Социология: Социальные конформисты: понятие, причины возникновения, основные виды, Контрольная работа. Чем отличается гибкость аутентичной личности от конформизма невротической личности

(от позднелат. conformis - подобный, сходный, сообразный; англ. conformism; нем. Konformizm)
Конформность; Конформное поведение; Феномен группового давления

1. Морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе.

2. Некритическое (принятие и) следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

3. Некритическое принятие общественного мнения и следование ему, подчинение стереотипам массового сознания, указаниям авторитетов и вождей.

4. Отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.).

5. Пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п.

6. Пассивное согласие с общепринятыми нормами.

7. Поведение, контролируемое посредством группового давления.

8. Поведение конформиста.

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

10. Принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы.

11. Принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.

12. Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям.

13. Приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, норм, ценностей, привычек, мнений и т.д., отсутствие собственной позиции.

14. Приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством.

15. Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

16. Приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.

17. Соглашательство.

18. Социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей.

19. Тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в которую человек включён.

20. Уступка в ответ на непрямое, т.е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей.

21. Философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Пояснения:
Конформизм означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств (мнения большинства, авторитета, традиций и т.п.). Конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т.п.), следовательно, отказу от себя как от личности.

Как Конформизм расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ от личной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от государства, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Одновременно он обнаруживает себя тем, что пытается приписать своему авторитету абсолютную непогрешимость.

Конформизм следует отличать от других проявлений единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, поведении человека (в т.ч. тех, которые формируются в процессе социализации), например, единообразия взглядов основанного на единой системе знаний об окружавщем мире, следования моде, определенным обычаям и т.д., а также сознательного изменения взглядов под влиянием убедительной аргументации и в результате переосмысления позиции.

Целесообразно различать Конформизм как социальное явление и конформное поведение как психологическая особенность человека.

Конформистскими являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства.

Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.
Обычно примерно треть людей в группе проявляет такое поведение, т.е. склонна подчиниться мнению группы. Влияние группы на индивида зависит от её размера (максимальное влияние - в группе, состоящей из трех человек, дальнейшее увеличение размера группы не ведет к усилению эффекта), групповой согласованности (наличие в группе хотя бы одного «партнёра», который высказывает то же мнение, существенно снижает эффект давления группы), состава группы (от авторитета членов группы, их эрудиции, профессиональной принадлежности и пр.). Склонность к Конформизму зависит также от возраста (с возрастом существенно снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны, чем мужчины). Высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и наоборот, многие женщины, противостоящие групповому давлению, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и другими людьми, отрицательно относились к распределению ролей в семье. Независимые женщины имели гораздо меньший индекс "социализации", чем подчиняющиеся.

Конформизм во многих случаях отвечает объективной заинтересованности государства в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому Конформизм в обществе по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания и идеологического воздействия (службами пропаганды, средствами массовой информации и религией). Конформизм является типичной чертой государств с тоталитарными режимами и бюрократических организаций. Высокая степень Конформизма на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект.

В «свободном мире» с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену «правила игры», стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара Конформизм выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле «так живет весь мир».

Тенденции нивелирования личности и приспособленчества присущи современному обществу. Конформизм объясняется неизбежным результатом развития общества - цена социального принятия есть Конформизм и потеря независимости. Распространение Конформизма в обществе - результат воздействия определенных социальных факторов, а отнюдь не следствие его неустойчивости, «мягкости».

Отсутствие плюрализма мнений создает условия для конформного усвоения идеологических стереотипов, "однонаправленных" убеждений и установок, что отрицательно сказывается на характере развития личности и общества.
Преобразование общества невозможно без преодоления Конформизма.
Нам нужны такие люди, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести, не испугаются никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели.

С помощью практических исследований и тестов было выявлено следующее:

В сфере познавательных функций конформисты обнаруживают менее развитый интеллект, чем независимые; для них характерна негибкость мыслительных процессов и бедность идей.

В сфере мотивации и эмоциональных функций конформисты обнаруживают меньшую силу характера, меньшую способность владеть собой в напряженных условиях; для них характерна большая эмоциональная скованность, подавленные импульсы, склонность к беспокойству.

В сфере самосознания конформисты склонны к явно выраженным чувствам личной неполноценности и неудачи. Им не хватает веры в себя. Их представление о самих себе более поверхностно и менее реалистично, чем у независимых.

В сфере межличных отношений для конформистов типична повышенная озабоченность мнением о них других людей. В своих отношениях с людьми они обнаруживают большую пассивность, внушаемость, зависимость от других. В то же время их отношения к другим людям характеризуются недоверчивостью и настороженностью, а способность правильно судить другого человека ниже, чем у независимого субъекта.

Личные установки и ценности конформиста характеризуются большей обыденностью, тяготением к морализованию, нетерпимостью ко всему, что кажется ему "отклонением от нормы".

Таким образом, высокая степень конформизма оказывается связанной с общим догматизмом, авторитарностью, стереотипностью мышления.

Однако ни догматизм мышления, ни склонность к конформизму не являются прирожденными свойствами личности. Они формируются в процессе воспитания и социального общения.

Степень выраженности конформизма различна в разных культурах. В американской и европейской культуре поощряется индивидуализм: «Ты сам отвечаешь за себя. Следуй своим собственным желаниям». В азиатской культуре поощряется коллективизм: «Твоя семья отвечает за всех ее членов.

Конформизм и его роль в управлении коллективом

Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм (от лат. подобный, схожий) его членов, т.е. безоговорочное принятие ими существующего порядка вещей, господствующих в группе мнений, приспособление к ним на основе отказа от самостоятельных мыслей и действий.

В результате формируется групповое единомыслие, основанное на подавлении отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление и поддержке общего мнения с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную точку зрения, каждый полагает, что все думают одинаково.

В основе конформизма лежит страх испортить отношения с коллективом, быть отторгнутым им, подвергнуться исключению из него - остракизму, что в древности, например, вело к неминуемой гибели.

Степень конформизма зависит от определенности и сложности решаемой задачи, положения человека в группе, значения группы для него. Так, индивиды с высоким статусом подвержены меньшему давлению, а чем привлекательнее группа для человека, чем ближе ему общие цели, тем он больше подчиняется ей.

