Правописание приставки зависит от его значения. Что такое приставки: группы, правописание. б) Значения приставки при
Морфологический разбор может вызвать затруднения, если не знать признаков частей речи. Части речи разбираются по плану: определяется начальная форма слова, по пунктам рассматриваются постоянные и непостоянные характеристики. Рассмотрим, как делать морфологический разбор для самостоятельных и служебных частей речи.
Как сделать морфологический разбор – имя существительное
- Нач. форма – Им.п., ед.ч. для имен существительных.
- Определяем пост. признаки (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).
- Затем непост. признаки (число, падеж).
- Определяем, какую синтаксическую роль в предложении несет слово.
Как сделать морфологический разбор – имя прилагательное
- Ставим в нач. форму И.п., ед.ч., м.р.
По постоянному признаку имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.
- Определяем принадлежность нашего слова к одной из групп.
Находим непост. признаки:
- Степень сравнения.
- Полная или краткая форма.
- Падеж (только для полной формы).
- Число.
- Род (только для единственного числа).
Подчеркиваем, каким членом предложения является наше слово.
Как сделать морфологический разбор – глагол
- Ставим глагол в такую форму, чтобы он отвечал на вопрос “Что делать?” или “Что сделать?”. Эта начальная форма еще называется инфинитив.
- Пост. признаки у глагола такие: вид, спряжение, возвратность, переходность.
- Непост. признаки: наклонение, время, число, лицо.
- Определяем, каким членом в предложении является глагол.
Как сделать морфологический разбор – другие части речи
Морфологический разбор других частей речи происходит по тому же плану: сначала ставим наше слово в начальную форму, затем устанавливаем пост. и непост. признаки и напоследок определяем синтаксическую роль. Нужно знать, какими признаками обладают те или иные части речи:
- Числительное. Начальная форма у числительного – Им.п. или Им.п., ед.ч., м.р.. К пост. признакам относятся: разряд по структуре, разряд по значению. Непостоянные: падеж, число (только у количественных и порядковых числ.), род (только в ед.числе). Следует отметить, что синтаксическая роль числительного в предложении определяется вместе с существительным, к которому оно относится.
- Местоимение. Начальная форма местоимения определяется в зависимости от его разряда – И.п., ед.ч., м.р (если есть). К пост. признакам местоимения относятся: разряд и лицо (только для личных). К непост.: падеж, род (если есть), число (если есть).
- Наречие. Наречие обладает такими пост. признаками, как неизменяемость и разряд по значению. У некоторых наречий проявляется непостоянный признак – степень сравнения, это тоже нужно указывать.
- Причастие. Нач.ф. – И.п., ед.ч., м.р.. Постоянно причастия могут быть действительными или страдательными, совершенного или несовершенного вида, возвратными или невозвратными, а также иметь время. Непост. признаки – это форма (полная или краткая), падеж (только для полной формы), число, род (только для ед.ч.).
- Деепричастие. У деепричастия следующие пост. признаки: неизменяемость, вид и возвратность.
Морфологический разбор служебных частей речи происходит по той же схеме. Служебные слова также обладают постоянными и непостоянными признаками, но не являются членами предложения.
Подробнее о том, как сделать морфологический разбор на примере существительного:
Представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые и понимать слов в предложении.
Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.
Морфологический разбор существительного:
1. Определить найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).
3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное - неодушевленное.
4. Определить род (женский - мужской - средний), склонение, падеж, число (единственное - множественное).
5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.
Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой» .
Устный разбор: Лисята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) - лисята. Начальная форма - лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.
Лисята - сущ.
(Кто?) - лисята;
Н. ф. (начальная форма) - лисенок;
Нариц., одуш., муж. род;
2-е склон.;
в имен. пад., во множ. числе;
играют (кто?) - лисята - подлежащее.
Морфологический разбор прилагательного
2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.
3. Определить род прилагательного, его падеж и число.
4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.
Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».
Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) - прилагательное. Белочка (какая?) - трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма - трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.
Письменный разбор:
Трудолюбивая (белочка) - прилаг.;
Н.ф. - трудолюбивый;
Женск. род, единств. число, именит. падеж;
Какая? - трудолюбивая - определение.
Морфологический разбор числительного:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.
3. Выявить признаки: простое - составное числительное, количественное - порядковое, в каком падеже стоит.
4. Каким членом предложения является данное числительное.
Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».
Устный разбор: «Пять» - числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) - пять. Начальная форма - пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.
Письменный разбор:
Пять - числит.: галчат (сколько?) - пять;
Н.ф. - пять;
Простое, количеств., в именит. падеже;
(Кто?) - пять галчат - часть подлежащего.
Морфологический разбор местоимения:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).
3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) - род и число, определить падеж.
4. Каким членом предложения является данное местоимение.
Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».
Устный разбор: «Мне» - местоимение. Указывает на предмет (кому?) - мне. Начальная форма - «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.
Письменный разбор:
Мне - местоим.:
(Кому?) - мне;
Н.ф. - я;
Личное;
Дательн. падеж, единств. число;
Кому? - мне - дополнение.
Морфологический разбор глагола
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.
3. Определить признаки: спряжение, число, если есть - время, лицо, род;
4. Каким членом предложения является данный глагол.
Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».
Устный разбор: «Вспыхнул» - глагол. Обозначает действие (что сделал?) - вспыхнул.
Начальная форма - вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.
Письменный разбор:
Вспыхнул - глагол;
(что сделал?) - вспыхнул;
Н.ф. - вспыхнуть;
1 спряж., единств. число, 3-е лицо.
Что сделал? - вспыхнул - сказуемое.
Морфологический разбор наречия:
1. Часть речи, общее значение.
3. Член предложения.
Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».
Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) - быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.
Письменный разбор:
Быстро - наречие;
Пробегали (как?) быстро;
признак действия, неизм.;
Как? - быстро - обстоятельство.
Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.
Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018
2914 229
Содержимое разработки
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .
Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )
II. Постоянные признаки:
собственное или нарицательное,
одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);
несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) ,
в … числе (ед., мн. ),
в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ).
И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)
II. Постоянные признаки:
Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
Непостоянные признаки:
в степени сравнения (для качественных);
в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
в … падеже (для полной формы),
в …числе (ед., мн.),
в … роде (для единственного числа).
III. Синтаксическая роль
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА .
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)
II. Постоянные признаки:
вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).
Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова)
в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
в … числе (ед., мн.),
в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).
Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
разряд по структуре (простое/сложное/составное),
разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ),
особенности склонения:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
– 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
– 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
– тысяча скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
– сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
– сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
Непостоянные признаки :
число (если есть),
род (в ед.ч., если есть).
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ .
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
разряд по значению с доказательством:
– личное , т.к. указ. на лицо;
– возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
– притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
– вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
– относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
– неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
– отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
– определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
лицо (для личных).
Непостоянные признаки:
число (если есть),
род (если есть).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ .
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
)
Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ .
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
Н.ф. – … (И., ед., м.).
II. Постоянные признаки:
действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?).
возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
Непостоянные признаки:
полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных).
падеж (только для причастий в полной форме).
число (ед., мн).
род (только для прич в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ .
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?).
Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор СОЮЗА .
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
II. Признаки:
Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ).
Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
Неизменяемая часть речи.
11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА .
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
II. Признаки:
Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
Неизменяемая часть речи.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ .
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).
II. Признаки:
Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ .
I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию.
II. Признаки:
III. Не является членом предложения.
14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА .
I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
III. Не является членом предложения.