Профессия железнодорожник. Железнодорожные профессии

Прочитайте. В каких словах пишется –чик, хотя произносится [щик]?

После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -щик (-чик)?

В суффиксе существительных -щик (-чик) после букв д - т, з - с и ж пишется буква ч, а не щ,

1. Объясните употребление букв ч и щ в суффиксе -щик (-чик).

При списывании обозначьте орфограмму .

Образец рассуждения: слово смазчик образовано от глагола смазывать, перед суффиксом есть буква з, значит, в суффиксе надо писать букву ч.

Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчик, грузчик, подборщик (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик.

2. Ч или щ? В скобках запишите слово, от которого образовано данное, существительное.

Буфет..ик, к..пиров..ик , экск..ватор..ик, п..репис..ик, с..ртиров..ик, ра..фасов..ик, стекол..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик.

Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного?

3. Замените глаголы однокоренными именами существительными с суффиксом -щик (-чик). Обозначите в этих существительных орфограмму , а в словосочетаниях - главные слова.

Пер..носить инфекц..ю, уп..ковывать книги, подносить п..троны, н..лаживать станки, переписывать население, разведывать недра, об..езжать лошадей.

В каком падеже стоит зависимое слово в данных и в записанных вами словосочетаниях? Почему они стоят в разных падежах?

Какое ещё значение имеет выделенное слово?

4. Прочитайте толкование лексического значения имён существительных, обозначающих лиц по роду занятий, по профессии, по специальности. Запишите эти существительные, обозначая в них орфограмму .

1. Шахтёр, работающий в забое. 2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. 3. Лётчик, управляющий вертолётом. 4. Рабочий, работающий по погрузке й выгрузке. 5. Солдат, обслуживающий пулемёт. 6. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. 7. Железнодорожник, на обязанности которого лежит проверка цельности и смазка,колёс. 8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. 9. Боец, наводящий орудие или пулемёт на цель. 10. Военнослужащий, обслуживающий ракеты. 11. Специалист по переводам с одного языка, на другой.

Прочитайте ответ на 8-й вопрос. Какие ещё значения ‘этого слова вам известны?

5. Спишите, поставьте пропущенные запятые.

1. Строит..ли соб..рались во множеств..: пл..лись неспешно рязанские пил щики да стекол щики чинно ш..гали тверские камен щики и печ ники проходили кровельщики б..тон щики кузнецы. (Л. Леонов.) 2. Ре..ко с..гналили шофёры покрикивали возчики, сновали агенты грузчики водники в форменных фура..ках. (А. Рыбаков.) 3. Сегодня вернё(т, ть)ся с лини.. смен щик. (А. Рыбаков.)

Составьте схему 2-го предложения.

6. Распределите слова по орфограммам на месте скобок.

Барабан(?)щик, камен(?)щик, стакан(?)чик, лимон(?)чик, ноч(?)ка, свеч(?)ка, поч(?)та, меч(?)та , свар(?)щик, сбор(?)щик, домен(?)щик, помощ(?)ник, объявление, под(?)ём, вып(?)ет, сквореч(?)ник.

7. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корне слова.

ЦК ВЛКСМ, Коммунистическая партия Советского Союза, Советское правительство, революция, коммунизм, пионерский галстук.

Неоновое освещение, полированная мебель, приятная расцветка, книги в суперобложках, устлать пол, висят картины, повесить эстампы, мягкие складки портьер, радиоприёмник, телевизор, телефон, ряды кресел, помещение, телеграмма, трансляция по радио .

В какой форме стоит выделенное слово?

8. Сочинение. Пойдите в клуб (кинотеатр, театр, музей, на почту и т. д.). Внимательно осмотрите помещение. Каковы его размеры, назначение? Как расположены окна, двери? Какие предметы находятся в помещении? Как они расставлены? Какой пол? В какой цвет окрашены стены, потолок? Какие украшения находятся на стенах, на окнах? Как используется помещение? Какие из синонимов в рамках вы используете для описания помещения? Как вы. озаглавите своё сочинение? Какую основную мысль вы будете доказывать в нём? Составьте план и напишите деловое описание помещения.