С точки зрения интересов коллектива в целом конформизм имеет немало положительных сторон: обеспечивает выживаемость в критические моменты, облегчает организацию совместной деятельности людей, избавляет от раздумий, как себя вести, придавая поведению стандартность в обычных ситуациях и предсказуемость в нестандартных, облегчает интеграцию индивида в коллективе.

К положительным чертам конформизма относят :

формирование единства в кризисных ситуациях позволяющего организации выжить в сложных условиях;
упрощение организации совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;
уменьшается время адаптации человека в коллективе;
социальная группа приобретает единое лицо.

В то же время явлению конформизма сопутствуют и отрицательные черты. Среди них можно выделить следующие :

беспрекословное следование человека нормам и правилам большинства приводит к потере способности принимать самостоятельные решения и самостоятельно ориентироваться в новых и непривычных условиях;
конформизм часто служит нравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарных государств;
конформизм создает условия и предпосылки для осуществления массовых убийств и геноцида, так как индивидуальные участники таких акций часто не в состоянии подвергнуть сомнению их целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;
конформизм часто превращается в питательную среду для всякого рода предрассудков и предубеждений против меньшинств;
конформизм значительно уменьшает способность человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убивает в нём способность оригинально и творчески мыслить.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:
характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);
необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;
размера коллектива (чем он многочисленнее, тем сильнее конформизм);
наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;
сложившейся ситуации или решаемой проблемы (сложные вопросы могут решаться коллективно);
статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

ПРИЧИНЫ КОНФОРМНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Социальный конформист – это человек, член общества, который вопреки своим взглядам, мыслям, знаниям, под воздействием мнения большинства членов группы принимает это мнение истинно верным и соглашается принять его.

Иными словами конформист – это человек, привыкший всем беспрекословно подчиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных убеждений, ни собственного «Я». Если у него есть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем подчиняется ее требованиям. Конформист – это тип социального приспособленца.

Конформизм играет особое значение в деятельности членов организации, так как способность людей принимать установленные порядки влияет на их способность приживаться в коллективе, на скорость включаться в работу. При этом следует отметить, что в основе конформизма лежит групповое единомыслие, предполагающее подавление индивидуальности человека, его собственных взглядов с целью поддержки общего мнения.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНФОРМИСТОВ

Основываясь на результатах исследований, проведенных многочисленными психологами-социологами можно прийти к выводу, что к проявлению различного рода конформизмы склонны более 30% членов общества. При этом такое явление не является у всех одинаковым и зависит от разного рода факторов. Одним из самых основных факторов, влияющих на уровень проявляющегося конформизма у отдельного человека является характер его личности, склонность к изменению своего мнения под воздействием (давлением) мнения большинства.

Первую группу социальных конформистов составили ситуационные конформисты. Представители данной группы отличаются от других членов общества проявлением наиболее высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Эти люди практически всегда, на протяжении всей жизни следуют мнению большинства. У них напрочь отсутствует собственное мнение об окружающем мире. Такими людьми очень легко руководить, подчинять их своей воле, даже если она будет входить в прямой острейший конфликт с его собственной. Эти люди с точки зрения развития общества представляют наиболее опасный его контингент, ибо своей приспосабливаемостью очень часто способствуют продвижению в жизнь крайне негативных явлений – геноцид, тирания, ущемление прав и т.д.

Вторую группу представляют внутренние конформисты, то есть такие люди, которые в случае конфликта своего мнения с мнением большинства принимает его сторону и внутренне усваивает это мнение, то есть становится одним из членов большинства. Здесь следует сказать, что такой вид конформизма и есть результат преодоления конфликта с группой в пользу группы. Такие люди также как и представители первой группы крайне опасны для общества, которое при наличии большого количества таких представителей деградирует, превращается в сообщество рабов, готовых безвольно выполнять все указания, приказы, не задумываясь подчиняться мнению сильных людей. Представители этих двух типов конформистов – находка для человека-лидера, который за короткое время сможет раз и навсегда подчинить их своей воле.

Третья группа социальных конформистов – внешние конформисты, которые принимают мнение большинство лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. Такие люди действительно имеют свое мнение, однако вследствие своей слабохарактерности и трусости неспособны отстаивать его в группе. Они способны внешне согласиться с неправильны, по их взгляду, мнением с целью предотвращения конфликтной ситуации. Такие люди заявляют, что согласились с неправильным мнением чтобы не противопоставлять себя большинству, не быть изгоем.

Четвертый тип конформистов составляют негативисты (конформисты наизнанку). В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это – позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Такие люди крайне опасны для общества, поскольку в любом случае не признают общественных ценностей, открыто вступают в конфликт с обществом даже тогда, когда понимают, что их позиция не верна.

Вопрос


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Конформизм – это нравственно-психологическое и нравственно-политическое понятие, которое подразумевает приспособленческую позицию в социуме, бездейственное принятие наличествующего социального устоя, политического режима. Кроме того, это готовность разделять господствующие взгляды и убеждения, соглашаться с общим настроем, распространенным в обществе. Также в качестве конформизма расценивается и отказ от борьбы с превалирующими тенденциям, даже при внутреннем их неприятии, самоустранение от осуждения различных аспектов политической действительности, и социально-экономических реалий, неготовность излагать собственные взгляды, нежелание нести персональную ответственность за совершенные деяния, слепое подчинение и безотчетное следование всем требованиям и директивам, исходящим от государственного аппарата, религиозной организации, семьи.

Социальный конформизм

Всякий социум состоит из групп, которые представляют собой объединение субъектов, имеющих общие морально-ценностные ориентиры и цели. Социальные группы классифицируются на средние, малые и большие в зависимости от количества ее участников. Каждая из таких групп устанавливает собственные нормы, поведенческие правила, установки.

Феномен конформизма современные исследователи рассматривают с четырех точек зрения: психологической, социологической, философской и политической. Поскольку они разделяют его на явление в общественной среде и конформное поведение, которое является психологической особенностью личности.

