Сочинение на тему образ главного героя в рассказе уроки французского. Образ главного героя в произведение «Уроки французского»

В. Распутин “Уроки французского”.

(урок литературы в 6 классе)

Тема: Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль учительницы в жизни мальчика

Цель: Познакомить учащихся с содержанием рассказа, его героями, показать огромное желание мальчика учиться, его стремление к независимости, выяснить, какую роль сыграла учительница в жизни мальчика, формировать умения и навыки характеризовать героя, давать оценку его поступкам, развивать умения обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к учебе, к учителям, предупреждения усталости на уроке.

Ход урока

I.Орг. момент

II.Чтение стихотворения об учителе

Ты нужен, нужен на веку

И юноше и старику,

Чтоб их обогащать упорно.

Так добывается руда,

Так весны свет несут всегда

И так выращивают зерна.

Твой труд…

Так ювелир подчас

Шлифуют крохотный алмаз,

Так сообщают блеск булату.

Да, главным в нынешней судьбе

Земля обязана тебе

И высь, открывшаяся взгляду.

Ты, как над колыбелью мать,

Когда опять, опять, опять

Листаешь школьные тетради,

Ночами не смыкая глаз.

Ты знаньями питаешь нас

Добра и счастья в мире ради.

Учитель! Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят

И вознесут на трон из песен,

Чтоб с каждым поколеньем

Впредь тебе волшебно молодеть,

В труде, который так чудесен!

О чем и о ком будем говорить на уроке?

    Работа над темой урока.

Сегодня познакомимся с произведением В.Г.Распутина “Уроки французского и его героями”.

1.Беседа по тексту .

Давайте обратимся к произведению и прочитаем 1 абзац. Какова его главная мысль? Какое настроение оно придает всему произведению?

Расскажите о жизни мальчика в деревне.

Тяжелая жизнь послевоенной деревни. Каковы ее приметы в рассказе. Примеры.

Когда у мальчика началась самостоятельная жизнь?

2.Мозговой штурм ” .

Взрослый человек из села, попадающий в город, не всегда может приспособиться к городской жизни, трудно это сделать так же и ребенку такому, как герой рассказа “Уроки французского”. Посоветуйте юному сельскому жителю, как вести себя, оказавшись в городе. (писать на доске)

3. Беседа по тексту .

Посмотрим, как ведет наш герой в райцентре

Почему “самое страшное” начиналось у него, когда он приходил домой?

У мальчика однажды была возможность уехать. Почему он отказался?

Расскажите об игре в чику. Что заставило нашего героя принять в ней участие?

А как ведет себя наш герой? О чем – это свидетельствует? Черты характера.

4.Ситуация: если бы вы попали в такую ситуацию с игрой на деньги, как герой рассказа Распутина, как бы вы поступили: играли бы по правилам Вадика и Птахи или нет? А были ли у вас такие ситуации? Приведите примеры.

5.Работа с текстом. (портрет, характеристика )

Почему именно рассказчика выбрала Л.М. для индивидуальных занятий? Случайно ли это?

Давайте посмотрим, какую портретную характеристику дает автор мальчикам.

Задание по вариантам:

    Найти и выбрать характеристику мальчиков, которые окружали героя.

    Найти и выписать характеристику главного героя.

Зачитывают.

В чем отличие?

6.Продолжение работы с текстом.

Прочитайте сцену “Возвращения посылки”. Почему мальчик вернул ее? Какие чувства испытает он в этот момент? А что чувствует учительница?

С какой целью Л.М. стала играть в “замеряшки”? Что выдавало ее во время игры?

- “.. Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сразу назвать вам поступок… Это преступление. Растление, совращение.”

Согласны ли вы с такой оценкой поступка Л.М? А как вы оцениваете ее поступок?

7.Ситуация: Представь себя главным героем рассказа Распутина “Уроки французского” и предположи, как бы сложилась твоя жизнь в городе, если бы не было в твоей школе такой учительницы, как Л.М?

    Проверка д/з.

Воспоминания родителей о своих учителях.

    Итог.

“Микрофон” .

Какую роль в жизни человека играет учитель? Чему учат?

    Выставление оценок.

Домашнее задание.

    Средний уровень: подготовить пересказ текста.

    Достаточный уровень: составить план рассказа о жизни мальчика.

    Высокий уровень: согласны ли вы с мыслью, что испытания, выпадающие на долю человека закаляют его характер? Можно ли утверждать, что это произошло с героем Распутина? Аргументируйте свой ответ.

Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ-ных писателей. В своих произведениях он проповеду-ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере-венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна-ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— гово-рили все в селе его матери. Вот и пошла она «напере-кор всем несчастьям».

Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь-ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род-ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе-вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.

Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут-кость, он не берется искать, кто ворует у него небога-тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.

Маленький человек осознает, как тяжело достают-ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.

Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.

Сразу понял герой некую субординацию в компа-нии ребят, где все относились со страхом и заискива-нием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз-вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не-добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. От-крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!

Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко-торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла-деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос-тижении цели человек.

Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково-дителя она больше других интересовалась ученика-ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно-классника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.

После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.

Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове-ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге-роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи-тель.

Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко-торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль-ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб-ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре-шив назначить ему дополнительные занятия по фран-цузскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла-дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель-ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока-завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув-ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис-пытанием для него становятся не занятия по француз-скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.

Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на-правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.

Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.

Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз-гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намерева-ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля-ет смелость, честность, чувство собственного достоин-ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва-силий Андреевич не захотел увидеть этого.

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна-чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи-тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро-ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми-хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон-зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш-ным светом естественного примера,... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко-любия.

