Потенциал развития делового туризма в краснодарском крае

МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

О развитии инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области


В соответствии с пунктом 11.38 Положения о Министерстве образования Московской области , утвержденного постановлением Правительства Московской области от 12.11.2007 N 853/28 и в целях обеспечения дальнейшего развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Московской области на основании опыта реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области.

2. Определить региональным оператором по вопросам развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Московской области Шмагину А.В.

Министр образования
Московской области
Л.Н.Антонова

Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области (утв. приказом Министра образования Московской области от 25 июня 2012 года N 2915)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет общие правила создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области, в том числе ее состав, условия и порядок присвоения и прекращения действия статуса региональной инновационной площадки Московской области (далее - РИП).

2. Инновационная инфраструктура в системе образования создается и развивается в целях обеспечения модернизации и инновационного развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Московской области, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ и Московской области в сфере образования, интеграции системы образования Московской области в общероссийское и международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.

3. Инновационную инфраструктуру в системе образования Московской области составляют региональные коллективные субъекты инновационной деятельности, а также их объединения (группы, кластеры) и органы, обеспечивающие управление их деятельностью, ее сопровождение и поддержку.

4. Деятельность региональной инновационной площадки (далее - РИП) нацелена на обеспечение реализации в системе образования Московской области полного цикла инновационной деятельности, включающего создание, распространение (диссеминацию), внедрение, освоение, использование, институционализацию новшеств, обеспечивающих инновационное развитие этой системы. При этом ведущей деятельностью, дающей основания для присвоения статуса РИП, является проектно-разработческая деятельность.

5. РИП - это образовательная организация (группа, кластер образовательных организаций) Московской области, а также научная или иная организация, ведущая деятельность в системе образования, осуществляющая в региональной системе образования Московской области разработку и реализацию инновационных проектов и иные виды инновационной деятельности по приоритетным темам, имеющим существенное значение для эффективного осуществления основных направлений государственной политики Российской Федерации.

Инновационные проекты, осуществляемые такими РИП, могут инициироваться как Министерством образования Московской области, так и самими РИП.

6. В системе образования Московской области могут создаваться также апробационные, стажировочные и иные площадки, создание и деятельность которых регламентируется другими нормативными актами Министерства образования Московской области.

7. Статус РИП присваивается на конкурсной основе и может быть присвоен образовательным организациям Московской области вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа и вида, а также научным и иным организациям, осуществляющим деятельность в системе образования Московской области.

Присвоение статуса РИП не влечет за собой изменения статуса, типа, вида и организационно-правовой формы образовательной организации.

8. Все структуры, получившие статус РИП, вносятся в Реестр РИП Московской области. После внесения в Реестр наименование РИП в их рабочей документации и переписке приводится исключительно в редакции записи из Реестра.

8. Основными направлениями деятельности РИП являются:

8.1. Разработка, апробация и внедрение:

- подходов к освоению новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных государственных требований;

- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;

- примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;

- методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;

- новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и Московской области;

- новых перспективных моделей образовательных организаций;

- новых механизмов, форм и методов управления системами образования разных уровней, в том числе посредством информационных систем дистанционного взаимодействия и принятия управленческих решений в сфере образования;

- новых институтов общественного участия в управлении образованием;

- новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных учреждений и работников системы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных учреждений и образовательных систем;

- новых подходов к совершенствованию учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Московской области;

- иных перспективных новшеств.

8.2. Распространение (диссеминация) лучших образовательных практик, повышение квалификации, стажировки профессиональное развитие субъектов системы образования.

8.3. Иная инновационная деятельность в сфере образования.

Подробный уточненный перечень рекомендуемых направлений и тем деятельности РИП всех типов (функциональных направленностей) формулируется ежегодно при объявлении конкурсных отборов на статус РИП в соответствии с актуальными приоритетами государственной образовательной политики РФ и Московской области.

9. Функционирование комплекса действующих РИП предполагает возможность формирования тематических инновационных сетей и активное развитие сетевого взаимодействия между РИП.