На карте России почти нет тех мест, куда было бы невозможно добраться на поезде. Но одно дело быть пассажиром, а совсем другое - сотрудником РЖД. Обслуживать такую сложную и разветвленную по всей стране систему не просто сложно, а практически невозможно. И справедливости ради, хоть и не без сложностей, но специалисты с этой задачей все же справляются. Поэтому и учиться на железнодорожную профессию не только не зазорно, но и престижно.

Какие есть железнодорожные специальности?

Профессий в РЖД хватает. Это кажется, что устроиться можно только на машиниста или проводника. В действительности же профессия железнодорожного работника может быть предназначена для самых разных мест в РЖД. Есть вокзальные, станционные и путевые направления железнодорожных специальностей. Каждая из них важна и нужна. Какие-то из них осваиваются в стенах колледжей и техникумов, на какие-то придется учиться в высшем учебном заведении, а есть и такие профессии железнодорожных работников, которые не требуют наличия образования. Иначе говоря, работы здесь хватает всем и всегда.

Вокзальные профессии РЖД

Дежурный по станции – одна из самых ответственных железнодорожных профессий. Именно дежурный составляет расписание движения поездов, именно он буквально посекундно составляет время прибытия и отправления составов, контролируя вверенную ему станцию.

Диспетчер – непосредственный координатор всех действий машинистов и их уши. Работа диспетчера изнуряющая и малооплачиваемая, но очень и очень нужная.

Сервисный и обслуживающий персонал – это самый распространённый и масштабный по своему количеству список железнодорожных специальностей. И сюда можно отнести всех тех, кто занимается приготовлением пищи, стиркой, продажей билетов, безопасностью, медицинским обслуживанием, уборкой и упаковкой багажа.

Станционные профессии в РЖД

Путевые специалисты – обходчики и мастера – от этих железнодорожных работников зависит целостность полотен железной дороги, починка обнаруженных неисправностей. Если поезд движется по расписанию, то в этом есть вклад не только машиниста, но и путевых специалистов.

Электромонтер – этот специалист отвечает за работоспособность светофоров, стрелки, автостопы и работоспособность линий высокого напряжения. В списке железнодорожных специальностей РЖД - это не только одна из самых рисковых, но еще и одна из самых ответственных.

Электромеханики сигнализации, централизации и блокировки - занимаются обслуживанием системы СЦБ. В их ведомстве поиск причин неполадок и устранение поломок и неисправностей систем СЦБ. Это менее опасная профессия работника железнодорожного транспорта, но не менее ответственная.

Вагонники – обобщенное название тех, кто занимается осмотром и ремонтом составов. Именно эти работники осуществляют внешний и внутренний контроль состояния вагонов, и в случае обнаружения неполадок выдают задания по устранению неисправностей ремонтникам.

Путевые специальности в РЖД

Машинист – в будущем эта работа может и будет полностью передана во власть компьютеров, но это будущее наступит еще не скоро. А на сегодняшний день именно работа машиниста считается самой престижной среди списка всех железнодорожных профессий РЖД. Стать машинистом может только мужчина, женщинам в нашей стране данная профессия недоступна.

Помощник машиниста – дополнительные глаза, уши и руки машиниста. Именно помощники машиниста являются прямыми кандидатами на должность машиниста, а пока ждут своего часа, являются готовыми и умелыми заместителями.

Начальник поезда – важная по значению железнодорожная профессия, о которой, ввиду незнания, мало говорят среди пассажиров. На самом же деле, эта специальность в РЖД почти никогда не бывает вакантна. Отвечает начальник поезда за состояние и работу поезда, начиная от работы всей команды состава и заканчивая состоянием каждого купе каждого вагона поезда.

Проводник – самая летняя профессия у мечтающих о подработке в РЖД юношей и девушек. Проводник – визитная карточка каждого вагона, это ответственное лицо и среди всех профессий работников железнодорожного транспорта – главное связующее звено между пассажирами и РЖД.

Стоит сказать, что это лишь базис железнодорожных профессий, который явно имеет отношение к поездам. Но если подумать о том, насколько сложна сама по себе система РЖД, то становится понятно, что она не обходится практически без любого специалиста и почти любой специальности, которой обучают в вузах, колледжах и техникумах нашей страны.


