ по различным предметам

Стоит сразу предупредить будущих 11-тиклассников, что материалы для подготовки к ЕГЭ, которыми пользовались выпускники 2016 года, уже не актуальны. В 2017 году КИМы по многим предметам претерпели существенные изменения.

Русский язык

Экзаменационная работа состоит из 2 частей, на выполнение которых отводится 210 минут:

  1. предусматривает дачу краткого ответа на вопрос;
  2. сочинение на заданную тему.

Существует вероятность того, что в 2018 году добавится и третья часть – говорение. Устная речь будет записана и после ценена комиссией. Большинство учителей считают, что только так можно оценить реальный уровень владения устной речью и способность ученика выражать свое мнение и позицию.

Математика

Из заданий полностью убрали тесты с одним вариантом ответа. В ЕГЭ базового уровня, а также в 1 блоке ЕГЭ профильного уровня будут предложены задания с множественным выбором (2 правильных ответа). Во 2 блоке профильного уровня упор планируют сделать на интегрированные задачи, требующие познаний из области алгебры и геометрии.

Физика

Хотя структура заданий в 2018 году не будет существенно изменена, учащихся 11 классов ожидает другой не очень приятный сюрприз – сокращение часов на изучение физики. В 2017-2018 учебном году Минобразования приняли решение вернуть в школы , выделив на преподавание часы за счет физики.

В билетах по физике выпускники также не встретят тестовых заданий. Даже задачи начального уровня потребуют дать краткий ответ (число, слово, десятичная дробь или последовательность), а для решение заданий высокого уровня придется аккумулировать все свои знания из разных областей физики и математики.

Также читайте подробнее о сдаче .

Информатика

Главным новшеством 2018 года в информационных технологиях долен стать полный отказ от бумажных билетов. Демонстрировать уровень владения компьютером, а также наличие навыков логического мышления и работы с данными, моделирования и построения алгоритмов придется с использованием компьютера.

Идея отличная, но будут ли учтены при этом особенности преподавания предмета в школах и предоставлена ученикам возможность выбора знакомого им программного обеспечения для выполнения заданий. Время покажет.

Литература

Еще в 2017 году активно обсуждались такие изменения в КИМах по литературе, как:

  1. уход от системы тестов с одним правильным ответом;
  2. повышение требований к сочинению;
  3. введение заданий творческого характера.

Исходя из анонсированных новшеств, можно ожидать, что билет по литературе будет состоять из трех блоков. На прохождение испытания в 2017 году предоставлялось 235 минут. Будет ли предоставлено в 2018 больше времени ввиду усложнения заданий, будет известно ближе к концу календарного года.

Биология

Количество заданий в билете сократилось (в 2017 году их предлагалось ученикам всего 28), но сложность существенно возросла. На смену тестам пришли задачи на дополнение схем и таблиц, подбор соответствий, а тажке анализ и синтез информации.

Неприятной неожиданностью для многих в 2017 году стал тот факт, что 11 из 28 задач содержали иллюстрации (рисунки, графики, схемы), чтение которых вызвало определенные затруднения.

Химия

Структура билета существенно изменилась в сравнении с 2016 годом. За 180 минут экзаменуемым будет необходимо выполнить 34 задания (что на 6 меньше, чем ранее). Но, при этом, вместо тестов с одним ответом предстоит:

  • сделать множественный выбор;
  • установить взаимно-однозначное соответствие;
  • решить расчетные задачи различного уровня сложности.

Обществознание

За 235 минут будущим абитуриентам предстоит дать ответ на 29 заданий, разделенных на два блока:

  1. 20 заданий с коротким ответом, в которых понадобится: вставить слово, установить соответствие, выбрать правильные ответы.
  2. 9 заданий с развернутым ответом, в которые входит и небольшое эссе.

Иностранный язык

Экзамены по английскому, немецкому, французскому и испанскому языку практически не изменились. Они проходят в два этапа:

  1. Основной, на прохождение которого отводится 180 минут, включает выполнение заданий на грамматику, лексику, чтение и аудирование.
  2. Второй этап – устная речь.

Новым для учеников в 2017-2018 году будет возможность сдачи китайского языка, изучение которого сегодня стремительно набирает популярность. ЕГЭ по китайскому успешно прошли апробацию в 2017 году и в этом сезоне будут предложены выпускникам наряду английским или испанским.