Считается, что социальный конформизм личности представляет собой рабское (некритичное) принятие и бездумное следование мировоззрениям, господствующим в конкретном социуме, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, обычаям и установкам. не пытается идти против превалирующих тенденций, даже внутренне не принимая их. Человеческий субъект воспринимает социально-экономическую и политическую реальность абсолютно некритично, не выказывает никакого желания выражать собственные взгляды. Таким образом, социальный конформизмом называется отказ нести персональную ответственность за содеянные поступки, бездумное подчинение и безотчетное следование общественным установкам, требованиям партии, религиозной общины, государства, семьи. Такое подчинение часто объясняется менталитетом либо традициями.

Э. Аронсон и С. Милграм полагают, что конформизм человека является феноменом, возникающим при присутствии или отсутствии нижеприведенных условий:

— он усиливается, когда задание, необходимое для выполнения, довольно сложное, либо индивид несведущ в выполняемой задаче вопросе;

— степень конформизма зависит от размера группы: она становится наибольшей при сталкивании индивида с одинаковым мировоззрением трех и более субъектов;

— индивидуумы, имеющие подвержены воздействию коллектива в большей степени, нежели люди с завышенной;

— если в коллективе есть специалисты, члены его являются значимыми людьми, если в нем есть индивиды, которые относятся к одинаковому социальному кругу, то конформность возрастает;

— чем сплоченнее коллектив, тем большей властью над своими членами она обладает;

— если у субъекта, отстаивающего собственную позицию или сомневающегося во мнении остальных членов группы, обнаруживается минимум один союзник, то конформизм снижается, то есть тенденция к подчинению натиску группы падает;

— субъект, обладающий наибольшим «весом» (социальным статусом), характеризуется и наибольшим влиянием, поскольку ему легче давить на других;

— субъект более склонен к конформизму, когда ему необходимо выступить перед остальными членами коллектива, чем, когда он излагает свою позицию письменно.

Конформизм характеризуется связью с определенными типами поведения. Согласно С. Ашу, понятие конформизм подразумевает под собой сознательный отказ индивида от значимой для него мировоззренческой позиции и дорогих взглядов для улучшения адаптационного процесса в группе. Конформное поведенческое реагирование показывает степень покорности индивида мнению большинства, давлению лиц, обладающих наибольшим «весом» в социуме, принятия им установленного стереотипа поведения, морально-ценностных ориентаций коллектива. Противоположным конформизму считается самостоятельное поведение, устойчивое к групповому натиску.

Выделяют четыре типа поведенческого реагирования.

Внешний конформизм человека представляет собой поведение, при котором индивид принимает только внешне установки и мнения группы, на уровне самосознания (внутренне), он не согласен с ними, но не говорит вслух об этом. Данная позиция считается истинным конформизмом.

Внутренний конформизм личности возникает, когда субъект в действительности принимает, усваивает мнение группы и абсолютно согласен с ним. Таким образом, проявляется высокая степень внушаемости личности. Описываемый тип считается приспосабливающимся к группе.

Негативизм обнаруживается, когда индивид любыми способами противится групповому натиску, активно отстаивает собственную позицию, всячески выражает независимость, приводит аргументы, спорит, устремлен на результат, при котором его собственные взгляды станут мировоззренческой позицией большинства. Данный поведенческий тип свидетельствует о нежелании субъекта приспосабливаться к социальной группе.

Нонконформизм проявляется в самостоятельности норм, мнений, ценностей, независимости, невосприимчивости групповому прессингу. Этот поведенческий тип присущ самодостаточным индивидуумам. Другими словами, такие личности не изменяют собственному мировоззрению и не навязывают его окружению.

Существует такое понятие как социально одобряемое поведение, то есть чистый конформизм в обществе. Люди, относящиеся к категории «чистый конформист» стремятся максимально соответствовать групповым нормам и социальным установкам. Если вследствие ряда обстоятельств им сделать это не удается, то они чувствуют себя неполноценными личностями (комплекс неполноценности). Часто такие нормы и установки бывают противоречивыми. Одно и тоже поведение может быть позволительно в определенной социальной среде, а в другой – наказуемо.

Вследствие этого возникает путаница, которая ведет к целому ряду разрушительных процессов для . Поэтому считается, что конформисты в большинстве своем нерешительные и неуверенные люди, что очень затрудняет их коммуникативное взаимодействие с окружающими. Нужно понимать, что всякий индивидуум в различной степени является конформистом. Нередко проявление данного качества очень хорошо.

Проблема конформизма заключается в выборе людей, когда они делают его стилем собственного поведения и образом жизни. Таким образом, конформистом именуют личность, которая подчиняется социальным устоям и требованиям общества. Отталкиваясь от этого, можно заключить, что любой индивид имеет отношение к описываемому понятию, поскольку в разной степени придерживается групповых норм и социальных устоев. Поэтому не нужно считать конформистов бесправными членами социума. Конформисты сами выбрали эту поведенческую модель. В любое время они могут ее изменить. Исходя из этого – следующий вывод: конформизм в обществе представляет собой жизненную модель поведения, привычный стиль мышления, подвергающийся изменению.

Конформизм малой группы характеризуется наличием плюсов и отрицательных аспектов.

Групповой конформизм положительные черты:

— сильная сплоченность группы, особенно это проявляется в кризисных ситуациях, поскольку конформизм малой группы помогает успешнее справляться опасностями, коллапсами, катастрофами;

— простота в организации совместной деятельности;

— сокращение времени адаптации в коллективе нового человека.

Однако групповой конформизм несет в себе также и отрицательные аспекты:

— индивид утрачивает способность принимать самостоятельные решения и умение ориентироваться в незнакомых для себя условиях;

— он способствует формированию тоталитарных государств и сект, появлению геноцида или массовых убийств;

— рождает различные предубеждения и предрассудки, направленные против меньшинства;

— уменьшает способность привносить весомый вклад в научно-культурное развитие, поскольку искореняется творческая идея и оригинальность мышления.