10. Министерство образования Московской области оказывает содействие деятельности РИП, создает условия для реализации ими инновационных проектов (программ), распространения (диссеминации) и использования их результатов в массовой практике, в повышении квалификации, проведении стажировок, профессиональном развитии слушателей, обеспечивает координацию деятельности РИП в интересах получения максимального суммарного эффекта от осуществляемых новшеств для общего инновационного развития системы образования Московской области и умножения ее вклада в социально-экономическое и социокультурное развитие области.

II. Управление деятельностью РИП

14. Общее руководство работой РИП осуществляет Министерство образования Московской области.

15. В целях координации и развития инновационной деятельности в системе образования, сопровождения РИП Министерство образования Московской области определяет организацию - Регионального оператора по вопросам развития инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области (далее - Региональный оператор).

Региональным оператором определено государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления".

16. Региональный оператор:

- осуществляет научно-методическое, информационно-консультационное сопровождение и мониторинг деятельности РИП;

- обеспечивает ведение Реестра РИП;

- готовит рекомендации по формированию основных направлений деятельности РИП и критериям эффективности их реализации;

- готовит предложения по использованию результатов деятельности РИП в сфере образования, в том числе в массовой образовательной практике других регионов;

- информирует общественность о реализуемых РИП всех типов (функциональных направленностей) инновационных образовательных проектах (программах);

- готовит ежегодный аналитический отчет о результатах деятельности РИП и их сопровождении.

17. На уровне образовательных организаций, получивших статус РИП, с целью обеспечения организационных условий эффективной реализации планов работы РИП могут быть созданы временные творческие коллективы, научно-методические объединения, кафедры, проектные команды.

18. Распределение функциональных обязанностей между несколькими организациями, вошедшими в состав РИП, педагогическими и научными коллективами, строится на основе соглашения, при этом в обязательном порядке выделяется головная организация РИП.

19. Образовательный процесс в образовательной организации, на базе которой функционирует РИП, может осуществляться по учебному плану и образовательным программам, не противоречащим федеральным государственным образовательным стандартам, в соответствии с программой реализации инновационного образовательного проекта, согласованной с учредителем.

III. Порядок присвоения и прекращения действия статуса РИП

20. Статус РИП присваивается образовательным организациям (или их группам, кластерам) на основе конкурсного отбора. Конкурс на присвоение статуса РИП с учетом их типа (функциональной направленности) проводится ежегодно. Количество образовательных организаций для присвоения статуса РИП в данном году определяется Министерством образования Московской области. Возможно проведение конкурсов на статус РИП по отдельным приоритетным направлениям развития образования.

Для участия в конкурсе образовательным организациям (или их группам, кластерам) необходимо подать заявку в сроки, установленные Министерством образования Московской области.

Заявка должна содержать:

- наименование и место нахождения образовательной организации - соискателя (юридический и фактический адреса, контактные телефоны);

- цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования Московской области;

- программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);

- календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов);

- обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта (актов), необходимого для реализации проекта (программы);

- решение уполномоченного органа управления организации об участие в реализации проекта (программы);

- предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику.

21. Для проведения конкурсного отбора заявок на присвоение статуса РИП Министерство образования Московской области создает региональную конкурсную комиссию, в состав которой входят представители Министерства образования Московской области, представители советов ректоров вузов, образовательных и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.

22. Конкурсная комиссия организует техническую и содержательную экспертизу заявок по следующим критериям:

- соответствие представленного проекта (программы) приоритетным направлениям развития образовательной системы Московской области;

- значимость представленного проекта (программы) для развития системы образования Московской области;

- качество подготовки заявки, полнота и достоверность представленных сведений и уровня готовности соискателя к реализации проекта (программы).

На основании результатов экспертизы конкурсная комиссия формирует список образовательных организаций, прошедших конкурсный отбор на присвоение статуса РИП различного типа (функциональной направленности).

Соискатель, не прошедший конкурсный отбор, может повторно представить заявку для присвоения статуса РИП не ранее, чем через год.

23. Перечень РИП утверждается приказом министра образования Московской области.

24. Статус РИП присваивается на период реализации проекта (программы), но не более чем на три года.

25. По истечении срока реализации проекта (программы) Министерством образования Московской области может быть принято одно из следующих решений:

- о прекращении срока действия статуса РИП;

- о продлении срока действия статуса РИП.