Урок 46 СТОЙКОСТЬ ГЕРОЯ, ЖАЖДА ЗНАНИЙ, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

01.02.2012 15637 1582

Урок 46 Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Цель: показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по прочитанному.

– Как мальчик вел себя во время драки? Как это его характеризует?

– И вновь пейзажная зарисовка помогает понять, передать состояние героя, охарактеризовать его. Найдите и зачитайте ее. («Минут пять стоял я и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».)

– Почему герой, вопреки угрозам ребят, опять придет играть на поляну? Найдите ответ в тексте.

II. Изучение нового материала.

Беседа-размышление над композицией рассказа.

– Проанализируем эпизод «Разговор с Лидией Михайловной после уроков». Что испытывает мальчик, ожидая учительницу в коридоре? (Ждал «замирая от страха».)

– Как начала разговор Лидия Михайловна? Интонация ее вопросов? Какую цель она преследует?

Выразительное чтение по ролям разговора учительницы и мальчика. «Автор» читает портретные описания героев.

– Какой художественный прием использует Распутин в портретных описаниях героев? (Антитеза: «…аккуратная вся, умная и красивая…» и «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом…», «…в перешитых отцовских галифе…».)

– Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». (Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а его одноклассник Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги. Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему. А когда мальчик разгадал секрет с посылкой, она объясняет ему: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: расскажите о герое по плану, данному в учебнике (с. 156); ответьте письменно на вопрос: «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Качество доброты в человеке может проявляться в различных ситуациях. Иногда нелепых и внешне отрицательных. Доброта («Уроки французского») - пример проявления человеческой заботы учителя к чужому для него ребенку. Педагог решается на азартную игру с учеником, за которую придется рассчитываться собственной судьбой и педагогической карьерой.

Учитель - другой человек

Лидия Михайловна попадает в сложную жизненную ситуацию. Она видит, как трудно приходится ее ученикам. Особенно одному мальчику, который и становится рассказчиком жизненной истории. Учительница пытается помочь мальчику: ребенок получает посылку с яблоками. Он сразу догадывается, кто может прислать ему такой экзотический для севера фрукт. Он отказывается от помощи. Лидия Михайловна не отступает и пытается накормить его у себя дома, приглашая на дополнительные занятия. Ребенок не хочет принимать помощь бесплатно. У него сохранилось чувство собственного достоинства. Удивительно, что такое качество высоко развито у ребенка, находящего в таком плачевном состоянии: отдельно от родных, в семье, не гнушающейся воровством. Повесть переносит в послевоенное время, в котором страна выбиралась из нищеты и разрухи.

Оригинальный способ помощи

Учительница - упорная женщина. Она не принимает отказа. Доброта - ее основное качество. Ей хочется добиться поставленного результата. Другой отказался бы от затеи уже после первого промаха. Кто для нее этот мальчишка? Чужой ребенок. Сколько их еще будет у учителя за годы работы в школе? Зачем помогать каждому? Не лучше ли выбирать для помощи тех, кто на нее согласен? Вопросов много? Распутин специально пытается запутать читателя. Проявление доброты прячется за упорством, хитростью.

Девушка предлагает сыграть с ней в игру на деньги. Оригинальный способ обмана упертого мальчишки. Он не берет помощь по-другому, привык к игре, для него это возможность заработать на молоко и хлеб. Такой вариант устраивает мальчика. Он должен выиграть по-честному. Ученик следит, чтобы Лидия Михайловна «не поддавалась».

Тема: В.Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость и чувство собственного достоинства

Цель: продолжить работу над анализом художественного произведения; показать духовные ценности и нравственные законы, по которым живут герои рассказа; способствовать формированию этических норм взаимоотношений учащихся.

Оборудование: раздаточный материал для работы в микрогруппах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Беседа

О чем повествует рассказ «Уроки французского»?

Что привлекает вас в мальчике? В его характере?

В каких эпизодах проявляются эти черты характера?

Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?

Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

Охарактеризуйте игроков в «чику» (Вадика, Птаху, Тишкина).

2. Слушание аргументированных ответов на вопрос: «Что в характере героя вызывает уважение уже с первых страниц рассказа?»

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Подчеркивая важность детских впечатлений, В.Г.Распутин как-то заметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо». Продолжая эту мысль, он уточнил, что «чуть ли не упрямством всю жизнь» держался тех душевных открытий, которые им были сделаны до четырнадцати-пятнадцати лет.

И сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в рассказе «Уроки французского», выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

IV. Работа над темой урока

  1. Работа над сжатым пересказом

Найти страницы текста, посвященные столкновению с Вадиком и Птахой при игре в «чику» и страху разоблачения.

Можно сжато пересказать текст по плану:

1)Почему мальчик играет в «чику»?

2)Почему между ним и Вадиком с Птахой происходит столкновение?

3)Почему после избиения он снова ищет возможность играть?

2. «Учимся быть читателями» (беседа)

Чью сторону приняли бы вы?

Кому вы сочувствуете, а кого осуждаете?

Какие душевные свойства главного героя вы считаете главными?

В каких эпизодах они раскрываются?

3. Работа в группах (по уровням) по составлению плана к рассказу о герое

1 уровень. Простой план

1)Одиночество мальчика.

3)Снова избили.

4)Занятия французским языком.

5)Игра в «замеряшки».

6)Лидия Михайловна уехала.

2 уровень. Цитатный план

  1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».
  2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
  3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб».
  4. «Я шел туда как на пытку».
  5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
  6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

4. Слушание рассказов о главном герое по составленному плану

5. Работа в микрогруппах («Мозговой штурм»)

Учащиеся объединяются в микрогруппы, каждая из которых получает карточку «Твое поведение в сложившейся ситуации».

  1. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?
  2. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия?
  3. Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.