Феномен конформизма

Описываемый феномен конформизма был открыт в пятидесятых годах прошлого столетия С. Ашем американским психологом. Это явление играет ключевую роль в общественном устройстве, поскольку представляет собой один из инструментов, отвечающих за формирование и принятие коллективного решения. Любой социальный коллектив обладает некоторой степенью терпимости, которая имеет отношение к поведению его участников. Каждый член социальной группы может отходить от установленных норм до определенных рамок, при которых не подрывается его позиция, а чувству общего единства не наносится ущерб. Поскольку всякое государство заинтересовано в сохранении контроля над населением, оно относится к конформизму положительно.

Зачастую в тоталитарных государствах конформизм характеризуется культивированием и насаждением господствующей идеологии средствами массового информирования и иными службами пропаганды. При этом в так называемом «свободном мире» (демократических странах), где культивируется индивидуализм, нормой также является стереотипность восприятия и мышления. Всякий социум стремится навязать каждому своему члену жизненные стандарты, модель поведения. В условиях всемирной политико-экономической и культурно-религиозной унификации и интеграции понятие конформизм обретает новый смысл – он начинает выступать в качестве стереотипа сознания, который воплощается в одной фразе: «Весь мир так живет».

Необходимо отличать конформизм как явление от конформности, которая представляет собой личностное качество, обнаруживаемое в стремлении демонстрировать зависимость от группового мнения и давления в разных ситуациях.

Конформизм характеризуется тесной связью с важностью условий, при которых осуществляется групповое воздействие на субъекта, со значимостью группы для личности и уровнем группового единства. Чем выше уровень выраженности перечисленных характеристик, тем ярче эффект группового натиска.

В отношении к социуму, феномен негативизма, то есть выраженное устойчивое сопротивление социуму и противопоставление себя ему, не представляет собой противоположность конформизма. Негативизм считается отдельным случаем проявлением зависимости от социума. Противоположностью понятию конформизм является самостоятельность личности, автономность ее установок и поведенческих реакций от социума, устойчивость к массовому воздействию.

На уровень выраженности описываемого понятия конформизм оказывают воздействия нижеприведенные факторы:

— пол человека (конформизму подвержены больше женщины, нежели мужчины);

— возраст (черты конформизма чаще наблюдаются в юном и старческом возрастном периоде);

— социальное положение (индивиды, занимающие более высокий статус в социуме менее подвержены групповому влиянию);

— физическое состояние и психическое здоровье (усталость, плохое самочувствие, напряженность психики приумножают проявление конформности).

Примеры конформизма можно найти в большом количестве в истории войн и массовых геноцидов, когда обычные люди становятся жестокими убийцами, вследствие того, что не могут противостоять прямому приказу убить.

Отдельного внимания заслуживает такой феномен как политический конформизм, который является способом приспособленчества и характеризуется пассивным признанием существующих устоев, отсутствием собственной политической позиции, бездумным копированием любых политических поведенческих стереотипов, властвующих в этой политической системе. Приспособленческое сознание и конформистское поведение активно формируется в условиях некоторых политических режимов, таких как: тоталитарный и авторитарный, в которых общей чертой является стремление индивидов не высовываться, не отличаться от основной серой массы, не ощущать себя личностью, поскольку за них подумают и сделают, так как нужно добрые властители. Конформистское поведение и сознание является типичным для этих политических режимов. Итогом такого сознания и приспособленческой модели поведения становится потеря индивидом своей неповторимости, самобытности и индивидуальности. Вследствие привычного приспособленчества в профессиональной сфере, в деятельности партий, на избирательном участке у индивида деформируется способность принимать самостоятельные решения, нарушается творческое мышление. Результат – люди приучаются бездумно выполнять функции и становятся рабами.

Таким образом, политический конформизм и приспособленческая позиция губят на корню зарождающуюся демократию и являются показателем недостатка политической культуры у политических деятелей и граждан.

Конформизм и нонконформизм

Группа, оказывая давление на субъекта, вынуждает его следовать устоявшимся нормам, подчиняться интересам группы. Таким образом, проявляется конформизм. Индивид может оказывать сопротивление такому давлению, проявляя нонконформизм, а может подчиниться массе, то есть выступить конформистом.

Нонконформизм – это понятие включает стремление индивида соблюдать и бороться за собственные взгляды, результаты восприятия, отстаивать свою модель поведения, которая прямо противоречит господствующей в данном социуме или коллективе.

Нельзя утверждать однозначно, что один из этих типов взаимоотношений субъекта с коллективом является верным, а другой нет. Бесспорно, что основная проблема конформизма заключается в изменении модели поведения личности, поскольку индивид будет осуществлять действия, даже осознавая их неправильность, потому что большинство делает это. Одновременно с этим очевидно, что создание сплоченной группы без конформизма невозможно, поскольку баланс во взаимоотношениях между группой и индивидом не может быть найден. Если личность пребывает в жестких нонконформистских отношениях с коллективом, то полноценным его членом он не станет. В последствие ему придется покинуть группу, так как конфликт между ними будет нарастать.

Таким образом, главные черты конформизма – это уступчивость и одобрение. Уступчивость проявляется во внешнем следовании требованиям социума при внутреннем несогласии и неприятии их. Одобрение обнаруживается в сочетании поведения, отвечающего социальному прессингу, и внутреннего принятия требований последнего. Другими словами, уступчивость и одобрения являются формами проявления конформизма.

Воздействие, которое массы оказывают на поведенческую модель индивидов, не является случайным фактором, поскольку исходит из весомых социально-психологических предпосылок.

Примеры конформизма можно увидеть в эксперименте социолога С. Аша. Он поставил задачу перед собой выяснить характер воздействия группы ровесников на ее члена. Аш применил метод подсадной группы, заключающийся в предоставлении неверной информации членами группы в количестве шести индивидов обоих полов. Эти шесть человек давали неправильные ответы на вопросы, заданные экспериментатором (об этом экспериментатор заблаговременно с ними договорился). Седьмой член данного коллектива индивидов не был информирован об этом обстоятельстве, поскольку в данном эксперименте играл роль испытуемого.

В первый черед экспериментатор задает вопрос первым шести участникам, затем – непосредственно испытуемому. Вопросы имели отношение к длине разных отрезков, которые предлагалось между собой сравнить.