Принятое решение оформляется приказом министра образования Московской области.

26. Действие статуса РИП может быть также прекращено досрочно в случае:

- ненадлежащего исполнения образовательной организацией, которой присвоен статус РИП, принятых на себя обязательств, изложенных в программе реализации проекта (программы);

- получения Региональным оператором из образовательной организации, которой присвоен статус РИП, промежуточных результатов реализации проекта (программы), свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы);

- нарушения образовательной организацией, которой присвоен статус РИП, законодательства Московской области при реализации проекта (программы);

- непредставления, а равно несвоевременного представления Региональному оператору отчетных материалов о реализации проекта (программы).

IV. Деятельность РИП

27. Руководство деятельностью РИП осуществляет руководитель проекта, назначаемый на срок действия статуса РИП. При необходимости может назначаться научный руководитель проекта.

28. РИП осуществляют свою деятельность в соответствии с:

- программой развития образовательной организации, которой присвоен статус РИП;

- программой (планом) реализации проекта;

- календарным планом реализации проекта;

- планом распространения эффективных практик, полученных в ходе реализации проекта.

29. РИП в рамках реализации своих задач:

- планируют свою деятельность, при необходимости привлекая научных консультантов;

- организовывают своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и иных заинтересованных лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта (программы).

30. РИП обязаны:

- обеспечить выполнение утвержденной программы реализации проекта в установленные сроки;

- обеспечивать в рамках проекта (программы) соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом;

- своевременно предоставлять Региональному оператору отчетные материалы в соответствии с календарным планом реализации проекта (программы);

- своевременно информировать Министерство образования Московской области и Регионального оператора о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта (программы), которые могут привести к невыполнению программы реализации проекта (программы) или календарного плана работ.

31. РИП ежегодно в сроки и по формам, установленным Министерством образования Московской области, представляют Региональному оператору текстовые отчеты о реализации проекта (программы).

32. Источниками финансирования деятельности РИП являются:

- средства соответствующего бюджета, выделяемые учредителем образовательной организации с учетом типа и вида образовательной организации в соответствии с законодательством Московской области;

- средства организаций, предприятий, граждан;

- средства, полученные от участия в конкурсах и грантовых программах;

- доходы от дополнительных платных услуг и участия в научных разработках, предусмотренных программой реализации инновационного образовательного проекта.

V. Основные направления мониторинга деятельности организаций, имеющих статус РИП

34. Мониторинг деятельности образовательных организаций, имеющих статус РИП, осуществляется Министерством образования Московской области и Региональным оператором по направлениям:

34.1. Реализация:

- программы развития образовательных организаций, которым присвоен статус РИП;

- программы реализации проекта (программы);

- календарного плана реализации проекта (программы);

- плана распространения эффективных практик, полученных в ходе реализации проекта (программы).

34.2. Результативность по основным направлениям деятельности РИП.

34.3. Наличие на сайте образовательного учреждения в сети Интернет отчета о реализации образовательной организацией представленного проекта (программы) по конкретному направлению инновационной деятельности проекта и плана распространения инновационного эффективных практик, полученных в ходе реализации проекта (программы) и качество этого отчета.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Изменение школьной инфраструктуры

