Самуэль Ганеман — биография основоположника гомеопатии. Самуил Ганеман – основоположник гомеопатии Ганеман биография

Германия

Немецкий врач, основатель гомеопатии.

«… в XVIII и даже XIX веках во врачебной практике широко использовались как сомнительные лекарства типа ртути, так и другие малогуманные способы врачевания, например кровопускание. Полностью разочаровавшийся в подобных методах исцеления, Ганеман отказался от медицинской практики, а на жизнь решил зарабатывать переводами литературы по химии, фармации, медицине, благо владел семью языками.

Работая в 1790 году над переводом книги У. Куллена «Лекарственные вещества», он наткнулся на описание свойств коры хинного дерева и её воздействия на организм человека. В результате Ганеман, забросив переводы, на долгих шесть лет превратился в затворника, проводя многочисленные опыты. В 1805 году он начал выступать в печати, публикуя статьи, в которых формулировались постулаты новой теории. Тогда же впервые появился и термин «гомеопатия». А в 1810 году Ганеманом была опубликована книга «Органон рационального врачебного искусства», до сих пор остающаяся главным учебником для гомеопатов всего мира».

Яковлева-Устинова Т., Эффект подобия, журнал «Вокруг света», 2001 г., № 11, с. 88.

В этой книге Самуэль Ганеман был провозгласил закон: Подобное да лечится подобным / Similia similibus curentur.

Исходя из указанного принципа подобия, Самуэль Ганеман лечил болезни, применяя против рвоты рвотные средства, от возбуждения – возбуждающие и т.п. Поскольку от такого лечения больным не всегда делалось не лучше, он перешёл к малым дозам.

«Обозначая свой метод медицинской логикой и считая себя последователем Гиппократа , Ганеман рассматривал здоровье как равновесие «жизненных сил / соков», а болезнь - как преобладание одной из «сил / соков».

На основании этого он предположил, что если организм начинает бороться с болезнью, то задача врача - пытаться не обезвредить «захватчика», а попасть в резонанс с организмом, разбудив «живительную силу», способную вытеснить «неприятеля» с оккупированной территории. И вот как раз для этого надо применять такие препараты, которые у здорового человека вызывают симптомы, подобные болезни.

Традиционная же (аллопатическая) медицина, в отличие от гомеопатии, действует по принципу «contraria contrariis» - то есть противоположное лечится противоположным.

Здесь врач старается найти средство, способное ослабить или уничтожить болезнь, а значит, при высокой температуре необходимо жаропонижающее средство, а при поносах - закрепляющее.

Гомеопаты считают, что аллопаты, снимая болезненные симптомы в одном органе, не учитывают работы всего организма в целом. А если с помощью лекарств равновесие всё-таки удается установить, то поддерживать его уже приходится искусственно, ведь в этом случае заболевание из острой формы переходит в хроническую.

Кроме того, с точки зрения гомеопатии разделение врачей по узким «отраслям» - на кардиологов, терапевтов, гинекологов или урологов - вообще неправомерно. Ведь если пациент жалуется на боль в суставах после приема назначенных препаратов, а в процессе лечения у него неожиданно заболевает сердце - это верный признак того, что лекарство изначально подобрано неправильно.

То, в каком порядке должны исчезать симптомы болезни при «правильном» излечении, установил последователь Ганемана Константин Геринг.

Во-первых, от центра к периферии тела. Например, если больной жаловался на боль в плечевом суставе, а после приема гомеопатического препарата у него заболели более мелкие суставы, то так оно и должно быть.

Во-вторых, сверху вниз. Если сыпь с лица перешла на руки - это нормально, а если её «перекочёвка» происходит в обратном порядке, то врач ошибся.

В-третьих, от жизненно важных органов к менее важным: давление пришло в норму, а суставы заболели.

В-четвёртых, в порядке, обратном появлению: симптомы, появившиеся первыми, должны исчезать последними. При выздоровлении у пациента как бы «прокручивается» вся история его болезни, только в обратном порядке».

Яковлева-Устинова Т., Эффект подобия, журнал «Вокруг света», 2001 г., № 11, с. 88-90.

Новости

    В программе мастер-класса И. Л. Викентьева об обучении ТРИЗ:

    1. Качественное (!) обучение школьников, студентов и взрослых «железному ТРИЗ» :
    - типовые ошибки, правильные приоритеты и эталонные разработки.

    2. Качественное (!) обучение школьников, студентов и взрослых теме «ТРИЗ + Бизнес» :
    - типовые ошибки; замалчиваемые материалы И. Л. Викентьева;
    - эталонные методики; закрытые коллективные разработки-2020 и более 750 новых исследовательских тем проекта сайт.

    До 12 апреля 2020 Вы можете присылать свои вопросы по ТРИЗ (любые разделы); курсу Развития Творческого Воображения (РТВ) и Жизненной Стратегии Творческой Личности (ЖСТЛ) на e-mail И. Л. Викентьева с пометкой в теме письма: «18 АПРЕЛЯ» .

    Возможно приобретение online-билетов на сайте лектория «Концентратор» .

    С 26 января 2020 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .

  • 45-я очная юбилейная конференция сайт «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта 21 декабря 2019 года (суббота).


    Более 100 видеозаписей

Вокруг гомеопатии уже давно ведутся споры и ломаются копья. Расскажем об истории ее появления и об ее авторе. Гомеопатия – одна из областей современной нетрадиционной медицины. Она возникла более 200 лет назад, благодаря неординарному ученому и врачу Самуэлю Ганеману (1755-1843).

Жизненный и профессиональный путь

Христиан Фридрих Самуэль Ганеман родился в Саксонии. Профессию врача он осваивал на медицинских факультетах Лейпцигского и Венского университетов. Начало его врачебной практики не было успешным. Поэтому Ганеман, который был полиглотом, предпочел работу библиотекаря. Не теряя интереса к медицине, в этот период он внимательно штудировал труды по химии и другим естественным наукам.

