Погасло дневное светило выразительные средства. Анализ стихотворения пушкина погасло дневное светило. Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»

Главная тема элегии «Погасло дневное светило» - душевное распутье лирического героя. Он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края...
Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Для лирического героя окружающий его мир одушевлён. Он обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить его внутренний мир, его размышления над прожитой жизнью. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Эта экспозиция настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность. Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи - это время сумерек, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивают лирического героя на размышления.
Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдалённому берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь...
Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
Лирический герой стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания, невозможно и нежелаемо:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...
Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей Точки. Лирический герой приходит к выводу, который становится главной идеей элегии:
.. .но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведённых на родине, и комментарии. Он называет себя « искателем новых приключений ». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» длянего - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознаёт, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано тактовиком - размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафосности и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и просты. Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Погасло дневное светило"

Произведение «Погасло дневное светило...» стало первым стихотворением нового периода пуш­кинского творчества и началом так называемого «крымского цикла» элегий. В этот цикл также входят стихотворения «Редеет облаков летучая гряда...», «Кто видел край, где роскошью приро­ды...», «Мой друг, забыты мной следы минувших лет...», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла...». Жанр - романтическая элегия.

Композиция . Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой все мысли и чув­ства лирического героя устремлены к «отдаленному берегу», цели путешествия. Во второй он вспоминает о покинутых «отеческих краях». Части стихотворения противопоставлены друг другу: «отдаленный берег», к которому стремится лирический герой, представляется ему «волшебным» краем, в который он стремится «с волненьем и тоской». «Отечески края», напротив, описываются как «брега печальные», с ними связаны «желаний и надежд томительный обман», «потерянная младость», «порочные заблуждения» и т. д.

Элегия «Погасло дневное светило...» знаменует начало романтического периода в творчестве Пушкина. Здесь звучит традиционная для романтизма тема бегства романтического героя. Стихотворение содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоску­ющий беглец, покинутая навсегда родина, намеки на «безумную любовь», на обман и т. д.

Следует отметить предельную романтичность пушкинских образов. Герой находится не просто на границе стихий (между океаном, небом и землей), а на границе дня и ночи; а также между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Все доведено до предела: не море, а «угрюмый океан», не просто берег, а горы, не просто ветер, а и ветер и туман одновременно.

Анализ этого стихотворения, я уверен, окажется очень интересным, так как оно достаточно длинное, в нем много интересных образов.

Итак, стихотворение является, в первую очередь, философским. Александр Пушкин рассуждает на берегу моря, вспоминает, обращятся к неодушевленному... Например, отеческим краям он признается, что бежал от них. Также стихотворение можно назвать и пейзажным, так как поэт рисует прекрасную картину заката на море.

Конечно, в стихотворении много устаревших слов, от них ощущение дополнительной торжественности. Пушкин использует такие слова как "младость", "наперсницы", "ветрило" и подобные. Интересен, например, оборот: "бежать кого-то". Часто встречаются несовременные окончания: "стремлюся".

Однако понятно, что во время Александра Сергеевича это была нормальная речь.

Итак, поэт часто обращается к ветру и океану, призывая первый шуметь, а второй волноваться. В этом желание бури, веселья, очищения. Штиль был бы скучен для потомка эфиопа. Кроме того, думаю, что волнение этого океана отражает чувства самого Александра Пушкина.

Начинается стихотворение просто с описания вечера на море, с первого обращения героя стихотворения к океану и ветру. Дальше герой описывает то, что видит: берег вдали... для Пушкина это не просто живописное место, а волшебная страна, куда он стремится, волнуясь и тоскуя. Нет, это не мечта, которую он сам придумал, это место, от которого у поэта остались прекрасные воспоминания. Герой подчеркивает, что у него от чувств слезы на глаза наворачиваются, мечты заполняют ум... как если бы увидел он родные места, здание школы, например. Но, конечно, поэт не был бы поэтом, если б не добавил о любви несколько слов. Он вспоминает свои страдания, безумие от влюбленности, которая оказалась обманом.

Не находя себе места от волнения, Пушкин просит корабль лететь, что и так быстро, еще быстрей. К "берегам", не не печальным, а радостным. Он вспоминает улыбки Муз: это могут быть и стихотворения, и влюбленности... Он говорит даже, что юность его там осталась, сравненная со слишком рано увядшим цветком. Радость упорхнула от него птицей, поэтому он отправился за новыми впечатлениями в далекие края. Нашел он "минутных" друзей и изменщиц, но они быстро забылись, а вот раны юности на тех берегах до сих пор в сердце. Видимо, поэт хотел бы попробовать заново на родных берегах стать счастливым.

Анализ стихотворения Погасло дневное светило

Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье. Писалось произведение ночью, стояла прекрасная погода, но поэт преднамеренно сгущает краски, описывая неспокойный океан.

Данная элегия – образец романтической лирики. В подзаголовке мы видим “Подражание Байрону”, и это не странно, ведь Пушкин был без ума от произведений Байрона. В произведении можно найти схожести с мотивами песни Чайльд-Гарольд. Но переживания героя Пушкина, совсем несхожи с эмоциями о прощании Чайльд-Гарольда.

Жанр стиха – философская элегия. Герой сетует на расставание с берегами родины. Он жалуется на быстро закончившуюся молодость, на расставание с друзьями и “изменницами”. Пушкин утрирует свои переживания, его гложат нереализованные амбиции.

Тема произведения – философские грустные размышления, в связи с покинутой Родиной. Условно элегию можно делить на три основные части, это деление видно по повторам двух строк.

Первая часть создаём нам романтическое настроение, она состоит из пары строк.

Во второй части мы видим описание душевных терзаний героя.

В третьей части мы наблюдаем конфронтацию воспоминаний прошлого и неизведанного будущего.

Итог стихотворения – герой принимает изменения в жизни, но также и не забывает о своём прошлом жизненном опыте. В произведении используется равностопный ямб. Идёт чередование рифм. Это и делает размышления в элегии общечеловеческими.

Поэт использует различные тропы и образы. Использование устаревших слов в сочетании с перифразами даёт возвышенный слог. Присутствует огромное количество метафорических эпитетов. Также встречаются метафоры, благодаря которым в произведении появляется живость.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Погасло дневное светило по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Тихая, звездная ночь» написано в 1842 году. На его основе создано несколько романсов популярными композиторами того времени. Все это свидетельствует о глубоком проникновении лирики поэта в сердца читателей.

  • Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

    Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон

  • Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати Ахматовой

    В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос для чего и кого все это нужно. Анна Ахматова не стала исключением,

  • Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль

    1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви

  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

Анализ стихотворения - Погасло дневное светило

В творческом наследии Пушкина наряду с темами "поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение "Погасло дневное светило…»

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.

Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое "пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.

Во второй части поэт вспоминает "прежних лет безумную любовь»; все, "чем он страдал», "желаний и надежд томительный обман».

В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его "впервые чувства разгорались»; края, где "рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади "минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже "наперсницы порочных заблуждений» им "забыты». Однако он тут же добавляет, что "прежних сердца ран», "ран любви, ничто не излечило».

В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.

Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы "ветрила» и "океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.

Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни.