Ребенок боится отвечать в школе что делать. Ребенок не отвечает на уроках в школе: причины

Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке , практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.

В такой ситуации необходима помощь не только ребенку , но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.

Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках .

Причины могут быть следующими :

1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку , то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках .

2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.

4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка . Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

5. Проблемы с развитием устной речи : неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует , замыкается, становится неуверенным и молчаливым.

6. Незнание, непонимание учебного материала.

Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом , можно :

Разрешить ребенку отвечать не устно , а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;

Предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков ;

При недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами , планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться ;

- использовать прием : ответы «на ушко» , если у учителя с учеником доверительные отношения.

Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом , а двигайтесь к этому постепенно : пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки , например : кто думает так же, поднимите руку.

Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.

Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку , можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.

При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.

Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.

Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка , можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов» .

Публикации по теме:

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в , и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.


Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.


Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.


И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

20.12.2009, 00:49

Как научить дочь поднимать руки на уроках? Хоть тренера какого-нибудь вызывай в класс- ну не поднимает руку, не отвечает. И таких 15 человек в классе:008:

егоровна

20.12.2009, 13:43

Неужели это так важно? Я никогда не поднимала руку в школе,и это не мешало мне хорошо учиться.

20.12.2009, 13:54

Видимо, важно! Нам сказали, если вы не видите оценок в дневнике, значит ваш ребенок не работает на уроках, т.е. не поднимает руку!

20.12.2009, 14:51

20.12.2009, 15:42

нет, у нас хороший учитель. Она никого не заставляет, считает, что дети должны сами захотеть, а родители, как-то объяснить это детям:))

20.12.2009, 16:01

у нас хороший учитель. Она никого не заставляет, считает, что дети должны сами захотеть, а родители, как-то объяснить это детям:))

Супер.
А деньги ваш "хороший учитель" собственно за что получает? :))

20.12.2009, 16:02

А учителю слабо самому следить, чтобы все на уроке работали? Это, в принципе входит в понятие правильно проведенного урока.

20.12.2009, 16:04

чтобы дети захотели, не родители должны объяснять, а учитель подход найти. Можно ведь не рявкать: "Иванов, к доске!", а ласково: "Машенька, а ты что думаешь? Не поможешь нам?" Много способов есть вызвать активность в детях. Они про робость свою забывают, когда урок интересный. Я не просто так говорю - есть опыт работы, хотя сейчас не преподаю...

Когда я работала с иностранцами, у нас были нормативы обязательные - спросить на каждом уроке КАЖДОГО и не по одному разу (ну, там группы маленькие). Когда я работала с детьми в школе (мало, но была практика), от нас требовали, чтобы на уроке ответили по крайней мере две трети детей - хоть по паре слов.

20.12.2009, 16:05

Вот и наша учительница жалуется, что 15 человек не работает на уроке, родителей призывает помочь в этом. Я по психологам хожу- причину выясняю, а может быть, нужно учителю что-то самому предпринимать. Дочь боиться руку поднимать- видела на консультации. Хочет и боиться. Танцует, поет со сцены, А РУКУ НЕ ПОДНИМАЕТ ХОТЯ ОЧЕНЬ ХОЧЕТ!!!

20.12.2009, 16:08


20.12.2009, 16:11

Вот и наша учительница жалуется, что 15 человек не работает на уроке, родителей призывает помочь в этом. Я по психологам хожу- причину выясняю!

???

20.12.2009, 19:16

Вспомнилось. Мой сын не хотел поднимать руку в первом классе несколько месяцев:093:, хотя был готов и письменно работал на отлично. Учительница на собраниях об этом говорила-говорила, в дневнике писала, даже звонила мне. Я как-то уговорила его, он и поднял разок, а его - бац - и не спросили. Очень он обиделся:012:, спиной повернулся и просидел так весь урок, несмотря ни на уговоры, ни на увещевания, ни на угрозы. Замечание в дневник, вызов в школу, все довольны, но с тех пор никто не хотел, чтобы он руку поднимал:008:. Вызываться начал уже позже.

20.12.2009, 22:01

???
она вам, а Вы - нам и психологам???

А вообще-то Вы должны были обратится к завучу:), и спросить, НЕ ПОЖАЛОВАТЬСЯ, а СПРОСИТЬ, почему это учитель перекладывает на родителей и детей свои проф.обязанности.

Так я беспокоюсь, потому что она мне наедине в октябре говорила, что дочь не работает, про 15 человек я узнала в только в прошлую пятницу. Я думала- это только наша проблема. Учительница нацелена ОЧЕНЬ на результат в классе (знаю, потому что старшая у нее училась). У нас пол-собрания - как детей учить, как все оформлять- у меня голова кружиться начинает, чесслово. Это так все учителя? А старшей сразу в 1 классе в тетрадях писала "Делай уроки с родителями". И нам говорила- до 4 класса- только с родителями- последние методики такие. Бабушка так вооружилась этой методикой, что я ее с трудом от дочки отровала во 2 половине 4 класса. Теперь старшая самостоятельно справляется в 5 классе- я так рада

20.12.2009, 22:03

???
она вам, а Вы - нам и психологам???

А вообще-то Вы должны были обратится к завучу:), и спросить, НЕ ПОЖАЛОВАТЬСЯ, а СПРОСИТЬ, почему это учитель перекладывает на родителей и детей свои проф.обязанности.

К завучу не пойду- это смерть нашим отношениям с учительницей, а я ими очень дорожу. Просто хочу понять - напрягаться мне сильно или нет, ведь говорят, что с начальной школы стереотипы железные складываются, это меня и напрягает

20.12.2009, 22:04

А Вы не могли бы пол-года примерно подождать и не таскать ребенка БЕЗ ПОВОДА к "психологам"?
Дайте ребенку привыкнуть к школе, к учителю.
Школу обожает, учителя любит, пол-класса пригласила на день рождения

20.12.2009, 23:26

да не переживайте, потом начнет поднимать.
Дайте ребенку освоиться. Он сам должен преодолеть свой страх.

21.12.2009, 00:12

Извените, но это 369 лецей?

21.12.2009, 00:15

Извените, но это 369 лецей?

21.12.2009, 01:09

Бывает, что у ребенка уже был негативный опыт проявления инициативы (подняла руку, ответила неправильно, а учительница жестко задавила авторитетом). Обычно всегда понятно, кто хочет ответить, но стесняется. Глаза горят, руки нервно крутят ручку... Обычно учителю с такими детьми достаточно мягко и доброжелательно побеседовать 5 минут, они поймут, что нет ничего страшного в инициативе, за это не расстреляют, и уже на следующем уроке поднимут руку, а постепенно втянутся в рабочий процесс.

Доброе утро. Марина, несколько рекомендаций по вашему сообщению, надеюсь они вам помогут принять правильное решение.
Ваше «Ребёнок очень стеснительный и поэтому боится отвечать на уроках»
Рекомендации. Основа любой стеснительности и застенчивости лежит глубинный иррациональный страх, поэтому вам стоит показать ребенка детскому (не школьному) психологу, которого, к слову, вы можете найти на нашем сайте, и,который проработает у ребенка первопричину (иррациональный страх) и откорректирует её поведение.
Ваше «у неё возникли проблемы с успеваемостью»
Рекомендации. О какой успеваемости может говорить учитель, если согласно всех имеющихся законодательных нормативных документов (например: Порядок обучения детей в начальной школе регламентируется письмами Минобрнауки России от 25.09.2000, от 20.02.1999 и от 19.11.1998, а также СанПиН 2.4.2.2821-10 - «Санитарно-экологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и др), четко обозначающих требования и рекомендации к обучению в начальной школе, в первом классе детям не ставят оценок и не задают домашнее задание. И если это делает учитель, то она нарушает все имеющиеся Законы, и вам впору обращаться к прокуратуру.
И если учитель вам говорит о проблемах вашей дочери с успеваемостью- это, говорит, прежде всего, всего, о его не профессионализме и его негативном отношении к ребенку, поэтому вы правомочно можете задать учителю и руководству школы несколько вопросов, например:
*«Марь Ивановна, скажите пожалуйста, какие методы индивидуально -дифференцированного обучения, которые обязательны в рамках гуманистической модели обучения, вы применяете по отношению к нашему ребенку?» и так далее.
Ваше «программа очень сложная»
Рекомендации.
Вам стоит узнать всю информацию об учебной программе, по которой обучают вашу дочь (попросите учителя провести для вас ликбез по программе, прочитайте форумы учителей, узнайте информацию о ней в интернете), это позволит вам понять уровень сложности и особенности программы. Традиционно учебные программы для начальной школы не бывают повышенной сложности, ну если только для вундеркиндов.
Ваше «В школе настаивают перевести ребёнка на индивидуальное обучение»
Рекомендация. Вероятнее всего, перевести на домашнее обучение советует учитель, а не школа. К вашему сведению: такие рекомендации может дать специальная комиссия, а не учитель. Причем, рекомендацию вы можете принять и последовать её, либо отказаться, тогда ни кто не сможет вам что -либо сказать и уж тем более отказать (пригрозить отчислить из школы, или поставить какие -либо условия) в обучении - это прямое нарушение Закона об Образовании и Конституции.
Не стоит переводить ребенка ни на «на индивидуальное обучение» и ни в «в класс КРО», потому что для стеснительного и застенчивого ребенка (от себя, вернее от собственной проблемы, ребенок не убежит) будет новая серьезная психологическая нагрузка, вызванная новой адаптацией к новому классу и учителю, то есть новой психотравмой.
Помните,
решить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист. Мудрости вам

Ребенок не хочет отвечать на уроках?

Как можно помочь такому ребенку?

Причин такого поведения может быть много. Например, тревожность . У тревожных детей в большей степени затруднен процесс оперативной формулировки ответа. Любое неожиданное задание приводит к росту тревоги и ребёнок начинает "защищаться", например, вести себя пассивно или агрессивно-упрямо. Тревожность и страх на уроках мешают развитию мотивации. Страх заставляет ученика выполнить действие, имеет сиюминутный желаемый эффект, но в долговременном плане эффект отрицательный - вся ситуация учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями, снижается мотивация в целом. Тревожные ученики с самого начала пропускают много информации, потому их мысли сосредоточены на личных переживаниях. Таким детям может п онадобиться помощь при выполнении контрольных работ. После серии неудач ученик демонстрирует аффективные реакции в ситуации учебной деятельности.

Причиной отказа от ответа может быть и замедленная врабатываемость . Такой ребенок может отвечать только с большим запаздыванием. Пока он ищет, что ответить, класс уже давно может «проехать тему». Со временем такие дети могут вообще оставить все попытки поддерживать беседу.

В любом случае, основным направлением помощи таким детям во время уроков является формирование мотивации к учебе .

Мотивирование понимается как использование системы «кнута и пряника» (внешняя мотивация), либо развитие собственных мотивов ученика, в первую очередь самоуважения в деятельности (развитие внутренней мотивации).

Важно найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе. Установки учителя проявляются во время опроса через виды задаваемых вопросов, время для ответа и поддержку, что сильно влияет на мотивацию учеников.

Для развития и закрепления желательного поведения используют «пряник» - награду, позитивное подкрепление . Важно выбрать лучший способ подкрепления, т. к. не любое поощрение успешно мотивирует. Иногда то, что мы считаем позитивным подкреплением, может восприниматься учеником как неприятное воздействие или наоборот. Жетонная программа целенаправленно использует систему подкреплений.

Наказание - средство подавления отрицательного поведения путем использования негативных санкций либо лишения поощрения. Учитель сам выбирает основной подход (соотношение количества поощрений и наказаний), который он использует, влияя на учеников. Эффект был значительным при применении всех способов воздействия с преобладанием поощрения.

Принцип предпочитаемой активности ,

    «бабушкино правило» - утверждает, что предпочитаемая активность может использоваться как награда за участие в менее желаемой: «Сначала сделай то, что я прошу, а потом делай, что хочешь».

    Придумайте множество подкреплений. Дайте школьнику возможность самому придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся. Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.

    Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее. Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки (используйте индивидуальные нормы оценивания).

    Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником. Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.

    Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».

Будьте последовательны в применении наказания.

    Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.

    Заранее сообщите о правилах (или повесьте инструкцию на доску) и возможных последствиях их нарушения.

    Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.

    Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.

    Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком. Оценивайте только действия ученика, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере.

    Говорите спокойно и твердо.

    Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.

    Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению.

    Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.

    Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.

    Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время.

    Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

Чтобы у учеников не возникало чувство тревожности:

    Постепенно вовлекайте ученика в пугающие его действия, если вы уверены в позитивных последствиях (например, попросите робкого объяснить то, что он хорошо знает).

    Помогайте ученикам опознавать и предотвращать пугающие ситуации. Заранее расскажите им о них.

    Соревнования используйте осторожно. Наблюдайте за работой группы, убедитесь, что никто из учеников не находится под чрезмерным давлением, не унижается товарищами. Во время соревнований убедитесь, что все вовлеченные ученики имеют шанс добиться успеха.

    Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность практиковаться перед небольшими группами.

    Перед контрольной или тестированием убедитесь, что все указания ясны. Вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тексту на доске. Спросите учеников, все ли им понятно. Поинтересуйтесь у нескольких школьников, как они будут выполнять первое задание в упражнении. Избегайте ненужных временных ограничений.

Помните! Что при неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности и агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.

Литература:

    Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.

    Педагогическая психология: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 361-368.

    Чирков В.И. Психология мотивации деятельности достижения. Ярославль, 1994.