После возвращения к профессии врача в 1779 году, ему удалось защитить диссертацию в университете Эрлангена и получить звание доктора. Занимаясь врачебным делом в Дрездене и Лейпциге, Самуэль Ганеман все больше сомневался в действенности методов современной ему медицины. Переворот в его сознании произошел после изучения лечебного действия хинина, который широко и эффективно использовался против малярии. Решив в качестве эксперимента принимать хинный порошок, доктор Ганеман заметил, что он вызывает лихорадку и другие симптомы, напоминающие малярию. Открытие привело ученого к мысли, что «подобное излечивается подобным». Это заключение стало главным постулатом нового направления в медицине – гомеопатии.

Создание основ и принципов гомеопатического лечения

Суть гомеопатического действия лекарств, по мнению Самуэля Ганемана, состояла в том, что у здорового человека они вызывали симптомы болезни, а у больного – усиливали их, но в результате все же наблюдался целебный эффект. Первые опыты доктора по лечению рвоты большими дозами рвотных препаратов, а возбудимости – возбуждающими средствами, не были успешными. Не прекращая проводить эксперименты, в том числе и на себе, ученый пришел к выводу, что маленькие (гомеопатические) дозы лекарств действуют более эффективно, чем большие.


Методика Ганемана нашла своих поклонников, хотя традиционная медицина сразу признала ее шарлатанством. Во многих очерках по истории гомеопатии описываются случаи излечения этим врачом безнадежных больных, хотя его противники называли это не более чем счастливыми случайностями. Из-за противодействия властей Ганеману часто приходилось менять место жительства.

Занимаясь активной практикой, Самюэль Ганеман не забывал и о теоретической составляющей своего учения. Он регулярно выдавал научные труды по данной тематике. Самые известные произведения: «Органон врачебного искусства», «Чистые лекарственные вещества» в 6 томах, «Хронические заболевания» в 4 частях. В этих книгах были подробно изложены основные постулаты гомеопатии:

Здоровье человека поддерживает жизненная сила, ее расстройство ведет к заболеваниям.
Причины болезней динамичны и не важны для успешного лечения.
Необходимо лечить конкретные симптомы.
Победить болезнь можно лишь подобной болезнью, только более выраженной.

Кроме гомеопатии, доктор Ганеман является автором еще двух теорий. В первой речь шла об употреблении кофе, как о причине многих заболеваний. Спустя некоторое время ученый сам отказался от нее в пользу версии о существовании псорических миазмов. Суть этой гипотезы заключается в существовании инфекционных миазмов, вызывающих большинство хронических заболеваний, в первую очередь кожных.

Необычный метод лечения пользовался популярностью и нашел многих последователей в Германии, а в наше время - и во всем мире. Последние годы своей жизни Самуэль Ганеман с успехом работал во Франции, а его труды до сих пор находят своих читателей.

Основоположником гомеопатии, как самостоятельнойсистемы лечения в медицине, по праву считается немецкий ученый – Фридрих Христиан Самуил Ганеман.

Он родился 10 апреля 1755 г. в Саксонии, в небольшом городкеМейсене. И дед, и отец его были художниками назнаменитой фарфоровой фабрике и готовили к этому сына. Не исключено, что именно это обстоятельство, глубокое ощущение гармонии, которое дает искусство, наложило отпечаток на личность Ганемана и его научную деятельность.

Ганеман не стал художником, он избрал медицину. Медицинское образование получил в Лейпциге (1775 г.), с 1777 г. в Вене, затем в Эрлангене. В 1779 г. защитил дипломную работу. В 1781 г. дополнил медицинское образование изучением фармацевтики в Дессау.

После окончания университета Ганеман посвятил лечебной практи­ке несколько лет. Он был не удовлетворен, а скорее разочарован возможностями медицины. Позже он приступил к преподавательской деятельности в Лейпцигской Академии. В то же время Ганеман занимался пе­реводами научной литературы, т.к. знал почти все европейские языки и несколько древних. Сферой его интересов стали химия и фармакология.

По складу своей личности Ганеман был человеком незаурядным, отличающимся большой активностью в работе. Экспериментальные нау­ки еще не сформировались, и почти единственной возможностью для исследования лекарств были опыты насебе. Он испытывал насебе те лекарства, о которых читал.

В 1784 г. С.Ганеман, вступив в брак с Генриеттой Кюхлер, падчерицей дессауского аптекаря, переехал в Дрезден, где занимался врачеванием в городских больницах. С 1789 г. начинается первый лейпцигский период жизни С.Ганемана. К этому времени он уже пользовался репутацией ученого и опытного практического врача. Литературная деятельность С.Ганемана не ограничивалась переводами. Он стал автором следующих работ: «Об отрав­лении мышьяком», «Наставление основательно излечивать старые преждевременные и гнилые язвы», «Руководство для врачей к венерическим болезням»; изобрел способ изготовления растворимой ртути, описал химические свойства желчи и желчных камней и др.



Медицинская практика не принесла С.Ганеману удовлетворения. В то время применялись лечебные приемы, истощающие больных: большие дозы потогонных, рвотных, мочегонных и слабительных средств, производились частые и обильные кровопускания. Все это приводило в уныние, порождало ощущение беспомощности и бесперспективности ме­дицины. С.Ганеман постепенно отходит от медицинской практики, погружается в литературную работу, включая и переводы.

В 1790 году Ганеман переводит лекарствоведение эдинбургского профессора В. Куллена («Материа Медика»). В разделе охине его по­разили противоречия в описанииее лечебного влияния, и Ганеман принял хину в терапевтической дозе, наблюдая заее действием. К его удивлению симптомы, которые он отметил, совпали с симптомами малярии, которой он до этого сам болел. У него развилась типичная периодическая лихорадка.

Врожденное чувство гармонии и философский склад ума требовали поиска закономерности. Ему стало ясно, что хина потому занялаисключительное положение в лечении малярии, что сама способна вызывать такую же картину. Эта аналогия стала для Ганемана принципом выбора лекарств для лечения.