Участники опыта (подставные шесть человек) утверждали по договоренности с исследователем, что отрезки между собой равны (вопреки наличия бесспорной разницы в протяженности отрезков).

Тем самым испытуемый индивид ставился в условия зарождения конфликта между собственным восприятием действительности (длины отрезков) и оцениванием той же действительности окружающими его членами группы. Вследствие чего перед испытуемым возникал нелегкий выбор, не подозревая о договоренности экспериментатора с товарищами, он должен или не поверить собственному восприятию и оценке увиденного, или опровергнуть точку зрения группы, фактически противопоставить себя всей группе. В ходе опыта выявилось, что в основном испытуемые предпочитали «не верить очам своим». Они не желали противопоставлять собственное мнение точке зрения группы.

Такое принятие испытуемым явно ошибочных оценок длины отрезков, которые давали при нем остальные участники процесса, рассматривалось в качестве критерия подчинения испытуемого индивида группе и обозначалось понятием конформизм.

Конформизму подвержены индивиды, имеющие средний статус, малообразованные лица, подростки, люди, нуждающиеся в социальном одобрении.

Конформизм часто противопоставляется нонконформизму, но при более обстоятельном анализе между этими моделями поведения выявляется очень много общих черт. Нонконформное реагирование, как и конформное, обусловлено групповым прессингом, является зависимым от давления большинства, хотя и реализовывается в логике «нет».

Реакциям нонконформизма и конформизма в значительно большей степени противоположно явление самоопределения личности в социуме.

Также учеными отмечается, что нонконформное и конформное поведенческое реагирование чаще встречаются в социальных группах с низким уровнем социального развития и психологической сформированности, и, в основном, не присуще членам высокоразвитых просоциальных групп.

Еще древние философы считали, что человек, живя в социуме, не может быть независимым от него. Всю свою жизнь индивид имеет различные связи с другими людьми (опосредованные или непосредственные). Он действует на окружающих или сам подвергается их воздействию. Часто случается так, что человек может поменять свое мнение или поведение под влиянием общества, соглашается с чужой точкой зрения. Подобное поведение объясняется способностью к конформизму.

Конформизм - это приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид. Это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления (признанный авторитет, традиции, мнение большинства людей и т. п.), неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. Этот термин в переводе с латинского языка (conformis) означает "сообразный, подобный".

Исследования, посвященные конформизму

Музафер Шериф в 1937 году занимался изучением возникновения групповых норм в условиях лаборатории. В темной комнате располагался экран, на котором появлялся точечный источник света, после он в течение нескольких секунд двигался хаотично и потом исчезал. Человек, который подвергался испытанию, должен был заметить, на какое расстояние смещался источник света, если сравнивать с первым его появлением. В начале эксперимента испытуемые проходили его в одиночестве и самостоятельно пытались ответить на поставленный вопрос. Однако на втором этапе уже три человека находились в темной комнате, и они согласованно давали ответ. Было замечено, что люди изменяли мнение относительно усредненной групповой нормы. И на дальнейших этапах проводимого эксперимента они стремились продолжать придерживаться этой самой нормы. Так Шериф первый с помощью своего эксперимента доказал, что люди имеют склонность соглашаться с мнениями других, часто доверяют суждениям и взглядам посторонних, в ущерб своих собственных.

Соломон Аш в 1956 году ввел понятие конформизма и огласил результаты своих экспериментов, в которых участвовали подставная группа и один наивный испытуемый. Группа, состоящая из 7 человек, принимала участие в опыте, который был направлен на изучение восприятия длины отрезков. В ходе него нужно было указать один из трех отрезков, который был нарисован на плакате, соответствующий эталону. В течение первого этапа подставные испытуемые по одному почти всегда давали правильный ответ. На втором этапе вся группа собиралась вместе. И члены подставной специально давали неправильный ответ, но наивному испытуемому об этом было неизвестно. Категорическим мнением все подставные участники эксперимента оказывали сильное давление на мнение испытуемого. Судя по данным Аша, около 37% всех прошедших испытание все-таки прислушивались к неправильному мнению группы и тем самым проявляли конформизм.

В дальнейшем Аш и его ученики организовали еще много экспериментов, варьируя предъявляемый для восприятия материал. Ричард Крачвильд, к примеру, предлагал оценить площадь круга и звезды, подговорив при этом подставную группу, чтобы те утверждали, что первая меньше чем вторая, хотя звезда была равна кругу по диаметру. Несмотря на такой неординарный опыт, отыскались люди, которые проявили конформизм. Можно смело утверждать, что при проведении каждого своего эксперимента Шериф, Аш, Крачвильд не использовали жесткого принуждения, не было наказаний за противостояние мнению группы или поощрений за согласие с групповыми взглядами. Однако люди добровольно присоединялись к мнениям большинства и тем самым проявляли конформизм.

Условия возникновения конформизма

С. Милграм и Э. Аронсон считают, что конформизм - это феномен, который в большей или меньшей степени возникает при наличии или отсутствии следующих условий:

Он возрастает, если задание, которое необходимо выполнить, довольно сложное, или испытуемый некомпетентен в этом вопросе;

Численность группы: степень конформизма становится наибольшей, когда человек сталкивается с одинаковым мнением трех и более людей;

Тип личности: человек с заниженной самооценкой в большей степени подвержен влиянию группы, в отличие от личности с завышенной;

Состав группы: если в составе есть эксперты, ее члены являются значимыми люди, и если в ней присутствуют люди, относящиеся к одной и той же социальной среде, то конформность повышается;

Сплоченность: чем сплоченнее группа, тем больше она имеет власти над своими членами;

Наличие союзника: если у человека, который отстаивает свое мнение или сомневается во мнении остальных, появляется хотя бы один союзник, то тенденция к подчинению давлению группы падает;

Публичный ответ: человек более подвержен конформизму, когда он должен выступить перед остальными, а не тогда, когда он записывает свои ответы в тетрадь; если мнение высказывается публично, то его, как правило, стараются придерживаться.

Типы поведения, связанные с конформизмом

По мнению С. Аша, конформизм - это отказ человека от значимых и дорогих для него взглядов для оптимизации процесса адаптации в группе, это не просто любое выравнивание мнений. Конформное поведение, или конформизм, показывает степень подчинения индивида давлению большинства, принятия им определенного стереотипа поведения, стандарта, ценностных ориентаций группы, норм, ценностей. Противоположным этому является самостоятельное поведение, которое устойчиво к групповому давлению. Различаются четыре типа поведения по отношению к нему:

1. Внешний конформизм - это явление, когда нормы и мнения группы человек принимает только внешне, внутренне же, на уровне самосознания, он не соглашается с ней, но вслух об этом не говорит. Вообще же это и является истинным конформизмом. Такой тип поведения характерен для человека, приспосабливающегося к группе.

2. Внутренний конформизм имеет место быть, когда человек на самом деле усваивает мнение большинства и согласен с ним полностью. Тем самым проявляется высокий уровень внушаемости личности. Такой тип является приспосабливающимся к группе.

3. Негативизм проявляется, когда человек всячески сопротивляется групповому мнению, очень активно пытается отстаивать свои взгляды, показывает свою независимость, доказывает, спорит, стремится к тому, чтобы его мнение стало в конце концов мнением всей группы, не скрывает этого желания. Этот тип поведения свидетельствует о том, что индивид не хочет приспосабливаться к большинству, а стремится приспособить их к себе.

4. Нонконформизм - это самостоятельность норм, суждений, ценностей, независимость, неподверженность групповому давлению. Такой тип поведения характерен для самодостаточного человека, когда мнение не меняется из-за давления большинства и не навязывается другим людям.

Современные исследования конформизма делают его объектом изучения четырех наук: психологии, социологии, философии и политологии. Поэтому есть необходимость отделять его как явление в социальной сфере и конформное поведение как психологическую особенность человека.

Конформизм и психология

Конформизм в психологии - это податливость личности воображаемому или реальному давлению группы. При таком поведении человек меняет личные установки и поведение в соответствии с позицией большинства, хотя ранее он ее не разделял. Индивид добровольно отказывается от собственного мнения. Конформизм в психологии - это также безусловное согласие человека с позицией окружающих его людей, вне зависимости от того, насколько она согласуется с его собственными ощущениями и представлениями, принятыми нормами, морально-этическими правилами и логикой.

Конформизм и социология

Конформизм в социологии - это пассивное принятие социального порядка, который уже существует, мнений, господствующих в обществе, и т. п. От него нужно отличать другие проявления единообразия во мнениях, взглядах, суждениях, которые могут сформироваться в процессе социализации личности, а также изменение взглядов вследствие убедительной аргументации. Конформизм в социологии - это принятие человеком определенного мнения под давлением, «под нажимом» группы или общества в целом. Оно объясняется боязнью каких-либо санкций или нежеланием остаться в одиночестве. При изучении конформистского поведения в группе выяснилось, что около одной трети всех людей склонны проявлять подобное поведение, то есть подчиняют свое поведение мнению всей группы.

Конформизм и философия

Конформизм в философии - это широко распространенная форма поведения в современном обществе, защитная его форма. В отличие от коллективизма, который предполагает участие индивида в выработке решений группы, сознательное усвоение ценностей коллектива, соотнесение своего поведения с интересами всего общества, коллектива и, если существует необходимость, подчинение последним, конформизм - это отсутствие собственной позиции, некритическое и беспринципное следование любому образцу, который обладает наибольшей силой давления.

Человек, который использует его, полностью усваивает такой тип личности, который ему предлагается, перестает быть самим собой, полностью становится похожим на других, каким его и ожидают увидеть остальные члены группы или общества в целом. Философы полагают, что это помогает индивиду не чувствовать себя одиноко и тревожно, хотя ему приходится платить за это потерей своего «Я».

Конформизм и политология

Политический конформизм - это психологическая установка и поведение, представляющее собой приспособительное (адаптивное) следование нормам, которые были приняты ранее в обществе или группе. Обычно люди не всегда склонны следовать социальным нормам, только по причине того, что принимают ценности, которые лежат в основе этих самых норм (законопослушность). Чаще всего некоторые индивиды, а порой даже и большинство следуют им из-за прагматической целесообразности или из-за боязни применения к ним негативных санкций (это конформизм в негативном, узком смысле).

Таким образом, конформизм в политике - это способ политического приспособленчества как пассивного принятия существующих порядков, как слепое подражание стереотипам политического поведения, господствующего в обществе, как отсутствие собственных позиций.

Социальный конформизм

Социальный конформизм - это некритическое восприятие и следование мнениям, которые господствуют в обществе, массовым стандартам, стереотипам, авторитетным принципам, традициям и установкам. Человек не пытается противиться преобладающим тенденциям, даже несмотря на то, что внутренне он их не принимает. Индивид воспринимает экономическую и социально-политическую действительность без какой-либо критики, не изъявляет никакого желания высказывать собственное мнение. Социальный конформизм - это отказ нести личную ответственность за совершенные поступки, слепое подчинение и следование предписаниям и требованиям, которые исходят от общества, партии, государства, религиозной организации, семьи, лидера и т. п. Подобное подчинение может быть объяснено традициями или менталитетом.

Плюсы и минусы конформизма

Существуют положительные черты конформизма, среди которых можно выделить такие:

Сильная сплоченность коллектива, особенно в кризисных ситуациях, это помогает успешнее с ними справляться.

Организация совместной деятельности становится проще.

Время адаптации нового человека в коллективе сокращается.

Однако конформизм - это явление, которое несет в себе и отрицательные моменты:

Человек теряет способность самостоятельно принимать какие-либо решения и ориентироваться в непривычных для себя условиях.

Конформизм способствует развитию тоталитарных сект и государств, проведению массовых геноцидов и убийств.

Происходит развитие разных предубеждений и предрассудков против меньшинства.

Конформизм личности уменьшает способность вносить весомый вклад в науку или культуру, так как искореняется творческая и оригинальная мысль.

Конформизм и государство

Конформизм - это феномен, который играет важную роль, являясь одним из механизмов, отвечающих за принятие группового решения. Известно, что любая социальная группа имеет степень терпимости, которая относится к поведению ее членов. Каждый из них может отклоняться от принятых норм, но до определенного предела, при этом его позиция не подрывается, и не наносится ущерб чувству общего единства.