Новая школа – это, несомненно, современная инфраструктура. Школа должна быть современным зданием с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Облик нашей школы должен кардинально измениться. Мы хотим, чтобы в новом здании школы воплотились все наши мечты о том, какой должна быть наша школа. Это должно быть «умное», современное здание с хорошей системой отопления, освещения. Школа должна быть обеспечена хорошей питьевой водой. Она должна быть безопасна для жизни и здоровья детей. Находиться в школе должно быть комфортно. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать учебную и внеурочную деятельность. Детям нужны просторные, эстетично оформленные классные кабинеты со всем необходимым оборудованием, лабораториями, учебными пособиями, добротным озеленением. Учащиеся начальных классов должны иметь «собственную территорию», отдельный блок, оборудованный с учетом возрастных особенностей младших школьников с пространством для игр и отдыха. Дети проводят в школе значительную часть дня. После уроков они с удовольствием занимаются в кружках по интересам, клубах, спортивных секциях. Праздники, концерты, соревнования, конкурсы – это бурлящая школьная жизнь, где каждый может проявить себя, свои таланты и способности, найти занятие по душе, оградиться от негативного влияния улицы, телевидения, средств массовой информации. А для этого школа должна иметь развитое пространство для интеллектуальных игр с соответствующим оборудованием (от шахмат до сложных компьютерных программ и др.), пространство для внеурочной деятельности (актовый зал, оснащенный современной аудиоаппаратурой, зал для занятий танцами и т.д.) В целях воспитания учащихся в духе патриотизма, уважения к истории своей малой Родины, Республики следует продолжить хорошую школьную традицию – сохранить школьный музей, где собраны уникальные предметы старины коренных народов республики, материалы по истории села, школы и т.д. Коллекции музея должны постоянно пополняться. Спортивно – оздоровительная часть школы должна включать комплекс открытых и закрытых спортивных сооружений:- тренажерный, гимнастический, игровой залы;- легкоатлетическую открытую площадку;- футбольную, баскетбольную, волейбольную и хоккейную площадки;- по необходимости специальные средства оздоровления и физического развития для учащихся с различными проблемами и нарушениями физического здоровья. Красиво должно быть не только в школе, но и на пришкольной территории. Следует тщательно продумать и разработать план пришкольного участка, сада; разбить цветники, посадить деревья и кустарники, приобрести необходимый садово – огородный инвентарь. Несомненно, школа должна иметь прочную материально – техническую базу, которая требует постоянного строжайшего контроля сохранности. Здесь необходимо взаимодействие с родителями и местным сообществом, а также с органами ученического самоуправления. Необходимо приобрести компьютеры нового поколения, приобрести для кабинета информатики одноместные столы, предназначенные для работы с ПЭВМ, рабочие стулья подъемно-поворотные, регулируемымые по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Обновить учебную мебель (парты, стулья). Установить питьевой фонтанчик. В учебных кабинетах классные доски оборудовать софитами, с двумя установленными параллельно доске зеркальными светильниками, размещенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м - в сторону класса перед доской.