Постулированный С.Ганеманом принцип получил многочисленные частные подтверждения. Например, ртутные препараты в токсических до­зах поражают организм, затрагивая многие органы и системы, при этом значительно повреждается толстая кишка (тяжелый язвенный колит). Между тем, этиже препараты в малых дозах действуют благоприятно при дизентериеподобных колитах. Мышьяк вызывает холероподобный понос, а в гомеопатическом применении препаратами мышьяка излечиваются поносы различной природы. Йод раздражает дыхательные пути, а в малых дозах благотворно действует при бронхитах. Сера при длительном воздействии приводит к распространенному дерматиту, а в гомеопатии Sulfur iodatum излечивает различные кожные заболевания. Cantharis vesicatoria (шпанские мушки) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, а в гомеопатических до­зах облегчает страдания больных циститом и уретритом. Спорынья в больших дозах вызывает тяжелое поражение организма со спазмом сосудов, осложняющимся развитием гангрены, а в малых дозах Secali cornutum с успехом используется при облитерирующем атеросклерозе, и т.д. Постепенно созревала концепция, которая легла в основу гомеотерапии как новой системы лечения.

Ганеман, не приписывающий себе чужих открытий, пишет, что принцип подобия как возможный принцип выбора лекарства для лечения, был известен давно. Заслуга его состоит в том, что он пришел к заключению, что таким образом надо поступать не с единичными случаями, а всегда и со всеми лекарствами, и это является общим принципом выбора лекарств.

В І796 году в журнале фон Туфеланда Ганеман опубликовал свой труд "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ", который можно считать первым трудом, провозгласившим принципы гомеопатии, а эту дату можно считать годом рождения нового направления в медицине. Затем Ганеман прекратил преподавание в университете и вернулся к лечебной деятельности. Ему предстояло на практике проверить всеобщность принципа подобия, в дальнейшем выраженного формулой “Simila similibus curantur” («Подобное лечится подобным»).

Основной труд Самуила Ганемана «Органон врачебного искусства» во всем мире считается основополагающим классическим трудом по гомеопатии. Вышедший первым изданием в 1810 г., через 20 лет после открытия С.Ганеманом гомеопатического метода лечения, «Органон» содержит философские, теоретические и практические аспекты гомеопатии в представлении автора способа гомеопатии.

Книга многократно переиздавалась и переводилась на многие языки. Пятое издание «Органона» в русском переводе В. Сорокина было опубликовано в 1884 г. Особый интерес представляет шестое издание «Органона», тщательно переработанное С.Ганеманом в возрасте 86 лет, в последний период его врачебной практики в Париже. По словам В. Берике, выдающегося гомеопата начала ХХ века, подготовившего к печати в 1922 г. последний правленый автором текст труда, это был вариант пятого немецкого издания, опубликованного еще в 1833 году, «буквально прослоенный рукописными листами». Последний вариант, вышедший в свет только через 80 лет после окончания работы над ним автора, сам С.Ганеман считал «наиболее близким к совершенству».

Предисловие к «Органону» написано С.Ганеманом еще в 1833 г. и подтверждено им при подготовке 6-го издания книги. В предисловии сопоставляется старая медицинская школа (аллопатия) с ее постоянно ослабляющими больных воздействиями (в то время производились повторные кровопускания, ставились многочисленные пиявки, кровососные банки, клизмы и т.д.) с гомеопатией, которая «избегает всего, хотя бы в малейшей степени ослабляющего больного» и «является спасительным и благословенным делом». Без такого сопоставления, резкого и взаимозаключающего, в то время было бы невозможно выделение, становление и развитие гомеопатической системы лечения, сосуществующей сегодня с другими направлениями врачевания, обогащенными крупными успехами и достижениями.

Первая часть «Органона» содержит основные теоретические представления автора и его положения о механизмах гомеопатического и лечебного эффекта (подобное лечится подобным). Идеалом лечения, по С.Ганеману, является «быстрое, мягкое и окончательное восстановление здоровья… кратчайшим наиболее надежным и безопасным способом на основе легко понимаемых принципов. Но врач является и «хранителем здоровья, поскольку он знает факторы, расстраивающие здоровье и вызывающие смерть, и знает, как предохранить от них здоровых людей». Врач должен быть истинным практиком целебного искусства, причем истинное назначение врача «состоит не в наукообразной болтовне, а в оказании помощи страждущему». С.Ганеман призывает лечить, не теоретизируя.

Второй раздел «Органона» содержит практические рекомендации по применению гомеопатии. Чтобы правильно и эффективно лечить, врач должен исследовать больного, знать действие лекарств и правильно их применять. Среди «возбуждающих» острые заболевания причин выделяются отрицательные влияния окружающей среды, психические воздействия, «острые миазмы». Одни из них «могут поражать каждого человека не более чем один раз за всю жизнь, как, например, оспа, корь, коклюш, скарлатина, свинка и т.д.», другие же – «часто рецидивировать при сохранении основного характера своих проявлений». С.Ганеман замечает, что острые болезни «чаще всего являются временными обострениями скрытой псоры». Современному читателю близок и понятен этот тезис. Например, острый нефритический синдром в большинстве случаев оказывается обострением хронической нефропатии, характер которой уточняется нефробиопсией. Среди хронических болезней С.Ганеман различает истинные и ложные. Первые – это миазматические болезни (сифилис, сикоз и псора), вторые – следствие злоупотребления лекарствами или результат воздействия тех или иных вредностей (нарушения в еде, употребление возбуждающих средств и др.). При острых болезнях жизненная сила заболевшего способна одолеть их или миазмы в короткий срок побеждают жизненную силу. Следовательно, по С.Ганеману, исходы острых миазматических болезней – выздоровление или смерть. Нельзя не добавить: возможен переход заболевания в затяжную или хроническую форму.

Заключительный раздел «Органона» посвящен мероприятиям, поддерживающим гомеопатическое лечение. С.Ганеман подтверждает действие на «жизненный принцип» «динамической силы минеральных магнитов, электричества и гальванизма». Он положительно относится к «животному магнетизму», предлагая называть его из уважения к Месмеру месмеризмом. «Сильная воля человека, действующая из самых лучших побуждений на больного посредством контакта и даже без него, и даже на некотором расстоянии, может динамически передать жизненную энергию здорового гипнотизера», «мощь сильной доброй воли может временами творить чудеса». Эти соображения С.Ганемана сегодня не кажутся чуждыми и неприемлемыми для нас. Многие «мануальные процедуры» автор наделяет «успокаивающим и раздражающим» эффектом. Массаж особенно эффективен тогда, когда его «делает сильный доброжелательный человек», но этот метод «не должен излишне применяться к сверхчувствительным пациентам». Ванны полезно присоединять к общему лечению в периоде выздоровления и улучшения состояния больного «при надлежащем внимании к состоянию выздоравливающего, температуре воды, продолжительности и частоте повторения процедур». По-видимому, творец гомеопатии не отрицает и роли музыкотерапии: «доносящиеся издалека нежнейшие звуки флейты… могут наполнить нежное сердце возвышенными чувствами и растворить его в религиозном экстазе».

Его авторитет как искусного врача возрастает с каждым годом, расширяется практика. Вместе с тем С.Ганеман постоянно сталкивается с недовольством, завистью и противодействием врачей и аптекарей. В период с 1793 по 1810 г. С.Ганеман вынужден часто переезжать из одного города в другой, практикуя в Мольшкбене, Геттингене, Пирмонте, Брауншвейге, Вольфенбюттеле, Кенингслюттере, Альптоне, Гамбурге, Мелне, Махеме. Параллельно с практикой составляется объемистый «Аптекарский лексикон», создавший С.Ганеману славу ав­торитетного знатока фармации. В окончательно оформленном виде концепция гомеопатии представлена в первом издании знаменитого «Органона».

Важнейшим этапом становления и распространения гомеопатии стал второй лейпцигский период жизни С.Ганемана (І8ІІ-І82І гг.), когда он преподавал в университете. Вопреки противодействию многочисленных недругов, он успешно защитил диссертацию на медицинском фа­культете, представив обстоятельное историко-медицинское исследование «О геллеборизме древних». Необыкновенная глубина изучения пре­дмета, блестящее знание огромного количества древних источников, убедительность и логичность изложения исключили все возражения даже самых недоброжелательных оппонентов. Получив право преподавать в крупнейшем европейском университете, С.Ганеман сплотил вокруг себя многочисленных учеников и последователей. Это был период быс­трого развития знаний и практического опыта по гомеопатии, накопления обстоятельных описаний патогенеза гомеопатических лекарств.

В 1811 году вышла его книга «Чистое лекарствоведение» в 6-ти томах, где описано 60 лекарственных средств. В 1828 году была издана книга «Хронические болезни» в 5-ти томах. В этих книгах, кроме закона подобия описаны два других правила гомеопатии: применение малых доз и необходимость испытания действия лекарств на здоровом человеке.



Вместе с успехами гомеопатии, ростом авторитета С.Ганемана и его школы нарастали и силы его оппозиции. Возник судебный процесс междуним и лейпцигскими аптекарями, требовавшими передать изготовление любых лекарств в свои руки. В результате С.Ганеману было официально предписано все свои гомеопатические лекарства выписывать исключительно через обычные аллопатические аптеки, находящиеся в руках яростных противников гомеопатии. Это было равносильно запрещению врачебной гомеопатической практики в Лейпциге.

Летом 1821 г. С.Ганеман винужден был переехать в небольшой городок Кетен под покровительство герцога Фердинанда Ангальт-Кетенского, приверженца гомеопатического лечения. С.Ганеман, слава о врачебном искусстве которого уже разнеслась по всей Германии, вновь получил свободу медицинской практики с правом самостоятельного приготовления и отпуска гомеопатических средств. В Кетен ста­ли стекаться больные не только со всех регионов Германии, но и из соседних стран.

В кетенские годы С.Ганеман выпустил капитальный многотомный труд «Хронические болезни», в основу которых была положена концепция миазмов. Были также основательно уточнены и детализированы важнейшие принципы гомеопатии – потенцирование или динамизация лекарств, доказательство и объяснение эффективности малых доз. В 1831 г., когда в Европе распространилась холера, С.Ганеман предложил использовать для лечения этого тяжелейшего заболевания, уноси­вшего тысячи жизней, гомеопатические средства (камфора, вератрум, соли меди). Положительный эффект гомеопатии был подтвержден многими врачами того времени, в частности, в Австрии, Венгрии, Англии, Италии, России и др.

В 1830 г. С.Ганемана постигло несчастье – смерть жены, которая была его верным другом и спутником во всех жизненных невзгодах и многочисленных переездах, подарившая ему 11 детей. После смерти жены он продолжал уединенную жизнь и практику в Кетене. Количество больных, приезжавших к С.Ганеману, увеличивалось. В 1835 г. в возрасте 80 лет он женился на 35-летней парижанке Марии Мелани Харвили и переехал в Париж.

Последний, парижский период жизни С.Ганемана был насыщен интенсивной медицинской практикой. Он стал одним из самых популярных врачей в Париже, был окружен почетом и уважением.

Однако, и в это время продолжались нападки на учение Ганемана. В 1845 году медицинский совет попросил французского министра Франсуа Гизо принять меры против гомеопатии, запретить ее применение, однако Гизо ответил очень умно: «Если гомеопатия химера или метод, не имеющий ценности, она исчезнет. Но если, наоборот, она прогрессивна, то распространится, что бы не делали. Академия должна желать этого более всего, поскольку ее задача – стимулировать научный прогресс и научные открытия».