  • Только поступающий знает, насколько большой выбор специальностей в железнодорожных вузах. На кого поступать, какую профессию выбрать в железнодорожном вузе и кем стать? Давайте попробуем разобраться.


  • Хотите работать кассиром? Есть разные направления работы. Одна из них – работа в РЖД. Пройдите курсы кассиров железнодорожных касс и получите достойную работу.


  • В РЖД трудоустроены около 900 тысяч человек, и постоянно открываются новые вакансии. Сегодня открыты вакансии проводника, билетного кассира, помощников машиниста.


  • Нет смысла о чем-то мечтать, если это можно реализовать. Обучение на машиниста - это реальность, но учебу дано пройти не каждому. Давайте узнаем, кому можно и где ее пройти.

  • *информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

    Железнодорожник — человек, работающий на железнодорожном транспорте. Железнодорожником будет считаться любой рабочий или служащий, связавший свою профессиональную деятельность с железнодорожным транспортом.

    Железнодорожный транспорт — это такой вид транспорта, перевозка пассажиров и грузов на котором производится по рельсовой дороге. Также Вас может заинтересовать альбом чертежей верхнего строения железнодорожного пути отсюда , с сайта http://www.tdesant.ru/ .

    Работа служащих на железных дорогах отличается поистине удивительным многообразием. Поэтому, чтобы найти ответ на вопрос: «Как стать железнодорожником?», нужно определиться, чем именно желает заниматься на железных дорогах каждый отдельно взятый человек.

    Наиболее распространенные железнодорожные профессии

    В число наиболее распространённых железнодорожных профессий принято включать следующие виды работ:

    • машинист локомотивов
    • механик СЦБ
    • путевой обходчик
    • дежурный по станциям
    • диспетчер на поездах

    Любой человек, овладевший одной из вышеперечисленных профессий, может считаться железнодорожником.

    Как давно зародилась профессия железнодорожника?

    На территории нашей страны железные дороги появились в начале девятнадцатого века. Сегодня, российское железнодорожное полотно находится на втором месте в мире по общей продолжительности путей. Со времени появления железных дорог потребность в железнодорожных работниках продолжает неуклонно расти день ото дня. В главной степени это связано с постоянным развитием железнодорожных путей и улучшения сервиса обслуживания в железнодорожном транспорте. Поэтому, желание стать железнодорожником вполне оправдано и сегодня.

    Какова роль железнодорожников в жизни российского общества?

    Без трудолюбивых железнодорожников вся сеть железных дорог, покрывающих земной шар вскоре полностью прекратит свою работу. Железнодорожный транспорт связывает жителей разных государств, позволяет им быстро и вполне комфортно добираться даже до весьма удалённых географических пунктов.

    Кроме того, передвижение на поездах отличается своей безопасностью. Замечено, что поезда гораздо реже терпят крушения, нежели самолёты. Поэтому, можно предположить, что профессия железнодорожника будет пользоваться спросом ещё очень долго.

    Чем уникальна профессия железнодорожника?

    В главной степени, уникальность этой профессий выражается в широте её сферы деятельности. В число железнодорожников входят и рабочие по укладке и ремонтированию железных дорог, и высококвалифицированные машинисты, и деликатный обслуживающий персонал российских поездов.

    Поэтому, каждый человек, желающий пополнить число работников железной дороги должен определить для себя, какими именно работами он планирует заниматься. Разные профессии железнодорожников имеют совершенно разную оплату и необходимый уровень профессиональной подготовки. Однако любой железнодорожник получает право бесплатного проезда на электричках и бесплатные путёвки в обучающие лагеря и лечебные санатории для своих детей.

    И всё же, следует понимать, что работа железнодорожника практически всегда отличается достаточно сложными условиями. Работать им приходится как днем, так и ночью, при любой погоде. Поэтому, каждый железнодорожник должен отличаться достаточно крепким здоровьем, высоким уровнем ответственности, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, способностью быстро улаживать возникающие разногласия и сохранять хорошую работоспособность в течение всего дня.

    Труд железнодорожников в любой их сфере деятельности также требует достаточной коммуникабельности. Ведь вся деятельность железнодорожников должна быть направлена на благо пассажиров разного возраста, характера и моральных качеств. И к каждому из них, железнодорожник должен найти свой подход, чтобы поездка прошла без лишних хлопот и неразберихи.