    Сохранение и укрепление здоровья школьников

Никакое обучение невозможно, если нет здоровья. Решая вопросы сохранения физического здоровья детей, школа исходит из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: физическом, психологическом, социальном и нравственном.Для сохранения и укрепления здоровья школьников ставим пред школой следующую цель:- создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.Задачи:-Разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.-Объединение усилий и координация работы школы и системы здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.-Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития.-Создание системы общественной поддержки в достижении поставленной цели и оценка ее результатов с помощью родителей.Приоритетные направления в решении задач по укреплению здоровья школьников:-укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.-мониторинг состояния здоровья.-повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей.-создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития.-экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья.-повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении. Считаем, что целостное понимание здоровья подразумевает единство организма и личности. Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – бесценный дар, который дает человеку природа. Поэтому педагог должен учить укреплять и сохранять здоровье. Возникает необходимость активного участия педагогов школы в разработке и внедрения здоровьесберегающих технологий в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки компетентности учителя. Должна быть рациональная организация урока. Необходимо использовать такие методы и формы организации урока, которые позволяют детям при обучении не испытывать утомления. Применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: технология обучения в сотрудничестве, уровневой дифференциации, игровые технологии, исследовательские технологии, технология раскрепощенного развития. По результатам медицинских осмотров детей отмечается ухудшение здоровья, к простудным заболеваниям добавляются профессиональные заболевания таких, как искривление позвоночника, нарушение осанки, снижение зрения, плоскостопие. Поэтому перед школой стоит задача отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения. Продолжить работу совместно с медицинскими работниками села и района по укреплению здоровья детей, проведению медицинских осмотров, в организации совместной воспитательной работы по профилактики вредных привычек, простудных заболеваний. Организовывать встречи с медицинскими работниками, сотрудниками детской комнаты милиции, работниками ГИБДД, участковым для пропаганды здорового образа жизни. Вести информационно-пропагандистскую работу по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения. Использовать массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи. Проводить совместные с общественными организациями, медработниками мероприятия, акции к ежегодному Международному дню борьбы с курением -31 мая. Организовать тематические выставки научно-популярной литературы по проблемам курения, алкоголизма, наркомании. Принимать участие в международных экологических акциях, участвовать в операциях по экологии. Проводить конкурсы плакатов и рисунков на тему "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой". Проводить классные часы, беседы на темы: "Птицы - наши друзья", "Лес – наше богатство", "Что мы оставим потомкам?", "Редкие растения Республики и их охрана", "Существует ли зависимость между здоровьем и окружающей средой?", "Как уберечь себя от нитратов?", "Экология и мы" (классные руководители, учителя химии, биологии - ежегодно). В последнее время активно поднимается вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой. Поэтому необходимы занятия утренней гимнастикой, проведение динамических пауз, физкультминуток, по возможности включить третий урок физической культуры. На уроках физической культуры необходимо организовать процесс физического воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей состояния здоровья, мотивации. Для сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни активно участвовать в соревнования, конкурсах акциях, конференциях среди детей школы и между образовательными учреждениями. Здоровье человека определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его нахождения. Для физического комфорта ученика необходимо правильное обустройство кабинета, соблюдение гигиенических правил и норм, размещение рабочих мест, наглядного материала, наличие разноуровневой мебели, степень освещенности в учебном кабинете, соблюдение воздушного режима. При повышенной интенсивности учебной деятельности, которая связана с умственными и физическими нагрузками, нельзя забывать и про питание. Для сохранения и укрепления здоровья совместно с родительским комитетом школы необходимо организовать рациональное горячее питание, проводить витаминизацию в течение всего года. На родительских собраниях проводить беседы для родителей о правильном здоровом питании. Взять под особый контроль детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Для успешного обучения стремиться к обеспечению психологического комфорта всем участникам образовательного процесса. Комфортная среда для учащихся это: возможность проявления активности в учебном и воспитательном процессе, комфортные условия в коллективе сверстников, удовлетворенность, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирование интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя. Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Нужна хотя бы минимальная материально-техническая база школы, которая могла бы стимулировать занятия физкультурой, спортом, туризмом учителей. Необходимо продолжить организацию отдыха и лечения в санаториях и профилакториях.В работе с детьми следует исходить из того, что у каждого физически здорового и психически нормального ребенка есть определенные задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности, т.е. каждый здоровый ребенок является потенциально одаренным. Для того чтобы имеющиеся у него задатки не пропали даром и со временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявлять и развивать.Психолого-педагогическая служба обеспечивает следующие виды работ:
    Профилактика Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг) Консультирование (индивидуальное и групповое) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

VI . Расширение самостоятельности школ

Актуальность данного направления заключается в том, что оно охватывает все ключевые моменты модернизации системы образования. Расширение самостоятельности школ создает условия, где школа становится не только финансово самостоятельной, но и ответственной за конечный результат, и, как следствие, эффективной. Эффективной в расходовании бюджетных средств, эффективной в создании условий для реализации образовательной программы, эффективной и открытой развивающейся системой, способной за счет взаимодействия со средой активно перестраивать и обновлять содержание и формы деятельности. Это, прежде всего, переход школы на нормативно- подушевое финансирование, в результате чего вводятся финансово-экономические механизмы, позволяющие руководителю образовательного учреждения самостоятельно распределять финансовые средства. Если требуемую концепцию «Новая школа» выразить максимально лаконично, то она должна выглядеть следующим образом: «Новая школа = Свобода + Финансовые средства» Под свободой понимается самостоятельное определение ОУ стратегии своего развития, его целей, путей и средств. Соответственно, формы итоговой оценки достижений учащихся, квалификации учителей также выбираются если и не самими учебными заведениями, то создаваемыми ими объединениями и ассоциациями. Естественно, что при этом возникает диалектический вопрос установления той правовой ограничительной грани, которая определяет допустимое поле инициативы учреждения. Законы должны, с одной стороны, сохранять единое образовательное пространство и не позволять «скатываться в анархию», а с другой стороны – не мешать образовательному учреждению развиваться в соответствии со складывающейся внутренней ситуацией и требованиями окружающего социума. В настоящее время явно сохраняется тенденция к административно - командным методам управления образованием. Для преодоления этой ситуации и обеспечения необходимой свободы нужно сделать следующее: 1. Уменьшить количество различных форм отчетности, требуемых от учреждения. Жесткий контроль стоит осуществлять лишь в вопросах, касающихся финансов и обеспечения безопасности и комфорта учащихся. Все остальные аспекты, особенно методические (выбор форм, методов, средств, концепций, подходов), должны определяться самим учебным заведением. Роль государства сводится при этом к предоставлению оперативной и квалифицированной помощи учителям и руководителям школ в виде консультаций, курсов повышения квалификации и т.п. Особенно значимой при этом становится функция администрации.