В связи с возрастом и непосильной нагрузкой здоровье С.Ганемана стало ухудшаться. 2 июля 1843 г. на 89-м году жизни он скончался и был похоронен в Па­риже на кладбище Пер-Лашез, где на монументе с бюстом С.Ганемана выбито латинское изречение «Non inutilis vixi» («Я прожил не напрасно»).

Два столетия гомеопаты всего мира свято соблюдают основной жизненный принцип этого великого человека: лечить «верно, безопасно, быстро и надежно». Это была, без сомнения, выдающаяся личность, неистовая по своему характеру, гениальная по величине своего таланта.

Самуэль Фридрих Христиан Ганеман (1755 - 1843)

«Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному – излечивать его!

Самуэль Ганеман Христиан – Фридрих - Самуэль Ганеман родился 10 апреля 1755 г. в г. Мейсен, в Саксонии, Отец его был живописцем по фарфору.

Первоначальное воспитание ребёнок получил в семье. Отец учил его наблюдательности посредством рисунков и с самых ранних лет приучал к практическому опыту, развивая пытливость и самостоятельность суждения. Самуэль отличался любознательностью. Несмотря на явную склонность сына к образованию, отец предназначал его для торгового дела и собирался уже отправить к одному торговцу в Лейпциг.

Однако, настоятельные просьбы директора школы способствовали тому, что мальчик остался в городе. Директор принял мальчика в школу бесплатно, поскольку очень высоко оценивал способности Самуэля.

В этой замечательной для своего времени школе Ганеман приобрел классическое образование и основательное знание 5 языков. Здесь же определилась его страсть к естествоведению. Пытливый ум, организованность, трудолюбие и склонность к системному мышлению выделяли юного Ганемана среди сверстников.

Впоследствии директор школы доверял ему вести уроки естествознания в классах. А выпускное сочинение Ганемана "О дивном строении человеческой руки" произвело настоящую сенсацию. Никто не сомневался, что у юноши большое будущее. По окончании школы, двадцати лет от роду, с 20 талерами в кармане, которые смог ему дать отец, Самуэль отправился в Лейпциг, чтобы поступить в Лейпцигский университет. Ганеман поступил без особого труда на медицинский факультет. Но ввиду стеснённого материального положения семьи он должен был не только учиться, но и зарабатывать на жизнь уроками и переводами с иностранных языков.

Через два года Ганеман переводится в Вену, где продолжает медицинское образование и кроме того, занимается городской практикой в Герман - штадте. В 1779 г. он отправляется в Эрланген, чтобы держать экзамен на степень доктора медицины.

Он блестяще защищает диссертацию "О причинах и лечении судорожных болезней" и получает диплом доктора медицины с правом врачебной практики. Работая уездным врачом в Гаммерне, близ Магдебурга, он сыскал любовь и уважение местных жителей. Дружеские отношения с аптекарями способствовали его знакомству с дочерью аптекаря в Дессау, Иоганной Кюхлер, на которой он женился в 1781 году.

Ганемана и супругу связывали нежные чувства и взаимопонимание, на долгие годы она стала его помощницей и лучшим другом во всех трудностях и радостях жизни. Ганеман имел от этого брака четырех дочерей и одного сына.

Через три года семья переезжает в Дрезден, где Ганеман практикует в госпитале, при этом не покидая своих научных занятий. Здесь, кроме мелких статей, он написал (1796) свой трактат об отравлении мышьяком, что послужило в дальнейшем открытию препарата Mercurius solubilis Hahnemanni (Меркуриус солюбилис по Ганеману).

Спустя четыре года, Ганеман отправляется в Лейпциг. Неугомонность 33-летнего доктора объяснялась не только выдающейся силою души и ненасытной жаждой знаний. Недовольство практической медициной того времени и исследовательское мышление послужили главными причинами его переселения в Лейпциг. Ганеман решил отказаться от практики, предпочитая зарабатывать работами по химии, фармации и переводами французских, английских и итальянских медицинских трактатов.

Но именно это послужило переломным моментом в его врачебной деятельности и ознаменовалось новым направлением в медицине. Переводя статью о хинной коре с английского руководства Куллена, Ганеман наткнулся на описание лечебных показаний при назначении Перуанской коры. Автор приписывал благотворное действие лекарства при лечении малярии его горькому вкусу, который якобы оказывает вяжущее действие на желудок. Ганеман был потрясён таким глупым объяснением. Чтобы выяснить реальные причины, почему именно хина излечивает малярию, предпринял испытание препарата на себе. Принимая большие материальные дозы хинной коры, он, будучи совершенно здоровым, получил все характерные для перемежающейся лихорадки симптомы. Прекратив прием лекарства, Ганеман через день снова стал здоровым. Эти опыты показали абсурдность утверждения, что Перуанская кора излечивает малярию потому, что является горьким или вяжущим лекарством.

Ганеман продемонстрировал, что Перуанская кора излечивает приступы лихорадки потому, что она сама вызывает такие же симптомы у здорового человека. Из этих наблюдений возник основополагающий принцип, который Ганеман назвал законом подобия: "При хронической болезни, которую мы хотим вылечить, нужно использовать то лекарственное средство, которое может создать очень похожую искусственную болезнь».

Таким образом, он открыл основной принцип гомеопатии: подобное лечится подобным - "similia similibus curantur". Шесть лет хранил он свою идею, вновь занялся медицинской практикой, изучая новый принцип и накапливая клинический опыт, которой нужен был для доказательства этой идеи. Впервые он обнародовал свое учение в 1796 году в медицинском журнале Гуфеланда, чтобы коллеги по профессии могли беспристрастно оценить новый метод. В 1805 г. на латинском языке напечатаны первые опыты действия различных лекарств на здорового человека, где впервые было упомянуто слово гомеопатия. Он назвал новую терапию "Homeo" (аналогичное) "pathy" (страдание).