    Куда пойти учиться будущему железнодорожнику?

    Чтобы абитуриент мог пополнить ряды тружеников железных дорог, ему нужно пройти соответствующее обучение в одном из специальных колледжей, где можно получить различные железнодорожные специальности. Срок обучения будет находиться в прямой зависимости от сложности и сферы деятельности работ. Однако чтобы поступить на обучение в железнодорожный колледж придётся не только успешно сдать соответствующие вступительные экзамены, но и подтвердить своё хорошее здоровье специальной медицинской справкой.

    Абитуриенты, закончившие девять классов общеобразовательной школы, могут пойти учиться на железнодорожника в специальный колледж или техникум. К специализациям среднего профессионального образования принято относить работу на локомотивах и вагонах, работы связанные с поддержанием электроснабжения, стройки железных дорог, организаторская деятельность во время поездок на железнодорожном транспорте, телемеханические профессии и так далее.

    После завершения 11-ти классов школы можно пойти учиться на работника железной дороги в ВУЗ. Среди наиболее популярных квалификаций, требующих обучения в высшем учебном заведении находятся строительные, подъёмно-транспортные, работа с дорожными средствами и оборудованием, вождение электрического транспорта железных дорог, технологические процессы производства и ремонтные работы подвижных составов.

    Для поступления на обучения большинства профессиям железнодорожников требуется сдавать ЕГЭ по физике и некоторые сопутствующие экзамены. Выучиться на дефектоскописта можно на кратковременных курсах. Их обычно рекомендуют проходить тем лицам, чья работа уже связана с железной дорогой.

    Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК и – ЩИК имен существительных.

    Цели :

    Формировать навык правильного написания в именах существительных суффиксов - чик и - щик. Развивать навыки правильного написания суффиксов - чик и - щик. Развивать навыки написания творческих работ. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся, воспитанию интереса к истории и культуре русского народа (народов, живущих на территории Кольского полуострова).

    Тип : урок формирования новых знаний, умений, навыков.

    Форма : слово учителя, эвристическая беседа.

    Метод : наблюдение, сравнительный анализ.

    Оборудование, наглядность : раздаточный материал, карточки с предметами, изображающими изучаемые понятия, компьютерная презентация с интерактивными заданиям.

    Ход урока.

    Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Говори правильно. Расставьте ударение в словах: бензопровод, газопровод, нефтепровод, путепровод. Как называются такие слова? От чего зависит выбор соединительной гласной О или Е? Запишем новое слово: копировать. Оно имеет два значения (ученик называет два значения слова). Словарь: профессия, арматура, бетон. Подчеркиваем непроверяемые гласные и согласные в корне слов и послушаем сообщения учеников о лексическом значении слов профессия и арматура (см. приложение).

    Составьте предложение, в котором два - три слова будут присутствовать. Н-р, Он по профессии строитель, по специальности – арматурщик (или бетонщик).

    Используем метод наблюдения над языковым материалом. Наблюдение за суффиксами имен существительных (лучше с использованием интерактивной доски):

    Водопроводчик забойщик

    Летчик фонарщик

    Грузчик часовщик

    Разносчик прицепщик

    Перебежчик съемщик

    Прочитайте. Что обозначают данные существительные? Кого называют? (Это существительные, называющие лиц по профессии, по роду занятий). В каком столбике написаны слова с суффиксом – чик? – щик? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе – ЧИК? Буква щ в суффиксе – ЩИК?

    Вывод : после букв Д-Т, З-С, Ж в суффиксе существительных – ЧИК (-ЩИК) пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.

    Совершенствование практических умений и навыков.

    1)В составленном выше предложении найти слово (а) с изучаемой орфограммой и объяснить написание (устно). Перед суффиксом нет букв Д-Т, З-с, Ж. Значит, пишем букву Щ в суффиксе - ЩИК.

    2) Упр. 221. Найти изучаемую орфограмму, графически обозначить условия выбора орфограммы. Каждому – по два слова.

    3) Образуйте при помощи суффиксов –ЧИК, - ЩИК имена существительные со значением лица от данных слов. Каким способом они образованы?