    Все вопросы методического характера, проблемы повышения квалификации учителей и их квалификационных испытаний должны решаться педагогическими объединениями. Такая неформальная общественная оценка сотрудника своими коллегами избавит его от многочисленных бюрократических процедур, большого количества бумажной работы, позволит представить действительные результаты своего труда, увидеть возможные недостатки и в конечном итоге стимулирует к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. Обеспечить реальное финансирование тех статей расходов, которыми может распоряжаться администрация ОУ. В настоящее время стимулирующий фонд оплаты труда таковым не является, так как тратится не на развитие, а на представление декларируемого, но не обеспеченного государством обязательного минимума заработной платы низкооплачиваемым работникам. Поэтому подушевое финансирование станет успешным только тогда, когда выделяемые на душу средства окажутся достаточными для осуществления перспективных школьных инноваций и проектов.

Ожидаемые результаты развития школы

В результате реализации программы к 2015 году школа предполагает:1. Эффективное функционирование поливариантных компонентов образовательной среды школы, а именно:- дошкольного, базового, коррекционно – развивающего, предпрофильного, профильного, дополнительного образования.2. Освоение технологий развивающего обучения, ставшего основой создания моделей образовательной среды, которая обеспечивает расширение социальных, культурных возможностей и жизненных шансов подрастающего человека. При этом цели и задачи образования должны быть направлены на воспитание новых ценностных установок и деятельностных способностей человека.3. Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развитие ее способностей, мышления и деятельности.4. Формирование и развитие личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, подготовленной к жизни в гражданском обществе и усвоению профессиональных и образовательных программ.5. Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и высоких форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов нравственных ценностей).6. Формирование устойчивых мировоззренческих позиций на основе лучших образцов мировой социальной практики. Образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Школа будущего Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха. Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

ЛАГУНОВА А.Д.,

БРОВКИН И.А.

На современном этапе в развитых странах наблюдается переход к инновационной экономике, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических решений в различные сферы деятельности. Эпоха, когда важнейшую роль играло наличие природных ресурсов, заканчивается, решающее значение приобретает способность максимально эффективно их использовать в целях ускорения технологического развития .

В ходе проводимых экономических и социальных реформ удалось сохранить научно-технический потенциал, достаточный для решения актуальных проблем социально-экономического развития страны. Однако неразвитость инновационной деятельности не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными, что влечет за собой другую проблему - отсутствие дополнительных источников финансирования научно-исследовательской деятельности. Из-за этого труд научных работников должным образом не оплачивается, происходит отток кадров, бесполезное рассеивание научно-технического потенциала страны. В этом аспекте развитие инновационных процессов должно не только сохранить научный потенциал, но и способствовать его дальнейшему развитию .

Как свидетельствует мировой опыт, необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и привлечении кадров осуществляется государственная поддержка образовательных учреждений на основе открытого конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры. Участниками конкурса могут быть образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, эффективно реализующие образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры. Конкурсный отбор программ развития производится на основе анализа научного, образовательного и инновационного потенциала образовательных учреждений за последние 3 года и представленных программ развития. На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объёмом финансирования до 50 млн. рублей в год.

Для привлечения кадров предусмотрена система грантов в размере до 150 млн рублей каждый на проведение научных исследований. Всего по этой программе вузы получат в ближайшие 3 года 12 млрд рублей. Формально гранты будут выделяться не самим ученым, а вузам, в которых исследователи собираются вести научную деятельность. Но расходовать средства вузы смогут только с личного согласия ученого, под чей проект выделены деньги.

Для поддержки малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях бюджетные деньги выделяются так же на основе конкурса и могут быть направлены на создание при вузах бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной инфраструктуры, их оснащение современным оборудованием, разработку нормативно-правовой базы. В течение 3 лет вузы получат на эти цели 8 млрд рублей.

Инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки.

Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества .

В их число входят и малые инновационные предприятия, создаваемые на базе вузов. Данные предприятия имеют ряд льгот, предусмотренных для них законом. Так, они могут арендовать помещения у вуза или НИИ вне конкурса по льготной цене. В результате изменения 94-ФЗ о госзакупках, закупка любыми бюджетными организациями НИОКР может осуществляться путём проведения конкурса с одним участником. Вуз в таком случае объявляет конкурс на проведение НИОКР, а малые предприятия его выигрывают. Например, вуз получает большой бюджетный грант и отдаёт часть работ малому инновационному предприятию на аутсорсинг. Предполагается, что в лотах Минобрнауки России на аутсорсинг можно направить до 40 процентов стоимости госконтракта.

Следует заметить, что на вузы в форме автономных учреждений действие 217-ФЗ не распространяется .

Вокруг части вузов и НИИ малые предприятия работают уже многие годы, формально не будучи никак связанными с организациями-«прародителями». Однако данные предприятия не могут получить предусмотренные законом льготные ставки по социальным платежам и скидки по аренде, хотя характер деятельности у таких компаний может быть очень инновационным. Перерегистрация уже существующих хозяйственных обществ, с уведомлением о вхождении вузов туда соучредителями так же не позволит получить льготный режим социальных отчислений и арендной платы. Согласно 217-ФЗ и 272-ФЗ, вуз/НИИ должен войти в состав учредителей компании с самого начала её существования с минимальной долей в уставном капитале 33,4 процента, в противном случае, льготные условия к данному предприятию не применимы. На данный момент доля уставного капитала, вносимого вузом может делиться в любой пропорции между правом на использование интеллектуальной собственности, денежными средствами и оборудованием. Но оборудование должно быть не особо ценным: для вузов Минобрнауки России стоимостью до 500 тысяч рублей . инновационный среда образовательный предприятие

После вступления в силу 83-ФЗ все бюджетные учреждения получили возможность создавать коммерческие предприятия в уведомительном, а не разрешительном порядке.

Согласно статистике, на патенты приходится примерно половина интеллектуальной собственности, вносимой вузом. Остальное почти поровну делится между программами и базами данных ЭВМ с одной стороны и ноу-хау с другой. Следует отметить, что ноу-хау сопровождает в пакете патент, а использование в формировании уставного капитала отдельно ноу-хау сопряжено с рядом существенных рисков. Вузы выбирают ноу-хау из-за преимущества в скорости оформления документов, но в этом случае можно использовать программы для ЭВМ или БД для ЭВМ .

Для осуществления эффективной прямой и обратной связи между наукой, производством, бизнесом и рынком при инициативной поддержке государственных органов управления необходимо создание целостной инновационной системы, построение которой возможно только при наличии эффективной нормативно-правовой базы в области инноваций.

На данный момент времени, в специальном реестре, учитывающем малые инновационные предприятия содержится порядка 1050 записей. Однако, после проверки оказывается, что только около трети компаний соответствуют требованиям закона. Это означает, что все предприятия можно разделить на три равные группы: треть работает, треть существует лишь на бумаге, треть находится в промежуточном состоянии.

Следует отметить, что согласно статистическим данным, из всех работающих получают налоговые льготы всего лишь около 140 компаний. Вузы, создавая МИПы столкнулись с рядом ошибок. Вот некоторые из них:

1. Не соблюдены условия образования уставного капитала - вузы имеют доли менее 33,34%. Решением данной ошибки является перерегистрация хозяйственного общества.

2. Не соблюдаются права на интеллектуальную собственность, вносимую вузом в уставной капитал. Она или принадлежит другому физическому или юридическому лицу, или по какой либо причине перешла в общенародное достояние. Некоторые вузы считают, что если патент принадлежит сотруднику вуза, то он принадлежит и вузу.