Государство заинтересовано в том, чтобы не потерять контроль над населением, поэтому оно относится к этому явлению положительно. Вот почему конформизм в обществе очень часто культивируется и насаждается господствующей идеологией, системой воспитания, СМИ, службами пропаганды. К этому предрасположены в первую очередь государства с тоталитарными режимами. Тем не менее в «свободном мире», в котором культивируется индивидуализм, стереотипность мышления и восприятия также является нормой. Общество старается навязать своему члену стандарты, стиль жизни. В условиях глобализации конформизм выступает как стереотип сознания, воплощаемый в распространенной фразе: «Так живет весь мир».

Введение

1. Понятие конформизма

2. Социальные конформисты. Причины конформного поведения

3. Основные виды конформистов

Заключение


Введение

Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.). В современном буржуазном обществе Конформизм по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций.

От конформизма следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, "психическое заражение" и т.п. С 50-х гг. XX в. предметом интенсивных экспериментальных психологических исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и мера его отношения к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т.д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т.п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т.д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой; её соотношение с другими социально-психологическими явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

В настоящей контрольной работе автор считает основной целью определение понятия конформиста, установление причин возникновения явления конформизма, определение различных типов конформистов, их участие в формировании общественных ценностей.

При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по социологии и психологии, а также научных трудов некоторых психологов, социологов, всесторонне рассматривает вопросы о явлении конформизма, устанавливает видовые формы конформизма, определяет конформиста.


1. Понятие конформизма

Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951г.

К настоящему времени исследования по конформизму далеко вышли за рамки простого описания экспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии.

Многие исследователи в опытах Аша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют в отношениях между людьми в современном капиталистическом обществе. Они исходят из определенной концепции, согласно которой общество подразделяется на две резко противоположные группы людей: конформистов и неконформистов ("нонконформистов"). Конформизм объявляется неизбежным результатом развития общества. "Наш век может быть назван веком конформизма", - заявляют Д. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: "Есть свидетельства, что современные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформности своим членам". "Цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости", - пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием "Культура против человека". "Тенденция к конформности - фундаментальное свойство личности", - утверждает Р. Кратчфилд.

Мы имеем здесь упрощенное разделение людей на две категории, причем в одном случае абсолютизируется подчинение людей диктату общества, в другом - превращается в абсолют эмансипация человека от общества.

Анализируя труды указанных ученых-психологов и социологов, можно прийти к выводу, что именно неконформисты (как их описывают авторы) отличаются устойчивостью личности: они характеризуются самостоятельностью, эмансипированностью во взглядах, суждениях, поступках от окружающей их общественной среды. Однако устойчивость личности неконформистов, мягко выражаясь, является своеобразной, ибо неконформисты противостоят обществу, которое враждебно им и стремится путем давления на неконформную личность привести ее "к общему знаменателю" - сделав такой же, как все остальные.

Едва ли справедливо говорить об устойчивости личности, "свободной от общества", об устойчивости, так сказать, "робинзоновского толка". Для многих из указанных выше работ характерно расширительное толкование результатов исследований по конформизму - стремление непосредственно перенести экспериментальную ситуацию Аша на условия общественной жизни, придать этой ситуации широкий социальный контекст. В этой связи существенное значение имеет продолжение экспериментального исследования данной проблемы.

Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества.

Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально - психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении , имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия "единообразие", "условность", хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков).

Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что конформизм - это морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, законов, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).

В психологии конформизм представляет собой податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства.

В то же время в социологии выделяют отдельное определение социального конформизма, согласно которому социальный конформизм представляет собой некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам.

К положительным чертам конформизма относят:

формирование единства в кризисных ситуациях позволяющего организации выжить в сложных условиях;

упрощение организации совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;

уменьшается время адаптации человека в коллективе;

социальная группа приобретает единое лицо.

В то же время явлению конформизма сопутствуют и отрицательные черты. Среди них можно выделить следующие:

беспрекословное следование человека нормам и правилам большинства приводит к потере способности принимать самостоятельные решения и самостоятельно ориентироваться в новых и непривычных условиях;

конформизм часто служит нравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарных государств;

конформизм создаёт условия и предпосылки для осуществления массовых убийств и геноцида, так как индивидуальные участники таких акций часто не в состоянии подвергнуть сомнению их целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;

конформизм часто превращается в питательную среду для всякого рода предрассудков и предубеждений против меньшинств;

конформизм значительно уменьшает способность человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убивает в нём способность оригинально и творчески мыслить.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);

необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;

размера коллектива (чем он многочисленнее, тем сильнее конформизм);

наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;

сложившейся ситуации или решаемой проблемы (сложные вопросы могут решаться коллективно);

статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

Конформизм играет особое значение в деятельности членов организации, так как способность людей принимать установленные порядки влияет на их способность приживаться в коллективе, на скорость включаться в работу. При этом следует отметить, что в основе конформизма лежит групповое единомыслие, предполагающее подавление индивидуальности человека, его собственных взглядов с целью поддержки общего мнения.

Конформизм членов коллектива может формироваться под воздействием сложившихся норм поведения (неписаных правил о том, что и как следует делать или не делать), нарушение которых строго наказывается.

Отношение различных людей к конформизму неодинаково. Так, одни принимают нормы поведения безоговорочно и стремятся их неукоснительно исполнять, вторые исполняют их только ради сохранения расположения коллектива (собственно конформисты), третьи принимают их на внутреннем уровне но не следуют им внешне, четвертые не принимают их внутренне и не следуют им на практике (так называемые индивидуалисты). От последних коллектив стремится избавиться всеми силами, но их профессиональные знания могут быть очень полезны для общества в целом.

В любом коллективе существует система социального контроля, которая в целом поддерживает конформизм на необходимом уровне. В данную систему входят такие меры воздействия на сотрудников, как убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и т.д. Благодаря данным мерам поведение членов общества приводится в соответствие с обще принятым.

Как было сказано выше явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуемыми ставилась задача сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках. В контрольных опытах при индивидуальном выполнении задания оно не вызывало у испытуемых каких-либо трудностей.