В 1810 году Ганеман опубликовал первые шесть редакций своего труда «Organon» ,в котором изложил гомеопатическую философию. Уже в первые годы после выхода «Органона врачебного искусства» на долю смелого реформатора выпал целый ряд нападок и оскорблений. Надо сказать, что гомеопатические лекарства не требовали большого количества сырья для изготовления лекарства и Ганеман сам готовили их для своих пациентов. Врачи и аптекари объявили беспощадную войну и Ганеману, и гомеопатии, увидев в ней прямую конкуренцию и подрыв их деятельности. Но Ганемана это не могло испугать.

В 1806 г. обратился к коллегам с популярной статьей, в которой доказывал эффективность нового метода лечения на фактах, от которых нельзя было отмахнуться или признать недействительными. Этот метод под названием Гомеопатия заставил обратить на себя внимание врачей и учёных многих специальностей. Подтверждение действия гомеопатии не заставило себя долго ждать.

В то время шли военные действия в Европе, Наполеон атаковал Лейпциг, было много убитых и заболевших тифом, разразилась эпидемия. Ганеман и его последователи лечили уцелевших раненых и больных тифом с очень хорошим результатом. Те, кому посчастливилось попасть к доктору Ганеману, выздоравливали. Более того, Ганеман по всей стране разослал рекомендации практикующим докторам для лечения эпидемии тифа. Использование гомеопатии спасло сотни и тысячи пациентов по всей стране. Это было первое доказательство эффективности гомеопатии.

В 1831, эпидемия холеры свирепствовала в Центральной Европе. Ганеман также принял непосредственное участие в преодолении эпидемии и затем опубликовал работы по гомеопатическому лечению болезни, что способствовало широкому распространению гомеопатии среди врачей. Надо сказать, что антибиотики были открыты позже, и их внедрение способствовало забвению результатов гомеопатического лечения опасных инфекций.

В 1811 году Ганеман вторично прибыл в Лейпциг, желая приобрести здесь независимую кафедру и клинику для практического применения своей теории. Это ему не удалось. Тогда Ганеман разослал воззвание к врачам, приглашая их к себе для слушания лекций по гомеопатии, и постепенно собрал около себя кружок приверженцев, которые вскоре стали его учениками. С их помощью вышел в 1811-1819 гг. фундамент гомеопатии,- "Чистое лекарствоведение" (Reine Arsneimittellehre), в шести больших томах, заключающих в себе результаты исследования шестидесяти двух лекарств.

В 1821 г герцог Фердинанд призвал знаменитого врача в качестве лейб-медика к своему двору в Ангальт-Кетен и предоставил ему полную свободу врачебной деятельности во всей стране. Ганеман был уже не один; образовался значительный круг его приверженцев из врачей, имена которых знают все Бенинзгаузен, Хэль, Квин, Геринг. Тем самым было обеспечено дальнейшее будущее гомеопатии. Имена Фарингтона, Шаретта, Бёрике, Герхарда, Штигеле, Аллена, Юза и многих других и сейчас украшают галерею мировой гомеопатии.

В 1828 -1830 гг. вышел в свет ещё один труд Ганемана: «Хронические болезни». В Кетене Ганеман имел большую практику; больные из других стран съезжались к нему на лечение. Ганеман приобрёл не только известность, но и некоторое материальное благополучие.

Но невзгоды подстерегали его и в это время. Его единственный сын уехал из Германии и пропал без вести. Супруга его, делившая с ним дни бедствия и славы, скончалась, дочери вышли замуж - и Ганеман остался один в своем доме. Однако он вторично женился на молодой француженке Мелани д"Эрвиль Гойе, которая была успешно вылечена Ганеманом.

Несмотря на тот факт, что он был более чем в два раза старше неё, они хорошо понимали друг друга, поскольку Мелани была весьма просвещённой женщиной своего времени, увлекалась естествознанием, медициной, писала замечательные картины. Она была верной помощницей Ганемана во врачебной практике, они остались близкими друзьями до его последних дней.

После женитьбы они отправились в Париж, бывший в то время средоточием всего света. Париж и Франция могли лучше Германии оценить заслуги Ганемана. Действительно, по прибытии в Париж, Ганеман получил, при посредстве герцога д"Гиза высочайшее разрешение свободно распространять и практиковать свой метод лечения.

Восемь лет Ганеман практиковал в Париже, посещаемый отовсюду приезжавшими врачами и больными; отсюда гомеопатия распространилась по всему свету.

Он умер 2-го июля 1843 года, на 89 году жизни, пользуясь общим уважением и любовью окружающего его общества. Самуэль Ганеман пожелал, чтобы на его могиле написали такие слова: «Есть два сокровища в жизни: совершенное здоровье и безупречная совесть; гомеопатия даёт первое, любовь к Богу и ближнему даёт второе».

Похоронен Ганеман на кладбище Пер–Лашез, ученики и соратники Самуэля Ганемана сделали ещё одну надпись: «Он прожил жизнь не напрасно!»

Этот портрет рисовала Мелани, когда Ганеману было 83.

Эрвиль Гойе, которая была успешно вылечена Ганеманом.

Гомеопатия - отрасль альтернативной медицины, основанная еще в 18 веке Самуэлем Ганеманом. Отрасль обладает такими принципами, как подобное лечить подобным, применять минимальные дозы лекарства и лечить не болезнь, а человека. Из-за того, что несколько веков назад официальная медицина мало чем отличалась от гомеопатии, она пользовалась огромной популярностью, и помогла жизням сотен людей. И всё это благодаря человеку, который создал данное направление - Самуэлю Ганеману.

Фридрих Христиан Самуэль Ганеман родился 10 апреля 1755 г. в небольшом немецком городке Мейсен в Саксонии. Его отец и дед работали художниками на знаменитой фарфоровой фабрике, которой славился регион, и готовили Ганемана к такой же работе. Семья была бедной, денег всегда не хватало, поэтому мальчику зачастую приходилось не ходить в школу. К двенадцати годам Самуэль уже владел многими языками: английским, французским, итальянским, греческим и латинским. Знания дали ему возможность заниматься переводом и репетиторством, зарабатывая таким образом себе на жизнь.