Так же прослеживается тенденция на снижение среднего уставного капитала регистрируемых вузами малых инновационных предприятий. По данным статистики с 315 тысяч рублей в 2010 году до 270 тысяч рублей на конец 2011 года. Это говорит о росте малых предприятий, которые с подобным начальным капиталом ничего сделать не смогут, если быстро не привлечь внешнее финансирование. Так же, не стоит говорить о высокой степени выживаемости предприятий, 100% уставного капитала которых внесено вузом. По статистическим данным, таких предприятий насчитывается около 40 .

Некоторые из предприятий фактически находятся в «долине смерти». Подобные предприятия и интеллектуальная собственность не интересны бизнес-ангелам, фондам, институтам развития, которым нужен прототип или опытное производство. Инвестор обычно начинает смотреть уставные документы МИП и видит там существенные упущения. Подобные ситуации можно исключить, если развивать службы коммерциализации, патентные отделы при вузах, строить систему государственного посевного финансирования университетских компаний, специализированных венчурных фондов для таких компаний. Если нет мощного внешнего инвестора, заинтересованного в коммерциализации и результате, а так же успешной практической работы вуза, выживаемость МИП близка к нулевой.

Следует обратить внимание, что крупным вузам не очень интересен 217-ФЗ, так как все крупные вузы поглощены деятельностью по реализации крупных проектов в соответствии с постановлениями правительства №№ 218, 219, 220 по кооперации с бизнесом, по развитию инфраструктуры, по привлечению ведущих учёных, и по крупным министерским лотам в рамках федеральных целевых программ. Данные вузы не имеют какого либо стимула создавать себе «инновационный пояс» .

В заключении следует отметить, что инновационная инфраструктура является ключевым элементом национальной инновационной системы. Проведенный анализ показал, что на современном этапе формирование национальной инновационной системы РФ не завершено. Недостатками являются отсутствие механизмов, способных сконцентрировать имеющийся научно-технический потенциал на инновационное преобразование экономики.

Список использованных источников

1. Уланова Ж.Ю. О необходимости развития инновационной инфраструктуры. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005г. - 1,0 п.л.

2. Уланова Ж.Ю. О мерах государственной инновационной политики, направленной на развитие инновационной инфраструктуры. //Молодежь и экономика. Сб. мат. межрегион. научно-практ. конф. - Ярославль, 2005. - 0,3 п.л.

3. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

4. Стерлигов И. Статья «Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге» 02.08.11 (http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и содержание инноваций. Составляющие нововведения, организация инновационной деятельности. Роль и место фактора инноваций в развитии страны, изучение особенностей инновационной системы. Государственное финансирование инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Понятие и виды инноваций. Характеристика внешней среды организации. Выделение основных рыночных факторов, определяющих характер инновационной деятельности. Описание процесса развития инновационной деятельности современных российских предприятий.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2015

    Изучение организационно-экономических основ формирования инфраструктуры региональной инновационной системы на примере Вологодской области. Научно-производственная, кадровая, финансовая, информационная подсистема инфраструктуры инновационной системы.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2012

    Суть проблемы внедрения инноваций: ключевые факторы, ее состояние на современном этапе. Факторы, которые препятствуют внедрению новшеств в России. Установление связей между факторами, влияющими на формирование инновационной среды в технических ВУЗах.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2016

    Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ. Специфика инновационной деятельности в развитых, отдельных новых индустриальных странах и странах с переходной экономикой. Пути создания инновационной инфраструктуры в Ставропольском крае.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Обеспечение системы менеджмента в области инноваций. Особенности финансового обеспечения сферы НИОКР. Инновационная политика ЕС. Нормативное и методологическое обеспечение инновационной деятельности. Формирование и реализация инновационной политики в РФ.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2010

    Понятие и сущность инновации и инновационной деятельности, их видовая классификация и функции. Проблемы развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Формирование условий развития экономики и перспективы применения новых разработок.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2012

    Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций: ее участники и состав. Совершенствование информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы для обеспечения поддержки принятия решений, конструкторских разработок и исследований.

    реферат , добавлен 25.05.2009

    Сущность и особенности развития революционной формы развития. Основные причины революционных изменений для экономики стран или предприятий. Анализ цикла инновационной цепи. Принципы развития инновационной деятельности предприятий Амурской области.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2011

    Задачи инновационной деятельности предприятия. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге, особенности создания инновационной инфраструктуры. Изучение перспективы развития инновационной деятельности на предприятиях.