В ходе эксперимента все участники, кроме одного ("наивного субъекта"), по предварительной договоренности с экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. "Наивный субъект" не знал о сговоре и выполнял задание последним. В экспериментах С. Аша было обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. После окончания экспериментов с его участниками проводилось интервью с целью выяснения их субъективных переживаний. Большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы.

В дальнейшем эксперименты с подставной группой неоднократно воспроизводились в различных модификациях (Р. Крачфилд, 1955). При этом было обнаружено, что за внешне сходным "конформным" поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, представители третьей группы "конформистов" говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своею мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность или собственно конформность. "Конформность констатируется там и тогда, - отмечает Г.М. Андреева, - где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы".

На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины), возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому давлению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности).

Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии 5-8 человек (опыты Ж. Годфруа в 1992 и Д. Майерса в 1997). Конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и со значимостью (референтностью) группы для индивида и степенью групповой сплоченности. Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженнее эффект группового давления.

Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию.

Первую группу социальных конформистов составили ситуационные конформисты. Представители данной группы отличаются от других членов общества проявлением наиболее высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Эти люди практически всегда, на протяжении всей жизни следуют мнению большинства. У них напрочь отсутствует собственное мнение об окружающем мире. Такими людьми очень легко руководить, подчинять их своей воле, даже если она будет входить в прямой острейший конфликт с его собственной. Эти люди с точки зрения развития общества представляют наиболее опасный его контингент, ибо своей приспосабливаемостью очень часто способствуют продвижению в жизнь крайне негативных явлений - геноцид, тирания, ущемление прав и т.д.

Вторую группу представляют внутренние конформисты, то есть такие люди, которые в случае конфликта своего мнения с мнением большинства принимает его сторону и внутренне усваивает это мнение, то есть становится одним из членов большинства. Здесь следует сказать, что такой вид конформизма и есть результат преодоления конфликта с группой в пользу группы. Такие люди также как и представители первой группы крайне опасны для общества, которое при наличии большого количества таких представителей деградирует, превращается в сообщество рабов, готовых безвольно выполнять все указания, приказы, не задумываясь подчиняться мнению сильных людей. Представители этих двух типов конформистов - находка для человека-лидера, который за короткое время сможет раз и навсегда подчинить их своей воле.

Третья группа социальных конформистов - внешние конформисты, которые принимают мнение большинство лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. Такие люди действительно имеют свое мнение, однако вследствие своей слабохарактерности и трусости неспособны отстаивать его в группе. Они способны внешне согласиться с неправильны, по их взгляду, мнением с целью предотвращения конфликтной ситуации. Такие люди заявляют, что согласились с неправильным мнением чтобы не противопоставлять себя большинству, не быть изгоем.

Четвертый тип конформистов составляют негативисты (конформисты наизнанку). В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Такие люди крайне опасны для общества, поскольку в любом случае не признают общественных ценностей, открыто вступают в конфликт с обществом даже тогда, когда понимают, что их позиция не верна. При этом, интересен тот факт, что даже если поменять мнение большинства и привести его в соответствие с позицией негативистов, последние в свою очередь все равно поменяют свое мнение, поскольку все-таки находятся под влиянием мнения большинства.

Всем перечисленным типам конформистов противостоят нонконформисты, которые в любой ситуации, даже под сильным и направленным влиянием большинства остаются при своем мнении, принимают меры по отстаиванию своих позиций. Такие люди отличаются самостоятельностью, независимостью, вследствие чего являются скорее изгоями общества, которое всеми силами стремится поглотить их, сломить их сопротивление и подчинить своей воле. Часто именно нонконформисты оказываются той движущей силой, которая толкает общество по пути развития, усвоения истинных общественных ценностей, открывают для него новые возможности.


Заключение

Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.

От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм - это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом", под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

Экспериментальное изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляет такое поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние - в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность (при наличии хотя бы одного "инакомыслящего" эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны).

Социальный конформист - это человек, член общества, который вопреки своим взглядам, мыслям, знаниям, под воздействием мнения большинства членов группы принимает это мнение истинно верным и соглашается принять его.

Иными словами конформист - это человек, привыкший всем беспрекословно подчиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных убеждений, ни собственного "Я". Если у него есть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем подчиняется ее требованиям. Конформист - это тип социального приспособленца.

В основу деления социальных конформистов на группы была положена их склонность к изменению своего мнения под давлением мнения большинства и характер последующего поведения индивида.

Первую группу социальных конформистов составили ситуационные конформисты. Представители данной группы отличаются от других членов общества проявлением наиболее высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях.

Вторую группу представляют внутренние конформисты, то есть такие люди, которые в случае конфликта своего мнения с мнением большинства принимает его сторону и внутренне усваивает это мнение, то есть становится одним из членов большинства.

Третья группа социальных конформистов - внешние конформисты, которые принимают мнение большинство лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться.

Четвертый тип конформистов составляют негативисты (конформисты наизнанку). Представители этой группы в любом случае не признают общественных ценностей, открыто вступают в конфликт с обществом даже тогда, когда понимают, что их позиция не верна.

Всем перечисленным типам конформистов противостоят нонконформисты, которые в любой ситуации, даже под сильным и направленным влиянием большинства остаются при своем мнении, принимают меры по отстаиванию своих позиций. Такие люди отличаются самостоятельностью, независимостью.


Список используемой литературы

1. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. Основы социологии. Курс лекций. Ч.1/ Отв. ред. Эфендиев А.Г. - М., 1994.

4. Радугин А.А., Радугин К. А, Социология: Курс лекций. - М., Валдос, 1995.Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

5. Социальная психология. Учеб. пособие. Под общ. ред. Андреевой Г.М. - М.: Проспект, 2001.

6. Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.

7. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие/Под ред.В.П. Андрущенко. - Харьков, 1996.

8. Социология/ Уч. пособие, под ред. Г.В. Осипова. М., Наука, 1990.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.

10. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М., 1994.

11. Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. - М., Проспект, 1997.

12. Щёкин Г.В. Система социологического знания. Учебное пособие. - К., 1995.