Отец Ганемана сыграл большую роль в развитии сына. Так, например, он зачастую запирал маленького Самуэля в комнате, озадачивая его каким-либо вопросом, для того, чтобы у него развивалось мышление. Отец говорил ему: «Все доказывай, держись хорошего, не бойся быть мудрым». Кроме того, когда мальчик подрос, отец обратился в престижную школу Св. Афры с просьбой взять его сына на учебу, и руководство приняло его в 1770 году. Благодаря выдающимся умственным способностям мальчика, он учился бесплатно.

В 1775 году он успешно защитил диплом на тему «Замечательное устройство человеческой руки» и закончил школу Св. Афры. Денег у Ганемана по-прежнему практически не было, но все же он решил покинуть Мейсен, и отправиться в Лейпциг. Там он поступил в Лейпцигский университет, и начал изучать медицину, но спустя два года обучения понял, что научная база учебного заведения слабовата, и перевелся в Венский университет, в котором на протяжение 10-ти месяцев учился у известного австрийского врача Йозефа фон Кварина. Уже тогда он начал свою медицинскую практику, и вскоре, по окончании обучения, должен был поступить на частную службу.

Спустя несколько лет, в 1779 году, он отправился в Эрланген, где защитил диссертацию «О причинах и лечении судорожных болезней» и получил степень доктора медицины. У него появилась возможно начать настоящую практику. Он путешествовал по небольшим немецким городкам, и за пару лет завоевал доверие десятков местных жителей, которые обращались к нему со своими недугами. Знакомство с аптекарем из Дессау привело его к Иоганне Леопольдине Генриетте Кюхлер - женщине, на которой в 1781 году молодой Самуэль женился. В их браке родились четыре дочки и один сын.

Какое-то время у него не ладилось с работой, ему даже пришлось вновь заниматься переводами, но в том же 1781 году он получил должность сельского врача на саксонских медных рудниках. В эти же годы Ганеман начал подробнее изучать некоторые аспекты современной медицины. Любознательность привела его к недостаткам теорий и приемов лечения, которые использовали в то время. По его мнению, многие способы лечения не имели никакого объяснения, но применялись к людям. Он разочаровался в возможностях современной медицины.

Спустя время он отказался от медицинской практики, признав, что пациенты могут прожить без его помощи. Он устроился преподавать в Лейпцигскую Академию. Изучал научные статьи иностранных писателей, так как к тому моменту знал почти все европейские языки и несколько древних. Его внимание привлекли химия и фармакология. В период с 1875 по 1789 годы он жил в Дрездене, и зарабатывал тем, что переводил научную литературу.

Про свою врачебную практику в то время он писал следующее: «К своей практике я могу относиться лишь как к занятию, приносящему усладу сердцу». В 1789 г. он вместе с женой и детьми переехал в Лейпциг, где опубликовал научный труд о сифилисе, в котором описывалась препарация ртути, разработанная лично им, и которая по-прежнему известна как «гемановская растворимая ртуть». Но денег от этой деятельности не хватало его семье на жизнь. По словам ученого, они вынуждены были стирать белье с помощью сырого картофеля, потому что у них не было денег на мыло.

Из-за критики современной медицины, многие коллеги высмеивали Ганемана. Несмотря на это, он был человеком, который мыслил нестандартно, и проявлял огромнейший интерес к делу, которым занимался. Ганеман много читал и испытывал на себе те препараты, о которых узнавал. Но его разочаровывало то, что привычная медицина не лечит людей и, к тому же, приносит совсем мало денег.

Его жизнь начала меняться в 1790 году, когда ему в руки попалось английское сочинение Уильяма Калена «Materia medica», в котором описывались основы фармакологии. Тот писал о противомалярийных свойствах хинной корки, о ее горечи и вяжущих свойствах. Ганеман исследовал на себе хинную корку в небольших дозах, и затем пережил болезненные расстройства, напоминавшие симптомы малярии, с которой ему приходилось ранее сталкиваться. Он был поражен, и решил глубже изучить этот вопрос и выявить закономерность. В результате, он узнал, что хина используется при лечении малярии потому, что сама способствует ее возникновению. Для ученого это стало настоящим открытием, и тогда он выявил первый основополагающий закон гомеопатии, который гласит: «Подобное лечит подобное». Кроме того, опыты привели его к тому, что малые дозы препаратов могут действовать совсем иначе, нежели большие.
Спустя несколько лет, в 1796 году в медицинском журнале Гуфеланда в 1796 году он опубликовал свой первый труд о гомеопатии «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ», в котором рассказал о принципах гомеопатии и зарождении нового направления в медицине в целом. Он снова принялся за практику.

Его пациентов привлек новый метод лечения, но Ганеману по-прежнему не удавалось обжиться в каком-либо городе. В 1799 году он смог продемонстрировать многим людям эффективность гомеопатии, которая строится на закономерности «подобие лечит подобное». Началась эпидемия скарлатины, и Ганеман принялся за лечение людей. После того, как он успешно применил гомеопатические дозы Беладонны, люди наконец обратили на гомеопатию внимание. Это произвело сенсацию, однако, Самуэль подвергся нападкам со стороны общественности, так как за свое открытие попросил небольшое вознаграждение. При этом, бедные пациенты получали Беладонну совершенно бесплатно, в отличие от обеспеченных пациентов.

Последующие годы Ганеман продолжал проводить опыты с препаратами, читать литературу и писать научные статьи. В 1803 году он написал эссе «Об эффектах кофе на основе оригинальных наблюдений», в котором говорилось о том, что многие болезни людей возникают из-за употребления кофе. Позже он опровергнул данную теорию, но затем в возрасте 80-ти лет выдвинул «псорическую теорию» заболеваний, которой приписывал те же последствия, что и при употребления кофе. В последней теории он утверждал, что все хронические болезни возникают не от употребления кофе, а от некоей «первичной псоры», которая передается от человека к человеку.