    Баня, барабан, возит, добыча, камень, объезд, перевод, переписка, переплет, рассказ, учет, стекло.

    А вы какие можете назвать?

    Назовите существительные, называющие лиц по профессии, в которых есть суффиксы –ЧИК или – ЩИК.

    Поезд водит …машинист

    Пашет в поле…тракторист

    Самолетом правит…летчик

    Клеит книжки…переплетчик

    В школе учит нас…учитель

    Строит здания…строитель

    Красит стены нам …маляр

    Столы делает …столяр

    Песни нам поет…певец

    Торговлей занят…продавец

    На станке ткет ткани…ткач

    От болезней лечит… врач

    Лекарство выдаст нам…аптекарь

    Хлеб испечет в пекарне..пекарь

    Нарисует нам…художник

    Сапоги сошьет…сапожник

    Стекло заменит вам…стекольщик

    В забое трудится…забойщик

    С другого языка переведет…переводчик

    Исправит кран…водопроводчик

    Часы починит…часовщик

    Грузит краном…крановщик

    Рыбу ловит нам …моряк

    Служит на море…моряк

    В машине возит груз…шофер

    Хлеб убирает…комбайнер

    Главный в поле…агроном

    Знает звезды…астроном

    В доме свет провел…монтер

    В шахте трудится…шахтер

    В жаркой кузнице…кузнец

    Кто все знает – молодец.

    Выпишем существительные с суффиксами –ЧИК и –ЩИК: летчик, переплетчик, стекольщик, забойщик, переводчик, водопроводчик , часовщик, крановщик. Обозначьте условия выбора букв Ч или O в суффиксе –ЧИК (-ЩИК).

    5) Такие профессии как переписчик, художник, переплетчик напрямую связаны с книгой. Послушаем сообщение об одном интересном выражении, которое объединяет эти профессии и книги.

    6) Использование РНК на уроке. Профессии, только что вами перечисленные, общеизвестны. Но есть такие, названия которых мы практически не знаем. Так, род занятий жителей Кольского полуострова породил такие «морские специальности»:

    корщик – управляющий ходом лодки;

    торщик – тот, кто занимается промыслом тюленей в период их скопления на торосе;

    удебщик – удильщик рыбы.

    Что объединяет эти слова? Какой суффикс пишем? Почему? (компьютерная презентация)

    7)Кроссворд « Профессии».

    1. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

    2. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

    3. Железнодорожник, который обходит пути.

    4. Рабочий, фасующий товар.

    5. Специалист по переводам с одного языка на другой.

    6. Рабочий, который занимается сваркой металлических частей.

    7. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колес.

    8. Типографский рабочий, делающий переплеты у книг.

    9. Рабочий на лесопильной фабрике.

    Кроссворд «Профессии»

    Домашнее задание. Упр. 225 (для тех, кто не все задания успешно выполнил) и творческое задание для тех, кто справился с заданиями и отгадал кроссворд: составить текст по данному началу, используя существительные с суффиксами –ЧИК и –ЩИК. Много на свете разных профессий. Каждая нужна и важна людям…

    Приложение

    Профессия и специальность.

    Профессия – более общее понятие, чем специальность.

    Профессия – это род занятий, определенная форма трудовой деятельности.

    Специальность – сумма знаний, навыков, которые приобрел человек.

    Люди одной профессии могут иметь разные специальности.

    Например, «она врач по профессии, хирург по специальности»,

    Или «он по профессии строитель, по специальности – бетонщик (или каменщик).

    Арматура – 1. Вспомогательные устройства и детали, необходимые для обеспечения работы основного оборудования. 2. Стальной каркас железобетонных конструкций.

    Арматурщик – строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры.

    Забой – постепенно продвигающаяся в ходе работ поверхность горной выработки.

    Забойщик – горнорабочий, работающий в забое.

    Часто говорят: «Я прочитал книгу от доски до доски». От этого выражения веет глубокой древностью.

    В старину над книгой работали переписчики, художники и переплетчики. В основу переплета в древности клали доску. Ее обтягивали кожей, тканью, иногда парчой или бархатом. Особенно ценные книги украшались жемчугом, серебром, золотом.

    Тот, кому интересна книга, прочитает ее от доски до доски, то есть от начала до конца.