В 1805 г. Ганеман напечатал на латинском языке первые опыты действия различных лекарств на здорового человека, где впервые было упомянуто слово «гомеопатия». Он назвал новую терапию «Homeo pathy» («Аналогичное страдание»)

В 1810 г. Самуэль Ганеман публикует книгу «Органон врачебного искусства», в которой описываются основы и законы лечения больных. В ней практик рассказывает о законе подобия, принципе использования одного лекарства, а также о минимальных дозах и назначении лишь тех лекарств, который были испытаны на живых людях. Однако, после выхода данной книги, он обрел как поддержку, так и полное непонимание и нападки со стороны общественности. Многие его оскорбляли.

Все дело было в том, что Ганеман сам изготавливал свои лекарства, так как они не требовали много сырья. Это буквально взбесило врачей и аптекарей, они видели в нем серьезного конкурента, способного подорвать их деятельность. Однако, это не пугало Ганемана. Он продолжал испытывать препараты на себе и своей семье, и давать их пациентам. В 1812 году он наконец-то основался в Лейпциге, и начал преподавательскую деятельность, открыв курс лекций о «рациональной медицине». На лекциях он подробнее и более углубленно рассказывал студентам о гомеопатии.

Первыми учениками Ганемана были Гросс, Штапф, Рюкерт и Гартман, получившие позже популярность. В 1813 году Наполеон вовсю атаковал Лейпциг, в результате чего его армия была разгромлена. Однако, было много раненых солдат, а также людей, заболевших тифом. Всё это привело к эпидемии. Ганеман вместе со своими учениками лечили больных, и это давало хороший результат. Все, кто попадал к нему на лечение, выздоравливали, однако, он не мог спасти всех, страдавших тифом. Поэтому, он разослал рекомендации практикующим докторам по всей Германии, в которых описал, как лечить больных. Его гомеопатический метод спас несколько тысяч пациентов, что доказало эффективность гомеопатии. При этом, многие врачи и аптекари по-прежнему не унимались, и жаловались, что тот распространяет препарат собственного изготовления.

Ганеман продолжал свою деятельность в Лейпциге до 1820 года, затем правление запретило ему самостоятельно изготавливать препараты для раздачи больным. В 1821 году он переехал в Кётен, где приобрел поддержку и защиту герцога Фердинанда. Тот стал его пациентом, и разрешил ему продолжать опыты и врачебную практику, и самостоятельно изготавливать лекарства. К тому моменту о нем знали даже в других странах, поэтому его пациентами зачастую были иностранцы. Со временем, люди начали доверять гомеопатии, и у Ганемана становилось все больше и больше сторонников.

В 1828 году Ганеман разработал концепцию миазмов в книге «Хронические болезни». Он утверждал, что многие хронические болезни людей вызваны гипотетическим инфекционным агентом (миазмом). Согласно данной теории, «первичная псора» после излечения или самопроизвольного исчезновения симптомов далее развивалась как неуклонно прогрессирующая системная болезнь (так называемая «внутренняя псора»), имеющая хронический характер и разнообразные проявления. На этой теории основывается и современная концепция «гомеопатической медицины». Многие гомеопаты не приняли его концепцию, потому что сочли недостаточно естественной.

В 1830-1831 годы в России началась первая в истории вспышка холеры, которая стремительно распространилась по Европе. Стандартная медицина не справлялась с эпидемией, зато гомеопатия вновь показала результаты. Ганеман применял Камфору, Медь и Чемерицу, и таким образом спасал многих людей.

Бруннов писал о Ганемане следующее: «…От своих учеников Ганеман требовал не только умственного развития и прилежания, но и строгой нравственности. Мне известен один случай, когда он отказал одному талантливому молодому медику, так как узнал, что тот находится в близких отношениях с одною особою легкого поведения. В религиозных вопросах Ганеман, принадлежавший к лютеранскому вероисповеданию, держался вдалеке от всяких положительных догматических верований. Он был чистым, твердо убежденным деистом. – «Я не могу не благодарить Бога и не преклоняться пред Ним при виде Его творений» — часто говорил он».

В 1835 году Ганеман принял решение покинуть Германию из-за того, что ему не нравилась приобретенная известность, а также для того, чтобы распространять учение о гомеопатии в другие страны. Он поселился в Париже, где успешно практиковал. В 1937 году он занимался лечением Никколо Паганини, который страдал от урологической патологии.

У Ганемана началась черная полоса в жизни: его единственный сын покинул Германию и пропал без вести, дочери вышли замуж, а любимая скончалась. Но, перебравшись во Францию, он женился второй раз на молодой француженке Мелани д’Эрвиль Гойе, которая была младше Ганемана в 2 раза. При этом, она была умной женщиной, поэтому у них с Ганеманом сложилось абсолютное понимание и лад в жизни. Увлечениями Мелани были медицина, естествознание и живопись.

Именно из-за Мелани он уехал в Париж, потеряв всякую связь со своими детьми. Она соблазнила его признанием со стороны французов и приятным отдыхом, а затем убедила снова практиковать. Благодаря этому, Ганеман в возрасте 80 лет не просто пожинал плоды своей жизни, беззаботно отдыхая, но также продолжал свою деятельность. В свою очередь, Мелани благодаря Ганеману открыла клинику для бедных, и была его ассистентом вплоть до смерти.

Во Франции он получил признание и славу. Он пользовался уважением окружения. Самуэль Ганеман пожелал, чтобы на его могиле были написаны следующие слова: «Есть два сокровища в жизни: совершенное здоровье и безупречная совесть; гомеопатия дает первое, любовь к Богу и ближнему дает второе». Ганеман умер 2 июля 1843 г. в возрасте 89 лет от пневмонии. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез. Сторонники гомеопатии со всего мира съезжаются к могиле Ганемана в день его рождения и смерти.